Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингводидактика / тренд / русский язык / «гибкие» навыки (soft skills / «мягкие» навыки / софт скилз) / «жесткие» навыки (hard skills / «твердые» навыки / хард скилз) / программа / результаты обучения / комплексное задание / linguodidactics / trend / Russian language / soft skills / hard skills / program / learning outcomes / complex task

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюсенова Д.

Динамические трансформации современного общества делают наш мир неопределённым, непредсказуемым, изменчивым. Опыт показывает неподготовленность системы образования к изменениям. Формирование у обучающихся «гибких» навыков – это ответ образования требованиям современного общества. Именно это позволит системе образования подготовить функционально грамотных выпускников средних школ, квалифицированных специалистов, креативных и мобильных личностей, способных приспособиться к любым вызовам быстроменяющегося мира. Русский язык как учебная дисциплина имеет собственные эффективные методы для развития актуальных для современного мира «гибких» навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюсенова Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOFT SKILLS AS ONE OF THE MODERN TRENDS IN LINGUISTICS

Dynamic transformations of modern society make our world uncertain, unpredictable, changeable. Experience shows that the education system is unprepared for changes. soft skills formation is the answer of education to the requirements of modern society. This is what will allow the education system to prepare functionally competent secondary school graduates, qualified specialists, creative and mobile individuals who are able to adapt to any challenges of the rapidly changing world. The Russian language as an academic discipline has its own effective methods for the soft skills formation that are relevant to the modern world.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

FORMATION OF SOFT SKILLS AS ONE OF THE MODERN TRENDS IN LINGUISTICS

Dyussenova D.

PhD student

Abai Kazakh National Pedagogical University Kazakhstan, Almaty Dostyk Avenue, 13.

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В

ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

Дюсенова Д.

Докторант PhD Казахский национальный университет им. Абая

Казахстан, Алматы Проспект Достык, 13

Abstract

Dynamic transformations of modern society make our world uncertain, unpredictable, changeable. Experience shows that the education system is unprepared for changes. soft skills formation is the answer of education to the requirements of modern society. This is what will allow the education system to prepare functionally competent secondary school graduates, qualified specialists, creative and mobile individuals who are able to adapt to any challenges of the rapidly changing world. The Russian language as an academic discipline has its own effective methods for the soft skills formation that are relevant to the modern world.

Аннотация

Динамические трансформации современного общества делают наш мир неопределённым, непредсказуемым, изменчивым. Опыт показывает неподготовленность системы образования к изменениям. Формирование у обучающихся «гибких» навыков - это ответ образования требованиям современного общества. Именно это позволит системе образования подготовить функционально грамотных выпускников средних школ, квалифицированных специалистов, креативных и мобильных личностей, способных приспособиться к любым вызовам быстроменяющегося мира. Русский язык как учебная дисциплина имеет собственные эффективные методы для развития актуальных для современного мира «гибких» навыков.

Keywords: linguodidactics, trend, Russian language, soft skills, hard skills, program, learning outcomes, complex task.

Ключевые слова: лингводидактика, тренд, русский язык, «гибкие» навыки (soft skills, «мягкие» навыки, софт скилз), «жесткие» навыки (hard skills, «твердые» навыки, хард скилз), программа, результаты обучения, комплексное задание.

Интернет - это новая форма коммуникации, значительно увеличившая скорость передачи и получения информации, кроме того породившая акселерацию технологий. Автоматизация некоторых отраслей жизни человека, с одной стороны облегчила ее, с другой стороны, внесла неожиданные коррективы в человеческие ценности, в частности, образования поскольку именно оно отвечает за жизнеспособность человека в обществе. Если раньше суть образования заключалась в том, чтобы дать конкретные знания (человек должен был знать и помнить), которые человек мог пронести через всю жизнь и использовать их для своей жизнедеятельности изо дня в день, то сейчас любое образование должно готовить обучающегося к изменениям во всех областях, например, к социальным проблемам, о которых мы не подозреваем, к профессиям, которых еще нет, к новым технологиям, появляющимся и обновляющимся каждый день (может быть и час). Таким образом стало важно

формировать так называемые «гибкие» навыки (soft skills). Представим несколько определений понятия «гибкие» навыки:

- soft skills (софт скиллз, «мягкие» навыки, «гибкие» навыки) - под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям [1].

