УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2023_2_174 EDN GQIFSJ
Тончева Нина Николаевна
кандидат технических наук, доцент кафедры машиноведения, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Самсонов Андрей Николаевич
кандидат технических наук, доцент кафедры транспортных, технологических машин и наземных транспортно-технологических средств, Волжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Чебоксары
Иванов Максим Юрьевич
кандидат технических наук, заведующий кафедрой транспортных, технологических машин и наземных транспортно-технологических средств, Волжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Чебоксары
Toncheva Nina N.
Ph. D., Associate Professor of the Department of Mechanical Engineering, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary
Samsonov Andrey N.
Ph. D., Associate Professor of the Department of Transport, Technological Machines, Land Transport and Technological Means, Volga Branch of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Moscow Automobile and Road State Technical University", Cheboksary
Ivanov Maxim Y.
Ph. D., Head of the Department of Transport, Technological Machines, Land Transport and Technological Means, Volga Branch of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Moscow Automobile and Road State Technical University", Cheboksary
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ
STUDENTS' READINESS FORMATION FOR THE ACTIVITIES OF A MID-LEVEL SPECIALIST IN CAR MAINTENANCE
Введение. В работе рассмотрено применение приемов и методов проблемного обучения на формирование готовности обучающихся к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Готовность обучающихся к деятельности специалиста среднего звена осуществлялась оценкой уровня освоения знаний по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей».
Методология. Методы исследования - теоретико-методологический анализ научных публикаций, связанных с готовностью к деятельности специалиста среднего звена и методами ее формирования, обобщение опыта их использования в учебном процессе; педагогический эксперимент и математические методы обработки его результатов.
Результаты. Установлено, что в результате проведенного педагогического эксперимента с применением проблемного обучения повысился средний балл успеваемости обучающихся среднего профессионального образования по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей» и уровень готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности.
Заключение. Применение проблемного обучения при изучении дисциплины «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей» является перспективным методом формирования готовности обучающихся к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Introduction. The article considers the application of techniques and methods of problem-based learning for the formation of students' readiness for the activities of a mid-level specialist in the maintenance and repair of engines, systems and cars' aggregates. The readiness of students to work as a mid-level specialist was carried out by assessing the level of mastering knowledge in the discipline "Technological processes of car maintenance and repair".
Methodology. Research methods - theoretical and methodological analysis of scientific publications related to the readiness for the activity of a mid-level specialist and methods of formation, generalization of the experience of the use in the educational process; pedagogical experiment and mathematical methods of processing the results.
Results. It is established that as a result of the conducted pedagogical experiment by the use of problem-based learning, the average number of students of secondary vocational education in the discipline "Technological processes of car maintenance and repair" has increased.
Conclusion. The use of problem-based learning in the study of the discipline "Technological processes of car maintenance and repair" is a promising method of forming the students' readiness for the mid-level specialist's activities in the maintenance and repair of engines, systems and cars' aggregates.
Ключевые слова: готовность обучающихся к деятельности, специалист среднего звена, проблемное обучение, успеваемость.
Keywords: students' readiness for activity, a mid-level specialist, problem-based learning, academic performance.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов, а именно: выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; быть готовым к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена; обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности и т.д. [1].
Увеличение числа автомобилей в настоящее время неизбежно приводит к решению вопроса их техниче-
ского обслуживания и текущего ремонта. Существенное усложнение конструкции современных автомобилей увеличивает требования к качеству обслуживания и ремонта автомобилей, которое невозможно без дорогостоящего сложного оборудования, приборов, инструментов. Оборудование, которое используется в настоящее время на станциях технического обслуживания автомобилей и автосервисных предприятиях, устроено на использовании высоких технологий. Поэтому у специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей должны быть сформированы компетенции по работе на современном оборудовании для диагностики и технологического процесса технического обслуживания и ремонта как отечественных, так и автомобилей иностранного производства, а в учреждении среднего профессионального образования необходимо обеспечить условия для формирования профессиональной готовности обучающихся.
В связи с вышенаписанным совершенствование условий, способствующих успешному формированию профессиональной готовности обучающихся к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей, является актуальным вопросом.
Цель исследования - определить условия, способствующие успешному формированию готовности обучающихся учреждения среднего профессионального образования к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования готовности обучающихся учреждения среднего профессионального образования к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей повысится, если включить в учебный процесс методы и приемы проблемного обучения.
