ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378.147 - 159-9-072
В. В. Сохранов-Преображенский
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОЯВЛЕНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассмотрен механизм развития критического мышления студентов на основе системно-деятельностного взаимодействия преподавателей и студентов вуза. Представлен анализ взаимосвязи процесса профессиональной подготовки студентов и готовности проявить различные уровни сформированности критического мышления в ситуациях профессионально направленного взаимодействия преподавателей и студентов.
Ключевые слова: моделирование, критическое мышление, профессиональная подготовка.
Построение модели формирования готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла связано с использованием моделирования как метода педагогического исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы и исследований, относящихся к формированию готовности к какой-либо деятельности, в том числе и к учебной, позволил нам в модели исследуемого процесса выделить следующие основные компоненты: целевой, содержательный, операционально-деятельностный и результативный.
Целевой компонент конструируемой нами модели включает следующие цели и задачи:
1) формирование познавательных и профессиональных установок и мотивов к проявлению критического мышления;
2) обучение студентов работе с информационными текстами;
3) формирование и развитие рефлексивных умений у студентов;
4) повышение общей и профессионально-педагогической культуры на основе развития саморегулятивных умений.
Изучение сущности понятия критического мышления позволяет перейти к рассмотрению умений, так как формирование готовности студентов к проявлению такого мышления в процессе профессиональной подготовки включает в себя овладение будущими специалистами умениями критически мыслить.
Важнейшим следствием данной концепции стало построение современного педагогического процесса на принципах самодеятельности, самостоятельности и активности, мотивирующих учащихся к креативному мыслительному действию исследовательского характера.
По мнению А. В. Хуторского и И. П. Подласого, проблемное обучение хоть и ограничивает творчество учащихся областью решения заданной задачи и низкой вариативностью реализации данного вида обучения, но все же является достаточной для освоения ими способов творчества. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым создает необходимую учебную мотивацию. Форма управления обучающимися, состоящая в организации их на решение поисковых задач и постановке перед ними задач проблемного типа, как раз и воспитывает активность [1, 2].
Проблемное обучение предполагает структуру учебного занятия, включающую три компонента: актуализацию опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; применение их (формирование умений и навыков) [3]. О. Г. Пронич-кина выделяет качества, присущие творческой личности: умение приспосабливаться, самостоятельность, оригинальность и гибкость мышления, раскованность и стремление к самореализации. Исследователями допускается возможность развития этих качеств, которые во многом пересекаются с характеристиками критического мышления, с применением эвристических методов [4].
Для развития творческого мышления студентов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла мы предполагаем использовать следующие педагогические приемы: технологию «мозговой штурм», написание десятиминутного эссе, свободного письма, синквейна, составление кластера, задание вопросов автору, завершение истории и др.
Эффективность функционирования модели зависит от условий, в которых реализуется формирование готовности к проявлению критического мышления в процессе профессиональной подготовки. Выбор условий, способствующих эффективности организуемой деятельности, обусловлен принципами деятельности и спецификой организации системы высшего профессионального образования. В процессе исследования были выделены следующие условия:
- формирование критического мышления как вида мыслительной деятельности студентов составляет целевой компонент педагогического сопровождения их учебных действий;
- формирование положительной устойчивой мотивации студентов к проявлению критического мышления осуществляется в процессе изучения дисциплин психологопедагогического цикла;
- процесс взаимодействия преподавателя и студентов направлен на смысловое, профессиональное самоопределение студентов, возникающее в случае реализации будущими педагогами в учебной деятельности потребности в анализе, сравнении и моделировании личностной позиции и отношения к будущей профессиональной самореализации;
- эффективное формирование готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла основывается на готовности будущих педагогов проявлять в учебной деятельности творческие, рефлексивные, оценочные и саморегуляционные умения;
- готовность к проявлению критического мышления в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла реализуется в акмеологической, системной, гуманистической и личностно ориентированной модели взаимодействия преподавателя и будущих педагогов, которую необходимо рассматривать как процесс преобразования двух основных процессов: развития личности студента и содержания педагогического сопровождения деятельности.
На основе рассмотренных особенностей формирования готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла мы сформулировали критерии и показатели уровней исследуемой готовности, ко-
торые, в свою очередь, исходят из ее целевого, мотивационного, операционного и результативного компонентов.
Для оценки сформированности готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе эксперимента мы предлагаем использовать совокупность показателей, которые классифицированы нами на основе четырех критериев, раскрывающих исследуемую готовность.
Первый критерий - знание студентом теоретических основ сущности критического мышления и механизмов его проявления в деятельности - выражает информационный компонент готовности студентов к проявлению критического мышления. Он оценивался по следующим показателям: знание студентом сущности понятия «критическое мышление», основных характеристик исследуемого мышления, умений, навыков, стратегий и механизмов его проявления в учебно-познавательной деятельности.
Второй критерий - наличие самодостаточности мышления - выражает личностную автономию критически мыслящего студента, оцениваемую нами по следующим показателям: самостоятельность, независимость, конструктивная самокритика и самоанализ.
Третий критерий - мотивация проявления критического мышления в деятельности -характеризует мотивационный компонент готовности студентов к проявлению критического мышления, оцениваемый нами по следующим показателям: личностная заинтересованность, учебная необходимость, профессиональная потребность, социальная потребность.
Последний критерий - направленность проявления критического мышления в деятельности - выражает установочный компонент исследуемой готовности, который характеризуется следующими критериями: цель, структура и качество проявления.
На основе данных критериев и показателей мы определили содержание уровней готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, которые представлены нами в порядке сложности овладения ими, начиная с простейшего. Мы будем предполагать, что первый критерий и связанный с ним информационный компонент присутствуют на всех уровнях исследуемой готовности, поскольку знакомство с теорией критического мышления, как правило, не вызывает трудностей у студентов и не требует специальных способностей.
