Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Финансовая культура / финансовая грамотность / индекс развития финансовой культуры / долгосрочное планирование / доверие / Financial culture / financial literacy / financial culture development index / long-term planning / trust

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростислав Александрович Кокорев, Ольга Николаевна Лаврентьева, Марина Сергеевна Толстель

В статье представлена систематизация теоретико-методологических подходов к интерпретации экономической категории «финансовая культура», а также обоснованы возможности их использования в практических целях для формирования и развития финансовой культуры в России. Авторами проанализирована пилотная методика расчета индекса развития финансовой культуры, предложены рекомендации по ее доработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL CULTURE: SYSTEM APPROACH

The article presents the methodological approaches’ systematization to the interpretation of the «financial culture» economic category, and also substantiates the possibilities of their use for practical purposes of the financial culture development in Russia. The authors analyzed the pilot methodology for calculating the financial culture development index and offered recommendations for its improvement.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД»

Кокорев Р.А., Лаврентьева О.Н., Толстель М.С. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье представлена систематизация теоретико-методологических подходов к интерпретации экономической категории «финансовая культура», а также обоснованы возможности их использования в практических целях для формирования и развития финансовой культуры в России. Авторами проанализирована пилотная методика расчета индекса развития финансовой культуры, предложены рекомендации по ее доработке.

Ключевые слова. Финансовая культура, финансовая грамотность, индекс развития финансовой культуры, долгосрочное планирование, доверие.

Kokorev R.A., Lavrentieva O.N., Tolstel M.S. FORMATION OF FINANCIAL CULTURE: SYSTEM APPROACH

Abstract. The article presents the methodological approaches' systematization to the interpretation of the «financial culture» economic category, and also substantiates the possibilities of their use for practical purposes of the financial culture development in Russia. The authors analyzed the pilot methodology for calculating the financial culture development index and offered recommendations for its improvement.

Keywords. Financial culture, financial literacy, financial culture development index, long-term planning, trust.

Введение

Смещение фокуса с финансовой грамотности на финансовую культуру в принятых на государственном уровне стратегических документах [5, 7, 8] вызвало дискуссию в научных кругах относительно использованных трактовок указанных понятий. Динамика публикационной активности по тематике, связанной с интерпретацией экономической категории «финансовая культура», свидетельствует о повышении заинтересованности научного сообщества в определении сущностных характеристик этого термина за последние несколько лет. Поскольку понятие «культура» имеет многочисленные варианты интерпретации в разных областях знаний, включая экономику, представленные в экономической литературе методологические подходы к определению категории «финансовая культура» демонстрируют значительное разнообразие.

ГРНТИ 06.73.07 EDN XOCREO

© Кокорев Р.А., Лаврентьева О.Н., Толстель М.С., 2024

Ростислав Александрович Кокорев - кандидат экономических наук, заведующий лабораторией финансовой грамотности МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ольга Николаевна Лаврентьева - научный сотрудник лаборатории финансовой грамотности МГУ имени М.В. Ломоносова.

Марина Сергеевна Толстель - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита МГУ имени М.В. Ломоносова.

Контактные данные для связи с авторами (Толстель М.С.): 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1/46 (Russia, Moscow, Lewinsky Gory, 1/46). Тел.: +7 917 643-81-81. Е-mail: marina-tolstel@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 15.05.2024.

Теоретико-методологические подходы к исследованию финансовой культуры

На основе проведенного компаративного анализа экономической литературы по анализируемой тематике нами выделены следующие теоретико-методологические подходы к исследованию финансовой культуры: аспектный, прагматический, деятельностный, концептуальный, системный, критический.

Аспектный подход предполагает акцент на одном из параметров, определяющих исследуемое явление: например, финансовое поведение, финансовые отношения, финансовое благополучие. Эти элементы заведомо не охватывают все содержание финансовой культуры, но они имеют решающее значение в определении ее отдельных аспектов (цели, каналов развития, инструментов оценки) [4, 12]. Недостаток данного подхода заключается в фрагментарности определения такого многоаспектного понятия, как финансовая культура.

