Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СЦЕНИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СЦЕНИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / СЦЕНИРОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерлиговa Е.А., Фортыгина С.Н.

Введение. На современном этапе ценностно-целевые ориентиры модернизации системы образования России направлены на поликультурное воспитание школьников. Эффективность процесса поликультурного воспитания школьников в условиях общеобразовательной организации определяется профессионализмом педагога, поэтому важнейшей задачей для системы образования становится сформировать у будущих педагогов поликультурную компетенцию. На наш взгляд, сценарный подход к формированию поликультурных компетенций является одним из инструментов эффективного обновления содержания образования. Для реализации технологии сценирования педагогу необходимо создать специальные ситуации учения-обучения, которые направлены на передачу информации и развитие поликультурных умений обучающихся. В связи с этим одной из важных задач подготовки будущего учителя становится формирование его готовности к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия. Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов; педагогический эксперимент (анкетирование, ранжирование, контент-анализ), методы обработки полученных данных. Результаты исследования. Проведена педагогическая диагностика с целью определения готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия. Для выявления уровня сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и результативно-деятельностного компонентов использовались специфические методы диагностики (анкета С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; ранжирование ценностей по степени их значимости С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; контент-анализ), отвечающие особенностям данного конкретного компонента. Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия необходимо проводить в условиях реализации междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия; включения студентов в разнообразную (индивидуальные, социально значимые, проектная деятельность) внеаудиторную деятельность поликультурной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерлиговa Е.А., Фортыгина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT STRATEGIES FOR STAGINGMULTICULTURAL INTERACTION

Introduction. At the present stage, the value-target guidelines for the modernization of the Russian education system are aimed at the multicultural upbringing of schoolchildren. The effectiveness of the process of multicultural upbringing of schoolchildren in the conditions of a general educational organization is determined by the professionalism of the teacher, therefore, the most important task for the education system is to form multicultural competence in future teachers. In our opinion, the scenario approach to the formation of multicultural competencies is one of the tools for effectively updating the content of education. To implement the staging technology, the teacher needs to create special teaching-learning situations that are aimed at transmitting information and developing the multicultural skills of students. In this regard, one of the important tasks of preparing a future teacher is the formation of his readiness to implement strategies for staging multicultural interaction. Materials and Methods. Theoretical research methods: analysis of psychological, pedagogical and regulatory documents; pedagogical experiment (questionnaire, ranking, content analysis), methodsof data processing. Results. Pedagogical diagnostics was carried out in order to determine the readiness of the future teacher to implement the strategies of multicultural interaction. To identify the level of formation of cognitive, motivational-value and performance-based components, specific diagnostic methods were used (questionnaire by S. A. Khazova, F. R. Khatit; ranking of values according to their degree of significance by S. A. Khazova, F. R. Khatit; content analysis) that meet the characteristics of this particular component. Discussion and Conclusions. The organization of work on the formation of the readiness of future teachers for the implementation of strategies for stagingmulticultural interaction must be carried out in the context of the implementation of interdisciplinary integration, which ensures the productivity of the process of forming the readiness of future teachers for the implementation of strategies for stagingmulticultural interaction; inclusion of students in a variety of (individual, socially significant, project activities) extracurricular activities of a multicultural orientation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СЦЕНИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

СтатьяМЛск

УДК 378

Б01: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-8

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СЦЕНИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Е. А. Стерлигова1, С. Н. Фортыгина1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. На современном этапе ценностно-целевые ориентиры модернизации системы образования России направлены на поликультурное воспитание школьников. Эффективность процесса поликультурного воспитания школьников в условиях общеобразовательной организации определяется профессионализмом педагога, поэтому важнейшей задачей для системы образования становится сформировать у будущих педагогов поликультурную компетенцию. На наш взгляд, сценарный подход к формированию поликультурных компетенций является одним из инструментов эффективного обновления содержания образования. Для реализации технологии сценирования педагогу необходимо создать специальные ситуации учения-обучения, которые направлены на передачу информации и развитие поликультурных умений обучающихся. В связи с этим одной из важных задач подготовки будущего учителя становится формирование его готовности к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия.

Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов; педагогический эксперимент (анкетирование, ранжирование, контент-анализ), методы обработки полученных данных.

Результаты исследования. Проведена педагогическая диагностика с целью определения готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия. Для выявления уровня сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и результативно-деятельностного компонентов использовались специфические методы диагностики (анкета С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; ранжирование ценностей по степени их значимости С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; контент-анализ), отвечающие особенностям данного конкретного компонента.

Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия необходимо проводить в условиях реализации междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия; включения студентов в разнообразную (индивидуальные, социально значимые, проектная деятельность) внеаудиторную деятельность поликультурной направленности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание и образование школьников; сценарный подход; сценирование; поликультурное взаимодействие; будущий педагог.

Для цитирования: Стерлиговa Е. А., Фортыгина С. Н. Формирование готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 8.

FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT STRATEGIES FOR STAGINGMULTICULTURAL INTERACTION

E. A. Sterligova1, S. N. Fortygina1

1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. At the present stage, the value-target guidelines for the modernization of the Russian education system are aimed at the multicultural upbringing of schoolchildren. The effectiveness of the process of multicultural upbringing of schoolchildren in the conditions of a general educational organization is determined by the professionalism of the teacher, therefore, the most important task for the education system is to form multicultural competence in future teachers. In our opinion, the scenario approach to the formation of multicultural competencies is one of the tools for effectively updating the content of education. To implement the staging technology, the teacher needs to create special teaching-learning situations that are aimed at transmitting information and developing the multicultural skills of students. In this regard, one of the important tasks of preparing a future teacher is the formation of his readiness to implement strategies for staging multicultural interaction.

Materials and Methods. Theoretical research methods: analysis of psychological, pedagogical and regulatory documents; pedagogical experiment (questionnaire, ranking, content analysis), methods of data processing.

Results. Pedagogical diagnostics was carried out in order to determine the readiness of the future teacher to implement the strategies of multicultural interaction. To identify the level of formation of cognitive, motivational-value and performance-based components, specific diagnostic methods were used (questionnaire by S. A. Khazova, F. R. Khatit; ranking of values according to their degree of significance by S. A. Khazova, F. R. Khatit; content analysis) that meet the characteristics of this particular component.

Discussion and Conclusions. The organization of work on the formation of the readiness of future teachers for the implementation of strategies for stagingmulticultural interaction must be carried out in the context of the implementation of interdisciplinary integration, which ensures the productivity of the process of forming the readiness of future teachers for the implementation of strategies for stagingmulticultural interaction; inclusion of students in a variety of (individual, socially significant, project activities) extracurricular activities of a multicultural orientation.

Keywords: multicultural upbringing and education of schoolchildren; scenario approach; staging; multicultural interaction; future teacher.

For citation: Sterligova E. A., Fortygina S. N. Forming the readiness of future teachers to implement strategies for stagingmulticultural interaction // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. Р. 8.

Введение

Одним из ценностно-целевых ориентиров модернизации системы образования России на современном этапе является поликультурное воспитание школьников. В «Национальной доктрине образования в РФ» отмечается, что в числе основных целей образования и воспитания выступают формирование «национальной и религиозной терпимости, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», интеграция «культуры мира и межличностных отношений», развитие «культуры межэтнических отношений» [19].

Эффективность процесса поликультурного воспитания школьников в условиях общеобразовательной организации определяется профессионализмом педагога, который обладает высоким уровнем сформированности готовности к поликультурному воспитанию подрастающего поколения, что отмечается Профстандартом педагога как необходимые трудовые действия [21].

Важность проблемы поликультурного образования и воспитания молодежи подчеркивается на федеральном и региональном уровне в нормативно-правовых документах, в которых отражается сущность решения данной проблемы путем разработки оптимальной модели ее разрешения. Так, статья 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полностью посвящена описанию получения образования на государственном языке Российской Федерации [28].

В Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» определены правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, описаны условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов [27].

Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает важность современного состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации [26].

