Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ article/n/ didakticheskie-usloviya-formirovaniya-kultury-inoyazychnogo-professionalnogo-obscheniya-buduschih-inzhenerovpdf (data obrashcheniya: 17.05.2023).
6. Lebedev T.M. Tekhnika HIP HOP tanca, kak odna iz form horeograficheskogo iskusstva / T.M. Lebedev // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. - 2017. - №3. -Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnika-hip-hop-tantsa-kak-odna-iz-form-horeograficheskogo-iskusstva (data obrashcheniya: 20.05.2023).
7. Mitakovich L.A.Podgotovka budushchih pedagogov-horeografov k resheniyu professional'nyh zadach / L.A. Mitakovich //MIzvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2009. - №116. - S.185-189. - Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-horeografov-k-resheniyu-professionalnyh-zadach (data obrashcheniya: 17.05.2023).
8. Sal'nikova I.A. Autentichnye teksty kak osnova lichnostnoorientirovannogo obucheniya / I.A. Sal'nikova. -Rezhim dostupa: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/06/autentichnye-tekstykak-osnova-lichnostno-orientirovannogo (data obrashcheniya: 17.05.2023).
9. SvirinaL.O. O roli hudozhestvennogo teksta v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii / L.O. Svirina // Tekst. Proizvedenie. CHitatel': materialy II Vserossijskoj nauchnoj konferencii, 15-16 oktyabrya 2010 goda. -Kazan': Izd-vo MOiN RT, 2011. - Vyp. 2. - S. 227-231.
10. Sokolova E.G. Obuchenie kul'ture inoyazychnogo professional'nogo obshcheniya studentov neyazykovyh vuzov / E.G. Sokolova // Trudy 18-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma «Velikie reki -2016». Materialy nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, specialistov i studentov «Problemy ispol'zovaniya innovacionnogo razvitiya vnutrennih vodnyh putej v bassejnah velikih rek». Izd-vo FGBOU VO «VGUVT», 2016. - Vyp. 5. - Rezhim dostupa: http://vf-rekamore.rf/2016/PDF/142.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2023).
11. Tazyukova I.A. Osnovy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii budushchego specialista /I.A.Tazyukova//Sovremennye sociokul'turnye processy: problemy, tendencii, novacii: materialy Vseros.nauch.konferencii 11-12 aprelya 2006 g. /nauch.red. R.Z. Bogoutdinova, R.R. YUsupov; sost. A.R. Abdulhakova, R.S. Garifullina, T.YU. Gordeeva, YU.N. Dresher, O.A. Kalegina, T.YU. Klyuchenko, G.P. Men'chikov, E.D. Rumyancev, D.V. SHamsutdinova. - Kazan': Izd-vo Kazansk.un-ta, 2006. - S.146-147.
12. FedorovaM.A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku / M.A. Fedorova// Aktual'nye problemy lingvodidaktiki i metodiki organizacii obucheniya inostrannym yazykam: sb.nauch.st. /CHuvash.gos.ped.un-t; otv.red. N.V. Kormilina, N.YU. SHugaeva. - CHeboksary: CHuvash.gos.ped.un-t, 2014. - S.271-274.
13. HolopovaS.S. Analiz ponyatiya «mezhkul'turnaya kompetenciya» / S.S. Holopova // Aktual'nye problemy lingvodidaktiki i metodiki organizacii obucheniya inostrannym yazykam: sb.nauch.st. / CHuvash.gos.ped.un-t; otv.red. N.V. Kormilina, N.YU. SHugaeva. -CHeboksary: CHuvash.gos.ped.un-t, 2014. - S.274-279.
14. Cvetkova S.E., Terekhova E.A. Soderzhatel'nyj aspekt professional'no-inoyazychnoj pod-gotovki budushchih inzhenerov v oblasti korablestroeniya / S.E. Cvetkova, E.A. Terekhova // Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva Seriya «Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii». - 2014. - №1. - Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnyy-aspekt-professionalno-inoyazychnoy-podgotovki-buduschih-inzhenerov-v-oblasti-korablestroeniya (data obrashcheniya: 15.05.2023).
