УДК 37.0 Р.Х. ЕМТЫЛЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Емтыль Роза Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева, доцент Адыгейского государственного университета (Россия, Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрь-ская, 13; Россия, Майкоп, ул. Первомайская, 208), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются этапы формирования этнокультурной толерантности, методы и приемы использования гуманитарных дисциплин в вузе и школе в воспитании терпимости к представителям иных национальностей, культур, религий.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая культура, отечественное образование.
UDС 37.0 R.Rh. EMTYL
THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL TOLERANCE IN THE STUDY OF THE HUMANITIES IN SCHOOL AND UNIVERSITY
Emtyl Rosa Khajibiramovna, PhD (historical sciences), leading researcher of the Adygeya republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerashev, associate professor of the Adygeya state university (Russia, Republic of Adygea, Maikop, Krasnooktyabrskaya str., 13; Russia, Maikop, Pervomayskaya str., 208), [email protected]
Abstract. The article discusses the stages of the formation of ethno-cultural tolerance, methods and techniques of the use of Humanities in high school and school in the educating of tolerance to representatives of other nationalities, cultures and religions. Keywords: tolerance, interethnic culture, national education.
Современный мир - сверхсложное многонациональное образование, включающее в себя огромное количество народов с различной ментальностью, культурными и вероис-поведальными установками. Даже в границах одного региона национальный состав может быть очень многообразным. Так, в Республике Адыгея проживают более 80 разных народностей, включая татар, греков, курдов, армян, грузин, корейцев, немцев, цыган [1, 2, с. 48]. Поэтому для современного образования, в том числе и отечественного, как и для культуры в целом вопросы воспитания толерантности, приобщения к общечеловеческим ценностям становятся все более актуальными. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, на этапе обучения в средней и высшей школе психика ученика, а затем студента остается достаточно гибкой и восприимчивой, а сознание не так подвержено влиянию стереотипов и предрассудков, как у взрослых. Во-вторых, именно в данный период проходит социализация детей и подростков, и их важно научить основным навыкам общения с окружающими независимо от этнической и конфессиональной принадлежности. В-третьих, упомянутые процессы протекают в сложной ситуации межнациональной напряженности.
В сложившейся ситуации основная нагрузка по воспитанию молодежи в рамках толерантности относительно представителей других наций и народностей и при этом - патриотизма ложится на преподавателей гуманитарных дисциплин. И главная сложность состоит прежде всего в определении основных методов преподавания в рамках приобщения к духовным ценностям. Задача наставников при этом - сформировать у молодежи новое мировоззрение, навыки самостоятельного мышления. В настоящее время должен быть использован тот практический опыт, который строился и впредь должен
строиться на демократических принципах и ценностях, с учетом собственной культуры, истории и менталитета многонационального состава каждой республики Северного Кавказа.
Ведущей задачей работников образовательных учреждений и учебного процесса в школах и вузах становится формирование толерантных этнокультурных взаимоотношений между детьми. У Адыгеи в этом плане есть длительный опыт: во многих школах республики (Тахтамукайская, Энемская, Козетская и др.) учатся дети более 20 национальностей. В подобных учреждениях комфортное межнациональное взаимодействие базируется на объективности, предоставлении равных прав и обязанностей, равных возможностей. Свести к минимуму субъективность при выставлении отметок и оценке различных творческих конкурсов - задача всего педагогического коллектива.
В дальнейшем происходит приобщение к толерантности. Причем важно, чтобы оно происходило в соответствии с языковыми и культурными особенностями, поскольку в зависимости от них толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений.
В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность понимается как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; на французском языке это - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения»; на арабском языке - «мягкость, сострадание, терпение»; на китайском языке - «допущение, проявление великодушия в отношении других»; в русском языке толерантность стоит в одном ряду с такими понятиями, как терпеливость, воспитанность, милосердие, великодушие, снисходительность [9, с. 731]. На адыгском толерантность связана с понятиями терпеть, терпимый, воспитанный - зыщы1эныгъ, щэ1эн, щы1агъэ зыхэлъ, зеща1э, уезэгъын, узэзэгъын, пщы1эн плъэк1ыщт и др. [10, с. 45].
