Научная статья на тему 'Локальный уровень в системе территориальных идентичностей городов Урала'

Локальный уровень в системе территориальных идентичностей городов Урала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / БРЕНД / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / МАРКЕРЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОРОД / УРАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Р.И.

Статья посвящена особенностям актуализации локальной идентичности в городах Свердловской и Челябинской областей. Разработано несколько блоков и индикаторов для анализа локальной идентичности, которые позволили определить базовые смысловые характеристики локальной идентичности Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, Магнитогорска и Миасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOCAL LEVEL IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL IDENTITIES OF URAL CITIES

The article is devoted to the peculiarities of actualization of local identity in the cities of Sverdlovsk and Chelyabinsk oblast. Several blocks and indicators have been developed to analyze local identity, which allowed determining the basic semantic characteristics of local identity of Nizhny Tagil, Kamensk-Uralsky, Magnitogorsk and Miass.

Текст научной работы на тему «Локальный уровень в системе территориальных идентичностей городов Урала»

УДК 316.347

Р.И. Петрова,

Пермский научный центр УрО РАН;

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Статья посвящена особенностям актуализации локальной идентичности в городах Свердловской и Челябинской областей. Разработано несколько блоков и индикаторов для анализа локальной идентичности, которые позволили определить базовые смысловые характеристики локальной идентичности Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, Магнитогорска и Миасса.

Ключевые слова: локальная идентичность, бренд, социальное самочувствие, маркеры идентичности, символическая политика, город, Урал.

Локальная идентичность является наиболее приближенным уровнем пространственной организации жизни сообщества, основанной на совокупности эмоциональных значений, смыслов, являющихся важными для самоидентификации человека [3]. Предполагается, что определить актуализацию локальной идентичности можно через следующий набор индикаторов:

- самоидентификация с территорией;

- осмысление особости статуса территории в региональном пространстве, в том числе на фоне иных городов;

- выраженный локальный патриотизм (чувство гордости за город);

- наличие локального бренда или выраженного вектора позиционирования города;

- низкое миграционное сальдо и высокий уровень удовлетворения местными

властями и уровнем жизни.

В соответствии с индикаторами была разработана анкета для проведения исследования в Свердловской и Челябинской областях, содержащая следующие блоки:

1. Осмысление образа территории и города. Специфика особости места определяется через категории: природа, экономика, география, люди и др.

2. Осмысление места и специфики города в региональном пространстве. Выполнение функциональных и значимых ролей в регионе.

3. Определение историко-культурных и этнокультурных традиций, мифов места.

4. Определение символов и героев места. Знаменитые уроженцы и земляки, «гении места», значимые монументы и памятники.

5. Осмысление привлекательности

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, научный проект № 15-13-59005 «Соотношение уровней территориальной идентичности: Пермский край на фоне России».

места для туристов, инвесторов и жителей. Имидж и позиционирование места.

Экспертное интервью было проведено в четырех городах Свердловской и Челябинской областей (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Магнитогорск и Ми-асс). Всего было проведено 29 экспертных интервью с представителями локальных сообществ (локальной элиты). Дополнительно использовался метод дискурс-анализа материалов городских медиа- и социальных сетей. Наполнение образами и характеристиками места анализировалось через выделение базовых лексем («узловых точек»), нагруженных определенным содержательным смыслом и символами, которые, в свою очередь, связаны с индикаторами исследования:

1) уникальность города - базовые характеристики, через которые определяется специфика города (экономические, культурные, политические, исторические и пр.);

2) персонификация или культурные герои города (легендарные и реальные персоны);

3) экономическая дискурс-оценка социального самочувствия и удовлетворения социально-экономическим положением города;

4) бренд города - образы, позиционирующие место, характеризуемые по типам: привлекательного места жительства, инвестиций и бизнеса, туризма.

Данная работа является продолжением исследования локального уровня территориальной идентичности жителей городов Пермского края, где методика и модель исследования прописаны более подробно [4].

Нижний Тагил - второй по величине город в Свердловской области, где проживает около 360 тысяч человек. Идентичность города главным образом связана с его промышленным прошлым и настоящим, попытками возродить территорию как «крупнейшего промышленного центра Урала», «железного царства».

