j
g | Библиографический список
^ О
Eg 1. Сорокоумова Е.А. Самопознание в структуре профессиональной подго-§ ^ товки современного учителя // Вестник Московского государственного
5 областного университета. 2016. № 4. С. 13-23.
2. Сорокоумова Е.А., Катанова В.Г. Экспериментальное исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-2. С. 399-406.
3. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В., Кузнецова В.В. Психология обучения взрослых в контексте непрерывного образования // Инициативы XXI века. 2015. № 3. С. 71-73.
4. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/ psyclin/2012/n4/57323.shtml (дата обращения: 27.02.2017).
5. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3. С. 119-128.
6. Черкасова С.А., Лобанова А.В. Опыт формирования готовности студентов психологов к работе в системе инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 173-176.
Н.В. Неверова, Е.В. Максимова
Формирование готовности студентов к саморазвитию
В статье поддерживается значение идей личностного роста и самоорганизации и отражаются современные процессы в вузовской практике по формированию готовности студентов к саморазвитию. Особое внимание обращено на роль технологии профессионального погружения с целью реализации потенциала личности.
Ключевые слова: саморазвитие личности, профессиональная компетентность, погружение в профессию, жизненная навигация.
Высокий темп развития современного общества вызывает необходимость быть готовым к личностному росту, саморазвитию и самоорганизации в профессиональной сфере. Идея саморазвития личности
в педагогической науке была заложена в трудах Я.А. Коменского, Е
А. Дистервега, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Важнейшую роль § ^
они играют и сегодня, отражаясь в Законе «Об образовании в Россий- 5 °
ской Федерации», Концепции модернизации российского образования | 1
до 2020 г., Национальной доктрине образования до 2025 г. и в других 2 <§
Е о
концептуальных документах. о рд
На начальном этапе развития личности проблема жизненного само- чю определения, выбор профессии представляет собой самостоятельное, с осознанное построение перспектив своего профессионального развития, проявляется в многократных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на различных этапах профессионального становления.
Вузовский образовательный процесс обладает большим потенциалом формирования у студентов готовности к саморазвитию не только в процессе обучения профессии, но и в дальнейшей деятельности. Вузы в процессе реализации индивидуально-ориентированного подхода, регламентированного ФГОС ВПО, все большее внимание уделяют созданию для субъектов высшего образования условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Основные характеристики данного подхода - нелинейность, модульность и вариативность форм обучения, которые предоставляют студенту возможность самостоятельно выбрать траекторию освоения содержания дисциплин на основе разветвленных образовательных программ [8].
Одной из важнейших задач вуза является создание оптимальных условий профессионального саморазвития личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. При этом применяется психолого-педагогическое сопровождение студента, предусматривающее создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, помощь в преодолении трудностей (барьеров, затруднений и т.п.) и организацию ситуаций успешности и достижений и обеспечивающее помощь в осознании студентом своего профессионального предназначения.
По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, профессиональная компетентность, являясь продуктом обучения, находится в прямой связи с саморазвитием индивида, не столько технологического, сколько его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятель-ностного и личностного опыта [1, с. 8-14].
*
В отечественной психолого-педагогической литературе одними их | § первых дали определение понятию «саморазвитие» В.И. Слободчиков об и Е.И. Исаев. Согласно их подходу, в результате саморазвития человек й ^ должен стать подлинным субъектом своей жизни, превращая собственную с жизнедеятельность в предмет практического преобразования [7, с. 159].
Саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя [3].
Саморазвитие личности направлено на изменение ее деятельностной природы, поэтому в структуре процесса саморазвития мы выделяем, в первую очередь, деятельностный компонент, а затем коммуникативный, интеллектуальный и мотивационный.
Деятельностный компонент обеспечивает сформированность профессиональных умений и навыков, использование рациональных приемов самостоятельной работы по добыванию профессиональных знаний; совершенствование профессиональных и коммуникативных умений; осуществление самоанализа; самооценку получаемой информации; прогнозирование возможных результатов своей деятельности, ее коррекцию и перестройку; рациональное и конструктивное решение профессиональных задач при позитивном взаимодействии в профессиональной среде.
