Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РАБОТА С ТЕКСТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Оленцова Юлия Анатольевна

Проблема и цель. В статье изучается проблема формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе при обучении иностранному языку. Обосновывается необходимость применения дистанционных образовательных технологий для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку. Анализируется работа с иностранным текстом при формировании готовности обучающихся к самостоятельной работе посредством дистанционных образовательных технологий. Цель статьи - выявить методы и инструменты поэтапной работы над текстом иностранного языка посредством дистанционных образовательных технологий, способствующей формированию готовности обучающихся к самостоятельной работе. Методологию исследования составляют анализ и обобщение накопленного в науке и практике опыта обучения иностранному языку обучающихся различных направлений подготовки. Результаты. На основе анализа научно-исследовательских работ ученых выявлены методы и инструменты работы над текстом иностранного языка, выбор которых обусловлен целью занятия; типом текста, взятого для чтения; этапами работы с текстом. Предложена система упражнений для самостоятельной работы обучающихся по развитию умений чтения на базе электронной платформы LMS Moodle. В LMS Moodle имеется множество инструментов для создания данных упражнений, из которых можно выбрать задания, соответствующие уровню подготовки обучающихся, типу текста и техническим возможностям. Заключение. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса и способствует формированию готовности к самостоятельной работе обучающихся при обучении иностранному языку в целом и при работе с текстом в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Оленцова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR INDEPENDENT WORK WITH A TEXT THROUGH DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES APPLIED IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Statement of the problem. The article studies the problem of formation of students' readiness for independent work when studying a foreign language. The article substantiates the necessity of using distance learning technologies for the effective organization of students' independent work in foreign language classes. The article analyzes the work with a foreign text in the formation of students' readiness for independent work through distance educational technologies. The purpose of the article is to identify methods and tools for step-by-step work on the text of a foreign language through distance educational technologies for the formation of students' readiness for independent work. The methodology is based on the analysis and synthesis of the experience gained in science and practice of teaching a foreign language to students of various specializations. Research results. Based on the analysis of published scientific studies, the methods and tools of working with a text in a foreign language are identified. The choice of the methods and tools is determined by the purpose of the lesson, the type of text chosen for reading, and the stages of working with the text. A system of exercises for students' independent work on the development of reading skills based on the electronic platform LMS Moodle is proposed. LMS Moodle has many tools for creating these exercises. One can select tools that correspond to the level of students' training, the type of text and technical capabilities. Conclusion. The use of distance learning technologies in teaching a foreign language significantly increases the intensity of the educational process. It contributes to the formation of students' readiness for independent work when learning a foreign language in general, and, in particular, when working with a text.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-275

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

М.Г. Янова (Красноярск, Россия) Ю.А. Оленцова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье изучается проблема формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе при обучении иностранному языку. Обосновывается необходимость применения дистанционных образовательных технологий для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по

иностранному языку. Анализируется работа с иностранным текстом при формировании готовности обучающих- <

ся к самостоятельной работе посредством дистанционных образовательных технологий. Цель статьи - выявить g

методы и инструменты поэтапной работы над текстом иностранного языка посредством дистанционных обра- © зовательных технологий, способствующей формированию готовности обучающихся к самостоятельной работе.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение накопленного в науке и практике опыта

обучения иностранному языку обучающихся различных направлений подготовки. д

Результаты. На основе анализа научно-исследовательских работ ученых выявлены методы и инстру- И

менты работы над текстом иностранного языка, выбор которых обусловлен целью занятия; типом текста, взя- о ®

того для чтения; этапами работы с текстом. Предложена система упражнений для самостоятельной работы ^

обучающихся по развитию умений чтения на базе электронной платформы LMS Moodle. В LMS Moodle имеет- S w

нн Е—I

ся множество инструментов для создания данных упражнений, из которых можно выбрать задания, соответ- W д

ствующие уровню подготовки обучающихся, типу текста и техническим возможностям. Н ^

Заключение. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании иностранного fc д

языка значительно повышает интенсивность учебного процесса и способствует формированию готовности к само- ^ ^

стоятельной работе обучающихся при обучении иностранному языку в целом и при работе с текстом в частности. ^ >>

Ключевые слова: формирование готовности обучающихся, самостоятельная работа, дистанцион- О О

ные образовательные технологии, обучение иностранному языку, работа с текстом. О 8

Ь и

--а В

Янова Марина Геннадьевна - доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора института физической U g

культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, заведующая кафедрой методики преподавания спортивных дисци- ^ t

О ^

плин и национальных видов спорта, КГПУ им. В.П. Астафьева; Web of Science ResearcherID:H-9124-2015; Scopus ID: д u

57194710403; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4262-7015; e-mail: yanova@kspu.ru ^ §

Оленцова Юлия Анатольевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональ- д ных коммуникаций, Центр международных связей и бизнеса, Красноярский государственный аграрный университет; Web of Science ResearcherID: AAV-5678-2020; Scopus ID: 57211156075; ORCID: 0000-0002-6640-9656; e-mail: tutor.eng@yandex.ru

s к

Постановка проблемы. В статье рассма- отъемлемой частью учебного процесса, ориен-

тривается проблема формирования го- тирует обучающихся на дальнейшее самооб-

товности обучающихся к самостоятель- разование, саморазвитие, самоопределение в ^Н

ной работе при изучении иностранного языка. профессиональной сфере. Однако многие обу-

На современном этапе преподавания иностран- чающиеся в вузе не способны овладеть пред-

ных языков самостоятельная работа, являясь не- лагаемым объемом самостоятельной работы

и

w

PQ

в силу различных причин, которые обусловлены слабой подготовкой в школе; малым количеством часов, отведенных на овладение практическими навыками иностранного языка. В последние годы в образовании наблюдается рост потенциальных возможностей современных цифровых технологий для формирования готовности к самостоятельной работе обучающихся. Среди новейших технологий, используемых при обучении иностранному языку, выделяют дистанционные образовательные технологии.

В исследованиях О.А. Артемьева, И.М. Берма-на, В.В. Гаврилова, О.В. Дружининской, Н.И. Кука-рина отмечается, что использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку «способствует развитию памяти, формированию когнитивного интереса к изучаемому языку, активизации образовательной деятельности обучающихся, а также стимулирует интеллектуальную и коммуникативную деятельность»1. Среди преимуществ дистанционных образовательных технологий в формировании готовности обучающихся к самостоятельной работе педагоги отмечают возможность показать изучаемый процесс или явление в динамике2.

Работа с текстом должна быть многогранной, иначе это приведет к пониманию текста для возможности его перевода или к простому механическому запоминанию информации, называемым пересказом. Результатом формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе посредством дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку является многогранная работа с иностранным аутентичным текстом.

Методологию исследования составляют работы следующих ученых: Т.И. Гречухина, В.И. За-гвязинского, И.А. Зимней, В.С. Сенашенко (исследуется проблема самостоятельной работы обучающихся); А.А. Андреева, Е.С. Полат, В.И. Солдатки-на, А.В. Хуторского, Н.А. Давыдова, В.П. Зинченко (рассматривается проблема дистанционного обу-

1 Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 1970. 230 с.

2 Артемьева O.A. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранным языкам на основе учебно-ролевых игр. Тамбов: Изд-воТГУ, 1997.192 с.

чения). Е.М. Каргина, М.В. Куимова, Т.С. Мыльникова, О.В. Переверзева, Т.И. Слободина (анализируется работа с текстом на иностранном языке).

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ отечественных ученых. Так, в трудах Т.И. Гречухина3, В.И. Загвязинско-го4, И.А. Зимней, В.С. Сенашенко и др. исследуется проблема самостоятельной работы обучающихся и выделяются следующие аспекты понятия «самостоятельная работа»: планируемая учебная и научная работа, форма организации образовательного процесса, деятельность обучающихся, высшая форма учебной деятельности [Зимняя, 1980; Сенашенко, Жалнина, 2006].

В работах иностранных (Д.О. Бруф, С. Далсга-ард, С. Фирон, Р. Оустон) и российских (А.А. Андреев, Н.А. Давыдов, В.Г. Домрачева, В.П. Зинченко, Е.С. Полат5, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и др.) ученых рассматривается проблема дистанционного обучения как «новая ступень заочного обучения»; «обучение с помощью средств телекоммуникаций»; «новая форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения»; «синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения» [Bruff et al., 2013; Dalsgaard, Godsk, 2007; Fearon, 2011; Owston et al., 2013; Андреев, 1999; Хуторской, 2004].

Как отмечается в работах М.З. Биболетовой, М.Л. Вайсбурд, А.А. Вейзе, А.А. Миролюбова, С.К. Фоломкиной и др. главную роль при овладении чтением на иностранном языке играет сформированного умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания: фактологических, логических, лингвистических, контекстуальных6,7.