В центре символического ряда Тагила

выступает единственный в России музей-завод - Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводский Урал». «Железо с клеймом «Старый соболь» из Нижнетагильских заводов было известно почти во всем мире, европейцами покупалось, считалось «одним из лучших», «уникальным памятником индустриальной культуры России и Урала», - отмечают эксперты. Толчком в развитии промышленности, как и еще одним значимым символом города, является династия Демидовых. «Демидовы - основатели города, владельцы тагильских заводов»; «благодаря Демидовым в городе развивались не только заводы, но и культура, образование».

Попытки возродить интерес и значимость к памятнику индустриальной культуры предпринимаются уже около 20 лет. Первый проект «Индустриально-ландшафтный Демидов-парк» был представлен еще в 1994 году, где основной задачей было сохранение и развитие территорий музея - завода и связанных с ним других металлургических производств. «Этот проект - вторая жизнь для музея»; «сохранение еще имеющегося наследия и воссоздание утраченного». Наряду с пониманием важности реализации проекта экспертами выражается и некоторый скепсис: «сколько было обещаний начать реконструкцию завода, необходимы большие инвестиции».

Ориентация и идентификация города как промышленного центра подтверждается и тем, что в 2013 году музей-заповедник «Горнозаводский Урал» участвовал в конкурсе «Россия 10», проводимый телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом с целью отобрать 10 визуальных символов России. Участие в этом конкурсе воспринимается с гордостью. «Наш музей прошел во второй этап. И это о многом говорит!».

Позитивно оценивается реконструированный музей «Демидовская дача», который используется сейчас как современный досуговый центр. «Демидовская Усадьба - одно из самых живописных мест в городе»; «там воссозданы интерье-

ры и быт XIX века»; «прекрасный парк и панорамы пруда». В летнее время еженедельно в музее проводятся «Субботние променады», где организуются творческие площадки, мастер-классы, конкурсы.

В 2015 г. закончилась реконструкция еще одного значимого символа города -башни на Лисьей горе. В истории города башня служила как сторожевая наблюдательная, позже - как противопожарная каланча, тем самым в разные годы, имея разные функции, оставалась важным объектом для горожан. «Про нашу башню писали и поэты, и художники»; «а какой красивый вид открывается с башни на Тагил»; «башня - самая высокая точка Тагила».

Дополняет индустриальную идентичность и образ города «с характером» выпускавшийся в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле танк Т-34. Город в то время являлся крупнейшим в мире центром по производству этого оружия, и память об этом факте сохраняется, являясь также одним из предметов гордости. «Танки были самые лучшие, а наш город называли «Танкоград»; «есть замечательный музей бронетанковой техники, там и сами чертежи сохранились, и танки можно посмотреть».

Попытка брендирования территории предпринималась в 2014 г., когда администрация города объявила открытый конкурс идей по разработке туристического бренда города. Несмотря на то что конкурс признали состоявшимся, по решению организаторов первое место не присуждалось. Занявшие второе и третье место проекты в жизнь не воплотились. Поиски и конструирование бренда города продолжаются.

Каменск-Уральский - один из старейших промышленных городов Урала, расположенный на юге Свердловской области. Главной отличительной чертой города является его градообразующие предприятия и промышленная направленность. Лидирующие позиции в экономике города занимают цветная и черная металлургия. «У нас около 27 промышленных

предприятий, есть и радиозавод, литейный выпускает запчасти для самолетов, есть свой хлеб и молоко», «большинство жителей занято на предприятиях города». При этом социально-экономическое и экологическое положение города оценивается экспертами как неблагополучное. «Инфраструктура города не развита, система общественного транспорта развалена»; «цены на съемное жилье, как в крупных городах, хотя зарплаты небольшие»; «из-за промышленных сбросов воздух сильно загрязнен», «река Исеть, к сожалению, уже давно считается непригодной для купания». О неблагоприятном статусе города свидетельствует и то, что он официально входит в список моногородов России с наиболее сложным социально-экономическим положением [2].

