Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к саморазвитию'

Формирование готовности студентов к саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / IMMERSION IN THE PROFESSION / LIFE NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неверова Н.В., Максимова Е.В.

В статье поддерживается значение идей личностного роста и самоорганизации и отражаются современные процессы в вузовской практике по формированию готовности студентов к саморазвитию. Особое внимание обращено на роль технологии профессионального погружения с целью реализации потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неверова Н.В., Максимова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness formation of students to self-development

The article is focused on the value of ideas of personal growth and selforganization and reflects modern processes in higher school practice on the formation of readiness of students for self-development. Special attention is paid to the role of technology of professional immersion for the purpose of realization of potential of the personality.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к саморазвитию»

j

g | Библиографический список

^ О

Eg 1. Сорокоумова Е.А. Самопознание в структуре профессиональной подго-§ ^ товки современного учителя // Вестник Московского государственного

5 областного университета. 2016. № 4. С. 13-23.

2. Сорокоумова Е.А., Катанова В.Г. Экспериментальное исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-2. С. 399-406.

3. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В., Кузнецова В.В. Психология обучения взрослых в контексте непрерывного образования // Инициативы XXI века. 2015. № 3. С. 71-73.

4. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/ psyclin/2012/n4/57323.shtml (дата обращения: 27.02.2017).

5. Черкасова С.А. Психолого-педагогическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3. С. 119-128.

6. Черкасова С.А., Лобанова А.В. Опыт формирования готовности студентов психологов к работе в системе инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 173-176.

Н.В. Неверова, Е.В. Максимова

Формирование готовности студентов к саморазвитию

В статье поддерживается значение идей личностного роста и самоорганизации и отражаются современные процессы в вузовской практике по формированию готовности студентов к саморазвитию. Особое внимание обращено на роль технологии профессионального погружения с целью реализации потенциала личности.

Ключевые слова: саморазвитие личности, профессиональная компетентность, погружение в профессию, жизненная навигация.

Высокий темп развития современного общества вызывает необходимость быть готовым к личностному росту, саморазвитию и самоорганизации в профессиональной сфере. Идея саморазвития личности

в педагогической науке была заложена в трудах Я.А. Коменского, Е

А. Дистервега, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Важнейшую роль § ^

они играют и сегодня, отражаясь в Законе «Об образовании в Россий- 5 °

ской Федерации», Концепции модернизации российского образования | 1

до 2020 г., Национальной доктрине образования до 2025 г. и в других 2 <§

Е о

концептуальных документах. о рд

На начальном этапе развития личности проблема жизненного само- чю определения, выбор профессии представляет собой самостоятельное, с осознанное построение перспектив своего профессионального развития, проявляется в многократных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на различных этапах профессионального становления.

Вузовский образовательный процесс обладает большим потенциалом формирования у студентов готовности к саморазвитию не только в процессе обучения профессии, но и в дальнейшей деятельности. Вузы в процессе реализации индивидуально-ориентированного подхода, регламентированного ФГОС ВПО, все большее внимание уделяют созданию для субъектов высшего образования условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Основные характеристики данного подхода - нелинейность, модульность и вариативность форм обучения, которые предоставляют студенту возможность самостоятельно выбрать траекторию освоения содержания дисциплин на основе разветвленных образовательных программ [8].

Одной из важнейших задач вуза является создание оптимальных условий профессионального саморазвития личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. При этом применяется психолого-педагогическое сопровождение студента, предусматривающее создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, помощь в преодолении трудностей (барьеров, затруднений и т.п.) и организацию ситуаций успешности и достижений и обеспечивающее помощь в осознании студентом своего профессионального предназначения.

По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, профессиональная компетентность, являясь продуктом обучения, находится в прямой связи с саморазвитием индивида, не столько технологического, сколько его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятель-ностного и личностного опыта [1, с. 8-14].

*

В отечественной психолого-педагогической литературе одними их | § первых дали определение понятию «саморазвитие» В.И. Слободчиков об и Е.И. Исаев. Согласно их подходу, в результате саморазвития человек й ^ должен стать подлинным субъектом своей жизни, превращая собственную с жизнедеятельность в предмет практического преобразования [7, с. 159].

Саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя [3].

