Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА НА БАЗЕ СИСТЕМЫ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА НА БАЗЕ СИСТЕМЫ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / UNIVERSITY / INFORMATIZATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL SERVICES / E-LEARNING COURSE / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленцова Юлия Анатольевна

Статья посвящена проблеме организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования. Исследуются образовательные технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, а также основные теоретические положения работ исследователей, занимающихся вопросами дистанционного обучения. В статье также рассматриваются возможности и особенности использования электронного обучающего курса для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования на базе системы LMS Moodle. Данная система является современной обучающей средой, позволяющей учитывать потребности обучающихся СПО при выборе языкового материала и инструментария для создания системы упражнений. LMS Moodle предлагает много инструментов для организации обучения иностранным языкам. Инструмент «Множественный выбор» является одной из форм объективной оценки, которая требует от обучающихся выбирать правильный ответ только из вариантов, представленных в качестве списка. Использование такого инструмента наиболее востребовано при организации учебного процесса обучающихся СПО, так как имея зрительную поддержку в качестве уже написанных вариантов ответов, им легче выбрать правильный ответ. Тем самым снимаются трудности в организации обучении иностранного языка. Соответственно, у обучающихся возникает желание и дальше совершенствовать свой уровень владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оленцова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AN E-LEARNING COURSE ON THE BASIS OF LMS MOODLE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of teaching a foreign language for students of secondary vocational education. Educational technologies based on the activation and intensification of students' activities are studied, as well as the main theoretical positions in the research scientists' works are engaged in distance learning. The article also discusses the possibilities and features of using an e-learning course for organizing teaching a foreign language for students of secondary vocational education on the basis of LMS Moodle. This system is a modern learning environment that allows considering the needs of secondary vocational education when choosing language material and tools for creating a system of exercises. LMS Moodle offers many tools for organizing teaching a foreign language. The «Multiple choice» tool is a form of objective assessment that requires students to choose the correct answer only from the options presented as a list. The use of such a tool is most in demand when organizing teaching for SVE students, since having visual support as already written answer options makes it easier for them to choose the correct answer. This removes the difficulties in organizing teaching a foreign language. Accordingly, students have a desire to further improve their level of foreign language proficiency.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА НА БАЗЕ СИСТЕМЫ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогические науки

Оленцова Юлия Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0045

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА НА БАЗЕ СИСТЕМЫ LMS MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

Scopus ID: 57211156075

SPIN-код: 2775-1664

AuthorID: 829280

Оленцова Юлия Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Иностранный язык» Красноярский государственный аграрный университет (660049, Россия, Красноярск, проспект Мира, 90, e-mail: tutor.eng@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования. Исследуются образовательные технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, а также основные теоретические положения работ исследователей, занимающихся вопросами дистанционного обучения. В статье также рассматриваются возможности и особенности использования электронного обучающего курса для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования на базе системы LMS Moodle. Данная система является современной обучающей средой, позволяющей учитывать потребности обучающихся СПО при выборе языкового материала и инструментария для создания системы упражнений. LMS Moodle предлагает много инструментов для организации обучения иностранным языкам. Инструмент «Множественный выбор» является одной из форм объективной оценки, которая требует от обучающихся выбирать правильный ответ только из вариантов, представленных в качестве списка. Использование такого инструмента наиболее востребовано при организации учебного процесса обучающихся СПО, так как имея зрительную поддержку в качестве уже написанных вариантов ответов, им легче выбрать правильный ответ. Тем самым снимаются трудности в организации обучении иностранного языка. Соответственно, у обучающихся возникает желание и дальше совершенствовать свой уровень владения иностранным языком.

Ключевые слова: дистанционное обучение, вуз, информатизация, дистанционные образовательные технологии, образовательные услуги, электронный обучающий курс, обучение иностранному языку, среднее профессиональное образование.

