Научная статья на тему 'Формирование государственной политики в системе транспортной безопасности: публично-правовые вопросы цифрового оборота персональных данных'

Формирование государственной политики в системе транспортной безопасности: публично-правовые вопросы цифрового оборота персональных данных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / информационная безопасность / Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности / цифровой оборот персональных данных. / transport security / information security / Unified State Information System for Transport Security / digital circulation of personal data.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быстрякова С.А.

в статье рассматриваются актуальные вопросы правового обеспечения информационной безопасности при цифровом обороте персональных данных в транспортной сфере. Исследованы акты, определяющие новые стратегические задачи национального развития России до 2030 г. и перспективы до 2036 г. в указанной области, с позиции информационного права. На основе анализа состояния правового обеспечения в рассматриваемой сфере обоснованы тенденции развития межотраслевого правового института цифрового оборота персональных данных в транспортном комплексе, а также в системе транспортной безопасности РФ. Сделан акцент на теоретико-методологических основаниях для совершенствования правового регулирования цифрового оборота данных в транспортной сфере, разработки национальных проектов, связанных с развитием инфраструктуры эффективной транспортной системы, экономики данных, пространственных данных и др., а также ключевых терминов и понятий, в связи с отнесением транспортного комплекса к критической информационной инфраструктуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быстрякова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of state policy in the transport security system: public legal issues of digital circulation of personal data

the article deals with topical issues of legal provision of information security in the digital circulation of personal data in the transport sphere. The strategic acts defining new strategic tasks of Russia’s national development till 2030 and perspectives till 2036 in the mentioned sphere are studied from the position of information law. On the basis of the analysis of the state of legal support in the considered sphere the tendencies of development of the inter-branch legal institute of digital circulation of personal data in the transport complex, as well as in the system of transport security in the Russian Federation are substantiated. The emphasis is made on the theoretical and methodological grounds for the development of legal regulation of digital data turnover in the transport sector, the development of national projects related to the development of infrastructure of effective transport system, data economy, spatial data, etc., as well as key terms and concepts in this area, in connection with the attribution of transport complex to critical information infrastructure.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной политики в системе транспортной безопасности: публично-правовые вопросы цифрового оборота персональных данных»

• трибуна молодых ученых •

С. А. Быстрякова,

ассистент кафедры «Правовое обеспечение государственного управления и экономики» Юридического института Российского университета транспорта

S. A. Bystryakova,

Assistant of the Department of Legal Support of Public Administration and Economics of the Law Institute of the Russian University of Transport

инф

DOI: I

■8

формирование государственной политики a § в системе транспортной безопасности: 1 2

публично-правовые вопросы цифрового | 3

оборота персональных данных | §

§ i

ю q

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы правового обе- о а

спечения информационной безопасности при цифровом обороте персональных данных ® §

в транспортной сфере. Исследованы акты, определяющие новые стратегические g g

задачи национального развития России до 2030 г. и перспективы до 2036 г. в ука- о §

занной области, с позиции информационного права. На основе анализа состояния 2 g

правового обеспечения в рассматриваемой сфере обоснованы тенденции развития ^ 2

межотраслевого правового института цифрового оборота персональных данных "§ 3

в транспортном комплексе, а также в системе транспортной безопасности РФ. о q

Сделан акцент на теоретико-методологических основаниях для совершенствова- £ i

ния правового регулирования цифрового оборота данных в транспортной сфере, | |

разработки национальных проектов, связанных с развитием инфраструктуры эф- § 3

фективной транспортной системы, экономики данных, пространственных данных а ю

и др., а также ключевых терминов и понятий, в связи с отнесением транспортного Ю g

комплекса к критической информационной инфраструктуре. § 2

Ключевые слова: транспортная безопасность, информационная безопасность, g g

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной без- X g

опасности, цифровой оборот персональных данных. § g

5 ю 3

X 3

formation of state policy in the transport security system: public legal issues of digital 347 circulation of personal data

о

Abstract: the article deals with topical issues of legal provision ofinformation security ^ in the digital circulation of personal data in the transport sphere. The strategic acts defining 2 new strategic tasks of Russia's national development till 2030 and perspectives till 2036 in the ■Ц mentioned sphere are studiedfrom the position ofinformation law. On the basis ofthe analysis § of the state of legal support in the considered sphere the tendencies of development of the § inter-branch legal institute of digital circulation ofpersonal data in the transport complex, as well as in the system of transport security in the Russian Federation are substantiated.

