Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

В статье проанализирована сущность понятий «гендер», «компетентность», «гендерная компетентность»; акцентировано внимание на определении гендерной компетентности как одной из ключевых компетенций в дошкольном образовании. Рассмотрены структурные элементы гендерной компетентности: когнитивный (знание различных вопросов гендерной педагогики и психологии), мотивационный (уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания детей) и деятельностный (умение и навыки решения типичных проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации детей). Выделены педагогические условия формирования гендерной компетентности воспитателей в условиях дошкольной образовательной организации: изучение педагогами современной научно-методической, психолого-педагогической литературы, публикаций в периодических специализированных изданиях (по гендерной проблематике); выявление, изучение и обобщение перспективного педагогического опыта гендерного воспитания детей; апробация методических разработок; внедрение интерактивных форм обучения педагогов (тренингов, конкурсов педагогического мастерства, методических рингов, лаборатории педагогических знаний); создание условий для становления воспитателя как фасилитатора, который способствует проявлению ребенком природных возможностей и их обогащению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENDER COMPETENCE OF EDUCATORS AS A TOPICAL PEDAGOGICAL PROBLEM

The article analyzes the essence of the concepts of «gender», «competence», «gender competence»; focuses on the definition of gender competence as one of the key competencies in education. The structural elements of gender competence are considered: cognitive (knowledge of various issues of gender pedagogy and psychology), motivational (level of conscious approach to the implementation of gender education of children) and activity (ability and skills to solve typical problem pedagogical situations in the process of gender socialization of children). The allocated pedagogical conditions of formation of gender competence of teachers in pre-school educational organizations: a study of teachers of modern scientific-methodical, psychological-pedagogical literature, publications in periodical specialized publications (gender); identification, study and generalization of advanced pedagogical experience of gender education of children; the approbation of methodical developments; the introduction of interactive forms of education teachers (trainings, competitions of pedagogical skills, teaching rings, lab pedagogical knowledge); creating conditions for the formation of the educator as a facilitator, which contributes to the manifestation of the child's natural capabilities and their enrichment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Педагогика

УДК 373:371.134:37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье проанализирована сущность понятий «гендер», «компетентность», «гендерная компетентность»; акцентировано внимание на определении гендерной компетентности как одной из ключевых компетенций в дошкольном образовании. Рассмотрены структурные элементы гендерной компетентности: когнитивный (знание различных вопросов гендерной педагогики и психологии), мотивационный (уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания детей) и деятельностный (умение и навыки решения типичных проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации детей). Выделены педагогические условия формирования гендерной компетентности воспитателей в условиях дошкольной образовательной организации: изучение педагогами современной научно-методической, психолого-педагогической литературы, публикаций в периодических специализированных изданиях (по гендерной проблематике); выявление, изучение и обобщение перспективного педагогического опыта гендерного воспитания детей; апробация методических разработок; внедрение интерактивных форм обучения педагогов (тренингов, конкурсов педагогического мастерства, методических рингов, лаборатории педагогических знаний); создание условий для становления воспитателя как фасилитатора, который способствует проявлению ребенком природных возможностей и их обогащению.

Ключевые слова: гендер, профессиональная компетентность, гендерная компетентность, педагогические условия, формирование гендерной компетентности воспитателей.

Annotation. The article analyzes the essence of the concepts of «gender», «competence», «gender competence»; focuses on the definition of gender competence as one of the key competencies in education. The structural elements of gender competence are considered: cognitive (knowledge of various issues of gender pedagogy and psychology), motivational (level of conscious approach to the implementation of gender education of children) and activity (ability and skills to solve typical problem pedagogical situations in the process of gender socialization of children). The allocated pedagogical conditions of formation of gender competence of teachers in pre-school educational organizations: a study of teachers of modern scientific-methodical, psychological-pedagogical literature, publications in periodical specialized publications (gender); identification, study and generalization of advanced pedagogical experience of gender education of children; the approbation of methodical developments; the introduction of interactive forms of education teachers (trainings, competitions of pedagogical skills, teaching rings, lab pedagogical knowledge); creating conditions for the formation of the educator as a facilitator, which contributes to the manifestation of the child's natural capabilities and their enrichment.

Keywords: gender, competence, gender competence, pedagogical conditions, formation of gender competence of educators.

Введение. В последнее время повышенный интерес научной и педагогической общественности вызывают вопросы профессиональной компетентности современных воспитателей, в частности, их гендерная компетентность как важная составляющая профессионально-педагогической культуры.

Учитывая гендерные основы социального равенства, Российской Федерацией подписан ряд международных документов, деклараций и протоколов, которыми признана необходимость преодоления гендерного неравенства в обществе, а также обеспечения приоритета гендерного подхода к созданию условий саморазвития и самовыражения человека независимо от его пола. Проблема внедрения гендерного компонента в педагогическую деятельность воспитателей, вопросы эффективности и результативности формирования гендерной компетентности как составляющей их педагогической компетентности, приобретают сегодня особое значение.

