DOI: 10.18137ZRNU.HET.21.11-12.R055
УДК 377.5
Копылов С.Н.,
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Применение технологии проблемного обучения в ходе реализации учебной практики специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
В Российской Федерации на рынке труда сложилась ситуации, при которой выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования должны быть конкурентоспособными, востребованными обществом. Это влечет за собой необходимость пересмотра традиционных форм обучения [2]. Мы полагаем, что использование технологий проблемного обучения (далее - ПО) при освоении обучающимися профессиональных модулей и учебных дисциплин будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
ПО формирует особый тип мышления, личности, увеличивает твердость убеждений в своих профессиональных решениях, обеспечивает прочность формирования компетенций, а также лучшее усвоение знаний. ПО создает предпосылки для развития мотивации успеха у обучающихся, позволяет добиться высоких результатов не только в учебе, но и в их будущей профессиональной деятельности.
Практика является составной частью и одной из форм организации учебного процесса. Видами практики обучающихся, осваиваю-
щих профессиональную программу специалиста среднего звена, являются учебная и производственная практики [6]. Учебная практика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта реализуется в рамках профессиональных модулей. Она направлена на освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций, а также приобрете-
ние первоначального практического опыта в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
Учебная практика в «Университетском колледже» Российского государственного профессионально-педагогического университета (далее - РГППУ) проводится в учебных лабораториях и мастерских, специально оборудованных в соответствии с тематикой практики, указанных в рабочей про-
© Копылов С.Н., 2021
КОПЫЛОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Российская Федерация, Екатеринбург
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры энергетики и транспорта, Институт инженерно-педагогического образования, Российский государственный профессионально педагогический университет. Сфера научных интересов: методика профессионального образования в организациях среднего профессионального и высшего образования. Автор более 30 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: kopilov_78@mail.ru
SERGEY N. KOPYLOV Yekaterinburg, Russian Federation
Ph.D. of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Energy and Transport, Institute of Engineering Pedagogical Education, Russian State Professional Pedagogical University. Research interests: methodology of vocational education in organizations of secondary vocational and higher education. Author of more than 30 published scientific and methodological papers. E-mail address: ko-pilov_78@mail.ru
Аннотация. Предложены пути решения проблемы повышения качества подготовки обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена, специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта на основе внедрения в процесс реализации учебной практики технологии проблемного обучения.
Ключевые слова: учебная практика, компетенции, проблемное обучение, педагогическая технология, педагог, профессиональный модуль.
Abstract. The article proposes ways a solution to the problem of improving the quality of training of trainees under the program for the preparation of mid-level specialists, specialty 23.02.03 Maintenance and repair of road transport, by introducing problem learning technology into the process of implementing educational practice.
Keywords: educational practice, competencies, problem-based learning, pedagogical technology, teacher, professional module.
грамме. В соответствии с учебным графиком учебная практика реализуется во втором семестре 2 курса в течение двух недель и посвящена изучению устройства легковых и грузовых автомобилей. Обучающиеся изучают основные узлы автомобиля на примере макетов легкового автомобиля ВАЗ 2106, ГАЗ 3110 и грузового автомобиля ЗИЛ 130 (см. Рисунок 1).
Благодаря обратной связи с работодателем, мы можем предположить, что внедрение технологии
ПО в образовательный процесс программы подготовки специалистов среднего звена будет способствовать трансформации теоретических знаний в профессиональный опыт. Реализация данных технологий в образовательных организациях среднего профессионального образования позволит создать условия для саморазвития личности, обучающиеся смогут реализовывать свой творческий потенциал. Это поможет повысить их конкуренто-
способность и востребованность на рынке труда.