Несмотря на то что промышленная идентификация Каменск-Уральского как «города заводов» выходит на передний план, немаловажную роль в определении уникальности города играет его природа. Потенциал использования природного комплекса положительно оценивается экспертами и видится как основа туристической привлекательности города. «Скалы «Каменные ворота» и «Семь братьев» - это однозначно визитная карточка города»; «не зря ведь это место называют музеем под открытым небом»; «здесь можно полюбоваться уникальным сотворением природы»; «есть замечательная водная экскурсия по «Исетскому каньону», можно увидеть сразу все природные места в акватории реки Исеть»; «скалы «Три пещеры», «Говорливый камень» и «Пельмень-камень» образуют настоящий каньон».

Значимым объектом города выступает Колокольный завод Пяткова и компании, он считается главным колокольным производством России, а город негласно получил статус колокольной столицы. С этим связана еще одна традиция Каменск-Уральского - ежегодный фестиваль колокольного звона, проводимый в городе, куда съезжаются лучшие звонари со всей России.

Магнитогорск - город, расположенный на юго-западе Челябинской области, с населением 409 300 человек (2012 г.). Появление города было связано с освоением запасов железной руды горы Магнитной, что в дальнейшем предопределило строительство Магнитогорского металлургического комбината, ставшего основой города. Являясь первым социалистическим городом в мире, Магнитогорск сохранил уникальное архитектурное наследие. В связи с этим основная характеристика, через которую определяется специфика города, связана с промышленной сущностью с советским окрасом. «Рабочий и советский»; «город со своим лицом, с сильным характером, добрый и работящий»; «местные обычно делят Магнитку на левобережную - «азиатскую», промышленную, с «рабочими кварталами» и архитектурой в стиле сталинского ампира, и правобережную часть города -«европейскую», где встречаются панельные дома брежневской эпохи, хрущевки, новостройки, множество респектабельных частных поселков».

В свою очередь основные символы города так или иначе связаны с памятью и гордостью за промышленное наследие. Важными с этой точки зрения, по оценке экспертов, являются памятник «Палатка первых строителей Магнитогорска», расположенный в парковой зоне близ городского пруда, памятник «Металлург», монумент «Тыл - фронту».

Наряду с существующими промышленными образами и советской архитектурой, конструированием идентичности современного Магнитогорска совместными усилиями занимаются местные власти и общественность. Разработка бренда города началась в 2010 г., путем голосования горожане выбрали слоган «Магнитогорск - место встречи Европы и Азии», который впоследствии стал основой нового имиджа города [1]. Позже по итогам конкурса был выбран визуальный образ бренда, в основе которого мост, соединяющий Европу и Азию, две части города, находящиеся в разных частях света, а также

идея связать духовное прошлое и индустриальное настоящее. Положительно оценивается реализация символической политики через выпуск учебников краеведения для школьников 9-11-х классов об истории города. «Дети совсем не знают истории своего родного города, о важных датах, людях и местах. А это знать необходимо»; «учебник - это отличная идея, там собрана история, начиная с легенд о горе Магнитной до событий последних лет».

Хоккейный клуб «Металлург» - еще один символ и гордость города, является одним из самых успешных российских клубов по количеству выигранных титулов. Одной из популярных персон города является воспитанник хоккейной школы магнитогорского «Металлурга» Евгений Малкин, ныне успешный и прославленный хоккеист.

Миасс - город, расположенный в 96 км к юго-западу от Челябинска на восточном склоне Южного Урала. Население города составляет 151 387 человек (2016 г.). Уникальность города осмысляется в нескольких плоскостях, где на первое место ставятся его географическое положение и природное богатство: «Город наш называют «Уральской Швейцарией» - живописные горы находятся в окружении сотен чистейших озер». С особой теплотой и гордостью эксперты отзываются об озере Тургояк: «жемчужина Урала, второе по чистоте озеро после Байкала». Привлекательность и уникальность природных мест считаются перспективными для развития туризма и города в целом: «у нас в любое время красиво и есть чем заняться и что посмотреть туристам. Зимой - горнолыжные центры, а летом отдых на природе у озер», «привлекая туристов, расширяется и инфраструктура города».

Также можно отметить высокий уровень идентификации с местом и доминирующий позитивный образ города: «в целом хороший город. Хороший из-за своего географического положения. Здесь рядом красивейшая природа: горы, озера,

чистый воздух... Пожалуй, природный фактор и несуетливость - это преимущества города»; «Экология и природа у нас - да, хорошая. Много добрых, душевных, внимательных и образованных людей»; «Очень чистый воздух, живешь, как будто в санатории».

