Научная статья на тему 'Формирование готовности к профессиональному общению магистрантов педагогического образования'

Формирование готовности к профессиональному общению магистрантов педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Исламбекова Изолина Самадовна

В статье на основе проведенного исследования в области подготовки магистров педагогического образования рассматривается проблема формирования готовности магистрантов к профессиональному общению. Обосновывается программа по формированию готовности магистрантов к профессиональному общению, где приведены практические занятия, включающие в себя тренинговые упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Исламбекова Изолина Самадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION GRADUATE TEACHER EDUCATION

In the article on the basis of the research conducted in the field of preparation of graduates of pedagogical education of the problem of formation of readiness of undergraduates for professional communication. Substantiates the program on development of readiness of undergraduates for professional communication, which shows the practical training, including the training activities.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к профессиональному общению магистрантов педагогического образования»

УДК-378

ДА. Салманова ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

и.с. Исламбекова К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье на основе проведенного исследования в области подготовки магистров педагогического образования рассматривается проблема формирования готовности магистрантов к профессиональному общению. Обосновывается программа по формированию готовности магистрантов к профессиональному общению, где приведены практические занятия, включающие в себя тренинговые упражнения.

Ключевые слова: магистр, педагогическое образование, профессиональное общение, тренин-говые упражнения, педагог.

Jamiia ^manova FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL Izolina Islambekova COMMUNICATION GRADUATE TEACHER EDUCATION

Abstract. In the article on the basis of the research conducted in the field ofpreparation of graduates of pedagogical education of the problem of formation of readiness of undergraduates for professional communication. Substantiates the program on development of readiness of undergraduates for professional communication, which shows the practical training, including the training activities.

Keywords: master, teacher education, professional communication, training exercises, teacher.

При рассмотрении проблем формирования готовности к профессиональному общению магистрантов педагогического образования необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер, ориентированный на формирование коммуникативных качеств личности у будущего специиалиста. Анализ психолого-педагогической, социальной литературы, а также практика преподавания в вузе показали, что наиболее эффективным условием формирования готовности к профессиональному общению является тренинг, предполагающий групповую работу в стиле групп самоанализа, а также коммуникативно-лингвистические игры. Преимуществом групповых форм работы является то, что магистрантам создаются новые средства анализа коммуникативных ситуаций, предоставляется возможность тренировки приобретенных познавательных средств и изначального корректирования собственного поведения. Важным моментом процесса формирования готовности к профессиональному общению магистрантов является планирование действий в уме, позволяющее проигрывать свое поведение в различных ситуациях.

В рамках тренинговой группы в процессе коммуникации участники могут занимать следующие позиции:

- агитатор, обладающий хорошей способностью убеждать. Как правило, он без затруднений определяет цели и задачи группы и добивается их принятия;

- проблематизатор, стремящийся к достижению истины, ставящий проблемы в ходе дискуссии, умеющий четко выделять этапы и основания деятельности;

- инноватор - продуцирующий новое, ориентированный на его поиск; он имеет самостоятельные теоретические взгляды;

- генератор идей - автор многих интеллектуальных начинаний, продуцирующий ранее не известные группе идеи, охотно предлагающий их участникам. Увлеченность новыми идеями может приводить его к затруднениям в межличностных отношениях;

- методолог, определяющий способы работы с содержанием;

- коммуникатор, способствующий передаче информации между участниками, организатор

© Салманова Д.А., Исламбекова И.С., 2014

коммуникативных сетей. Он может не отличаться высоким творческим потенциалом или острым критическим умом;

- критик - строгий в оценках суждений, проявляющий повышенные требования к качеству идей, логическим выводам; в группе в основном ориентирован на оценочную деятельность;

- эрудит - своеобразный живой справочник, имеющий разностороннюю подготовку, лучше других ориентирующийся в информационном потоке; легко приспосабливает свое мышление к потребностям группы и отдельных ее членов;

- диагност - склонный к выделению оснований, рассуждений, устанавливающий причины происшедшего; хорошо владеет ситуацией и предвидит ее последствия.

На завершающем этапе работы в группе наиболее значимые следующие позиции: исполнитель - доводящий идею до логического завершения, прорабатывающий на первый взгляд незаметные, но существенные детали. Хорошо уживается с другими, чуток в понимании оттенков поведения своих товарищей; семантик - подводящий итоги работы группы в четких формулировках, чувствителен к требованиям, которые предъявляются к результатам, хорошо владеет общепринятым терме-нологическим аппаратом.