УДК 378.016
И.В. Прихода, В.П. Каткова, Е.В. Живора
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ СРЕДСТВАМИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В статье представлены результаты эксперимента по формированию готовности к профессиональной деятельности у будущих переводчиков, в ходе которого была выявлена основополагающая важность развития навыка работы с долговременной памятью, понимание закономерностей функционирования профессиональной долговременной памяти, а также ведущая роль долговременной памяти для формирования и развития остальных профессиональных навыков у будущих переводчиков.
Ключевые слова: Профессиональная подготовка переводчиков; контроль речевых центров в стрессовой ситуации; долговременная профессиональная память; мнемонические техники; учебная активность; мотивация
Igor V. Prihoda, Viktoria P. Katkova, Elena V. Zhivora READINESS FORMATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG FUTURE INTERPRETERS: RESULTS OF THE FORMATION EXPERIMENT
The article presents the results of the readiness formation experiment for professional activity among future interpreters. In the course of the study, the model of readiness for professional activity in future interpreters and the components of readiness that pose difficulties for formation and development, the methodology for overcoming them were determined. In particular, the experiment revealed the importance of developing the skill of work-
ing with long-term memory, understanding the patterns of functioning of professional long-term memory and determined the leading role of long-term memory for the formation and development of other professional skills selected for the model of readiness for professional activity among future interpreters, that pose difficulties for forming and developing them (such as understanding foreign speech by ear, producing speech in a foreign language). The results of the study indicate that it is possible to increase the effectiveness in readiness formation for professional activity among future interpreters, provided, firstly, there is a high motivation to master professional skills, and secondly, there is an understanding of the development patterns of specific components of readiness for professional activity identified during the study. The complex of methodical exercises is aimed, first of all, at the development of long-term professional memory (organization of a system of spaced repetitions of lexical units), communication skills (focusing on listening to the Other in communication, in the ability to eliminate technical obstacles in communication, in the development of stable skills of active articulation of foreign and native speech, in sufficient volume of speech commensurate with the maximum distance from the recipients), the automatic habit of working with reference literature, bilingual and explanatory dictionaries, dictionaries of antonyms and synonyms (which is the basis for the formation of the cognitive component of readiness for professional activity among future interpreters).
Key words: Professional training of interpreters; control of speech centers in a stressful situation; long-term professional memory; mnemonic techniques; educational activity; motivation
Введение
Проблема исследования определяется необходимостью преодоления затруднений, которые будущие переводчики испытывают в процессе осуществления учебной и профессиональной деятельности, а также необходимостью определения педагогических условий для формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих переводчиков.
При разработке формирующего эксперимента было взято опорное предположение, сформулированное на основании анализа психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию феномена готовности к профессиональной деятельности, о том, что под готовностью к профессиональной деятельности понимается целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих к реализации своих профессиональных знаний, навыков и умений в современной социокультурной сфере; наличием высокого уровня сформированной общепрофессиональной компетенции, а также выработанной рефлексией [4]. Профессиональную готовность ученые рассматривают, исходя из принципов единства деятельности и сознания, взаимосвязи внешних и внутренних условий, единства личности и деятельности [9], ведущей роли активности в целенаправленной деятельности [4]. В современной педагогике не только рассматривается специфическая проблема формирования готовности студентов-переводчиков к профессиональной деятельности [7,10], но и более широко исследуется педагогический процесс формирования готовности обучающихся к саморазвитию в учебной деятельности, изучаются теоретические предпосылки форми-
рования готовности к самоорганизации, а также психологические и педагогические условия готовности к самообразованию у студентов [5,2,21], рассматривается проблема формирования готовности студентов к научной деятельности [11], готовности будущего учителя к формированию учебной мотивации у школьников [3].
