УДК 378.016 Егорова Елена Николаевна
преподаватель Краснодарского государственного университета культуры и искусств
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Egorova Elena Nikolayevna
Lecturer, Krasnodar State University of Culture and Arts
DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION AND COOPERATION SKILLS OF STUDENTS MAJORING IN TOURISM MANAGEMENT IN KRASNODAR KRAI
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы организации и содержания процесса подготовки будущих специалистов сферы туризма в условиях региональной системы образования с учетом поликультурного подхода применительно к образованию на основе идеи гуманистической психологии, педагогики равных возможностей, поддержки плюрализма (терпимость, уважение и утверждение, солидарность), изучения и освоения оригинальной культуры, языка, истории, литературы и концепции кросс-культурного образования, направленных на формирование готовности к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству.
Ключевые слова:
поликультурное образование, сфера туризма, этнический туризм, практико-ориентированная подготовка.
Summary:
The article discusses the problems of organization and support of training of future specialists of tourism in the conditions of the regional education system taking into account multicultural approach as it applies to education on the basis of humanism psychology, pedagogics of equal possibilities, support of pluralism (tolerance, respect and acceptance, solidarity), study and familiarization with original cultures, language, history, literature, and conception of cross-cultural education focused on development of intercultural communication and cooperation.
Keywords:
multicultural education, sphere of tourism, ethnic tourism, practice-oriented training.
Кардинальные перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие общества должно осуществляться на основе межкультурного диалога. Указанные процессы, происходящие в современном мире, приводят к пересмотру многих сфер подготовки современных специалистов, в том числе предопределяют глубокое переосмысление подготовки менеджера сферы туризма к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Новое качество подготовки будущего менеджера сферы туризма в вузе обусловливает потребность в разработке научно-технологического и практического обеспечения профессионального образования на основе опережающей подготовки студентов, выбор и реализацию технологий практико-ориентированной подготовки, использование современных информационных ресурсов, формирование единого образовательного пространства «вуз - предприятие», объединяющего усилия по организации целевой подготовки менеджера сферы туризма на конкретные рабочие места с учетом региональных особенностей.
Проблема формирования готовности будущих менеджеров сферы туризма к международному сотрудничеству носит универсальный характер, который обусловлен не только составом конкретного социума, но и социально-психологическими особенностями человека. При организации туризма в условиях конкретного региона, ориентированного на международное сотрудничество, будущие специалисты этой сферы должны учитывать индивидуальный компонент потенциальных туристов, их потребность знакомиться с историческими и национальными признаками страны посещения, гендерные и возрастные особенности, социальный статус.
При подготовке специалистов следует учитывать, что сегодня востребован принципиально новый вид туризма. На это ориентированы программы подготовки будущих менеджеров, готовых к межкультурному сотрудничеству. Востребованы программы, ориентированные на изучение географических особенностей региона, его архитектуры, градостроения, особенностей ландшафта, традиций музыкального искусства, театра, фольклора. Популярны туры, ориентированные на изучение обычаев, образа и стиля жизни людей. Основная задача практико-ориентированной подготовки студентов - менеджеров сферы туризма заключается в изменении профессионального отношения к данному виду туризма, чему способствует учет ряда факторов. Сюда следует
отнести появление зарубежных публикаций о культурном туризме, стремление придать большую научность исследованиям феномена культурно-познавательного и этнического туризма, проблемы межкультурного взаимодействия и сотрудничества. Межкультурное сотрудничество в сфере туризма трактуется как особый вид межкультурного взаимодействия, который представляет собой целенаправленную совместную деятельность по достижению общих для туристов целей в условиях диалога культур на основе этнической толерантности.
Межкультурное сотрудничество, на которое ориентированы будущие специалисты сферы туризма, характеризуется наличием общей для всех участников цели, разделением функций, доброжелательными межличностными отношениями. Формирование готовности будущих специалистов сферы туризма к межкультурному сотрудничеству учитывает ряд функций данного процесса [1]. Это: информационно-просветительная функция (создание условий для развития познавательных интересов партнеров по туризму; совершенствование и углубление интеграции знаний обучаемых о поликультурном своеобразии современного общества, об особенностях и отличительных чертах представителей той или иной культуры, их нормах, правилах, традициях и обычаях, образцах поведения, ценностных установках и убеждениях; способности творчески использовать приобретенные культурологические знания в процессе межкультурного сотрудничества); духовно-нравственная функция (формирование мировоззрения студентов на основе культурного разнообразия современного общества; формирование ценностного отношения к реалиям своей культуры и особенностям, специфике иной культуры, а также к ее представителям; содействие осознанию возможности компромисса между признанием культурных различий и их правом на существование); культурологическая функция (обеспечение сохранения, воспроизводства и развития культурного наследия различных этнических групп); социальная функция (вовлечение участников в совместную деятельность на основе диалога культур; приобретение достаточного уровня знаний, необходимых для осуществления эффективного межкультурного сотрудничества; способности к межличностным отношениям; формирование национальной самоидентификации личности студента); психологическая функция межкультурного сотрудничества (развитие эмпатии, рефлексии, творческого мышления, саморегуляции, умения адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека).
