Научная статья на тему 'Формирование городской идентичности'

Формирование городской идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1049
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ОБРАЗ ГОРОДА / THE CITY / THE IDENTITY / THE CONSTRUCTION OF IDENTITY / IMAGE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ульянова Д. С.

В статье рассматривается понятие идентичности, формирование городской идентичности и факторы, влияющие на нее. Целью данной статьи является предложение методики формирования городской идентичности на примере студентов города Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF URBAN IDENTITY

The article discusses the concept of identity, the formation of urban identity and the factors influencing it. The purpose of this article is to provide a methodology for formation urban identity on the example of students of the city of Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Формирование городской идентичности»

УДК 009 ВАК 24.00.01

Д. С. Ульянова

Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: город, идентичность, формирование идентичности, образ города. АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается понятие идентичности, формирование городской идентичности и факторы, влияющие на нее. Целью данной статьи является предложение методики формирования городской идентичности на примере студентов города Екатеринбурга.

D. S. Ulyanova

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF URBAN IDENTITY

KEY WORDS: the city, the identity, the construction of identity, image of the city. ABSTRACT: The article discusses the concept of identity, the formation of urban identity and the factors influencing it. The purpose of this article is to provide a methodology for formation urban identity on the example of students of the city of Yekaterinburg.

Городское пространство - это среда жизни человека, где происходит его социализация и инкультурация, его самоидентификация, где человек находит свое прошлое. В пространстве города происходит передача социальной памяти, то есть памяти индивидов и групп о непосредственно пережитом или возникающей в процессе межпоколенного общения в повседневной жизни. [1]

Трансляция социальной памяти в пространстве города отражается через феномен городской идентичности. Феномен идентичности, в основном, рассматривался в социальной психологии (Ч. Кули, Э. Эриксон, Дж. Мид). Идентичность понимается как способность человека, и его потребность в нахождении тождественного по отношению к себе, так человек ощущает свою принадлежность к чему-либо. Идентичность отражает систему отношений, разделение на свое и чужое, иное. Отождествлять себя, то есть идентифицировать, человек может с другими людьми, имеющими определенные личностные качества, черты характера, с какими-либо образами, например, художественными или литературными, а также

18

социальной группой, национальностью, культурой.

Городская идентичность проявляется в понимании самого себя как человека своей местной, региональной культуры, в представлениях горожан о себе как жителях именно своего города. Региональная идентичность основана на позитивных чувствах любви к малой родине, что связано с ее образом в сознании людей.

На формирование городской идентичности влияет множество факторов, таких как история города, его прошлое, характер его формирования и развития, особенности географического положения города, городское население и, наконец, тот образ города, который заложен в сознании горожан. Д. Н. Замятин утверждает, что локальные географические образы формируют образно-географическую картину - на стыке различных пространств, культур и времен. [2] Формирование таких образов является частью культурной самоидентификации. Городской образ - это устойчивое внутреннее, ценностное, смысловое представление об определенном городе, его территории.

Таким образом, региональная, городская идентичность выражается в отождествлении себя с известными личностями, великими художниками, со всеми накопленными памятниками культуры и артефактами на данной территории, имеющими ценностную, смысловую нагрузки и эмоциональные оценки.

Анализируя образ города, помимо знаковых мест, немаловажную роль играют локальные мифы и локальные истории. Под первыми подразумеваются устойчивые сюжеты, касающиеся определенной территории и ее знаковых мест. Под вторыми имеются в виду более конкретные и уникальные истории, относящиеся к отдельным людям, домам, улицам, так как, городская идентичность выражается в отождествлении себя с известными личностями, великими художниками, с накопленными памятниками культуры и артефактами на данной территории. Таким образом, екатеринбуржец может отождествлять себя с такими личностями, известными людьми и их творчеством как П. П. Бажов - самый знаменитый сказочник Урала, Д. Мамин-Сибиряк; с популярными в настоящее время спортивными командами, музыкальными группами, такими как Волейбольная команда «Уралочка», Команда КВН УПИ «Уральские пельмени», «Чайф», «Смысловые галлюцинации», «Агата Кристи».

В современном мире перед человеком часто встает необходимость смены места жительства, переезда в другой город и даже другую страну. Мы приведем в пример студентов, которые после окончания школы поступили в ВУЗ чужого города. Человек оказывается включенным в новый социум, и мы можем проследить у него так называемый «культурный шок». Данная категория понимается нами как особое психологическое состояние человека, попавшего в незнакомое и непривычное для него культурное пространство. Как правило, данное понятие рассматривают применительно к чужой стране, но на наш взгляд допустимо

19

говорить о культурном шоке и при посещении других городов страны. Различие между культурным шоком в первой и во второй ситуации будет отражаться на временных рамках данного процесса и проявлении его симптомов у человека, таких как тревожность, бессонница, неуверенность в себе, раздражительность, психосоматические расстройства и даже депрессия.