3 Гречухина Т.И. и др. Самостоятельная работа обучающихся: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие/ под общ. ред. Т.И. Гречухиной A.B. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федер., Урал, федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. 80 с.

4 Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.192 с.

5 Полат Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.192 с.

6 Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.127 с.

7 Вейзе A.A. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. М.: Высшая школа, 1985.127 с.

По мнению ряда исследователей, «текст представляет собой развернутое речевое произведение, и по мере поступления информации читающий производит ее переработку. Можно сказать, что понимание текста складывается из понимания единичных фактов, установления между ними связи и их иерархии и на этой основе - объединения их в смысловое целое»8.

В исследованиях Н.Д. Гальсковой9, С.А. Кап-саргиной, М.В. Куимова, Т.С. Мыльникова, О.В. Переверзева, Т.И. Слободина, Ж.Н. Шмелева, М.А. Ужакова, И.А. Ярушина анализируется работа с текстом на иностранном языке в системе профессиональной подготовки [Капсаргина, 2018; Shmeleva, 2020].

Большое внимание (Р.Е. Андронова, О.В. Дру-жининская, Н.И. Кукарина, Е.В. Павлова, М.А. Та-таринова, М.Г. Янова и др.) уделяется практическому применению инновационных методов, в том числе дистанционных образовательных технологий, которые не только облегчают учебный процесс, но и повышают мотивацию обучающихся и когнитивный интерес к изучению иностранного языка [Павлова и др., 2015; Янова, Оленцо-ва, 2020; Шмелева, 2017; Kapsargina, Shmeleva, Olentsova, 2019; Kapsargina, Olentsova, 2020].

Результаты исследования. Следует отметить, что успешное формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе при обучении иностранному языку зависит от способа решения задач [Янова, Оленцова, 2020]. Одним из ключевых средств выступает использование дистанционных образовательных технологий на базе электронной платформы LMS Moodle [Оленцова, 2020]. Использование данной платформы позволяет преподавателю выстраивать разнообразную и интерактивную работу с текстом [Olentsova, 2020; Kapsargina, Shmeleva, Olentsova, 2020].

Это могут быть полный текст или его части, пояснения, комментарии из словарей, облегчаю-

8 Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб-метод, пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1987. 207 с.

9 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ: ГЛОССА, 2000.165 с.

щие понимание текста и раскрывающие обучающимся реалии иноязычной жизни. К текстам можно отнести материалы, непосредственно связанные со специальностью обучающихся, или страноведческого характера.

Работа с текстом включает предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

На предтекстовом этапе обучающиеся проходят подготовку к чтению. Основной коммуникативной задачей при вводном чтении является извлечение основной информации, содержащейся в тексте. На данном этапе формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе происходит со зрительной опорой на новые слова и выражения.

Для выполнения таких упражнений к использованию автором предлагается такой инструмент в LMS Moodle, как «Тест с вопросом „Множественный выбор"». Обучающийся должен выбрать 1 правильный перевод слова или фразы.

Task 1:

advantage:

a) преимущество

b)появление

c) разнообразие

d) цель

После того как обучающиеся начинают проявлять самостоятельные способности при выполнении данных упражнений, можно их усложнить. Например, можно предложить обучающимся выбрать правильный вариант для определения на английском языке.

Task 2:

someone who paints pictures:

a) electrician

b) teacher

c) painter

d) engineer

На текстовом этапе обучающиеся приступают к чтению текста. Формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе на данном этапе осуществляется со зрительной опорой на текст, применяются текстовые упражнения на анализ содержания текста.

Для данных упражнений используется такой инструмент в LMS Moodle, как «Тест с вопросом

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S К

Н

и

w

PQ

„Верно / Неверно"». Обучающимся предлагаются предложения из текста, анализируя которые, они пытаются понять, является ли предложение верным или неверным.

Task 1: Choose the correct answer: True/False

My mother is a good-looking woman with black hair.

- True

- False

Когда обучающиеся научились самостоятельно выполнять данные упражнения, то их можно усложнить. Например, можно предложить обучающимся первую часть предложения из текста, а они должны найти вторую часть. Это сложнее, потому что слова надо написать на английском языке с правильной орфографией.

Для этого можно использовать такой инструмент в LMS Moodle, как «Тест с вопросом „Короткий ответ"».

