Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ АГРАРНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / GENDER CULTURE / STUDENTS OF AGRICULTURAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE FORMATION OF GENDER CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлеина Людмила Ивановна

Во введении указан объект и предмет исследования, а также его цель - уточнение сущности формирования гендерной культуры и конкретизация его организационно-педагогических условий в деятельности заведений высшего аграрного образования. Рассмотрены подходы и конкретизировано понятие «формирование гендерной культуры» как процесса развития и саморазвития характеристик личности студента, определяющих способ оформления им собственной жизнедеятельности во всех сферах общественных отношений на основе эгалитарных ценностей и равноправия, происходящего под влиянием условий обучения и воспитания в высшей школе демократического общества. В основной части указано, что в педагогике условия понимаются как особенности организации педагогического процесса, которые обуславливают его результаты и объективно обеспечивают возможность их улучшения путем внедрения педагогами передовых образовательных методик, современных и инновационных технологий, реализации новой парадигмы образования, лучшего педагогического опыта и так далее. Организационно-педагогические условия объединяют группу целенаправленно сконструированных возможностей (содержания, методов и форм), связанных с организацией управления функционированием и развитием педагогических систем и процессов. Выделены и охарактеризованы организационно-педагогические условия формирования гендерной культуры студентов: 1) повышение гендерной компетентности преподавателей и, прежде всего, кураторов академических групп, путем организации методической работы; 2) формирование гендерно чувствительной среды высшего учебного заведения, основанной на принципах гендерного равенства и недискриминационности; 3) вовлечение и участие студентов во внеучебной деятельности, нацеленной на формирование гендерной культуры с акцентом на усвоении современных научных гендерных знаний как основы ценностного отношения к эгалитарным идеалам. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы заведений высшего образования по формированию гендерной культуры студентов, организации методической работы с преподавателями и разработке ее методического обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION: THE ESSENCE AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

The introduction indicates the object and the subject of the study, as well as its purpose - to clarify the essence of forming a gender culture and the concretization of its organizational and pedagogical conditions in the activities of institutions of higher agricultural education. The approaches are examined and the concept of "forming a gender culture" is concretized as a process of development and self-development of the personality characteristics of a student, determining the way they draw up their own life activities in all areas of public relations based on egalitarian values and equality, which take place under the influence of the conditions of training and education in a higher school of a democratic society. The main part states that in pedagogy the conditions are understood as the features of the organization of the pedagogical process, which determine its results and objectively provide the opportunity to improve them by introducing advanced educational methods, modern and innovative technologies, the implementation of a new education paradigm, better pedagogical experience, and so on. Organizational and pedagogical conditions unite a group of purposefully designed opportunities (content, methods and forms) related to the organization of the management of the functioning and development of pedagogical systems and processes. The organizational and pedagogical conditions for the formation of the gender culture of students are highlighted and characterized: 1) increasing the gender competence of teachers and, above all, the curators of academic groups, by organizing methodological work; 2) the formation of a gender-sensitive environment of a higher educational institution based on the principles of gender equality and non-discrimination; 3) the involvement and participation of students in extracurricular activities aimed at forming a gender culture with an emphasis on the assimilation of modern scientific gender knowledge as the basis of a value attitude to egalitarian ideals. The results can be used in the practice of higher education institutions in forming a gender culture of students, the organization of methodological work with teachers and the development of its methodological support

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»

педагогически науки

Шлеина Людмила Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ...

UDC [378.015.311:305(477.7)]:338.431

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0403.0008

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

© 2020

ORCID: 0000-0002-6263-8398

Шлеина Людмила Ивановна, соискатель высшего образования степени доктора философии,

кафедра педагогики и педагогического мастерства Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого (72312, Украина, Мелитополь, ул. Гетманская, 20, e-mail: l.shlieina@gmail.com)