Проблемное обучение является методом формирования у обучаемых глубокой и устойчивой учебно-познавательной мотивации [1], оно позволяет студентам самореализоваться путем самостоятельного разрешения конкретных задач, а также сформировать активную жизненную позицию [5]. ПО в наибольшей степени отвечает современным требованиям, которые предъявляются к реализации обра-
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
зовательного процесса в организациях СПО. Систематическая постановка проблемных задач и формулирование проблемных ситуаций приводит к активизации деятельности обучающихся. Проблема, поставленная перед ними, является преградой, с которой необходимо справиться. При этом происходит формирование определенных качеств личности, а также ее развитие [1]. В ходе ПО работа преподавателя всегда заключается в том, что создавать учебные проблемные ситуации, активизирующие учебную работу обучающихся [4]. Педагог обеспечивает организацию их самостоятельной деятельности при изучении новых знаний, освоении умений, при закреплении материала и отработке навыков. В ходе креативного решения проблем обучающиеся приобретают и усваивают новые знания, у них формируются способности мыслительных действий и операций, интерес, умение открывать для себя что-то новое [3].
В настоящие время выпускники учебных заведений различного уровня постоянно сталкиваются с проблемными ситуациями, возникшими в их профессиональной деятельности, требующими самостоятельной обработки информации и интенсивной мыслительной деятельности [7].
С целью выявления проблемных ситуаций, с которыми наши выпускники столкнутся в рамках своей профессиональной деятельности, преподавателями Университетского колледжа и кафедры энергетики и транспорта РГППУ был проведен опрос организаций и предприятий Свердловской области, в которых работают выпускники. В рамках опроса были поставлены вопросы, которые касаются устройства, технического обслуживания и ремонта основных узлов автомобиля. Полученные от работодателей данные показали, что наибольшее число проблем возникает у молодых специалистов при выполнении задач, связанных
с ремонтом и обслуживанием автомобильных двигателей.
На основе этих данных могут быть составлены задания с использованием технологий проблемного обучения в рамках учебной практики профессионального модуля ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
На первом этапе в рамках подготовки к учебной практике преподаватель формулирует проблемные ситуации с учетом уровня подготовки обучающихся и основываться на недавно пройденном материале.
На втором этапе разрабатывается последовательность разрешения проблемных ситуаций, система заданий и вопросов для самостоятельной подготовки к выполнению практического задания проблемного характера.
На третьем этапе преподаватель и мастер производственного обучения управляют процессом проблемного обучения в рамках практики: активизируют усилий обучающихся по разрешению имеющихся противоречий, оказывают необходимую помощь при выполнении задания.
При реализации третьего этапа учитывается групповой характер деятельности обучающихся в рамках учебной практики, необходимость организации решения проблемных ситуаций коллективом обучаемых. При структурировании и отборе проблемно ориентированного материала для проведения учебной практики необходимо ориентироваться на логику развития познавательной деятельности и поступательный процесс формирования профессиональных компетенций.
Перед началом учебной практики преподаватель ставит перед группой обучающихся задачу по подготовке к предстоящей работе, выдает методические указания, в которых приводиться перечень индивидуальных заданий для прохождения всех этапов учебной практики, указывается последовательность выполнения задания.
Последовательность задания имеет следующий вид:
• подготовить необходимый инструмент для выполнения работы;
• провести разборку двигателя ВАЗ - 2106:
• провести измерение деталей в соответствии с заданием;
• указать каким ремонтным размером соответствуют детали;
• заполнить отчет;
• провести сборку двигателя;
• выполнить задание с соблюдение техники безопасности.
Учебная проблема заключается в том, что студенты должны выполнить задание с учетом соблюдения технологии, рекомендуемой заводом-изготовителем. Обучаемым необходимо проанализировать информацию из различных источников, узнать технологию выполнения операций технического обслуживания и ремонта для автомобилей, макеты которых находятся в лабораториях «Университетского колледжа». Для проверки правильности выполнения заданий нами разработаны инструкцион-но-технологические карты, которые служат эталоном результатов работы для обучающихся и основой для подготовки преподавателей к каждому занятию.
С целью контроля за результатами выполнения заданий используются оценочные листы. Формой аттестации по учебной практике, в соответствии с учебным планом, является дифференцированный зачет. Оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта и качества выполнения работ. Оценивание успешности и качества прохождения учебной практики происходит с использованием балльно-рей-тинговой системы, основанной на разработанных нами показателях шкал оценки. Результаты всех работ оцениваются по данным шкалам, суммируются и переводятся в 5-ти бальную систему оценивания. Максимальный балл, который
удовлетворительно
хорошо
отлично
□ ПО
^Традиционное обучение
Рисунок 2. Сравнительная характеристика итоговых оценок результатов сдачи дифференцированного зачета учебными группами, проходившими обучение с использование технологии проблемного обучения и в традиционной форме
могут набрать обучающиеся за время прохождения учебной практики - 100.