The emphasis is made on the theoretical and methodological grounds for the development of legal regulation of digital data turnover in the transport sector, the development of national projects related to the development of infrastructure of effective transport system, data economy, .spatial data, etc., as well as key terms and concepts in this area, in connection with the attribution of transport complex to critical information infrastructure.

Keywords: transport security, information security, Unified State Information System for Transport Security, digital circulation of personal data.

Эпоха цифровых трансформаций детерминирована эволюцией информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ), непосредственно связанных с современными цифровыми инновациями. Это влечет значительное увеличение объема циркулирующих цифровых данных, в том числе роста цифрового оборота персональных данных, что вызывает повышенное внимание как со стороны исследователей, так и находит отражение в государственной политике, направленной на решение новых задач национального развития, эко-^ номического роста и государственного управления в условиях уси-

S

ления требований по эффективному противодействию негативным факторам новых рисков, вызовов и угроз информационной сферы.

Процессы цифровизации оказали существенное влияние и на транспортную сферу, где широко применяются ИКТ, определяющие современный облик российского транспортного комплекса, требующие усиления транспортной безопасности (далее - ТБ). Исследования, связанные с применением в транспортном комплексе ИКТ, позволяют утверждать, что транспортная сфера становится определенным «драйвером» национального развития экономики данных. Транспортная стратегия РФ закономерно определяет задачи С по внедрению и использованию ИИ, робототехники, беспроводной ^ связи, больших данных, распределенного реестра, виртуальной и до-§ полненной реальности, интернета вещей, а также биометрических ® технологий [1], многие из которых уже находят свое применение С на транспорте. При этом происходящая трансформация определяет правовое обеспечение безопасности цифрового оборота персональ-348 ных данных как один из приоритетных векторов в системе ТБ. Это " требуется как для бесперебойного функционирования транспортного комплекса и достижения национальной безопасности, так и для реа-® лизации прав и свобод граждан, формирования пространства доверия. Поэтому возрастает значение выработки в системе ТБ правовых, организационных и технических решений защиты персональных данных, используемых в транспортной системе, являющейся критической информационной инфраструктурой. Следует учитывать, что новыми документами стратегического планирования к нацио-

нальным целям России до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. отнесены не только развитие безопасной среды, сбережение населения, но и цифровая трансформация [2]. Необходимо согласиться, что цифровая среда формировалась на основе безопасной обработки персональных данных и достижения «цифровой зрелости» [3] транспортного комплекса, т.к. предупреждение, выявление и раскрытие террористических актов и актов иного незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса строится на аккумулировании и анализе значительного объема информации, в том числе и о потенциальных нарушителях ТБ. Возрастает роль информаци- .о онно-правового обеспечения ТБ для выработки системных научно | обоснованных межотраслевых подходов, учитывая целый блок новых а 2 национальных проектов [2], где на одном из первых мест - транс- § | портная инфраструктура. Анализ показывает, что сегодня в базовых | 3 документах стратегического планирования в области безопасности, о 2 начиная со Стратегии национальной безопасности РФ [4], Стратегии § 3 научно-технологического развития РФ [5], Доктрины информа- | | ционной безопасности РФ [6], Морской доктрины РФ [7] и иных, § I. выделяется задача защиты прав граждан в условиях цифровизации. 3 § Развитие государственной политики РФ должно быть направлено ® Ц на достижение баланса ограничения прав граждан на персональные о * данные в системе ТБ и защиты их от нарушения. Отдельного вни- § 3 мания заслуживают вопросы научно-технологического развития, как § | справедливо отмечает профессор Т. А. Полякова, - технологического .о Ц суверенитета в транспортной сфере [8]. 2 3

