Научная статья на тему 'Формирование гендерной толерантности у старшеклассников. (часть 1)'

Формирование гендерной толерантности у старшеклассников. (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1254
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ШКОЛОЙ ЖЕСТКИХ СТАНДАРТОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шустова Любовь Пофирьевна

Автор обращает внимание на проблему формирования толерантности у старшеклассников, ставя во главу угла гендерный подход. Предлагает программу по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность, показывает пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной толерантности у старшеклассников. (часть 1)»

Вряд ли кто - то задумывался над тем, что прямая родственница гиганта - органа - флейта! Все ее разновидности. В придворных оркестрах китайского императора прообразом органа был ШЭН, курительная трубка, в которую вставлялась связка бамбуковых дудочек. Пять тысяч лет совершенствовался орган! Сложнейшая судьба этого музыкального инструмента. Его легкие заменили мехами. Древний Египет танцует под орган. Византия дает цирковые представления, в Европе его захватывают монахи. Это мощнейший гигант с морем наследников: гармошки, баяны, аккордеоны. Даже черные и белые клавиши - потомки великана. Это - фабрика звуков, владыка духовых инструментов. В арсенале его принципа действия - сплошная физика: акустика, пневмотехника, электротехника, телемеханика. Огромное здание, имеющее до семи тысяч труб, от телеграфных столбов, до пальчиков! Мощные вентиляторы, свистко-вые устройства, море герметических камер, задвижек, клапанов, несколько клавиатур. Первые клавиши размером с книгу были, их кулаками били. Множество ассистентов, электрические системы управления, но и возможности его потрясающи (духовой оркестр, ансамбль скрипок, хор голосов, птичье пение). Эта махина прославлена творениями С. Баха и Генделя (звучит «Токката и фуга» Баха).

Неописуем путь к содружеству музыкальных инструментов в современном симфоническом оркестре:

- Флейта, начавшаяся с трубки с дырочками. Прошедшая через многообразие веществ, доросшая до золотой, приобретшая и дырочки и свист. Погулявшая по странам Востока, на базарах и свадьбах, ночевавшая на горбах верблюдов и финикийских кораблях, побывавшая в Египте, Греции, Риме. Изменившая длину, имя, форму, а в Европе, ставшая продольной флейтой. Со сцены сошла лишь в XVII веке. На смену ей пришла продольная флейта, запечатленная на стенах Киевского Софийского Собора, памятника старины XI века. Впервые она подала голос в 1677 в опере Жана Люли «Изида».

- Гоббой - потомок флейты, тростниковой пищалки и азиатской зурны.

- Фагот - его называют «связка хвороста», а еще «хрипун и удавленник».

- Контрфагот - всегда согнут в «три погибели», иначе был бы похож на оглоблю.

- Клорнет - это потомок свирели. Изобретение И. Делпера (1690 г.).

- Саксофон - самый «юный» из группы тростниковых музыкальных инструментов, питомец парижского мастера А. Сакса, любимец Берлиоза. Секрет же красоты заключается в колебании воздушного столба в трубах, расчет которого велся веками.

- Труба, наконец, бывает открытая и закрытая, на конце всегда: или пучность, (открытая труба), или узел (закрытая труба). Есть особенность: частота музыкального тона открытой трубы вдвое выше закрытой.

В заключение несколько слов о щипковых инструментах и их путешествии во времени. История тонет в веках. Арфа с талией античной статуи когда - то была пустым кувшином, над которым дернули тетиву лука - она внучка лиры. Родители лиры - эфиопский киссар, у которого всего два звука. Он прошел через тыквенный кувшин (африканский вамби), кун-ди - это тоже - самое, только имеющий колки инструмент для настройки струн. Современная арфа имеет 50 струн и водопад чарующей музыки. Форма резонаторов, струн, управление частотами, форма шейки -забрали века человеческих усилий. Пять тысяч лет назад ассирийцы и вавилоняне свели в единое целое три изобретения: деревянный корпус, прямую шейку и колки. Так получилась многострунная лютня. Великая путешественница и королева музыки. По странам мира она путешествовала 22 века! Ее знают в Персии, Индии, Китае, Египте, Испании. Погубили же ее собственные дети?! Гитара, мандолина и скрипка, окончательно отобравшая корону матери

У каждой эпохи свои уши, свои вкусы. Скрипка выросла до своего совершеннолетия в доме своего «многодетного отца» (их было 11), в солнечной Кремоне ( в XVIII веке). Великий мастер Антонио Страдивари подарил 56 лет жизни поиску изысканного музыкального звука. Он точил, резал дерево, строгал, пилил, клеил и слушал до 94 лет! Величайший резчик, тончайший художник, потрясающий музыкант с уникальным слухом, обладавший не человеческой интуицией и трудолюбием, подаривший миру свои Великие творения. В мире нет скрипача, не мечтающего о скрипке Страдивари. Под смычком Великого Паганини кремонские скрипки заставляли людей плакать от восторга. В современном мире эта драгоценность бесценна. Лишь величайшие музыканты получают право играть на этих непревзойденных шедеврах во время концертов... Люди помнят эти имена: А.Страдивари, Д. Мартини. Миновали века с тех пор, как остановились золотые руки итальянских мастеров [1, 1964, С. 22-24] . Можно продолжать бесконечно рассказ о пытливых поисках дерева для гитар, удачных струн, о мире А. Сеговия, его признанном во всем мире стиле игры. В завершение экскурса в историю музыкальных инструментов лучше всего послушать голос самой гитары в произведениях: «Грустное настроение» Вячеслава Широкова, «Гитары с оркестром» Ф. Гойи, в его «Золотых сережках».

Последняя часть урока - деловая игра на поиск творчества после эмоционального погружения в мир звука, мир музыкальных инструментов в со-

юзе с мудрейшей из цикла естественных наук - физикой.

Учащиеся разбиваются на малые группы по 4-5 человек. На работу отводится 10-12 минут. В группе назначается спикер, возглавляющий работу. Защита продукта деятельности планируется во взаимодействии с участниками групповой работы в предложенной, или другой выбранной форме. Группам предлагаются творческие тематические задания, в которых нужно подготовить:

Устный журнал о старинных музыкальных инструментах.

- Передачу «А, знаете ли Вы что...»

- Круглый стол «Старинная гитара».

- Конференцию «О Величайших гитаристах мира»

Для выполнения заданий учащимся предлагаются карточки, содержащие информацию по теме. Например, для первой группы раздается информация:

- Первый гоббой появился у древних кочевников, в современных оркестрах его называют «задумчивый».

Флейта получила постоянную прописку в симфоническом оркестре в 19 веке по благословле-нию Теобальда. Бэма.

- Саксофон родился в 1845 г. в доме парижского мастера Адольфа Сакса.

- У современной арфы есть педали для настройки струн во время игры.

- В современной Африке и сейчас есть поющие овощи (тыква - прародитель арфы).

- Панцирь черепахи у арабов служит музыкальной коробкой, имеет две струны и называется ребаба.

- Нуббийские людоеды делали кессары из человеческих черепов, таджики делали «Геджаби» из консервных банок, но испытание временем выдержало дерево.

- Струны гитар изготовлялись из древесной коры, нитей бамбука, бычьих жил, сушеных обезьянних кишок.

Другой группе предлагается информация о гитарах: Карулли, А. Торреса, Хеттов, Виуэлле, итальянской гитаре, афинской гитаре:

- В 1810 году Фердинандо Карулли, известный виртуоз и композитор, подарил своему тринадцатилетнему сыну Руставу прекрасный музыкальный инструмент - итальянскую гитару, который был позже завещан музею II римской национальной консерватории самим Ф. Карулли. Струны были одинарные, их было шесть, и настроены они были как на современной гитаре: ми, си, соль, ре, ля, ми.

