Научная статья на тему 'Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих врачей-педиатров в условиях социально-экономических перемен в российском обществе'

Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих врачей-педиатров в условиях социально-экономических перемен в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВРАЧ-ПЕДИАТР / СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА / ОТНОШЕНИЕ / CHOICE OF PROFESSION / PEDIATRICIAN / MODERN MEDICINE / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабанов В.И., Грибина Л.Н.

Изучалось отношение студентов педиатрического факультета к избранной специальности. Выявлены мотивация выбора вуза и факультета, основные трудности в процессе обучения и перспективные планы будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE PEDIATRICIANS IN CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC CHANGE IN RUSSIA

The authors studied the attitude of pediatric students to the chosen specialty. The study revealed their motivation when choosing the university and the department, major difficulties encountered during training and prospective plans for future professional activity

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих врачей-педиатров в условиях социально-экономических перемен в российском обществе»

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МЕДИЦИНЫ

В. И. Сабанов, Л. Н. Грибина

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения ВолГМУ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ В УСЛОВИЯХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 378.180.6:614.23/.25:616-053.2

Изучалось отношение студентов педиатрического факультета к избранной специальности. Выявлены мотивация выбора вуза и факультета, основные трудности в процессе обучения и перспективные планы будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выбор профессии, врач-педиатр, современная медицина, отношение.

V. I. Sabanov, L. N. Gribina

TRAINING FUTURE PEDIATRICIANS IN CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC CHAMGE IN RUSSIA

The authors studied the attitude of pediatric students to the chosen specialty. The study revealed their motivation when choosing the university and the department, major difficulties encountered during training and prospective plans for future professional activity

Key words: choice of profession, pediatrician, modern medicine, attitude.

Кризисная социально-экономическая ситуация в стране и мире не может не влиять на молодое поколение, его видение себя в современном обществе, своего места в жизни. Не случайно 2009 год был объявлен в России «Годом молодежи». Не потерять будущее страны, предоставить молодым людям возможности для учебы и работы — одна из главных задач государства и общества в наше нелегкое время.

Проведено изучение отношения студентов педиатрического факультета к избранной профессии и будущей работе. Не секрет, что мотивация, определяющая выбор вуза, и цели, поставленные самим студентом, во многом определяют его интерес к учебе и стремление добиться высоких результатов [1]. Однако в условиях нового вектора

социально-экономического развития страны, перехода к рыночным отношениям термин «высокие результаты» все более и более приобретает смысл «высокий размер денежных доходов», что в медицине далеко не всегда является тождественным. Большое значение имеет нравственная составляющая, играющая важную роль в исполнении врачебной миссии.

В исследовании, проведенном в 2008— 2009 учебном году по принципу добровольности, приняли участие 486 студентов педиатрического факультета (72,4 % от их общего количества), распределенных достаточно равномерно по курсам (1—2 курсы составили 35 %, 3—4 курсы — 32,7 %, 5—6 курсы — 32,3 % от общего количества респондентов). В работе была использована ориги-

нальная анкета, состоящая из 21 преимущественно закрытого вопроса, среди которых преобладали субъективные и прямые, выявляющие социально-психологическую установку респондента и его отношение к предмету опроса. Часть вопросов давали возможность получать свободные, нерег-ламентированные ответы. Некоторые вопросы позволяли респонденту отметить несколько вариантов ответов, а исследователям сделать мягкое рейтинговое заключение.

Среди студентов педиатрического факультета преобладают женщины в соотношении 4,3:1 (394 женщины и 92 мужчины). В опросе приняли участие 213 студентов в возрасте до 20 лет (43,8 % от общего числа респондентов). В возрастной группе «20—24 года» находятся 242, или 49,8 % респондентов. Далее следуют лица в возрасте «25— 30 лет» (29 человек, или 6,0 %) и «старше 30 лет» (2, или 0,4 %). Возрастное распределение студентов, участвовавших в опросе, определяет их преимущественное семейное положение [3]: женатые (замужние) составляют только 13,4 % (65 человек) от их общего числа в отношении 1 к 6,5, не состоящим в браке. Следует отметить значительно большее стремление к созданию семьи у девушек: среди студенток 1 замужняя приходится на 5,9 незамужних, в то время как среди студентов это отношение составляет 1:10,5.

Успеваемость студентов педиатрического факультета находится на среднем уровне: на «отлично» и «хорошо» занимаются 54,1 %, имеют удовлетворительные оценки 45,9 % (263 и 223 респондента соответственно). Студентки имеют больше прилежания и несколько лучшую успеваемость: удовлетворительные отметки имеют 44,2 % из них, в то время как среди студентов такие оценки встречаются у 53,3 % опрошенных. Успеваемость студентов улучшается по мере приближения к диплому: наибольшее число удовлетворительных оценок приходится на 1-й курс (55,3 %), наименьшее — на 6-й (37,3 %). На успеваемость оказывает влияние не только адаптация к учебному процессу в вузе, но и переход на старших курсах к изучению преимущественно профильных, профессиональных дисциплин.

