Научная статья на тему 'Формирование государственной концепции терского казачества'

Формирование государственной концепции терского казачества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
759
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАКИ / ЭТНОС / ИСТОРИЯ / РОССИЯ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ТЕРЕК / КАВКАЗ / ВОЙНА / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Игорь Юрьевич

Казачьи сообщества России складывались и развивались в условиях особенностей территорий, взаимодействия с иными этносами и культурами. Все эти факторы накладывали неизгладимый отпечаток на казачьи войска, неповторимый элемент военно-исторической культуры государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной концепции терского казачества»

Ерохин Игорь Юрьевич, [email protected], [email protected]

Старший научный сотрудник, РЮ Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА

К истории возникновения и развития Терского казачьего войска, его взаимоотношений с элементами государства и власти обращались еще многие исследователи дореволюционного периода. [1;2;5;10;11;22;24;25] Российские историки, начиная с 90-х гг. XX в., продолжили эту традицию. [20] Появилось много интересных теорий и концепций, вызывавших внимание. Например, работы С.А.Козлова, представляющие особый интерес в свете данной тематики, многократно переиздавались. Особенно пристальное внимание специалисты уделяли духовным основам начал государственности казачества. [3;8;21] Даже в советский период это направление изучения терцев имело место быть.[12;13]

Говоря об идеях государственности в отношении терского казачества многие исследователи придерживаются фронтирной теории. Действительно, это концепция вполне имеет право на существование. Документальные летописные источники утверждают, что образование казачества на Тереке было инициировано астраханскими казаками вместе с служилыми, которые прибыли в данный регион в 1563 г. по личному приказу царя Ивана Грозного. Примечательно, что царь послал казаков для помощи местному князю Темрюку. Историю появления терского казачества достаточно подробно исследовали многие крупные российские историки, в числе коих признанные авторитеты в "казачьем вопросе", - И.Д.Попко [27], В.А.Потто и др. Столицей терских казаков стал городок на р.Сунже. Однако, ряд историков предлагал и альтернативные "фронтирной" теории концепции, связанные с местными корнями казачества. Одним из специалистов, кто выступил с подобными мнениями был исследователь Е.П.Савельев. Он объяснял появления казачества в районе Терека его связями с народом азов, некими

потомками ариев.

Как бы то ни было, теория идей пограничья и "фронтира" [18;29;30] была вполне четко и полноценно обозначена в отношении казаков на Тереке Москвой уже к середине XVI в. Казачество стало проводником идей централизованного государства и государственности на территории Северного Кавказа.[9;16;17;19] В 1571 г. князь Воротынский подготовил для казачества Терека первый сторожевой Устав их службы. Устав делил все казачество по определенным разрядам: на станичных, сторожевых,

полковых, городовых. Особенностью терцев этого периода являются очень тесные связи с астраханским казачеством. В 1577 г. одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было модернизировано в мощнейшую пограничную крепость именно под руководством астраханского воеводы Л.Новосильцева.

Власть активно инкорпорировало структуры терского казачества в свои государственные институты, придавая ему надлежащие функции. [14; 15] Происходило это в условиях самобытности Северного Кавказа много и много ранее, чем в иных казачьих войсках. Перед казачеством власть ставила вполне четко выраженные государственные и геополитические задачи. Масштаб и объем этих задач были весьма и весьма внушительными. Власть декларировала защиту посредством казачества народов, населявших территорию Северного Кавказа, в каковой оные весьма нуждались. К русскому правительству за подобной защитой неоднократно обращились представители местных элит.

Реформаторская деятельность Петра I имела свое влияние на дальнейшее развитие государственности терского казачества, однако она не меняла коренным образом его структуры и не приводила к мучительной ломке казачьего сознания, как это было в случаях со многим числом иных казачьих войск в бытность того же Петра и его последователей в лице Екатерины и др. самодержвцев.

Войско имело свои особенности. Прежде всего, в отличии от сибирского и уральского казачества, которое тоже формировалось на волне фронтирных идей и концепций, оно являлось почти полностью христианским. Хотя, как и в сибирское, уральское казачество в него охотно шли служить иноверцы.