Методология
В педагогической науке накоплено достаточно много практических теоретических сведений о готовности обучающегося к профессиональной деятельности, к деятельности специалиста среднего звена [4; 7; 9; 10; 12; 13].
В толковом словаре русского языка понятие «готовность» представлено следующим образом:
- согласие сделать что-либо;
- состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь, для выполнения какого-либо действия [10].
В. Г. Дорохина, С. И. Равикович выделяют семь видов готовности [7]: мотивационная, психологиче-
Рис. 1. Виды готовности
ская, профессиональная, моральная, морально-психологическая, профессионально-педагогическая и просто «готовность» (рис. 1).
Близкие к понятию «готовность к деятельности специалиста» - профессиональная готовность, профессиональная подготовленность, подготовленность, готовность к профессиональной деятельности.
Л. С. Моцарь и С. Д. Некрасов дают следующее определение: «Профессиональная готовность - это результат накопления, кумуляции качественных личностных изменений и получения, обретения профессиональной подготовленности личностью будущей профессиональной деятельности» [9].
По мнению Ю. Т. Русакова, профессиональная подготовленность - это результат подготовки субъектов к овладению определенной профессией, который выражается в появлении и установлении знаний, умений, навыков, необходимых для успешной работы в какой-либо деятельности [12].
М. Ю. Абрамова отмечает, что подготовленность -это наличие у специалиста теоретических знаний, практических навыков и умений, которые позволяют ему в любое время благополучно, с успехом решать стоящие перед ним задачи и выполнять функции, обязанности [2].
В работе Н. С. Аринушкиной отмечено: готовность к профессиональной деятельности - комплексное качество личности, которое образуется на основе пригодности при помощи специализированной подготовки, и обеспечивающее результативность будущей деятельности [4].
Исследователи [5; 6; 8; 11; 12; 14] к условиям для формирования готовности к деятельности специалистов среднего звена относят:
- применение методов и приемов таких активных форм обучения, как проблемное обучение, эвристический метод;
- доступность электронных образовательных сред, дидактических средств и дистанционных, удаленных форм обучения;
- применение онлайн-, диалоговых форм обучения обучающихся умениям и навыкам профессиональной деятельности.
Проблемное обучение - важная составляющая формирования профессиональной готовности обучающихся к деятельности специалиста среднего звена. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит формирование готовности к деятельности обучающихся. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций преподавателем и на самостоятельном решении их, формировании гипотез разрешения, контроля решения с группировкой, классификацией полученных данных. Главное условие проблемного обучения - наличие стимула, мотивации обучающихся [13]. Основное отличие проблемного обучения от традиционного обучения в том, что в традиционном обучении формирование готовности к деятельности идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, а в проблемном обучении - через активизацию самостоятельной поисковой деятельности обучающихся [3].
Результаты
Для подтверждения гипотезы исследования проведено изучение эффективности формирования готовности обучающихся учреждения среднего профессионального образования к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей методами проблемного обучения. Готовность обучающихся к деятельности специалиста среднего звена осуществлялась оценкой уровня освоения междисциплинарного курса «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей».
Методы, применяемые при исследовании:
- анализ учебно-методической и технической литературы;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент.
В исследовании участвовали 32 обучающихся третьего курса ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии. Во время подготовки и проведения исследования посещались занятия по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей», велись наблюдения за организацией учебного процесса, проводился контроль знаний по изученным темам с помощью заданий онлайн-теста [13]. В ходе исследования проведен констатирующий этап педагогического эксперимента с целью выявления уровня знаний обучающихся и разделения их на две - контрольную и экспериментальную - группы, затем - формирующий и контрольный этапы. Оценка уровня знаний на констатирующем и контрольном этапах производилась с помощью заданий онлайн-теста [15].
На формирующем этапе проведены занятия с использованием приемов проблемного обучения на следующие темы: «Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования», «Техническое обслуживание и текущий ремонт сцепления», «Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части», «Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных шин», «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизмов управления», «Техническое обслуживание и текущий ремонт тормозной системы».
Ниже в качестве примера приведены поставленные обучающимся проблемные ситуации, связанные с неисправностью сцепления во время поездки, при проведении занятия на тему: «Техническое обслуживание и текущий ремонт сцепления» с использованием приемов проблемного обучения.
Ваши действия при следующих ситуациях:
1. Сцепление пробуксовывает.