USING AN E-LEARNING COURSE ON THE BASIS OF LMS MOODLE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© 2020

Olentsova Julia Anatolievna, senior teacher of the department «Foreign language» Krasnoyarsk State Agrarian University (660049, Russia, Krasnoyarsk, prospect Mira, 90, e-mail: tutor.eng@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to the problem of teaching a foreign language for students of secondary vocational education. Educational technologies based on the activation and intensification of students' activities are studied, as well as the main theoretical positions in the research scientists' works are engaged in distance learning. The article also discusses the possibilities and features of using an e-learning course for organizing teaching a foreign language for students of secondary vocational education on the basis of LMS Moodle. This system is a modern learning environment that allows considering the needs of secondary vocational education when choosing language material and tools for creating a system of exercises. LMS Moodle offers many tools for organizing teaching a foreign language. The «Multiple choice» tool is a form of objective assessment that requires students to choose the correct answer only from the options presented as a list. The use of such a tool is most in demand when organizing teaching for SVE students, since having visual support as already written answer options makes it easier for them to choose the correct answer. This removes the difficulties in organizing teaching a foreign language. Accordingly, students have a desire to further improve their level of foreign language proficiency.

Keywords: distance learning, university, informatization, distance learning technologies, educational services, e-learn-ing course, teaching a foreign language, secondary vocational education.

Анализ последних исследований и публикаций. ному языку обуч Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

Olentsova Julia Anatolievna USING AN E-LEARNING COURSE .

pedagogical sciences

Moodle.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сегодня в России наблюдается тенденция к получению среднего профессионального образования. Одной из насущных задач является подготовка достаточно высокого уровня обучающихся СПО, которые готовы решать профессиональные задачи и отвечать за выполнение поставленных задач [7,8]. Поэтому было обновлено содержание различных специальностей среднего профессионального образования с целью повышения уровня выпускников СПО, обеспечения индивидуального интеллектуального и гуманитарного развития [9]. Разработка и внедрение национальных стандартов среднего профессионального образования позволит четко определить требования государства к содержанию и уровню подготовки выпускников [10].

Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной частью общего цикла гуманитарного и социально-экономического образования и включена в программу подготовки специалистов среднего уровня. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требования к среднему профессиональному образованию повысились, выпускники должны уметь общаться на иностранных языках на ежедневной основе. Формирование языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо) предполагает развитие языковых средств (речь, орфография, лексика, грамматика).

В Красноярском государственном аграрном университете преподаватели кафедры иностранных языков активно разрабатывают курсы онлайн-обучения для обучающихся СПО и реализуют электронные курсы на электронной образовательной платформе LMS Moodle [11,12]. Учет потребностей обучающихся СПО определяют выбор языкового материала и систему упражнений. Так как иностранный язык в неязыковом вузе является не целью обучения, а средством общения, то авторы электронных курсов производили отбор языкового материала и инструментов для создания упражнений по принципу необходимости в ситуациях профессионально ориентированного иноязычного общения для обучающихся СПО.

LMS Moodle предлагает много инструментов для обучения иностранным языкам, такие как «тест», «задание», «форум» и «чат» [13]. Для дисциплины «Иностранный язык» формирование языковых навыков будет успешным при использовании инструмента «Тест», который имеет несколько видов: 1) верно/неверно; 2) выбрать недостающие слова; 3) краткий ответ; 4) множественный выбор; 5) перенос слов в текст, 6) встроенные (cloze) вопросы [14-18].

В данной статье хотелось бы поподробнее остановиться на таком виде «Тестов», как «Множественный выбор» и рассмотреть его использование на примере дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся среднего профессионального образования, направление 35.02.08 «Электрификация сельского хозяйства».

«Множественный выбор» является одной из форм объективной оценки, которая требует от обучающихся выбирать правильный ответ только из вариантов, представленных в качестве списка. Такой вид вопросов очень интересен для обучающихся СПО, т.к. облегчает им работу. Уже есть список ответов, обучающимся остается только выбрать ответ.

Среди основных видов использования элемента «Множественный выбор» в нашем курсе при обучении иностранному языку, можно назвать:

- работа с лексическим материалом;

- работа с текстом и диалогом;

- работа с аудиоматериалами;

- работа с грамматическим материалом.

1. Работа с лексическим материалом. В каждом модуле курса существует словарь по изучаемой тематике

и лексический материал для освоения лексических единиц из текстового материала для расширения словарного запаса. При помощи инструмента «Множественный выбор», с учетом индивидуального подхода к степени готовности обучающихся, было сделано 2 упражнения с разным уровнем сложности. В первом типе лексических упражнения обучающиеся должны выбрать один правильный вариант из 4 вариантов для перевода данного иностранного слова. Во втором типе лексических упражнения мы сделали более сложные упражнения для расширения словарного запаса. Обучающиеся должны выбрать правильный вариант для определения на английском языке. Это сложнее, потому что определение и варианты написаны на английском языке.