Уже в 1722 г. Петр I оценивает вклад терского казачества в укрепление основ государственности и проводимой им геополитики. За активное участие терцев в Персидском походе царь пожаловал войску "крест и бороду". Петр, очень ревниво относившийся к западным ценностям и идеям, позволил терцам исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Т.о. геополитические устремления были много выше идеологии и др. составляющих внутренней политической доктрины. В этот же период царь закрепляет в войске институт наказного атаманства. Как и в случае с донцами, с которыми царя связывали вполне неоднозначные и сложные отношения, Петр проявляет достаточную политическую гибкость и мудрость, несвойственную ему в иных вопросах. Все это говорит о той особой роли и о том особом значении, которое власть придавала формам обустройства казачьего порубежья.

Явная государственная направленность терского казачества как общности в царский период вполне способствовала появлению ярких политических лидеров, - талантливых государственников. С 1816 по 1827 гг. войсками на Кавказе командовал генерал А.П.Ермолов, признанный авторитет в среде казачества. Ермолов стал героем кровопролитной Кавказской войны, основным участником одной из противоборствующих сторон в которой являлось именно казачество. Ермолов продолжил на Кавказе в отношении казачества политику, начатую еще царем Петром, им окончательно был упразднен институт выборности казачьих атаманов.

Атаманское правление при нем полностью стало наказным, т.е. назначаемым. Первым наказным атаманом при А.Ермолове стал казачий

полковник Е.П.Ефимович, талантливый военный и административный руководитель. Ермолов привлек к управлению казачеством множество и других ярких деятелей.

Очень непродолжительное время терское казачество существует в рамках Кавказского линейного войска (с 1832 по 1860 гг.). Линейное войско было оформлено из пяти казачьих полков: Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского и одной Азовско-Моздокской казачьей линии, включавшей в себя так же пять полков: Волгский, Кавказский, Ставропольский, Хоперский и Кубанский. Уже в 1860 г. было оформлено самостоятельное Терское казачье войско. Часть линии отошла к созданному Кубанскому казачьему войску, в которое вошло и черноморское казачество.

Государственная политика на Тереке способствует появлению крупных городских образований. Так в 1735 г. на левобережье был заложен город Кизляр, ставший впоследствии крупным центром региона. К городу была прочно привязана группа казаков, ставшая именоваться Терско-Кизлярским казачьим войском. Казаки проживали в специальном районе города, т.н. «Кизлярской станице». В составе войска присутствовали кабардинцы, чеченцы, кумыки. Чуть позднее, - почти тридцать лет спустя - близ урочища Мездогу тоже на левом берегу Терека был основан город Моздок (1765 г.). Здесь тоже формируется вполне самостоятельная казачья диаспора, костяк нового города, получившая наименование Моздокской казачьей команды. Ее состав, как и состав Терско-Кизлярского войска, отличался достаточной пестротой и разнообразием. Командовал моздокскими казаками князь А.Кочкин. Образование подобных городов-крепостей и формирование специализированных многонациональных казачьих команд вполне укладывается во фронтирную концепцию существования терского казачества. В 1818 г. генерал Ермолов заложил станицу Грозная, которая впоследствии стала городом. Чуть ранее, - в 1784 г. была заложена Владикавказская горная крепость. Крепость активно росла, развивалась и

расширялась. Уже в 1861 г. она получила статус города. г.Владикавказ стал административным центром всей Терской области. В нем были размещены управленческие и административные органы Терского казачьего войска. Вообще процессы образования казачьих городов крепостей на Тереке активно начинают набирать обороты в период еще XVII в., когда казачье сообщество начинает осваивать левобережье. Эти процессы были связаны с попытками спастись от значительного давления воинственных соседей, -чеченцев и кумыков, которые все более и более претендовали на казачьи земли. Именно в XVII в. на левом берегу появились селения, - Червленый, Шадрин, Гладков, Шадрин. Оформление этих станиц в качестве полноценных поселений окончательно было завершено к концу XVIII в. Одной из первых крепостей на Тереке стала крепость Святой Крест (основана в 1723 г.). Крепость появилась в междуречье Сулака и Аграхани. Большое участие в ее создании принимали переселенные семьи донских казаков. Однако, учитывая тяготы переселения, не многие из этих семей уцелели. В дальнейшем царское правительство полагало практику отказа от использования донских переселенцев из числа казачества на Тереке.