Можно выделить несколько этапов культурного шока. На первом этапе человек, оказавшийся в новых условиях полон надежд и энтузиазма. На втором этапе человек начинает осознавать свое одиночество, то, что он один в этом городе. Человек чувствует, что потерял себя и вследствие этого наступает депрессия. После некой критической точки в психологическом состоянии личности начинает происходить адаптация, у человека может быть отмечен уже оптимистический настрой. И на заключительном этапе культурного шока человек уже настолько приобщен к новым условиям, что может понимать все особенности новой культуры и объективно сравнивать их с особенностями родной культуры, и человеку, наконец, становится привычной та обстановка, в которую он попал некоторое время назад. Таким образом, итогом этого процесса становится новая идентификация личности.

В том случае, если мы говорим о приезжих студентах, то можно отметить, что у них должны быть союзники в лице педагогов. Педагог имеет возможность помочь студенту, приобщить его к новым культурным условиям. И мы можем в таком случае предложить такую форму культурно-образовательного проекта, как квест. Квест в данном случае является живой игрой в пространстве города, в котором непосредственно могут участвовать как школьники, так и студенты, с целью изучения города, его истории, знаковых мест, памятников, достопримечательностей. Мы разработали следующую методику проведения таких мероприятий. Во-первых, педагогу необходимо опреде-

лить цели и задачи данного проекта. Во-вторых, нужно определить количество участвующих в мероприятии детей, разделить их на команды. Далее в соответствии с количеством команд разработать такое же количество маршрутов, с единой отправной точкой. В нашем случае мы предложили 10 маршрутов, привязанных к Красной линии Екатеринбурга:

1. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - Типография «Уральский рабочий», здание на Тургенева, 13 - Гостиница «Исеть», здание на проспекте Ленина, 69/1 - Свердловский областной краеведческий музей, здание на проспекте Ленина 69/10;

2. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - улица К.Либкнехта - кинотеатр «Колизей», здание на проспекте Ленина, 43 - музей истории Екатеринбурга, здание на Карла Либкнехта, 26;

3. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Горького - Тарасовская набережная - улица Первомайская - улица Пролетарская - Музей «Литературная жизнь XIX в.», здание на Толмачева, 41;

4. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - Сквер Попова -Литературно-Мемориальный Дом-Музей Д.Н. Мамина-Сибиряка- Литературный квартал - Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Святой квартал, 1 ;

5. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Горького - Тарасовская набережная - улица Первомайская -Площадь Российской Армии - Городок чекистов - Свердловский областной краеведческий музей, здание на проспекте Ленина 69/10;;

6. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Свердловский областной краеведческий музей, здание на Малышева,46 - Свердловская государственная детская филармония, здание на 8 марта, 36 -Памятник клавиатуре на улице 8 марта, 96;

7 Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Библиотека

им. В.Г. Белинского, здание на ул. Белинского, 15 - Екатеринбургская галерея современного искусства, здание на Красноармейской, 32;

8. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Храм "Большой Златоуст" - улица 8 Марта - площадь 1905 года - Екатеринбургский музей изобразительных искусств, здание на Вайнера,11;

9. Плотина городского пруда на реке Исеть - сквер Попова - Главпочтамт (почтовый переулок) - улица Свердлова -усадьба Расторгуева-Харитонова - Литературный квартал;

10. Плотина городского пруда на реке Исеть - Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, здание на проспекте Ленина, 28-гимназия №9 на проспекте Ленина,33 - дом Севастьянова на проспекте Ленина,35- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства на проспекте Ленина, 37.

В-четвертых, к продуманным маршрутам привязываются задания таких типов, как кроссворд, загадки, ребус, лабиринт, открытые и закрытые вопросы, работа учащихся и студентов с изображениями зданий, архитектурой. Приведем в пример задание, связанное с поиском здания первого городского театра «Колизей»: «Вам нужно найти здание, которое было построено 169 лет назад. Оно находится на пересечении Главного и Вознесенского Проспектов (старые названия улиц). Здание было построено по плану архитектора Турского К.Г.».

Заключительным этапом является непосредственно проведение мероприятия, где ведущую роль играют студенты и подведение итогов.

Во время прохождения такой «игры» человек, изучая новое пространство, начинает узнавать его, ориентироваться в нем и присваивать к нему новые, определенные смыслы, вследствие чего у человека формируется городская идентичность в новом для него пространстве.

20

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

2. Замятин Д. Н. Феноменология географический образов. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/fenom.html (Дата обращения 10.12.2014)

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.

4. Порозов, Р. Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2012. - 173 с.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.