Научная статья на тему 'Формирование готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова А.В.

В статье представлены методические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе, которая проявляется в заботливом к ней отношении. Практическая направленность статьи выражается в рассмотрении путей реализации задач формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста

Прокопова А. В. кандидат педагогических наук методист ГБОУ СОШ №1747 Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье представлены методические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе, которая проявляется в заботливом к ней отношении. Практическая направленность статьи выражается в рассмотрении путей реализации задач формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Ключевые слова: заботливое отношение, эмпатия, отзывчивость, сочувствие, сопереживание.

На сегодняшний день одной из наиболее глобальных, планетарных проблем современности являются все чаще возникающие природные аномалии. Связано это с нарастающим вмешательством человека в природу, приводящим к серьезным ухудшениям функционирования экосистем.

Одной из причин нарушения экологического равновесия - усиление антропогенного влияния на природу, ориентация общества на потребительское использование природных ресурсов, доминирование материальных ценностей над гуманистическими. Такое прагматическое отношение к природе вызвано отсутствием у населения экологического сознания, умения экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным, нравственным отношением к ней. Формирование нравственно-ориентированной деятельности в природе необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Возможность ее формирования обусловлено достаточной степенью развития у старших дошкольников следующих психологических характеристик: потребность в познании окружающего мира, любознательность, эмоциональная отзывчивость, наличие эмпатийных чувств, способность к сочувствию и состраданию, усвоению нравственных норм и правил экологически целесообразного поведения, к рефлексии и оценке действий своих и окружающих, субъектность в отношении к живым объектам.

В дошкольном возрасте нравственно-ориентированная деятельность к природе ярче всего проявляется в заботливом отношении к животным и растениям. Для того, чтобы сформировать это нравственное качество необходимо было:

• систематически обогащать природную среду дошкольного учреждения;

• обеспечить непосредственный контакт детей с объектами природы, организовать труд по уходу за ними;

• сформировать у старших дошкольников представление о том, что такое заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей (бытовой, игровой, трудовой, учебной, художественной), что позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально насыщенное взаимодействие с животными и растениями.

В процессе работы мы формировали все компоненты отношения к природе параллельно (эмоциональный, когнитивный, практический), тем не менее мы каждый раз делали акцент на эмоциональную составляющую.

1

С целью накопления детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержания интереса и развития мотивации мы обогащали природную среду. Для этого в живой уголок, зимний сад вносились новые животные (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи); растения (герань, фикус, циперус, манстера и др.) за которыми дети вели наблюдение и ухаживали. Постоянно контактируя с живыми существами, ребята учились оценивать их состояние. С этой целью использовали карточки эмоций, на которых изображены различные чувства (радость, грусть, безразличие). С их помощью дошкольники определяли причину неблагополучия и устраняли ее. Например, если попугай долго сидел на жердочке, не издавал звуков, не проявлял активности, ребята отмечали, что такое поведение не свойственно этому животному, и делали вывод, что у попугая грустное настроение. Дошкольники рядом с клеткой выкладывали карточку, на которой изображено настроение питомца. После этого экспериментатор просил детей объяснить причины такого поведения животного. Ответы дошкольники давали самые разные: «У него что-то болит» (Аня Д.), «Ему скучно» (Катя К.), «Он хочет попить» (Маша Т.). Выявив возможные причины такого поведения животного, дети удовлетворяли его потребности. При этом они стремились доставить ему радость, удовольствие, после чего заменяли карточку эмоций.

Помимо непосредственного контакта с объектами живой природы для воспитания у детей заботливости использовались дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование умения лучше понимать настроение живых объектов природы («Определи настроение», «Отгадай мое настроение»). В этой игре один ребенок с помощью мимики и жестов изображал эмоции: радости, веселья, счастья, гнева, удивления, грусти и др. Другой - с помощью карточки определял эмоцию, точно ее называл. После этого ребята приводили примеры из жизни, где наблюдали проявления той или иной эмоции.