Прагматический подход основывается на тех целях, к достижению которых приведет развитие финансовой культуры [3, 13]. С точки зрения оценки результативности деятельности лиц, ответственных за развитие финансовой культуры, данный подход может быть оправдан, но без контентной экспертизы анализ изменения состояния финансовой культуры на определенной территории не может быть эффективен. В этом смысле плодотворной представляется задача по изучению заявленных целей через те показатели, с помощью которых планируется оценивать их достижение (анализ пилотной методики расчета индекса развития финансовой культуры).

Концептуальный подход к исследованию финансовой культуры основан на разработке концепции ее развития [10]. Данный подход не предполагает наличия четкого определения, зато, как правило, включает описание этапов развития финансовой культуры на определенной территории. Документом, развивающем этот подход, является дорожная карта поэтапной реализации стратегических инициатив.

Системный подход предполагает рассмотрение финансовой культуры как системы, элементы которой взаимодействуют, задавая определенный характер связи между собой и обусловливая развитие друг друга. Например, как комплекс знаний, убеждений и особенностей поведения, которые сформированы в процессе взаимодействия людей в социуме [1, 2, 4, 11]. В силу многоаспектности и сложности определения в экономической литературе преобладает именно этот подход: авторы пытаются включить в описание не только структуру элементов, но и выполняемые ими функции. Данный подход реализован в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее - Стратегия), которая позволяет для всех выделенных возрастных групп выявить актуальные вопросы («паттерны») для каждой стадии жизненного цикла человека.

Критический подход учитывает многоаспектность явления и определяет финансовую культуру через ключевые содержательные элементы (поведенческие практики, установки и ценности), а также фиксирует ключевые факторы, влияющие на нее (воспитание, уровень финансовой грамотности, опыт принятия финансовых решений, уровень развития финансового рынка и общественных институтов). Данный подход опирается на результаты научных исследований, а также на опыт развития финансовой грамотности в России в предшествующие годы, задавая необходимость перехода от нее к финансовой культуре.

Анализ экономической литературы показал, что, несмотря на возможность выделения различных теоретико-методологических подходов к интерпретации термина «финансовая культура», ряд сущностных характеристик (с разной степенью важности) одновременно используется практически во всех выделенных авторами направлениях исследования данной категории. Таким образом, мы можем рассматривать финансовую культуру как объединение: а) элементов, относящихся к сознанию людей, т.е. установок, ценностей, норм; б) практик и способов деятельности людей в области финансов. Это обеспечивает комплексный взгляд на ее содержание и обеспечивает возможность разработки концепции ее развития с организацией последующего мониторинга изменения состояния в направлении заданных целевых ориентиров.

Механизмы формирования и развития финансовой культуры в Российской Федерации Согласно новой Стратегии, к 2030 году у большей части россиян должны быть сформированы поведенческие практики, установки и ценности в сфере личных финансов, которые будут способствовать их личному финансовому благополучию и экономическому развитию страны в целом [7]. В качестве основных поведенческих практик, которые будут свидетельствовать о достижении желаемого уровня финансовой культуры, указываются:

• удлинение того срока, на который граждане планируют свои финансовые операции;

• развитие навыков постановки и достижения целей в области финансов;

• готовность дифференцировать предлагаемые финансовые продукты по уровню рискованности и использовать их с учетом приемлемого уровня риска в каждой конкретной ситуации;

• повышение уровня взаимного доверия людей, в том числе в рамках отношений на финансовом рынке. Широкое внедрение этих практик, как представляется, позволит увеличить объем средств российских граждан, направляемых на долгосрочные сбережения, а, значит, и объем инвестиций в экономике. Это, в свою очередь, позволит быстрее и легче провести структурную трансформацию экономики, а также повысить общую устойчивость российской финансовой системы.