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования у будущих переводчиков специфических компонентов готовности к профессиональной деятельности средствами публицистических текстов.
Материалы и методы
Формирующий эксперимент осуществлялся на основе разработанной методики в течение 2022 - 2023 учебного года с экспериментальной группой, включающей 92 студентов переводческих направлений, которые характеризовались наличием сложностей в процессе овладения профессиональными переводческими навыками. В качестве контрольной группы выступили 65 студентов с высоким уровнем профессиональных навыков. Студенты с низким, достаточным и средним уровнем были определены в экспериментальную группу, а студенты, у которых отмечался высокий и средний уровень, - в контрольную.
Принимая во внимание выделенные критерии профессионального развития студентов, было определено четыре уровня: низкий (1-3), достаточный (4-6) средний, (7-9), высокий (10-12).
Для оценки показателей выделенных критериев готовности к профессиональной деятельности переводчиков были созданы диагностические инструменты, представленные в виде системы тестов, оценивающих как от-
дельные навыки работы с психическими функциями (память, контроль речевых центров в стрессовой ситуации), так и знания; тесты основаны на разнообразных заданиях (выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме, в форме свободного изложения - самостоятельно сформулированный ответ, задания на установление соответствий, задания на устную и визуальную презентацию), использовались также педагогическое наблюдение учебных занятий, анализ учебного процесса в вузе, самооценка студентов.
С целью обеспечения соответствия содержания тестов задачам измерения были применены нижеследующие методы педагогического исследования.
1. Анализ документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс, которая содержит объективные данные, подтверждающие данные педагогического наблюдения и служащие верификационным подтверждением для данных экспериментальных исследований.
2. Беседа как традиционный метод педагогического исследования, позволяющая определить отношение к учебной деятельности, мотивы деятельности и достижений, интересы и наклонности [15].
3. Критериальная шкала готовности будущих переводчиков к профессиональной деятельности.
4. Педагогическое наблюдение - метод, который не изменяет условий и не влияет на процессы, которые он изучает, носит созерцательный, характер.
Литературный обзор
Анализ научной литературы по проблеме готовности к деятельности выявил разные варианты ее определения: «целенаправленное выражение личности» в совокупности ее отношений, мотивов, установок, волевых, индивидуальных и других качеств [13]; как целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты [9, 12].
В научной работе Л.М. Попова и И.М. Пучковой [12] за основу теоретической модели психологической готовности к профессиональной деятельности взяты
положения Б.Ф. Ломова о когнитивной, регулятивной и коммуникативной подсистемах в структуре психологии человека как целостной организации. Структура этой модели включает следующие блоки: профессиональная «Я-концепция»;
мотивация; личностные свойства и качества; деятельностно-значимые свойства и качества. Причем, составляющие блоков
профессиональной «Я-концепции»,
мотивации и личностных свойств являются универсальными характеристиками
относительно получаемой профессии, а «составляющие блока деятельностно-значимых свойств и качеств определяются содержанием будущей профессиональной деятельности и могут иметь разную выраженность у представителей различных направлений подготовки».
Развитие готовности к самостоятельной деятельности советский и российский учёный в области теории и методики обучения физике А.В. Усова связывает с процессом формирования у студентов обобщенных умений, «при котором студенты проходят этапы от изначальной мотивационной основы действия до использования умения самостоятельно действовать для овладения новыми умениями» [8]. В акмеологических исследованиях показано, что для достижения профессионализма, вершин профессиональной компетентности необходимы не только профессиональные знания и умения, но и личностная составляющая, предполагающая ценностное и эмоциональное отношение к различным жизненным явлениям [1].
На основании этого положения было раскрыто содержание понятия готовности к профессиональной деятельности у будущих переводчиков, включающей, согласно выделенной модели исследования, следующие критерии: мотивационно-ценностный, когнитивно-информационный, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-
экспрессивный.
