Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / METHODOLOGICAL SUPPORT / GENDER SOCIALIZATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

В статье рассматривается сущность методического сопровождения гендерной социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гендерный подход в дошкольном образовании ориентирован на выбор способов такого взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые способствовали бы адекватному и позитивному становлению их гендерной идентичности, т.е. формированию таких свойств, качеств и способов поведения, которые адекватны их биологическому полу, а также соответствуют гендерным ролям, закрепленным в обществе. Методическое сопровождение данного процесса, являясь одной из важных функций методической работы в дошкольном образовательном учреждении, ориентировано на поддержку педагогов в выборе адекватных форм, методов, приемов работы с детьми разного пола, а также преодоление трудностей, как в планировании, так и в организации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SOCIALIZATION OF CHILDREN: METHODICAL SUPPORT UNDER CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the essence of methodological support for gender socialization of children in pre-school educational institutions. The gender approach in pre-school education is focused on the choice of ways to interact with a boy or girl that would contribute to the adequate and positive development of their gender identity, i.e., the formation of such properties, qualities and behaviors that are adequate to their biological sex, as well as correspond to gender roles enshrined in society. Methodological support of this process, being one of the important functions of methodological work in a preschool educational institution, is focused on supporting teachers in choosing appropriate forms, methods, and techniques for working with children of different sexes, as well as overcoming difficulties in both planning and organizing this process.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Примеры сформулированных требований по тексту заданной ситуации: докажите, что: l)fi".ra(j и/или &-АВС _ равнобедренный и прямоугольный; 2)^NMC И Л/1£?С подобны; найти: \)AD;

2)Л£; 3) AB; 4) COS ZDAtf

Затем учащиеся анализируют составленные геометрические задачи и выбирают для решения задачу, соответствующую своему уровню обучения.

Выводы. Формирование функциональной грамотности учащихся в обучении математике - процесс сложный. Методологической основой его является формирование культуры мышления учащихся и их интеллектуальное развитие, направленные на приобретение учащимися не только предметных знаний, но и на формирование метапредметных результатов обучения. В этом процессе учитель использует математические и учебно-познавательные задачи, позволяющие создать проблемные ситуации и организовать активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Таким образом, чем лучше, быстрее, рациональнее учащиеся решают учебно-познавательные задачи, тем выше не только уровень предметных знаний, но и метапредметных результатов обучения.

Такой подход к организации обучения математике непосредственно влияет на качество формирования культуры мышления учащихся и их интеллектуальное развитии, а, следовательно, и на формирование и развитие функциональной грамотности учащихся.

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Дидактическая модель формирования умений моделирования реального процесса при обучении учащихся решению экономических задач. / Е.Е. Алексеева. - Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. Том 5. Выпуск 1. - С. 9-16.

2. Алексеева Е.Е. Формирование культуры мышления учащихся в обучении математике. / Е.Е. Алексеева. - Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки». - Т. 22, № 5 (2019): Тематический выпуск «Математическое образование в школе и вузе». Ч. 1. - С. 308-324.

3. Алексеева Е.Е. Формирование познавательных умений учащихся 7-9 классов при обучении составлению задач в курсе геометрии: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.Е. Алексеева - Москва, 2017. - 233 с.

4. Боженкова Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии: Монография / Л. И. Боженкова. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 - 281 с.

5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 205 с.

6. Володина Е.В. Педагогические условия развития творческого мышления у школьников в процессе преподавания математики: дисс. ... канд. педа. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 2004. - 252 с.

7. Ежова В.С. Формирование математического мышления будущего учителя математики в вузе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Шуя, 2011. - 160 с.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. /А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

9. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. Электронный журнал Киберленинка. № 1(23). - 2019. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 07.03.2020).

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования в области «Математика и информатика» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - [Электронный ресурс] / URL: https://mosmetod.ru (Дата обращения 07.03.2020).

12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) - [Электронный ресурс] / URL: https://mosmetod.ru (Дата обращения 07.03.2020).

