Научная статья на тему 'Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского Регина)'

Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского Регина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / РЕГИОН / ТРАДИЦИИ / НАРОД / ETHNOCULTURE / REGION / TRADITION / PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авимская Марина Аскольдовна

В статье рассматривается как в процессе освоения Западной Сибири изменялся социальный и этнический состав населения (на примере Сургутского региона).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF UGRA'S ETHNOCULTURAL IMAGE (through the example of Surgut region

The article dwells on the ways the development of Western Siberia changed the social and ethnic structure of local population (through the example of Surgut district).

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского Регина)»

Сведения об авторе

Борисов Анатолий Семенович - учитель истории Атемарской средней школы Республики Мордовия, внештатный корреспондент нескольких периодических изданий, член Союза журналистов России, ветеран труда Республики Мордовия», обладатель почетной грамоты Союза журналистов России, Министерства по национальной политике Республики Мордовия за победу в конкурсе «Зеркало нации». Подготовил призеров Международного Московского форума «Одаренные дети» и республиканской олимпиады по избирательному праву. Область научных интересов: отечественная история и история Мордовии. Автор более 120 публикаций на страницах газет «Известия Мордовии», «Сударыня», «Мокшень правда», «Юлдаш», «Стройинформ», «Призыв», журнала «Народное образование» и др. Является автором нескольких научных статей в энциклопедиях «Все о Мордовии», «Мордовия», книге о Лямбирском районе и других изданиях.

УДК 39:316.722(571.122) ББК Т3(2)4

м. А. Авимская

формирование этнокультурного облика югры (на примере Сургутского региона)

Ключевые слова: этнокультура, регион, традиции, культура, народ.

м. А. Avimskaya

THE DEVELOPMENT OF UGRA'S ETHNOCULTURAL IMAGE (through the Example of Surgut region)

Key words: ethnoculture, region, tradition, culture, people.

Вот уже более 400 лет длится миграция в Западную Сибирь. Причины этого явления понятны: потребность государства Российского в расширении границ за счет присоединения экономически привлекательных территорий. При общей организованности процесса миграционные потоки были неравномерными по численности и интенсивности. По мере освоения сибирских регионов изменялся социальный и этнический состав населения.

Процесс переселения в Западную Сибирь людей разных культур и разного этнического происхождения можно условно разделить на ряд этапов.

Первый этап начался со второй половины XVI в., когда на новые земли были направ-

лены казаки и служилые люди, которые участвовали в строительстве сибирских городов и острогов. Уже с того времени регулярно происходило самовольное переселение русских, украинских крестьян, а также представителей других народов Московского государства. После отмены крепостного права в 1861 г. и выхода закона 1889 г. в ходе целенаправленной переселенческой политики Российского государства представители разных народов царской России переселялись в Западную Сибирь и участвовали в ее сельскохозяйственном освоении.

Примерно в это же время сибирский край заселяется представителями разных национальностей (украинская, польская, немецкая, еврейская и др.), но уже в большей степени

по политическим мотивам. Основная часть ссыльных была размещена в деревнях Западной Сибири на казенных землях. Эту категорию в документах часто именовали переселенцами или водворенцами. В Тобольской губернии переселенцы разных национальностей оказались на водворении в Тарском, Омском, Ишимском, Тобольском, Тюменском, Березовском и Сургутском округах [1]. Помимо водворения, во второй половине XIX в. политические ссыльные были направлены на жительство в города Западной Сибири, что значительно упрощало надзор за ними [5, с. 57]. В силу этих обстоятельств в городах складывались компактные колонии политических ссыльных из разных национальных территорий Российской империи. Из «Именных списков» сосланных в Тобольскую губернию в 1860-1870-х гг. следует, что основная их масса была размещена в Кургане, Омске, Тюмени, Таре, Ялуторовске и Сургуте [2]. Очевидно, что к концу этого этапа переселенцы, ссыльные многонациональной империи формировали основные сословные группы нового сибирского населения - крестьянства, мещан, купечества. Большой вклад в развитие региона на протяжении первого периода внесла религиозная и просветительская деятельность представителей Русской православной церкви.

