Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / здоровый образ жизни / физкультурно-спортивная практика / лыжная подготовка / physical culture / healthy lifestyle / physical culture / sports practice / ski training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каткова Г.А.

В статье представлены особенности формирования физической культуры и устойчивой мотивации обучающихся к здоровому образу жизни в детских объединениях учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каткова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN CHILDREN'S ASSOCIATIONS OF AITIONAL EDUCATION

The article presents the features of the formation of physical culture and sustainable motivation of students to a healthy lifestyle in children's associations of institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Каткова Г.А.

педагог

МОАУ ДО «ЦРТДЮ г. Кирова» (г. Киров, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье представлены особенности формирования физической культуры и устойчивой мотивации обучающихся к здоровому образу жизни в детских объединениях учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, физкул ьтурно-спортивная практика, лыжная подготовка.

В современной России актуальность физической культуры и спорта сложно переоценить, соответственно, на всех уровнях этому вопросу уделяется особое внимание. Так, одной из главных целей государственной политики в этой области можно назвать создание в РФ таких условий развития массового спорта, которые обеспечат повышение показателей физической подготовленности населения и формирование культуры здорового образа жизни.

Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» среди приоритетных направлений определяет «вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом». На уровне регионов, нормативно - правовые документы по их развитию также включают в себя целый комплекс задач по обеспечению развития физкультуры, спорта, привлечение населения к ЗОЖ и массовому спорту с самого юного возраста, поскольку это является важной основой оздоровления нации.

Под здоровьем мы понимаем не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье обучающихся является, своего рода, критерием качества современного образования.

К основным причинам ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков можно отнести недостаточный уровень гигиенической культуры, высокая загруженность в школе, ухудшение экологической обстановки, недостаточное или несбалансированное питание, стрессовые воздействия, распространение нездоровых привычек и др. Соответственно, охрана и укрепление их здоровья является одним из основных направлений в деятельности образовательной организации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Импульс», разработанная автором в 2005 году, предполагала изучение различных видов физической подготовки с применением специальных упражнений и за почти двадцать лет работы неоднократно обновлялась. Однако неизменными оставались комплексы упражнений, направленных на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. Кроме того, программа обеспечивает развитие не только физических качеств, а ещё коммуникативных навыков и умений, способствуя социальной адаптации.

В настоящее время основной целью программы можно определить формирование физической культуры личности через овладение навыками и умениями двигательной деятельности в разнообразных формах. В свою очередь, задачи определены как развитие физических качеств, силы, выносливости, овладение техническими и тактическими приемами лыжной подготовки, спортивных игр и ОФП, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и др.

В группах юноши и девушки занимаются вместе при строгой дозировке нагрузки в соответствии с полом и возрастом. Занятия проводятся регулярно в течение всего учебного года.

По мнению автора, именно на занятиях физической культурой решаются общие задачи, которые способствуют воспитанию гармонично развитой личности: изучение техники передвижения на лыжах, развитие и совершенствование физических и моральных качеств, укрепление здоровья, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. В период летних каникул (июль, август) обучающиеся продолжают тренироваться самостоятельно. Контроль осуществляется через спортивный дневник.

В период с декабря по февраль образовательный процесс включает занятия на лыжах. Однако лимит времени, отведенный учебной программой, часто меняющиеся погодные условия, непредсказуемые зимы не позволяют полноценно использовать потенциал лыжной подготовки для достижения целей программы. При этом организации дополнительного образования не ставят целью подготовку спортсменов - лыжников, а используют этот вид спорта как средство обогащения содержания программы и повышения её результативности и эффективности.

Таким образом, современные центры детского и юношеского творчества берут на себя роль вовлечения детей и юношества в активную физкультурно-спортивную практику. Занятия в детских объединениях способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся основных физических качеств, таких как выносливость, координация движений, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья и т.п., а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами и пр., обеспечивают физическое и эстетическое развитие личности, эмоциональное благополучия ребенка, целостность процесса формирования и сохранения психического и физического здоровья что соответствует целям Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1661 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garantru/402891691/#friends (дата обращения 11.11.2022);

2. Бобровский Е.А. Развитие детско-юношеского спорта в России // КНЖ. 2017. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detsko-yunosheskogo-sporta-v-rossii (дата обращения: 29.11.2022);

3. Самсонов И.И., Клецов К.Г. О гармонизации законодательства в сфере физической культуры, спорта и образования, концепции подготовки спортивного резерва и детско-юношеского спорта в Российской Федерации [Текст] // Вестник спортивной науки. 2021. С 31-35.

Katkova G.A.

Center For Development of Creativity of Children and Youth of Kirov (Kirov, Russia)

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN CHILDREN'S ASSOCIATIONS OF AITIONAL EDUCATION

Abstract: the article presents the features of the formation of physical culture and sustainable motivation of students to a healthy lifestyle in children's associations of institutions of additional education.

Keywords: physical culture, healthy lifestyle, physical culture, sports practice, ski training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.