Следующий важный пласт смыслов уникальности города связан с его градообразующими предприятиями. Изначально появление города определило строительство в 1773 году медеплавильного завода, а благодаря разработке месторождения золота до XX века золотодобыча оставалась градообразующим производством. В настоящее время ведущими предприятиями города являются автомобильный завод «Урал», выпускающий большегрузные автомобили, и Государственный ракетный центр, создающий ракетные комплексы для обороны страны. При упоминании ракетного центра особое почтение выражается его основателю академику Виктору Макееву, которому в городе установлен памятник. «Макеев был легендарным человеком. Ученый, создатель конструкторского направления».

Значимым смыслом локальной идентичности выступает герб города - золотой лось на синем фоне, что отражает исторические и географические особенности Ми-асса. «Лось - это визитная карточка города»; «Лось - приветственный знак, встречает жителей и гостей на въезде в город».

Резюмируя, можно отметить, что во всех рассмотренных случаях одно из центральных мест в актуализации локальной идентичности занимает экономическая направленность и историческое наследие города. Маркировка культурного пространства, эмоциональная привязка к месту, выражение любви к «малой родине» позволяют говорить о приоритете локальной идентичности.

Схожие по своему промышленному происхождению и профилю города Урала, тем не менее, по-разному расставляют преференции и маркируют пространство. В локальной идентичности Миасса на первое место ставится географическое расположение города, природные богатства, хорошая экология, в этом видится большой потенциал для развития. Обращение к индустриальной культуре и ее возрождение является определением уникальности Нижнего Тагила. Промышленная идентификация Каменск-Уральского как «города заводов» формирует локальную идентичность и выстраивает основные смыслы и символы. Магнитогорск, сохраняя внешний облик «рабочего и советского», ориентирован на создание имиджа современного и динамичного. Из четырех городов только в Магнитогорске можно наблюдать попытки системного брендинга, проводимого с привлечением местного сообщества (таблица).

Распределение по символическим рядам

Город Уникальность, специфика места Герои Экономическая дискурс-оценка Бренд города

Нижний Тагил 1. Промышленность, заводы 2. История Династия Демидовых, Братья Черепановы, Династия Худояровых Средняя Индустриальная культура («Музей-завод»)

Каменск-Уральский 1. Моногород 2. Природа Н. Пятков Слабая, проблемная Производственный («Город заводов»)

Магнитогорск 1. Промышленность 2. История Е. Малкин Средняя Культурный «Магнитогорск -место встречи Европы и Азии»

Миасс 1. Природа 2. Туризм 3. Промышленность 4. История В. Макеев Средняя Природный туризм («Уральская Швейцария», «Золотой лось»)

Библиографический список

1. Бренд Магнитогорска [Электронный ресурс] URL: https://www.magnitogorsk.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=2162&Itemid=187 3&lang=ru (дата обращения: 20.08.2016).

2. Моногорода России: полный список [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/economy/1886332.html (дата обращения: 18.07.2016).

3. Назукина М.В. Локальная идентичность // Идентичность как категория политической науки: в 2 т. -Т. 1. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 140-143.

4. Назукина М.В., Петрова Р.И. Локальный уровень в матрице территориальной идентичности жителей Пермского края // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». - 2015. - № 4. -С. 127-143.

THE LOCAL LEVEL IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL IDENTITIES

OF URAL CITIES

R.I. Petrova

Perm Scientific Centre RAS UD Perm State University

The article is devoted to the peculiarities of actualization of local identity in the cities of Sverdlovsk and Chelyabinsk oblast. Several blocks and indicators have been developed to analyze local identity, which allowed determining the basic semantic characteristics of local identity of Nizhny Tagil, Kamensk-Uralsky, Magnitogorsk and Miass.

Keywords: local identity, brand, social well-being, identity markers, symbolic politics, city, the Urals.

Сведения об авторе

Петрова Регина Игоревна, старший лаборант-исследователь отдела по исследованию политических институтов и процессов, Пермский научный центр УрО РАН (ПНЦ УрО РАН), 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 13А; ассистент кафедры политических наук, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: rance.regina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.