Второй этап связан с проведением Столыпинской аграрной реформы в 19061911 гг. На этом этапе для освоения сибирских земель из центральных районов страны, Украины, Поволжья добровольно переселяются малоземельные крестьяне и середняки, принудительно переселяются крестьяне, участвовавшие в революции 1905-1907 гг. Возобновляется и приток в Западную Сибирь политических ссыльных [8, с. 80]. Почти все ссыльные этого периода смогли приспособиться к новым условиям жизни. Сургутский исправник И. Пирожников предпочитал не портить отношения со ссыльными, благодаря чему они занимались охотой, рыболовством, сбором кедровых орехов, и даже бывали случаи продолжительных отлучек в поисках заработка [8, с. 106].

Третий этап переселения в Западную Сибирь связан с проведением в СССР принудительной коллективизации (с 1927 г.) и социально-политической ссылкой в Запад-

ную Сибирь и на Дальний Восток. Численность представителей разных культур и разного этнического происхождения на этом этапе пополнялась за счет принудительно выселяемых «кулаков» и подвергшихся этнической ссылке (1920-1940-е гг.) в большей степени из Польши и Западной Украины.

Четвертый этап - период Великой Отечественной войны. На территорию Западной Сибири была эвакуирована часть предприятий из прифронтовых районов страны. Вместе с предприятиями эвакуирована и часть рабочих, служащих - представителей самых разных национальностей и народностей СССР. Все они вместе участвовали в производстве сельскохозяйственной и промышленной продукции для обеспечения обороноспособности страны. Многие из них после окончания войны так и остались жить на земле сибирской, пополняя ее этнический облик. В ходе войны и после нее на территорию Западной Сибири депортировались те украинцы, белорусы, поляки, немцы, представители Северного Кавказа, которые, по мнению правительства страны, могли противостоять Красной армии [6, с. 46].

Пятый этап переселения приходится на вторую половину ХХ и начало XXI в. Именно на этом этапе идет активное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Начало промышленного освоения северных нефтегазодобывающих районов Тюменской области привело к резкому повышению темпов роста населения, преимущественно за счет механического прироста. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), численность населения которого за 30 лет (с 1959 по 1989 г.) увеличилась на 1 114 тыс. чел., т. е. почти в девять раз [7, с. 190-195].

С этого времени Западная Сибирь окончательно перестала восприниматься только местом отбытия наказания, а рассматривалась в качестве богатейшего природными ресурсами края, которые необходимо максимально использовать в интересах всех субъектов Советского Союза. При таком взгляде на Сибирь государственные власти, общественность всех многонациональных республик страны приложили немало усилий для ее экономического развития, регулярно посылая туда рабочую силу и материальные средства.

Распад СССР, обретение независимости союзных республик определили существенные изменения миграционных процессов между ними: проявилась тенденция возвращения представителей разных национальностей на родину, уменьшилось число переселенцев в ХМАО и Западную Сибирь в целом. Динамику данного процесса и национальный состав населения округа можно проследить по данным переписей населения в таблице [11].

На сегодняшний день на территории округа проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. По данным переписи 2010 г., в национальном составе населения округа преобладают: русские, украинцы, татары, башкиры. Ханты-Мансийский автономный округ является исторической родиной коренного (аборигенного) населения, которое представлено тремя небольшими по

Народ 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.

Русские 67 616 (72,5 %) 89 813 (72,5 %) 208 500 (76,9 %) 423 792 (74,3 %) 850 297 (66,3 %) 946 590 (66,1 %) 973 978 (68,1 %)

Татары 2 227 (2,4 %) 2 938 (2,4 %) 14 046 (5,2 %) 36 898 (6,5 %) 97 689 (7,6 %) 107 637 (7,5 %) 108 899 (7,6 %)

Украинцы 1 111 (1,2 %) 4 363 (3,5 %) 9 986 (3,7 %) 45 484 (8,0 %) 148 317 (11,6 %) 123 238 (8,6 %) 91 323 (6,4 %)

Башкиры 9 (0,0 %) 91 (0,1 %) 1 244 (0,5 %) 7 522 (1,3 %) 31 151 (2,4 %) 35 807 (2,5 %) 35 428 (2,5 %)

Азербайд- жанцы — (0,0 %) — (0,0 %) 136 (0,0 %) 1 263 (0,2 %) 12 846 (1,0 %) 25 088 (1,8 %) 26 037 (1,8 %)

