Научная статья на тему 'Формирование физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста инженерного профиля'

Формирование физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ENGINEER'S TRAINING / SPECIALIST'S PROFESSIONAL CULTURE / PHYSICAL INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев А. Н.

Изложены аспекты формирования физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста в техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Physical Culture as the Component of Engineers' Professional Culture

Aspects of forming of physical culture as a component of specialist's professional culture in technical university are shown

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста инженерного профиля»

ББК Ч51

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

А.Н. Груздев

Кафедра физического воспитания, ТГТУ

Представлена профессором А.Л. Денисовой и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: подготовка инженера; преподавание физической культуры; профессиональная культура специалиста.

Аннотация: Изложены аспекты формирования физической культуры как компонента профессиональной культуры специалиста в техническом университете.

В процессе культурной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя в многообразии форм своего выражения. Его задатки преобразуются в способности, которые, в свою очередь, воплощаются в результатах деятельности.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области политики, морали, воспитания, эстетики.

Важнейшей задачей высшего технического образования является переход от массового обучения к подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих научно-аналитическими знаниями и организационным опытом, способных разрабатывать технологии и участвовать в инженерно-инновационной деятельности. Особенно это актуально в условиях высшей технической школы.

Растущая роль инженера в современном обществе связана со следующими факторами:

- обострение конкурентной борьбы за первенство в области науки, образования и технологии;

- сохранение экономической независимости;

- удержание прочных позиций на мировом рынке, высокая концентрация производительных сил;

- быстрое и эффективное развитие малого и среднего бизнеса;

- изменение профессионально-квалификационного состава занятых специалистов и др.

Для выполнения всех видов инженерной деятельности специалисту необходимы разнообразные, в том числе и физические, качества: выносливость, сила, ловкость, быстрота и др. С этих позиций можно сделать вывод, что занятия физи-

ческой культурой способствуют развитию профессионально важных качеств будущего инженера.

Выделяют следующие критерии развития личности в ходе систематических, грамотно организованных занятий физической культурой и спортом:

- высокую работоспособность в выполнении намеченных планов;

- умение «держать удар»;

- результативность;

- настойчивость и целеустремленность;

- уверенность в себе;

- выдержку и самообладание;

- готовность к риску;

- развитое внимание;

- умение работать в коллективе;

- заботу о здоровье и физической выносливости;

- гармонию с внешним и внутренним миром.

Многие студенты недостаточно ясно представляют себе цели и задачи физического образования, спорта и двигательной реабилитации. Все это осложняет процесс их адаптации к специфическим формам обучения в вузе. Поэтому вопрос о том, как научить студентов нефизкультурных вузов регулярно применять различные формы и методы физической культуры в повседневной жизни является актуальным.

Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни.

Таким образом, физическое образование, как вид образования, есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.

Физическое образование в вузе решает следующие задачи:

- воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

- воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения недельного двигательного режима;

- повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Новое время диктует более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека, поэтому необходим повсеместный переход к массовым формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студенческой молодежи. Занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека.

Прогресс будет двигаться вперед только в том случае, если трудоспособное население будет в полной мере обладать высокой дисциплиной труда, добросовестностью, активностью, способностью к инициативе и творчеству, психологической устойчивостью и другими качествами, проявление которых находится в прямой зависимости от состояния здоровья человека, его физической закалки. Не случайно в настоящее время остро ставится вопрос о повышении роли физической культуры в укреплении здоровья людей.

Всестороннее развитие физических способностей студентов, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективности трудовой деятельности человека, его творческого участия в общественном производстве.

Перестройка образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов. Этой цели должно быть подчинено все, что делается в вузе, - лекции, семинары, индивидуальные занятия, любые планы, режимы жизни, быта, отдыха.

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности, поскольку физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как средство социального становления будущих специалистов, активного развития их личностно и профессионально значимых качеств, как средство достижения ими физического совершенства.

Список литературы

1. Агеевец, В.У Организация физической культуры / В.У. Агавеец, Т.М Ка-невец. - М. : Просвещение, 1986. - 180 с.

2. Беляев, В.С. Здоровье и личностные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики / В.С. Беляев, А.И. Михеев // Материалы регион. межвузов. науч.-практич. конф. - 4 нояб. 1995 г. - Ростов н/Д, 1995. - С. 46-58.

3. Беляев, И. Д. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов / И. Д. Беляев, А. С. Игнатьев. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1991. - 140 с.

4. Концепция высшего технического образования в новых социальноэкономических условиях / под ред. О.П. Нестеренко, Ю.А. Сидоровой. - М. : Изд-во МАИ, 1992. - 168 с.

5. Прошляков, В.Д. Теория и практика физической культуры / В.Д. Прошля-ков. - М. : Физкультура и спорт, 1993. - 200 с.

Forming of Physical Culture as the Component of Engineers’ Professional Culture

A.N. Gruzdev

Department of Physical Education, TSTU

Key words and phrases: engineer’s training; physical instruction; specialist’s professional culture.

Abstract: Aspects of forming of physical culture as a component of specialist’s professional culture in technical university are shown.

Formierung des Sports als Komponente der professionellen Kultur des Spezialisten des Ingenieurprofils

Zusammenfassung: Es sind die Aspekte der Formierung des Sports als Komponente der professionellen Kultur des Spezialisten in der technischen Universität dargelegt.

Formation de la culture physique comme une composante de la culture du spécialiste du profil d’ingénieur

Résumé: Sont expposés les aspects de la formation de la culture physique comme une composante de la culture professionnelle du spécialiste à l’université technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.