Через игру и игровые упражнения дошкольники получали новую информацию о возможных способах заботливого отношения к животным.

Например, игра «Как человек заботится о ...». В ней ребенок получал разрезную картинку с изображением домашнего животного. Он должен был рассказать, как следует заботиться об этом животном. Тот, чей рассказ был более точным и полным, получал фишку. Набравший большее количество фишек был победителем.

Перед проведением игры, совместно с дошкольниками обсуждали ее название, содержание, выявляли знания ребят по теме игры. Если таковых не хватало, пополняли их.

Дети играли в игру «зоопарк», где имитировали уход за животными (кормили, поили, убирались в клетках), исполняли роли докторов и ветеринаров. Полученные в игровой деятельности умения обобщались в сюжетно-ролевой игре «доктор Айболит». Вместе с детьми подбирали игровой материал (инструменты врача, повязки с красным крестом, белые халаты и др.), обсуждали сюжет, распределяли роли. В процессе игры «больные» жаловались на боли в животе, на перелом ноги, на насморк и др. Доктор своевременно старался оказать помощь, но вмешивался отрицательный персонаж «Вредина» (воспитатель), которая постоянно создавала препятствия: градусник оказывался сломанным, пропадали таблетки, микстура, бинты и др. Доктор Айболит должен был находить выход из создавшегося положения, проявить терпение, настойчивость. После чего он начинал лечить больных зверей, нередко просил помощи у других участников игры, которые с удовольствием ему помогали. Доктор Айболит старался утешить «больных», сказать им добрые, ласковые слова.

Игровые ситуации давали детям возможность испытывать чувства жалости, сострадания, сочувствия, проявить заботу.

Использованная в работе художественная литература оказывала положительное влияние на эмоции детей. С ее помощью вызывали у дошкольников сочувствие,

сострадание к живым объектам, желание помочь им. При обсуждении прочитанного ребятам задавались вопросы, которые помогали выявить нравственные мотивы поведения персонажа художественного произведения, причины переживания им тех или иных чувств. При этом мы учили детей сопоставлять себя с животным, описывать его состояние, рассказывать о испытываемых чувствах (прием персонификации).

В художественной литературе имеется много сюжетов способных вызвать у читателя проявление чувства эмпатии, переживание за судьбы героев. Так, например: «Гадкий утенок» (Г.Х. Андерсен), «Жаба» (Р. Погодин), «Хромка» (М. Пришвин), «Внучка старой вишни», «Старый пес» (В. Сухомлинский), «Зяблик» (С. Михалков). Беседуя с дошкольниками по содержанию произведений, объясняли детям, что очень важно уметь сочувствовать и сопереживать нуждающемуся в помощи и заботе. Детям говорили о том, что животное чувствует помощь, поддержку и заботу о нем.

Важно отметить, что каждый ребенок одно и то же событие (в художественной литературе, реальной жизни) переживает по-разному. Это связано с различием индивидуальных, психических особенностей личности, с наличием или отсутствием у дошкольника знаний и практического опыта.

Для выявления различий в эмоциональных проявлениях дошкольников мы предлагали испытуемым рассказать о своих переживаниях, чувствах, которые у него возникали, когда читалось художественное произведение. Детям задавались такие вопросы: за какого героя рассказа ты переживал? Что ты чувствовал?

В беседе о прочитанном выясняли, как поняли дети содержание произведения, могут ли дать нравственную оценку поведению персонажа, раскрыть, в чем конкретно проявил герой произведения заботу, что помогло ему поступить так, а не иначе.

Ребят знакомили с возможными способами проявления заботливого отношения, акцентировали внимание на мотивах поступков литературных героев, учили отождествлять себя с героями художественных произведений. С этой целью задавали уточняющие вопросы: как поступил бы ребенок в той или иной ситуации, о ком бы он позаботился в первую очередь.