Целевые группы, выделенные в Стратегии, включают в себя всех граждан, «от мала до велика». Однако в ней же отмечается, что особенно активно формируются установки финансовой культуры у людей в период экономической активности (что не случайно, если учесть, какой вклад в развитие финансовой культуры вносят поведенческие практики, полноценно доступные россиянам лишь по достижении совершеннолетия). Именно для взрослого населения планируется проведение регулярного расчета индекса развития финансовой культуры (ИФК), который рассматривается в качестве одного из индикаторов реализации Стратегии. Создание методики его расчета и регулярные замеры необходимых показателей предусмотрены Дорожной картой по реализации Стратегии [8].

Стратегия задает основные методы формирования и развития финансовой культуры целевых групп в Российской Федерации. Основной акцент сделан на воспитании, обучении, самовоспитании и соответствующих им инструментах (табл. 1). Авторами предложены приоритетные инструменты формирования финансовой культуры для каждой целевой группы с учетом их особенностей восприятия информации, доступных каналов коммуникации, интересов и т.д. Привлечение креативных индустрий призвано обеспечить формирование требуемых установок и ценностей в дополнение к образовательной компоненте.

Таблица 1

Системный подход к формированию финансовой культуры целевых групп в соответствии со Стратегией

Целевые группы Дети и подростки Молодые граждане Взрослые экономически активные граждане Граждане старшего возраста

Методы формирования Воспитание, обучение Воспитание, обучение Самовоспитание, обучение (программы дополнительного образования, повышения квалификации, обучение на рабочем месте) Самовоспитание, обучение («университет серебряного возраста»)

Инструменты формирования Мультфильмы; игры, включая компьютерные и онлайн;социальные сети и мессенджеры; театральные постановки; музейные выставки; художественная литература; учебно-методические материалы (УММ); просветительские мероприятия; конкурсы и олимпиады Социальные сети и мессенджеры; фильмы; театральные постановки; квесты; игры, включая компьютерные и онлайн; радиоконтент; УММ; просветительские мероприятия; музейные выставки; конкурсы и олимпиады Произведения художественной литературы; телепередачи; фильмы; театральные постановки; социальная реклама; радио-контент; просветительские мероприятия; музейные выставки Художественная литература; телепередачи; театральные постановки; социальная реклама; радиоконтент; просветительски е мероприятия; музейные выставки

Индекс развития финансовой культуры: концептуальные основы оценки и мониторинга Согласно Методике пилотного расчета [5], ИФК состоит из 3 субиндексов - «Ответственность», «Долгосрочные горизонты» и «Доверие», взятых с весовыми коэффициентами 0,35, 0,25 и 0,4, соответственно. Каждый субиндекс будет формироваться в равных пропорциях на основе двух составляющих (сквозных блоков): результатов регулярно проводимых репрезентативных всероссийских социологических исследований и статистических данных, отражающих реальное поведение и активность граждан на отдельных сегментах финансового рынка (табл. 2). Все показатели, входящие в соответствующие субиндексы, берутся внутри своего блока с равными весами.

Таблица 2

Показатели, входящие в субиндексы ИФК

Показатели, входящие в блоки «Социологические исследования» Показатели, входящие в блоки «Статистические исследования»

Субиндекс «Ответственность»

Управление личными финансами / ведение бюджета. Осознанность в принятии финансовых решений. Проак-тивная позиция в отношении своего финансового благополучия и поведения. Осознанное принятие риска Доля выдач необеспеченных потребительских кредитов физических лиц с показателем долговой нагрузки > 50% (или > 80%). Уровень долговой нагрузки домохозяйств. Количество действующих договоров страхования с физическими лицами по добровольному страхованию имущества, на душу населения

Субиндекс «Долгосрочные горизонты»