Антонио Торрес родился в Италии, в Сан -Себастьяне в 1863 году. Умер он всего 29 лет от роду, 19 ноября 1892 года. Это - знаменитый мастер. Его рабочие записки позволили сделать большой шаг в развитии конструкции классической гитары. Самый его значительный вклад - установление длины гитарной струны, равной 65 мм. Впоследствии эта длина была признана стандартной для всех современных гитар мира. Этим открытием была определена пропорция корпуса гитары и длины грифа. Гитара Торреса имела изящную форму, гладкую поверхность как снаружи, так и внутри. А главное - она имела важнейшее качество гитар: простоту отделки и легкость звукоизвлечения.

Гитара Хеттов - один из самых ранних щипковых инструментов. В ней уже были обозначены все основные признаки современной гитары. Каменные изображения такого инструмента есть на Сфинских Воротах большой городской стены одного из древних городов Новой Империи Хеттов (датируется 1400 - 1350 годами до новой эры). Хетты - раннее индоевропейское государство на Анатомийском полуострове. У гитары хеттов - длинная шейка (гриф) с ладами, прикрепленными к плоскому корпусу с загнутыми краями. На корпусе имеется множество звуковых отверстий. Этот факт подтверждается египетскими «длинными лютнями», т.к. хетты и египтяне поддерживали культурные и экономические связи на государственном уровне. Гитара Хеттов похожа и на латинскую гитару, изображение которой дано в испанской рукописи 1270 года.

Виуэлла - основной предшественник современной гитары. В Париже, в музее Жа-немар - Андре есть изображение этой гитары. Дата ее изготовления - 1500 год. На инструменте есть испанское клеймо (Гваделупа). Эта гитара имела шесть сдвоенных струн. В ней преломилась полифония звуков веков. Она пользовалась большой популярностью. Виуалистов - гитаристов обучали мастерству, они были прекрасными импровизаторами.

Итальянская гитара из коллекции Хилла (английские лютнисты). Гриф этой гитары наглухо прикреплен к корпусу, а эго уже следующая ступень в эволюции гитары. Последние лады размещаются непосредственно на верхней деке (отверстии резонатора) гитары. Инструмент имеет 5 двойных струн. Силуэт похож на современную гитару. Сохранились и музыкальные

произведения для этой гитары Робера де Бизе, гитариста при дворе французкого короля Людовика, которые и сегодня могут радовать человеческую душу.

- Афинская гитара больше похожа на латинскую Она была известна у средиземноморских народностей, греков и римлян. Техника игры афинян близка к современной, классической. Когда А. Сеговия увидел ее, произнес: «Я мог бы добиться хорошей техники на ней» [1].

Третья группа получает карточки о гитаристах:

А.Сеговии, В.Хара, В.Широкове, Ф.Гойе.

Материалы найти несложно, можно привлечь поисковые способности детей, использовать аннотации на пластинках, обратиться в музыкальные школы.

- Андрес Сеговия родился 21 февраля, 1893 года, в городе Минаресе, маленьком андалу-ском провинциальном горном городке. Его детство прошло в Гренаде, от которой остались неизгладимые впечатления от Альгамбры, мавританских стен дворцов. Именно в этом месте и родилась любовь к гитаре, как удивительному музыкальному инструменту. Природная любознательность, воспитанная требовательность к себе и прилежность подарили миру Великий талант А. Сеговии. Богат его творческий путь, начавшийся с четырнадцатилетнего возраста. Краткий творческий путь исполнителя классического стиля игры:

14 лет - Гренада, Кордова, Севилья, Мадрид.

15 лет - 15 концертов в Барселоне, затем Испания, Южная Америка, Париж.

1926 г. - Советский Союз, Дальний Восток.

- Шестьдесят лет сцены!. Его заслуги отмечены в Нью - Йорке в 1956 году званием Почетного Президента классической гитары. В Испании в 1963 году ему присвоено звание доктора философии и литературы. Сегодня - А.Сеговия -вершина великой интеллектуальной музыкальной мощи, Великий Патриарх Гитары, Паганини Гитары!

- Вячеслав Широков - солист Горьковской Государственной филармонии, дипломант Всесоюзного и Всероссийского конкурсов музыкантов - исполнителей. Самый популярный в стране гитарист. Увлекает слушателей большой музыкальностью, тонким вкусом, неповторимым тембром своей шестиструнки. В его программе музыкальные произведения Вилла - Лобоса, Торреги, Иванова - Крамского. Ему аплодирует мир как Великому виртуозу, глубоко чувствующему стиль исполняемых музыкальных произведений. Для него

как бы не существует сложности техники, музыка звучит легко и непринужденно. Его темперамент и одухотворенность покоряют слушателей.

- Франсис Гойя - родился в 1946 году в Бельгии, в семье пианиста. Гитару взял в руки в 7 лет и больше не расставался с нею. В семнадцать лет вышел на профессиональную эстраду. Успех его диска «Ностальгия» открыл ему путь на концертную эстраду. Уникален и его диск «Симфония любви». Мир любит и ценит Гойю.

- Виктор Хара - певец народа. Его хорошо знали в Чили. Со своими песнями он выступал в самых больших городах и самых маленьких селеньях. Каждый его концерт был еще и митингом. Гит дивизиона. Фашистская хунта арестовала Хару. Его долго пытали на стадионе в Сантьяго. Ему сначала раздробили пальцы, чтоб он уже никогда не играл, потом сдавили горло, чтоб он никогда не пел, потом расстреляли, чтоб он никогда не жил... Но разве можно убить песню?! Память народа?!

В заключение следует ознакомиться со словарем

устройства гитары:

- Резонатор - это деревянный корпус гитары, с отверстием в верхней части, называемой дека. Резонатор крепится с грифом, на котором есть лады, металлические поперечные, узкие пластины. Они предназначены для ориентации в извлечении звуков на основе нотной грамоты.

- На верхней части грифа крепятся колки для настройки струн, замены их, если нужно. Специальное приспособление для подъема струн над резонатором, и специальная планка для крепления струн в нижней его части

Урок будит душу, рождает любовь, силу чувств,

интерес к музыкальному искусству.

Литература

1. Анфилов Г. Физика и музыка. М.: Детская литература,

1964. - 101 с.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.:

Просвещение, 1985. - 222 с.

3. Кухлинг. Справочник по физике, 1998.

4. СвиридоваЕ.М. А это звука волшебство // Физика в школе .- 1998. -№3.-С.35-41.

5. Цветаева М. Избранное. М.: Высшая школа, 1992.

Автор обращает внимание на проблему формирования толерантности у старшеклассников, ставя во главу угла гендерный подход. Предлагает программу по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность, показывает пути ее решения.

Шустова Любовь Пофирьевна,

кандидат педагогических наук г. Ульяновск 1_р [email protected]

Формирование гендерной толерантности у старшеклассников

(Часть 1)

Как можно сформировать гендерную толерантность у старшеклассников Ключевые слова: изменения гендерных отношений в современном российском обществе; воспроизводство школой жестких стандартов мужественности и женственности; старший школьный возраст; формирования мировоззрения; толерантность, интолерантность, пол, гендер, гендерная толерантность, фемининность, маскулинность, ан~ дрогинность

Одной из важных задач современного образования является формирование у подрастающего поколения гендерной толерантности, как одной из составляющих стабильности общества. Она возникает на стыке двух важнейших международных документов: Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО и Декларации тысячелетия ООН, где проблема достижения гендерного равноправия является одной из приоритетных.

Разработанная нами программа по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность основывается на осознании и коррекции в сознании воспитанников на пороге выбора жизненного пути наиболее жестких гендерных стереотипов и установок, изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и девушками, вариативности в овладении полоролевым репертуаром. Она призвана способствовать снятию противоречий между провозглашением толерантности и гендерного равноправия в обществе и недостаточным культивированием этих идей в практике школьного образования; между изменениями гендерных отношений в современном российском обществе и воспроизводимыми школой жесткими стандартами мужественности и женственности; между возрастной переоценкой взглядов и установок в раннем юношеском возрасте, актуализацией потребности учащихся в жизненном самоопределении и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в практике школьного воспитания.