Аннотация. Во введении указан объект и предмет исследования, а также его цель - уточнение сущности формирования гендерной культуры и конкретизация его организационно-педагогических условий в деятельности заведений высшего аграрного образования. Рассмотрены подходы и конкретизировано понятие «формирование гендерной культуры» как процесса развития и саморазвития характеристик личности студента, определяющих способ оформления им собственной жизнедеятельности во всех сферах общественных отношений на основе эгалитарных ценностей и равноправия, происходящего под влиянием условий обучения и воспитания в высшей школе демократического общества. В основной части указано, что в педагогике условия понимаются как особенности организации педагогического процесса, которые обуславливают его результаты и объективно обеспечивают возможность их улучшения путем внедрения педагогами передовых образовательных методик, современных и инновационных технологий, реализации новой парадигмы образования, лучшего педагогического опыта и так далее. Организационно-педагогические условия объединяют группу целенаправленно сконструированных возможностей (содержания, методов и форм), связанных с организацией управления функционированием и развитием педагогических систем и процессов. Выделены и охарактеризованы организационно-педагогические условия формирования гендерной культуры студентов: 1) повышение гендерной компетентности преподавателей и, прежде всего, кураторов академических групп, путем организации методической работы; 2) формирование гендерно чувствительной среды высшего учебного заведения, основанной на принципах гендерного равенства и недискриминационности; 3) вовлечение и участие студентов во внеучебной деятельности, нацеленной на формирование гендерной культуры с акцентом на усвоении современных научных гендерных знаний как основы ценностного отношения к эгалитарным идеалам. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы заведений высшего образования по формированию гендерной культуры студентов, организации методической работы с преподавателями и разработке ее методического обеспечения

Ключевые слова: гендерная культура, студенты аграрных высших учебных заведений, формирование гендер-ной культуры, педагогические условия, организационно-педагогические условия

FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION: THE ESSENCE AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

© 2020

Shlieina Liudmyla Ivanivna, PhD student (post-graduate student) at the Department of Pedagogy and Pedagogical Excellence Bohdan Khmelnytsky Melitopol State Pedagogical University (72312, Ukraine, Melitopol, st. Getmanskaya, 20, e-mail: l.shlieina@gmail.com)

Abstract. The introduction indicates the object and the subject of the study, as well as its purpose - to clarify the essence of forming a gender culture and the concretization of its organizational and pedagogical conditions in the activities of institutions of higher agricultural education. The approaches are examined and the concept of "forming a gender culture" is concretized as a process of development and self-development of the personality characteristics of a student, determining the way they draw up their own life activities in all areas of public relations based on egalitarian values and equality, which take place under the influence of the conditions of training and education in a higher school of a democratic society. The main part states that in pedagogy the conditions are understood as the features of the organization of the pedagogical process, which determine its results and objectively provide the opportunity to improve them by introducing advanced educational methods, modern and innovative technologies, the implementation of a new education paradigm, better pedagogical experience, and so on. Organizational and pedagogical conditions unite a group of purposefully designed opportunities (content, methods and forms) related to the organization of the management of the functioning and development of pedagogical systems and processes. The organizational and pedagogical conditions for the formation of the gender culture of students are highlighted and characterized: 1) increasing the gender competence of teachers and, above all, the curators of academic groups, by organizing methodological work; 2) the formation of a gender-sensitive environment of a higher educational institution based on the principles of gender equality and non-discrimination; 3) the involvement and participation of students in extracurricular activities aimed at forming a gender culture with an emphasis on the assimilation of modern scientific gender knowledge as the basis of a value attitude to egalitarian ideals. The results can be used in the practice of higher education institutions in forming a gender culture of students, the organization of methodological work with teachers and the development of its methodological support

Keywords: gender culture, students of agricultural higher educational institutions, the formation of gender culture, pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка научной проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. С обретением независимости Украина избрала курс на интеграцию в мировое сообщество на основе демократических преобразований. Основой последних являются права человека, непременно предполагающие равноправие по признаку пола как условие устойчивого развития экономики, социальной и культурной сфер жизни

общества. Поэтому важной и весьма непростой задачей является формирование культуры тендерного равенства, которая охватывает все сферы социальных отношений. Так, Закон Украины «Про обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин» (2005) рассматривает воспитание и пропаганду такой культуры, распространение просветительской деятельности в этой сфере как одно из направлений государственной политики. Таким образом, мы можем говорить о безусловной злободнев-

Shlieina Liudmyla Ivanivna FORMATION OF GENDER CULTURE ..

pedagogical sciences

ности проблемы формирования гендерной культуры для современной образовательной практики и педагогической теории.