2. Сцепление «ведет».
Таблица
Изменение уровня знаний в ходе педагогического эксперимента
Группа, кол. (%)
Этапы эксперимента Контрольная Экспериментальная
Констатирующий «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно» Средний балл 4 (25,0) 8 (50,0) 4 (25,о) 4,0 1 (6,2) 5(31,3) 9 (56,3) 1 (6,2) 3,4
Всего обучающихся 16 (100%) 16 (100%)
Контрольный «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно» Средний балл 4 (25,0) 9 (56,3) з (18,7) 4,1 6 (37,5) 7 (43,8) 3 (18,7) 4,2
Всего обучающихся 16 (100%) 16 (100%)
3.Заклинивание привода сцепления.
4. Запаздывание включения сцепления при трога-нии с места и переключении передач.
5. Увеличение усилия на педали сцепления.
6. Шум в механизме сцепления при его выключении.
7. Рывки при работе сцепления.
8. Вибрация при включении сцепления.
9. Шум при выключении.
Констатирующий этап проводился по ранее изученным темам междисциплинарного курса «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей», а контрольный - после изучения перечисленных выше шести тем. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе показаны на рисунке 2.
кон стати рующии этап контрольный этап
экспериментальная группа ■ контрольная группа Рис. 2. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп
Заключение
Результаты исследования показывают, что использование методов и приемов проблемного обучения повышает уровень знаний и, соответственно, эффективность процесса формирования готовности обучающихся учреждения среднего профессионального образования к деятельности специалиста среднего звена по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, средний балл в экспериментальной группе повысился с 3,4 до 4,2.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 № 1568. URL: https://base.garant.ru/70687348/ (дата обращения 01.03.2022).
2. Абрамова М. Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Том 2. С. 266-270.
3. Алегушина Е. А., Быстрова Н. В., Лапшова А. В. Технология проблемного обучения при формировании компетенций студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 80-85.
4. Аринушкина Н. С., Сивохин М. В. Психологические компоненты профессиональной готовности студентов // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 2.
5. Белослудцева Н. В., Петунин О. В. Педагогические пути формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 57-61.
6. Гродзинский П. Я. Значение современных педагогических технологий в подготовке квалифицированного специалиста // Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена: мат-лы II Научно-практической интернет-конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа на базе сайта ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет», Горловка, 18 января 2017 г. 2017, Донецк. С. 7-10.
7. Дорохина В. Г., Равикович С. И. Формирование психологической готовности подростков к производительному труду // Психология: Респ. наук. -метод. зб. Киев: Рад. школа, 2005. Вып. 32. С. 27-33.
8. Дуреева Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. 2018. № 43 (229). С. 62-66. URL: https://moluch.ru/ archive/229/53406/ (дата обращения: 17.05.2022).
9. Моцарь Л. С., Некрасов С. Д. О готовности студента вуза к профессиональной деятельности // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 1. С. 110-118.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 907 с.
11. Рожнова Е. Н. Сопряженное управление процессом формирования готовности специалистов среднего звена к управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Сочи, 2017. 25 с.
12. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов
к профессиональной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Магнитогорск, 2006. 24 с.
13. Тимиркаева А. В. Специфика использования технологии проблемного обучения в учреждении среднего профессионального образования // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2021. № 1. С. 29-34.
14. Тюлеева Г В. Формирование готовности будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности на основе межпредметных связей // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6660 (дата обращения: 12.05.2022).
15. Online Test Pad. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. URL: https://onlinetestpad. com/ru/test/1057085-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnogo-transporta (дата обращения 16.03.2022).
References
1. Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 23.02.07 Maintenance and repair of engines, systems and aggregates of cars (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 09.12.2016 No 1568). Available at: https://base.garant. ru/70687348 / (accessed 01.03.2022). (In Russian).
2. Abramova M. Yu. Analysis of approaches to determining professional readiness for driver activity // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012, No 3, Volume 2, pp. 266-270. (In Russian).
3. Alegushina E. A., Bystrova N. V., Lapshova A. V. Technology of problem-based learning in the formation of students' competencies // Problems of modern pedagogical education. 2019, No 63-2, pp. 80-85. (In Russian).
4. Arinushkina N. S., Sivokhin M. V. Psychological components of professional readiness of students // Professional orientation. 2018, No 1, рp. 2. (In Russian).
