Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / культура здоровья / двигательная активность / physical culture / health culture / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова Г.С., Гудыма А.С.

Представлены результаты апробации проекта для детей старшей группы детского сада, направленного на полноценное физическое воспитание дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PERSONALITY PHYSICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN

The results of approbation of the project for children of the senior group of the kindergarten, aimed at the complete physical education of preschool children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Чеснокова Г.С.

кандидат педагогических наук, доцент Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, Россия

Гудыма А.С.

студентка Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет,

Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

THE FORMATION OF PERSONALITY PHYSICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN

Chesnokova G.S., candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Institute of Childhood at the Novosibirsk State Pedagogical University, Russia

Hudyma A.S., a student of the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia АННОТАЦИЯ

Представлены результаты апробации проекта для детей старшей группы детского сада, направленного на полноценное физическое воспитание дошкольников. ABSTRACT

The results of approbation of the project for children of the senior group of the kindergarten, aimed at the complete physical education of preschool children.

Ключевые слова: физическая культура, культура здоровья, двигательная активность. Keywords: physical culture, health culture, physical activity.

В настоящий момент в дошкольном образовании рассматривается вопрос о всестороннем и непрерывном образовании детей дошкольного возраста. Одним из немаловажных направлений является физическое развитие. Оно подразумевает опыт двигательной активности, развитие физических качеств, формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации, крупной и мелкой моторики, формирование первичных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми с правилами и становление ценностей здорового образа жизни.

Анализируя современное дошкольное образование, необходимо отметить, что физическая культура рассматривается как воспитание здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего физической культурой, в соответствии с возрастом и желающего заниматься физическими упражнениями.

Л. В. Абдульмановой, при рассмотрении понятия «физическая культура» выделяется три компонента данной системы. Во-первых, это культура движения, которая проявляется в четких представлениях о движениях и их особенностях, о природосообразности физической культуры, о ценности движений и самостоятельной двигательной активности.

Во-вторых, культура телосложения, которая проявляется в представлении ребенка о теле человека (в том числе о теле мужчины и женщины) и животного; о физическом идеале, связи и зависимости строения тела и возраста, о средствах двигательной активности и сохранения собственного здоровья, в отношении к состоянию своего тела с точки зрения эмоционально-ценностного подхода.

В-третьих, компонентом является культура здоровья, она включает в себя представления о своем здоровье и способах его сохранения, активный опыт детей сохранения здоровья и самостоятельной двигательной деятельности [1].

Показателем развития физической культуры детей дошкольного возраста, является самостоятельная двигательная активность как в образовательном пространстве дошкольной организации, так и дома. Данная активность рассматривается с точки зрения комплекса самостоятель-

ных, осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие дошкольника с миром [3].

Говоря об особенностях физической культуры детей дошкольного возраста, следует упомянуть о ее компонентах. А именно о мотивационно-ценностных ориентациях, о физическом совершенствовании, о знание и интеллектуальных способностях.

Во-первых, дошкольники чаще всего руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. К концу дошкольного возраста у детей совершенствуются волевые усилия при выполнении трудных заданий. Не всегда стремление ребенка может совпадать с его возможностями, поэтому педагогу необходимо быть внимательным и не допускать перегрузок.

Так же дети стремятся посоревноваться друг с другом. Особо ценно то, что дошкольники понимают значение упражнений для формирования двигательных навыков. Следует заметить важность регулярных занятий по физической культуре.

Во-вторых, рассматривая физическое совершенствование, необходимо заметить, что ребенок уже умело, владеет своим двигательным аппаратом. Его движения достаточно координированы и точны. Дошкольник умело их сочетает в зависимости условий, окружающих его.

К концу дошкольного возраста, у детей хорошо развивается пространственное восприятие. Они хорошо могут объяснить, как меняется положение частей, во время различных физических упражнений и двигательных действий. Дошкольники научились различать темп, скорость, ритм, направление и последовательность движения. Так же при помощи развития высших нервных центров ребенка происходит становление произвольного внимания, сознательно волевых усилий, умения составлять предварительный план действий. Всё это способствует освоению техники сложных по координации движений.

