Научная статья на тему 'Формирование государственных регуляторов экономики, основанной на знаниях'

Формирование государственных регуляторов экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGULATOR / STATE REGULATION / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабичев Г. А.

В статье рассмотрены регуляторы государственного воздействия на экономику, основанную на знаниях. Представлены направления воздействия: модернизация и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала, преобразование среднего класса российского общества, снижение социального неравенства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STATE REGULATORS OF «KNOWLEDGE ECONOMY

The article deals with regulators of state influence on economy which is based on knowledge. It considers different ways of impact: modernization and development acceleration of branches which determine human capital quality, transformation of middle class in Russian society, reduction of social inequality

Текст научной работы на тему «Формирование государственных регуляторов экономики, основанной на знаниях»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 338.242.4 г.А. Бабичев

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

В статье рассмотрены регуляторы государственного воздействия на экономику основанную на знаниях. Представлены направления воздействия: модернизация и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала, преобразование среднего класса российского общества, снижение социального неравенства.

Ключевые слова: регулятор, государственное регулирование, экономическая политика.

G.A. Babichev

FORMATION OF THE STATE REGULATORS OF «KNOWLEDGE-BASED ECONOMY»

The article deals with regulators of state influence on economy which is based on knowledge. It considers different ways of impact: modernization and development acceleration of branches which determine human capital quality, transformation of middle class in Russian society reduction of social inequality The key words: regulator, state regulation, economic policy.

Современный этап эволюции предполагает создание общества, базирующегося на знаниях, в котором экономическое и социальное благополучие определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человека. Необходимость использования именно государственных регуляторов перевода экономики на экономику, основанную на знаниях, в современной ситуации обусловливается в первую очередь финансовым кризисом, принявшим глобальный характер. Наряду с этим имеются и другие причины:

- ускорение научно-технического прогресса и неопределенность его последствий;

- усложнение связей в системах «человек - техника», «человек - информационная среда», «человек -природная среда» и др., что увеличивает опасность в социально-психологической, технико-технологической, экологической сферах жизнедеятельности и требует консолидации усилий для их устранения;

- неоднозначность направлений, средств и мето -дов структурной перестройки экономики;

- возрастающая глобализация экономики, неравномерность развития регионов;

- усиление поляризации богатства и бедности;

- разнонаправленность интересов различных слоев населения и хозяйствующих субъектов и связанной с этим проблемой достижения социальной солидарности;

- финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка и др., а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Экономическую систему можно рассматривать как структуру, в рамках которой протекают хозяйственные процессы производства, распределения, обмена и потребления, испытывающие на себе влияние природноэкономических, производственно-экономических и социально-культурных факторов. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимание мира. Поэтому экономические системы всегда конкретны, адекватны культуре, которую отражают. Сама жизнь не допускает наличия одинако-

вых систем. Наилучшей можно назвать экономическую систему, способную максимально обеспечить людей теми благами, в которых они нуждаются.

В экономической системе хозяйственная деятельность всегда является организованной, скоординированной тем или иным образом, а сами экономические системы многомерны. Современная хозяйственная жизнь характеризуется наличием разных экономических систем, которые, возникая в тех или иных исторических условиях, не остались неизменными, а постоянно развивались.

Сложность национальной экономической системы состоит в том, что она представляет собой целостность, в которой присутствуют все неэкономические факторы в единстве с универсальными закономерностями. Выявлено, что национальная экономическая система -это конкретно-историческое понятие. Как правило, оно применяется при анализе состояния производительных сил, структуры народного хозяйства, экономических отношений, форм хозяйствования, совокупности институтов и элементов надстройки в определенной стране в данный момент времени.

В национальной экономической системе, следовательно, теоретически можно выделить два уровня: тип экономической системы, который воспроизводится в стране; совокупность неэкономических факторов, которые предопределяют (даже в условиях одной и той же экономической системы и одного и того же технологического базиса) различия в устройстве или экономическом строе различных государств.