Кроме того, существуют неконструктивные позиции, которые не помогают работе группы, а порой вредят ей:

- потребитель, не принимающий активного участия в обсуждении, пользующийся идеями других. Пассивен и безразличен к поискам. Прагматически ориентирован;

- независимый, ориентированный на индивидуальные решения. Безразлично относится к групповой работе;

- скептик, ориентированный на неконструктивную критику. Трудно соглашается с тем, что решила группа. Слабо эрудирован;

- демагог - впадает в рассуждения по любому поводу, уводит группу от четко сформулированного задания [3].

Главную особенность процесса разработки тренинга составляет полная вовлеченность учащихся в него. Основным требованием здесь выступает преобразование своего «Я» через получение сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, или принятие приведенного представления как позиции группы. Стараясь спрятать собственное «Я» от других, а иногда и стесняясь высказывания личных убеждений, мы тем самым предоставляем ложность своей сущности, сущности своего «Я». Все это способствует дезадаптации личности в обществе. Тренинго-вые упражнения позволяют самораскрыться личности и понять самого себя. Без организации такой атмосферы в группе общение станет казенным, поверхностным. Мера доверия в группе зависит от степени самораскрытия, понимания, поддержки участников тренинга. У тренера есть нужные средства управления мерой самораскрытия, это дает возможность контролировать динамику группы. Следует отметить, что самораскрытию участников тренинга также способствует обратная связь, введенная в научный обиход Н. Винером, отцом кибернетики.

Специфичность тренинговой обратной связи в том, что она относится к конкретному поведению, отдельному поступку, а не к поведению вообще. Ее особенность состоит и в том, что воспринимающий обратную связь может уточнить и проверить полученные сведения. В группах тренинга обратная связь часто исходит не от одного члена группы, а от нескольких или всех участников. В таком случае информация (если она не противоречивая) будет воспринята как очень значимая. Она может стать руководством для изменения личности. Подобная групповая передача обратной связи к конкретному участнику напоминает собой систему зеркал, дающую полный обобщенно-объемный образ. Иногда случается так, что встреча с тем, каким тебя видят окружающие, поражает. Представления о себе могут совершенно не совпадать с тем, как видят участника другие.

Тренинг подталкивает участников к процессу мышления, поднимает личностные проблемы, сопровождается определенными переживаниями, которые дают толчок к формированию готовности к профессиональному общению. Анализ отечественной психолого-педагогической литературы показал, что большое количество работ носят теоретико-описательный характер. Но поскольку современная педагогическая практика нуждается в работах методически-практической направленности, наше внимание сфокусировано на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: что и как делать в той или иной ситуации, какой метод (обучения, воспитания), какой способ (общения, воздействия) и при каких условиях целесообразен, каковы его ограничения и т.д. Успешное проведение тренинговых занятий зависит от следующих аспектов: выбор или составление программы для занятий, организационно-техническая подготовка, формирование группы и др. Каждый аспект, в свою очередь, состоит из множества мелочей, которые необходимо учесть для достижения качества результата.

Исходя из всего вышесказанного, нами разработана программа тренинга, направленная на формирование готовности к профессиональному общению магистрантов педагогического образования. Программа построена на следующих принципах:

- деятельностный принцип (Л.А. Петровская, 1989) - приобретение знаний, умений, навыков общения возможно только в соответствующей деятельности обучаемого [1];

- принцип систематичности (Г.А. Ковалев, 1987) - создание таких ситуаций общения, которые нейтрализуют силу, стабильность и ценность прежних установок и приводят субъекта к осознанию необходимости изменить свое поведение, а также к стабилизации тех способов поведения и саморегуляции, которые наиболее полезны [2];

- принцип индивидуально-личностного подхода (Н.А. Шайденко, 1992, И.С. Якиманская, 1985) [4; 5].

