Научная статья на тему 'Формирование финансовой системы Грузии'

Формирование финансовой системы Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саралидзе Н. А.

На первых этапах реформирования Грузинской экономики существовал так называемый одноуровневый принцип формирования финансовой системы, когда в стране еще нет центрального банка, а банковские структуры работают без функциональной специализации. Но этот этап формирования финансовой системы быстро завершился с появлением одного, Национального банка Грузии, то есть когда вся система банков разделилась на два уровня. Появление двухуровневой организации финансовых отношений необходимая предпосылка организации банковской деятельности. При этом в задачи Национального банка входит: регулирование денежного обращения, проведение единой кредитно-денежной политики, обеспечение устойчивости лари, методическое руководство и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, защита интересов вкладчиков, проведение операций в сфере внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой системы Грузии»

5 (149) - 2007

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГРУЗИИ

п. А. Саралидзе,

ведущий специалист Казначейства ООО «Бразерс и Компания»

На первых этапах реформирования грузинской экономики существовал так называемый одноуровневый принцип формирования финансовой системы, когда в стране еще нет центрального банка, а банковские структуры работают без функциональной специализации. Но этот этап формирования финансовой системы быстро завершился с появлением Национального банка Грузии, когда вся система банков разделилась на два уровня. Появление двухуровневой организации финансовых отношений — необходимая предпосылка организации банковской деятельности.

При этом в задачи Национального банка Грузии входят: регулирование денежного обращения; проведение единой кредитно-денежной политики; обеспечение устойчивости лари; методическое руководство и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; защита интересов вкладчиков; проведение операций в сфере внешнеэкономической деятельности.

Основу финансовой системы формируют коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, в функции которых входят: кредитование; расчетно-кассовое обслуживание; операции с ценными бумагами, валютой; выдача гарантий, поручительств и других обязательств; посреднические и доверительные операции. Во второй уровень финансовой системы входят также специальные кредитно-финансовые организации, специализирующиеся, как правило, на одной или двух банковских операциях и имеющих специальную клиентуру. Для защиты общих интересов, осуществления совместных операций, проектов, координации деятельности кредитные организации объединяются в союзы, ассоциации, консорциумы и другие объединения.

Таким образом, в Грузии постепенно формируется система финансово-банковских отношений, которая строится на принципах рыночной экономики. В частности, происходит ускоренная концентрация банковского капитала, малые и средние банки разоряются, их активы переходят к крупным банкам и финансовым гигантам.

Идеология формирования финансово-банковской системы не была доведена до возможных вариантов практического использования, поэтому многое при осуществлении мероприятий по реорганизации банковской деятельности основано на потенциале менеджмента банков, а не на научной организации банковского дела. По мнению автора, можно выделить, по крайней мере, пять основных задач, первоочередное решение которых позволит добиться перестройки институциональных основ финансово-банковской деятельности, на основе взаимодействия мер по организации банковского менеджмента, анализа аудита, планирования и усиления роли государственного регулирования, включая:

1) стабилизацию национальной денежной единицы, преодоление инфляции, частичную, а затем полную конвертируемость лари;

2) аккумуляцию финансовых ресурсов, достаточных, в случае необходимости, для поддержания деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения полного удовлетворения их кредитных потребностей;

3) создание денежно-кредитного механизма экономического регулирования макроэкономических пропорций в процессе народнохозяйственного воспроизводства;

4) создание необходимых резервов и условий свободного межотраслевого перелива капитала в виды деятельности, производства и отрасли, определяющие выполнение соответствующих задач или имеющих повышенную эффективность отдачи от вложенных ресурсов;

5) формирование развитого фондового рынка и рыночной инфраструктуры в едином экономическом пространстве.

Со стороны правительства наибольшее внимание, на взгляд автора, пока что обращается на вопросы стабилизации национальной денежной единицы (учетная функция системы). Но опыт Грузии уже сегодня доказал, сколь опасно «увлечение» лишь этой функцией, т. е. поддержание стабильного уровня лари «во что бы то ни стало». Однако ряд исследований показывают,

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

5 (149) - 2007

что колебания в этих случаях не должны иметь существенного разброса: в частности, в работах Бруно и Эстерли доказывается, что экономический рост в странах может быть сохранен, если, среди прочих причин, уровень инфляции не будет превышать 40 %.