Результаты
Проведенное исследование по системе тестов уровней готовности к профессиональной деятельности дало следующие результаты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровней готовности к профессиональной деятельности
Значения показателей до эксперимента Значения показателей после экспери-
мента
Критерий Показа- Показа- Показа- % Показа- Показа- Показа- %
тель 1 тель 2 тель 3 тель 1 тель 2 тель 3
Количество студентов Количество студентов
1. Моти- Учебная
вационно- актив-
ценност- ность
ныи
Низкий - - - - 29 - - - 25
(1-3 бал- % %
лов)
Достаточ- - - - 33 - - - 27
ный - % %
(4-6 бал-
лов)
Средний - - - - 20 - - - 26
(7-9 бал- % %
лов)
Высокий - - - - 18 - - - 22
(10-12 % %
баллов)
2. Когни- Навык Навык Фоно- Навык Навык Фоно-
тивно- восприни порожде вые восприни порож- вые
информа- мать на ния речи знания мать на дения знания
ционньш слух на ино- культу слух речи на куль-
аутентич стран ры и аутентич- иностран туры и
ную речь ных норм ную речь ных норм
языках этикета языках этикета
Низкий - 72 45 30 31 60 37 23 25
(1-3 бал- % %
лов)
Достаточ- 46 56 55 33 30 45 47 26
ный - % %
(4-6 бал-
лов)
Средний - 32 35 45 24 50 50 53 33
(7-9 бал- % %
лов)
Высокий - 7 21 27 12 17 25 34 16
(10-12 % %
баллов)
3. Комму- Способ- Сформи- Способ- Сформи-
никатив- ность к рован- ность к рован-
но- ретрансля ная спо- ретрансля ная спо-
деятель- ции зна- собность ции зна- соб
ностныи нии между работы с нии между ность
двумя си- долго- двумя си- работы с
стемами времен- стемами долго-
речевого нои па- речевого времен-
кодирова мятью кодирова нои па-
ния ния мятью
Низкий - 47 65 - 35 42 60 - 32
(1-3 бал- % %
лов)
Достаточ- 62 72 - 43 55 60 - 37
ный - % %
(4-6 бал-
лов)
Средний - 38 12 - 15 43 24 - 21
(7-9 бал- % %
лов)
Высокий - 10 8 - 7% 17 13 - 10
(10-12 %
баллов)
4. Эмоцио- Способ- Способ Способ- Способ-
нально- ность ность ность ность
экспрес- управлять распозна управлять распо-
сивныи своими вать и своими знавать
эмоциями выра- эмоциями и выра-
в целях жать в целях жать
решения эмоцио- решения эмоцио
практиче- нально- практиче- нально-
ских задач экспрес- ских задач экспрес-
сив сив
ный по- ный по-
сыл сыл
Низкий - 55 12 - 22 52 5 - 18
(1-3 бал- % %
лов)
Достаточ- 45 23 - 22 43 15 - 18
ный - % %
(4-6 бал-
лов)
Средний - 38 35 - 23 30 40 - 23
(7-9 бал- % %
лов)
Высокий - 19 87 - 33 32 97 - 41
(10-12 % %
баллов)
Успеваемость студентов согласно внешней учебной Успеваемость студентов согласно ре-
документации: зультатам эксперимента
62 из 157 студентов имеют повышенные оценки 45 50
(«5») % %
70 из 157 студентов имеют хорошие оценки 40 41
(«4») % %
25 из 157 студентов имеют удовлетворитель- 15 9%
ные оценки («3») %
Анализ результатов педагогического наблюдения и тестов показал нечеткую дифференциацию или её отсутствие при оценивании критериев успеваемости по 5-бальной шкале, когда не оценивается наличие правильных учебных действий в развитии важных критериев профессиональной готовности по причине отсутствия их дифференциации. Таким образом, при 5-балльной шкале зачастую оценивается совокупная учебная активность, а не правильные действия по развитию конкретного показателя. При отсутствии учебной активности в проблемных зонах формирования и развития именно тех умений и навыков, которые представляют сложность для освоения, учебная активность в других зонах эти проблемы не компенсирует, но влияет на получение отличной отметки в силу оценочных суждений и хорошего впечатле-
ния, которое производит студент.