Ориентация на долгосрочное планирование. Практики долгосрочного финансового поведения Отношение годового прироста (уменьшения) сбережений (во вкладах) на душу населения к среднедушевым денежным доходам населения. Общее количество индивидуальных инвестиционных счетов, открытых у брокеров и в доверительном управлении, а также общее количество открытых счетов доверительного управления физическим лицам (кроме индивидуальных инвестиционных счетов) в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации старше 18 лет. Количество договоров долгосрочных сбережений в негосударственных пенсионных фондах. Количество договоров негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственных пенсионных фондах в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации старше 18 лет

Субиндекс «Доверие»

Доверие в сфере общественных финансов: налоги. Доверие в сфере общественных финансов: официальное трудоустройство. Доверие к финансовым институтам. Обобщенное доверие. Опыт участия в бюджетном процессе Соотношение размера задолженности по налогам (суммарная задолженность по земельному налогу, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу) к исчисленному уровню сбора соответствующих налогов. Доля трудоспособного населения, занятого в неформальном секторе, от общей численности трудоспособного населения. Уровень вовлеченности граждан в бюджетный процесс

При анализе показателей достижения Стратегии по повышению финансовой грамотности, действовавшей в 2017-2023 гг. [9], отмечалась важность включения в число индикаторов новой Стратегии так называемых показателей конечного эффекта, характеризующих сформированность поведенческих практик [6]. В этом отношении, расчет ИФК в части блока статистических исследований будет основан на объективных показателях, отражающих изменение в поведенческих установках населения. Вопросы блока «Социологические исследования» пока находятся в разработке, поэтому оценить достаточность вопросов и возможность определения сдвига в целеполагании и ценностных ориентирах населения еще не представляется возможным. Однако в любом случае выглядит ценным намерение измерять именно то, что заявлено в качестве целевых значений.

К достоинствам выбранной модели расчета ИФК можно отнести комплексный (системный) характер, учет изменения ценностных ориентиров, установок и поведения. Но несмотря на то, что выбраны

индикаторы, отражающие фактическое поведение и активность граждан как участников операций на отдельных сегментах финансового рынка, не все используемые показатели полноценно дают представление об изменении поведенческих практик. В частности, в статистический блок субиндекса «Доверие» включены показатели, отражающие негативные поведенческие паттерны, связанные с закредитованно-стью, но не включены показатели, отражающие позитивные - свидетельствующие об увеличении использования населением финансовых продуктов и услуг (доработка показателей в этой области возможна с ориентацией на актуализированную Единую рамку компетенций, которая задает предметные области и основные образовательные результаты в этой сфере для взрослых и детей школьного возраста).

Вместе с тем, в статистическом блоке субиндекса «Долгосрочные горизонты» представлен индикатор «Количество договоров долгосрочных сбережений в негосударственных пенсионных фондах», включение которого представляется преждевременным, так как поправки в законодательство о развитии инструментов программы долгосрочных сбережений были приняты относительно недавно. Население еще только знакомиться с новыми возможностями, оценивает риски их использования.

Далее, на наш взгляд, в статистический блок субиндекса «Долгосрочные горизонты» стоит включить показатель динамики выдачи ипотечных кредитов (без льготных программ и с поправкой на объем просроченной задолженности), что может отражать поведенческие ориентиры на долгосрочное финансовое планирование. С другой стороны, показатели, связанные с налогами и с опытом участия в бюджетном процессе, целесообразно отнести к статистическому блоку субиндекса «Ответственность»: ведь они скорее отражают ценностные ориентиры и навыки в области ответственного поведения, осознания общественных обязанностей, чем подтверждают факт доверия органам власти. В статистическом блоке субиндекса «Доверие» органично могут быть учтены инфляционные ожидания, точнее, их отклонения от официального таргета.

Поскольку предложенная методика носит пилотный характер, есть основания полагать, что в дальнейшем будет изменено количество показателей, и пересмотрены подходы к их группировке и учету в индексе. Так, в настоящее время ряд показателей, свидетельствующих о негативных паттернах поведения людей - закредитованность и суммарная налоговая задолженность - включаются в субиндексы с положительным знаком, то есть их рост будет увеличивать ИФК, что представляется нелогичным. Таким образом, возможна доработка методики и в части учета эффекта (прямого или обратного) используемых индикаторов.