Таким образом, социологический «портрет» студентов педиатрического факультета представляет молодых людей, преимущественно студенток (81,1 %) в возрасте до 24 лет (93,6 %), не состоящих в браке (86,6 %) и занимающихся в основном хорошо и отлично (54,1 %).

Большинство студентов педиатрического факультета считают выбор профессии правильным (392, или 80,7 % ответов), сомневаются 15,2 % (74 человека), считают неправильным 1,8 % (9 студентов), и 2,3 % (11 респондентов) не задумывались над этим вопросом. К сожалению, в процессе учебы в вузе процент сомневающихся в выборе профессии уве-

личивается (с 3,5 % на 1-м курсе до 29,5 % на 6-м курсе, вне зависимости от пола респондента). «Романтика белого халата» не всегда выдерживает столкновение с реалиями современной действительности, сложными и не очень благодарными (в том числе со стороны средств массовой информации) врачебными буднями. Это позволяет предположить наличие недостатков в профессиональной ориентации абитуриентов, поскольку только четвертая часть из них (26,8 %) была в той или иной степени знакома с будущей профессиональной деятельностью (10,9 % занимались на подготовительных курсах; 13,6 % окончили медицинский колледж; 2,3 % работали в качестве младшего медицинского персонала). Основная часть студентов педиатрического факультета поступили в вуз со школьной скамьи (70,4 %), и эта тенденция продолжает нарастать. Так, если на 4—6-х курсах доля студентов, поступивших в ВолГМУ сразу после школы, составляла от 52,2 (5-й курс) до 64,3 % (4 -й курс), то на 1 — 3-м курсах удельный вес таких студентов — от

75.3 (1-й курс) до 85,9 % (2-й курс).

Велика роль семьи в выборе профессии: в семьях или среди родственников у 262 (53,9 %) опрошенных студентов есть врачи и медицинские работники. Семейная нацеленность, несомненно, оказывает свое влияние на будущую специальность, хотя и не всегда решающее. Так, если у

62.4 % студентов 2-го курса в семьях имеются медработники, то на 5-м курсе таких студентов только 44,4 %.

Выбор конкретного, то есть педиатрического факультета медицинского вуза в основном определяется личными качествами будущего врача (табл. 1). Так, в рейтинге приоритетов на первом месте — «желание лечить и сохранять здоровье детей» (57,4 % ответов). Студентки почти в 1,5 раза чаще по отношению к студентам выбрали эту альтернативу (60,7 и 43,5 % соответственно). Такой выбор оправдан и психологически, поскольку в обществе традиционно забота о детях возлагается на женщину — мать, бабушку, сестру, тетю.

Важной и престижной профессию врача-педиатра считают 22 % респондентов. Второе место в рейтинге эта альтернатива занимает и у мужчин, и у женщин, однако для студентов она имеет большее значение (33,7 и 19,3 % ответов соответственно). На третьем месте располагается ответ «семейная традиция» (5,8 %), на четвертом — «в детстве часто болел(а)» (4,7 %). Среди других вариантов (по мере убывания рейтинга): «прошел по конкурсу, не попал на другой факультет» (52 ответа), «люблю детей» (10), «целевое направление» (6), «желание родителей» (5), «лучший факультет» (3), «повлияла смерть новорожденного братика по вине медиков» (1). Таким образом, примерно 13 % респондентов признают, что поступили на педиатрический факультет в какой-то мере случайно (не

попал на другой факультет, по желанию родителей или по целевому направлению).

ТАБЛИЦА 1

Распределение субъективных причин выбора студентами педиатрического факультета в качестве будущей врачебной специальности, абс., (%)

Субъективные причины Выбор студентов Итого

1-го курса 2-го курса 3-го курса 4-го курса 5-го курса 6-го курса

Желание лечить и сохранять здоровье детей 54 (63,5) 59 (69,4) 46 (51,7) 42 (60,0) 45 (50,0) 33 (49,3) 279 (57,4)

Считают эту профессию важной и престижной 21 (24,7) 20 (23,5) 22 (24,7) 11 (15,7) 21 (23,3) 12 (17,9) 107 (22,0)

Семейная традиция 4 (4,7) 6 (7,1) 3 (3,4) 6 (8,7) 3 (3,3) 6 (8,9) 28 (5,8)

В детстве часто болел(а) 5 (5,9) 7 (8,2) 3 (3,4) 2 (2,9) 3 (3,3) 3 (4,5) 23 (4,7)

Другой ответ 7 (8,2) 17 (20,0) 15 (16,9) 9 (12,9) 18 (20,0) 39 (58,2) 105 (21,6)

Примечание. Сумма более 100%, поскольку респонденты могли выбирать более 1 варианта ответов.