Более серьезная работа проходит при преподавании гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и обществознания. Именно в рамках этих предметов можно говорить о процессе развития человечества и взаимоотношениях этносов, приучать к мысли, что проблема комфортного межличностного и межнационального взаимодействия -давняя, но всегда остающаяся актуальной. Толерантность - терпимость ко всем без различия цвета кожи, языка, состояния здоровья, умение жить, уважая права и свободы других - считалась человеческой добродетелью на протяжении многих лет. Так, древнегреческие философы считали, что войны и их последствия в конечном счете вынудят людей жить в мире. Многое в этом плане дала христианская философия в соответствии с заветами Евангелия, с самого начала своего развития стремящаяся доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми [8]. Европейские мыслители внесли также значительный вклад в исследование формирования толерантности этнорелигиозных и социокультурных проблем, это Дж. Локк, Антуан де Сент-Экзюпери, Я.А. Коменский и другие.
На современном этапе развития понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов является своеобразной этической доктриной современности, основой демократии и прав человека. Эта проблема нашла отражение в деятельности международных организаций. Так, в г. Париже от 16 ноября 1995 г. 185 государств-членов ЮНЕСКО торжественно провозгласили «Декларацию принципов толерантности» [3]. Поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человека». Этот документ - один из важнейших регулирующих международные отношения. Знакомство с ним в рамках изучения истории или обществознания продемонстрирует и серьезность проблемы, и уровень правовой ответственности.
Во всеобщей «Декларации прав человека и ребенка» провозглашается, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и
на свободное выражение мысли; образование должно содействовать взаимопониманию и терпимости, дружбе между народами, расовыми и религиозными группами [4].
Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От данной проблемы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. В связи с этим перед преподавателями гуманитарных предметов стоит задача постоянной и целенаправленной работы в развитии, воспитании и формировании толерантности. А в национальных школах, районах данная проблема приобретает еще большую значимость.
Толерантность имеет несколько видов:
- терпимость к чужому образу жизни, чувствам, мнениям, идеям, верованиям;
- качество личности (противопоставляется стереотипности и авторитаризму);
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира; форма самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности. Этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений;
- не потворство, но прежде всего активное отношение, формулируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;
- гармония в многообразии;
- моральный долг, политическая и правовая особенность, добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене «культуры войны культурой мира» [5, с. 243].
Исследователь А.Г. Асмолов отмечает также, что термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения:
1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [6, с. 243].
Из многолетнего опыта в школе и вузе выявлено, что толерантное сознание школьников и студентов формируется в процессе установки перед молодежью на культурный выбор свободы мышления, утверждение возможности исповедать свою национальную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.
Задача преподавателя - обсуждать духовные ценности прошлого и настоящего, привлекать внимание к разнообразию культуры на лекциях, семинарах, конференциях, проводить открытые мероприятия. Важной задачей является также воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
На первый план должен выходить не только когнитивный (знаниевый), но и личностный компонент. Преподаватели должны научить умению осознавать и понимать различия, которые существовали между странами и обществами в разные периоды эволюции, умению осознавать «непохожесть» других в историческом прошлом, это будет способствовать развитию толерантности, необходимой для жизни в мире в XXI веке.
В формировании толерантности необходим отбор методов и приемов обучения, учет возраста обучаемых. Например, в ходе изучения истории и Древнего мира, Средних веков в школе и вузе логично учить молодежь знакомиться с многообразием этнических, религиозных, культурных традиций многочисленных народов.
Необычайно интересный материал для формирования толерантности дают курсы истории. Так, при изучении истории XIII века можно говорить о взаимовлиянии. Так, мусульманское искусство оказало влияние на архитектуру и живопись Индии (речь идет о сочетании индийских колонн, резных украшений с арабскими арками, куполами и минаретами); арабы заимствовали индийские цифры, что привело к научным открытиям не только в математике, но и в астрономии. Подобные примеры свидетельствуют о ценности культуры каждого народа, покажут точки соприкосновения и взаимодействия [10].