Сравнение было проведено по следующей шкале соответствия двух систем оценивания.
Шкала соответствия показателей критериев по 5-бальной системе
3 - низкий (1-3 бал 12-бальной шкалы),
3,5 - достаточный (4-6 бал 12-бальной шкалы),
4 - средний (7-9 бал 12-бальной шкалы),
4,5; 5 - высокий (10-12 бал 12-бальной
шкалы).
Сравнение подтверждает соответствие результатов теста и педагогического наблюдения. Было отмечено, что студенты, знание которых по 5-балльной шкале было на 3,5 балла, получали по учебной документации автоматически 4 балла, на 4,5 балла получали соответственно 5 баллов. Проведя соответствующую группировку учащихся по успеваемости,
получили гистограмму, позволяющую наглядно увидеть корреляцию результатов теста с успеваемостью по учебной документации, что отображено в Карте мониторинга (рис. 1) успеваемости студентов согласно учебной документации (журнал, зачетные книжки) по шкале от «1» до «5» в сопоставлении с результатами тестов.
Обсуждение
При предварительных беседах было выявлено, что субъективная оценка студентами своих навыков существенно завышена. Из «хорошо» и «отлично» успевающих студентов 95% (127 студентов) ответили «Я считаю, что проявляю достаточный уровень учебной активности», тогда как многие критерии имели низкие показатели. Например, среди всех ста тридцати двух студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» высокий и средний балл по сформированной способности работы с долговременной памятью показали всего в совокупности 20 студентов. По ретрансляции знаний между двумя системами речевого кодирования высокий и средний балл в совокупности показали всего 48 студентов. По навыку восприятия иностранной речи на слух высокий и средний балл получили 39 студентов. 100% студентов признали, что «У меня есть умения и навыки, которые мне не удаётся развить в нужной степени». Студенты смогли осознать, что для развития недостающих умений и навыков необходимо проявлять специфическую учебную активность в проблемной сфере, которая является также зоной дискомфорта и «слепой» зоной, т.е. студенту сложно самостоятельно определить такую зону и реализовать необходимые учебные усилия в такой зоне. Для формирования и развития способности работы с долговременной памятью студентам необходимо ознакомиться с мнемоническими техниками и организовать систему интервальных повторений лексики (95% студентов). С целью развития способности сохранять контроль речевых центров в стрессовой ситуации 90% студентов признали необходимость чаще выступать перед аудиторией и участвовать в презентациях. Студенты также определили следующие сферы дефицитарности проявления своей учебной активности:
- работа с моим словарем (интервальное
повторение новых слов)- 95%;
- работа с моим лексическим запасом -98%;
- говорение на иностранном языке -30%;
- аудирование аутентичных источников на иностранном языке - 62%;
- активное участие в ходе занятия, инициатива в ответах на вопросы преподавателя (интерактивное аудирование, превалирование аудиального канала в обучении) - 15%.
Карта мониторинга успеваемости (рис. 1) студентов согласно учебной документации (журнал, зачетные книжки) по шкале от «1» до «5» в сопоставлении с результатами тестов показала значительное расхождение баллов тестов с оценками в учебной документации (журналы, зачетные книжки, ведомости). Причиной разницы результатов является стабильное отнесение преподавателями оценок 3+ (соответствие уровню «Достаточный» 4-6 баллов) и 4+ (соответствие уровню «Средний» 7-9 баллов) к более высокому баллу с целью поощрения учебных усилий студентов и создания доброжелательного климата в студенческом коллективе, способствующего укреплению уверенности и самостоятельности студентов в своих действиях, укреплению положительной мотивации и переживания студентами ощущения своей компетентности.