Task 1: Choose the correct translation variant of the word, using the vocabulary.

workshop:

- завод

- предприятие

- отдел

- цех, мастерская

Task 2: Choose the correct variant of the definition, using the vocabulary.

Someone whose job is to connect or repair electrical wires or equipment:

- doctor

- electrician

- carpenter

- engineer

2. Работа с текстом. После ознакомления с предложенными текстом обучающиеся выполняют разного рода упражнения [19], например, выбирают главную идею текста из 4 предложенных вариантов.

Task: Read the text and choose the right main idea of the text.

I have always been interested in electrics, and Physics and Mathematics were my favourite subjects at school, so I decided to become an electrician. Besides having basic knowledge in physics and mathematics I must study mechanics and drafting and be able to read wiring diagrams and drawings. As we know, electrical mistakes can lead to shortages, shocks, fires and costly repairs. So, people, who have chosen the profession of an electrician must have a good reaction, be cautious and extremely attentive.

- my favourite subject

- my future profession

- my future hobby

- my favourite school

3. Работа с аудиоматериалами. В рамках электронного курса были добавлены аудио- и видео материалы, по которым обучающиеся выполняли различного вида работы [20]. Например, прослушать аудио текст по специальности и выбрать правильный ответ из заданного списка [21]. Для обучающихся СПО целесообразнее всего давать аудио файл с опорой на текст, так им будет легче воспринимать иностранную речь.

Task: Listen to the text and choose the right word for the mission drop.

* *Electricity consumption in our country is increasing every year due to the development of technology and emergence of new equipment that needs professional maintenance. That is why the profession of an .... is going to stay one of the most important in our world.

- electrician

- equipment

- electricity

- electric

4. Работа с грамматическим материалом. Разрабатывая грамматические задания для совершенствования грамматических навыков и формирования лингвистической компетенции в данном курсе [22], мы также делали их при помощи инструмента «Множественный выбор». Например, такая грамматическая тема, как «Артикль». Употребление артиклей -

202

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Оленцова Юлия Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ...

одно из самых сложных грамматических явлений иностранного языка, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки в речи учащихся разных возрастов [23].

Task: Read the sentence and choose the right grammar variant.

I know how to use ... computer.

- a

- these

- an

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, использование электронного обучающего курса на базе системы LMS MOODLE для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования с использованием инструмента «Множественный выбор» охватывает все аспекты изучения иностранного языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины. Кроме того, важно сказать, что использование электронного обучающего курса на базе системы LMS MOODLE является эффективной мерой в дистанционном обучении, как в обучении иностранному языку, так и в любой другой дисциплине. Он предоставляет преподавателям возможность подбирать эффективные учебные материалы, позволяет обучающимся работать самостоятельно и дает новое качество учебного процесса. К тому же тесты с использованием инструмента «Множественный выбор» обычно занимают меньше времени для управления данным материалом, чем тесты, требующие письменного ответа. Такие упражнения, как правило, выбираются из-за типа оцениваемых знаний, потому что они являются более доступными для тестирования большого числа обучающихся.

Недостатком использование электронного обучающего курса на базе системы LMS MOODLE для организации обучения иностранному языку обучающихся среднего профессионального образования с использованием инструмента «Множественный выбор» является то, что обучающиеся, которые не могут ответить на конкретный вопрос, просто выбирают случайный ответ и все еще имеют шанс получить оценку.

Однако, такие упражнения или тесты наиболее востребованы при обучении будущих специалистов СПО, так как обучающимся, имея зрительную поддержку в качестве уже написанных вариантов ответов, легче выбрать правильный ответ. Тем самым снимаются трудности в обучении иностранного языка. Соответственно, у обучающихся возникает желание и дальше совершенствовать свой уровень владения иностранным языком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сластенин В.А., Педагогика профессионального образования: учеб.пос. / Под ред. В.А. Сластенина, 3-е изд. М.: Академия. — 2007. - 368 с.