Цель статьи: проанализировать особенности формирования гендерной компетентности воспитателей в условиях дошкольной образовательной организации и выделить соответствующие педагогические условия.

Изложение основного материала статьи. Исследование теоретико-методологических аспектов проблемы формирования гендерной компетентности воспитателей имеет свою специфику, поскольку осуществляется на стыке психологических, культурологических, правовых и педагогических научных направлений. Поэтому для однозначного понимания изучаемой проблемы следует выделить основные понятия и категории, которые будут использоваться в ходе исследования. Важнейшими из них являются: «гендер», «профессиональная компетентность», «гендерная компетентность».

В научную литературу термин «гендер» введен с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. Анализ научной литературы, касающейся проблемы гендера, свидетельствует, что понятие «гендер» рассматривали: Л.В. Градусова [4], Г.Л. Ильин [5], Т.А. Репина [7], А.Л. Сиротюк [8], Н.А. Шинкарева [9]. Гендер трактуется учеными как система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, социально-ролевых статусов, стиля жизни и образа мышления, приобретенных в процессе социализации и обусловленных конкретными историческими, социально-экономическими условиями и культурой.

Рассматривая следующее понятие «профессиональная компетентность» отметим, что «компетентность» определяется как: круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, имеет знания и опыт; приобретенная в процессе обучения интегрированная способность личности, которая состоит из знаний, опыта и ценностей, которые могут целостно реализовываться на практике; степень квалификации педагога, которая позволяет успешно решать стоящие перед ним задачи [2, с. 57]. В отечественной литературе компетентность определяется как: определенное психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно, это умение выполнять определенные трудовые функции; наличие специальной эрудиции, постоянное повышение своей профессиональной подготовки; способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности; потенциальная готовность решать задачи «со знанием дела» [3].

Профессиональная компетентность педагога - это теоретическая и практическая готовность специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогических, специальных, технологических, коммуникативных и рефлексивных компетенций, выражающихся в способности педагога самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять трудовые функции.

Как указывает Т.Б. Веселова, существует критериальная характеристика профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Так, раскрывая компетентность воспитателя как совокупность личностных качеств, проявляющихся в его деятельности и поведении, можно выделить следующие ее характеристики:

а) мотивационный компонент (готовность к проявлению компетентности), конкретизирующийся следующими показателями деятельности: потребность, интерес, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности;

б) когнитивный компонент, предполагающий такие показатели, как: осознание, понимание, знание особенностей профессиональной деятельности; знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

в) эмоционально-волевой компонент - получение удовольствия, удовлетворения, переживание радости, проявление инициативы, контроль собственного поведения, способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

г) ценностный компонент - отношение к содержанию компетентности и к объекту ее применения, описываемое такими показателями, как важность, существенность, значимость;

д) деятельностный компонент - проявление компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. В деятельности проявляется через умение, применение, использование. Это умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста; умение взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами [3, с. 112].

Анализ современной психолого-педагогической литературы гендерной направленности [4; 5; 7; 8; 9] позволил дать определение понятию «гендерная компетентность». Это интегральная характеристика профессиональной компетентности педагога включает в себя когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты и определяется единством ее структурных компонентов. Попробуем описать структуру гендерной компетентности воспитателя.

Когнитивный компонент - знание различных вопросов гендерной педагогики и психологии, знание современных тенденций и проблем гендерного развития общества, законодательных актов, регулирующих вопросы гендерного равенства, положений и сущности гендерного подхода к дошкольному образованию, основ гендерной теории (понятие о гендере, гендерных стереотипах и механизмах их действия, гендерных ролях, гендерной идентичности); особенностей гендерной социализации детей дошкольного возраста, принципов гендерного образования, форм и методов гендерного воспитания, вопросов гендерной компетентности и гендерной культуры воспитателей; осознание роли дошкольной образовательной организации как центра формирования основ гендерной культуры детей.

Мотивационный компонент - характеризует уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания детей. При этом направленность (мотивационная сфера) личности, представленная в структуре гендерной компетентности, выявляется в соответствующих потребностях, мотивах, целях (к примеру, потребность защиты равных прав и возможностей мальчиков и девочек, мотивация достижения, самореализация, толерантность и т.п.).

Деятельностный компонент - показателями сформированности являются умения и навыки организации гендерного воспитания, умение согласовывать педагогические действия с реальными ситуациями и индивидуальными психологическими характеристиками личности ребенка, умение и навыки решения типичных проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации детей, навыки диагностики уровня сформированности гендерной культуры.

Гендерно компетентным можно считать такого педагога дошкольной образовательной организации, которому присущи эгалитарные гендерные представления, у которого не выражены гендерные стереотипы, отсутствуют гендерные предубеждения, а также который способен качественно организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом гендерного подхода [1]. Следует отметить, что такой педагог свободен от стереотипных взглядов, способен к самостоятельному принятию решений, способен замечать ситуации гендерного неравенства, анализировать и адекватно их оценивать, а также демонстрировать способность к решению гендерных проблем. Основной целью гендерного воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации является их подготовка к будущему выполнению социальной роли мужчины или женщины.

