Актуальные проблемы профессиональной педагогики
УДК / uDC 378.14:796/799 Р. В. Конькова, С. Ю. Иванова
R. Kon'kova, S. Ivanova
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
DEVELOPING READINESS OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPECIALISTS FOR TEACHING
В статье рассматривается сравнение подготовки преподавателя физической культуры и спорта в условиях реализации стандартов ВПО.
In the article there is comparison of practice in training physical education teachers while realizing the standards of the first and second generation samples.
Ключевые слова: готовность к педагогической деятельности специалиста физической культуры, аудиторная деятельность, стандарты подготовки специалистов.
Keywords: physical culture specialist's readiness for pedagogical activity, in-class, standards for training specialists.
В реализации модели подготовки преподавателя физической культуры важен процесс формирования готовности студентов к педагогической деятельности. Выполняя познавательную деятельность, определенным образом относясь к ней, личность формирует в себе новые качества. Развитию этих качеств способствует гуманизация профессионального труда и универсализация профессиональных функций выпускников факультетов физической культуры.
Составляющими частями подготовки преподавателя физической культуры являются, с одной стороны, достижения общей педагогики, а с другой — достижения психологической и физиологической наук, изучающих закономерности функционирования и развития человеческого организма и возможности целенаправленного его изменения — управления его развитием.
Подготовка преподавателей физической культуры осуществляется в первую очередь в учебном процессе, в котором учебные дисциплины по признаку профилирования подразделяются на общенаучные или общеобразовательные, общепрофессиональные для всех специализаций, профессиональные, профилированные на конкретную специ-
ализацию (преподаватель, тренер по спорту), а также специальные, профилированные на узкую специализацию, например «тренер по тяжелой атлетике». В свою очередь, по принадлежности к той или иной отрасли знаний учебные дисциплины в общем виде мы относим к гуманитарным, естественным и техническим наукам. Степень профилиза-ции учебных дисциплин является основанием для определения последовательности их освоения студентами по годам обучения. Это позволяло нам более обоснованно и рационально распределить дисциплины в учебном плане по годам и семестрам обучения. Так, общенаучные и связанные с ними некоторые общепрофильные предметы мы включали в обучение первых двух лет учебы. Изучение естественно-научных дисциплин предшествовало изучению цикла предметов психо-лого-педагогического направления.
Профилированные и специальные предметы входили в процесс обучения студентов на всех курсах. Эти блоки располагались в виде структурно-логической цепи многоуровневого пятилетнего плана обучения в университете.
Учебный план в соответствии с ГОСТом первого поколения включал в себя блоки:
— общекультурный,
— психолого-педагогический,
— предметный,
— дисциплин дополнительной специальности,
— факультативных дисциплин или курсы по выбору.
Анализ учебного плана (ГОСТ первого поколения) показывает, что в процентном соотношении времени на изучение дисциплин медико-биологического, психолого-педагоги-ческого блоков больших различий нет.
В учебном плане второго поколения включены другие разделы:
— гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
— общие математические и естественнонаучные дисциплины;
— общепрофессиональные дисциплины и направления;
— дисциплины специализации;
— факультативы;
— военная подготовка.
В учебном плане (ГОСТ второго поколения) отсутствует отдельный психолого-педа-гогический блок, но зато в отличие от учебного плана первого поколения, кроме дисциплин и курсов по выбору, введен национально-региональный компонент. Изменилось и количество часов как внутри блоков, так и их общее количество в учебном плане второго поколения, которое выросло на 712 часов.
Содержание предметного блока ГОСТа ВПО первого поколения мы условно разделили на предметы практического и теоретического циклов. В состав практического вошли профилирующие дисциплины, а все остальные дисциплины мы объединили в теоретический цикл.
В предметном блоке ведущее место по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» (квалификация «Педагог по физической культуре и спорту») занимает предмет «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» (ПФСС), т. к. эта дисциплина признана ведущим компонентом профессиональной подготовки наряду с «теорией и методикой физической культуры и спорта». Теоретические дисциплины этой специальности занимают 15,0-15,7 % от всего объема учебного времени предметного блока.
Среди профилирующих дисциплин выделяются гимнастика, спортивные и подвижные игры. Это объясняется тем, что они составляют основу программы общеобразовательной школы. На профилирующие дисциплины отводится не менее 85 % всего учебного времени.