Ханты 12 238 (13,1 %) 11 435 (9,2 %) 12 222 (4,5 %) 11 219 (2,0 %) 11 892 (0,9 %) 17 128 (1,2 %) 19 068 (1,3 %)

Белорусы 141 (0,2 %) 1 281 (1,0 %) 3 362 (1,2 %) 7 555 (1,3 %) 27 775 (2,2 %) 20 518 (1,4 %) 14 703 (1,0 %)

Кумыки — (0,0 %) — (0,0 %) 5 (0,0 %) 89 (0,0 %) 9 554 (0,7 %) 13 849 (1,0 %)

Чуваши 45 (0,0 %) 289 (0,2 %) 1 929 (0,7 %) 4 739 (0,8 %) 15 261 (1,1 %) 13 596 (0,9 %)

Лезгины — (0,0 %) — (0,0 %) 44 (0,0 %) 216 (0,0 %) 8 580 (0,6 %) 13 335 (0,9 %)

Манси 5 768 (6,2 %) 5 644 (4,6 %) 6 684 (2,5 %) 6 156 (1,1 %) 6 562 (0,5 %) 9 894 (0,7 %) 10 977 (0,8 %)

Узбеки 2 (0,0 %) — (0,0 %) 57 (0,0 %) 216 (0,0 %) 5 182 (0,4 %) 9 970 (0,7 %)

Таджики — (0,0 %) — (0,0 %) 23 (0,0 %) 94 (0,0 %) 5 651 (0,4 %) 9 793 (0,7 %)

Молдаване — (0,0 %) 564 (0,5 %) 579 (0,2 %) 1 735 (0,3 %) 10 861 (0,8 %) 9 476 (0,7 %)

Лакцы — (0,0 %) — (0,0 %) 10 (0,0 %) 45 (0,0 %) 8 005 (0,6 %) н. д.

Марийцы 34 (0,0 %) 54 (0,0 %) 712 (0,3 %) 1 791 (0,3 %) 7 309 (0,5 %) 7 289 (0,5 %)

Чеченцы 5 (0,0 %) — (0,0 %) 68 (0,0 %) 269 (0,0 %) 6 943 (0,5 %) 6 889 (0,5 %)

Немцы 177 (0,2 %) 2 059 (1,7 %) 2 069 (0,8 %) 3 499 (0,6 %) 7 846 (0,6 %) 6 828 (0,5 %)

Армяне 5 (0,0 %) — (0,0 %) 147 (0,0 %) 893 (0,2 %) 6 471 (0,5 %) 6 343 (0,4 %)

Мордва 64 (0,1 %) 125 (0,1 %) 1 162 (0,4 %) 3 155 (0,6 %) 6 386 (0,5 %) н. д.*

Казахи 89 (0,1 %) 103 (0,1 %) 179 (0,1 %) 563 (0,1 %) 4 258 (0,3 %) н. д. **

Удмурты 36 (0,0 %) 71 (0,1 %) 1 304 (0,5 %) 2 029 (0,4 %) 3 670 (0,3 %) н. д.

Коми 2 436 (2,6 %) 2 803 (2,3 %) 3 150 (1,2 %) 3 105 (0,5 %) 3 081 (0,2 %) 2 364 (0,2 %)

Коми- пермяки — (0,0 %) 18 (0,0 %) 466 (0,2 %) 1 335 (0,2 %) 2 704 (0,2 %) н. д.

Лица, не указавшие национальность 16 (0,0 %) 4 (0,0 %) 5 (0,0 %) 4 (0,0 %) 13 210 (0,9 %) 102 138 (0,0 %)

* в г. Сургуте (на март 2012 г.) более 300 чел. [3].

** в г. Сургуте (на март 2012 г.) более 70 чел. [4].

численности народностями. Это ханты, манси и лесные ненцы. Общая их численность составляет около 1,5 % [11].

Если вести речь о г. Сургуте, то можно говорить, что трудовая миграция явилась основным фактором формирования многонациональной структуры населения города. В течение последних 20 лет общество интернациональных трудовых коллективов трансформировалось в общество индивидов, имеющих этническое самосознание и самобытность. Каждая группа, попадая в инородную среду, стремится воспроизвести вокруг себя те условия, в которых она проживала ранее, в которых люди чувствуют себя комфортно и уверенно [9, с. 3-4]. Становится очевидным, что каждая группа, вливаясь в уже сложившуюся социокультурную среду, привносит свои традиции, религиозные убеждения и культурные запросы.