Рассматривая поликультурное образование и воспитание как сложный и многогранный процесс, важно обратиться к исследованиям отечественных ученых, оказавших значительное влияние на изучение отдельных аспектов проблемы (М. К. Епхиева, Г. Ж. Даутова, А. Р. Джиоева, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, E. H. Матюхина, Е. А. Леванова, Т. Б. Менская, С. Ч. Наушабаева, С. Л. Новолодская, А. И. Одинец, В. И. Петрова, A. A. Рахкошкин, М. А. Тимофеев, Ф. П. Хакунова, С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит А. М. Хупсарокова, Т. А. Якадина и др.) [7, 9, 13, 15, 30, 31].

Анализ исследований показал, что одним из инструментов эффективного обновления содержания образования является сценарный подход к формированию поликультурных компетенций. Для реализации технологии сценирования педагогу необходимо создать специальные ситуации учения-обучения, которые направлены на передачу информации и развитие поликультурных умений обучающихся. В связи с этим одной из важных задач

подготовки будущего учителя становится формирование его готовности к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия.

Обзор литературы

За последнее десятилетие вопрос подготовки обучающихся к конструктивному поликультурному взаимодействию стал предметом внимания со стороны многих педагогов как за рубежом (H. A. Alismail, K. C. Barton, Li-Ch. Ho, P. C. Gorski, C. Halse, A. Krummel, S. Nieto, Fr. Rios, S. Markus.) [32; 33; 34; 35; 36; 37; 38], так и в России (А. Р. Джиоева, М. В. Дюжакова, М. К. Епхиева, Л. В. Лидак М. В. Лотфуллин, Н. П. Никонова, А. К. Орешкина, Л. М. Сафиуллина, Е. А. Сурудина) [8; 9, 12; 14; 16; 23; 24].

В аспекте профессионального образования данная проблема обеспечивает подготовку специалистов нового типа, которые готовы осуществлять профессиональную деятельность с учетом принципов эффективного поликультурного взаимодействия. Формирование поликультурной компетентности у будущих учителей включает два взаимосвязанных аспекта: подготовка студентов к жизнедеятельности в условиях поликультурного общества и их педагогическая подготовка к осуществлению учебного процесса с учетом принципов эффективного поликультурного взаимодействия [29].

В результате поликультурной подготовки у педагога должна быть сформирована поликультурная компетентность, способствующая развитию личности к осуществлению эффективной деятельности, социальному и профессиональному взаимодействию в условиях поликультурного общества. С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит рассматривают поликультурную компетентность как «интегративное личностно-профессиональное качество, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание учащихся» [30]. Н. П. Никонова, характеризуя поликультурную компетентность как «качество личности будущего специалиста, формируемое в процессе поликультурного образования в вузе» [14], определяет главным условием реализации поликультурной компетентности наличие соответствующих навыков у преподавателя при проведении занятий в условиях вуза.

Готовность будущего учителя к поликультурному воспитанию школьников необходимо рассматривать как профессионально-личностное образование субъекта, включающее в себя такие компоненты, как положительная мотивация к осуществлению поликультурного воспитания школьников, поликультурная компетентность, теоретико-методические знания, практические умениями и навыки по организации данного процесса решения задач профессиональной деятельности в поликультурном обществе [2].

Поликультурная компетенция будущих учителей объединяет содержание и структуру когнитивного, мотивационно-ценностного и результативно-деятельностного компонентов, отражающих процесс становления толерантных отношений, эмпатии студентов различных культур друг к другу, представителям других национальностей и к субъектам их будущей профессиональной деятельности.

Одним из эффективных путей формирования готовности будущих учителей к поликультурному взаимодействию является опора на технологии сценирования.

Сценарный подход является важнейшим инструментом по обновлению содержания образования. Прием разрешения проблем, связанных с перспективным планированием, позволяет осуществлять выстраивание стратегий по развитию ситуаций в будущем.

Впервые концепцию сценирования как об особое педагогическое умение по созданию ситуации учения-обучения и управлению ими описали в исследованиях ученые Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко [4, 5, 6].