На решение проблем межкультурного взаимодействия и сотрудничества ориентирована Конвенция об охране всемирного культурного наследия, декларация Мехико о политике в области культуры, данной проблеме была посвящена Всемирная конференция по культурной политике. Сюда же можно отнести доклад Организации Объединенных Наций о развитии человека, всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Основная тревога специалистов связана с реальной угрозой уничтожения культурного наследия, усугубления существующих этнических и религиозных конфликтов. Туризм сегодня становится инструментом мира, развития, сближения народов, воспитания уважения. В процессе изучения культуры другого народа во время международного туризма формируется толерантность, повышаются гуманитарные ценности [2].
В контексте межкультурного сотрудничества меняются миссии культурного (культурно-познавательного) туризма, который становится механизмом познания национальной культуры страны посещения. Культура является фундаментальной основой процесса развития и способствует сохранению, укреплению независимости, суверенитета и самобытности народа. Ценностью культуры народа являются не только произведения искусства, труды ученых, но и нематериальное достояние. Сюда следует включать фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и пр. [3].
Культурный туризм, как отличный от других видов туризма, учитывает культурное наследие и традиции народов страны посещения [4]. Туристический бизнес в стране основан на историко-культурном потенциале. Сюда, как правило, включают социокультурную среду с традициями и обычаями. Немаловажными составляющими являются особенности бытовой и хозяйственной деятельности страны. Любая местность может представлять основу для познавательного туризма. Вместе с тем для массового развития туризма, организации туристической деятельности требуется определенное сосредоточение объектов культурного наследия. Сюда можно отнести памятники археологии, ландшафтной археологии. Большой интерес представляет история малых и больших городов, населенных пунктов, этнических поселений. Привлекательными становятся культурные центры, музеи, театры, выставочные залы, проводимые мероприятия (конкурсы, фестивали, центры ремесел и др.). Представляют большой интерес для туристов народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, самобытное и неповторимое искусство. Как правило, туристы воспринимают культурные комплексы в целом, составной частью которых является природа.
Осуществление подготовки будущих менеджеров проходит в условиях определенного региона, который изначально представляет базу для воспитания специалистов, ориентированных
на формирование готовности к международному взаимодействию и сотрудничеству. При прак-тико-ориентированной подготовке студенты - будущие менеджеры туризма преимущественно будут работать в Краснодарском крае, который является самым южным регионом России и находится на одной географической параллели с Северной Италией и Южной Францией, омывается водами Черного и Азовского морей. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь основывали города-колонии древние греки, гунны, хазары, печенеги, половцы и др. Важен исторический контекст обучения и учет того, что планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух Русско-турецких войн XVIII в. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому казачьему войску императрица Екатерина II даровала земли Таманского полуострова с окрестностями [5]. Активному развитию сферы туризма на современной территории Краснодарского края способствует географическое положение Кубани. Мало где в мире можно найти такое разнообразие рельефа в пределах одного края: от засушливого полуострова Тамань до влажных субтропиков в районе курорта Сочи. Туристический бизнес в Краснодарском крае развивается благодаря более 200 минеральным источникам. Кроме того, здесь находятся основные морские курорты России: Сочи, Анапа, Геленджик. В целом на территории Кубани действуют около 1 200 санаториев, домов отдыха, пансионатов и туристических баз, где одновременно могут разместиться свыше 220 тыс. человек. Самый крупный курортный город - Сочи вместе с примыкающим к нему горнолыжным курортом - Красная Поляна стал базой для проведения зимних Олимпийских игр 2014 г.
Краснодарский край представляет собой эффективную площадку для этнического туризма. Здесь имеются этнографические музеи (этнокультурные комплексы и центры в Анапе, Сочи, Геленджике и Крымском районе, на Тамани и др.). Так, на территории Анапы функционирует этнокультурный центр - парк «Добродея». Здесь воссоздано казачье подворье, сооружена настоящая казачья хата, специалисты сферы туризма знакомят гостей с жизнью и бытом кубанского казачества. Туристам предоставляется возможность попробовать традиционные казачьи блюда, а также увидеть искусную работу мастеров кузнечного, гончарного, скорняжного дела. Здесь же располагаются раскопки древнего города Горпиппия.
Пользуется большой популярностью у туристов этнографический комплекс «Двор Дружбы Народов» («Амшенский Двор») - первый в городе Сочи частный негосударственный этнографический объект. Данный этнографический комплекс состоит из стационарной этнографической выставки (более 1 500 экспонатов из дерева, глины, железа, меди, стекла, бронзы, камня, инструментов, открыток, книг, карт, железных значков и т. д.). На выставке представлены орудия труда, предметы вооружения, женские украшения и многое другое (более 500 экземпляров), датированные I, II, III, IV вв. до н. э. в стиле кавказского зодчества XV-XVI вв.