Низкий - характеризуется низкой степенью проявления саморегулятивности поведения (не умеет слушать других, нетерпимо относится к их позиции; способен преодолевать лишь незначительные сложности; имеются трудности в признании своей ошибки и пр.) и самостоятельности в процессе выполнения заданий. Аргументация присутствует, но не слишком убедительная - в борьбе мнений склонен подчиняться. Творческие способности проявляются редко. Рефлексивные умения развиты слабо (неадекватная самооценка или неспособность посмотреть на себя, оценить свои действия, в том числе и мыслительные, со стороны, обнаружить ошибку в собственной мыслительной деятельности). Деятельность студента на данном уровне носит осмысленный характер, но лишь в операционально-деятельностном аспекте. В содержательном аспекте педагогического процесса у студента может быть недопонимание структуры и меры проявления критичности мышления.
Средний - характеризуется проявлением достаточно высокой саморегулятивности поведения (умеет слушать других, терпимо относится к их позиции; умеет преодолевать трудности; может признать свою ошибку, неправоту и пр.) и самостоятельности в процессе выполнения заданий. В большинстве случаев способен мыслить творчески. Аргументация широкая и убедительная, в дискуссии студент может склонить оппонента к своей точке зрения. Рефлексивные умения развиты слабо (неспособность посмотреть на себя, оценить свои действия, в том числе и мыслительные, со стороны, обнаружить ошибку в собственной мыслительной деятельности). Деятельность студента на данном уровне носит
осмысленный характер, но лишь в операционально-деятельностном аспекте. В содержательном аспекте педагогического процесса у студента может быть недопонимание структуры и меры проявления критичности мышления.
Высокий - характеризуется проявлением высокой саморегулятивности поведения (умеет слушать других, терпимо относится к их позиции; умеет преодолевать трудности; способен признать свою ошибку, неправоту и пр.) и самостоятельности в процессе выполнения заданий. Отличается высокой творческой активностью. Аргументация широкая и убедительная, в дискуссии студент способен склонить оппонента к своей точке зрения. Рефлексивные умения развиты на достаточном уровне, чтобы адекватно анализировать себя, объективно оценивать свои мыслительные процессы и свое поведение во время индивидуальной или групповой работы над проблемным заданием. Деятельность студента на данном уровне носит осмысленный характер как в операциональнодеятельностном, так и в содержательном аспектах.
Очевидно, что данные уровни готовности студентов к проявлению критического мышления взаимосвязаны между собой, и каждый последующий уровень вытекает из предыдущего. Кроме того, качество исследуемой нами готовности не ограничивается представленными уровнями, поскольку предполагаются и промежуточные варианты.
По мнению И. О. Загашева и С. И. Заир-Бека, наиболее благоприятные возможности для развития критического мышления студентов предоставляются на семинарских занятиях. Это связано с тем, что на лекции преобладает монологическая речь педагога, а при самостоятельной работе студентам приходится полагаться лишь на собственную готовность к осмысленному обучению. На семинарских занятиях происходит отработка конкретных навыков и умений студентов в режиме диалога друг с другом и преподавателем [5].
На семинарских занятиях по развитию критического мышления большинство исследователей (И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, Д. Халперн, Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил) рекомендуют чередовать индивидуальную и групповую деятельность студентов.
Групповое взаимодействие формирует самостоятельность, которая, по мнению Д. Клусте-ра, является одной из характеристик критического мышления.
Групповая мыслительная деятельность основывается на диалоговом общении, содержание которого ориентировано на обсуждение решения какой-либо проблемы. Один из участников инициативной группы коллектива высказывает мысль, формулирует аргументы в ее защиту, а оппонент оценивает ее и решает, согласиться и продолжить предложенную мысль или отвергнуть ее. Возникает дискуссия, которая, в свою очередь, требует от ее участников постоянного внимания, умственного напряжения, мыслительной активности. Поэтому данная форма профессиональной подготовки студентов развивает у них самоконтроль, аналитические умения, готовность оценивать полученную информацию, выделять главное, генерировать, а затем обосновывать и аргументировать собственную позицию, формулировать выводы. Эти мыслительные действия составляют базовые компоненты критического мышления.
Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности каждого студента от действий сокурсника; она помогает решить психологические проблемы взаимодействия; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки саморегулирования и самоуправления [6].
В процессе обмена мнениями студенты слышат разные точки зрения по одним и тем же вопросам, что служит дополнительным стимулом к учению: если много разных точек зрения, хочется узнать, какая из них истинная, правильной ли является собственная точка зрения [5]. В данной ситуации преподаватель может придерживаться позиции: «точек зрения много, а истина одна», мотивируя студентов к критической селекции (отбору наиболее правдоподобных позиций).
В процессе исследования выявлены организационные формы проведения семинарских занятий, направленных на развитие готовности студентов к проявлению критического мышления студентов в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. К ним относятся: групповая работа, игра, конференция, дискуссии (учебная, проблемная, перекрестная), круглый стол, тренинги и др.
Список литературы
1. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
2. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения /
A. В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких,
B. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
4. Проничкина, О. Г. Формирование готовности студентов к профессиональной творческой самореализации : дис. ... канд. пед. наук / Проничкина О. Г. - Пенза, 2006. - 187 с.
5. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. -СПб. : Альянс Дельта, 2003 - 284 с.
6. Стенякова, Н. Е. Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла : автореф. дис. . канд. пед. наук / Стенякова Н. Е. - Пенза, 2007.
Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
удк 378.147 - 159.9.072
Сохранов-Преображенский, В. В.
Формирование готовности студентов к проявлению критического мышления в процессе профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 2-6.
Sokhranov-Preobrazhenskiy Vladimir Vasil'evich
doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University