Одним из наиболее важных периодов для формирования гендерной толерантности является период ранней юности. Как показывают исследования И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Э. Эриксона и др., старший школьный возраст - это период активного формирования мировоззрения, где присвоение тех или иных ценностей является одной из составляющих этого процесса. Происходит расширение социальной среды воздействия на старшеклассника, закономерная возрастная переоценка его возможностей, актуализация потребности в самопознании и самореализации. Именно в возрасте 15-17 лет у человека складываются многие мировоззренческие позиции, которые будут определять его поведение в типичных жизненных ситуациях в будущем. Путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей. Традиционно полагают, что осознание смысла и цели жизни проявляется в ранней юности.

Культивирование идей гендерной толерантности в обществе связано с формированием у воспитанников ключевых компетентностей и социальных ролей: гражданина, семьянина, труженика и т.д. Поэтому, жизненно необходимой и важной задачей на пороге вступления старшеклассников во взрослую жизнь становится формирование у них установки на гендерную толерантность. Ее формирование в юношеском возрасте имеет принципиальное значение для свободного развития личности, выбора индивидуальных путей самореализации, поскольку именно в школе формируются представления о жизненной стратегии юношей и девушек.

Мы считаем, что целенаправленная работа по формированию гендерной толерантности будет способствовать и решению таких важных задач развития в юности, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками того и другого пола, принятие мужской или женской социально-сексуальной роли, обретение системы ценностей и этических принципов, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни.

Программа проводится в рамках провозглашенного на 2008 год - года семьи.

Цель программы: формирование гендерного самосознания и установки на гендерную толерантность старшеклассников как условия:

• осуществления гендерной социализации школьников;

• профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности;

• внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения.

Задачи:

• ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «гендер», «гендерная толерантность», гендерное равноправие» и др.;

• способствовать осознанию гендерных стереотипов сознания, значимости проблемы воспитания в себе качеств толерантной личности;

• формирование эмпатического понимания и безусловного принятия как элементов толерантности в контексте гендерных отношений, развитие способности к принятию различных типов гендерной идентичности, ознакомление со способами саморегуляции эмоциональных состояний;

• способствовать развитию модели толерантного поведения в гендерных отношениях, предполагающей умение вести конструктивный диалог, использовать тактику сотрудничества и компромисса, приемы бесконфликтного взаимодействия.

Содержание программы

Модуль 1. Первое занятие вводное, на котором происходит знакомство участников программы, ознакомление с целями программы и правилам работы в группе. Далее раскрывается понятийный аппарат: «толерантность», «интолерантность», «пол», «гендер», «гендерная толерантность», «фемининность», «маскулинность», «андрогинность» и др. В конце модуля - дискуссия, посвященная анализу сходств и различий между мужчинами и женщинами.

Все последующие модули построены таким образом, что вначале происходит осознание учащимися гендерных стереотипов в той или иной сфере деятельности, далее следуют упражнения и игры на отработку эмоциональных и поведенческих составляющих толерантности и заканчивается модуль обобщающей знания и умения дискуссией на соответствующую тему Порядок следования модулей и их наполняемость определяются значимостью и актуальностью их для старшеклассников.

Модуль 2. Рассматриваются гендерные стереотипы в общении между юношами и девушками, затем следует серия упражнений и игр на развитие межпо-ловой чувствительности, освоение способов саморегуляции эмоциональных состояний, отработка умения вести конструктивный диалог и приёмов бесконфликтного взаимодействия. В конце раздела - дискуссия на тему о раздельном и совместном обучении в школе.

Модуль 3. Рассматриваются гендерные стереотипы в выборе художественных, спортивных, интеллектуальных и других видов увлечений, обсуждаются увлечения и хобби старшеклассников, мотивы их выбора и в конце - дискуссия на соответствующую тему.

Модуль 4. Обсуждаются гендерные стереотипы в семье, мужские и женские семейные роли, совместимость в браке, применяются ролевые игры на взаимопонимание и отработку поведения в семейном кон-

фликте. Завершается раздел дискуссией о женском и мужском типах воспитания.

Модуль 5 посвящен осознанию гендерных стереотипов старшеклассников в профессиональной деятельности, что очень важно сделать в целях их профессионального самоопределения. Далее следует подборка сюжетно-ролевых игр и дискуссия на тему о мужском и женском типах профессионализма.

Модуль 6 раскрывает гендерные стереотипы в обществе и политике, поднимает вопросы социального статуса мужчин и женщин в нашей стране. В конце его заключительная дискуссия о значимости гендерного равенства в обществе.

Заключительное занятие посвящено рефлексии участия в программе.

На занятиях применяются разнообразные методы, формы и приёмы совместной деятельности учителя и учащихся: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, метод дилемм, использование художественной литературы и материалов прессы, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций, психотехнические игры и упражнения и т. д.

Тематический план

Модуль I. Феномен гендерной толерантности.

1. Знакомство. Цели программы. Правила работы в группе.

2. Толерантность - неотъемлемое качество личности. Толерантная и интолерантная личность.

3. Фемининность, маскулинность, андрогинность.

4. Дискуссия: «Мужчины и женщины: различия и сходства».

Модуль II. Гендер и межличностное общение.

5. Гендерные стереотипы в межличностном общении юношей и девушек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Эмпатическое понимание и безусловное принятие - основа гендерной толерантности.

7. Способы саморегуляции эмоционального состояния.

8. Модель ненасильственной коммуникации при взаимодействии полов.

9. Конфликты в межличностном общении юношей и девушек.

10. Дискуссия: «Раздельное по полу обучение: «за» и «против»».

Модуль III. Гендер и увлечения.

11. Гендерные стереотипы в сфере увлечений. Мир моих увлечений.

12. Дискуссия: «Обосновано ли деление увлечений и хобби на «мужские» и «женские»?»

Модуль IV. Гендер и семья.

13. Гендерные стереотипы в семье. Проблема функционально-ролевой совместимости в браке.

14. Лидерство в семье. Поведение в семейном конфликте.

15. Дискуссия: «Должны ли отличаться женское и мужское воспитание?»

Модуль V. Гендер и профессиональная деятельность.

16. Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности. Мужские и женские профессии.

17. Дискуссия: «Существует ли мужской и женский типы профессионализма?»

Модуль VI. Гендер и общественно-политическая деятельность.

18. Гендерные стереотипы в политике и обществе. Проблемы социального статуса мужчин и женщин в России.

19. Дискуссия: « Нужно ли обществу гендерное равноправие?».

20. Заключительное занятие. Рефлексия участия в программе.

I. ФЕНОМЕН ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Правила работы в группе.

Цели:

• знакомство участников программы, создание доброжелательной эмоциональной атмосферы в группе;

• знакомство с правилами работы в группе.

Труднее всего сделать первый шаг.

Пословица.

Упражнение «Необычный визит»

Участники группы располагаются в кругу. Ведущий предлагает участникам представиться следующим образом: поздороваться; называя себя так, как им хотелось, чтобы их называла группа; сказать, на каком воображаемом виде транспорта, начинающемся на первую букву его имени, он прибыл на занятие; а также охарактеризовать свой транспорт прилагательным, начинающимся на первую букву фамилии. Звучит это примерно так:

Здравствуйте! Я - Светлана. Прилетела к вам на самолете звенящем (Света Звягинцева).

Привет! Мое имя Никита. Я приехал сюда на «Ниве» темной (Никита Табунин).

Хелло! Я - Олъга\ Прискакала сюда на ослике жирном (Оля Жернакова).

Далее ведущий знакомит с правилами работы в группе, происходит принятие или непринятие каких-либо правил участниками (Приложение 1.1.).