Если рассматривать в процентном соотношении время, выделяемое на изучение одной дисциплины по каждой специальности, то оно колеблется в пределах одного процента. Исключение составляют плавание, гимнастика и ПФСС.
Иную картину мы видим в учебном плане согласно ГОСТу ВПО второго поколения. Часть предметов, таких как гимнастика, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, перенесены в раздел специализации. С этим трудно согласиться, т. к. именно эти виды спорта изучаются в школе. Туризм переведен в курс
по выбору, но зато предметы анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, спортивной медицины и др. переведены в этот раздел из раздела «Медико-биологическая подготовка» (учебный план первого поколения). В этом же разделе предметы «психология и педагогика физической культуры», «философия спорта», «история образования», предметы, которые в плане первого поколения были в блоке пси-холого-педагогической подготовки.
Появился ряд новых учебных дисциплин: «акмеология физической культуры и спорта», «технология подготовки спортсмена», «педагогический отбор и прогнозирование в спорте» и т. д.
Основу содержания дисциплин психо-лого-педагогического блока учебного плана ГОСТа ВПО первого поколения составляли пять учебных дисциплин: «введение в педагогическую профессию», «психология», «педагогика», «психология физического воспитания», «педагогические теории, системы и технологии». Большое количество времени было отведено на дисциплину «педагогические теории, системы и технологии», удельный вес которой составлял 12,1 %.
Как мы уже говорили выше, в учебном плане ГОСТа ВПО второго поколения блок психолого-педагогических дисциплин отсутствует: предметы этого блока оказались разбросанными по различным блокам. Так, курс психологии и педагогики, введение в педагогическую профессию, педагогическое мастерство, педагогическая этика находятся в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин; философия спорта, философия и история образования, психология и педагогика физической культуры и спорта
— в блоке профессиональных дисциплин и направлений; возрастная психология, педагогические теории, системы и технологии, основы управления находятся в блоке факультативных занятий. И хотя общее количество часов на предметы психолого-педагогических дисциплин увеличилось на 240 часов, нам кажется, что такая позиция неправомерна. Это тем более не логично, так как государственный экзамен по педагогике включен и в учебный план второго поколения ГОСТа ВПО.
Важное место на факультете физической культуры занимает учебная и производственная практики, призванные укрепить связь школы с вузом, теории с практикой. Особое значение в подготовке преподавателей имеет педагогическая практика студентов, неод-
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
нократно подвергавшаяся преобразованиям, но по сути оставшаяся прежней. Прерывистое (со второго по пятый курс) привлечение студентов к будущей профессии не решает в полной мере тех задач, которые призвана решать педагогическая практика.
Проведенный анализ содержания учебных программ в свете поставленных задач нашего исследования показал, что учебные программы дисциплин для факультетов физической культуры содержат теоретическую и практическую базу, обеспечивающую подготовку студента. Такое деление в известной мере условно, так как элементы теоретической подготовки имеют место и в «практических» дисциплинах. Деление на две части позволяет выделить преимущественную направленность в подготовке специалиста.
Теоретическая подготовка предусматривает изучение фундаментальных дисциплин, дающих знания о разных сторонах биологической природы человека и функционирования его организма. В их число входят: анатомия, физиология, биомеханика, гигиена, спортивная медицина.
Нами выделена наметившаяся тенденция снижения в последние годы объема времени, отводимого в учебном плане на практическую (двигательную) подготовку.
Помимо слабой взаимосвязи и преемственности между фундаментальными дисциплинами, мы не обнаружили тесной связи со специальной дисциплиной «теория и методика физической культуры и спорта» (ТиМФКиС).
В процессе эксперимента мы определили принципы построения учебных дисциплин:
— все понятия, изучаемые на занятиях по конкретной дисциплине или ее основным разделам, должны рассматриваться с точки зрения их происхождения и необходимости применения на практике;
— усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями;
— у студентов нужно специально сформировать такие умения, посредством которых они могут выявить в учебном материале существенную связь объекта, а затем изучить ее свойства;
— студенты должны постепенно и своевременно переходить от умений к формированию навыков.