Разбирая литературные произведения, дошкольники учились выделять не только позитивные качества персонажей, но и те, которые требовали осуждения (грубость, жадность, лень заботиться о ком-либо, желание заботиться только о себе и др.) (на примере сказки «Кукушка»).

Большое влияние на развитие у старших дошкольников положительных эмоций оказывали специально организованные проблемные ситуации. Например, воспитатель, убрав у канарейки на время корм, воду и подстилку, предложила детям найти причину грусти птицы. При этом она акцентировала внимание на том, что раньше канарейка была радостная, счастливая, она пела песенки, весело щебетала, а теперь настроение ее испортилось.

Похожая проблемная ситуация была организована с комнатными растениями. Воспитатель напоминала детям, что во время уборки подоконника комнатное растение переставили в угол, где нет света. Она сказала детям, что еще недавно растение цвело, у него были крепкие зеленые листья, а сейчас листья поникли, некоторые пожелтели. Обратившись к детям, воспитатель спросила: почему растение грустит? Чего ему не хватает? Как можно порадовать растение, помочь ему? Выявив причины увядания, ребята поспешили их устранить.

Нередко заботливое поведение требует от дошкольника проявления альтруистических чувств. Однако ребенок не всегда готов отказаться от собственных желаний во имя другого. Для воспитания у детей альтруизма широко использовались проблемные ситуации (как воображаемые, так и реальные). В них ребята оказывались перед выбором: поступить правильно, проявить заботу о ком-либо, или напротив удовлетворить свои потребности (например, в игре, интересном занятии).

При воображаемой проблемной ситуации дошкольник должен был представить себя в роли какого-либо конкретного персонажа (например, доктора Айболита, волшебника и другое), который может проявить (или не проявить) свое заботливое отношение к нуждающемуся. Сои намерения ребенок отображал в слове.

Реальная проблемная ситуация (специально созданная нами или возникшая стихийно) требовала от ребенка умения проявить заботу не только в слове, но и в действии (оказать помощь, выразить сочувствие и другое). Реальные проблемные ситуации возникали чаще всего в трудовой деятельности (во время дежурств, поручений, уходе за животными, растениями). Это делало ребенка активным участником происходящего, требовало от него принятия самостоятельных решений, умения координировать свои желания с нуждами других, делать выбор в пользу нуждающегося в заботе, даже если этот выбор противоречил собственному желанию. Однажды вечером воспитатель обратила внимание всех на комнатные растения стоящие на подоконнике. Оказалось, что листья фиалки поникли, а кактус при этом хорошо себя чувствовал. Обсуждая причины произошедшего, пришли к выводу, что у всех растений разные потребности в свете, тепле, воде. Кактус, например, нуждается в большом количестве солнечного света, а фиалка любит полутень, на солнце ее листья вянут. Поняв произошедшее дошкольники поспешили улучшить условия фиалки и перенести ее дальше от окна.

Большую роль в формировании заботливого отношения к живым существам отводилось анализу жизненных ситуаций. Приведем примеры, раскрывающие, как в ежедневном общении с природой и друг с другом у детей формировались навыки заботливого поведения, проявлялись эмпатийные чувства.

Когда дошкольники пришли в зимний сад понаблюдать за животными, Паша С. Подошел к клетке с попугаями и начал стучать и раскачивать ее. Увидев это, Маша Д. попросила Пашу перестать это делать. Она обратила его внимание на то, что вода в клетке пролилась, а попугаи перепуганы. Девочка налила в поилку воды и попробовала успокоить животных.