Карта мониторинга успеваемости (рис. 1) показала количество студентов с «хорошей» успеваемостью по учебной документации меньше, чем по результатам тестов. Это свидетельствует о тенденции преподавателей поощрять учебные усилия студентов и формировать положительную внутреннюю мотивацию, выставляя студентам за хорошую успеваемость оценку «отлично». В группах с низкой успеваемостью также отмечается эта тенденция: из разряда с низкой успеваемостью студент чаще переводится в разряд «достаточно успевающих». Поэтому учебная документация показала количество студентов с низкой успеваемостью почти в два раза меньше, чем по результатам эксперимента, а группа с «отличной» успеваемостью, согласно учебной документации, была в два раза выше, чем это показал эксперимент. Оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика [1].
Соотнесение результатов эксперимента с внешней учебной документацией (учебные журналы, контрольные и т.п.)
Рисунок 1. Соотнесение результатов эксперимента с внешней учебной документацией:
учебные журналы, контрольные и т.п.
Опрос студентов и преподавателей на предмет соответствия результатов тестов данным имеющейся учебной документации с целью выявления причин расхождения показателей продемонстрировал, что студенты и преподаватели по-разному оценивают усилия студентов. Так, на вопрос «Я чаще завышаю -занижаю - ставлю справедливую оценку» в 90% случаев преподаватели признали, что они склонны завышать оценку. Среди студентов только 12% признали, что получают завышенные оценки. Как студенты (82%), так и преподаватели (100%) признали, что «Тесты помогли осознать важные пробелы в подготовке», а также «Тесты выявили сложности и критерии, на которые обычно не обращается достаточно внимания в учебном процессе или которые вовсе не выделяются» (100% случаев среди студентов и 100% случаев среди преподавателей). Студенты и преподаватели единогласно признали, что результаты тестирования оценивались более строго, чем обычно на занятиях преподавателем.
Самооценка студентами своих навыков показала большие пробелы в осознании сложностей при формировании и развитии навыка работы с долговременной памятью. 82% студентов уверены, что запоминать на неограниченный срок - от года и дольше - невозможно, но при этом свою способность к запоминанию лексических единиц на долгий срок 62% оценили как «хорошую». Любимую стратегию по запоминанию слов имеют только 16% студентов (это комбинация ассоциативного запоминания и интервального повторения). Также студенты признали, что делают недостаточно упражнений на перевод (87%) и процесс перевода оказался сложнее, чем он представлялся (98%).
Заключение
1. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы были определены причины, препятствующие достижению более высоких уровней готовности к профессиональной деятельности у будущих переводчиков, что позволяет более эффективно определять стратегии построения аудиторных занятий в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих переводчиков:
2. Наличие критериев и показателей, на которые обычно не обращается достаточно внимания в учебном процессе либо они вовсе не выделяются;
3. Сложности при формировании и развитии навыка работы с долговременной памятью вследствие отсутствия осознания важности этого навыка;
4. Сложности при аудировании иностранной речи, ведущие к избеганию этого упражнения по причине скудного лексического запаса в долговременной памяти;
5. Необъективная оценка студентами своих умений и навыков;
6. Неиспользование студентами на аудиторных занятиях возможностей для развития профессиональных навыков (порождение речи на иностранном языке, восприятие на слух иностранной речи, обращение к долговременной памяти при оперативных ответах на вопросы преподавателя) по причине отсутствия осознания своих сложностей и важности проявления специфической учебной активности именно в проблемной зоне.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — Москва : Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
2. Banartseva, A.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of students' readiness for self-education / A.V Banartseva, L.Yu. Kaplina // Проблемы современного педагогического образования. - 2021.
- № 71-1. - C. 28-31.
