УДК 009 ВАК 24.00.01
Д. С. Ульянова
Екатеринбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: город, идентичность, формирование идентичности, образ города. АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается понятие идентичности, формирование городской идентичности и факторы, влияющие на нее. Целью данной статьи является предложение методики формирования городской идентичности на примере студентов города Екатеринбурга.
D. S. Ulyanova
Yekaterinburg, Russia
FORMATION OF URBAN IDENTITY
KEY WORDS: the city, the identity, the construction of identity, image of the city. ABSTRACT: The article discusses the concept of identity, the formation of urban identity and the factors influencing it. The purpose of this article is to provide a methodology for formation urban identity on the example of students of the city of Yekaterinburg.
Городское пространство - это среда жизни человека, где происходит его социализация и инкультурация, его самоидентификация, где человек находит свое прошлое. В пространстве города происходит передача социальной памяти, то есть памяти индивидов и групп о непосредственно пережитом или возникающей в процессе межпоколенного общения в повседневной жизни. [1]
Трансляция социальной памяти в пространстве города отражается через феномен городской идентичности. Феномен идентичности, в основном, рассматривался в социальной психологии (Ч. Кули, Э. Эриксон, Дж. Мид). Идентичность понимается как способность человека, и его потребность в нахождении тождественного по отношению к себе, так человек ощущает свою принадлежность к чему-либо. Идентичность отражает систему отношений, разделение на свое и чужое, иное. Отождествлять себя, то есть идентифицировать, человек может с другими людьми, имеющими определенные личностные качества, черты характера, с какими-либо образами, например, художественными или литературными, а также
18
социальной группой, национальностью, культурой.
Городская идентичность проявляется в понимании самого себя как человека своей местной, региональной культуры, в представлениях горожан о себе как жителях именно своего города. Региональная идентичность основана на позитивных чувствах любви к малой родине, что связано с ее образом в сознании людей.
На формирование городской идентичности влияет множество факторов, таких как история города, его прошлое, характер его формирования и развития, особенности географического положения города, городское население и, наконец, тот образ города, который заложен в сознании горожан. Д. Н. Замятин утверждает, что локальные географические образы формируют образно-географическую картину - на стыке различных пространств, культур и времен. [2] Формирование таких образов является частью культурной самоидентификации. Городской образ - это устойчивое внутреннее, ценностное, смысловое представление об определенном городе, его территории.
Таким образом, региональная, городская идентичность выражается в отождествлении себя с известными личностями, великими художниками, со всеми накопленными памятниками культуры и артефактами на данной территории, имеющими ценностную, смысловую нагрузки и эмоциональные оценки.
Анализируя образ города, помимо знаковых мест, немаловажную роль играют локальные мифы и локальные истории. Под первыми подразумеваются устойчивые сюжеты, касающиеся определенной территории и ее знаковых мест. Под вторыми имеются в виду более конкретные и уникальные истории, относящиеся к отдельным людям, домам, улицам, так как, городская идентичность выражается в отождествлении себя с известными личностями, великими художниками, с накопленными памятниками культуры и артефактами на данной территории. Таким образом, екатеринбуржец может отождествлять себя с такими личностями, известными людьми и их творчеством как П. П. Бажов - самый знаменитый сказочник Урала, Д. Мамин-Сибиряк; с популярными в настоящее время спортивными командами, музыкальными группами, такими как Волейбольная команда «Уралочка», Команда КВН УПИ «Уральские пельмени», «Чайф», «Смысловые галлюцинации», «Агата Кристи».
В современном мире перед человеком часто встает необходимость смены места жительства, переезда в другой город и даже другую страну. Мы приведем в пример студентов, которые после окончания школы поступили в ВУЗ чужого города. Человек оказывается включенным в новый социум, и мы можем проследить у него так называемый «культурный шок». Данная категория понимается нами как особое психологическое состояние человека, попавшего в незнакомое и непривычное для него культурное пространство. Как правило, данное понятие рассматривают применительно к чужой стране, но на наш взгляд допустимо
19
говорить о культурном шоке и при посещении других городов страны. Различие между культурным шоком в первой и во второй ситуации будет отражаться на временных рамках данного процесса и проявлении его симптомов у человека, таких как тревожность, бессонница, неуверенность в себе, раздражительность, психосоматические расстройства и даже депрессия.