Прекрасным примером будет история России как многонационального государства, в котором население изначально училось жить в условиях полиэтничности и поликультурности. Только терпимость, уважение друг к другу помогло создать мощное государство [11].
В формировании толерантности большое значение имеют уроки этикета на конкретных территориях у этносов, проживающих в этой местности. Их традиции, обычаи, культура ведут к воспитанию уважения национальной значимости народов, терпимости. Например, следующие темы по истории Адыгеи: «Адыги в творчестве русских писателей-декабристов», «Культура и быт русского и украинского населения Северо-Западного Кавказа (конец XVIII - 60-е годы XIX вв.)», «Поселение, жилища и одежда кубанских казаков» и др. являются благодатным материалом в формировании уважительного отношения к разным этносам [12, с. 119-140].
Произведения А. Пушкина «Кавказский пленник», «Кавказ», М. Лермонтова -«Измаил-Бей», А. Бестужева-Марлинского - «Аммалат-Бек», Л. Толстого - «Записки о Кавказе» помогают школьникам, студентам глубже и ближе узнать горцев, каковы были их взаимоотношения, как помогают эти произведения в формировании и воспитании этнокультурной толерантности.
Таким образом, при организации работы по воспитанию толерантности педагогам, на наш взгляд, необходимо иметь все источники, раскрывающие и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка; особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав учащихся; проблемы в отношениях между детьми.
Литература
1. Основные итоги Всероссийской переписи населения. М., 2002. 47 с.
2. Ханаху Р.А. Динамика социально-демографической ситуации Республики Адыгея (1997-2012) / Ханаху Р.А., Делова Л.А. и др. Майкоп, 2013.
3. Декларация принципов толерантности и воспитания. URL: tolerance.ru>toler-deklaraciya.php.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21 дек. 2012 г. М., 2012. ст.
2, п. 2, 3, 4.
5. Асмолов А.Г. О смысле понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2007.
6. Декларация прав человека и ребенка. URL: un.org>ru /document/decl-conv/ declarations/ declhr. Ст. 18, 19, 26.
7. Война гугенотов с католиками 1572-1573 гг. Нантский эдикт 1598 г. // Исторический словарь. URL: enc-dic.com
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 731.
9. Водождоков Х.Д. Русско-адыгейский словарь. М., 1960.
10. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М., 1981.
11. Лекции по русской истории. URL: https://translate.yandex.ru/?clid=2163430
12. Чирг А.Ю., Емтыль Р.Х. История Адыгеи. Майкоп, 2002.
References
1. The main results of the all-Russian population census. Moscow, 2002. 47 p.
2. Hanahu R.A. Dynamics of socio-demographic situation of the Republic of Adygea (1997-2012) / Hanahu R.A., Delova L.A., etc. Maikop, 2013.
3. Declaration of principles of tolerance and education. URL: tolerance.EN> toler-deklaraciya. php.
4. The Law of the Russian Federation "On education" of 21 Dec. 2012. Moscow, 2012. Аг^Ь 2, p. 2, 3, 4.
5. Asmolov A.G. On the meaning of the concept of "tolerance" // Age of tolerance: herald Scientific and journalistic. Moscow, 2007.
6. Declaration on human rights and the child. URL: art. un.org>ru/document/decl-conv/ declarations / declhr. Articles 18, 19, 26.
7. The war of the Huguenots and Catholics 1572-1573 rr. The edict of Nantes 1598. Historical dictionary. URL: enc-dic.com
8. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, 1973.
9. Vodozhdokov H.D. Russian-Circassian dictionary. Moscow, 1960.
10. Agibalova E.V., Donskoy G.M. History of the middle ages. Moscow, 1981.
11. Lectures on Russian history. URL: https://rushist.com/index.php
12. Chirg A.Yu., Emtyl R.Kh. History of the Republic of Adygea. Maikop, 2002.