С необходимостью снижения инфляции корреспондирует проблема поддержания нужной денежной массы в грузинской экономике. В частности, в настоящее время Национальный банк Грузии пытается регулировать инфляцию на основе политики так называемых «жестких бюджетных ограничений», что выливается, в конечном итоге, в жесткое ограничение находящейся в обороте денежной массы и, соответственно, низком коэффициенте монетизации экономики.

Одна из основных задач финансово-банковских структур — формирование объема ссудного капитала, достаточного для финансирования производственной сферы народного хозяйства, не могла быть выполнена из-за отсутствия ресурсной базы. Следует учитывать, что формирование этой базы — процесс достаточно долгосрочный, тесно связанный с состоянием самой производственной сферы, с состоянием деятельности предприятий. К сожалению, пока на предприятиях все еще не созданы реальные условия для накопления финансовых средств. Этому не способствует, в частности, проводимая налоговая политика, требующая от предпринимателя исключительных способностей, если он пытается честно выплачивать все налоги. Тем самым большинство производителей «загоняются в тень», т. е., они вынуждены скрывать существенную часть доходов. Все это влияет на формирование доходов бюджета, с которым связаны надежды на финансирование со стороны целого ряда производителей.

К сожалению, далеко не в полной мере используются возможности аккумуляции в банковской системе средств населения. Вера населения в возможность хранения средств в банках была низка из-за непродуманных мероприятий в финансовой сфере.

Все это является доказательством также и того, что изолированная перестройка финансовой системы не может обеспечить нормального развития кредитных отношений, создать условия для полной реализации функций, объективно ей присущих. Только вместе с совершенствованием производства, созданием условий для появления достаточной товарной массы, т. е. с возникновением реального народнохозяйственного рынка, будут созданы условия для реализации всех задач реформирования финансово-банковской системы. Не следует забывать установленных вековой историей экономического развития стран первичности производства и вторичности финансовой сферы.

То есть бюджетная стабилизация может быть результатом стабилизации деятельности реаль-

ного сектора экономики, но никак не наоборот. К сожалению, можно отметить, что именно эта «обратная» точка зрения пока что господствует в руководстве страны, что и приводит к разобщению деятельности финансового и реального секторов экономики, к отсутствию возможности реформирования грузинской экономики на основе единых народнохозяйственных критериев.

Однако этот вывод отнюдь не означает, что деятельность по повышению уровня дееспособности существующей финансовой системы в настоящих условиях сама по себе нецелесообразна. Напротив, ее улучшение, проводимое сбалансированно с другими направлениями реформы, остается важнейшей составной частью осуществления процесса реформирования всей экономики. Есть текущие резервы для совершенствования и в каждой банковской структуре, и в каждом отдельно взятом банке. С одной стороны, это мероприятия по усилению контроля, развитию платежных отношений, улучшению технического и методического обеспечения. С другой — это повышение качества деятельности каждого отдельного банка, рационализация его организации и оптимизации численности его персонала, приведение оценки всей деятельности банка, каждого подразделения и отдельного сотрудника к единому критерию.

Основным условием стабилизации положения в этой сфере является переход народного хозяйства на стадию экономического роста. Пока же продолжающееся ухудшение положения денежно-кредитной системы, финансовая несостоятельность банков, сокращение объемов банковских операций по обслуживанию внешней сферы свидетельствуют о том, что банковская система израсходовала все внешние источники своего существования, что происходит процесс интенсивного поедания внутренних ресурсов. Это означает, что если не остановить существующую тенденцию, учитывая размеры государственного долга Грузии перед международными организациями, крах финансовой системы страны неизбежен. Поэтому финансовая система, реализуя интерес самосохранения, должна принять самое активное участие в обеспечении экономического подъема народнохозяйственного комплекса.

Автором предлагается с учетом результатов анализа отлаженный механизм координации и взаимодействия основных финансово-экономических показателей — ВВП, денежной массы, эмиссии, кредитных вложений, индекса цен и инфляции, доходов населения, курса валюты, сальдо торгового баланса, валютных резервов. Для этого требуется разработка концепции экономической политики, которая послужила бы базой для формирования бюджета и концепции финансовой политики. Национальный банк Грузии сегодня при всех его минусах

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

5 (149) - 2007

представляет собой единую систему. Поэтому можно было бы расширить функции его территориальных органов, сделав их главными проводниками средств федерального и территориальных бюджетов. Тогда коммерческие банки будут вынуждены оперировать действительно свободными средствами, а не «прокручивать» бюджетные. Похожая практика существует в США, где кассовое исполнение бюджета возложено исключительно на 12 федеральных территориальных резервных банков с их 25 филиалами. Даже с учетом того, что почти половина коммерческих банков США являются членами Федеральной резервной системы, они не имеют права держать на своих счетах бюджетные средства.