Можно выделить несколько этапов культурного шока. На первом этапе человек, оказавшийся в новых условиях полон надежд и энтузиазма. На втором этапе человек начинает осознавать свое одиночество, то, что он один в этом городе. Человек чувствует, что потерял себя и вследствие этого наступает депрессия. После некой критической точки в психологическом состоянии личности начинает происходить адаптация, у человека может быть отмечен уже оптимистический настрой. И на заключительном этапе культурного шока человек уже настолько приобщен к новым условиям, что может понимать все особенности новой культуры и объективно сравнивать их с особенностями родной культуры, и человеку, наконец, становится привычной та обстановка, в которую он попал некоторое время назад. Таким образом, итогом этого процесса становится новая идентификация личности.
В том случае, если мы говорим о приезжих студентах, то можно отметить, что у них должны быть союзники в лице педагогов. Педагог имеет возможность помочь студенту, приобщить его к новым культурным условиям. И мы можем в таком случае предложить такую форму культурно-образовательного проекта, как квест. Квест в данном случае является живой игрой в пространстве города, в котором непосредственно могут участвовать как школьники, так и студенты, с целью изучения города, его истории, знаковых мест, памятников, достопримечательностей. Мы разработали следующую методику проведения таких мероприятий. Во-первых, педагогу необходимо опреде-
лить цели и задачи данного проекта. Во-вторых, нужно определить количество участвующих в мероприятии детей, разделить их на команды. Далее в соответствии с количеством команд разработать такое же количество маршрутов, с единой отправной точкой. В нашем случае мы предложили 10 маршрутов, привязанных к Красной линии Екатеринбурга:
1. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - Типография «Уральский рабочий», здание на Тургенева, 13 - Гостиница «Исеть», здание на проспекте Ленина, 69/1 - Свердловский областной краеведческий музей, здание на проспекте Ленина 69/10;
2. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - улица К.Либкнехта - кинотеатр «Колизей», здание на проспекте Ленина, 43 - музей истории Екатеринбурга, здание на Карла Либкнехта, 26;
3. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Горького - Тарасовская набережная - улица Первомайская - улица Пролетарская - Музей «Литературная жизнь XIX в.», здание на Толмачева, 41;
4. Плотина городского пруда на реке Исеть - проспект Ленина - Сквер Попова -Литературно-Мемориальный Дом-Музей Д.Н. Мамина-Сибиряка- Литературный квартал - Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Святой квартал, 1 ;
5. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Горького - Тарасовская набережная - улица Первомайская -Площадь Российской Армии - Городок чекистов - Свердловский областной краеведческий музей, здание на проспекте Ленина 69/10;;
6. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Свердловский областной краеведческий музей, здание на Малышева,46 - Свердловская государственная детская филармония, здание на 8 марта, 36 -Памятник клавиатуре на улице 8 марта, 96;
7 Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Библиотека
им. В.Г. Белинского, здание на ул. Белинского, 15 - Екатеринбургская галерея современного искусства, здание на Красноармейской, 32;
8. Плотина городского пруда на реке Исеть - улица Малышева - Храм "Большой Златоуст" - улица 8 Марта - площадь 1905 года - Екатеринбургский музей изобразительных искусств, здание на Вайнера,11;
9. Плотина городского пруда на реке Исеть - сквер Попова - Главпочтамт (почтовый переулок) - улица Свердлова -усадьба Расторгуева-Харитонова - Литературный квартал;
10. Плотина городского пруда на реке Исеть - Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, здание на проспекте Ленина, 28-гимназия №9 на проспекте Ленина,33 - дом Севастьянова на проспекте Ленина,35- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства на проспекте Ленина, 37.
В-четвертых, к продуманным маршрутам привязываются задания таких типов, как кроссворд, загадки, ребус, лабиринт, открытые и закрытые вопросы, работа учащихся и студентов с изображениями зданий, архитектурой. Приведем в пример задание, связанное с поиском здания первого городского театра «Колизей»: «Вам нужно найти здание, которое было построено 169 лет назад. Оно находится на пересечении Главного и Вознесенского Проспектов (старые названия улиц). Здание было построено по плану архитектора Турского К.Г.».
Заключительным этапом является непосредственно проведение мероприятия, где ведущую роль играют студенты и подведение итогов.
Во время прохождения такой «игры» человек, изучая новое пространство, начинает узнавать его, ориентироваться в нем и присваивать к нему новые, определенные смыслы, вследствие чего у человека формируется городская идентичность в новом для него пространстве.
20
ЛИТЕРАТУРА
1. Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
2. Замятин Д. Н. Феноменология географический образов. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/fenom.html (Дата обращения 10.12.2014)
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.
4. Порозов, Р. Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2012. - 173 с.
21