- soft skills, «мягкие» навыки - надпрофессио-нальные, универсальные навыки, которые неважны для какой-то определенной работы, но без них невозможно достичь успеха. Проще говоря, это личные качества и умения [2].

- soft skills - социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие [3].

- три основные группы soft skills студентов: базовые коммуникативные навыки; навыки self-ме-неджмента; навыки эффективного мышления [4].

- soft skills - это преимущественно коммуникативные навыки: умение вести беседу, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, использовать обратную связь [5].

Таким образом, «гибкие» навыки включают в себя: навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работа в команде, цифрового общения, организаторские способности, креативное мышление. Безусловно, soft skills должны быть неразрывно связаны с «жесткими» навыками (hard skills), которые отвечают за специализированные или профессиональные, технические компетенции. Например, для школьника, изучающего русский язык как второй, «жесткими» навыками будут понимание русской речи, умение читать русские тексты, грамотное говорение и письмо на языке.

В условиях технического прогресса и как следствие динамично меняющегося мира «гибкие» навыки становятся востребованным, поскольку именно они отвечают за способность человека адаптироваться к изменениям. Как доказательство, можно рассмотреть основные характеристики софт скилзов: высокий уровень эмоционального интеллекта, сложно измерить, отсутствие четких правил, в зависимости от коллектива, адаптивность под конкретную ситуацию. Современные исследования говорят о том, что одним из трендов будущего является то, что именно «гибкие» навыки будут определять кадровую политику компаний будущего [6].

Поскольку «гибкие» навыки в большинстве зависят от самой личности, ее способа мыслить, отношения к другим людям и мировоззрения важно начинать развивать их в средней школе, пока лич-

ность ещё до конца не сформирована, в вузе возможно продолжение развитие имеющихся зачатков «гибких» навыков.

На каждом школьном предмете или вузовской дисциплине возможно развитие «гибких» навыков, оно должно идти в тесной связи с формированием «жестких» навыков, поскольку успешная, конкурентоспособная личность должна обладать и теми, и другими навыками.

Русский язык в казахских школах и русский язык в вузах как учебная дисциплина является эффективным инструментом для формирования у обучающихся «гибких» навыков параллельно с «жесткими». К тому же коммуникативные навыки являются составной частью «гибких» умений.

Анализ казахстанских программ по русскому языку (для обучающихся в казахских школах) как для вузов, так и для школ показал, что в них наметилась тенденция формирования помимо hard skills, еще и soft skills у обучающихся. Рассмотрим вузовскую программу, которая ставит целью: «формирование социально-гуманитарного мировоззрения студентов в контексте общенациональной идеи духовной модернизации, предполагающей развитие на основе национального сознания и культурного кода качеств интернационализма, толерантного отношения к мировым культурам и языкам как трансляторам знаний мирового уровня, передовых современных технологий, использование и трансферт которых способны обеспечить модернизацию страны и личностный карьерный рост будущих специалистов» [7]. Программа предполагает подготовку специалистов с универсальными социально-психологическими качествами, независящими от профессии (толерантность, гибкость, общительность), но непосредственно влияющими на успешность личности. В ней также обозначены результаты обучения, которые влияют на формирование soft skills у учащихся, приведем примеры (таблица 1).

Таблица 1

Результаты обучения

№ Результат обучения Связь с «гибкими» навыками

1. запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия и поступки участников, использовать информацию как инструмент воздействия на собеседника в ситуациях познания и общения в соответствии с сертификационными требованиями; развитие критического мышления (прогнозировать поведение собеседника по речевому поведению); развитие навыков публичного выступления (как убедить собеседника в верности своей позиции)

2. выстраивать программы речевого поведения в ситуациях личностного, социального и профессионального общения в соответствии с нормами языка, культуры, специфики сферы общения, сертификационными требованиями развитие навыков делового общения (уметь вести беседу в соответствии с ситуацией и нормами, которые регламентированы обстановкой)

3. обсуждать этические, культурные, социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать, критически оценивать мнение собеседников развитие навыков критического мышления и публичного выступления

В связи с намеченными тенденциями и приоритетами в обществе и образовании нами предлагается следующий тип задания по русскому языку, который развивает параллельно «жесткие» и «гибкие» навыки обучающихся.