Упражнение «Снежный ком»

Выполняется в кругу. Направлено на получение информации друг о друге. Первым говорит информацию о себе ведущий, например, называет свое имя. Сидящий справа от него называет свое имя и добав-

ляет немного о себе, например, свой возраст. Следующий называет свое имя, возраст и добавляет, например, свое любимое занятие. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит дать достаточно полную информацию о себе по тем пунктам, которые называли участники.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Применяется для снятия зажимов и преодоления стеснительности у участников, а также с целью поменять своих соседей справа и слева. Из круга убирается один стул, а ведущий становится в центр круга и произносит слова: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня получил в школе оценку». Все, кому удалось получить ту или иную оценку поднимаются с мест и занимают освободившиеся места. Тот, кто остался без стула, становится водящим и продолжает упражнение.

Упражнение «Презентация соседа»

Участники группы образуют пары. Ведущий дает задание поделиться в паре на два номера и в течение двух минут первые номера рассказывают как можно больше о себе, а вторые номера слушают и задают им вопросы; затем задание в паре меняется: первые номера становятся слушателями, а вторые - рассказчиками. Далее все участники разворачиваются в круг, и ведущий просит рассказать о своем напарнике, начиная свой рассказ примерно так: «Я хочу вам представить Сергея. Ему 16 лет, брюнет, учится в 10 классе...» По окончании представления каждому участнику звучат аплодисменты. Когда все участники будут представлены, ведущий организует рефлексию.

Какое из заданий сложнее было выполнять: быть слушателем, рассказчиком или выслушивать информацию о себе со слов своего соседа? Почему? Понравилось ли, как был представлен или что-то захотелось изменить, добавить, умолчать.

Тестирование участников программы (Приложение 1.2.)

Знакомство с целями программы.

Рефлексия занятия

Ведущий просит группу оценить, насколько интересным, полезным было для него это занятие, и хотелось ли ему продолжить свое участие в программе. Делается общий вывод о том, что собралось много интересных и не похожих друг на друга людей, с которыми бы хотелось поближе познакомиться, лучше узнать себя через призму других, научиться общаться и сотрудничать с людьми, у которых разные характеры, пол, национальность, разные системы ценностей, взгляды на жизнь и установки.

Заполнение «Бланков обратной связи»

Пожалуйста, оцените проведенное занятие по 10-бальной системе:

1. Была ли для Вас информация

доступной__________________

новой______________________

интересной_________________

полезной___________________

значимой___________________

2. Особенно понравилось________________________

3. Не понравилось назанятии____________________

4.Вашипредложенияипожелани я_______________

Спасибо!

Приложение 1.1. Базовые принципы групповой работы

1. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе не должно стать достоянием третьих лиц.

2. Добровольность. Члены группы имеют право на добровольное участие в программе и в тех или иных упражнениях.

3. Доброжелательность. В группе недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу.

4. Открытость, искренность. Говорим только правду или же молчим.

Этот список может быть дополнен самими участниками.

Приложение 1.2. Опросник «Гендерная толерантность» Вариант для девушек

Уважаемые старшеклассницы, просим вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.

Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

Определенно согласна - +2 балла.

Скорее согласна, чем не согласна - +1 балл. Скорее не согласна, чем согласна —1 балл. Определенно не согласна —2 балла.

1. Мужчины способны более эффективно решать вопросы на посту главы государства, так как им свойственна широта взглядов на мир.

2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость».

3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где мужчина не смог бы успешно конкурировать с женщиной.

4. Профессиональная карьера не должна занимать ведущее место в системе жизненных ценностей мужчины.

5. Лидерство в семье должно быть ролевым: в одних вопросах главенствует муж, в других - жена.

6. Бесконечные войны, расхождение слов с делами - следствие жесткой мужской политики.

7. Юноше не следует демонстрировать тревогу, чтобы не прослыть немужественным.

8. В увлечениях мужчин и женщин больше сходств, чем различий.

9. В силу своей рациональности и направленности на дело мужчины способны добиться большего успеха в бизнесе, чем женщины.

10. В воспитании детей отцу не следует быть мягким, ему нужно проявлять твердость и решительность.

11. Политика - дело в равной степени мужчин и женщин.

12. Пассивное поведение юноши по отношению к девушке - признак женственности.

13. Мужчине не следует иметь слишком большой круг увлечений.

14. Мужчинам необходимо всегда оставаться активными и стремиться к достижениям.

15. Если в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнительного заработка должен заниматься муж.

16. Я чувствую тревогу, когда женщин пытаются отстранить от решения жизненно важных для страны вопросов.

17. Я начинаю раздражаться, когда парень пытается меня поучать.

18. Меня нисколько не беспокоит, что мужчины все чаще оказываются успешными в тех видах увлечений, которые традиционно считались женскими.

19. Мне не нравится тот факт, что наиболее высокопоставленные должности на предприятиях достаются чаще всего мужчинам.

20. Я буду испытывать дискомфорт, если всякий раз последнее слово в принятии важных семейных решений будет оставаться за мужем.

21. Мне неприятна расчетливость и жесткость политиков-мужчин.

22. Парень, который «плачется в чужую жилетку», мне не симпатичен.

23. Мужские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными.

24. Преимущество мужчин в том, что они способны решать производственные проблемы спокойно, рассудительно, без лишних эмоций.

25. Мужчина, который не проявляет эмоционального сочувствия к женщине, не вызывает у меня уважения.

26. Образ политика-мужчины мне несимпатичен.

27. Нерешительность парня, его желание во всем искать совета - выводят меня из терпения.

28. Я приветствую, когда юноша в жизни чем-то серьезно увлекается.

29. Мне нравится, когда мужчины проявляют энергичность и инициативность в решении производственных проблем.

30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена - в доме; муж - «в народе», жена - «среди семьи».

31. На президентских выборах я голосовала бы за наиболее достойную кандидатуру, независимо от того, женщина это или мужчина.

32. Часто я не склонна уступать парню в споре.

33. Если мне не понравится увлечение моего парня, он вынужден будет с ним расстаться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я склонна отдать предпочтение наиболее опытному и компетентному работнику.

35. При воспитании сына я буду поощрять в нем стремление быть первым.

36. Я не доверяю словам и действиям политиков-мужчин, поскольку они не склонны прислушиваются к мнениям людей.

37. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств и эмоций независимо от того, юноша это или девушка.

38. Я не склонна поддерживать такие увлечения парня, как вышивание или вязание.

39. Я не хотела бы иметь в будущем деловых партнеров среди мужчин из-за их тщеславия.

40. В моей будущей семье у сына не будет запрета на эмоциональное самовыражение.

41. Будучи депутатом, я голосовала бы за ограничение мужского представительства в парламенте страны.

42. Я стараюсь избегать общения с юношами, робкими и неуверенными в себе.

43. Мне хотелось бы дружить с парнем, который имеет разносторонние интересы и увлечения.

44. При выборе профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или «женская», а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.

45. В семье, которую я создам, обязанности не будут жестко делиться на «мужские» и «женские».

Спасибо!

Ключ к опроснику: каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл, при этом в ответах на суждения: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15,

16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36,

38, 39, 41, 42 - знак меняется на противоположный.

Опросник «Гендерная толерантность»

Вариант для юношей

Уважаемые юноши, просим вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.

Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

Определенно согласен - +2 балла.

Скорее согласен, чем не согласен - +1 балл.

Скорее не согласен, чем согласен - -1 балл.

Определенно не согласен - -2 балла.

1. Женщины не способны эффективно решать вопросы на посту главы государства из-за отсутствия широты взглядов на мир.

2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость».

3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где женщина не смогла бы успешно конкурировать с мужчиной.

4. Женщина хотя и может обладать чертами, полезными для руководителя, у нее обычно отсутствуют качества, позволяющие стать настоящим лидером.