Task 1: Complete the sentences, using the text.

My father is also interested in_.

На послетекстовом этапе предполагается закрепление лексического и речевого материала. Формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе происходит в процессе выполнения упражнений по принципам «от простого к сложному», последовательности, систематичности.

Для этого можно использовать такой инструмент в LMS Moodle, как «Тест с вопросом „Перетаскивание в текст"». Обучающиеся должны расположить следующие предложения текста в правильном порядке.

Task 1:

Our life today is impossible without electricity.

I have always been interested in electrics.

Electricians often have to move heavy equipment.

I think I will never get bored with this profession.

Electricity consumption in our country is increasing every year.

После того как у обучающихся начинает формироваться готовность к самостоятельной работе с текстом, при помощи ресурсов и инструментов LMS Moodle можно усложнить упражнения. На заключительном этапе можно доба-

вить аудиотекст к основному тексту. Современные компьютерные технологии позволяют конвертировать любой оригинальный текст в аудиофайл. Стоит заметить, что звуковое сопровождение текста повышает уровень сложности упражнений. Но так как к данному этапу уже практически сформирована готовность обучающихся к самостоятельной работе с текстом, то обучающиеся справляются с этим заданием.

Task 2:

The surface of the British Isles varies very much. There are a lot of... in Great Britain, but they are not very long. The Severn is the longest river, while the Thames is the deepest and the most important one. The mountains, the Atlantic Ocean and the warm waters of Gulf Stream influence the climate of the British Isles. It is mild the whole year round.

- rivers

- mountains

- waters

- plains.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что к задачам преподавания иностранного языка относятся: научить обучающихся самостоятельно и свободно читать иностранную литературу; использовать словарный запас и, как итог, научить обучающихся говорить на иностранном языке.

В настоящее время для формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе посредством дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку предоставляется большой набор методов и инструментов работы над аутентичным текстом, выбор которого обусловлен целью занятия; типом текста, выбранного для чтения; этапом работы с текстом.

Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса, способствует внедрению целого комплекса методологических, педагогических, дидактических, психологических принципов, делает учебный процесс более интересным.

Таким образом, использование дистанцион- ление обучающихся самостоятельно осущест-

ных образовательных технологий при обучении влять поиск путей и средств для решения педа-

иностранному языку способствует формирова- гогических задач; стремление к саморазвитию,

нию готовности обучающихся к самостоятельной что в конечном итоге делает их ответственными

работе, в частности при работе с текстом. Обуча- за собственное обучение и за будущую профес-

ющиеся начинают выступать в роли субъекта по- сиональную деятельность и способствует форми-

знавательной деятельности. Наблюдается стрем- рованию готовности к самостоятельной работе.

Библиографический список

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 221 с.

3. Капсаргина С.А. Использование LMS MOODLE для интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 120-122. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36745364 (дата обращения: 18.03.2021).

4. Оленцова Ю.А. Использование электронного обучающего курса на базе системы LMS MOODLE

для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального

образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). <;

С. 201-204. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0045 W

Н

5. Павлова Е.В., Кобзева Н.А., Овчинникова И.С. Инновационные методики обучения иностранным ^

языкам // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 790-792. URL: https://moluch.ru/archive/92/20495/ и

<J

(дата обращения: 18.03.2021). ^

6. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Самостоятельная работа обучающихся: актуальные пробле- W

мы // Высшее образование в России. 2006. № 7. C. 103-109. URL: https://www.elibrary.ru/item. О к

asp?id=9588474 (дата обращения: 18.03.2021). S Н

щ w

7. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Эйдос: интернет-журнал. 2005. и g URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm (дата обращения: 18.03.2021). н ^

U м Рн 0

8. Шмелева Ж.Н. Метод «карты памяти» как средство запоминания материала на уроках англий- 3 g

ского языка // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: матер. междунар. ®

О ^

науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С. 195-198. URL: https://www. о О

i—i ^

elibrary.ru/item.asp?id=29092222 (дата обращения: 18.03.2021). О §

у

9. Янова М.Г., Оленцова Ю.А. Использование инновационных средств обучения при подготов- Й м

ft ^

ке специалистов СПО // Ресурсосберегающие технологии сельского хозяйства / Краснояр. гос. s; д

s? (—I

аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 299-303. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44535488 О О

д н

(дата обращения: 18.03.2021). U S

S Гт1

10. Янова М.Г., Оленцова Ю.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в системе выс- ^ д шего образования посредством применения дистанционных образовательных технологий // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 356-359. DOI: https://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12475

11. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning // Journal of Online Learning and Teaching. 2013. Is. 9 (2). P. 187. URL: https://jolt.merlot.org/vol9no2/bruff_0613.htm (дата обращения: 18.03.2021).