С целью освоения технологии были разработаны подробные методические рекомендации М. В. Половковой [18], которая отмечает, что в процессе работы над сценированием учитель раскрывает способности обучающихся, где развитие способностей рассматривается как качество содержания образования. Для этого и создаются специальные ситуации учения-обучения. Одним из важнейших средств работы педагога выступают ситуации учения-обучения, которые позволят педагогу работать не в рамках принятой методической схемы, где педагог только рассказывает или показывает, а дети только повторяют и воспроизводят учительский образец. Для реализации сценарной технологии педагогу важно работать со способностями обучающихся, а не передавать информацию в готовом виде.

Так, А. С. Роботова подчеркивает важность формирования у педагогов умений сценирования, сформированность которых будет способствовать «грамотному и экономному проектированию учебного и воспитательного процесса, созданию сценариев уроков и других занятий, расчётливому выбору той или иной технологии, прогнозированию развития индивидуальной дидактической или воспитательной системы, последствий своих педагогических решений» [22].

Описывая сценарную технологию как «коррекцию непродуктивных, закрепление продуктивных и синхронизацию сценариев взаимодействия педагога и обучающегося», Ю. С. Тюнникова и М. А. Мазниченко определяют в этом определении сценирование как результат взаимодействия классного руководителя с детьми и родителями [25].

Особую роль метод сценарного моделирования, по мнению О. Л. Осадчук, играет в прогнозировании процессов управления компонентами системы образования, что «позволяет предусмотреть механизмы гибкого реагирования образовательной системы на изменяющиеся внешние и внутренние условия и определить возможные направления её развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе» [17].

Т. К. Кирильчик, рассматривая особенности реализации технологии сценирования, отмечает важность их применения в обучении иноязычному диалогическому общению, которое строится на основе коммуникативно ориентированного подхода и комплекса коммуникативно ориентированных заданий (конвенциональные, дифференцировочные, имитативные, ориентировочные, подстановочные, трансформационные, комбинационные и др.) [10].

Язык как инструмент поликультурного взаимодействия рассматривали Л. А. Артюхова и И. А. Монастырская, которые поликультурное взаимодействие определили как сложный и долгий процесс, в котором язык играет важнейшую роль [1].

Особенности возможностей поликультурного взаимодействия раскрыты в трудах М. Н. Кокаревич, которая в своей работе выделяет инкультурационные, транскультурационные и контркультурационные межкультурные взаимодействия [11].

Как отмечает О. В. Правдюк, применение цифровых технологий играет важнейшую роль в создании поликультурной среды благодаря возможности сохранить исчезающие и исчезнувшие уже языки посредством электронных носителей [20].

Практические аспекты применения инновационных технологий при формировании навыков поликультурного взаимодействия представили М. В. Будко и Е. В. Писарева, которые предложили фрагменты занятий внеурочной и урочной деятельности по поликультурному воспитанию [3].

Материалы и методы

В соответствии с объектом и предметом исследования был подобран следующий комплекс методов: теоретические (анализ нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы), педагогический эксперимент, методы обработки полученных данных.

Экспериментальной базой исследования стал ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Участниками

экспериментальной работы стали студенты групп ОФ-203-074-4-2 по направлению «Лингвистика». Профиль «Перевод и Переводоведение»; ОФ-403-089-5-1 по направлению «Педагогическое образование». Профиль «Французский язык. Английский язык»; ОФ-303-089-5-1 по направлению «Педагогическое образование». Профиль «Французский язык. Английский язык»; ОФ-303-090-5-1 по направлению «Педагогическое образование». Профиль «Немецкий язык. Английский язык»; ЗФ-110-270-2-1 по направлению «Психолого-педагогическое образование. Профиль «Психолого-педагогическое консультирование»; ЗФ-110-224-2-1 по направлению «Психолого-педагогическое образование. Профиль «Медиация в социальной сфере»; ОФ-106-173-2-1 по направлению «Специальное дефектологическое образование». Профиль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Результаты исследования

Педагогическая диагностика готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия осуществлялась по каждому компоненту в отдельности (когнитивный, мотивационно-ценностный и результативно-деятельностный). Каждый отдельный компонент готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия оценивался по трем уровням (высокий, средний, низкий) по специфическим методам диагностики.