Сургут и в настоящее время является экономически привлекательным для иммигрантов как из менее благополучных территорий РФ, так и из стран - бывших союзных республик. Этот факт оказывает огромное влияние на этнокультурную и в целом социальную сферу жизнедеятельности города. Например, в Сургуте сложились достаточно устойчивые национальные общественные структуры в виде трех десятков национально-культурных автономий и иных общественных объединений:

1. Региональная общественная организация «Общество русской культуры»;

2. Общественная организация немцев Ханты-Мансийского автономного округа «Возрождение - Видергебурт»;

3. Общественное объединение «На-

ционально-культурная автономия немцев Сургутского района»;

4. Общественное объединение «На-

ционально-культурная автономия представителей республики Дагестан в городе Сургуте»;

5. Общественное объединение «На-

ционально-культурная автономия азербайджанцев города Сургута “Бирлик”»;

6. Общественное объединение «На-

ционально-культурная автономия азербайджанцев ХМАО-Югры»;

7. Общественное объединение «На-

ционально-культурная автономия татар города Сургута»;

8. Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия татар Ханты-Мансийского автономного округа»;

9. Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия “Белорусы Югры”»;

10. Городская общественная организация «Культурно-просветительское общество “Батьковщина”»;

11. Сургутское городское отделение общественной организации «Спасение Югры»;

12. Общественная организация «На-

ционально-культурное общество езидов» города Сургута;

13. Общественная организация горо-

да Сургута «Армянский национальнокультурный центр “Арарат”»;

14. Городская общественная организация «Национально-культурный центр “Вайнах”»;

15. Общественная организация горо-

да Сургута «Башкирский Национальнокультурный центр “Курай”»;

16. Общественная организация «На-

ционально-культурная автономия “Украинская родня”» города Сургута;

17. Общественная организация «Куль-

турно-просветительское общество “Укра-инська Родына”»;

18. Автономная некоммерческая организация «Украинский культурный центр»;

19. Некоммерческая организация «Украинский благотворительный фонд “Довира”»;

20. Региональная национально-куль-

турная автономия «Украинцы Югры»;

21. Некоммерческая организация Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр “Мицва”»;

22. Ханты-Мансийская окружная общественная организация «Национальнокультурный центр “Киргизия-Север”»;

23. Региональная общественная организация «Узбекский национально-культурный центр “Узбекская диаспора”»;

24. Общественное объединение «Казахская национально-культурная автономия города Сургута “Атамекен”»;

25. Городская общественная организация «Сургутское Болгарское землячество “Святой Климент Охридский”»;

26. Общественная организация «Молдавское общество»;

27. Общественная организация «Таджикский национальный культурный центр “Ва-

тан”»;

28. Общественная организация «Чувашский национально-культурный центр города Сургута “Туслах”»;

29. Сургутское отделение общественной организации «Марий ушем»;

30. Региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр “Мастор-Ава”» [4].

Администрация города Сургута систематически проводит мероприятия, содействующие гармонизации межэтнических отношений, к которым можно отнести регулярные встречи главы города с руководителями национальных общественных объединений, цикл телепередач, рассказывающих о различных культурах и жизни их представителей, конкурс на гранты администрации города в области гармонизации межэтнических отношений [3].

Особо хочется отметить добрую культурную традицию Сургута - фестиваль национальных культур «Соцветие», который в течение двух десятков лет организуется силами национально-культурных обществ и автономий при поддержке администрации и предприятий города. Этот фестиваль, проводимый на территории историко-культурного центра «Старый Сургут», стал поистине праздником единения всех народов, населяющих сургутский регион, позволяет каждому ощутить себя частью большой семьи под названием Сургут и гражданином России. В качестве подарка родному городу каждое этническое общество показывает, какой вклад оно внесло в социокультурную среду города.