12. Dalsgaard C., Godsk M. Transforming traditional lectures into problem-based blended learning: ^H challenges and experiences // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2007. Is. 22 (1). P. 29-42. URL: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fdx.doi.org%2F10.108 0%2F02680510601100143 (дата обращения: 18.03.2021).

s к

и

w

PQ

13. Fearon C., Starr S., McLaughlin H. Value of blended learning in university and the workplace: Some experiences of university students. In: Industrial and Commercial Training. 2011. URL: https://www.emerald. com/insight/content/doi/10.1108/00197851111171872/full/html (дата обращения: 18.03.2021).

14. Kapsargina S.A., Olentsova J.A. Experience of using LMS MOODLE in the organization of independent work of bachelors in teaching a foreign language. In: Proceedings of the International Scientific Conference „Far East Con" (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 537-544. DOI: https://doi.org/10.2991/AEBMRX200312.076

15. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh. N., Olentsova J. A. The use of LMS MOODLE in the implementation of point-rating system of evaluation in the discipline „Foreign language". In: Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. Nо. 19 (5.4). P. 361-368. DOI: https://doi.org/10.5593/sgem2019/5.4/s22.049

16. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh.N., Olentsova J.A. Innovative methods of working with the text in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university In: Proceedings of the International Scientific Conference „Far East Con" (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 545-550. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.077

17. Olentsova J.A. Distance learning in Russia during the coronavirus pandemic // J. Phys.: Conf. Ser. 1691 012219. 2020. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1691A/012219

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Owston R., York D., Murtha S. Student perceptions and achievement in a university blended learning strategic initiative // Internet and Higher Education. 2013. Is. 18 (1). P. 38-46. URL: https://www. learntechlib.org/p/199301/ (дата обращения: 18.03.2021).

19. Shmeleva Zh.N. The facilitation of students' professional self-determination in the training direction 38.03.03 «Personnel management» at the Krasnoyarsk SAU // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9, No. 1 (30). P. 317-320. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0074

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-275

FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR INDEPENDENT WORK WITH A TEXT THROUGH DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES APPLIED IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

M.G. Yanova (Krasnoyarsk, Russia) Yu.A. Olentsova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article studies the problem of formation of students' readiness for independent work when studying a foreign language. The article substantiates the necessity of using distance learning technologies for the effective organization of students' independent work in foreign language classes. The article analyzes the work with a foreign text in the formation of students' readiness for independent work through distance educational technologies.

The purpose of the article is to identify methods and tools for step-by-step work on the text of a foreign language through distance educational technologies for the formation of students' readiness for independent work.

The methodology is based on the analysis and synthesis of the experience gained in science and practice of teaching a foreign language to students of various specializations.

Research results. Based on the analysis of published scientific studies, the methods and tools of working with a text in a foreign language are identified. The choice of the methods and tools is determined by the purpose of the lesson, the type of text chosen for reading, and the stages of working with the text. A system of exercises for p§ students' independent work on the development of reading skills based on the electronic platform LMS Moodle is 3 proposed. LMS Moodle has many tools for creating these exercises. One can select tools that correspond to the level ^ of students' training, the type of text and technical capabilities. ^

Conclusion. The use of distance learning technologies in teaching a foreign language significantly increases the intensity of the educational process. It contributes to the formation of students' readiness for independent work G when learning a foreign language in general, and, in particular, when working with a text.

Keywords: formation of students' readiness, independent work, distance educational technologies, teaching a 2 s foreign language, working with a text. Q

n w

_ g E

® n

Yanova Marina G. - DSc (Pedagogy), Associate Professor, Deputy Director of the I.S. Yarygin Institute of Physical Edu- H ^ cation, Sport, and Health; Head of the Department of Methods of Teaching Sport Disciplines and National Kinds of ft pq Sport, KSPU named after V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia); Web of Science ResearcherID:H-9124-2015; Scopus ID: ¡3; ^ 57194710403; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4262-7015; e-mail: yanova@kspu.ru ^ >> Olentsova Yulia A. - Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Professional Communications, Center for ^ 2 International Network and Business, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia); Web of Science Re- o § searcherID: AAV-5678-2020; Scopus ID: 57211156075; ORCID: 0000-0002-6640-9656; e-mail: tutor.eng@yandex.ru ^ O - o F

References 8 o

® b

1. Andreyev A.A., Soldatkin V.I. Distance learning: nature, technology, organization. Moscow: Izdatelstvo Cj ^ MESI, 1999. 196 p. ^

2. Zimnyaya I.A. Psychology of teaching foreign languages at school. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 221 p.

