Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности на примере спортивной гимнастики'

Подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности на примере спортивной гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ / COACHING ACTIVITY AT SCHOOL / MODEL OF TRAINING FOR COACHING ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING FOR COACHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Олег Борисович, Беккер Игорь Львович

В статье представлены и проанализированы результаты педагогического исследования, посвященного подготовке будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности. Описывается содержание, структура и специфика тренерской деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе; модель и педагогические условия подготовки будущего учителя физической культуры к тренерской деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Олег Борисович, Беккер Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students of physical culture for coaching activity at school exemplified by gymnastics

The article is devoted to the review and analyses of the results of pedagogical research aimed at effective training of students of physical culture for professional coaching activity at school. The essence, structure, specific features of coaching activity at а secondary school as well as model and pedagogical conditions increasing the efficiency of training future teachers of physical culture for coaching activity have been presented and analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности на примере спортивной гимнастики»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 378.016:796/799

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

© О. Б. ТРОФИМОВ, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Трофимов О. Б., Беккер И. Л. - Подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности на примере спортивной гимнастики // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 821-826. -

В статье представлены и проанализированы результаты педагогического исследования, посвященного подготовке будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности. Описывается содержание, структура и специфика тренерской деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе; модель и педагогические условия подготовки будущего учителя физической культуры к тренерской деятельности в вузе. Ключевые слова: тренерская деятельность в школе, модель подготовки к тренерской деятельности в школе, педагогические условия подготовки к тренерской деятельности в школе.

Trofimov O. B., Bekker I. L. - Training of students of physical culture for coaching activity at school exemplified by gymnastics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 821-826. - The article is devoted to the review and analyses of the results of pedagogical research aimed at effective training of students of physical culture for professional coaching activity at school. The essence, structure, specific features of coaching activity at а secondary school as well as model and pedagogical conditions increasing the efficiency of training future teachers of physical culture for coaching activity have been presented and analyzed in the article.

Keywords: coaching activity at school; model of training for coaching activity; pedagogical conditions of training for coaching activity.

В современном обществе предъявляются высокие требования к физическому развитию личности. Это связано с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывают люди в повседневной жизни и на производстве. Все эти требования предъявляются и к выпускникам общеобразовательных школ.

В соответствии с существующими образовательными стандартами и разработанными на их основе программами по предмету «физическая культура» формами физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочнойнаправленностью.Для того чтобы успешно использовать все вышеуказанные формы физического воспитания, учителю физической культуры необходимо овладеть основами тренерской

деятельности. Соответственно,становитсяактуальной необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности.

Исследования в этом направлении необходимы, поскольку занятия в школьных спортивных кружках и секциях обладают для учащихся гораздо большей привлекательностью, чем обычный урок физической культуры, и имеют очень высокий образовательный потенциал.

Одним из видов спорта, который можно успешно культивировать в средней школе, является спор-тивнаягимнастика. Она позволяет усовершенствовать двигательныеспособностиучащихся,гармоничнораз-вить все группы мышц, укрепить здоровье.

Для успешного осуществления будущим учителем физической культуры тренерской деятельности необходима его целенаправленная подготовка на факультете физической культуры педагогического вуза. Основной учебной дисциплиной, готовящей будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности, является курс «Педагогическое физкультурноспортивное совершенствование» (ПФСС).

Несмотря на то, что процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в сфере физической культуры в целом теоретически обоснован и успешно осуществляется, возникает ряд противоречий, осложняющих его эффективную реализацию по отдельным направлениям. Анализ теории и практики профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры к тренерской деятельности позволил выявить следующие противоречия:

- между востребованностью учителей физической культуры, способных осуществлять тренерскую деятельность, и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки для осуществления данного вида педагогической деятельности;

- между необходимостью подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности и отсутствием соответствующей научно обоснованной модели.

Указанные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в выявлении возможностей совершенствования подготовки будущего учителяктренерской деятельности вобразовательном процессе факультета физической культуры. Решение этой проблемы явилось целью исследования, а предметом исследования - подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности в образовательном процессе педагогического вуза.

Исследование проводилось с 2004 по 2010 год на базе факультета физической культуры (ФФК), кафедры гимнастики ФФК, кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского и ряда школ Пензы, где студенты ФФК проходили педагогическую практику. на разных этапах эксперимента в нем приняли участие студенты 1-5 курсов факультета физической культуры в количестве 200 человек, проходивших специализацию по спортивной гимнастике. Состав контрольной группы (КГ) - 100 человек, состав экспериментальной группы (ЭГ) - 100 человек.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Выявлены специфика, структура и функции тренерской деятельности учителя физической культуры в современной общеобразовательной школе [1; 3; 4; 6].