3. Бусарев, И.А. Формирование готовности будущего учителя истории к формированию у школьников учебной мотивации / И.А.Бусарев, О.В. Еремкина // Педагогические кадры современной России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею К.Д. Ушинского и Году педагога и наставника.- Киров, 2023. - C. 25-32.
4. Деркач, А.А. Акмеология : наука, практика, образование / А.А.Деркач, А.В. Гагарин, Л.А.Степнова // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - C. 22-27
5. Зырянов, Д.С. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию в учебной деятельности / Д.С. Зырянов / / Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования : сборник научных статей / отв. ред. : Е.Д. Родионов. - Барнаул, 2017. - C. 1579-1581.
6. Kolyeva N.S. Some aspects of the readiness formation problem of future specialists for professional activity / N.S Kolyeva, V.V. Gorodnichev, A.V. Khudorozhkov // Образование от "А" до "Я". - 2022. - № 2. - C. 4850.
7. Коршняк, В.П. Формирование готовности студентов-переводчиков к профессиональной деятельности / В.П. Коршняк // Гуманитарный вестник (Горловка). - 2017. - № 3-2. - С. 99-106.
8. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - Москва : Просвещение, 1964. -342 с.
9. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.- Москва : Academia, 2005. - 287 с.
10. Петраш, Е.В. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов туристических вузов / Е.В. Петраш // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма : материалы VII Международной интернет-конференции. - Орел, 2018. - С. 188-191.
11. Prihodchenko K.I. Readiness formation of a student for scientific activity / K.I. Prihodchenko, O.G. Kaverina // Pedagogy and Psychology : Theory and Practice. - 2022. - № 1 (25). - C. 75-83.
12. Попов, Л.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.М. Попов, И.М. Пучкова // Образование и саморазвитие.
- 2015. - № 1 (43). - C. 53-58.
13. Rabina E.I. Theoretical prerequisites for forming future bachelor' readiness for self-organization of their activity as a pedagogical problem / E.I. Rabina, E.V Ilyasheva, М.А. Gavrilkova // Mir Nauki, Kultury, Obrazovani-ya. - 2022. - № 3 (94). - C. 136-139.
14. Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Вопросы психологии.- 1995. - № 1.- C. 13-24.
15. Сергеев, Н.К. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования : к диалектике традиций и инноваций / Н.К. Сергеев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - №10. - C. 4-9.
References:
1. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology / Edited by V.V. Davydov. — M.: Pedagogika - Press, 1996. 536 p
2. Banartseva A.V., Kaplina L.Yu. Psychological and pedagogical conditions for the formation of students' readiness for self-education // Problems of modern pedagogical education. 2021. № 71-1. C. 28-31.
3. Busarev I.A., Eremkina O.V. Formation of the future history teacher's readiness to form students' educational motivation // Teaching staff of modern Russia. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the anniversary of K.D. Ushinsky and the Year of the teacher and mentor. Kirov, 2023. C. 25-32.
4. Derkach A.A., Gagarin A.V., Stepnova L.A. Acmeology: science, practice, education // Acmeology. 2014. № 3-4. C. 22-27
5. Zyryanov D.S. Formation of students' readiness for self-development in educational activities // Lomono-sov readings in Altai: fundamental problems of science and education. Collection of scientific articles of the international conference. Responsible editor E.D. Rodionov. 2017. C. 1579-1581
6. Kolyeva N.S., Gorodnichev V.V., Khudorozhkov A.V. Some aspects of the readiness formation problem of future specialists for professional activity//Education from "A" to "Z". 2022. No. 2. C. 48-50
7. Korshnyak V.P. Formation of students-translators' readiness for professional activity // Humanitarian Bulletin (Gorlovka). 2017. No. 3-2. pp. 99-106
8. Levitov N.D. On mental states of a person / N.D. Levitov. - M.: Enlightenment, 1964. 342 p.
9. Leontiev A.A. Fundamentals of psycholinguistics. Moscow: Academia; 2005. 287 p.
10. Petrash E.V. Formation of readiness for intercultural communication among students of tourist universities // STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF the HOSPITALITY AND TOURISM INDUSTRY - Materials of the VII International Internet Conference. 2018. pp. 188-191.