Поскольку многое будет зависеть от итоговых формулировок вопросов и методик расчета, при уточнении методики следует учитывать так называемый «закон Гудхарта». Эта особенность систем измерения достижения целей, сформулированная в свое время экономистом Гудхартом [14], говорит о том, что как только показатель становится целевым, он перестает быть хорошим индикатором, поскольку исполнители начинают манипулировать его достижением. В этом смысле, возможно, стоит избегать включения в показатели конкретных финансовых продуктов (например, договоров долгосрочных сбережений в негосударственных пенсионных фондах) и не задавать конкретные целевые ориентиры охвата ими населения, ограничиваясь перечнем возможных продуктов и их ключевых характеристик.

Например, можно включать в список релевантных финансовых продуктов для субиндекса «Долгосрочные горизонты» срочные банковские вклады. При этом срок их открытия (более 1 года, более 2 лет) мог бы меняться (расти или сокращаться) в зависимости от ситуации в экономике. Таким образом, не возникало бы искажений, связанных с жестко заданным конкретным продуктом, а учитывалось бы максимальное число вариантов финансового поведения людей, демонстрирующих необходимые целевые паттерны.

Заключение

Анализ экономической литературы показал многовариантность подходов к интерпретации категории «финансовая культура». Тот вариант, который реализован в Стратегии, позволяет как выделить элементы системы, формирующие финансово культурного человека, так и определить собственно содержание тех знаний, убеждений и особенностей поведения, которые определяют уровень развития финансовой культуры в Российской Федерации, задав, тем самым, желаемые паттерны поведения граждан. Вместе с тем, требуется уточнение методики расчета индекса развития финансовой культуры для того, чтобы входящие в него показатели формировали непротиворечивую картину того, что реально

происходит на рынке финансовых услуг. Авторами предложен концептуальный подход к уточнению показателей статистического блока субиндексов, используемых в Пилотной методике, с учетом единой рамки компетенций, позволяющий получить полноценное представление об изменении поведенческих практик жителей нашей страны.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М., 2008.

2. Брыкин А.В., Кунижева Д.А., Большунова С.А. Методологические подходы к исследованию финансово-экономической культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 6. С. 73-80.

3. Воеводина Е.В., Шихгафизов П.Ш., Штепа С.Е. Методологические принципы деятельностно-феноменологического подхода в изучении социальных механизмов формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 4. С. 55-62.

4. Кунижева Д.А. Финансовая культура: многогранность понятия, подходы к исследованию и место в научном дискурсе// Теория и практика общественного развития 2023. № 7. С. 107-112.

5. Методика пилотного расчета индикатора реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года «Индекс развития финансовой культуры»: приложение 1 к протоколу десятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

6. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.

7. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р.

8. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года: утверждена Банком России № ПМ-01-59/228, Минфином России 12-12-11/ВН-61421 22.12.2023.

9. Толстель М.С., Лаврентьева О.Н. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации: концептуальные основы оценки и реализации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3. С. 67-72.

10. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ 2010. № 2. С. 235-244.

11. Béres D., Huzdik K. A pénzügyi kultúra megjelenése makrogazdasági szinten // Pénzügyi Szemle. 2012. Vol. 57 (3). P. 322-336.

12. Zsótér B. The aspects of financial culture among young adults // Ekonomske ideje i praksa. 2018. Iss. 30. P. 51-71.

13. Csorba L. The Determining Factors of Financial Culture, Financial Literacy and Financial Behavior // Public Finance Quarterly. 2020. Vol. 65 (1). P. 67-83.

14. Goodhart C. Problems of Monetary Management: The U.K. Experience // Papers in monetary economics. 1975. Vol. 1. P. 1-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.