5. Belosludtseva N. V., Petunin O. V. Pedagogical ways of forming the readiness of students of vocational education institutions for professional activity in a single-industry town // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018, No 3, pp. 57-61. (In Russian).
6. Grodzinsky P. Ya. The importance of modern pedagogical technologies in the training of a qualified specialist // "Introduction of work experience using innovative technologies in the training of mid-level specialists": materials of the II scientific and practical Internet conference of teachers of the Gorlovka Territorial Educational District on the basis of the website of the Gorlovka Technical School of the Donetsk National University, Gorlovka, January 18, 2017, Donetsk, pр. 7-10. (In Russian).
7. Dorokhina V. G., Ravikovich S. I. Formation of psychological readiness of adolescents for productive work // Psychology: Rep. of Sciences-method. zb. Kiev: Rad. school, 2005. Issue 32. pp. 27-33. (In Russian).
8. Dureeva, T. V. Criteria for the formation of readiness for professional activity of a specialist // Young scientist. 2018. No. 43 (229). pp. 62-66. Available at: https://moluch.ru/ archive/229/53406 / (date of address: 17.05.2022). (In Russian).
9. Mozar L. S., Nekrasov S. D. On the readiness of a university student for professional activity // Man. Community. Management. 2011, No 1, pp. 110-118. (In Russian).
10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 phraseological expressions // Russian Academy of Sciences, In-t rus. yaz., Russian Cultural Foundation. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Az, 1994. 907 p. (In Russian).
11. Rozhnova E. N. Conjugate management of the process of formation of readiness of middle-level specialists for managerial
activity: abstract. dis. on the job. learned. step. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 theory and methodology of Prof. education. Sochi, 2017. 25 p. (In Russian).
12. Rusakov Yu. T. The developing educational environment of the college as a factor in the formation of students' readiness for professional activity: abstract. dis. on the job. learned. step. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 Theory and methodology of Prof. education. Magnitogorsk, 2006. 24 p. (In Russian).
13. Timirkaeva A. V. Specifics of the use of problem-based learning technology in a secondary vocational education institution //
Scientific and educational magazine for students and teachers "StudNet". 2021, No 1, pp. 29-34. (In Russian).
14. Tyuleeva G. V. Formation of readiness of future mid-level specialists for professional activity on the basis of interdisciplinary connections // Modern scientific research and innovation. 2012, No 1. [Electronic resource]. Available at: https://web.snauka.ru/ issues/2012/01/6660 (date of reference: 12.05.2022). (In Russian).
15. Online Test Pad. Maintenance and repair of motor transport [Electron. resource]. Available at: https://onlinetestpad. com/ru/test/1057085-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnogo-transporta (accessed 16.03.2022).
УДК/UDC 378
DOI 10.54509/22203036_2023_2_179 EDN GPXXDQ
Сатюкова Людмила Павловна
кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза и биологическая безопасность», Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), г. Москва ORCID: 0000-0002-0914-6044
Васильев Владимир Владимирович
магистрант по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), г. Москва ORCID: 0000-0003-1628-5517
Satyukova Ludmila P.
Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor, the Department of Veterinary and Sanitary Expertise and Biosecurity, Russian Biotechnological University, Moscow
ORCID: 0000-0002-0914-6044 Vasiliev Vladimir V.
Master's student, Russian Biotechnological University, Moscow
ORCID: 0000-0003-1628-5517
ПОДГОТОВКА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ
TRAINING OF VETERINARY SPECIALISTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Введение. Подготовка кадров образовательными учреждениями высшего образования должна учитывать региональные особенности экономики и потребности рынка труда для обеспечения сбалансированного развития всего пространства России. Целью работы является оценка положения дел с подготовкой специалистов в области ветеринарии с учетом демографических и экономических параметров.
Результаты исследования могут быть полезны руководящему составу высших учебных заведений российских регионов при обосновании планов приема.
Методология. Исследование базировалось на общенаучной методологии с использованием системного подхода и методов статистического анализа, срав-
нения, обобщения, систематизации,структуризации, интерпретации. Анализировались данные официальной статистики Российской Федерации, положения нормативно-законодательных документов по определению потребности регионов, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах, научные публикации российских и зарубежных исследователей.
Результаты. В статье приведены результаты анализа статистических данных о подготовке специалистов с высшим образованием по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Обоснованы факторы, оказывающие наиболее существенное влия-