Становление новой экономики во многом связано с инновационной компонентой. Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира: диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.

Экономика, основанная на знаниях, представляет собой хозяйственную систему, в которой ключевыми факторами являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, общество и государство, обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы (без промежуточных ступеней).

Приоритеты экономики, основанной на знании, -модернизация и перевооружение на основе новых, высоких технологий, динамичное и всестороннее поддержание и развитие человеческого потенциала, создание условий для научного творчества, обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики - могут быть реализованы только на основе сознательного регулирования в масштабе всей страны. А это обеспечивается во многом государственным регулированием.

Государственные регуляторы - это формы, меры, инструменты, способы воздействия на хозяйствующих субъектов, их направленность на решение определенных целей. Другими словами, это все то, что регулирует, направляет развитие экономики в соответствии с определенным вектором. Данные регуляторы, как правило, должны быть основаны на принципах целостности, комплексности, синергизма, адаптивности.

С помощью регуляторов осуществляется целенаправленное воздействие на экономические субъекты на различных уровнях экономики. Государственное регулирование в основном охватывает макроэкономический уровень.

Как правило, в экономических публикациях выделяются административные и экономические регуляторы. Административные регуляторы являются формами прямого воздействия, так как носят обязательный характер. Они основаны на таких отношениях, как дисциплина, ответственность, власть, принуждение, и определяются организационными отношениями, объективно входящими в систему производственных отношений, правовыми нормами, устанавливаемыми Конституцией и законодательными актами, а также властной природой государства и прямой подчиненностью органам власти.

Административные регуляторы включают: финансовую поддержку (дотации) отдельным предприятиям; финансирование социальной сферы; введение обязательных стандартов (экологических, санитарных и т.д.); антимонопольные меры; законодательные ограничения; контроль за ценами, доходами, финансами, занятостью и др. Таким образом, сфера применения административных регуляторов достаточно обширна. Они распространяются как на макроуровень (инвестиционные программы, подготовка рабочей силы и т.д.), так и на микроуровнь (санкции к монополисту и др.). При этом весьма важно заметить, что административные регуляторы противоположны природе рынка. Они могут блокировать действие соответствующих рыночных регуляторов и превращать рыночную систему в командную. Поэтому главное требование к прямому регулированию состоит в том, чтобы оно не противоречило принципам рыночных отношений, было встроено в рыночный механизм, дополняя и усиливая его.

В нынешних условиях на первый план выходят экономические регуляторы и методы, которые призваны соединить личные, групповые и общественные экономические интересы. Экономические методы государственного регулирования - это система приемов и способов прямого и косвенного воздействия на субъекты хозяйствования путем широкого использования экономических законов рынка с целью создания условий, обеспечивающих достижение определенных конечных социально-экономических результатов.

Экономические методы государственного регулирования влияют на интересы, мотивацию, логику поведения субъектов хозяйственной жизни через конкретные формы осуществления рыночных отношений: нормы ускоренной амортизации, цены, кредит, финансы, налоги, тарифы, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, эмиссию государственных обязательств, субсидии, субвенции, трансфертные платежи и др.

Административные и экономические регуляторы взаимодействуют и дополняют друг друга. В этой связи представляется важным использовать те или иные регуляторы в соответствии с реальностями определенного этапа становления рыночного хозяйства и соответствии с выбранными критериями. Такими критерия -ми могут служить рост платежеспособного спроса на определенные виды товаров и услуг, минимизация инфляционных последствий при предоставлении господдержки, мультипликативное воздействие на развитие экономики в целом.

Наиболее сложный и дискуссионный вопрос формирования экономики знаний - это, безусловно, выбор приоритетов. Одни исследователи отдают приоритет сфере финансовых услуг, другие - структурным изменениям, считая, что существующая структура промышленности является пережитком индустриального общества, третьи - обеспечению развития человеческого капитала. Однако приоритет в современных условиях должен быть отдан регуляторам, характеризующим структурную составляющую экономической политики. Необходимость проведения активной структурной политики объясняется двумя основными причинами:

- недостаточной экономической (рыночной) моти -вацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков;

- слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурно-коррек-тирующей политики.