Коммуникативный компонент предполагает формирование готовности к установлению взаимоотношений с коллегами по учебе и в профессиональной среде; развитие навыков педагогического общения; ориентацию на диалог и самоизменение, преодоление конфликтов; способность организовать совместную деятельность, гармоничные отношения в семье, на работе, в личной жизни; контролировать эмоции.
Интеллектуальный компонент отвечает за развитие интеллектуальных способностей, памяти, внимания, абстрактного и творческого мышления, умение ставить цели и достигать их, повышение личной эффективности, умение планировать свое время, прогнозировать успехи учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом.
Мотивационный компонент включает профессиональную мотивацию, ценностные установки, рефлексию личных интересов и профессионального поведения, потребностей, регулирующих повседневную жизнедеятельность личности в обществе, требующую ориентации сознания студентов на общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности.
ее
От курса к курсу у студентов усиливается профессионализация моти- Е вов учения, а рефлексивное погружение студента в педагогическую про- § ^ фессию актуализирует его субъективные качества, такие как инициатив- 5 ° ность, избирательность, самостоятельность, ответственность.
Как показывают исследования, уровень планируемых результатов | <§ у студентов обычно высок, но стремление к нему не всегда подкрепля- о § ется делами; мечты расходятся с реальными успехами в учебе. Нередко ч о они недостаточно адекватно оценивают свои сильные и слабые сторо- с ны, что не способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Преподаватели вуза должны помочь студентам в формировании адекватных самооценки и уровня притязаний, с тем чтобы предупредить возможные разочарования и фрустрации из-за неудач в работе [2].
На повестке дня нерешенной остается еще одна проблема: как обновить процесс формирования готовности к саморазвитию в условиях профессиональной подготовки завтрашних учителей. Проекты обновления уже имеются и начинают внедряться в практику. В настоящее время в педагогической практике накоплен определенный опыт применения различных технологий, способствующих саморазвитию личности. Их введение в различные формы целостного учебно-воспитательного процесса является эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в профессиональном образовании и индивидуальным подходом к освоению профессии. Открываются возможности и перспективы улучшения профессиональной подготовки, которые во многом по-новому решают задачи формирования профессионально важных качеств личности учителя. Если раньше она решалась в основном в плане выявления и оценки профессионально важных качеств, то теперь акцент делается на формировании и развитии компетенций. Вот почему в практику стали внедряться различного рода тренинги, развивающие упражнения, профессионально ориентированные игровые методики и др. [6]. Среди них, на наш взгляд, достойное место должна занять технология погружения в профессию или погружения в новую педагогику, которая успешно применяется в ряде вузов [4]. На ее основе можно гораздо эффективнее формировать личность учителя и осуществлять личностный подход в его профессиональной подготовке, при этом обращая внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание будущего учителя и стимулировать его самообразование, самовоспитание и саморазвитие, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности.
Формирование у студентов готовности к саморазвитию представляет собой процесс «погружения» в профессиональную среду, формирующую
л
*
2Е у них навыки, умения, самостоятельность и уверенность при разработ-|о ке сценариев различных мероприятий и участии в различных видах о 5 учебной и внеучебной деятельности, а также обучение пользоваться § ^ этим на практике; подготовка и составление творческих заданий, тре-с бующих свободной ориентации в решении профессиональных задач, проявлении умений самостоятельно планировать воспитательную деятельность, осуществлять выбор способов ее выполнения, преодоления трудностей, осмысления причин возникших затруднений, рефлексии; использование нетрадиционных методов и форм, повышающих мотивацию к педагогической деятельности; создание педагогических ситуаций; усиление роли активных методов обучения, позволяющих в дальнейшем обучать школьников самостоятельному проектированию, активизировать желание добывать знания, участвуя в деловых играх и используя компьютерные технологии и т.д.; ознакомление студентов с наиболее эффективными методическими приемами проблемного и развивающего обучения и др.