специфика тренерской деятельности учителя физической культуры проявляется в том, что он формирует у учащихся представление о виде спорта, устойчивую положительную мотивацию к занятиям физической культурой и опыт соревновательной деятельности; первоначальные навыки спортивной тренировки; развивает двигательные навыки и способности учащихся до уровня более высокого, чем на уроках физической культуры; укрепляет физическое и психическое здоровье учащихся в процессе занятий избранным видом спорта; способствует формированию социально значимых качеств личности учащихся, позволяющихимуспешносамоутвердитьсяисамореа-лизоваться в повседневной жизни.

Тренерская деятельность учителя физической культуры состоит из познавательно-творческого, проектировочно-диагностического, организационного, информационно-коммуникационного и аналитического компонентов. Познавательно-творческий компонент реализуется через учебную, познавательную, исследовательскую, творческую функции. Про-ектировочно-диагностическийкомпонентреализуется черездиагностическую,прогностическую,проектиро-вочную и моделирующую функции. Организационный компонент реализуется через организационную, управленческую, контролирующую и направляющую функции. Информационно-коммуникационный компонент реализуется через информационную, коммуникационную, перцептивную, интерактивную, суггестивную и стимулирующую функции. Аналитический компонент реализуется через оценочную, аналитическую и корректирующую функции. Общей для всех компонентов тренерской деятельности является рефлексивная функция.

2. Определены показатели и уровни готовности будущего учителя физической культуры к тренерской деятельности [7].

Показатели сформированности познавательнотворческого компонента тренерской деятельности: система общепедагогических и специальных тренерских знаний; сформированная мотивация к учебнопознавательной деятельности; ценностное отношение к профессиональнойдеятельности;способностькпро-фессиональному творчеству.

Показателисформированностипроектировочно-диагностического компонента тренерской деятельности: умение осуществлять спортивно-педагогическую диагностику; умение конструировать и моделировать учебно-тренировочного процесс ( УТП) взависимости от уровня подготовленности юных спортсменов.

Показатели сформированности организационного компонента тренерской деятельности: умение ор-ганизоватьучебно-тренировочныйпроцессивладение спортивно-педагогическими технологиями.

Показателисформированностиинформационно-коммуникационного компонента тренерской деятельности: умение дидактически обрабатывать учебный материал, владение различными стилями педагогического общения и взаимодействия, владение методами воспитания и обучения, владение методами спортивной тренировки.

Показатели сформированности аналитического компонента тренерской деятельности: наличие адекватной профессиональной оценки и самооценки, умение выявить и устранить допущенные ошибки в УТП; владение существующими способами и приемами оценки достигнутых результатов.

На основе существующих подходов к оценке квалификации тренера были определены четыре уровня готовности будущего учителя физической культуры к тренерской деятельности.

Исходный уровень (уровень допрофессиональ-ных представлений) характеризуется тем, что сту-

дентами не осознана специфика тренерской деятельности учителя физической культуры; мотивация на осуществление тренерской деятельности неустойчивая; знания и умения, необходимые для осуществления тренерской деятельности, носят фрагментарный характер.

Базовый уровень проявляется в осознании студентами специфики тренерской деятельности учителя физическойкультуры, сформированноймотивациина осуществлениетренерскойдеятельности;студентыоб-ладают минимально необходимым объемом знаний и умений, позволяющим осуществлять тренерскую деятельность в общеобразовательной школе.

Оптимальный уровень характеризуется осознанием и осмыслением целей и задач тренерской деятельности учителя физической культуры, устойчивой положительной мотивацией на осуществление тренерской деятельности; имеющиеся знания и умения позволяют осуществлять тренерскую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Высокий уровень характеризуется глубоким осознанием и творческим переосмыслением целей и задач тренерской деятельности учителя физической культуры; широким тренерским кругозором, ярко выраженным ценностным отношением к тренерской деятельности; имеющиеся знания и умения позволяют осуществлять тренерскую деятельность на личностно ориентированном уровне, добиваться высоких профессиональных результатов.

3. Разработана модель подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности [1] (см. схему 1).

Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной модели и педагогических условий ее реализации осуществлялся в четыре этапа.

на этапе констатирующего эксперимента были скомплектованы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ); осуществлена первичная диагностика и определен уровень готовности студентов обеих групп к тренерской деятельности на начальном этапе обучения. Полученные результаты не показали существенных различий в уровне готовности к тренерской деятельности студентов, входящих в контрольную и экспериментальную группы. Все студенты контрольной и экспериментальной групп находились на исходном уровне готовности к тренерской деятельности.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа. студенты КГ занимались по традиционной программе и методике. В ЭГ реализовывалась авторская модель подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности.