Познание истории, культуры и искусства страны посещения представляют убедительные основания для развития международного взаимодействия и сотрудничества. Этнический туризм в данном контексте учитывает существующий интерес к культурной составляющей России и Кубани, который проявляется в знакомстве с историей, в изучении титульной религии (посещение храмов, соборов, мечетей и др.), знакомстве с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами, культовой культурой, памятниками древности. Туристов привлекают раскопки, культура этносов. Познавая особенности культурного наследия, они познают явления этнической культуры: их, как правило, интересуют быт, костюмы, фольклор, обычаи.
Современный этнический туризм обладает рядом важных особенностей с точки зрения характеристик туристского продукта, сервиса и организации производства. Включение в сферу туризма этнотуристских комплексов, которыми так богат Краснодарский край, представляет собой процесс согласования их возможностей и запросов иностранных потребителей. Учтено, что этнический туризм - это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира. Важным представляется то, что туристы при посещении страны знакомятся с ее особенностями, самобытной и неповторимой жизнью народов, населяющих данную территорию. Через знакомство с народными традициями, обрядами, творчеством, культурой происходит органичный и естественный процесс межкультурного взаимодействия и сотрудничества.
Подготовка будущих специалистов сферы туризма в условиях определенного региона основана на учете имеющихся концепций, появившихся во второй половине ХХ в., посвященных теории и моделям поликультурного образования. Одними из теоретических и методологических оснований разработки поликультурного подхода применительно к образованию послужили идеи гуманистической психологии о признании неповторимости и уникальности организации каждой отдельной личности, ее социальной обращенности, выступающей в качестве предпосылки и условия совместного сосуществования и выживания человека (А. Маслоу, К. Роджерс [6] и др.).
Анализируя исследования проблем поликультурного образования, необходимо отметить, что все существующие идеи оформились в несколько концепций: педагогика равных возможностей Дж. Бэнкса [7]; критическая модель С. Нието [8], предполагающая несколько уровней поддержки плюрализма (терпимость, уважение и утверждение, солидарность); взаимосвязь полиэтнического и поликультурного образования и интернационального воспитания Г. Бейкер [9], опирающаяся на полиэтническое образование как основу изучения и освоения этносами своей родной оригинальной культуры, языка, истории, литературы.
Одной из идей поликультурного образования стала концепция кросс-культурного образования (Дж. Огбу) [10]. Концепция кросс-культурного образования нашла отражение в практико-ориен-тированной подготовке будущих специалистов сферы туризма, ориентированных на культурную диверсификацию в образовательной среде, предусматривающую взаимодействие разных культур. Поскольку в современном научном сообществе признается необходимость подготовки будущих поколений к жизнедеятельности в мире, характеризующемся этническим, культурным, языковым, религиозным разнообразием, то в этом смысле поликультурное образование рассматривается нами и как процесс, и как стратегия. Поликультурное образование в контексте подготовки кадров для сферы туризма приобщает студентов к процессу познания, дает им способ анализа определенного события с учетом того, что эти события ограничены определенными объективными и субъективными факторами, личными мотивами, ожиданиями и предубеждениями, культурными стереотипами и традициями, которые также влияют на их восприятие и интерпретации и др. Именно такой подход становится эффективным при формировании готовности студентов, будущих специалистов сферы туризма к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству.
Таким образом, поликультурная составляющая образования будущих менеджеров сферы туризма, ориентированных на международное сотрудничество, является объективной потребностью всей общественной системы образования, в том числе профессионального, в подготовке человека к жизнедеятельности в новых социально-экономических, социально-культурных и духовно-нравственных условиях современного общества, основными чертами которого выступают многокультурность, многоукладность, многообразие социокультурной среды.
Ссылки:
1. Игнатова И.Б., Андреева С.М., Свойкина Л.Ф. Межкультурная коммуникация как средство формирования толерантной личности иностранных студентов : монография. СПб. ; Белгород, 2006. 224 с. ; Кузьмин А.Н. Международное педагогическое сотрудничество как фактор подготовки квалифицированных специалистов Эстонии : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 167 c. ; Полищук И.Г. Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 119 с. ; и др.
2. Сенин В.С. Организация международного туризма : учебник. М., 2004. 205 с.
3. Боголюбов В.С. Экономика туризма : учеб. пособие. М., 2005. 92 с.
4. Драчева Е.Л., Забаев Е.Б., Исмаев И.С. Экономика и организация туризма: международный туризм. М., 2005. 251 с.
5. Жинкин А.В., Паламарчук О.Т. Кубань: история, культура, курорты и туризм : учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, доп. Краснодар, 2003. С. 29-32.
6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой ; ред., вступ. ст. и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб., 1999. 430 с. ; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
7. Banks J.A. Race and Culture in the Classroom. Teaching and Learning through Multicultural Education. New York, 1999. 120 p.
8. Nieto S. Affirming Diversity Sociopolitical Context of Multicultural Education. 4th ed. 2004. 464 p.
9. Baker G.C. Planning and Organizing for Multicultural Instruction. 1983. 130 p.
10. Ogbu J.U. Minority Education and Caste: The American System in Cross-Cultural Perspective. New York, 1978. 431 p.