В фокусе внимания находится развитие Минтрансом России §§ о Единой государственной информационной системы обеспечения | § транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ) [9]. Совокупность | » содержащихся в ней цифровых данных является государственным | § информационным ресурсом, на основе которого обеспечивается ин- 2 | формационная поддержка и взаимодействие в области ТБ Минтранса | § России, Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, Росавтодора, * Ространснадзора и других уполномоченных организаций (МВД 349 России, ФСБ России и др.). Учитывая то, что объекты критической информационной инфраструктуры в условиях СВО подвергаются ^ массированным компьютерным атакам, возрастает значение нацио- ? нальной системы противодействия киберинцидентам. о

Отдельного внимания заслуживает вопрос об обороте цифро- § вых данных о гражданах, правовом обеспечении их защищенности. 2 Полагаем, что рост массива данных требует выработки новых универсальных подходов к вопросам обеспечения безопасности цифро-

вого оборота персональных данных в системе ТБ, которая включает автоматизированные централизованные базы персональных данных как о пассажирах, так и персонале (экипаже) транспортных средств. Определенную обеспокоенность вызывает увеличение в ближайшее время количества видов обрабатываемых данных в этой системе более, чем в три раза (с 6 до 22). Это определено в паспорте ведомственной программы цифровой трансформации на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг. Минтранса России [10].

Кроме того, возрастет объем сведений о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, равно как и записей о пассажирских перевозках по всем видам транспорта в ЕГИС ОТБ. Поэтому вопрос обеспечения безопасной передачи всех необходимых данных граждан в государственную систему без возможных утечек требует дополнительной проработки, что усиливается внедрением инновационных цифровых технологий (например, ИИ) и воздействием их на пока недостаточно исследован-

ные общественные отношения. Другим приоритетным вопросом, как и в информационном праве, является неопределенность дефиниции понятия «цифровые данные». Автор относит к ним информацию, представленную в формализованном и пригодном для обработки цифровыми устройствами виде. В системе ТБ возрастает цифровой оборот персональных данных, в связи с чем, на наш взгляд, он включает осуществление субъектами правоотношений транспортного комплекса информационных процессов сбора, обработки, хранения, распространения и использования персональных данных в цифровой форме в целях предупреждения, выявления и раскрытия актов С незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса. ^ В связи с чем следует рассматривать информационное обеспечение § ТБ как важнейшую составную часть достижения национальной безопасности Российской Федерации. Представляется, что понятие «цифровой оборот персонал! в рассматриваемой области.

5

С «цифровой оборот персональных данных» имеет ключевое значение

350

Список литературы:

{у 1. О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года

О с прогнозом на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р // Собр. законодательства Российской Феде-СО рациии. - 2021. - № 50, ч. 4, ст. 8613.

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2024. -№ 20, ст. 2584.

3. Полякова, Т. А. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» / Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев // Государство и право. - 2021. - № 9. -С . 107-116 .

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27, ч. 2, ст. 5351.

5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2024. - № 10, ст. 1373.

6. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 50, ст. 7074.

7. Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 // Собр. законодательства Россий- ,а ской Федерации. - 2022. - № 31, ст. 5699. § 5

8. Полякова, Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасно-

5

о о

о 2

сти в транспортной сфере в условиях цифровой трансформации: тенденции а 2

6 а

в о

о Й

в 2

о« Ф

S ф в

о Sc

а о

и проблемы / Т. А. Полякова // Правовые аспекты цифровизации международного транспорта и логистики : матер. Второго Междунар. транспортно-правового форума / под ред. А. А. Чеботаревой, В. Е. Чеботарева. - М. : Изд-во Юрид. ин-та МИИТ, 2020. - С. 47-53.

9. Об утверждении Положения о единой государственной информа- О | ционной системе обеспечения транспортной безопасности : постановление ^ Ц Правительства РФ от 1 августа 2023 г. № 1251 // Собр. законодательства а s Российской Федерации. - 2023. - № 32, ч. 2, ст. 6372.

10. ФСБ и МВД узнают о пассажирах всё // Парламентская газета, URL: https://www. pnp. ru/social/fsb-i-mvd-uznayut-o-passazhirakh-vsyo . html 0 S (дата обращения: 12.05.2024).

■б ш о

в С

о т

0 2 О 2

S О а а

J -а

а Т

0 Ф оо

1 %

Э о* S Р

х Со о

5 а За о

2 Ф о

I о

г 1

5 :

351

о

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.