УДК 37.017.7
Т. Б. СОЛОМАТИНА, И. В. РЫТОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Раскрывается актуальность формирования финансовой грамотности как новой для современного общества компетенции; определяются основные подходы и модели формирования финансовой грамотности на этапе школьного обучения; рассматривается модель системы финансового просвещения, основанная на сетевом взаимодействии образовательных организаций, финансовых институтов и бизнес-структур. Ключевые слова: финансовая грамотность, система финансового просвещения, сетевое взаимодействие.
The article reveals the urgency of formation of financial literacy as a new modern society of expertise, identify the key approaches and models for the formation offinancial literacy on the stage of schooling; discusses the system model offinancial education, based on the network interaction of educational institutions, financial institutions and businesses.
Keywords: financial literacy, financial education, networking.
Сегодня финансовая грамотность населения рассматривается как один из существенных факторов повышения эффективности хозяйственных процессов и важный элемент социально-экономической политики государства.
В настоящее время в России разработан проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (далее - Стратегия), которая представляет собой скоординированный в масштабах страны комплекс мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации [1]. Стратегией задается миссия, задачи, основные целевые группы, приоритетные направления и другие ключевые параметры государственной политики в сфере финансового просвещения граждан. Стратегия разрабатывалась под эгидой Министерства финансов Российской
© Соломатина Т. Б., Рытова И. В., 2017
Федерации при активном участии Банка России и ряда органов государственной власти.
Миссия Национальной стратегии -содействовать росту благосостояния населения Российской Федерации путем повышения уровня финансовой грамотности граждан и улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг.
Для выполнения миссии Национальной стратегии должны быть решены следующие основные задачи:
• повышение уровня финансовой грамотности и формирование более рационального и ответственного поведения граждан в сфере управления личными финансами;
• формирование общенациональной системы информирования населения об источниках получения финансовых знаний, а также о возможностях защиты прав потребителей финансовых услуг;
• координация усилий и консолидация ресурсов ведомств и других заинтересованных сторон в сфере повышения финансовой грамотности населения [1].
Реализация настоящей Стратегии направлена на повышение финансовой грамотности широких слоев населения Российской Федерации. При этом одной из приоритетных целевых групп, как указывается в Стратегии, является молодежь, в том числе учащиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Как свидетельствует анализ зарубежного и отечественного опыта, наиболее продуктивно процесс формирования финансовой грамотности человека осуществляется в школьный период.
Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности в школе может проводиться с использованием разнообразных моделей: контекстной, предметной, внеурочной, проектной.
Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой проблематики в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин. Предметная модель ориентирована на обучение финансовой грамотности в рамках различных самостоятельных курсов элективного характера. В рамках внеурочной модели финансовое просвещение осуществляется в процессе проведения различных мероприятий, клубной работы и др. Проектная форма предполагает вовлечение школьников в активный самостоятельный поиск и решение различных проблем, связанных с финансовой грамотностью.
Ориентация на овладение новой для современного общества компетенцией -
финансовой грамотностью - предполагает создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельной финансовой деятельности, который позволяет им принимать верные финансовые решения в возникающих жизненных обстоятельствах. При таком подходе содержание финансовой грамотности должно определяться контекстом финансовых ситуаций, с которыми ученик уже сталкивается или столкнется в будущем, что особенно актуально на старшей ступени обучения в школе.
Период старшего школьного возраста сопровождается формированием «плана» жизни - в соответствии со своими способностями ученик формулирует конкретные жизненные цели и приступает к поиску эффективных путей их реализации. На этом этапе у него возникает потребность долгосрочного финансового планирования как важной части жизненного плана. В старших классах активно формируется профессиональная ориентация ученика. Ответ на вопрос «Кем быть?» оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека, включая его финансовое благополучие в будущем. Выбирая профессию, ученик в числе прочих факторов рассматривает возможность карьерного роста как средства повышения собственного благосостояния. В условиях рыночной экономики молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп в вопросах личной финансовой безопасности. Это предопределяет необходимость разработки стратегии личной финансовой безопасности и управления возможными рисками. Поскольку молодежная культура направлена в первую очередь на потребление, молодые люди в большей степени подвержены влиянию рекламы, совершают импульсивные траты и склонны к принятию эмоциональ-
ных и часто ошибочных финансовых решений, приводящих к накапливанию долговых обязательств. Актуальными становятся вопросы личной финансовой ответственности и эффективного управления долгами. Личная ответственность в этом возрасте прежде всего подразумевает способность анализировать отдаленные последствия принимаемых финансовых решений.
Основным методологическим подходом к процессу формирования финансовой грамотности выступает прак-тико-ориентированный, реализация которого обеспечивает приобретение новых финансовых знаний и формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Процесс повышения финансовой грамотности молодежи и внедрения финансового образования в основную образовательную программу школы весьма сложен, он невозможен без вовлечения в него широкого круга участников: родителей, представителей бизнеса, финансовых институтов и общественных организаций. Для организации эффективной системы по формированию финансовой грамотности необходимо создание прак-тико-ориентированной среды финансового просвещения (ПОСФП).