У старших дошкольников начинает интенсивно формироваться способность целенаправленно совершать движения отдельными частями тела. У ребенка начинает вырабатываться эстетическое отношение к ритмичным,

грациозным и ловким движениям [6]. Движения детей становятся более осмысленными, проявляется способность к самоконтролю, оценке процесса и результата движений как своих, так и сверстников. И к моменту перехода детей в школу, у них уже сформированы прочные двигательные навыки, необходимые для жизни, которые являются основой решения более сложных двигательных задач в школе.

В-третьих, должное внимание необходимо уделить зна-ниевому компоненту физической культуры личности дошкольников, который имеет огромную содержательную сущность. Дети дошкольного возраста, способны воспринимать общие и конкретные цели занятия по физической культуре, если их знания и представления о пользе занятий и различных упражнениях.

По мнению С. О. Филипповой, дети старшего дошкольного возраста хорошо усваивают необходимые знания о физической культуре, понимают их особенности и значения, умеют применять их на практике. Кроме того дети данного возраста знают названия частей тела, спортивного инвентаря, необходимые пространственные характеристики [5].

Физические показ

Во время занятий физической культурой дети закрепляют знания не только физического характера, а так же сведения о природе, о пространстве, о человеке, об общественной жизни. Необходимо, так же отметить, что доказана взаимосвязь физического и умственного развития ребенка [4].

Целью статьи является описание результатов апробации проекта для детей старшей группы детского сада, направленного на полноценное физическое воспитание дошкольников. Данный проект сконцентрирован на формирование представлений о физической культуре у детей старшего дошкольного возраста и реализации здоровьеориентирован-ных педагогических технологий в современной дошкольной образовательной организации. Целью проекта является организация полноценного процесса физического воспитания с помощью развивающих здоровьеориентированных игр, различных бесед, физических упражнений, спортивных праздников и творческих видов деятельности. До начала проведения проекта измерялись физические показатели 10 детей (5 девочек и 5 мальчиков).

Таблица 1

гли (до эксперимента)

Наименование показателя Пол 1 2 3 4 5

Бросок набивного мяча Мальчик 200 178 250 203 220

Девочка 175 194 211 230 183

Прыжок в длину с места Мальчик 104 115 132 119 125

Девочка 92 98 112 129 120

Прыжки через скакалку Мальчик 4 10 5 12 7

Девочка 15 5 9 12 8

Бег на дистанцию 30 метров Мальчик 6,4 6,9 6,5 7 6,6

Девочка 7,4 6,7 7,2 6,9 7,1

Включение в физическую деятельность детей творче- показатели детей старшего дошкольного возраста, до начала ства, игры, интерактивных форм и методов работы способ- проекта и после, можно проследить рост физических пока-ствует развитию ловкости, силы и выносливости. Сравнивая зателей.

Таблица 2

Физические показатели (после эксперимента)

Наименование показателя Пол 1 2 3 4 5

Бросок набивного мяча Мальчик 202 182 257 209 224

Девочка 180 199 216 237 185

Прыжок в длину с места Мальчик 105 118 136 121 128

Девочка 94 103 117 131 123

Прыжки через скакалку Мальчик 6 11 6 15 9

Девочка 17 8 11 16 10

Бег на дистанцию 30 метров Мальчик 6,3 6,7 6,4 6,9 6,4

Девочка 7,1 6,6 7 6,7 7

Список литературы

1. Абдульманова Л. В. Теоретико-методические подходы к разработке технологии формирования физической культуры детей 4-7 лет в культуросообразном пространстве дошкольного учреждения // Новые технологии. - 2012. - № 1. - С. 240-244.

2. Гамова С. Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - №4. - С. 180 - 183

3. Криволапчук И. А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: сообщение ш. Биологическая надежность, обусловленность развития полом и уровнем двигательной активности, рекомендации // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№3. - С. 19-26

4. Петренкина Н. Л., Филиппова С. О. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 294-298.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического

воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

6. Чеснокова Г. С. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников художественно-двигатель-

ными средствами самовыражения //Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. - Новосибирск: Изд. НГПУ 2013. - С.108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.