5. Лидерство в семье должно быть ситуативным: в одних вопросах - главенствует муж, в других - жена.

6. В силу направленности на поиск согласия женщины быстрее, чем мужчины приходят к компромиссу в переговорах.

7. Девушке следует быть мягкой и уступчивой, ей не к лицу решительность и жесткость.

8. В увлечениях мужчин и женщин больше сходств, чем различий.

9. Эмоциональность и неуравновешенность мешают женщине добиться большого успеха в бизнесе.

10. Воспитанием детей в семье должна заниматься прежде всего мать, так как она лучше понимает проблемы своих детей.

11. Женщины в правительстве могли бы вносить свой, особый вклад в решение проблем

общества.

12. Специфика женской любви заключается в том, чтобы быть любимой, а не любить самой.

13. Каждому мужчине необходимо иметь свое хобби, для женщины иметь его - не обязательно.

14. Женщина не должна наравне с мужчиной активно трудиться в общественном производстве.

15. Если в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнительного заработка должен заниматься муж.

16. Мужчинам не следует мириться с тем, что женщины постепенно вытесняют их из политики.

17. Меня неприятны девушки, которые пытаются в споре «умничать».

18. Меня нисколько не беспокоит тот факт, что женщины все чаще оказываются успешными в тех видах увлечений, которые раньше считались мужскими.

19. Я с большей симпатией отношусь к руководителям-мужчинам, чем руководителям-женщинам.

20. Я буду испытывать дискомфорт, если каждый раз последнее слово в принятии важных семейных решений будет оставаться за женой.

21. Женщины в правительстве - это опасно: слишком много эмоций.

22. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств независимо от того, юноша это или девушка.

23. Женские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными.

24. Я не хотел бы иметь деловых партнеров среди женщин из-за их эмоциональности и непредсказуемости.

25. Мать, слишком строгая к своим детям, не вызывает у меня симпатии.

26. Мое уважение к политикам-мужчинам или женщинам зависит от проявления их личностных качеств, а не принадлежности к тому или иному полу.

27. Активность, напористость девушки вызывают у меня неприятные чувства.

28. Жизненные увлечения делают девушку более привлекательной.

29. Не очень-то уважаю женщин, стремящихся овладеть типично мужскими профессиями.

30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена - в доме; муж - в народе, жена - среди семьи.

31. На президентских выборах я голосовал бы за наиболее достойную кандидатуру, независимо от того, женщина это или мужчина.

32. Я стараюсь избегать общения с девушками, у которых властный характер.

33. Если мне не понравится увлечение моей девушки, она вынуждена будет с ним расстаться.

34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я бы отдал предпочтение наиболее опытному и компетентному работнику.

35. Главное, что я буду воспитывать во взрослой дочери - умение слушать во всем своего супруга.

36. Я склонен больше доверять словам и действиям политиков-женщин, поскольку они лучше понимают проблемы людей.

37. Я предпочитаю общаться с такими девушками, которые способны понять другого человека.

38. Своей девушке я не позволю заниматься мужскими видами спорта (борьбой и пр.)

39. Заслуга женщины в том, что она способна создать гармоничную атмосферу в коллективе.

40. В семейной жизни я буду внимательным и заботливым по отношению к своей будущей жене и детям.

41. Будучи депутатом, я голосовал бы за ограничения женского представительства в парламенте страны.

42. Я стремлюсь к общению с активными, общительными девушками.

43. Я хотел бы дружить с девушкой, имеющей разносторонние увлечения.

44. При выборе своей профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или «женская», а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.

45. В семье, которую я создам, обязанности не будут делиться на «мужские» и «женские».

Спасибо!

Ключ к опроснику: каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл, при этом в ответах на суждения: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15,

17, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36, 38,39,41,42- знак меняется на противоположный.

Уровни сформированности гендерной толерантности:

от - 90 до - 61 - ярко выраженная гендерная инто-лерантность

от - 60 до - 31 - осознанная гендерная интолерант-ность

от - 30 до 0 - скрытая гендерная интолерант-

ность

от + 1 до +30 - пассивная гендерная толерант-

ность

от +31 до +60 - осознанная гендерная толерантность

от +61 до +90 - активная гендерная толерантность

ЗАНЯТИЕ 2. Толерантность - неотъемлемое качество личности. Толерантная и интолерант-ная личность.

Цели:

• определение смысла понятия «толерантность», его многоаспектности;

• знакомство с чертами толерантной и интоле-рантной личности, оценка наличия у себя качеств толерантной личности;

• углубление знакомства с участниками группы.

«Терпением мы можем добиться большего, чем силой».

Э. Берн

«Терпимость - добродетель свободолюбия, бережливое отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Н. Бердяев

Упражнение «Кто родился в мае...»

Учащиеся рассаживаются по кругу. Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. По мере выполнения упражнение темп его возрастает. Ниже представлены возможные варианты высказываний:

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;

• кто родился в мае, пожмите друг другу руки;

• кто любит собак, должен три раза пролаять;

• любители кошек, скажите ласково: «Мяу!»;

• те, у кого красные детали одежды, должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»;

• у кого есть веснушки, пусть пробежится по кругу;

• пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул и скажет с горечью: «Мне так одиноко»;

• тот, кого принуждают ходить на эти занятия, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

• кто изредка мечтал стать невидимым, пусть спрячется за одного из участников;

• регулярно занимающиеся йогой пусть продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

• кто не переносит табачного дыма, пусть громко крикнет: «Курить - здоровью вредить!»;

• те, у кого есть шоколадка, жвачка или конфета, пусть трижды громко причмокнут;

• кто рад, что попал в эту группу, громко скажет: «Ура!»;

• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

Упражнение «Ассоциация»

На доске обратной стороной прикреплены плакаты с краткими определениями толерантности. Учитель просит учащихся по кругу дать свою ассоциацию на слово «толерантность». Если кто-то слышит это слово впервые, может сказать «пас». По мере вскрытия учащимися его содержания, учитель переворачивает совпадающие с ответами детей определения. Толерантность -это:

сотрудничество, дух партнерства; готовность мириться с чужим мнением; уважение прав других; принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; уважение права быть иным; признание многообразия; признание равенства других;

терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

отказ от доминирования, причинение вреда и насилия.

Ведущий интересуется, будет ли понятие полным, если мы остановимся на какой- либо одной формулировке? Что объединяет их все?

По окончании упражнения все вместе пытаются сформулировать общее понятие толерантности, обращая внимание на его многоаспектность. Учащиеся подводятся к выводу, что очень сложно дать одно определение этого понятия, поскольку оно имеет множество сторон. Слово толерантность переводится с разных языков по-разному:

е русском языке - это значит терпеть, допускать, выжидать, выносить, страдать, крепиться;

ео французском - уважать свободу другого, его образ мыслей, поведение, взгляды;

е английском - готовность без протеста воспринимать личность, вещь;

е китайском - допущение, позволение, проявление великодушия;

е арабском - прощение, снисхождение, сострадание, благосклонность;

е персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению.

В Декларации ЮНЕСКО под «толерантностью» понимается уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуально сти.

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения понятия различны? Представляется ли вам проблема толерантности актуальной и почему?

Упражнение «Древневосточная монада»

На флаге и гербе Южной Кореи нарисован символический знак - монада, в котором воплощена древняя восточная теория в двух силах. «Инь» - темное, земное, пассивное, женское. «Ян» - светлое, небесное, активное, мужское. Как считали со времен античности, вся Вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал. В мире нет силы без слабости, юга без севера, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... В человеке, как частичке этого мира, так же уживаются добро и зло, свобода и зависимость, активность и пассивность, любовь и ненависть, мудрость и глупость.