Для современной России актуальны обе причины. С одной стороны, крупные хозяйствующие субъекты сырьевой специализации (нефтегазовый комплекс) и первичной переработки сырья (металлургия, химия) не имеют достаточной экономической мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса в силу разрыва в уровнях рентабельности деятельности в экспортно-ориентированном сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях, прежде всего в машиностроении. С другой стороны, в машиностроении и вообще в наукоемком производстве (за некоторыми исключениями) не сформировались мощные хозяйствующие структуры, способные конкурировать с соответствующими зарубежными гигантами на глобальном уровне. И надежд на их стихийное формирование практически нет.

В этих условиях необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики, отвечающей новым вызовам глобальной экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих зависимость от мировой конъюнктуры .

Поскольку современная конкуренция - не просто соперничество отдельных компаний за рынки сбыта и финансовые ресурсы, а конкуренция экономических систем, обеспечивающих прочные позиции страны и ее бизнеса в мире, в этих условиях требуется активизация государственных регуляторов и всех субъектов «экономического пространства» для скоординированного решения стоящих задач.

По нашему мнению, главная особенность воздействия государства на структуру производства в целях повышения ее конкурентоспособности заключается в необходимости проведения крупномасштабной структурной перестройки экономики, направленной на развитие импортозамещающего производства предметов потребления. Фактически это означает осуществление инвестиционных расходов на создание и обновление основного капитала в отраслях легкой и пищевой промышленности, предприятиях, производящих бытовую технику и другие предметы домашнего обихода, а также инвестиции в развитие производства некоторых средств производства (главным образом, оборудования для производства предметов потребления).

Представляется, что создание крупных госкорпораций в ключевых отраслях - единственный способ для выхода на мировой рынок современного машиностроения и возможности равноправно конкурировать с зарубежными предприятиями-гигантами. Приветствуются, конечно, и значительные вложения частного капитала в обрабатывающую промышленность, но таких предложений сегодня практически нет. Как, впрочем, нет и надежды на приток сюда иностранного капитала, который наравне с отечественным ждет гарантий доходности того же государства. Выход на мировые рынки с продукцией космической, атомной, судостроительной и других отраслей будет способствовать оздоровлению структуры национального хозяйства, торгового баланса, что создаст прочный фундамент для развития российской экономики, а также укрепит внешнеполитический потенциал страны. В результате удаст -ся решить задачи, которые безуспешно ставятся вот уже который год: обеспечить формирование инновационных отраслей, рост малого и среднего бизнеса, появление в стране устойчивого и многочисленного среднего класса.

В концепции социально-экономического развития России не только на ближайшие четыре года, но и на более отдаленную перспективу объективно обозначается линия инновационного развития экономики, а также компенсации потерь, понесенных в конце прошлого века, линия преобразования структуры народного хозяйства. Иначе говоря, вектор развития может включить все эти линии во взаимодействии, учитывая все же их различие - и теоретическое, и практическое.

Однако преувеличение преимуществ инновационного сценария стратегии и недооценка роли экспортно-сырьевого могут привести к еще большим, чем в настоящее время, диспропорциям. Надо использовать конкурентные преимущества нашей страны как надежного экспортера топливно-энергетических ресурсов, повышая при этом инновационную компоненту в факторах устойчивого развития ТЭК. При этом доходы от его развития не следует направлять в Стабилизационный фонд, они должны стать финансовой основой (через кредиты) диверсификации производства, развития отраслей машиностроения, восстановления станкостроения, организации импортозамещающих предприятий в производстве машин и оборудования, а также в легкой промышленности в АПК. Образование, наука, здравоохранение и культура должны стать приоритетами в бюджетном финансировании, чтобы

отвечать современным европейским нормам (в процентах к ВВП).

