I!11 I I I11 I 11 111 I I 11 11111
1 2 3
I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I
Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания
Котова
Ольга Алексеевна
Лискова
Татьяна Евгеньевна
кандидат исторических наук, заместитель директора ФГБНУ ФИПИ по научно-методической работе, [email protected]
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ФИПИ, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, [email protected]
Ключевые слова: функциональная грамотность, компетенции, содержательный и методический потенциал курса обществознания; социализация, социальные роли, функционирование личности в социальной системе.
Динамичные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, профессиональную деятельность и взаимоотношения с окружающими. Он должен быть способным действовать в условиях неопределённости и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье; ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке, выдерживать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, в которых возникает профессиональная и жизненная необходимость. Можно сказать, что в современном обществе и обществе ближайшего будущего успех человека во многом будет зависеть от его способности к саморазвитию и самореализации, понимания сути общественных процессов, готовности к эффективному участию в жизни общества. Вот почему для современной школы так актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.
В современной педагогической науке разработаны дидактические основы функциональной грамотности1, периодизация трансформации понятия «функциональная грамотность» в различные исторические эпохи2.
1 Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Электронное научное издание Альманах «Пространство и Время образования». — 2015. — Т. 8. Вып. 1. https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-fUnktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt/ viewer [дата обращения 17.04.2020];
Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. — М., 1999. — 228 с.: табл.
2 Тангян С.А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
Тангян С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 13-20.
Фролова П.И. Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность» //
Педагогические науки. — 2016. — № 3. https://novainfo.ru/article/8635
Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия функциональная грамотность в педагогической теории и практике. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike/viewer [дата обращения 14.04.2020]
Обратимся к современному толкованию понятия «функциональная грамотность». Рассмотрим несколько определений:
■ функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней...3;
■ функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстро меняющемся обществе4;
■ функциональная грамотность — уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний5.
Перефразируя основной вопрос, на который отвечает исследование PISA, можно сказать, что функциональная грамотность — это обладание знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных от-ношений6.
В зависимости от выбираемых при рассмотрении функциональной грамотности фокусов могут быть представлены различные подходы к её структурированию. Например, в работах коллектива под руководством Н.Ф. Виноградовой выделяются две группы компонентов: интегративные (коммуникативная, читательская, информационная, социальная) и предметные, связанные с содержани-
3 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с.
4 Бранд О. Функциональная неграмотность в про-мышленно развитых странах // Перспективы. — 1988. — № 2. — С. 37.
5 Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+, 2006. — С. 84.
6 Басюк В.С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. № 4 (61). — С. 13-33.
ем всех предметов, изучаемых в школе7. В. А. Ермоленко выделяет базисные квалификации (технологический компонент) и качества человека (личностный компонент), необходимые для успешного его функционирования (жизнедеятельно -сти) и саморазвития в обществе, а также развития общества8.
Исследователи также выделяют в структуре функциональной грамотности грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическую грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья9.
С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина выделяют следующие виды грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамот-ность10.
В исследовании PISA в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность и глобальные компетенции1.
В Модели Европейской классификации навыков, компетенций и профессий (ESCO) в качестве базовых навыков обучающихся указаны навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,
7 Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
8 Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. — М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002. — 120 с.
9 Керре М.С. Что такое функциональная грамотность? https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/^цата обращения 14.04.2020]
10 Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — C. 140-144.
11 Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект
Министерства просвещения «Мониторинг формирования
функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. № 4 (61). — С. 13-33.
ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамот-ность12.
Функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определённые знания, умения и навыки. Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого является человек.
Школьное обществознание непосредственно нацелено на социализацию молодых граждан Российской Федерации и играет особую роль в воспитании общероссийской гражданской и культурной идентичности, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
Учебный предмет «Обществознание» изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции13.
Курс предполагает формирование компетенций, под которыми понимают способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире. Л.Н. Боголюбов вы-
12 Модель Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. http://www. oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm [дата обращения 14.04.2020]
13 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. https://docs.edu.gov.ru/document/99 06056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/ Опубликовано на портале: 30 декабря 2018 г. [дата обращения 14.04.2020]
делял две группы ключевых компетенций: первая, которые формируется не только обществознанием, но и многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей (компетенции в сфере познавательной деятельности, в сфере трудовой деятельности, а также компетенции, связанные с возникновением информационного общества); вторая, формируются преимущественно средствами обществознания (компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности; в семейно-бытовой сфере, в сфере имущественных отношений; в потребительской деятельности, а также касающиеся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе)14.