Разработка программы основывалась на решении основных проблем, выявленных нами при исследовании проблем коммуникации магистрантов. В число наиболее часто называемых проблем готовности магистрантов к профессиональному общению включались:

затруднение в общение с новыми, незнакомыми учащимися и неумение убедить студента, неспособность к аттракции;

- адаптация и завоевание уважения среди коллег и учащихся;

- затруднения в конструировании вопросов, нахождении аргументов, снятии возражений, проведении дискуссий, бесед, предупреждение и разрешение конфликтов, установлении контактов с окружающими, использовании и понимании невербальной коммуникации.

Задачи программы:

актуализация процесса формирования коммуникативной компетентности у магистрантов; создание условий для формирования готовности к профессиональному общению магистранта педагогического образования;

- максимальное приближение профессиональных ожиданий магистрантов в области общения к реальной профессионально-педагогической деятельности.

Кроме того, в результате модернизации программы нами определены факторы, способствующие формированию готовности к профессиональному общению магистранта педагогического образования:

- объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности (включая обучение);

- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности, - это мотивы, направленность, интересы, компетентность и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту;

— объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды.

Программа тренинга по формированию профессионального общения магистранта педагогического образования включает в себя три блока, соответствующих структуре профессионального общения: 1-й - блок диагностический (направленный на диагностику сформированности готовности к профессиональному общению); 2-й блок - деятельностный (направленный на формирование навыков вербального, невербального общения и коммуникативного мышления); 3-й - блок моделирующий (направленный на формирование профессиональной позиции).

Обратимся к анализу занятий на построение стартовой площадки. Магистрантам раскрывается сущность программы тренинга, цели, задачи и правила тренинговой работы, объясняются групповые нормы или законы группы. Магистрантам необходимо знать свой уровень готовности к профессиональному общению, поэтому на первом практическом занятии «Диагностика сформированности уровня профессионального общения» им предлагаются опросники и тесты: «Как я изучаю собеседника», «Ваш стиль общения», «Умеете ли вы правильно слушать собеседника?», «Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения» и т.д.

Будущему магистру педагогического образования очень важно осознать научное значение профессионального общения. На правильность таких воздействий будет влиять уровень теоретических, психологических основ, особенно при решении проблемных ситуаций. Научное понимание профессионального общения является одной из форм профессиональной компетентности магистра педагогического образования, а хорошо развитые коммуникативные умения являются показателем его мастерства. При этом определенный объем психолого-педагогических знаний и умений закрепляется в группе тренинга с помощью упражнений. По мнению Л.А. Петровской, формирование собственного стиля общения происходит с помощью лекций, литературы, средств массовой коммуникации, поскольку происходит некое «примеривание» личностью на себя особенностей общения [1].

Практическое занятие «Вербальное взаимодействие в профессиональном общении» выявляет целевые ориентации: развитие вербальной компетентности участников; развитие навыков позитивного общения; развитие вербальной сензитивности. На данную тему нами предложены следующие упражнения: «Комплименты», способствующее поднятию у студентов настроения и интереса к предстоящему занятию через формирование навыков позитивной лексики, «Я - высказывание, Ты - высказывание» (магистрантам предлагается схема, по которой им предлагается выстроить свои высказывания). При проведении этого упражнения нами преследуются следующие цели: формирование навыков в толерантной (неагрессивной, безоценочной) манере выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.д.; формирование навыков позитивного общения; освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным, непосредственным. Продолжая тему вербального взаимодействия, магистранты знакомятся со схемой «Мастер риторики», направленной на формирование умений построения речи посредством схемы.

Одним из показателей профессионального общения педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальная коммуникация педагога является неким указателем важных психоэмоциональных состояний, осуществляет функцию управления его чувствами. Мимика помогает педагогу передавать чувства, настроение. Следует отметить, что целесообразное использование преподавателем мимики намного улучшает педагогическое взаимодействие, делая его более успешным и эффективным. Зачастую учащиеся «читают» лицо педагога, стараясь предугадать его действия, поэтому лицо педагога должно не только выражать, но и скрывать плохое настроение. Наиболее активны и многозначны на лице человека глаза - зеркало души. Магистранту в силу будущей профессии нужно тщательно овладеть возможностями своего лица, научиться умело использовать выразительность взгляда, побуждая при этом учащихся к визуальному контакту. Этика и эстетика позы рук, ног, а также умение контролировать собственные жесты, манера ходьбы по классу - все

это предполагает наличие у педагога хорошо развитой пантомимики. Жесты педагога должны быть ограниченными, сдержанными и лаконичными, но при этом активными, поскольку это создает эффект доверия.