Источники свидетельствуют, что к началу правления императора Александра III в 1881 г. общая численность казачьего населения Терека достигла отметки в 130 тыс. человек обоего пола. От императоров терцы получили своеобразный подарок в знак признания своих воинских и иных заслуг, - в 1890 была официально установлена дата Дня войскового праздника, которым стало 25 августа (7 сентября по новому стилю). Данный праздник на правах государственного и регионального события отмечался не только служилыми казаками Терека, но и практически всем населением, проживавшим на территории региона. Не мене масштабно отмечалась знаменательная дата, - Трехсотлетие войска Терского. [4;28]

Интересен факт того, что несмотря на все более и более усиливающиеся разногласия с горцами, возникающие противоречия с местными

национальными диаспорами и элитами, казачество в большинстве своем из числа местного населения вступало в активные связи с иноверцами. [7;8;23] Эти связи носили характер бытовых отношений, военного сотрудничества и др. Активно практиковались межэтнические браки. Терские казаки -пластуны осваивали военные боевые техники горцев. Л.Н.Толстой в своей исторической повести - очерке «Казаки» говорит о хорошем знании казачеством языков, наречий и диалектов региона: «Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и разгулявшись даже со своим братом говорит по-татарски».

Период братоубийственной Гражданской войны (1918-1920 гг.) был для населения Терека особо тяжелым и трагичным. В свете основных вопросов казачества всплыл ряд острых и очень напряженных моментов, ситуаций. Прежде всего, это касается земельной проблемы. Самыми ярыми врагами, противниками казачества в области земельного вопроса и устройства выступили иноверцы, горское население. Горцы претендовали на полное перераспределение войсковых земель терского казачества. Противостояние происходило на фоне расширения вектора анархии, разрухи, разгула откровенного бандитизма. «Человек с ружьем» на длительный период стал главной действующей силой в предгорьях Северного Кавказа, именно за ним фактически была закреплено «право сильного». В среде казачьей администрации Терека наметились расколы, разброд и шатания.

Очень непродолжительное время войсковым атаманом Терского казачества в рассматриваемый период является подъесаул М.А.Караулов. В марте 1917-го года он был избран кругом во Владикавказе на эту должность. Атаман замыслил масштабные преобразования в войске, призванные усилить его влияние и значение в условиях жесткого военного противостояния. Одной из мер данной тематики должно было стать заключение прочного союза с горцами, не принимавшими большевизм и боровшимися с ним. Однако, реформам не суждено было осуществиться. В декабре 1917-го г. на

станции «Прохладная» солдаты - большевики расстреляли Караулова и его охрану. Одновременно с этим атаман был обвинен в «попустительстве горским националистам». Большевикам было крайне невыгодно объединение казаков с национальными элитами региона, подобный союз представлял для них серьезную политическую угрозу.

Начиная с января 1919-го года, по Тереку прокатилась волна репрессивных мероприятий Советской Власти. Начались процессы пресловутого «расказачивания». Все эти мероприятия вызывали ожесточенное и вполне справедливое противодействие казачьих масс. Власти не только выселяли терских казаков с обжитых мест, но и преследовали колонны переселяемых беженцев. Так, 27 марта 1920 г. колонна из 72 тысяч членов казачьих семей, переселяемых за пределы Терека, добралась до места высылки, потеряв почти половину своей численности. Источники пишут, что отряды «красных горцев» осадили колонну, рубили казаков шашками, не шадя ни женщин, ни детей. День 27 марта стал кровавым днем в истории терского казачества. Терское казачество надолго запомнило эти репрессии и сохранило негативное отношение к большевикам.

Советская власть не могла похвастаться столь мудрой политикой в отношении терцев, на которую было способно правительство Российской империи. В период установления власти большевиков на Тереке многократно усилились конфессиональные и национальные противоречия. [6] В 1918-ом году за период с января по февраль последовательно были провозглашены Терская Советская, Терско-Дагестанская республики, Горское правительство. Эти структуры были нежизнеспособны, просуществовали они всего несколько месяцев. Казачество начало занимать откровенно антибольшевистскую позицию. 23 июня 1918-го года съезд казачества в Моздоке принял решение объявить Советам открытую войну. Советская власть многократно реформировала и преобразовывала территории терского казачества: с 1918-го года Терская Советская республика вошла в состав

Северо-Кавказской Советской Республики; в 1920 году была расформирована Терская область и образованы Чеченский и Ичкерийский округа; в январе 1921 г. Терская область делится на Горскую АССР и Терскую губернию.