На Рисунке 2 приведена сравнительная характеристика итоговых оценок, полученных в ходе дифференцированного зачета. Представлены оценки группы обучающихся, проходившей подготовку по технологии проблемного обучения, и обучающихся контрольной группы.
Как видно из диаграммы, в группе, проходившей подготовку по технологии ПО, большее количество обучающихся, получивших отличную оценку. Это свидетельствует об улучшении качества усвоения материала и возможности
применения полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Таким образом, реализация технологии ПО в рамках учебной практики УП.01. Устройство автомобилей обеспечивает повышение уровня сформированности компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Можно предположить, что после реализации данной технологии может повыситься и уровень результатов обучающихся при сдаче квалификационного экзамена.
Важно отметить, что несмотря на явные достоинства проблем-
ного обучения, его преимущества перед классическим, не следует весь образовательный процесс строить на ПО. Это потребует больше времени для подготовки преподавателями к организации образовательной деятельности, могут быть потеряны такие навыки студентов, как самостоятельная работа с книгой, усвоение теоретического материала в ходе лекций. Таким образом, технология проблемного обучения должна дополнять классические способы реализации образовательного процесса с целью повышения уровня сформированности профессиональных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буслова Н.С., Клименко Е.В., Пилипец Л.В. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (4). С. 860-864.
2. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-31.
3. Емельянова С.Г. Проблемное обучение как педагогическая технология // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л.С. Выготского. М.: Изд-во МПГУ, 2016. С. 273-276.
4. Емельянова С.Г. Технология проблемного обучения // Математика и математическое образование. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. С. 416-419.
5. Манаенкова М.П. Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 205-208.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
6. Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». URL: https://unecon.ru/default/files/23.02.03.pdf.
7. Яковлева Л.Н. Развитие индивидуальных математических возможностей студентов на основе дифференциации обучения в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 217-225.
REFERENCES
1. Buslova N.S., Klimenko E.V., Pilipets L.V. Problemnoe obuchenie: ot Sokrata do formirovaniya kompetencij [Problem-based learning: from Socrates to the formation of competencies]. Fundamental research. 2014. No. 5 (4). P. 860-864. (in Russian).
2. Vvedensky V.N. Kompetentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspeshnosti ego professional'noj deyatel'nosti [The competence of a teacher as an important condition for the success of his professional activity]. Pedagogy. 2003. No. P. 21-31. (in Russian).
3. Emelyanova S.G. Problemnoe obuchenie kak pedagogicheskaya tekhnologiya [Problem-based learning as a pedagogical technology]. Actual problems of teaching mathematics and computer science at school and university in the light of the ideas of L.S. Vygotsky. Moscow: Publishing house of Moscow State Pedagogical University, 2016. P. 273-276. (in Russian).
4. Emelyanova S.G. Tekhnologiya problemnogo obucheniya [Problem-Based Learning Technology]. Mathematics and Mathematical Education. Togliatti: TSU Publishing House, 2017. P. 416-419. (in Russian).
5. Manaenkova M.P. Kompetenciya i kompetentnost': problemy professional'noj podgotovki [Competence and competence: problems of professional training]. Socio-economic phenomena and processes. 2014. No. 3(61). P. 205-208. (in Russian).
6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 22.04.2014 N 383 «On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 23.02.03 Maintenance and repair of road transport». Available at: https://unecon.ru/default/files/23.02.03.pdf. (in Russian).
7. 7Yakovleva L.N. Razvitie individual'nyh matematicheskih vozmozhnostej studentov na osnove differenciacii obucheniya v vysshej shkole [Development of individual mathematical capabilities of students on the basis of differentiation of education in higher education]. Siberian Pedagogical Journal. 2007. No. 3. P. 217-225. (in Russian).