2. Stepanova E. V., Rozhkova A.V., Dalisova N. A. Teambuilding technology for the development of modern organizations / Stepanova E. V., Rozhkova A.V., Dalisova N. A. / Science and education: experience, problems, prospects of development / materials of international scientific conference 16 - 18 April 2019, Krasnoyarsk state agrarian univrsity — Krasnoyarsk

3. Rozhkova, A. V. Method the case study as a modern technology of training of students of higher educational institutions / V. A. Rozhkov / Resource-saving technologies agriculture resource Saving technology of agriculture: collection of scientific works. article No. 11 / Krasnoyarsk state agrarian University - Krasnoyarsk, 2019 - p. 121-123.

4. Вайндоф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов: [по всем направлениям] /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва: Юрайт, 2018. — 193.

5. Везиров Т.Г., Гасанова З.А. Модель использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов ИТ -специальностей //Вестник Академии права и управления. — 2014. - №37 (декабрь) - с. 210- 219

6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.]; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

7. Stepanova E. V. Student entrepreneurship as a way to employ university graduates / Professional self-determination of youth in the innova-

tion region: problems and prospects: collection of articles based on the materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. - Krasnoyarsk, 2018. — pp. 227-229

8. Stepanova E. V. Student entrepreneurship-a factor of innovative development / Materials of the international scientific and practical conference "Science and education: experience, problems, prospects of development" Part II, Krasnoyarsk /April 19-21, 2016 / pp. 368-370

9. Аксарина Я.С. Применение педагогических инноваций при подготовке специалистов среднего звена /Я.С. Аксарина // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 2. — С. 45-48.

10. Пахно И.В. Внедрение инноваций в среднем профессиональном образовании: систематизация понятий / И.В. Пахно // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 4. — с.3-8.

11. Kapsargina S.A., and Olentsova, J. A. (2019) Reasonability of using LMS Moodle tests as a form of control in teaching a foreign language for students of secondary vocational education, International scientific conference "New Silk Road: business cooperation and prospective of economic development — 2019", Czech Technical University in Prague, MIAS School of Business, Czech Republic

12. Khudolei N. V., Olentsova J. A. New use of MOODLE tools for distance English language learning (experience of Krasnoyarsk State Agrarian University) / 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2018, www.sgem.org, SGEM2018 Conference Proceedings, ISBN 78-619-7408-49-2 /ISSN 1314-2704, 2 July - 8 July, 2018, Vol. 18, Issue 5.4, 225-232 pp.

13. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh. N., Olentsova J. A. The use ofLMS MOODLE in the implementation of point-rating system of evaluation in the discipline "Foreign language" / 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2019 International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. Vol. 19. № 5.4, pp. 361-368, DOI: 10.5593/sgem2019/5.4/S22.049

14. Воног В.А, Алексеева А. Б., Жавнер Т. В., Пономарева Е. А. Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №2 (36).

15. Минеева О. А., Даричева М. В. Организация тестирования в системе Moodle при обучении иностранному языку // Ped.Rev.. 2016. №3 (13).

16. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS Moodle // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 172-174.

17. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M. Improving professional and pedagogical training of future teachers by Moodle platforms (on the example of the course "pedagogy") // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 53-58.

18. Khramtsova T. G. The main techniques in teaching foreign languages / T. G. Khramtsova // Problems of modern agricultural science: materials of the international correspondence scientific conference - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk state agrarian university. - 2017. - p. 265-267.

19. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. Возможности применения электронного курса при обучении иностранному языку в техническом вузе (на базе электронной платформы Moodle) // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №2-2.

20. Kapsargina S.A., Shmeleva Zh. N., Olentsova J. A. Innovative methods of working with the text in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university/ International Scientific Conference "Far East Con", Vladivostok, 2019

21. Худолей Н.В. Использование инструментария LMS MOODLE для формирования и развития навыков аудирования при обучении иностранному языку (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ») /Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития Материалы международной научно-практической конференции. Красноярский государственный аграрный университет. 2019. с. 344-349.

22. Kapsargina S.A., Olentsova J. A. Experience of using LMS MOODLE in the organization of independent work of bachelors in teaching a foreign language / International Scientific Conference "Far East Con", Vladivostok, 2019

23. Шаранов К.Е. Современные информационно коммуникационные технологии как инструмент обучения грамматике иностранного языка // Наука и школа, Московский педагогический государственный университет, Москва, 2013, № 2, с. 34-38

Статья поступила в редакцию 31.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.