Для этого нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т.д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития, механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.

Следует еще раз оценить целесообразность ситуации, при которой средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, в нее не поступают, а либо «замораживаются», либо инвестируются за рубежом, по сути поддерживая экономический рост в других странах. Причем сначала такую поддержку мы оказываем посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем там же размещаем полученные нами финансовые ресурсы. При этом финансирование внутренних российских потребностей осуществляется с внешних рынков (что, отметим, влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное неиспользование внутренних средств). Для полноты картины важно сопоставить цену размещений наших средств и стоимость привлечения внешних ресурсов, оценив возможные доходы Стабфонда в случае, если бы его средства размещались внутри страны. Здесь речь может идти и о непосредственном сравнении доходности, и о более системных оценках - с точки зрения возможности укрепления экономики: роста доходов и, как следствие, налоговых поступлений.

Использование спецфондов, направление из них средств для развития собственной экономики представляется наиболее оптимальным вариантом. Формиро -вание инвестиционной политики во многом определяется финансовыми средствами. Часть этих средств можно мобилизовать через фондовый рынок. Однако при всех достижениях российский фондовый рынок все еще не может считаться достаточно эффективным и конкурентоспособным механизмом привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это объясняется, прежде всего, тем, что в его функционировании все еще велика спекулятивная составляющая, связанная с обслуживанием преимущественно интересов краткосрочных инвесторов. Он еще не стал органической частью финансовой системы, призванной обеспечить эффективное использование капитала в интересах экономики в целом.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития включают: опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран; модернизацию и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческо-

го капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор); превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства.

Другим регулятором, характеризующим формирование социальной компоненты «экономики основанной на знаниях», являются налоги. Как известно, перераспределение доходов формируется как двустороннее движение - путем изъятия части доходов через налоги у одних и распределения социальных пособий между другими. И если распределение пособий очень умеренно влияет на сглаживание неравенства, все слои населения получают относительно близкие доли из общей суммы социальных пособий, то перераспределение доходов через налоговый механизм гораздо больше зависит от получаемого дохода.

Вместе с тем следует отметить, что сложившееся в ходе реформ расслоение общества чрезмерно: величина коэффициента, показывающего соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного населении в 2007 г. достигла рекордного уровня - 16,8 раз против 13,9 в 2000 г., между тем как в советское время данный разрыв не превышал 4 - 5 раз. Причем критически опасным в плане социальной обстановки считается 7 - 8-кратный разрыв. Такое неравенство, разумеется, тормозит экономический рост, особенно когда оно ведет к социально-политической нестабильности.

Государственные регуляторы социальной составляющей экономики, основанной на знаниях, - это прежде всего финансовые ресурсы, выделяемые государством для оказания социальной помощи: пенсии по возрасту по инвалидности, ветеранские и другие, пособия безработным, оплата больничных листов, трудовых увечий и пр., пособия на детей.

Следует так же отметить, что налоги оказывают серьезное влияние на сглаживание неравенства в распределении рыночных доходов населения во всех странах. В развитых странах наблюдается тенденция большего налогообложения богатых по сравнению со средними и тем более бедными слоями работоспособного населения. Имеет место также тенденция роста доли богатых во всех прямых налогах с личных доходов граждан.

На наш взгляд, основным средством расширения социальных обязательств в российских условиях служат:

1) выравнивание «социальной нагрузки» между работающим населением и работодателем (путем регрессивной системы исчисления единого социального налога);

2) расширение хозяйственной деятельности государства (до уровня неналоговых доходов государства в размере 10 - 12% ВВП);

3) консолидация части системы внебюджетных фондов в государственный бюджет;

4) изменение схемы расщепления доходов государства в пользу регионального уровня государственного управления.

Следовательно, основными мерами государственного регулирования социальной составляющей развития России являются также реформы налоговой и бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.