Ведущий просит учащихся разделить страницу пополам и написать с одной стороны свои положительные черты, а с другой - отрицательные. Далее обсуждение в кругу:

кто желает поделиться своими мыслями о себе; что легче было писать, положительное о себе самом или отрицательное, почему;

есть ли такие среди вас, у кого оказалась заполненной только одна сторона таблички, левая или правая;

как можно охарактеризовать человека, который видит в себе только хорошее, не замечая своих недостатков;

как бы мы назвали человека, который находит в себе исключительно негативные черты характера;

как вы считаете, кому проще увидеть в людях добрые черты, человеку, принимающему себя таким, какой он есть, или, тому, кто видит в себе в первую очередь недостатки;

какими чертами должна обладать толерантная личность?

Упражнение «Черты толерантной личности»

Ведущий раздает бланки опросника с характеристиками, свойственными толерантной личности и просит учащихся поставить в колонке А «+» напротив тех трех черт, которые у них наиболее выражены, а «О» - напротив трех черт, которые наименее выражены (Приложение 2.1.). Затем в колонке В нужно поставить «+» напротив тех трех черт, которые, на их взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Далее учитель просит загнуть листок так, чтобы ответы оказались закрытыми, и отдать свой листок соседу справа для того, чтобы он отметил три черты, которые человеку наиболее присущи с его точки зрения. После оценки листок возвращается хозяину и передается соседу слева, чтобы он проделал то же самое. После выполнения задания ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и является ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Далее учащиеся сравнивают представления о толерантной личности с общегрупповыми, представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой, собственные представления о себе с представлениями о нем двух участников группы.

Обсуждение упражнения:

что вы открыли нового для себя после выполнения этого упражнения;

совпадает ли ваша оценка качеств личности с оценками других учащихся;

над какими качествами вам предстоит поработать для того, чтобы считаться толерантной личностью?

Мини-лекция «Отличия толерантной личности от интолерантной» (Приложение 2.2.).

Ведущий знакомит учащихся с представлениями психологов об отличительных особенностях толерантной и интолерантной личности.

Упражнение «Секретное задание»

Ведущий готовит заранее карточки с именами всех участников группы. Карточки закручиваются, помещаются в специальный сосуд. Далее учащимся объясняется, что с того момента, как они в результате жеребьевки вытянут карточку с именем одного из участников группы, им предстоит всю неделю, от занятия до занятия, оказывать ему знаки внимания, осуществлять поддержку и помощь. Это могут быть комплименты, помощь в учебе, поддержка на уроке, проводы домой и т. п. Внимание с вашей стороны не должно быть слишком навязчивым, но все же заметным. При этом вы должны помнить, что сами являетесь объектом внимания кого-то другого. Через неделю вы должны сообщить, кто же к вам целую неделю был «неравнодушен».

Рефлексия участия на занятии. Заполнение бланков обратной связи.

Приложение 2.1. Черты толерантной личности

Колонка А Колонка В

1. Расположенность к другим _______ ______

2. Снисходительность _______ ________

3. Терпение _______ ______

4. Чувство юмора _______ ______

5. Чуткость _______ ______

6. Доверие _______ ______

7. Альтруизм _______ ______

8. Терпимость к различиям _______ ______

9. Умение владеть собой _______ ______

10. Доброжелательность _______ ______

11.Умение не осуждать других ____________ ______

12. Гуманизм _______ ______

13.Умение слушать _______ ______

14.Любознательность _______ ______

15.Способность к сопереживанию _____ ______

Приложение 2.2. Мини-лекция «Отличия толерантной личности от интолерантной»

Деление людей на толерантных и интолерант-ных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя то-лерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями.

1. Знание самого себя.

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружаю-

щих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я - идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я - реальным» (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я - идеальное» и «Я - реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, я от них самих. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, он несет ее сам. Интолерантный - стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности.

Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других.

Обнаружилось, что толерантная личность больше

ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить

себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных лщцей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку.

Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Нацисты, например, чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями, вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности. Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей принадлежности партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии.

Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, способность давать верные суждения о других людях. Что является основой эм-патических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор попросил студентов заполнить опросник, выявлявший степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту исходя из собственных убеждений, т. е. партнеры выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях - они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм.

Для интолерантной личности очень значима общественная иерархия. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Когда американцев попросили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Выбор пути - за каждым из вас!

ЗАНЯТИЕ 3. Маскулинность. Фемининностъ. Андрогинность.

Цели:

• познакомить учащихся с понятиями «пол», «гендер», «маскулинность», «фемининность», «андрогинность»;

• проблематизировать индивидуальные гендерные представления учащихся, способствовать осознанию собственной гендерной идентичности.

«Женщинами не рождаются, женщинами становятся».

Симона де Бовуар «Да здравствует разница! Давайте будем ее понимать и уважать».

В. Познер

Упражнение «Хорошо-плохо»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий начинает упражнение с утверждения типа «Заниматься физкультурой - хорошо, потому что будешь реже бо-

леть». Сидящий справа человек повторяет конец этой фразы, но с утверждением «плохо» и объясняет почему. Например: «Болеть реже будешь - это плохо, потому что каждый день в школу придется ходить». И так по кругу.

Заполнение опросника «Кто Я?»

Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Ведущий раздает бланки и зачитывает инструкцию, согласно которой учащимся необходимо не менее двадцати раз ответить на вопрос «Кто Я?», используя при этом любые слова или предложения. Записывать ответы необходимо как можно быстрее. Отвечая на этот вопрос, человек указывает роли и характеристики, с которыми он себя идентифицирует. Принято считать, что те характеристики, которые записаны в начале списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются более значимыми для субъекта.

Рефлексия результатов. Всем ли удалось написать двадцать ответов? Легко ли было это сделать? Далее предлагается найти ответы, относящиеся к трем категориям социальной идентичности: семейные и межличностные роли, профессиональные и другие социальные роли. Следующие три категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:

• фемининные характеристики - личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• маскулинные характеристики - личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный);

• нейтральные характеристики (веселый, красивый, добрый, верный).

Отдельно выясняются, присутствовала ли в са-моописаниях характеристика, обозначающая пол (я

- юноша/девушка) и определяется порядок ее упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой категории в структуре Я-концепции личности). Если пол не упоминается вообще или в конце списка, то можно говорить о неполотипизирован-ной Я-концепции.

Беседа на тему «пола» и «гендера»

Сегодня обоснованность жесткого разделения только на два противоположных пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют:

генетический пол (хромосомный), обусловленный сочетанием хромосом в момент оплодотворения;

гонадный пол, обусловленный формированием половых желез;

гормональный пол, возникающий под влиянием гормонов половых желез;

морфологический пол - формирующиеся под влиянием гормонов внутренние и внешние половые органы;

церебральный пол - возникающая под влиянием тестостерона дифференциация мозга;

гражданский (паспортный) пол, определяющийся на основании генитальных признаков при рождении ребенка;

социально-психологический пол (гендер) характеризуется в психологии как комплекс телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.

Таким образом, пол - это биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с людьми.

Упражнение «Единство в разнообразии»

Учащиеся рассаживаются по кругу. Ведущий раздает всем девушкам бумажные фигурки в виде женщин, а юношам - в виде мужчин. Просит нарисовать на них лица и в виде цепочки на шее подписать свои имена. Эти фигурки будут переходить по кругу из рук в руки, а каждый участник должен написать любые два-три качества, наиболее характеризующие его владельца. Когда каждая фигурка прошла полный круг, ведущий их собирает и поочередно зачитывает надписи на них, произнося их в мужском роде. Задача учащихся - отгадать, про кого идет речь.

Рефлексия. Всегда ли по описанным чертам можно угадать о ком идет речь: юноше или девушке? Какие черты оказались присущи в равной степени тому и другому полу? Какие характеристики звучали чаще у юношей, девушек?