13. Смирнов В.А., Смирнова И.М. О новой концепции геометрии / В.А. Смирнов, И.М. Смирнова. -Математика. - N 8. - 2015. - С. 4-7.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

15. Шевкин А.В. Математика. Трудные задания ЕГЭ. Задачи с экономическим содержанием: учебное пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень / А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2020. - 80 с.

Педагогика

УДК 37.043: 371.382

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается сущность методического сопровождения гендерной социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гендерный подход в дошкольном образовании ориентирован на выбор способов такого взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые способствовали бы адекватному и позитивному становлению их гендерной идентичности, т.е. формированию таких свойств, качеств и способов поведения, которые адекватны их биологическому полу, а также соответствуют гендерным ролям, закрепленным в обществе. Методическое сопровождение данного процесса, являясь одной из важных функций методической работы в дошкольном образовательном учреждении, ориентировано на

поддержку педагогов в выборе адекватных форм, методов, приемов работы с детьми разного пола, а также преодоление трудностей, как в планировании, так и в организации данного процесса.

Ключевые слова: методическое сопровождение, методическая поддержка, гендерная социализация, дети дошкольного возраста.

Annоtation. The article deals with the essence of methodological support for gender socialization of children in pre-school educational institutions. The gender approach in pre-school education is focused on the choice of ways to interact with a boy or girl that would contribute to the adequate and positive development of their gender identity, i.e., the formation of such properties, qualities and behaviors that are adequate to their biological sex, as well as correspond to gender roles enshrined in society. Methodological support of this process, being one of the important functions of methodological work in a preschool educational institution, is focused on supporting teachers in choosing appropriate forms, methods, and techniques for working with children of different sexes, as well as overcoming difficulties in both planning and organizing this process.

Keywords: methodological support, gender socialization, preschool children.

Введение. Гендерная социализация детей является одной из актуальных проблем дошкольного образования в России, что обусловлено кардинальными изменениями, которые произошли в обществе за последние пятнадцать лет, в частности: большой процент разводов в обществе, что привело к преобладанию неполных семей; главенствующая роль в семье часто принадлежит матери; пассивное участие мужчин в воспитании детей; неправильное распределение ролей в семье; отсутствие культуры взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками; низкий процент мужчин-педагогов; недостаточный уровень гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и др.

Современное дошкольное образование ставит перед педагогами новые задачи. Результаты анализ опыта работы многих педагогов показывает, что несмотря на новые приоритеты образования и технологии обучения, нередко они остаются приверженными прежнему содержанию образовательной деятельности. Решением данных проблем выступает методическое сопровождение педагогов в условиях введения новых стандартов образования.

Несмотря на определенные достижения, проблема гендерного воспитания детей постоянно находится в кругу научных интересов ученых и не теряет своей актуальности: ведутся поиски его эффективной организации в условиях дошкольного учреждения (К.Ю. Белая [1], Т.А. Репина [6], [7], А.Л. Сиротюк [8], Н.А. Шинкарева [9]), а также осуществляются попытки апробации и внедрения в практику более эффективных моделей, методик и технологий.

Изложение основного материала статьи. Гендерная социализация - это усвоение общественных норм и правил поведения, характерных для того или иного пола [2, с. 158]. Как указывают А.Л. Сиротюк [8] и Н.А. Шинкарева [9], проходит она более эффективно в условиях организованного в дошкольном образовательном учреждении гендерного воспитания, которое является одной из задачей деятельности педагогов. Однако, деятельность последних в силу новых приоритетов образования и технологий обучения нуждается в методическом сопровождении.