Для оценки системности знаний студентов нами была использована анкета С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит [30]. Для определения мотивационно-ценностного компонента готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия было применено ранжирование ценностей по степени их значимости С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит [30]. Оценка результативно-деятельностного компонента готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия производилась при помощи контент-анализа, суть которого сводилась к тому, чтобы студент мог выбрать мотив, который побуждает его к активному взаимодействию с представителями иных культурных групп.

Результаты педагогической диагностики готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия представлены в таблице 1 .

Таблица 1 - Уровни готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия

Компоненты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Когнитивный компонент 9 10,8 22 26,5 52 62,6

Мотивационно-ценностный компонент 9 10,8 23 27,7 51 61,4

Результативно-деятельностный компонент 8 9,6 24 28,9 51 61,4

Результат по выборке в целом (83 студента) 9 10,4 23 27,7 51 61,8

Table 1 - The levels of readiness of the future teacher for the implementation of multicultural interaction strategies

Components High level Average level Low level

Quantity % Quantity % Quantity %

Cognitive component 9 10,8 22 26,5 52 62,6

Motivational-value component 9 10,8 23 27,7 51 61,4

Productive -activity component 8 9,6 24 28,9 51 61,4

Result for the sample as a whole (83 students) 9 10,4 23 27,7 51 61,8

Как видно из данных таблицы, что из 83 студентов 61,8% (51 студент) имеют низкий уровень, 27,7% (21 студент) находятся на среднем уровне и лишь 10,4% (9 студентов) показали высокий уровень готовности к реализации стратегий поликультурного взаимодействия.

Обсуждение и заключения

Таким образом, в результате анализа теоретико-методологических положений указанной проблемы и полученных данных педагогического эксперимента нами было установлено, что проблема формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия в системе образования решается еще недостаточно эффективно. На наш взгляд, организацию работы по формированию готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия необходимо проводить в условиях реализации междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия; включения студентов в разнообразную (индивидуальные, социально значимые, проектная деятельность) внеаудиторную деятельность поликультурной направленности.

Список использованных источников

1. Артюхова Л. А., Монастырская И. А. Язык как инструмент поликультурного взаимодействия // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции,

Магнитогорск, 10-12 мая 2018 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. С. 24-27.

2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2 (П - Я): пер. с англ. Москва Вече; АСТ, 2003.

3. Будко М. В., Писарева Е. В. Применение инновационных технологий при формировании навыков поликультурного взаимодействия // Problems of modern education: Materials of the VIII international scientific conference, Prague, 10-11 сентября 2017 года. Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2017. С. 18-21.

4. Громыко Н. В., Громыко Ю. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике // Пушкинское слово. Москва, 2003. С. 114-115.

5. Громыко Ю. В. Сценарная паноплия. Москва, 2004. 400 с.

6. Громыко Ю. В. Труд самоопределения в современном мире: учебная книга для управленцев и педагогов. Москва: Пушкинский институт, 2009. 544 с.

7. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2022. 257 с.

8. Дюжакова М. В. Развитие поликультурного образования в контексте современного образования России // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (271). С. 30-32.

9. Епхиева М. К., Джиоева А. Р. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 3-2 (67). С. 81-84.

10. Кирильчик Т. К. Реализация технологии сценирования в обучении иноязычному диалогическому общению // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы XI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета, Минск, 25 октября 2017 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2017. С. 157-158.

11. Кокаревич М. Н. Возможности поликультурного взаимодействия // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10-12 мая 2018 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 82-86.

12. Лотфуллин М. В. Поликультурное образование - новый этап развития национального образования // Крымское историческое обозрение. 2014. № 1. С. 192-196.

13. Матюхина Е. Н. Культура как основа коммуникации // Language and Literature. 2004. Вып. 20.

14. Никонова Н. П. Формирование поликультурной компетентности будущих специалистов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 109-112.

15. Новолодская С. Л. Поликультурное образование - качественная характеристика современного образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 62-65.