11. Prikhodchenko K.I., Kaverina O.G. Readiness formation of a student for scientific activity // Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2022. No. 1 (25). pp. 75-83.
12. Popov L.M., Puchkova I.M. Theoretical and experimental substantiation of the model of psychological readiness of students for professional activity / / Education and self-development. 2015. № 1 (43). C. 53-58
13. Rabina E.I., Ilyasheva E.V., Gavrilkova M.A. Theoretical prerequisites for forming future bachelor' readiness for self-organization of their activity as a pedagogical problem // Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2022. No. 3 (94). Pp. 136-139
14. Repkin, V.V., Repkina, G.V., Zaika, E.V. About the system of psychological and pedagogical monitoring in the construction of educational activity Text. / V.V. Repkin, G.V. Repkina, E.V. Zaika // Vopr. psikhol. 1995. pp. 13-24.
15. Sergeev N.K. Theoretical and methodological problems of continuous pedagogical education: towards the dialectic of traditions and innovations // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. No.10. C. 4-9.
УДК 373.2, 37.025.3, 37.036.5
Л.М. Шестакова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье приводится анализ педагогических условий эстетического и эмоционального воспитания детей в условиях дополнительного образования. Обосновывается необходимость исследований в данном направлении воспитания подрастающего поколения в рамках современных подходов в системе образования. Анализ исследований в этой области позволил раскрыть педагогические условия, необходимые для организации данного воспитательного процесса в дополнительном образовании.
Ключевые слова:эстетическое воспитание, эмоциональное воспитание, педагогические условия, культура личности ребенка, дополнительное образование
Liliya M. Shestakova PEDAGOGICAL CONDITIONS OF AESTHETIC AND EMOTIONAL UPBRINGING OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION
This article provides an analysis of the pedagogical conditions of aesthetic and emotional upbringing of children in the conditions of additional educational institutions. The necessity of research in this direction of educating the younger generation within the framework of modern approaches in the education system is substantiated. The analysis of pedagogical research made it possible to reveal the pedagogical conditions necessary for the organization of this educational process in additional education.
Key words: aesthetic education, emotional education, pedagogical conditions, culture of the child's personality, additional education
Введение
Сегодня темпы развития общества, задаваемые государством, оказывают благотворное влияние на систему образования страны, трансформируя ее с опорой на современные преобразовательные тенденции.
Однако наряду с прогрессивными изменениями нами были выявлены и проблемные зоны, которые требуется ряд устраняющих их мер. В частности, опираясь на исследования в этой области, мы обратили внимание на проблему недостаточного развития эмоционального интеллекта детей, приводящие к снижению способности ребенка эмоционально правильно реагировать на ситуацию, на окружающее их пространство.
Другая проблема, на решение которой сегодня ориентированы органы власти, выражается в осознанной потребности восстановления воспитательной функции в системе образования и современных подходов в ее
осмыслении. Опираясь на это, мы, в целях исследования, обратили внимание на проблему отсутствия структуры эстетического воспитания детей с использованием современных методов и средств, выявив недостаток цифровых решений данного воспитательного процесса.
Еще был выявлен ряд угроз, отмеченных концепцией «Формирование культурной компетенции личности в Республике Татарстан», заключающихся в снижении интеллектуального и культурного уровня общества и искажение ценностных ориентиров, проявляемых в неконтролируемом потреблении ин-тернет-ресурсов[6]. В данной связи у педагогов возникает необходимость решения существующих проблем в условиях дополнительного образования, которое сегодня приобретает еще большую актуальность, нуждаясь в научном и практическом анализе.
В этой связи поиск новых педагогических