Понятие «сопровождение» было предложено отечественными учеными в конце прошлого столетия и получило свое развитие в работах К.Ю. Белой [1], Т.Б. Веселовой [3], В.А. Новицкой [5]. Под ним понималось взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на обучение последнего разрешать профессиональные трудности, которые возникли у него в процессе организации своей деятельности, с наибольшей степенью эффективности [1, с. 34]. Характеризуя сущность понятия «сопровождение» мы опираемся на исследования Т.Б. Веселовой [3], З.А. Климентьевой [4], В.А. Новицкой [5]. Авторы понимают его как совместную целенаправленную деятельность специалистов дошкольной организации, оказывающих помощь и поддержку педагогу в его профессиональной деятельности.

Методическое сопровождение включает такие задачи, как выявление проблемных зон, а также информационный поиск и конструирование путей решения актуальных для воспитателя проблем профессиональной деятельности. Согласно Н.А. Шинкаревой, существует следующие этапы методического сопровождения деятельности воспитателей по организации гендерной социализации дошкольников:

1. Диагностический этап, ориентированный на идентификацию существующих проблем посредством диагностических процедур со стороны более компетентных специалистов дошкольного образовательного учреждения (старший воспитатель, заведующий), а также самообследования педагогов.

2. Прогностический этап, ориентированный на создание индивидуальных маршрутов профессиональной деятельности воспитателей.

3. Деятельностный этап, нацеленный на оказание поддержки педагогам в реализации маршрутов их профессиональной деятельности посредством использования адекватных методов и приемов работы.

4. Контрольный этап, имеющий целью анализ результатов решения проблемы, а также оценку степени реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей [7, с. 427].

H.А. Шинкарева указывает, что учитывая выделенные этапы, а также специфику работы в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения, становится возможной разработка диагностического инструментария, ориентированного на определение качества организации работы по гендерному воспитанию дошкольников, целью которого выступает формирование у ребенка системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способов поведения, характерных для его пола, а также на формирование партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками [9, с. 426]. Другими словами, можно сказать, что гендерное воспитание - это подготовка ребенка к выполнению будущей социальной роли мужчины или женщины.

Согласно исследований В.А. Новицкой, методическое сопровождение осуществляется в цепочке взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов: диагностики, информирования, консультирования, помощи и поддержки на первых этапах реализации плана [5]. Рассмотрим их более подробно.

I. Актуализация проблемы и диагностика ее сущности. Важными инструментами работы на данном этапе являются: наблюдение за ходом педагогического процесса в группе, организацией педагогом различных видов деятельности детей с учетом гендерного подхода, а также характером взаимодействия с родителями; анализ дидактического оборудования, сопровождающего непосредственно образовательную деятельность; анализ соответствия предметно-развивающей среды гендерным различиям детей; анализ педагогической документации и др. Результаты, полученные на данном этапе, требуют моментального

принятия решений, чтобы устранить те или иные выявленные нарушения и внести необходимые коррективы [5, с. 18].

2. Информационный поиск возможных вариантов проработки проблемы, поиск путей ее решения. Действенными методами на данном этапе выступают: анализ основных трудностей, проблемных ситуаций, выявление уровня развития детей, оценка профессиональных умений педагога и др.

3. Информирование, просвещение педагогов, предоставление консультаций, оказание помощи при выборе нужных действий, помощь в составлении плана работы, а также апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик и технологий.

4. Помощь, поддержка в первичной реализации плана [5, с. 19].

Т.Б. Веселова отмечает, что методическая поддержка воспитателей должна быть целостной системой, все компоненты которой должны быть связаны между собой [3, с. 68]. По мнению автора, эта система должна опираться на научные достижения ведущих педагогов, работающих над проблемой гендерного воспитания, способствовать формированию готовности педагогов решать новые профессиональные задачи в данном направлении, развитию их компетентности, а значит и повышению качества осуществляемой ими образовательной деятельности.