16. Орешкина А. К., Лидак Л. В. Поликультурное образование в структуре высшего профессионального образования РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 119-124.

17. Осадчук О. Л. Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnoe-modelirovanie-protsessov-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 04.05.2022).

18. Половкова М. В. Условия освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. 120 с.

19. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 04.05.2022).

20. Правдюк О. В. Цифровой формат поликультурного взаимодействия // Черноморская конференция-2019: сборник материалов III Черноморской международной научно-практической конференции Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Севастополь, 20-22 июня 2019 года / под редакцией О. А. Шпырко, В. В. Хапаева, С. И. Рубцовой, Ю. Л. Ситько. Севастополь: Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. С. 53-54.

21. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

22. Роботова А. С. Ресурсы улучшения профессиональной подготовки учителя (Статья первая) // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (дата обращения: 04.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Сафиуллина Л. М. Образование студентов поликультурного типа как неотъемлемый компонент процесса реформирования языкового образования // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 217-220.

24. Сурудина Е. А. Использование опыта зарубежного поликультурного образования в российской практике образования // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74-5. С. 124-128.

25. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия // Высшее образование в России. 2004. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya (дата обращения: 04.05.2022).

26. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 04.05.2022).

27. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». URL: http://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 04.05.2022).

28. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2022).

29. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. Москва: Юрайт, 2022. 162 с.

30. Хазова С. А., Хатит Ф. Р. Поликультурная компетентность педагога: монография. Майкоп: ЭлИТ, 2015. DOI: http://www.dx.doi.org/10.18411/2015-11-014.

31. Хупсарокова А. М., Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 50-55.

32. Alismail H. A. Multicultural Education: Teachers' Perceptions and Preparation // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7. Pp. 139-146.

33. Barton K. C., Ho Li-Ch. Cultivating sprouts of benevolence: a foundational principle for curriculum in civic and multicultural education // Multicultural Education Review. 2020. Vol. 12, no. 3. Pp. 157-176. DOI: https://doi.org/10.1080/2005615X.2020.1808928.

34. Gorski P. C. Making better multicultural and social justice teacher educators: a qualitative analysis of the professional learning and support needs of multicultural teacher education faculty // Multicultural Education Review. 2016. Vol. 8, no. 3. Pp. 139-159. DOI: https://doi.org/10.1080/2005615X.2016.1164378.

35. Halse C. Building a collective multicultural consciousness // Multicultural Education Review. 2022. Vol. 14, No. 1. DOI: https://doi.org/10.1080/2005615X.2022.2040144.

36. Krummel A. Multicultural teaching models to educate pre-service teachers: Reflections, service-learning, and mentoring // Current Issues in Education. 2013. Vol. 16(1). Pp. 1-8. Available at: https://cie.asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/issue/view/23 (accessed: 04.05.2022).

37. Nieto S. Re-imagining multicultural education: new visions, new possibilities // Multicultural Education Review. 2017. Vol. 9, no. 1. Pp. 1-10. DOI: https://doi .org/10.1080/2005615X.2016.1276671.

38. Rios Fr., Markus S. Multicultural Education as a Human Right: Framing Multicultural Education for Citizenship in a Global Age // Multicultural Education Review. 2011. Vol. 3, no. 2. Pp. 1-35. DOI: https://doi.org/10.1080/23770031.2009.11102882.

References

1. Artyuhova L. A., Monastyrskaya I. A. Language as a tool for multicultural interaction. Mirovozzrencheskie osnovaniya kul'tury sovremennoj Rossii: sbornik nauchnyh trudov IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Magnitogorsk, 10-12 maya 2018 goda. Magnitogorsk, Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G. I. Nosova Publ., 2018. Pp. 24-27. (In Russ.)

2. Big explanatory psychological dictionary / Artur Reber. T. 2 (P - I): translation from English. Moscow, Veche Publ.; AST Publ., 2003. (In Russ.)

3. Budko M. V., Pisareva E. V. Application of innovative technologies in the formation of multicultural interaction skills. Problems of modern education: Materials of the VIII international scientific conference, Prague, 10-11 sentyabrya 2017 goda. Prague, Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. Publ., 2017. Pp. 18-21. (In Russ.)