Понимание событий, происходивших в Терском казачьем войске принципиально важно для понимания основ и сути формирования идей казачьей самостийной государственности. На примере истории терского казачества мы отчетливо видим, как совершенно по-разному, неодинаково формировались и развивались казачьи территории в составе Российской Империи. Представители одних из них делали упор на принципах собственной самостийной государственности (казачество Запорожья, Дона, Яика, Волги), другие же изначально ориентировались на тесные связи с традиционным государством (Московией), приверженность его ценностям и принципам. Именно так формировалось, и такие роли выполняло фронтирное казачество регионов Кубани, Терека, Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения

в войсках, семье и школе. СПб., 1891.

2.Александров Н.А. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет. -Вып. 7. Казаки. Черноморцы и терцы. 1899.

3.Боднева Н.А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XX вв.: дис. канд.пед. наук (13.00.01). Пятигорск, 2008.

4.Вербицкий В. Несколько слов по поводу трехсотлетнего юбилея Терского казачьего войска // Терские ведомости. №№50-52, 1875.

5.Гильченко Н.В. «Терские казаки» (Протоколы русского антропологического общества). СПб., 1891.

6.Глушков А.Ф. Роль Терека в завоевании трудовых масс казачества на сторону Советской власти // Казачество в Октябрьской революции и Гражданской войне.

7.Глущенко В.В. Казаки и народы Кавказа. М., 1997.

8.Голованова С.А. Казачество Терека и Кубани: этнополитические и культурно-исторические особенности становления и эволюции: Вторая половина XVI - конец XIX в.: дис. д-ра ист. наук (07.00.02). Армавир,

2005.

9.Губенко О.В. Терское казачье войско в XV - XXI вв. Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни. - Ессентуки, 2007.

10.Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 5. Тифлис, 1886. С.119-205.

11.Дмитриенко И. Материалы к истории Терского казачьего войска. Владикавказ: Тип. обл. правления Терской обл., 1897.

12.Заседателева Л.Б. История сложения и специфика культурно-бытового уклада Терского казачества (середина XVI - начало XX в.) // Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения. М., 1983.

13.3аседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.): Историко-этнографические очерки. М.: Изд. МГУ, 1974.

14.Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Пятигорск, 2002.

15.Караулов М.А. Терское казачество. М.: Вече, 2008.

16.Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI - XVIII вв.). СПб., 1996.

17.Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества ( XVI - XVIII вв.). Изд. 2-ое., исп. и доп. СПб., 2002.

18.Козлов С.А. На кровоточащем рубеже России: Терско-Гребенское войско в XVII - первой четверти XVIII в. // Военно-исторический журнал. №9, 1994. С.48-51.

19.Козлов С.А. Русское казачество на Северном Кавказе: От вольного общества к служилому сословию (вторая половина XVII - начало XVIII в.) // Cоциально-политические процессы в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1991.

20.Коломеец В. Терское казачество. СПб.: Скифия, 2009.

21.Корсакова Н.А. Михаил Петрович Колотилин - терский казак и композитор // Культурная жизнь Юга России. №3, 2003.

22.Кравцов Н. Очерк о начале Терского казачества. Харьков, 1882.

23.Кулумбекова А.К. Терское казачество в межнациональных отношениях на Северном Кавказе в 1917 г. // Вестник Владикавказского научного центра. Т.13. №1. 2013. С.27-35.

24.Максимов Е. Терское казачье войско. Владикавказ: Тип. обл. правления Терской обл., 1890.

25.Малинин К. Терские казаки. М., 1908.

26.Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

27.Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып.1. Гребенское войско. СПб., 1880.

28.Писарев С. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1577-1877 гг. Владикавказ, 1881.

29.Плеханов А.А., Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. - М.: Кучково поле, 2007.

30.Повышать удельный вес казачества в охране границы и общественного

порядка // Казачий Терек. №5(36). 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.