Учеба в медицинском вузе традиционно считается нелегким делом, поскольку требует не только ежедневной подготовки, но и освоения большого объема по различным дисциплинам [1]. Если же следовать известному пожеланию студенческого фольклора о том, что «студент бывает весел от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год», то можно распроститься с вузом уже на младших курсах. Поэтому не удивительно, что большинство респондентов (331, или 68,1 %) считают, что в ВолГМУ учиться тяжело; не согласны с этим 18,3 % респондентов (89 студентов). Альтернативу «с трудом справляются» выбрали 21 человек (4,3 %), затруднились с ответом на этот вопрос 45 студентов (9,3 %).

Основными трудностями обучения, по мнению студентов, являются (в порядке убывания рейтинга): «большие объемы заданий по отдельным предметам» (52,1 % ответов), «длительность пребывания на занятиях в течение дня» (41,4 %), «затраты времени на переезды к месту обучения» (39,3 %, в основном студенты 4—6 курсов), «сложность освоения материала» (15,0 %, в основном студенты 1—2 курсов).

Среди других ответов, предложенных в основном студентами 6-го курса, наиболее часто встречаются следующие: «мало учебников и учебных пособий» (12,8 %), «мало практики» (10,3 %), «занятия в подвальных помещениях» (8,4 %), «мало времени на подготовку к занятиям (8,4 %), «отношение преподавателей — принципиальное, негативное или незаинтересованное» (в целом 4,1 %), «несоответствие обучения реальным требованиям» (1,2 %), «лень (!)» (0,2 %).

Объективно оценивая перечисленные студентами трудности обучения, следует сказать, что часть из них (например, сложности в освоении

материала) устраняется по мере приспособления к специфике вузовских занятий, другая («мало учебников и учебных пособий») связана с временными трудностями (переезд и ремонт помещений фундаментальной библиотеки вуза), третья вечна и неустранима (большая часть учебных комнат располагается в подвальных помещениях больниц и поликлиник, которые расположены в разных районах нашего города, в том числе удаленных от центра), а четвертая зависит от субъективных отношений преподавателей и студентов и требует психологически грамотного выхода из соответствующих жизненных ситуаций.

Взгляд на современную медицину в процессе обучения и приобретения профессиональной подготовки у студентов меняется. Так, позитивное мнение о современной медицине сохранилось или изменилось в лучшую сторону у 253 респондентов (52 %); мнение ухудшилось у 142 студентов (29,2 %); затруднились с ответом 91 человек (18,7 %). К сожалению, негативное мнение о медицине в процессе обучения нарастает (от 4,7 % у студентов 1-го курса до 55,2 % у студентов 6-го курса, табл. 2). ТАБЛИЦА 2

Динамика мнения студентов педиатрического факультета о современной медицине в процессе обучения, абс., ( %)

Альтернатива Выбор студентов

1-го 2-го 3-го 4-го 5-го 6-го Итого

курса курса курса курса курса курса

В лучшую 44 32 29 23 20 18 166

сторону (51,8) (37,6) (32,6) (32,8) (22,2) (26,9) (34,1)

Осталось

по- 21 18 15 14 14 5 87

прежнему (24,7) (21,2) (16,85) (20,0) (15,6) (7,5) (17,9)

хорошим

В худшую 4 16 30 20 35 37 142

сторону (4,7) (18,8) (33,7) (28,6) (38,9) (55,2) (29,2)

Затруднились с ответом 16 (18,8) 19 (22,4) 15 (16,85) 13 (18,6) 21 (23,3) 7 (10,4) 91 (18,7)

Студенты отмечают (170, или 35 %), что претворение в жизнь приоритетного национального проекта «Здоровье» усилило внимание к педиатрии и работе в этом направлении. Еще 125 (25,7 %) опрошенных считают, что оно не изменилось. Альтернативу «отношение ухудшилось» выбрали 18 студентов (3,7 %, в основном 4-го и 6-го курсов). Затруднились при ответе на этот вопрос 173 респондента (35,6 % от их общего числа). Таким образом, по данному вопросу объективной оценки не получено, поскольку большинство студентов педиатрического факультета просто не задумывались над этим и не видят особых перспектив для себя в случае реализации проекта.