4. Gromyko N. V., Gromyko YU. V. Scenario in thought-activity pedagogy. Pushkinskoe slovo. Moscow, 2003. Pp. 114-115. (In Russ.)

5. Gromyko YU. V. Scenario panoply. Moscow, 2004. 400 p. (In Russ.)

6. Gromyko YU. V. The work of self-determination in the modern world: an educational book for managers and teachers. Moscow, Pushkinskij institut Publ., 2009. 544 p. (In Russ.)

7. Dzhurinskij A. N. Multicultural education in a multinational society: textbook and workshop for universities. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow, YUrajt Publ., 2022. 257 p. (In Russ.)

8. Dyuzhakova M. V. The development of multicultural education in the context of modern education in Russia. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 2 (271), pp. 30-32. (In Russ.)

9. Ephieva M. K., Dzhioeva A. R. Polycultural education in the system of vocational and higher education. Novaya nauka: Problemy iperspektivy, 2016, no. 3-2 (67), pp. 81-84. (In Russ.)

10. Kiril'chik T. K. Implementation of staging technology in teaching foreign language dialogic communication. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam: materialy HI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 96-letiyu obrazovaniya Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, Minsk, 25 oktyabrya 2017goda. Minsk, Belorusskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2017. Pp. 157-158. (In Russ.)

11. Kokarevich M. N. Possibilities of multicultural interaction. Mirovozzrencheskie osnovaniya kul'tury sovremennoj Rossii: sbornik nauchnyh trudov IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Magnitogorsk, 10-12 maya 2018 goda. Magnitogorsk, Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G.I. Nosova Publ., 2018. Pp. 8286. (In Russ.)

12. Lotfullin M. V. Multicultural education - a new stage in the development of national education. Krymskoe istoricheskoe obozrenie, 2014, no. 1, pp. 192-196. (In Russ.)

13. Matyuhina E. N. Culture as the basis of communication. Language and Literature, 2004, vol. 20. (In Russ.)

14. Nikonova N. P. Formation of multicultural competence of future specialists. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2019, vol. 8, no. 3 (28), pp. 109-112. (In Russ.)

15. Novolodskaya S. L. Multicultural education - a qualitative characteristic of modern education. Vysshee obrazovanie segodnya, 2015, no. 8, pp. 62-65. (In Russ.)

16. Oreshkina A. K., Lidak L. V. Multicultural education in the structure of higher professional education in the Russian Federation. Pedagogika, 2014, no. 6, pp. 119-124. (In Russ.)

17. Osadchuk O. L. Scenario modeling of management processes in the field of education. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2011, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7stsenarnoe-modelirovanie-protsessov-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

18. Polovkova M. V. Conditions for mastering the task form of organizing the educational process at school. Tyumen, TOGIRRO Publ., 2002. 120 p. (In Russ.)

19. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 No. 751 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation". Available at: http://base.garant.ru/182563/ (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

20. Pravdyuk O. V. Digital format of multicultural interaction. CHernomorskaya konferenciya-2019: sbornik materialov III CHernomorskoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. V. Lomonosova, Sevastopol', 20-22 iyunya 2019 goda /pod redakciej O. A. SHpyrko, V. V. Hapaeva, S. I. Rubcovoj, YU. L. Sit'ko. Sevastopol, Filial Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova v g. Sevastopole Publ., 2019. Pp. 53-54. (In Russ.)

21. Order of the Ministry of Labor of Russia dated October 18, 2013 No. 544n (as amended on December 25, 2014) "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 6, 2013 No.

30550). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

22. Robotova A. S. Resources for improving teacher training (Article One). Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2010, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

23. Safiullina L. M. Education of students of multicultural type as an integral component of the process of reform language education. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2010, vol. 15, no. 1, pp. 217-220. (In Russ.)

24. Surudina E. A. Using the experience of foreign multicultural education in the Russian practice of education. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2021, no. 74-5, pp. 124-128. (In Russ.)