Как указывает З.А. Климентьева, основными методами в сопровождении организации гендерной социализации дошкольников являются помощь и поддержка [4]. Интерпретация слова «поддержка» рассматривается в психолого-педагогической литературе как посильная помощь, взаимодействие в совместной деятельности с целью обретения уверенности педагогом. В нашем случае методическая поддержка - это содействие старшего воспитателя педагогу в развитии профессиональных навыков, компетентности, индивидуального стиля при организации гендерного воспитания дошкольников. Под методической помощью также понимается оснащение, снабжение, предоставление педагогам готовой методической продукции, основанной на рекомендациях по гендерному воспитанию детей: созданию развивающей гендерно-ориентированной среды, подготовке к занятиям, работе с родителями и др. [6].

Согласно исследованиям А.Л. Сиротюк, методическая поддержка воспитателей по организации гендерной социализации дошкольников должна включать:

- анализ рекомендуемых примерных образовательных программ дошкольного образования на предмет их гендерной направленности, а также подбор вариативных гибких программ, учитывающих образовательные потребности дошкольников разного пола;

- формулирование корректных целей и задач гендерного воспитания дошкольников, подбор методов, форм и средств, адекватных поставленным задачам;

- планирование гендерного воспитания детей, учитывая их возрастную специфику, а также личностные особенности восприятия детей разного пола;

- создание в группе гендерно-ориентированной развивающей предметно-пространственной среды;

- анализ применяющихся методов гендерного воспитания дошкольников, выбор наиболее эффективных из них;

- поиск решений проблемных ситуаций в гендерном воспитании дошкольников, используя опыт педагогов-практиков;

- распространение собственного положительного опыта в гендерном воспитании дошкольников, а также издание методических пособий, рекомендаций, разработок [8].

Как отмечает Т.В. Фиалкина, основными проблемами в методическом сопровождении воспитателей по организации гендерной социализации дошкольников являются: отсутствие учета гендерных особенностей детей в программно-методической документации дошкольного образовательного учреждения, а также в стратегии построения образовательного процесса, подборе форм и методов воспитания; ориентация содержания образования на психолого-возрастные особенности детей, а не на личностные различия мальчиков и девочек; ориентированность образовательного процесса на работу, прежде всего, с девочками [10, с. 33].

Конечно, стоит отметить, что проблема гендерной социализации находится не только в поле зрения воспитателей и методической службы дошкольного учреждения, но и других специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, психолога. Каждый решает свой спектр задач, использует свои методы. Методическое сопровождение позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленных задач с целью оптимизации процесса гендерного воспитания детей.

Выводы. Гендерный подход в дошкольном образовании ориентирован на выбор способов такого взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые способствовали бы адекватному и позитивному становлению их гендерной идентичности, т.е. формированию таких свойств, качеств и способов поведения, которые адекватны их биологическому полу, а также соответствуют гендерным ролям, закрепленным в обществе. Методическое сопровождение данного процесса, являясь одной из важных функций методической работы в дошкольном образовательном учреждении, ориентировано на поддержку педагогов в выборе адекватных форм, методов, приемов работы с детьми разного пола, а также преодоление трудностей, как в планировании, так и в организации данного процесса.

Литература:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

2. Бутовская М.Л. Биология пола, культурные и полоролевые стереотипы поведения у детей / М.Л. Бутовская // Семья, гендер, культура. - 2016. - №1. - С. 156-162.

3. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ / Т.Б. Веселова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. - 160 с.

4. Климентьева З.А. Методическая работа в образовательной организации / З.А. Климентьева -Казань: Экспро, 2013. - 145 с.

5. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед.н.: 13.00.007 / Новицкая Виктория Александровна. -СПб, 2007. - 29 с.

6. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. - М.: Мозаика, 2004. - 210 с.

7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. -

М.: Педагогика, 1988. - 232 с.

8. Сиротюк А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Л. Сиротюк // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 94-99.

9. Шинкарева Н.А. К проблеме повышения гендерной компетентности педагогов / Н.А. Шинкарева // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике. -2008. - №1. - С. 425-429.

10. Фиалкина Т.В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута / Т.В. Фиалкина // Пермский педагогический журнал. - 2014. -№5. - С. 31-37.