Идея ее создания определяется необходимостью оказания школе поддержки в реализации практической составляющей финансового просвещения со стороны финансовых институтов, бизнес-структур, некоммерческих и общественных организаций, вузов, колледжей и т.д. При таком подходе школа, оставаясь основным звеном образовательного процесса в формировании финансовой грамотности обучающихся, превращается в интегратора практико-ориентиро-ванной образовательной среды, которая
предоставляет новые возможности всему процессу обучения, обеспечивая его соответствие потребностям реальной жизни [2-4].
Взаимодействие участников ПОСФП обеспечивает сетевая организация, способствующая созданию соответствующего профессионального педагогического сообщества.
Деятельность профессионального сообщества по формированию финансовой грамотности должна поддерживаться соответствующим порталом.
Ядро сетевого педагогического сообщества по формированию финансовой грамотности составляют активные педагоги, работники органов управления образованием, представители родительской общественности, финансовых и бизнес-структур. Это люди, которые заинтересованы в создании и жизнедеятельности сетевого сообщества, они являются инициаторами новых направлений на форумах и блогах, представляют сообщество в различных публикациях и СМИ.
Организационной структурой профессионального сообщества, ориентированного на формирование финансовой грамотности, выступает Сетевая школа финансового просвещения (СШФП). Она представляет собой форму инициативной организации образовательных учреждений общего и профессионального образования, финансовых и бизнес-структур, направленную на поддержку инновационной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности разных слоев населения. СШФП призвана выявить инновационный опыт образовательных учреждений общего и профессионального образования по формированию финансовой грамотности в целях его систематизации и диссеминации.
■
Координатором сети и ее ресурсным центром может выступать учреждение дополнительного профессионального образования в регионе (в Московской области - это ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»). Ресурсный центр сети обеспечивает разработку и реализацию программ повышения квалификации в области формирования финансовой грамотности, проведение исследовательских и проектных работ, популяризацию лучшего опыта, привлекая к этой деятельности финансовые и бизнес-структуры федерального и регионального уровня (см. рис.).
Ресурсными узлами сети СШФП являются образовательные учреждения общего образования, на базе которых создаются модельные и стажерские площадки по финансовому просвещению. Модельные площадки создаются на базе образовательных учреждений (ОУ), отвечающих следующим критериям:
• наличие у ОУ инновационного опыта формирования финансовой грамотности;
• наличие структур, образований, нормативно-правовых решений и документов, отражающих процессы и результаты формирования финансовой грамотности обучаемых;
• опыт диссеминации инновационных разработок в области формирования финансовой грамотности посредством семинаров, консультаций, конференций и других форм;
• наличие ИКТ-насыщенной среды ОУ, обеспечивающей активность по распространению инновационного опыта в области формирования финансовой грамотности в области сетевого взаимодействия и дистанционного обучения, наличие локальных сетей;
• включенность в практику повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, наличие опыта повышения квалификации
Сетевая школа финансового пр освещения
Инициаторы
образовательные организации общего образования образовательные организации профессионального образования финансовые и бизнес-структуры
Коор динатор сети и р есур сный центр
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Ресурсные узлы сети СШУ
Модельные площадки на базе ОУ Стажер ские площадки на базе ОУ
Рис. Организационная структура профессионального сообщества, ориентированного на формирование финансовой грамотности
управленческих кадров общего образования на базе ОУ. Модельные площадки обеспечивают как контактные (очные), так и виртуальные стажировки.
Стажерские площадки создаются на базе образовательных учреждений, которые отличаются от ОУ-модельных площадок недостаточностью опыта в области формирования финансовой грамотности.
В СШФП осуществляется очное и очно-заочное обучение на основе дистанционных образовательных технологий. Очное обучение локализуется на базе модельных площадок.
Дистанционные занятия осуществляются на базе виртуальных аудиторий модельных образовательных учреждений, входящих в СШФП, а также на основе изучения материалов учебных курсов, разработанных специалистами ресурсного центра и представляющих собой контент е-1ет^.
Система финансового просвещения, основанная на сетевом взаимодействии, обеспечивает эффективность решения задач формирования финансовой грамотности, так как позволяет продуктивно координировать совместную деятельность с ясным пониманием всеми партнерами зоны своей ответственности.
■ ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2016-2020 гг.: Проект от 30.11.2015. URL: https://duma.tomsk.ru/ upload/site/2016/02/29/56d3c998be927Нацио нальная_стратегия_Фин_грамотности_Про-ект_от_30.11.2015.pdf
2. Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экономическая практико-ориентированная образо-
вательная среда и основы предпринимательства в школе //Экономика в школе. 2008. № 3. С. 58-68.
3. Урванцева С. Е. Развитие школьного экономического образования на основе практико-ориентированной парадигмы // Экономика в школе. 2009. № 3/4. С. 34-41.