В иерархии целевых установок преподавания и изучения обществознания в качестве важнейшей цели традиционно выделяется «формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных проблем в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом... Иными словами, предмет ориентирован... на активное их [знаний] использование для практических нужд»15.
Современный интегративный курс обществознания создавался с учётом необходимости освоения обучающимися тех знаний, умений и способов деятельности, без которых невозможно сознательное выполнение типичных для каждого социальных ролей: члена семьи, работника/труженика, собственника, потребителя, гражданина, студента — человека, способного к получению непрерывного образования. Таким образом, в самой идеологии курса обществознания заложено формирование функциональной грамотности, хотя это понятие в явном виде не используется в действующих образовательных стандартах, определяющих содержание и структуру предмета.
14 Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 256 с.
15 Там же. — С. 139.
В современной педагогической науке и практике существует множество подходов, методов, форм учебной работы, которые создают условия формирования функциональной грамотности на уроках обществознания.
Рассмотрим несколько форм учебной деятельности на уроках обществознания, которые создают наиболее благоприятные условия для формирования практических умений и навыков, способности решать актуальные проблемы, готовности применять в практической жизни знания и умения, полученные на уроках.
Моделирование решения проблем, возникающих в практической деятельности. Специфика таких задач в том, что они не имеют в виду получение новых знаний о природе и обществе и нахождение средств добывания таких знаний, а предполагают достижение новых (отсутствующих) результатов известными способами, хотя подчас и при новой их комбинации16.
Частично-поисковая деятельность, связанная с различными формами смыслового чтения текстов: чтение с маркировкой, ответы на вопросы к тексту (в том числе и практические), перевод текстовой или табличной информации в графические схемы, составление плана и аннотации, написание рефератов и составление докладов по одному и нескольким источникам. Использование данных видов деятельности в системе уроков обществознания позволит освоить умения читать и понимать тексты обществоведческого содержания (в том числе тексты философского содержания, экономико-статистическую и социологическую информацию, извлечения из Конституции и нормативных правовых актов Российской Федерации); критически оценивать социальную информацию; находить необходимую информацию и интерпретировать её, в том числе с привлечением контекстных знаний; на основе прочитанной информации сравнивать социальные объекты, процессы, их элементы и основные функции, устанавливать взаимосвязи социальных объектов, процессов, их элементов и основных
16 Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1972. — С. 20.
функций; соотносить, систематизировать и обобщать информацию из нескольких источников.
Информационно-коммуникационная деятельность предполагает участие в дебатах, диспутах, дискуссиях, круглых столах, разработке веб-квестов, создании медиа-текстов и др. Такие формы занятий позволяют обучающимся развивать универсальные коммуникативные учебные действия, а также умения работать с информацией, представленной в различных знаковых системах (текстовой, графической, аудиовизуальной), дифференцировать источники информации и верифицировать информацию из разных источников, формулировать самостоятельные оценочные суждения, презентовать результаты выполненных работ.
Игровое моделирование и игровая деятельность позволяют обучающимся понять механизм принятия решений по практическим вопросам в различных областях общественной жизни (планирование бюджета семьи или бюджета предпринимательского проекта, судебные процессы, заседания парламента/ правительство/городского совета, собрания общественных организаций, тематические брифинги, деловые игры и т.п.). Содержательной основой для организации сюжетно-ро-левых, деловых игр могут стать реальные события, происходящие в современном обществе и государстве, модели типичных социальных взаимодействий в повседневном социальном опыте несовершеннолетнего, для анализа и решения которых необходимо привлечь теоретические обще-ствоведче ские знания.
Применение таких форм познавательной деятельности будет способствовать не только активному освоению предметных знаний и развитию предметных умений, но и совершенствованию универсальных коммуникативных учебных действий (воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций).