на первом этапе студенты получали первоначальные представления о тренерской деятельности на лекционных и семинарских занятиях, участвовали в учебно-тренировочном процессе (УТП) по спортивной гимнастике в качестве наблюдателей. темы, изучаемые студентами экспериментальной группы в курсе ПФСС, логически и содержательно сочетались с темами, изучаемыми по предметам психолого-

педагогического и медико-биологического циклов, циклов предметной подготовки и спортивных дисциплин. В результате использования в учебном процессе бинарных занятий у студентов сформировалась строй -ная осознанная система первоначальных знаний, необходимых для дальнейшей подготовки к тренерской деятельности. В процессе обучения будущие учителя физической культуры должны были осознать задачи, педагогический смысл, содержание и специфику тренерской деятельности в общеобразовательной школе.

На втором этапе студенты приобретали базовые тренерские знания, умения и навыки. Одновременно решалась задача по формированию ценностного отношения к тренерской деятельности. В экспериментальной группе образовательные задачи решались преимущественно в процессе педагогической практики. Выступая в роли тренеров, студенты ЭГ, объединенные в микрогруппы, готовили и проводили фрагменты учебно-тренировочных занятий под руководством преподавателя. Осуществляя реальную тренерскую деятельность, студенты приобретали опыт профессионального творчества, проектирования учебно-тренировочного процесса (УТП) в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учились предвидеть, выявлять и устранять ошибки в учебно-тренировочном процессе, пользоваться стандартным и нестандартным спортивным оборудованием [5]. Студенты в полном объеме использовали средства гимнастики (строевые упражнения, упражнения в движении, общеразвивающие упражнения, упражнениянаснарядахгимнастическогомногоборья, акробатические упражнения, прикладные упражнения), а также элементы спортивных и подвижных игр для эффективного решения учебно-тренировочных задач. Для повышения эффективности процесса обучения преподаватели совместно со студентами разра-батывалииндивидуализированнуюпрофессионально-образовательную траекторию для каждого студента с учетом предпочитаемого стиля познавательной деятельности, характера, уровня спортивной подготовки и жизненного опыта. Активно использовались элементы взаимного обучения и рейтинговая система оценки текущих результатов. В итоге на втором этапе обучения студенты приобрели и закрепили базовые тренерские знания, умения и навыки, овладели техникой и методикойобученияупражнениям,соответствующим нормативам массовых разрядов. Для формирования ценностного отношения к тренерской деятельности преподаватели способствовали созданию ситуаций успеха для каждого студента в процессе обучения.

В конце второго этапа обучения студенты должны были овладеть техникой и методикой обучения гимнастическимупражнениям,соответствующимнор-мативаммассовыхразрядовинаучитьсяосуществлять учебно-тренировочный процесс в разновозрастных группах с учетом разного уровня физического и психического развития учащихся.

На третьем этапе студенты углубляли профессиональные знания, а также совершенствовали тренерские умения и навыки. Процесс обучения был

схема 1

построен таким образом, чтобы студенты экспериментальной группы по возможности осознанно и самостоятельно конструировали и моделировали учебнотренировочный процесс, что требовало от них значительных интеллектуальных усилий и хорошей теоретической подготовки. Студенты ЭГ в процессе педагогической практики проводили тренировочные занятия с учащимися индивидуально. Осуществляя тренерскую работу с учащимися на педагогической практике в школе, студенты имели возможность перенести приобретенный в вузе опыт тренерской деятельности на реальный учебно-тренировочный процесс. Они совершенствовали навыки работы с разновозрастными группами учащихся с учетом разного уровня их физического и психического развития. Студенты также имели возможность общаться и взаимодействовать с родителями учащихся, подключать их к решению пе-дагогическихпроблем,совместнопреодолеватьвозни-кающие трудности.

Психолого-педагогическая и методическая поддержка оказывалась студентам преподавателями-методистами и учителями школы. В результате у большинства студентов экспериментальной группы сформировался положительный тренерский опыт, сформировалисьпрофессиональныеуменияинавыки, закрепилось ценностное отношение к тренерской деятельности.

В результате внедрения модели подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности и соблюдения педагогических условий ее реализации были получены результаты, представленные в табл. 1. На оптимальный и высокий уровень готовности в КГ вышли 41% студентов, в ЭГ - 58%. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной модели и свидетельствуют о целесообразности ее использования в образовательном процессефакультетовфизическойкультурыпедагоги-ческих вузов.