Анализ последних исследований и публикаций, затрагивающих аспекты данной проблемы, на которые опирается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на безусловную актуальность проблемы формирования ГК для систем образования стран, ставших на путь демократических преобразований, подходы к ее пониманию ученых постсоветских стран довольно противоречивы. Так, например, А. Швецова [1] трактует ГК как систему знаний о биосоциальных особенностях мужчин и женщин, норм и ценностей, организующих их повседневную совместную деятельность на основе принципов равноправия, солидарности и партнерства. В. Крайник и М. Микова [2] отмечают, что ГК общества, разделяемая на мужскую и женскую, включает те области культуры, в которых принятые нормы отличаются для людей разного пола. ГК личности как часть общей культуры должна соответствовать принятым в обществе нормам, ценностям и правилам поведения. Л. Градусова [3] связывает ГК с полоролевыми ценностями и полоролевым поведением, гендерными ролями и соответствующими качествами мужественности и женственности, отражающими «естественное положение вещей». И. Калько [4] указывает, что как сложноорганизованная система, ГК имеет свою женскую или мужскую специфику, отражаемую в понятиях «культура женщины» и «культура мужчины; предполагает формирование представлений (эгалитарных или патриархатных) о жизненном предназначении людей разного пола и присущих им положительных качествах, физиологических и психических особенностях. Л. Вовк [5] считает, что это совокупность общественных ценностей, сложившихся в том или ином обществе, которые оттачивались обществом в ходе его истории, и которым должен следовать каждый индивид, соблюдая нормы как относительно мужчин, так и относительно женщин и т.д. Таким образом, достаточно часто авторы, декларируя идеи гендерного равенства и эгалитаризма, настаивают на общеобязательности норм и предписаний ГК, не подвергают сомнению бинарную оппозицию в ней (женственность - мужественность), связывают ее с выполнением социополовых ролей и оправдывают принадлежностью к определенному биологическому полу различие норм и социальных требований к людям. Анализируя имеющиеся определения сущности ГК, можно отметить, что подобная непоследовательность связана с шаткостью методологических позиций.

Нельзя не согласиться с мыслью Л. Штылевой, что зачастую исследователи раскрывают соотношение пола и гендера как неразрывно связанных между собой «базиса» и «надстройки», где пол выступает «сырым материалом», который трансформируется культурой в ген-дер [6, с. 88]. По мнению М. Воровки и А. Петручени, существующие подходы к пониманию сущности ГК могут быть объединены в три группы: поло-диферен-цированный, социополовой (полоролевой) и собственно гендерный. Последний признает социально и культурно конструируемый характер гендерных отличий, оправдывающих разный социальный статус мужчин и женщин, воспроизводящих гендерную асимметрию и ограничивающих возможности личностной самореализации. При этом происходит отказ от бинарных оппозиций и переход к многополюсной модели социального конструирования гендера [7, с. 199-200]. Исходя из такого подхода, М. Воровка рассматривает ГК личности как часть общей культуры, состоящую из комплекса характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций), определяющих развитие и саморазвитие личности, способ оформления ею собственной жизнедеятельности во всех сферах социальных отношений в зависимости от ее гендерного мировоззрения (патриархатного или эгалитарного) [8,

с. 150]. Демократическому обществу соответствует ГК эгалитарного типа, проявляющаяся во всех сферах его жизни.

Процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью развития у неё определенных социально и профессионально значимых качеств (мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций, определенных отношений и т.д.), которое реализуется специально организованной совокупностью содержания, форм, методов и средств, в педагогике определяется как формирование [9, с. 242]. Это целенаправленный процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [10, с. 283]. Таким образом, формирование ГК студентов можно рассматривать как процесс развития и саморазвития характеристик личности, определяющих способ оформления ею собственной жизнедеятельности во всех сферах общественных отношений на основе эгалитарных ценностей и равноправия, происходящий под влиянием условий обучения и воспитания в высшей школе.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование цели статьи (постановка задачи). Цель нашей статьи состоит в уточнении сущности формирования ГК и конкретизации организационно-педагогических условий этого процесса в деятельности заведений высшего аграрного образования.