Учебно-исследовательская и проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления обучающихся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и личный социальный опыт, привлекает внимание обучающихся к конкретным общественным процессам и социальным проблемам. Она включает в себя целеполагание, планирование, осуществление и публичную презентацию результатов исследования/реализации проекта. Один из важных элементов деятельности — создание продуктов исследования: текстовых и иллюстративных коллажей, презентационных докладов, написание эссе, разработка памяток, информационных брошюр и др. В такой деятельности возможно использование различных форм представления/защиты полученных результатов (конкурсы, публикации материалов, фестивали идей и проектов, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.). Учебно-исследовательская и проектная деятельность расширяет рамки учебного процесса, побуждает обучающихся мобилизовывать полученные знания, осознавать дефицит информации, формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и модельным состоянием исследуемого объекта, процесса, решать актуальные проблемы «со знанием дела»17.
Рассмотрим применительно к составляющим конструкта «функциональная грамотность» (содержательная, ком-петентностная и контекстная области)18
17 Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 256 с.
18 Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. № 4. — С. 13-33.
возможности курса обществознания для формирования функциональной грамотности в сфере трудовой деятельности, необходимой для эффективного исполнения роли работника/труженика.
Содержательную область формируют
знания
■ о труде: труд как вид деятельности; средства труда; профессиональное разделение труда и кооперация; виды труда: творческий и стереотипный (шаблонный), физический и умственный, простой и сложный; труд как компонент образа жизни;
■ о трудовых правоотношениях: право на труд; трудовой договор; трудовая книжка; заключение трудового договора, расторжение трудового договора; право на отдых;
■ о сторонах трудовых отношений: работник и работодатель; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя;
■ об особенностях трудоустройства несовершеннолетних: заключение трудового договора с несовершеннолетними; условия труда несовершеннолетних работников;
умения:
■ называть особенности труда как вида деятельности; средства труда; стороны трудового договора; условия заключения и расторжения трудового договора; условия заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками;
■ приводить примеры профессионального разделения труда и кооперации; прав и обязанностей работника, прав и обязанностей работодателя;
■ классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) виды труда;
■ сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних работников;
■ устанавливать взаимосвязи между заключением трудового договора и возникновением трудовых правоотношений;
■ осуществлять смысловое чтение фрагментов Трудового кодекса Российской Федерации; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст;
■ находить и извлекать социальную информацию (текстовую, знаково-симво-лическую, аудиовизуальную) по вопросам трудовых правоотношений в различных её адаптированных источниках (в том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
ценности:
■ ценность труда; свобода распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрет принудительного труда; труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; защита от безработицы.
Освоение этих знаний и формирование ценностей должно происходить в системе педагогически целесообразной деятельности обучающихся, в том числе в процессе практической, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Компетентностная область представлена умениями:
■ использовать полученные знания для объяснения явлений, процессов в сфере трудовых правоотношений, в том числе для аргументированного объяснения опасности форм противоправного поведения в трудовой сфере; для осмысления личного социального опыта;
■ решать практические задачи, отражающие роль социальных ценностей, соблюдение социальных норм при выполнении роли работника;
■ анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ о трудовых правоотношениях, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании трудовой деятельности человека, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
■ оценивать собственное отношение и отношение других людей к труду с точки зрения их соответствия моральным и правовым нормам;
■ использовать приобретённые знания в трудовой деятельности для реализации
и защиты права на труд и права на отдых; а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
■ осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия в труде с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; разрешать межличностные конфликты, соблюдая требования моральных и правовых норм.
Для развития данных умений необходимо сконструировать систему разноуровневых заданий.
Рассмотрим некоторые компетент-ностные задания, позволяющие на уроках обществознания формировать функциональную грамотность в области трудовых отношений.
Пример 1
Рассмотрите фотографию и выполните задания.
«г**
1) Чем занимаются люди, изображённые на фотографии?
2) Можно ли такой труд назвать профессиональным? Объясните, почему.
3) Какие средства труда используют изображённые люди?
4) Как Вы думаете, какая дополнительная информация может им понадобиться во время выполнения этого труда? Укажите источники получения такой информации.
5) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома?
6) Считаете ли Вы список своих домашних дел достаточным или допускаете, что его можно дополнить? Поясните свой ответ.