25. Tyunnikov YU. S., Maznichenko M. A. Teacher and student: interaction scenarios. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004, no. 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

26. Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025". Available at: http://base.garant.ru/70284810/ (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

27. Federal Law of June 17, 1996 No. 74-FZ "On National-Cultural Autonomy". Available at: http://base.garant.ru/135765/ (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

28. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03 "On Education in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 04.05.2022). (In Russ.)

29. Formation of the professional competence of the teacher. Polycultural and informational competence: a textbook for universities / N. R. Azizova, N. A. Savotina, M. I. Bocharov, S. V. Zenkina. Moscow, YUrajt Publ., 2022. 162 p. (In Russ.)

30. Hazova S. A., Hatit F. R. Multicultural competence of a teacher: monograph. Maykop, ElIT Publ., 2015. DOI: http://www.dx.doi.org/10.18411/2015-11-014. (In Russ.)

31. Hupsarokova A. M., Hakunova F. P. Subject-content components of the multicultural competence of the teacher. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika ipsihologiya, 2011, no. 1, pp. 50-55. (In Russ.)

32. Alismail H. A. Multicultural Education: Teachers' Perceptions and Preparation. Journal of Education and Practice, 2016, vol. 7, pp. 139-146.

33. Barton K. C., Ho Li-Ch. Cultivating sprouts of benevolence: a foundational principle for curriculum in civic and multicultural education. Multicultural Education Review, 2020, vol. 12, no. 3, pp. 157-176, doi: https://doi.org/10.1080/2005615X.2020.1808928.

34. Gorski P. C. Making better multicultural and social justice teacher educators: a qualitative analysis of the professional learning and support needs of multicultural teacher education faculty. Multicultural Education Review, 2016, vol. 8, no. 3, pp. 139-159, doi: https://doi.org/10.1080/2005615X.2016.1164378.

35. Halse C. Building a collective multicultural consciousness. Multicultural Education Review, 2022, vol. 14, no. 1, doi: https://doi.org/10.1080/2005615X.2022.2040144.

36. Krummel A. Multicultural teaching models to educate pre-service teachers: Reflections, service-learning, and mentoring. Current Issues in Education, 2013, vol. 16(1), pp. 1-8. Available at: https://cie.asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/issue/view/23 (accessed: 04.05.2022).

37. Nieto S. Re-imagining multicultural education: new visions, new possibilities. Multicultural Education Review, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 1-10, doi: https://doi .org/10.1080/2005615X.2016.1276671.

38. Rios Fr., Markus S. Multicultural Education as a Human Right: Framing Multicultural Education for Citizenship in a Global Age. Multicultural Education Review, 2011, vol. 3, no. 2, pp. 1-35, doi: https://doi.org/10.1080/23770031.2009.11102882.

© Стерлигова Е. А., Фортыгина С. Н., 2022

Информация об авторах Стерлигова Екатерина Александровна - преподаватель кафедры английской филологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, 0000-0003-0357-1450, 57205184703, sterligovaea@cspu.ru

Фортыгина Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, 0000-00021051-9960, 57200860153, fortyginasn@cspu.ru

Information about the authors Sterligova Ekaterina A. - Lecturer, Department of English Philology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian Pedagogical University", Chelyabinsk, Russian Federation, 0000-0003-0357-1450, 57205184703, sterligovaea@cspu.ru

Fortygina Svetlana N. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University", Chelyabinsk, Russian Federation, 0000-0002-1051-9960, 57200860153, fortyginasn@cspu.ru

Вклад авторов

Стерлигова Екатерина Александровна - научное руководство; развитие методологии; проведение педагогического эксперимента; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных; подготовка начального варианта текста;

Фортыгина Светлана Николаевна - критический анализ и доработка представленного текста; компьютерные работы по оформлению публикации.

Contribution of the authors Sterligova Ekaterina A. - scientific management; development of methodology; conducting a pedagogical experiment; collection of data and evidence; formalized data analysis; preparation of the initial version of the text;

Fortygina Svetlana N. - critical analysis and revision of the submitted text; computer work on the design of the publication.

Поступила в редакцию: 02.04.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.