Саморазвитие личности направлено на изменение ее деятельностной природы, поэтому в структуре процесса саморазвития мы выделяем, в первую очередь, деятельностный компонент, а затем коммуникативный, интеллектуальный и мотивационный.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность профессиональных умений и навыков, использование рациональных приемов самостоятельной работы по добыванию профессиональных знаний; совершенствование профессиональных и коммуникативных умений; осуществление самоанализа; самооценку получаемой информации; прогнозирование возможных результатов своей деятельности, ее коррекцию и перестройку; рациональное и конструктивное решение профессиональных задач при позитивном взаимодействии в профессиональной среде.

Коммуникативный компонент предполагает формирование готовности к установлению взаимоотношений с коллегами по учебе и в профессиональной среде; развитие навыков педагогического общения; ориентацию на диалог и самоизменение, преодоление конфликтов; способность организовать совместную деятельность, гармоничные отношения в семье, на работе, в личной жизни; контролировать эмоции.

Интеллектуальный компонент отвечает за развитие интеллектуальных способностей, памяти, внимания, абстрактного и творческого мышления, умение ставить цели и достигать их, повышение личной эффективности, умение планировать свое время, прогнозировать успехи учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом.

Мотивационный компонент включает профессиональную мотивацию, ценностные установки, рефлексию личных интересов и профессионального поведения, потребностей, регулирующих повседневную жизнедеятельность личности в обществе, требующую ориентации сознания студентов на общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности.

ее

От курса к курсу у студентов усиливается профессионализация моти- Е вов учения, а рефлексивное погружение студента в педагогическую про- § ^ фессию актуализирует его субъективные качества, такие как инициатив- 5 ° ность, избирательность, самостоятельность, ответственность.

Как показывают исследования, уровень планируемых результатов | <§ у студентов обычно высок, но стремление к нему не всегда подкрепля- о § ется делами; мечты расходятся с реальными успехами в учебе. Нередко ч о они недостаточно адекватно оценивают свои сильные и слабые сторо- с ны, что не способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Преподаватели вуза должны помочь студентам в формировании адекватных самооценки и уровня притязаний, с тем чтобы предупредить возможные разочарования и фрустрации из-за неудач в работе [2].

На повестке дня нерешенной остается еще одна проблема: как обновить процесс формирования готовности к саморазвитию в условиях профессиональной подготовки завтрашних учителей. Проекты обновления уже имеются и начинают внедряться в практику. В настоящее время в педагогической практике накоплен определенный опыт применения различных технологий, способствующих саморазвитию личности. Их введение в различные формы целостного учебно-воспитательного процесса является эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в профессиональном образовании и индивидуальным подходом к освоению профессии. Открываются возможности и перспективы улучшения профессиональной подготовки, которые во многом по-новому решают задачи формирования профессионально важных качеств личности учителя. Если раньше она решалась в основном в плане выявления и оценки профессионально важных качеств, то теперь акцент делается на формировании и развитии компетенций. Вот почему в практику стали внедряться различного рода тренинги, развивающие упражнения, профессионально ориентированные игровые методики и др. [6]. Среди них, на наш взгляд, достойное место должна занять технология погружения в профессию или погружения в новую педагогику, которая успешно применяется в ряде вузов [4]. На ее основе можно гораздо эффективнее формировать личность учителя и осуществлять личностный подход в его профессиональной подготовке, при этом обращая внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание будущего учителя и стимулировать его самообразование, самовоспитание и саморазвитие, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности.

Формирование у студентов готовности к саморазвитию представляет собой процесс «погружения» в профессиональную среду, формирующую

л

*

2Е у них навыки, умения, самостоятельность и уверенность при разработ-|о ке сценариев различных мероприятий и участии в различных видах о 5 учебной и внеучебной деятельности, а также обучение пользоваться § ^ этим на практике; подготовка и составление творческих заданий, тре-с бующих свободной ориентации в решении профессиональных задач, проявлении умений самостоятельно планировать воспитательную деятельность, осуществлять выбор способов ее выполнения, преодоления трудностей, осмысления причин возникших затруднений, рефлексии; использование нетрадиционных методов и форм, повышающих мотивацию к педагогической деятельности; создание педагогических ситуаций; усиление роли активных методов обучения, позволяющих в дальнейшем обучать школьников самостоятельному проектированию, активизировать желание добывать знания, участвуя в деловых играх и используя компьютерные технологии и т.д.; ознакомление студентов с наиболее эффективными методическими приемами проблемного и развивающего обучения и др.