7) Некоторые школьники не хотят помогать своим родителям в домашних делах, но вынуждены это делать. Они называют свой домашний труд принудительным. Объясните, почему такое употребление этого словосочетания некорректно. Какой бы совет Вы дали таким школьникам?
8) В каких видах общественно полезного труда (труда на благо своей школы, жителей своего населённого пункта и др.) Вы могли бы участвовать или участвовали?
9) В чём Вы видите пользу такого труда для себя и своих сверстников?
Такое составное задание можно предложить обучающимся основной школы при изучении темы «Труд и образ жизни». В основе задания — анализ визуального изображения (фотографии) социальной ситуации. По сути — это «классическое» компетентностное задание, в котором изображение выступает стимулом, позволяет ввести ребёнка в контекст социальной ситуации. Конечно, данное задание находится на стыке социальных ролей труженика и члена семьи, но их объединяет социальная ценность труда. Предложенный контекст близок к ситуациям повседневной жизни и требует «перевода» информации с обыденного языка в понятийно-терминологический аппарат социальных наук. Данный контекст на основе принятия ценности труда и семейных ценностей подводит школьников к осознанному выбору социально одобряемой модели поведения
в типичной ситуации — даёт основу формирования функциональной грамотности. При этом система заданий даёт возможность раскрытия индивидуальности обучающегося, опоры на личный социальный опыт. Возможность рефлексии личного социального опыта, принятия волевого решения о коррекции своего собственного поведения в аналогичной ситуации в совокупности с обращением к позитивным социальным ценностям составляют воспитательный потенциал рассматриваемой системы заданий.
Проанализируем ещё одно задание (пример 2).
Такое составное задание можно предложить обучающимся основной школы при изучении темы, связанной с современными профессиями/современным состоянием рынка труда. Стимульный материл — результаты социологического исследования — ориентирует обучающихся на анализ и интерпретацию статистической информации. Содержательное пространство задания — проблема выбора профессии, ситуация жизненная и понятная обучающемуся. Ценными с точки зрения формирования функциональной грамотности в рассматриваемом нами аспекте являются задания 2 и 3, выводящие обучающихся на анализ и оценку оснований выбора профессии. Требование составить список из десяти вопросов способствует выходу обучающегося за рамки списка позиций социологического опроса
2 6
12
24
Пример 2
Учёные провели опрос среди обучающихся 9-х классов о том, что для них является самым важным при выборе профессии в будущем.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
1) Какие два критерия выбора профессии являются для опрошенных наиболее важными? Предположите, почему.
2) Много или мало опрошенных ориентируются на востребованность профессии в будущем? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
3) Ваш друг рассказал Вам, что он определился с тем, какую профессию хочет получить в будущем, но у него есть некоторые сомнения. Составьте список из 10 вопросов, который, на Ваш взгляд, поможет Вашему другу определиться с выбором.
Интерес к деятельности
Наличие способностей к деятельности
Престиж профессии
Высокая заработная плата
Востребованность профессии в будущем
Полезность для общества Мнение родителей
и рефлексии личного социального опыта, а предложенная в задании вопросная форма стимулирует освоение универсальных коммуникативных учебных действий и позволяет проявить креативность.
Ещё одно задание может быть связано с анализом резюме соискателей работы на сайтах по трудоустройству. Обучающимся может быть предложен поиск на специализированном сайте по трудоустройству, анализ и обобщение информации из нескольких резюме. Анализ и обобщение информации предполагают выявление групп сведений, представленных во всех резюме, типовых оборотов при сообщении этих сведений. Второй пласт анализа предполагает объяснение функционала каждой выявленной типовой группы сведений о соискателей работы. Также обучающимся может быть предложено составить собственное резюме (или резюме кого-то из родителей, знакомых людей). Так происходит освоение типовых моделей поведения на рынке труда, становятся более понятными типовые требования работодателей.
Следующий пример задания формирует модели безопасного поведения на рынке труда.
Пример 3
После сдачи ОГЭ Вы ищете подработку на каникулы. В Интернете Вы увидели несколько вакансий. Оцените каждую из них с точки зрения возможности достижения Ваших целей. Какие вакансии Вы будете рассматривать, а какие — нет? Поясните своё решение.