Кризис реформируемой экономики обусловил тенденцию уменьшения размеров национального богатства. В этих условиях заслуживает внимания национальное богатство в виде балансовых запасов полезных ископаемых, т. е. запасов, разработка которых на данном этапе развития экономики по тем или иным причинам экономически нецелесообразна. Они вполне могут быть использованы для привлечения иностранных капиталов в качестве гарантий и возможного финансово-кредитного ресурса.

Правила активной бюджетной политики не очень сложны. Разумеется, всякое увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) ведет к мультипликативному росту номинального ВВП, т. е. к цепной реакции роста денежного спроса со стороны населения. Но не допустить при этом инфляции можно, если соблюдать некоторые условия. Во-первых, не увеличивать госрасходы, если нет готовых резервов повышения товарной массы, в частности недогруженных мощностей и быстро мобилизуемого импорта. Во-вторых, увеличивать надо не всякие госрасходы, а только те, которые прямо влекут за собой мультипликативный рост производства, прежде всего государственные закупки продукции, особенно материалоемких и незагруженных производств. Увеличение таких закупок автоматически ведет к росту продукции на ту же сумму, к дополнительному увеличению заказов предприятиям смежных производств, приросту фонда заработной платы их работников, росту спроса и прибыли. Таким образом, повышение объемов госзакупок совсем не обязательно ведет к росту бюджетного дефицита. Дело в том, что вызванное им кратное увеличение продукции равносильно кратному повышению доходов, приводящему к увеличению налоговой базы, а, следовательно, налоговых поступлений. При надлежащем планировании госзакупок и небольшой корректировке налоговых ставок рост госрасходов может происходить без увеличения бюджетного дефицита и при этом все же играть стимулирующую роль для экономики в целом.

Другой род государственных расходов, определяющий величину финансовых ресурсов, необходимых для оживления экономики, — государственные капиталовложения. Предпочтение надо отдавать вложениям, которые обеспечивают обратный приток средств в казну. К таким сферам относятся вложения в предприятия, способные быстро увеличить экспорт и производство тех предметов потребления, спрос на которые недостаточно удовлетворен. Поскольку население платит за потребительские товары наличными, вложения в производство сравнительно дешевых предметов массового потребления (будь то продовольственные или товары легкой промышленности) дадут быструю кассовую отдачу.

Разумеется, временный прирост бюджетного дефицита сразу же после увеличения госзакупок и госкапиталовложений требует покрытия. Нужно вернуться (временно, конечно) к кредитованию государства Национальным банком Грузии за счет регулируемой государством «целевой» эмиссии, т. е. эмиссии, предполагающей строго определенные (государством) сферы использования эмитируемой валюты. Важны не формальные ограничения или обоснования эмиссии, а поддержание соответствия между товарной и денежной массой.

Именно поэтому следует, прежде всего, организовать нормальное обслуживание расчетов между предприятиями. Коммерческим банкам следует запретить (или строго ограничить) операции спекулятивного характера. Финансовые учреждения, желающие заниматься такими операциями, надо отделить от коммерческих банков и официально лицензировать как брокерские компании, запретив принимать вклады, выдавать кредиты и обслуживать кассовые расчеты между предприятиями или фирмами. Для коммерческих банков следовало бы установить минимальную долю (например, 70 %) активов, которую они обязаны направлять на кредиты реальной экономике, и верхний лимит активов, помещаемых в государственные ценные бумаги. Эта система организационных мер может дать большую и скорую отдачу в росте эффективности деятельности банков.

Литература

1. Экономические тенденции Грузии. Квартальный обзор, декабрь 2005 г.

2. IMF Country report 2005, August 2005.

3. Country Partnership Strategy, The World Bank, Oct. 2005.

4. Стратегия развития банковской системы Грузии в 2006 — 2009 гг. Национальный банк Грузии, 2006 г.

5. Круглый стол «Восстановление бизнес-активности Грузии», Тбилиси, 14 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.