На наш взгляд, данный процесс обновления технологий переживает лишь начальную стадию поисков и пробной реализации. Наибольшим «социальным запасом» в этом отношении обладают те технологии воспитания, которые предоставляют молодым людям возможность сделать шаг в реальное настоящее и прояснить для себя свое место в профессии. Профессиональное погружение - прикладное знакомство с профессией, в котором моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении. Этот процесс позволяет студентам приспособиться к условиям образования, стать успешным в обучении, научно-исследовательской деятельности и в разнообразной студенческой жизни. Его основные составляющие -знакомство с организацией учебной деятельности, интеллектуального труда и культурой речи и общения, освоение навыков личностного роста и продуктивной коммуникации, овладение самоорганизацией и саморазвитием
Для студентов первых курсов эти виды занятий проводятся в нетрадиционных формах: предметные и межпредметные погружения, образовательные поездки и путешествия, диспуты и конференции, самостоятельная работа с медиасредствами, мастерские по выбору, встречи с ведущими преподавателями вуза, подготовка итогового проекта жизненной навигации.
Вопросы индивидуального развития являются важной составляющей реализации потенциала личности. Работая в группах и парах, студенты обсуждают важность выбора собственного маршрута развития, а также закладываю свои замыслы в проектную действительность, используя
cc
инструменты тайм-менеджмента, позволяющего увеличить продуктив- Е ность своих планов за счет контроля временных ресурсов. о ^
Обучение тогда становится интересным, когда передаются традиции, g ° от курса к курсу, от потока студентов к потоку, и когда преподаватели | i реализуют программы, которые совершенно по-новому предлагают сту- | <g дентам выстроить свой жизненный путь. Действительно, на первом курсе о § трудно понять свое предназначение, но первый шаг сделан в сторону So выбора профессии, в сторону осознания себя и своего места в этом мире. с
Немаловажно в этом процессе активное содействие студентов старших курсов, желающих передать первокурсникам свой опыт, открытость общению и глубокую симпатию к своему «второму дому». При организованном общении старшекурсники актуализируют свои представления о «студенте» и вузе, анализируют свои прошлые представления о профессии до поступления и синтезируют планы на будущее в рамках профессиональных ориентаций с целью эффективной реализации своих умений и навыков, знакомят с миссией высшего образования.
Наиболее значимым педагогическим условием формирования у студентов педагогического образования готовности к саморазвитию мы считаем подготовку к профессиональному использованию комплекса методов, объединяющих специально подобранную совокупность творческих заданий, нетрадиционных форм и средств, педагогических ситуаций, направленного на педагогическое воздействие, позволяющее существенно повысить педагогическую эффективность воспитательных результатов, например, знакомство с технологиями личностного развития и способами выстраивания индивидуальной траектории обучения на занятиях по жизненной навигации [5].
Библиографический список
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
2. Демидова Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2000.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М., 2004.
4. МПГУ. URL: мпгу.рф (дата обращения: 27.09.2016).
5. Огнев А.С. Жизненная навигация. М., 2009.
6. Попова В.Р. Формирование проектировочных умений студентов педагогического вуза на основе алгоритмического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
8. ФГОС ВПО. URL: fgosvo.ru (дата обращения: 18.10.2017).
/
сс сс
§ | Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, М.В. Ферапонтова
1 8
2 ¡5
Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения 7
В статье анализируются критерии формирования ответственности младших школьников поколения 7: знание социальных, нравственных норм поведения, возможность осуществления младшим школьником выбора, ответственного отношения к учебной деятельности, проявление волевых усилий в достижении целей, непосредственного опыта саморегуляции своего поведения. Ключевые слова: младший школьник поколения 7, ответственность у младших школьников, значение семьи для младшего школьника, младший школьник как субъект социальных отношений.
В настоящее время в научный обиход психологов и педагогов входит новая теория - теория поколений, разработанная американскими учеными в 1991 г., основанная на ценностях среднего класса, которые формируются в возрасте 10-12 лет под влиянием социальных изменений в обществе и на основе ценностей семьи.
Дети, родившиеся после 2000 г., по этой теории относятся к так называемому поколению 2. В настоящее время в начальной школе учатся представители этого поколения, которые по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина называются младшими школьниками, с характерными для этого возраста особенностями и новообразованиями [6].
Начало систематического обучения в школе связано не только с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, но и с изменением его социального статуса. Освоение структуры нового вида деятельности, переход к иной социальной позиции обуславливает необходимость формирования у младшего школьника ответственности за свои действия как способности осуществлять выбор в конкретных социальных ситуациях.
Ответственность считается важнейшим свойством личности. В психологии ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, оценивание, наказуемость и т.п.) и внутренние формы