Традиционными элементами фестиваля были и остались этнические площадки, на которых общественные объединения знакомят гостей праздника с особенностями национальных жилищ и ремесел, костюмов и музыки. Например, с 2009 г. к имеющимся общественным объединениям города, представляющим разные этнические группы, впервые присоединился Мордовский культурный центр «Мастор-Ава», созданный силами активистов - представителей

мордовской диаспоры Тюменской области. Параллельно с фестивалем национальных культур «Соцветие» состоялись Дни мордовской культуры, посвященные празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Идея проведения такого мероприятия, организованного администрацией Главы Республики Мордовия, Правительством РМ, была поддержана администрацией г. Сургута. Большое воздействие в проведении также оказало мордовское культурное общество «Мастор-Ава» [3; 10, с. 227-228].

Общественниками, помимо основной задачи - сохранения культуры своего народа, осуществляются юридическое консультирование, перевод документов с национальных языков, организация изучения национальных языков и летнего отдыха детей, поддержка малоимущих семей, детей-сирот, пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны, реализуются мероприятия в области профилактики наркомании [3]. Под эгидой общественных организаций в течении ряда лет в г. Сургуте и его районе проводятся спортивные турниры при содействии комитета по физической культуре и спорту, Департамента культуры, молодежной политики и спорта ХМАО. Очевидно, что обеспечение благополучия и стабильности развития современной России в целом и территории Сургутского региона в частности зависит от многих составляющих: духовно-нравственного состояния общества, достижения межэтнического согласия, являющегося непременным условием социальной безопасности населения, решения целого блока проблем социально незащищенных категорий общества. Все это - важнейшие государственные задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на современном этапе развития общества большое значение приобретает фактор многоэтнического состава Российской Федерации и обусловленное этим многообразие культур. Вместе с тем растет понимание того, что культурное разнообразие и взаимопроникновение культур является ресурсом развития не только общественных отношений, духовно-нравственной сферы, но и экономики.

Библиографический список

1. Государственное управление Тюменской области Государственный архив в г Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). - Ф. 152. - Оп. б. - Д. 7б7. - Л. 83-90.

2. ГУТО ГА в г Тобольске. - Ф. 152. - Оп. б. - Д. 599. - Л. 8-18, 39-74, 7б-11З, 125-133, 154-167, 221-229, 230-235 об.; Д. 7б4. - Л. 4-7 об., 8-23 об., 83-90.

3. Личный архив автора II Интервью с председателем мордовского культурного общества «Мастор-Ава» в г. Сургуте Г. С. Наркаевым (от 24 марта 2012 г, аудиозапись).

4. Официальный сайт Администрации города Сургута [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:llwww.admsurgut.rulpredp.php?ttop=120156. - Загл. с экрана.

5. Пяткова С. Г. Проблема адаптации польских ссыльных Западной Сибири (вторая половина XIX в.) I С. Г. Пяткова II Динамика миграции населения и проблемы современного развития Западной Сибири : сб. тез. докл. регион. науч.-практ. конф. - Сургут, 2002.

6. СеразетдиновБ. У Сталинские времена. Ссылка I Б. У Серазетдинов II Югра. - 2003. - N° 9-10.

7. Тюменская область в цифрах : юбил. стат. сб. - Тюмень, 1994.

8. Фонды МУК «Сургутский краеведческий музей» (СКМ КП). - № 8357126.

9. Черняк Я. С. Опыт формирования системы этнокультурного развития муниципального образования «Городской округ город Сургут» I Я. С. Черняк, Т. Д. Гуренкова II Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, западная Сибирь, Югра): материалы Всерос. науч-практ. конф. - Сургут, 2007.

10. Щанкина Р. Дни мордовской культуры в Сургуте I Р. Щанкина II Любимая Русь и мордва. -Саранск, 2009.

11. Югра многоликая (информационно-просветительский портал ХМАО-Югры) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIwww.eduhmao.ruIimfoI15I8588I. - Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 18.10.2011.

Сведения об авторе

Авимская Марина Аскольдовна - кандидат исторических наук, доцент Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа Сургутский государственный университет. Область научных интересов - строительство железнодорожной магистрали Тюмень - Сургут - Нижневартовск - Уренгой и его социокультурное обеспечение. Автор более 40 учебных и учебно-методических работ и научных публикаций.

Тел.: (З4б2)28-74-З7

e-mail: if@surgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.