Ведущий вновь обращается к образу древневосточной монады. Если представить мир как единство мужского и женского миров, то нетрудно заметить, что в мире нет «чисто мужчин» и «чисто женщин» (черные пятна на белом, белые - на черном). Поскольку в каждом человеке зреют как мужские, так и женские гормоны, то человека можно представить в виде сообщающегося сосуда, в коленах которого соотношение женского и мужского колеблется.

Заполнение опросника С. Бем (Приложение 3.1.)

Опросник направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного. Учащимся разда-

ются бланки и предлагается заполнить их в соответствии с инструкцией. Обработка и обсуждение результатов.

Обсуждение результатов проводится в контексте информации о концепции андрогинии С. Бем. Согласно этой концепции под маскулинностью понимается нормативное представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин. Ей традиционно приписываются «активнотворческий» характеристики - активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность рассматривается в ней как нормативное представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. Ей традиционно вменяется «пассивно-репродуктивное» начало, проявляющееся в зависимости, заботливости, тревожности, эмоциональности, низкой самооценке.

Андрогиния - сочетание традиционно женских и мужских черт - значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность изменять поведение в зависимости от ситуации. Андрогинный тип вбирает в себя лучшее от обеих половых ролей, обладает ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Важность концепции андрогинии заключается в том, что она дает возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся женскими и мужскими, делает возможным принятие в себе и в других индивидуальной гендерной идентичности.

Упражнение «Секретное задание»

Учащиеся высказывают по очереди свои предположения, кто им на этой неделе оказывал поддержку и помощь, объясняют, по каким признакам они об этом догадались, что при этом им показалось приятным, а что - нет. Производится новая жеребьевка для оказания помощи и поддержки кому-либо другому на следующей неделе.

Рефлексия занятия. Заполнение бланков обратной связи.

Приложение 3.1

Опросник С. Бем

Инструкция: оцените наличие или отсутствие у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».

1. Вера в себя 31. Быстрота в принятии

решений

2. Умение уступать 32. Сострадание

3. Способность помочь 33. Искренность

4. Склонность защищать 34. Самодостаточность

свои взгляды

5. Жизнерадостность

6. Угрюмость

7. Независимость

8. Застенчивость

9. Совестливость

10. Атлетичность

11. Нежность

12. Театральность

13. Напористость.

14. Падкость на лесть

15. Удачливость

16. Сильная личность

17. Преданность

18. Непредсказуемость

19. Сила

20. Женственность

21. Надежность

22. Аналитичность

23. Умение сочувствовать

24. Ревнивость

25. Способность

26. Забота о людях

27. Прямота, правдивость

28. Склонность к риску

29. Понимание других

30. Скрытность

Спасибо!

35. Способность утешить

36.Т щеславие

37. Властность

38. Тихий голос

39. Привлекательность

40. Мужественность

41. Теплота, сердечность

42. Торжественность, важность

43. Собственная позиция

44. Мягкость

45. Умение дружить

46. Агрессивность

47. Доверчивость

48. Малорезультативность

49. Склонность вести за собой

50. Инфантильность

51. Адаптивность

52. Индивидуализм

53. Нелюбовь ругательств

54. Несистематичность

55. Дух соревнования к лидерству

56. Любовь к детям

57.Тактичность

58. Амбициозность, честолюбие

59. Спокойствие

60.Традиционность,уело в-

Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19,

22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58. Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20,

23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининно-сти (Р) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

Р = (сумма баллов по фемининности):20;

М = (сумма баллов по маскулинности): 20 Основной индекс К определяется как К = (Р-М) * 2, 322.

Если величина индекса заключается в пределах от -1 до +1, то делается заключение об андрогинно-сти. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1-о феми-нинности, в случае, когда индекс больше +2,025 говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

ЗАНЯТИЕ 4. Лискуссия «Мужчины и женщины: различия и сходства.

Цели:

• дать понятие о природе различий между мужчинами и женщинами, их природной и общественной обусловленности;

• снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мужчина и женщина /то две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда».

Дж. Мадзини

Упражнение «Ассоциации»

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий произносит на ухо соседу справа слово. Он придумывает на него ассоциацию и говорит ее своему соседу справа, и так по кругу. Так делается дважды на слова «девушка» и «юноша». Затем каждый по кругу, озвучивает свою ассоциацию.

Обсуждение «секретного задания»

Догадались ли вы о том, кто всю неделю уделял вам внимание, оказывал помощь и поддержку?

По каким признакам, поведению вы догадались об этом?

Умело ли человек оказывал вам знаки внимания, не был ли слишком навязчив?

Понравилось ли вам оказывать поддержку самим и получать ее от своих одноклассников?

Снова перемешиваются бумажки с именами участников группы, производится жеребьевка, и каждый получает новое «секретное задание» на следующую неделю.

Вступительное слово ведущего:

Уважаемые старшеклассники, сегодня нам предстоит ответить на четыре вопроса:

1. Существуют ли различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами?

2. Чего больше обнаруживается: сходств или различий?

3. Чем, большей частью, обусловлены эти различия: природой человека или обществом?

4. Различия между людьми в целом, между мужчинами и женщинами, в частности, это хорошо или плохо?

Мозговой штурм: «В чем заключаются различия между двумя полами?

Ведущий просит участников подвести некий итог своим жизненным наблюдениям и высказать, чем, на

их взгляд, отличаются мальчик от девочки, юноша от девушки, мужчина от женщины? Ведущий фиксирует их ответы на доске. Далее происходит обсуждение ответов учащихся (гендерных стереотипов, мифов) с привлечением научных данных о биологических и социальных аспектах половых различий (Приложение 4.1.)

Исследование межполушарной ассиметрии (Приложение 4.2.)

Цель: провести сравнительную оценку доминирующего полушария в группах юношей и девушек и сопоставить полученные результаты с научными данными.

Учащимся дается краткая справка о функциональной ассиметрии головного мозга, далее выполняются задания на оценку ведущего полушария, подсчитываются результаты, делается заключение о полном или неполном доминировании того или иного полушария. Полученные данные в группе девушек и в группе юношей сравниваются между собой, делается вывод о том, что сам по себе биологический пол жестко не предопределяет особенности психологических различий.

Дискуссия «Мужчины и женщины: сходства и различия»

Во время беседы мы уже частично ответили на вопросы, поставленные перед занятием. И все же давайте продолжим рассуждение над теми стереотипами и установками относительно различий мужчин и женщин, откуда они берутся, чем обусловлены. Ведущий просит учащихся определиться свою позицию относительно темы дискуссии и расположиться следующим образом: те, кто считают, что между полами больше сходств, чем различий, сесть с одной стороны классной комнаты, те же, кто считают, что принципиальных различий больше, чем сходств - садятся с другой стороны. Далее ведкщий организует дискуссию, употребляя вопросы «как вы считаете...», «почему...», «как вам кажется...», «правы ли...», «согласны ли вы...», «как вы относитесь...» (Приложении 4.З.).

По окончании дискуссии ведущий предлагает учащимся поменять свое место, если его позиция изменилась в ходе обсуждения. Еще раз обращается внимание группы на четыре вопроса, которые были поставлены в начале занятия. Совместно с учащимися делается вывод о том, что между мужчинами и женщинами существует ряд различий в анатомо-физиологических и психологических особенностях, однако сам по себе пол однозначно не предопределяет особенностей психологических различий. Они конструируются обществом, определенной социокультурной средой проживания. Недаром Симона де Бовуар писала: «Женщи-

нами не рождаются, женщинами становятся». То же самое можно с уверенностью сказать и про мужчин.

И последний вопрос группе: «Ценить разнообразие - означает ли это, что надо ценить различия между мужчинами и женщинами»? Ведущий обращает внимание участников к плакату на доске с высказыванием Джузеппе Мадзини: «Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда». В таком случае «Да здравствует разница»! Давайте стремиться к пониманию и уважению индивидуальных различий.

Рефлексия занятия. Заполнение бланков обратной связи.

Приложение 4.1.