Используемые методы, приемы и технологии. В процессе исследования и подготовки статьи использовались общенаучные методы изучения информационных источников с целью уточнения и конкретизации понятийного апарата и существующих подходов к проблеме исследования; для формулировки обобщений и выводов. Значительное место занимал структурно-функциональный анализ, позволивший выявить сущность и структуру процесса формирования гендерной культуры студентов и на этой основе - организаионно-педагогические условия названого процесса в деятельности заведений высшего аграрного образования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В педагогике условия понимаются как особенности организации педагогического процесса, которые детерминируют результаты обучения, воспитания и развития личности, объективно обеспечивают возможность их улучшения посредством применения передовых образовательных методик, реализации новой парадигмы образования, внедрения современных и инновационных технологий, лучшего педагогического опыта. А. Литвин и А. Мацейко определят педагогические условия как комплекс специально спроектированных генеральных факторов влияния на внешние и внутренние обстоятельства учебно-воспитательного процесса и личностные параметры всех его участников. Они обеспечивают целостность обучения и воспитания в информационно-образовательной среде соответственно с требованиями общества и запросами рынка труда, способствуют всестороннему развитию личности, создают благоприятные возможности для проявления ее задатков, учета потребностей, формирования общечеловеческих и профессионально важных качеств, общих и профессиональных компетенций [11, с.56].

Как обстоятельства, создаваемые педагогами и обуславливающие определенное направление развития учебно-воспитательного процесса, указывает Е. Хрыков, педагогические условия имеют практическую, нормативную направленность на повышение эффективности педагогической деятельности, вероятностный характер обеспечения ее результата и локальный характер применения. Они не противоречат проявлению педагогических закономерностей, принципов и правил [12, с. 13].

В педагогической практике любые условия действуют совокупно, образуя комплекс педагогических условий, который может касаться как в целом стратегии

педагогически науки

Шлеина Людмила Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ...

развития определенной ступени образования, так и образовательной системы учебного заведения. А. Литвин предложил типологию педагогических условий по девяти ключевым показателям: целесообразность, процессуально-личностная детерминированность, сущность, назначение, последовательность, направленность, структурированность, значимость и конкретизированность. Обоснование совокупности педагогических условий требует ее соотношения с исследуемой педагогической реальностью, а точнее - с интерпретацией последней исследователем, воплощенной в выделенных им составляющих названной реальности. Для конкретного исследования, справедливо полагает ученый, уточнение и конкретизация совокупности педагогических условий зависит от специфики предмета исследования. Эта специфика определяет направленность условий и наполнение их конкретным смыслом [13, с. 16-17].

В зависимости от разных аспектов организации учебно-воспитательного процесса В. Куприянов выделил пять групп педагогических условий: 1) ресурсное обеспечение; 2) обстоятельства и среда; 3) позиция педагога по организации и управления обучением; 4) отношение обучаемых в учебном процессе (мотивация, заинтересованность, стремление, включенность в обучение и т.п.); 5) направленность на личность обучаемого как центральную фигуру педагогического процесса [14, с. 102-103].

В научно-педагогических исследованиях, указывают Н. Ипполитова и Н. Стерехова, чаще всего отражаются организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические виды условий, которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие педагогической системы [15, с. 13]. Организационно-педагогические условия объединяют широкую группу целенаправленно сконструированных возможностей (содержание, методы и формы), связанных с организацией управления функционированием и развитием педагогических систем и процессов.

Для их понимания важной представляет позиция О. Галкиной, которая выделила три уровня управления педагогическими системами и соотнесла последние с соответствующими им условиями. На институциональном уровне (субъект управления - руководитель) создаются организационные условия для взаимодействия педагогической организации с социумом, для ее адаптации к изменениям, сохранения ее целостности. На управленческом уровне (субъект управления - руководитель) создаются организационно-педагогические условия для осуществления деятельности педагогов и обучаемых, направленной на реализацию педагогических целей. На техническом уровне (субъект управления - педагог) создаются педагогические условия для реализации целесообразной деятельности обучаемых [16, с. 9-10].