3. Kapsargina S.A. The use of LMS MOODLE for the intensification of students' independent work when ^^ teaching a foreign language in a non-linguistic university // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika ^^ i psikhologiya (Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology). 2018. No. 7 (25). P. 120-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 36745364 (access date: 18.03.2021).

4. Olentsova Yu.A. The use of an electronic training course based on the LMS MOODLE system for the ^H organization of teaching a foreign language to students of secondary vocational education // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya (Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology). 2020. Vol. 9, No. 3 (32). P. 201-204. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0045

s к

и

w

PQ

5. Pavlova E.V., Kobzeva N.A., Ovchinnikova I.S. Innovative methods of teaching foreign languages // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2015. No. 12 (92). P. 790-792. URL: https://moluch.ru/ar-chive/92/20495/ (access date: 18.03.2021).

6. Senashenko V.S., Zhalnina N.V. Independent work of students: topical problems // Vysshee obra-zovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2006. No. 7. P. 103-109. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=9588474 (access date: 18.03.2021).

7. Khutorskoy A.V. Distance learning and its technologies // Online journal "Eidos". 2005. September 10. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm (access date: 18.03.2021).

8. Shmeleva Zh.N. Mind mapping method as a means of memorizing the material at the English language classes. In: Proceedings of the International scientific and practical conference "Science and education: experience, problems, prospects of development". Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2017. P. 195-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29092222 (access date: 18.03.2021).

9. Yanova M.G., Olentsova Yu.A. The use of innovative training tools in the training of specialists. In: Resource-saving technologies of agriculture. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2020. P. 299-303. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44535488 (access date: 18.03.2021).

10. Yanova M.G., Olentsova Yu.A. Organization of students' independent work in the system of higher education, through the use of distance educational technologies // Epokha nauki (Epoch of Science). 2020. No. 24. P. 356-359. DOI: https://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12475

11. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning // Journal of Online Learning and Teaching. 2013. Is. 9 (2). P. 187. URL: https://jolt.merlot.org/vol9no2/bruff_0613.htm (access date: 18.03.2021).

12. Dalsgaard C., Godsk M. Transforming traditional lectures into problem-based blended learning: challenges and experiences // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2007. Is. 22 (1). P. 29-42. URL: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fdx.doi.org%2F10.108 0%2F02680510601100143 (access date: 18.03.2021).

13. Fearon C., Starr S., McLaughlin H. Value of blended learning in university and the workplace: Some experiences of university students. In: Industrial and Commercial Training. 2011. URL: https://www.em-erald.com/insight/content/doi/10.1108/00197851111171872/full/html (access date: 18.03.2021).

14. Kapsargina S.A., Olentsova J.A. Experience of using LMS MOODLE in the organization of independent work of bachelors in teaching a foreign language. In: Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 537-544. DOI: https://doi.org/10.2991/AEBMRX200312.076

15. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh.N., Olentsova J.A. The use of LMS MOODLE in the implementation of point-rating system of evaluation in the discipline "Foreign language". In: Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. No. 19 (5.4). P. 361-368. DOI: https://doi.org/10.5593/sgem2019/5.4/s22.049

16. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh.N., Olentsova J.A. Innovative methods of working with the text in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university In: Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. P. 545-550. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.077

17. Olentsova J.A. Distance learning in Russia during the coronavirus pandemic // J. Phys.: Conf. Ser. 1691 012219. 2020. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1Z012219

19. Owston R., York D., Murtha S. Student perceptions and achievement in a university blended learning strategic initiative // Internet and Higher Education. 2013. Is. 18 (1). P. 38-46. URL: https://www. learntechlib.org/p/199301/ (access date: 18.03.2021).

20. Shmeleva Zh.N. The facilitation of students' professional self-determination in the training direction 38.03.03 "Personnel management" at the Krasnoyarsk SAU // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9, No. 1 (30). P. 317-320. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0074

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.