После получения диплома продолжение обучения в интернатуре, а затем в клинической ординатуре по более узкой специальности планируют 220 респондентов (45,3 %); 142 человека (29,2 %)

предполагают ограничиться интернатурой. Хотели бы обучаться сразу в ординатуре 65 студентов (13,4 %). Аспирантуру в качестве будущей ступени обучения и, в перспективе, научную работу предпочли для себя только 4,5 % опрошенных (22 человека), в основном это студенты 1—2-х курсов, но не старшекурсники. Выпускники отмечают, что карьера научного работника в последние годы перестала быть привлекательной и престижной для молодого поколения, поскольку достигнутые результаты (прежде всего материальные) не оправдывают затрат труда, времени и сил на осуществление поставленных целей. О перспективе своего будущего не задумывались 37 респондентов (7,6 %, преимущественно студенты 1—2-го курсов).

По специальности «Педиатрия» или одному из ее подразделов планируют работать 356 респондентов (73,7 %), при этом большинство предпочитает узкую специализацию (216, или 44,5 %). Сомнения по этому поводу высказали 60 человек (12,3 %), затруднились с ответом 52 (10,7 %). Из общего числа респондентов 18 студентов (3,7 %) указали, что не будут в дальнейшем работать по специальности. Это в основном мужчины (11 человек), обучающиеся на 4—6-х курсах. В рейтинге причин, по которым студенты планируют отказаться от работы по специальности «Педиатрия», на первом месте стоит альтернатива — «труд мало оплачивается» (60 ответов). Далее (в порядке убывания рейтинга): «эта профессия не для меня» (39), «страх ответственности за жизнь пациента» (35), «учусь для родителей» (11).

Не является тайной тот факт, что большинство выпускников вузов стремятся после учебы остаться в городе и не хотят ехать работать в сельские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). В то же время национальные проекты по здравоохранению и развитию села предполагают для закрепления специалистов введение высоких зарплат и предоставление хороших жилищных условий молодым специалистам [2]. Реакцию студентов-педиатров на возможность трудоустройства в сельских районах можно оценить по ответу на вопрос: «Согласитесь ли Вы поехать на работу в сельские районы области, если Вам предложат работу по специальности «Педиатрия», высокую зарплату и проживание в коттедже?». Положительно на вопрос ответили 331 респондент (68,1 %). Однако большинство опрошенных (206, или 42,4 %) согласны на это только при абсолютном отсутствии возможности трудоустройства в лечебных учреждениях города. Затруднились с ответом 92 (18,9 %). Отметили, что ни при каких обстоятельствах не поедут в сельские районы 63 человека (13 %).

Среди 105 респондентов, обучающихся в университете по целевому направлению сельских ЛПУ, планируют вернуться домой и работать в этом ЛПУ только 47 человек (44,8 %). Значительное чис-

ло ответивших (45, или 42,8 %) будут стараться избежать этого и остаться в крупном городе для работы в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Не собираются возвращаться для трудоустройства в направившем ЛПУ 13 человек (12,4 %).

В настоящее время одно высшее образование не считают для себя достаточным 238 (48,9 %) респондентов. Параллельно с учебой в медицинском университете дополнительно второе высшее образование получают 8 студентов (1,6 %, преимущественно женщины). Среди предполагаемых вторых специальностей на первом месте юриспруденция (116 ответов). Далее, в порядке убывания рейтинга, следуют: психология (41), экономика (33), педагогика (19), фармация (11). Среди других ответов — философия, иностранный язык, искусствоведение, журналистика и др. (20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Студенты педиатрического факультета в основном уверены в правильности избранной профессии. Свой выбор они обосновывают прежде всего личными склонностями (желание лечить и сохранять здоровье детей), а также важностью и престижностью роли врача-педиатра в обществе.

2. Считая учебу в медицинском вузе трудным делом, студенты готовы бороться с трудностями, главными из которых для них являются большие объемы заданий по отдельным предметам, длительность пребывания на занятиях и затраты времени на переезды к местам обучения.

3. Большинство студентов педиатрического факультета готовы планировать в дальнейшем работу по специальности в сельских районах области, при наличии хороших жилищно-бытовых условий и достойной заработной плате. Целевое направление на учебу, к сожалению, не всегда способствует реализации задачи, для которой предназначено, поскольку возвращаются к месту своей предполагаемой работы не более 45 % выпускников из числа заключивших такой договор.

4. Современное поколение студентов-педиатров планируют не ограничиться одним высшим образованием, а стремится расширить диапазон и получить разнообразные знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полутин С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. — Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2000.

2. Сабанов В. И. Актуальные проблемы общественного здоровья и медицинского страхования. — Волгоград, 1996. — 240 с.

3. Стародубов В. И., Хальфин Р. А. и др. Сбережение народа зависит от Вас! (Приоритетный национальный проект «Здоровье»): Информационные материалы. — М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.