Половые различия соматических, психофизиологических и психических свойств и качеств

Между мужчинами и женщинами всегда существовали и будут существовать различия, обусловленные способностью или неспособностью к детородным функциям: наличие У хромосомы у мальчиков и ее отсутствие у девочек; различия в половых железах и гормонах, которые они продуцируют (женские половые гормоны - эстрогены, мужские - андрогены), строение внутренних и внешних половых органов. Два пола отличаются и по целому ряду морфологических характеристик. Так, средний рост россиян-мужчин составляет около 175 см, а женщин - 165 см; средний вес 30-летней женщины составляет 60-65 кг, 30-летнего мужчины - 70-75 кг; мышцы у мужчин составляют 42% общего веса тела, а жировая клетчатка - 12%, у женщин - 36% и 18% соответственно. У мужчин, по сравнению с женщинами, большая ширина плеч и меньшая ширина бедер. Масса головного мозга у мужчин в среднем равна 1394 г, а у женщин 1245г, однако, эта разница обусловлена разными общими размерами тела и не определяет уровень интеллекта и психические возможности индивида. Общая мышечная сила у мужчин выше, чем у женщин. Так, силовые возможности 30-летней женщины составляют примерно две трети от силы мужчин того же возраста. У мужчин обмен веществ идет интенсивнее, и они обладают большей энергией. Нарушения восприятия света (дальтонизм) присущи 5-8% мужчин и только 0,1% женщин. Более низкие звуки лучше слышат мужчины, а более высокие - женщины. У мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек - левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают. Мозг мужчин организован более ассиметрично, чем мозг женщин, и доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Таким образом, на соматическом уровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами и женщинами, однако они жестко не обуславливают поведенческие реакции человека. В

психофизиологических свойствах различия не так четки и однозначны, что дает основание предполагать, что формирование маскулинного и фемининного типа личности и соответствующего типа поведения имеет не столько биологическое, сколько социокультурное обоснование.

Относительно различий в психических свойствах и качествах между мужчинами и женщинами в обществе сложилось несколько довольно-таки стойких убеждений.

Убеждение 1. Мужчины обладают более высокими математическими способностями.

Контрубеждение. До окончания школы девочки учатся лучше по всем предметам, включая математику. Различия в математических способностях не обнаруживается в подростковом возрасте. В институте юноши обгоняют девушек по математическим дисциплинам. В целом среднеполовые отличия очень малы и с годами стираются. Девочкам часто не достает уверенности в своих математических способностях, также они могут считать их не подходящими для своей роли в будущем. К тому же родители редко поощряют девочек в изучении математики, а их высокие успехи в этой области относят на счет старания, а не способностей. Да и жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и в сфере решения задач.

Убеждение 2. Женщины более эмоциональны, чем мужчины.

Контрубеждение. В дошкольном возрасте различий между мальчиками и девочками в выражении эмоций очень мало. Ко 2 классу подавление негативных мимических реакций возрастает, особенно у мальчиков. Именно социальные нормы и ожидания учат мальчиков подавлять слезы, а девочек - гнев и агрессивность. Девочки более свободны в выражении страха и грусти.

Убеждение 3. Мужчины агрессивней женщин.

Контрубеждение. Мальчики часто открыто выражают агрессию (толкаются, кричат, дерутся, в то время, как девочки предпочитают использовать косвенные формы агрессии (распускают слухи, сплетни, заводят друга «в отместку»). Женщинам, из-за того, что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии. К тому же проявление агрессии у мужчин поощряется обществом («мальчик должен уметь постоять за себя»), агрессия для женщин считается неуместной, ей предписывается проявление заботы, нежности.

Убеждение 4. Женщины более эмпатичны, чем мужчины.

Контрубеждение. Мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопе-

реживать им, но не заинтересованы, чтобы окружающие заметили это по их поведению. К тому же «женские» игрушки (куклы, зверюшки) развивают выражение эмпатии, тогда как «мужские» (машинки, солдатики) обычно ее не развивают. Кроме того, родители, воспитывая сыновей, учат их быть независимыми и контролировать свои эмоции, а девочек учат выражать свои чувства, быть в хороших отношениях с окружающими.

Убеждение 5. Женщины конформнее (уступчивей) мужчин.

Контрубеждение. Социальные нормы предписывают женщине стараться сохранять гармонию, комфортную обстановку в коллективе, тогда как мужчин учат независимости и не поддаваться давлению со стороны. Однако когда затрагиваются женские темы, мужчины оказываются более склонны к конформному поведению, и наоборот.

Убеждение 6. Женщины более склонны к помощи окружающим, к альтруизму.

Контрубеждение. И мужчины и женщины не различаются в готовности помочь, но есть различия в типах помогающих действий. Мужская роль поощряет проявления более «героических» («кавалерских») видов помощи (перенести тяжести, придержать дверь), женская роль приветствует «заботливую» помощь.

Этот список можно было бы продолжить. Существуют некоторые гендерные различия в выражении депрессии, в интересах, однако, они далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способности руководить.

Приложение 4.2.

Исследование межполушарной асимметрии

Цели:

• определение ведущего полушария и сравнительная оценка доминирующего полушария у юношей и девушек;

• сопоставление результатов с данными о преимущественном развитии пространственных отношений у юношей и речевых функций у девушек.

Функциональная асимметрия мозга заключается в том, что при осуществлении одних психических функций доминирует левое полушарие, а других - правое. Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, осуществляет анализ пространственных признаков, отвечает за образное мышление. Левое полушарие осуществляет аналогичный контроль правой поло-

вины тела, оно ответственно за речь, анализ времени, логическое мышление. У каждого индивида может быт преобладание функций одного из полушарий, что может сказываться на его познавательных процессах и личности. Так, лица с доминированием правого полушария чаще обнаруживают образный тип мышления, высокие показатели тревожности. У левополушарных лиц преобладает знаково-логическое мышление, положительные эмоции.

Итоговая оценка подсчитывается так. За каждое выполненное задание начисляется один балл либо левому полушарию, либо правому. Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: от суммы баллов левого полушария отнимается сумма баллов правого полушария, делится на 11, затем полученная сумма умножается на 100. В зависимости от суммы баллов, набранной тем или иным полушарием, результат может быть как положительным (в случае доминирования левого полушария), так и отрицательным (в случае доминирования правого полушария).

Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Полученный показатель составляет:

больше или равно 30 - полное доминирование левого полушария;

от 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария;

от 10 до -10 - неполное доминирование правого полушария;

ниже -10 - полное доминирование правого полушария.

Полученные данные можно свести в таблицу, разделенную на три колонки: доминирующее полушарие, девушки, юноши. При анализе результатов необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие различий, связанных с полом. Известно, что установленными психологическими различиями между полами являются превосходство женщин в развитии речевых функций и превосходство мужчин в зрительнопространственных способностях. Однако приоритет биологического фактора в половой дифференциации способностей не признан.

Определение и оценка ведущего полушария

Выполняемое задание Оценка ведущего полушария

1. Переплести пальцы рук 2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывая правый и левый глаз 3. Имитировать позу Наполеона 4. Имитировать аплодисменты 5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам 6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой 7. Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 с. Подсчитать их число 8.Нарисовать круг, завершив его стрелкой 9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу Ю.Стоя покружиться в удобную сторону 11.Быстро моргнуть одним глазом 1. Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правое 2. Карандаш смещается при закрывании правого глаза - ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие - правое 3. Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки и оказывается сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое и наоборот 4.Сверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие - правое 5. Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа - ведущее полушарие левое 6. Лучше нарисованы фигуры правой рукой - ведущее полушарие левое, лучше нарисованы левой рукой - ведущее полушарие правое 7. Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками -правое 8.Стрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правое 9.Сверху правая нога - ведущее полушарие левое, сверху левая нога -правое Ю.Кружится против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правое 11.Быстрее моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.