Для нашего исследования мы выдели ряд организационно-педагогических условий формирования ГК студентов управленческого и технического уровней:

1) на управленческом уровне - повышение гендер-ной компетентности преподавателей и, прежде всего, кураторов академических групп, путем организации методической работы. По данным исследований [6; 8], академическая среда недостаточно восприимчива к идеям гендерного равенства, чему способствуют связанные с их внедрением панические настроения части социума - любые трансформации в сфере гендерных отношений рассматриваются как угроза традиционной семье, нормативным моделям женственности и мужественности. С другой стороны, даже придерживаясь гендерной риторики, педагоги высшей школы часто сводят ее к проблеме половых и сексуальных отношений. Таким образом, есть острейшая необходимость просветительской работы среди преподавательского состава в вопросах гендерной теории и нормативно-правовых аспектах ген-дерного равенства;

2) на управленческом уровне - формирование ген-дерно чувствительной среды высшего ученого заведе-

ния, основанной на принципах тендерного равенства и недискриминационности. Гендерная чувствительность, указывают Т. Безпальча и Т. Мельник, как один из критериев оценки планирования изменений, проектов, методов исследования и анализа, предполагает учет этими изменениями существующего положения женщин и мужчин, не ухудшения его, а содействие установлению тендерного баланса [17, с. 155].

Образовательная среда высшего учебного заведения, определяет М. Братко, это комплекс условий-возможностей и ресурсов (материальных, финансовых, личностных, технологических, организационных, репу-тационных) для образования личности, сложившихся целенаправленно в учреждении высшего образования, обеспечивающих возможности для общекультурного и личностного развития субъектов образовательного процесса [18, с. 71]. Его структуру И. Габа представляет через три составляющие: пространственно-семантическую (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства и символическое пространство); содержательно-методическая (содержание, формы и методы организации обучения); коммуникационно-организационную (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера и организационные условия) [19, с. 29].

Создание гендерно сензитивной образовательной среды предполагает:

- создание условий для раскрытия потенциала и развития профессиональной мотивации, содействия повышению качества подготовки и востребованности на рынке труда студенчества независимо от пола;

- проведение кампаний для информирования и мотивации девушек и женщин по выбору нестереотипной карьеры STEM (наука, технологии, инженерии, математика);

- предоставление субъектам образовательного процесса полной и исчерпывающей информации о возможности профессионального самоопределения в соответствии с личностными способностями и интересами вне рамок стереотипных представлений о женских / мужских профессиях и занятиях;

- поддержка женского лидерства в среде вуза;

- пространственно-предметное оформление, включающее библиотечный фонды и информационные ресурсы вуза, обогащенные источниками по гендерного содержания; учебно-методические разработки в помощь кураторам и преподавателям вуза; гендерно чувствительное визуальное оформление пространственно-предметной среды вуза (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) и т.д.

3) на техническом уровне - вовлечение и участие студентов во внеучебной деятельности, нацеленной на формирование ГК с акцентом на усвоении современных научных гендерных знаний как основы ценностного отношения к эгалитарным идеалам. Расширение форм внеучебной деятельности способствует созданию в ВУЗе условий для разностороннего развития и самореализации студенчества, апробации профессиональных знаний и навыков, реализации межпредметных связей, формирования общих компетенций будущих специалистов и так далее.

Как педагогически целесообразная форма организации свободного времени студентов, отмечает В. Алексеева, внеучебная деятельность характеризуется вненормативностью (проявляется в отсутствии регламентации ее содержания, форм и методов), индивидуализацией (ориентированность на потребности и интересы студентов), и воплощает разнообразные виды социального опыта, который усваивается в процессе социализации [20, с. 424]. В силу педагогического влияния на социализацию создаются исключительные условия для деконструкции стихийно усваиваемых гендерных стереотипов, раскрытия демократического и гуманистического потенциала эгалитарных ценностей.

Shlieina Liudmyla Ivanivna FORMATION OF GENDER CULTURE ..

pedagogical sciences

Особенную важность представляют: гендероведче-ские исследовательские проекты, реализуемые в рамках научно-исследовательского творчества студентов; организация студенческого самоуправления, нацеленного на практическую реализацию принципов гендерного равенства и недискриминации; поощрение женского лидерства и формирование лидерского потенциала студенчества согласно вышеназванных принципов; сотрудничество и взаимодействие с общественными организациями в сфере прав человека, гендерного равенства и гендерного просвещения.

ВЫВОДЫ.