Практическое занятие «Основы мимической и пантомимической выразительности педагога» направленно на формирование представления об особенностях невербального поведения личности и состоит из упражнений «Передаем предметы», «Окно», «Кто Вы?», «Педагог», в результате выполнения которых у магистрантов складывается представление и понимание экспрессивных психических состояний личности, развиваются умения педагогически целесообразно выражать свое отношение к личности с помощью невербальных средств общения.

Для качественного осуществления вербального и невербального взаимодействия в рамках практического занятия мы предлагаем упражнения, направленные на развитие вербального и невербального мышления. Упражнения формируют навыки словообразования, словоконструирования и т.д. Налаживание коммуникации в процессе профессионального общения предусматривает обмен различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями, т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается, здесь немаловажную роль играет грамотно поставленная речь специалиста. Профессиональное общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств, а так же способность владения речью. Следовательно, целостное осмысленное построение речи будущего педагога-психолога напрямую зависит от его умения правильно использовать различные приемы техники речи в профессиональном общении.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, тренировка является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным. Практическое занятие «Основы техники речи» направленно на выработку навыков фонационного дыхания, правильного распределения голосовой нагрузки, снятия мышечных зажимов. Упражнения «Дыхательные мышцы», «Потанцуем» способствуют снятию зажима в мышцах; «Правильное дыхание» и «Звуки Му» формируют правильное носовое дыхание; «Наклоны вперед» и «Таблица гласных» позволяют тренировать фонационное дыхание.

Практическое занятие «Дикция» направлено на отработку дикции, ознакомление с нормами литературного произношения. Упражнение «Звонкие гласные» позволяет изучить положение речевого аппарата при образовании гласных звуков: а, о, у, и, э. Упражнение «Согласные» развивает у студентов артикуляционный аппарат и формирует навыки правильного произношения согласных парных звуков: б-п, в-ф, д-т-н, з-ц-с, ж-ш.

Практическое занятие «Артикуляция» способствует развитию артикуляции и ознакомлению с правилами орфоэпии. Упражнение «Артикуляционная гимнастика» (для губ и языка) рассчитано на борьбу с вялыми, неподвижными губами. Упражнение «Дикционный тренинг» составлено по таблице гласных в сочетании с согласными (скороговорки).

Практическое занятие «Выразительность речи педагога» направленно на подготовку речевого и психофизического аппарата магистрантов для работы с аудиторией посредством многократного повторения определенных упражнений, способствующих тренировке мышц губ, нижней челюсти, языка, развитию голоса, совершенствованию дикции.

Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся: умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности. Другими

словами, это умения проявлять свои чувства как бы по заказу, в рамках педагогической целесообразности.

Управление общением предполагает овладение магистрантами умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к группе наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки учащихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. Практическое занятие «Управление общением» способствует выработке умений управлять общением и предполагает моделирование реальных ситуаций, требующих решения.

Следующее практическое занятие направленно на выявление причин, усложняющих процесс общения посредством анализа выступления магистрантов («мышечные зажимы» в процессе общения; неумение одновременно владеть собой, рассказом, аудиторией, временем; неумение прогнозировать реакции слушателей; трудности в установлении эмоционального контакта).

Важное условие построения и специфика правильного общения педагога и учащихся заключается в соблюдении профессионального такта, так как он является мерой профессионального поведения, действий, поступков педагога. Профессиональный такт предполагает соблюдение нравственно-этических профессиональных установок магистранта, личностных особенностей субъектов общения, в рамках которого могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального эффекта. Как показывает опыт, именно наличие профессионального такта позволяет педагогу избежать конфликтных ситуаций и строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с учащимися.

Библиографический список

1. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. - 1983. -№ 2. - С. 85-92.

2. Психология общения // Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

3. Салманова Д.А. Тренинг как средство формирования педагогической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства: дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2009. - 208 с.

4. Шайденко Н.А. К проблеме совершенствования подготовки учителя на основе компетентстного подхода // Инновационные проблемы профессионального образования. Выпуск 4: сборник научных статей. - Челябинск: Изд-во Чел.гос.пед.ун-та, 2010. - С. 140-145.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 1996. - 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.