Вакансия № 1. «Работа в удобное время. Набор текста. 1 лист — 100 рублей. Количество листов зависит только от вашего желания. Для получения первого заказа вы должны перечислить 500 рублей на электронный кошелёк работодателя! Торопитесь! Осталось 8 вакансий!»
Вакансия № 2. «Работа рядом с домом. Сети продуктовых магазинов требуются упаковщики товаров. Возможна работа в ночное время»
Вакансия № 3. «Работа без заключения трудового договора. Берём даже несовершеннолетних без испытательного срока! Вышивание картин. 2500 рублей за одну картину. По вопросам получения расходных материалов обращаться по телефону!».
Вакансия № 4. «Расклейка объявлений на входные двери подъездов жилых домов,
не заходя в подъезд. Делать фотоотчёт о проделанной работе. Требования: активные, трудолюбивые. График работы подбираем индивидуально. Район работы подбираем удобный для Вас. Оплата — 4 рубля за расклеенную листовку (можно клеить 250 и больше листовок). В среднем от 1000 до 2000 рублей в день! Зарплата выплачивается через день сразу после сдачи фотоотчёта! Компенсация проезда на общественном транспорте до офиса».
Вакансия № 5. «Курьер. Доставка пиццы на велосипеде или пешком. Гибкий график, возможность совмещать с другой работой/учёбой, подработка. Оплата за доставку с каждого заказа 100 рублей. Можно выбрать пиццерию, расположенную как можно ближе к месту проживания».
Обучающиеся должны будут привлечь знания трудового права и просто здравый смысл для выявления недобросовестных работодателей (и просто мошенников).
На применении правовых знаний основано и следующее задание.
Пример 4
Студент профессионального колледжа 16-летний Роман решил устроиться на работу ночным сторожем. Но работодатель отказался принять Романа на эту должность и предложил вакансию курьера, за которую предполагалась меньшая оплата. Друзья посоветовали Роману упросить работодателя принять его на должность ночного сторожа, сославшись на тяжёлые материальные обстоятельства.
Как следует поступить Роману? Поясните своё мнение.
Такие задачи традиционно используются в курсе обществознания. Описанная ситуация содержит проблему, требующую разрешения с опорой на соответствующие правовые знания, полученные при изучении курса. Воспитательная и функциональная ценность задания состоит в воздействии на правосознание школьников: в задании описана ситуация, когда несовершеннолетний может совершить противоправный поступок, и необходимо соответствующим образом оценить его поведение и поведение его друзей.
Все рассмотренные выше формы учебной деятельности и модели заданий широко представлены в учебниках федерального
перечня Минпросвещения России и дополняющих их тетрадях-тренажёрах19. Задания на основе визуальных и статистических материалов, задания-задачи по различным содержательным разделам курса используются во Всероссийских проверочных работах (ВПР) по обществознанию для 6-8-х классов20. Некоторые типы заданий-задач
19 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 79 с.; Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобра-зоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 80 с.; Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 80 с.; Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 95 с.; Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 112 с.; Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020. — 112 с.
20 Образец проверочной работы по обществознанию.
6 кл. Шрз://:йосо.ги/МеШа/Ое£аи11:/Ооситейз/ВПР2020/ VPR_0B-6_DEM0_2020.pdf.
используются в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ.21 Таким образом, и освоение обществоведческого курса, и подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования «работают» на развитие функциональной грамотности обучающихся.
Безусловно, современный интегратив-ный курс обществознания имеет значительный содержательный и методический потенциал, который необходимо активно задействовать в процессе развития всех аспектов функциональной грамотности школьников.
Образец проверочной работы по обществознанию.
7 кл. https://fioco.ru/Media/Defau1t/Documents/ВПР2020/ VPR_0B-7_DEM0_2020.pdf
Образец проверочной работы по обществознанию.
8 кл. https://fioco.ru/Media/Defau1t/Documents/ВПР2020/ VPR_0B-8_DEM0_2020.pdf [дата обращения 20.04.2020]
21 Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2020 по обществознанию. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory. Демонстрационный вариант КИМ ОГЭ 2020 по обществознанию. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory [дата обращения 14.04.2020]