На наш взгляд, данный процесс обновления технологий переживает лишь начальную стадию поисков и пробной реализации. Наибольшим «социальным запасом» в этом отношении обладают те технологии воспитания, которые предоставляют молодым людям возможность сделать шаг в реальное настоящее и прояснить для себя свое место в профессии. Профессиональное погружение - прикладное знакомство с профессией, в котором моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении. Этот процесс позволяет студентам приспособиться к условиям образования, стать успешным в обучении, научно-исследовательской деятельности и в разнообразной студенческой жизни. Его основные составляющие -знакомство с организацией учебной деятельности, интеллектуального труда и культурой речи и общения, освоение навыков личностного роста и продуктивной коммуникации, овладение самоорганизацией и саморазвитием

Для студентов первых курсов эти виды занятий проводятся в нетрадиционных формах: предметные и межпредметные погружения, образовательные поездки и путешествия, диспуты и конференции, самостоятельная работа с медиасредствами, мастерские по выбору, встречи с ведущими преподавателями вуза, подготовка итогового проекта жизненной навигации.

Вопросы индивидуального развития являются важной составляющей реализации потенциала личности. Работая в группах и парах, студенты обсуждают важность выбора собственного маршрута развития, а также закладываю свои замыслы в проектную действительность, используя

cc

инструменты тайм-менеджмента, позволяющего увеличить продуктив- Е ность своих планов за счет контроля временных ресурсов. о ^

Обучение тогда становится интересным, когда передаются традиции, g ° от курса к курсу, от потока студентов к потоку, и когда преподаватели | i реализуют программы, которые совершенно по-новому предлагают сту- | <g дентам выстроить свой жизненный путь. Действительно, на первом курсе о § трудно понять свое предназначение, но первый шаг сделан в сторону So выбора профессии, в сторону осознания себя и своего места в этом мире. с

Немаловажно в этом процессе активное содействие студентов старших курсов, желающих передать первокурсникам свой опыт, открытость общению и глубокую симпатию к своему «второму дому». При организованном общении старшекурсники актуализируют свои представления о «студенте» и вузе, анализируют свои прошлые представления о профессии до поступления и синтезируют планы на будущее в рамках профессиональных ориентаций с целью эффективной реализации своих умений и навыков, знакомят с миссией высшего образования.

Наиболее значимым педагогическим условием формирования у студентов педагогического образования готовности к саморазвитию мы считаем подготовку к профессиональному использованию комплекса методов, объединяющих специально подобранную совокупность творческих заданий, нетрадиционных форм и средств, педагогических ситуаций, направленного на педагогическое воздействие, позволяющее существенно повысить педагогическую эффективность воспитательных результатов, например, знакомство с технологиями личностного развития и способами выстраивания индивидуальной траектории обучения на занятиях по жизненной навигации [5].

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

2. Демидова Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2000.

3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М., 2004.

4. МПГУ. URL: мпгу.рф (дата обращения: 27.09.2016).

5. Огнев А.С. Жизненная навигация. М., 2009.

6. Попова В.Р. Формирование проектировочных умений студентов педагогического вуза на основе алгоритмического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.

8. ФГОС ВПО. URL: fgosvo.ru (дата обращения: 18.10.2017).

/

сс сс

§ | Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, М.В. Ферапонтова

1 8

2 ¡5

Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения 7

В статье анализируются критерии формирования ответственности младших школьников поколения 7: знание социальных, нравственных норм поведения, возможность осуществления младшим школьником выбора, ответственного отношения к учебной деятельности, проявление волевых усилий в достижении целей, непосредственного опыта саморегуляции своего поведения. Ключевые слова: младший школьник поколения 7, ответственность у младших школьников, значение семьи для младшего школьника, младший школьник как субъект социальных отношений.

В настоящее время в научный обиход психологов и педагогов входит новая теория - теория поколений, разработанная американскими учеными в 1991 г., основанная на ценностях среднего класса, которые формируются в возрасте 10-12 лет под влиянием социальных изменений в обществе и на основе ценностей семьи.

Дети, родившиеся после 2000 г., по этой теории относятся к так называемому поколению 2. В настоящее время в начальной школе учатся представители этого поколения, которые по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина называются младшими школьниками, с характерными для этого возраста особенностями и новообразованиями [6].

Начало систематического обучения в школе связано не только с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, но и с изменением его социального статуса. Освоение структуры нового вида деятельности, переход к иной социальной позиции обуславливает необходимость формирования у младшего школьника ответственности за свои действия как способности осуществлять выбор в конкретных социальных ситуациях.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. В психологии ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, оценивание, наказуемость и т.п.) и внутренние формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.