Как указывает Т.А. Репина, чтобы обеспечить благоприятные условия гендерной социализации детей, педагогу не только важно знать особенности ее протекания на каждом возрастном этапе, но и владеть умениями и навыками организации разных видов детской деятельности с учетом гендерного подхода [7, с. 127].

А.Л. Сиротюк отмечает [8], методическая поддержка организации гендерного воспитания в условиях дошкольной образовательной организации должна включать:

- анализ рекомендуемых примерных образовательных программ дошкольного образования на предмет их гендерной направленности, а также подбор вариативных программ;

- формулирование корректных целей и задач гендерного воспитания детей, подбор соответствующих методов, приемов и средств;

- создание в группе гендерно-ориентированной развивающей предметно-пространственной среды;

- поиск решений проблемных ситуаций в гендерном воспитании дошкольников, используя опыт педагогов-практиков;

- распространение собственного положительного опыта в гендерном воспитании детей, а также издание методических пособий, рекомендаций, разработок [8, с. 96-97].

Т.Б. Веселова отмечает, что методическая поддержка воспитателей лишь в том случае будет эффективной, когда все ее компоненты будут связаны между собой [3, с. 68]. В таком случае она будет опираться на научные достижения ведущих педагогов, работающих над проблемой гендерного воспитания,

способствовать развитию гендерной компетентности воспитателей, а также повышению качества осуществляемой ими образовательной деятельности с учетом гендерного подхода.

На основе изучения научной литературы по изучаемой проблеме, а также опыта педагогов-новаторов, были выделены педагогические условия, способствующие формированию гендерной компетентности воспитателей, в числе которых:

- изучение педагогами современной научно-методической, психолого-педагогической литературы, публикаций в периодических специализированных изданиях (по гендерной проблематике);

- выявление, изучение и обобщение перспективного педагогического опыта гендерного воспитания детей; апробация методических разработок;

- внедрение интерактивных форм обучения педагогов (тренингов, конкурсов педагогического мастерства, методических рингов, лаборатории педагогических знаний);

- создание условий для становления воспитателя как фасилитатора, который способствует проявлению ребенком природных возможностей и их обогащению.

Итак, для обеспечения эффективности процесса формирования гендерной компетентности воспитателей в условиях дошкольной образовательной организации необходимым является учет ряда педагогических условий.

Выводы. Таким образом, анализ научных источников позволяет прийти к выводу о том, что гендерная компетентность воспитателя, являясь неотъемлемой составляющей его профессионально-педагогической культуры, представляет собой такую деятельность, когда на основе совокупности знаний в области гендерной проблематики, соответствующих умений и навыков, а также непрерывного самосовершенствования и саморазвития обеспечивается наиболее оптимальный вариант организации учебно-воспитательного процесса с учетом гендерного подхода. От степени ее сформированности зависит гармоничное развитие мальчиков и девочек как представителей своего пола, становление их гендерной идентичности, усвоение детьми соответствующих гендерных ролей и моделей поведений. Только воспитатель, у которого сформирована гендерная компетентность во всей совокупности ее структурных компонентов, способен эффективно реализовывать процесс гендерного воспитания детей. В свою очередь, методическое сопровождение воспитателей должно способствовать развитию у них гендерной компетентности, а также формированию готовности решать новые профессиональные задачи.

Литература:

1. Амет-Уста З.Р. Методическое сопровождение гендерного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / З.Р. Амет-Уста, Л.Р. Эмирсалиева // Январские педагогические чтения: сборник научных трудов.- 2020. - Выпуск 6 (18). - С. 150-154.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

3. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ / Т.Б. Веселова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. - 160 с.

4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. - 2-е изд., стер. -Москва: ФЛИНТА, 2016. - 176 с.

5. Ильин Г.Л. Гендерная педагогика. Понятие «гендер» и его влияние на воспитание детей: уч. пособие / Г.Л. Ильин. - Москва: МПГУ, 2016. - 44 с.

6. Климентьева З.А. Методическая работа в образовательной организации / З.А. Климентьева -Казань: Экспро, 2013. - 145 с.

7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. -М.: Педагогика, 1988. - 232 с.

8. Сиротюк А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Л. Сиротюк // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 94-99.

9. Шинкарева Н.А. К проблеме повышения гендерной компетентности педагогов / Н.А. Шинкарева // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике. -2008. - №1. - С. 425-429.

Педагогика

УДК 376.36-053.4(045)

кандидат педагогических наук, доцент Архипова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Рысева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В материалах статьи рассматривается проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, влияющая на обучение, воспитание и социализацию детей данной категории и требующая для своего решения применения не только традиционных, но и нетрадиционных средств, одним из которых является театрализованная деятельность. Целью исследования является анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности.

Ключевые слова: формирование, коммуникативные умения, дошкольники с общим недоразвитием речи, театрализованная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of communicative skills in preschool children with general speech underdevelopment, which affects the training, education and socialization of children of this category and requires the use of not only traditional, but also non-traditional means, one of which is theatrical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.