Изложение учебного материала ТиМФ-КиС мы тесно увязывали с содержанием дру-
гих предметов: спортивно-педагогических
дисциплин (СПД), ПФСС, медико-биологических дисциплин (МБД) и наоборот. Объясняется это тем, что предмет изучения ТиМФ-КиС находится на стыке нескольких научных дисциплин, а потому изложение какой-либо педагогической теории часто требовало использования знаний, полученных по другим дисциплинам.
Спортивно-педагогические дисциплины были призваны развивать положения ТиМФКиС, конкретизируя на предметной основе конкретной учебной дисциплины, например базовой физкультурно-спортивной дисциплины.
Тесная связь ПФСС и ТиМФКиС выступала как важный принцип интеграции теоретико-практических компонентов образования, ориентированный на структуру профессиональной деятельности педагогов по физической культуре и спорту. Спортивные дисциплины опирались на общие положения, разрабатываемые ТиМФКиС, а последняя использовала данные, получаемые спортивно-педагогическими дисциплинами для разработки общих положений.
Таким образом, одним из решающих факторов, определяющих качество подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности, являлась адекватность системы взаимосвязи основных учебных дисциплин («теория и методика физического воспитания и спорта», «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»), базовых физкультурно-спортивных дисциплин и дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков.
Необходимость установления межпредметных связей обусловлена тем, что будущая профессиональная деятельность реализуется не отдельными дисциплинами, а их системной взаимосвязью.
В процессе эксперимента мы осуществляли единство преподавания и учения на предметной основе соответствующих дисциплин на теоретическом и практическом уровнях: в отдельно взятой дисциплине и в интегрированных курсах.
Разработанная нами педагогическая модель подготовки преподавателя физической культуры функционирует уже несколько лет. Любая модель деятельности, если она построена на системном принципе, имеет четкий механизм обратной связи, с помощью которого постоянно проводится необходимая коррекция и совершенствование управляемого про-
цесса, в нашем случае — воспитательно-образовательного процесса. В разработанной модели такой механизм характеризуется показателями фактической успеваемости студентов, на основе анализа которой строится постановка задач дальнейшей работы.
В современных условиях перед высшим физкультурным образованием стоит ряд проблем по его оптимизации и интенсификации. Кроме корректирования учебного плана и совершенствования методик обучения особое значение мы отводим активизации воспитательной работы в аспектах формирования у студентов физической культуры чувства гражданского достоинства личности, расширение их теоретического багажа знаний, особенно прикладных, к предстоящей профессиональной деятельности, изыскание возможностей для проведения НИР и внедрение их результатов в практику работы и др.
Факультет физической культуры и спорта находится в сложных условиях необходимости подготовки не только профессионалов: преподавателей физической культуры, — но и спортсменов самой высокой квалификации. Для этих студентов нужны особые условия, в некоторой мере противостоящие программе обучения специалиста по профилю факультета. Если этих лиц небольшое количество, то им можно удлинять срок обучения, оптимизировать практические нормативы по неродственным видам спорта и т. д. Однако в числе такой «элиты» имеется большое число «лишних», бесперспективных сту-дентов-спортсменов, которые не становятся
чемпионами и не осваивают минимальных объемов знаний по основной профессии. Поэтому очень важно резко ограничить число этих лиц, отбирая на индивидуальное обучение только действительно перспективных спортсменов.
Специальные исследования показали, что студенты, ориентированные на высокую теоретическую подготовку, разностороннее спортивное совершенствование и на успешное овладение всеми физическими упражнениями, в объеме полной программы вуза быстрее других проходят становление в профессии и достигают в работе высокой эффективности.
Студенты, ориентированные при обучении в вузе более всего на практику, достигающие высокого уровня в выполнении всех контрольных физических упражнений, значимо дольше сохраняют профессиональное долголетие.
Студенты, склонные более к теоретической учебе и добивающиеся больших успехов в данной области, при некотором отставании в практике освоения физических упражнений менее других остаются в практической профессиональной работе по физической культуре и спорту, раньше других уходят с поприща деятельности физического воспитания и спорта.
Разработанная нами система управления качеством и эффективностью воспитательно-образовательного процесса в вузе вполне жизнеспособна и, в основном, соответствует своему назначению.