Таблица 1

Уровень готовности студентов КГ и ЭГ к тренерской деятельности на завершающем этапе обучения

Показатель компонента Студентов на уровне готовности (%)

базовый оптимальный высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Познавательно-творческий 58 24 35 51 7 25

Проектировочно-диагностический 87 88 13 9 0 3

Организационный 52 36 38 51 10 13

Информационно-коммуникационный 59 18 37 70 4 12

Аналитико-рефлексивный 41 46 45 46 14 8

Средний показатель 59 42 34 46 7 12

В результате реализации модели у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ наиболее успешно сформировались познавательно-творческий, информационно-коммуникационный и организационный компоненты тренерской деятельности. Этих результатов удалось достичь за счет последовательной реализации межпредметых связей в преподавании теоретических дисциплин, личностно ориентированного подхода к образовательному процессу, а также за счет совершенствования организации и содержания педагогической практики.

В то же время, не удалось достичь заметных различий в уровне сформированности проектировочнодиагностического и аналитико-рефлексивного компонентов тренерской деятельности в контрольной и экспериментальной группах. Одна из возможных причин низких результатов в экспериментальной группе по рассматриваемым показателям состоит в том, что в течение педагогической практики студенты не успевают накопить тренерский опыт, достаточный для успешного проектирования учебно-тренировочного процесса на длительный срок, (например, на учебный год), про-

гнозирования возможных трудностей и объективной оценки полученных результатов. Кроме того, становится очевидной необходимость развивать аналитические и рефлексивные способности студентов не только в процессе педагогической практики, но и в ходе изучения теоретических дисциплин в течение всего периода обучения в вузе. Для этого необходимо повысить роль частично поискового и исследовательского методов обучения, использовать проектные технологии, ана-лизироватьразнообразныепсихолого-педагогических ситуации, отражающие различные аспекты учебнотренировочного процесса.

Достоверность полученных результатов подтверждается методами математической статистики. Статистически установлена достоверность различий посредством сравнения результатов итоговой диагностики с помощью ^-критерия Пирсона. Эмпирическое значение критерия будет равно: х2=6 (р < 0,05 ) при степени свободы v=2.

Можно констатировать наличие достоверных различий (р < 0,05) по распределению показателей сформированности готовности к тренерской деятель-

ности у студентов контрольной и экспериментальной групп. Таким образом, выдвинутая гипотеза о достоверном влиянии разработанной модели на повышение качества готовности будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности получила свое статистическое подтверждение.

В процессе эксперимента также удалось доказать необходимость соблюдения ряда педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию предложенной модели [2]. Наиболее важными из этих условий оказались следующие:

- интеграция учебных дисциплин и установление межпредметных связей;

-максимальноеиспользованиеобразовательных возможностейэлементовтренерскойработыстудентов с учащимися в рамках педагогической практики;

- использование элементов взаимного обучения, рейтинговой системы оценки образовательных результатов;

- выстраивание индивидуализированной образовательной траектории для каждого студента с учетом его личностных особенностей, уровня физического развития, спортивной подготовки и направленности на спортивно-педагогическую деятельность;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трофимов О. Б., Беккер И. Л. Подготовка студентов факультета физической культуры к тренерской деятельности в процессе освоения курса профессионального физкультурно-спортивного совершенствования

(на материале по спортивной гимнастике) // Педагогическое образование и наука. 2008. № 4. С. 93-96.

2. Трофимов О. Б. Педагогические условия подготовки будущихучителейфизическойкультурыктренерской деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 255-261.

3. Трофимов О. Б. Формирование компетентности студентов в процессе освоения курса «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» // Учитель XXI века: школа настоящего и будущего: монография. Пенза, 2008. С. 143-148.

4. Трофимов О. Б. Эффективные способы формирования информационно-объяснительной функции тренера по спортивной гимнастике // Инновации в системе образования: опыт, проблемы, перспективы. Матер. межрегионал. науч.-практ. конф. Пенза, 2008. С. 96-99.

5. Трофимов О. Б., Пашин А. А. Круглый мостик для прыжков // Физическая культура в школе. 2009. № 7. С. 43-44.

6. Трофимов О. Б. Совокупность специфических характеристик тренерской деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе // Культурное и историческое наследие в образовании. Матер. VI Межд. науч.-методич. конф. Пенза, 2010. С. 344-346.

7. Трофимов О. Б. Критерии и показатели готовности студентов ФФК к тренерской деятельности // Культурное и историческое наследие в образовании. Матер. VI Межд. науч.-методич. конф. Пенза, 2010. С. 346-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.