Анализируя произошедший случай, не все дети сошлись во мнении. Были те, кто не поддержал Пашу: «Паша поступил плохо. Он испугал птиц» (Максим С.), «Паша не подумал о том, что попугаям будет плохо» (Коля З.). Однако некоторые ребята старались оправдать поведение мальчика: «Он сделал это не нарочно, он хотел поиграть с попугаями, увидеть, как они летают, полюбоваться их красотой» (Марина З., Вова Ч.). Дети отметили оказанную Машей пернатым друзьям своевременную помощь, оценили ее заботливое отношение к птицам: «Маша позаботилась о птицах, успокоила их, дала им попить. Она и Пашу научила поступать правильно» (Андрей А.). Такое поведение девочки заставило и Пашу задуматься о своих действиях. Он стал оправдываться, сказал, что очень хотел поиграть с животными и не подумал, что сделал птенцам плохо. Педагог обобщил высказывания ребят, похвалил их за то, что интересуются животными, желают с ними общаться, заботиться. Хорошо, что Павлик понял, как важно уметь правильно выражать свои чувства, бережно относиться к тем, о ком мы заботимся, соотносить свои желания с чувствами и потребностями животного.

Широко использовались в работе наблюдения, с помощью которых формировали у детей представления о животных и растениях, учили ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов природы. Так, например, такие обитатели живого уголка, как кролик, попугай, белка, отличались ярким окрасом, подвижностью. Это привлекало внимание ребят, пробуждало положительные эмоции. При общении с животными воспитатель демонстрировала детям свое положительное к ним отношение, брала на руки, предлагала погладить, ласково назвать питомца и др.

В процессе наблюдений дети выражали яркие эмоции, радость от встречи с питомцем. Они интересовались животными и растениями, с удовольствием их рассматривали. Больше всего дошкольники любили наблюдать за динамичными,

активными животными, такими, как попугай, канарейка, хомячок, белка и др. Растения меньше привлекали внимание ребят. Поэтому мы рассказывали им интересные сведения о комнатных растениях, которые отличаются разнообразием с точки зрения потребностей в свете, тепле, влаге, способах ухода за ними. Например, циперус, традисканция и фуксия - растения южные. Поэтому они нуждаются в достаточном количестве света, требуют обильного полива. Или, например, хипеструм - луковичное, южно-американское растение, нуждается в умеренном поливе. Находясь в естественной среде обитания, перед наступлением зимы оно сбрасывает листья. Поэтому осенью это растение рекомендуется обрезать.

Наблюдения за хорошо знакомыми дошкольникам живыми объектами были направлены на поддержание и развитие к ним интереса. Для этого воспитатель создавала такие условия для животного, в которых его повадки особенно заметны. Например, поставив загончик для хомячка и положив в него разнообразную пищу, ребята узнали его предпочтения в еде (семечки, горох, овес), а также то, что это маленькое животное способно очень быстро передвигаться несмотря на большие запасы еды в щеках.

Кроме того воспитатель использовала наводящие вопросы, которые подводили детей к «открытию» новых сведений о хорошо знакомых детям обитателях уголка природы. Так, например, сравнивая сомиков с другими аквариумными рыбками, она спрашивала, почему сомик имеет коричневый цвет. Внимательно наблюдая за рыбкой, дошкольники пришли к пониманию того, что в естественных условиях эта рыбка живет только на дне водоема и прячется в иле, она придонная, коричневый цвет помогает ей защищаться от врагов.

Формирование практических навыков и умений проявлять заботливое отношение осуществлялось преимущественно в трудовой деятельности, через индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства в уголке природы.

В результате проведенной работы дети начали понимать, что такое забота, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что ребята стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом.

Библиография

1.Божович Л.И. 1995. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. [Текст]/Л.И. Божович// Под ред.Д.И. Фельдштейна. М. 209 с.

2.Виноградова, Н.Ф. 1993. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. М. 80 с.

3.Козлова, С.А. 2001. Нравственное воспитание современных дошкольников [Текст]/ С.А. Козлова// Нравственное воспитание на современном этапе: Материалы конференции. М. 5-7 с.

4..Лихачев, Д.С. 1991. Экология - проблема нравственная [Текст]/ Д.С. Лихачев// Наше наследие. №1. с. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.