Формирование ГК студентов - это процесс развития и саморазвития характеристик личности, определяющих способ оформления ею собственной жизнедеятельности во всех сферах общественных отношений на основе эгалитарных ценностей и равноправия, происходящий под влиянием условий обучения и воспитания в высшей школе. Педагогические условия - это специально и целенаправленно созданные педагогами особенности организации педагогического процесса, обуславливающие его результаты и объективно обеспечивающие возможность их улучшения.

Особую группу составляют организационно-педагогические условия, объединяющие целенаправленно сконструированные возможности, связанные с организацией управления функционированием и развитием педагогических систем и процессов. Выделены организационно-педагогические условия формирования ГК студентов, реализуемые на управленческом и техническом уровнях: повышение гендерной компетентности преподавателей и, прежде всего, кураторов академических групп; формирование гендерно чувствительной среды высшего ученого заведения; вовлечение и участие студентов во внеучебную деятельность с акцентом на усвоении современных научных гендерных знаний как основы ценностного отношения к эгалитарным идеалам.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы заведений высшего образования по формированию ГК студентов, организации методической работы с преподавателями и разработке ее методического обеспечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Швецова А. В. Гендерная культура студенческой молодежи в условиях современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. 20 с.

2. Микова М. В. Крайник В. Л. Механизмы гендерной социализации и гендерного воспитания студентов. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы Межрегиональной научной конференции. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ,

2018. С. 365-368.

3. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 176 с.

4. Калько I. В. Особливостi формування гендерно! культу-ри сучасно! студентсько! молодi. Науковий в^ник Микола!вського нацюнального унiверситету iменi В. О. Сухомлинського. 2017. № 2(57): Пед. науки. С. 234-238.

5. Вовк Л. Формування гендерно'1 культури особистостi у нацюнальнш системi освiти. Iмiдж сучасного педагога. 2014. № 6. С. 53-56.

6. Штылёва Л. В. Интерпретация гендерного подхода в Российской педагогике 10-х гг. XXI в. Женщина в российском обществе. 2014. №3 (72). С. 87-92.

7. Петрученя А. Г., ВоровкаМ. И. Концепт «гендерная культура» в педагогических исследованиях на Украине. Психолого-педагогические проблемы личности и общества. Материалы Международной научно-практической конференции (20 февраля 2014 года). Днепропетровск: Середняк Т.К., 2014. С. 199-200.

8. Воровка М. I. Розвиток гендерно'1 культури студентства у фокус iсторико-педагогiчного дослiдження: монографiя. Мелтополь,

2019. 410 с.

9. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): учебное пособие. Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. 448 с.

11. Литвин А. Мацейко О. Методологiчнi засади поняття «педагогiчнi умови». Педагогта i nсихологiя професшноï освти. 2013. № 4. С. 43-63.

12. Хриков С. М. Педагогiчнi умови як складова наукових знань. Шлях освти. 2011. №2. С. 11-15.

13. Литвин А. Тиnологiя поняття «умови» в науково-педагогiчних дослiдженнях. Педагогiка i nсихологiя професшно! oceimи. 2013. № 5. С. 9-28.

14. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

15. Ипполитова Н., Стерехова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.

16. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... кандидата пед. наук. Самара, 2009. 22 с.

17. Безпальча Р., Мельник Т. Гендер i ми. 1нтегрування гендерного тдходу в освiту та виховання: навчально-методичний поабник для штльно! та студентсько! молодi. Ки!в: Школа рiвних можливостей, 2009. 160 с.

18. Братко М. Структура освiтнього середовища вищого на-вчального закладу. Науковi записки [Юровоградського державного педагогiчного утверситету iменi Володимира Винниченка]. Сер.: Педагогiчнi науки. 2015. Вип. 135. С. 67-72.

19. Габа 1. М. Освiтнe середовище: соцiально-психологiчна парадигма. Актуальт проблеми психологИ Т. 7; Вип. 22. К.: 2010. С. 27-31.

20. Алексеева В. Соцiалiзацiя студентсько! молодi в позанавчальтй дiяльностi як соцiально-педагогiчна проблема. Педагогiчнi науки: теорiя, iсторiя, iнновацiйнi технологи. 2016. № 5. С. 419-425.

The article was received by the editors 17.06.2020 The article was accepted for publication 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.