В рамках темы «Проблемы семьи и воспитания» обучающимся предлагается прочитать статью из Кодекса Республики Казахстан О браке и семье, Глава 1, Статья 2 [8]. Далее представлено задание.

Задание. Прочитайте текст. Как вы понимаете первый пункт статьи? Дайте пояснение 2,3,4 пунктам статьи 2.

Разбейтесь на команды.

Команда 1. Составьте рассказ о семье Алгабе-ковых, в которой соблюдаются все подпункты 2 пункта. Расскажите, как они поженились, как соблюдается равноправие в семье между женой и мужем, как семья принимает решения, как решаются конфликты, как они растят детей, чьи права важнее и почему.

Команда 2. Напишите сценарий жизни двух пар: Ляпкиных и Тяпкиных. Одни из них заключили брак в ЗАГСе, а другие - нет. Не забудьте рассказать о том, что случилось с членами их семей, когда они распались. Помните о 3 пункте статьи 2.

Команда 3. Придумайте историю совершеннолетних Ромео и Джульетты, которые живут в Казахстане в 2020 году, они решили создать семью, но есть несколько но: кто-то из них бедный, а кто-то богатый, они принадлежать семьям разных национальностей, их родители и родственники против их брака. Помните, что у них есть козырь в виде пункта 4, статьи 2.

1 этап: задание на формирование ознакомительного чтения.

2 этап: командная работа. По итогам прочтения учащиеся должны разделиться на команды и составить рассказы на заданные темы.

3 этап: презентация результатов командной работы. Представление своего материала и его обсуждение.

Особенность данного задания заключается в том, что оно позволяет одновременно отрабатывать hard и soft skills:

- «жесткие» навыки: прочитать и ответить на вопросы (чтение), составление рассказа (письмо), презентация историй и ответы на вопросы (говорение), послушать рассказы друг друга и задать вопросы (аудирование).

- «гибкие» навыки: знакомство с социально значимой темой (тема текста), работа в команде, решение задачи (полученные знания применить в рассказе), публичное выступление (представление работы), организаторские способности (распределить

виды работ в команде), цифровое общение и креативность (представить результаты с помощью ИКТ).

Итак, soft skills - это важные навыки в условиях постоянно меняющегося мира, они помогают человеку быть конкурентоспособным на рынке труда, их развитие должно быть регулярным и повсеместным (в школе, в вузах, на курсах). Русский язык как дисциплина - плодородная почва для формирования «гибких» навыков. Регулярное применение комплексного типа задания, представленного в статье, является одним из эффективных методов одновременного формирования «гибких» и «жестких» навыков у обучающихся.

References

1. Fedosova A. What are soft skills and why do they really need to learn? [Electron. resource]. Access mode: https://academy.yandex.ru/posts/chto-takoe-soft-skills-i-zachem-im-nuzhno-uchitsya-na-samom-dele (date of the application: 30.12.2021).

2. Hard и soft skills: What are they needed for. [Electron. resource]. Access mode: https://proektoria.online/catalog/media/articles/hard-i-soft-skills-zachem-oni-nuzhny (date of the application: 30.12.2021).

3. Shipilov V. List of soft skills and ways of their development. [Electron. resource]. Access mode: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (date of the application: 30.12.2021).

4. Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predictors of Students' Life Self-Fulfillment. The Education and science journal. 2019;21(8):65-89.

5. Davidova V. Listening, speaking and negotiating: what are soft skills and how to develop them [Electron. resource]. Access mode: http://theor-yandprac-tice.ru/posts/11719-soft-skills (date of the application: 30.12.2021).

6. The TOP SkillS Companies Need Most in 2020 - And how to Learn Them [Electron. resource]. Access mode: https://www.linkedin.com/business/learn-ing/blog/top-skills-and-courses/the-skills-companies-need-most-in-2020and-how-to-learn-them (date of the application: 30.12.2021).

7. Typical curriculum of the general educational discipline "Kazakh (Russian) language" for organizations of higher and (or) postgraduate education dated October 31, 2018.

8. Code of the Republic of Kazakhstan On Marriage and Family, Chapter 1, Article 2 [Electron. resource]. Access mode: https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=31102748 (date of the application: 30.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.