Педагогика

УДК 37.018: 398

кандидат педагогических наук, доцент Анафиева Эльзара Ризаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент Яяева Алиме Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИЗУЧЕНИЕ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ

«АЗБУКИ» («ЭЛИФБЕ»)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения крымскотатарского фольклора в начальной школе на материале первого учебника «Элифбе» («Азбуки»). В ней раскрывается содержание определенных тем, в рамках которых учитель знакомит обучающихся с фольклором крымскотатарского народа. Фольклор как средство воспитания содержит богатый воспитательный потенциал, который приобщает младших школьников к национальной и общечеловеческой культурам. Он относится к этнопедагогическим средствам, которые способствуют не только воспитанию любви к слову, к родному языку, но и развитию личностных качеств.

Ключевые слова: Элифбе, крымскотатарский фольклор, сказка, пословица, поговорка, загадка.

Annotation. The article deals with the study of Crimean Tatar folklore in primary school on the basis of the first textbook "Elifbe" ("ABC"). It reveals the content of certain topics in which the teacher introduces students to the folklore of the Crimean Tatar people. Folklore as a means of education contains a rich educational potential that attaches younger students to national and universal cultures. It refers to ethnopedagogic means that contribute not only to the education of love for the word, for the native language, but also to the development of personal qualities.

Keywords: Elifbe, Crimean Tatar folklore, fairy tale, proverb, saying, riddle.

Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества ...

М. Горький

Введение. Одной из функций литературы как учебного предмета является совершенствование читательской культуры учащихся, их способности к полноценному художественному восприятию книги, отдельного произведения. В процессе преподавания литературы необходима постоянная забота педагога о стимулировании художественных свойств личности учеников - развитии воображения, способности творчески мыслить. Педагог должен стремиться прививать учащимся интерес к изучению, навыки самостоятельной работы, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как учебный предмет представляет для этого большие возможности.

Изложение основного материла статьи. Первому общему представлению о родной литературе способствует последовательность расположения материала.

Обучение «Элифбе» («Азбуке») крымскотатарского языка начинается с развития устной речи младших школьников, которое осуществляется на основе ознакомления с фольклором, посредством которого передается мудрость народа, собранная веками и передаваемая из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Первая тема «Азбука - первый учебник. Ты теперь ученик» знакомит обучающихся с книгой. Учитель проводит беседу о роли книги в жизни человека, в ходе которой обсуждается пословица: «Книга - ключ к знаниям». В рамках данной темы обучающимся предлагается задание составить устный рассказ на основе рисунка об ученике, который собирается в школу. Учитель задает следующие вопросы: «Ты собираешься в школу. Что ты возьмешь в рюкзак? Что тебе понадобится в школе? Заполни рюкзак». Отвечая на данные вопросы учителя, ученики составляют рассказ о школьных принадлежностях, которые необходимы обучающимся для обучения в школе.

Вторая тема «Элифбе» - «Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение», в рамках которой учитель ведет беседу о друзьях человека и об их роли в жизни каждого из нас. В ходе такой беседы задаются вопросы следующего плана: «Ты пошел в школу. У тебя появились в школе друзья? Как их зовут? Ты познакомился с учителями?». В контексте данной беседы учитель знакомит обучающихся с пословицей «Человек без друга - словно птица без крыльев». В рамках этой темы учитель объясняет сущность понятия «устная речь», и предлагает детям задание составить предложения на основе рисунка, а также вспомнить по рисунку, что это за сказка («Дюймовочка») и рассказать ее. В конце урока учитель обобщает сказанное в виде формулировки «Речь состоит из предложений».

Тема 3 называется «Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня. Предложение и слово». Учитель продолжает работу по совершенствованию устной речи младших школьников на тему «В саду», предлагая задания на составление предложений по рисунку «Что делают дети?» (Дети в саду сажают деревья) и по схемам, а также на обобщение группы предметов одним словом. В рамках темы обсуждаются пословицы: «Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня», «будешь ухаживать за садом - будет сад,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.