Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / SOCIAL MEDIA / SOCIAL NETWORKS / REPRODUCTION OF IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / VIRTUAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Ф.А.

Статья посвящена особенностям формирования азербайджанской этнической идентичности в социальных сетях в ходе мониторинга виртуальных этнических сообществ и использования метода анкетного опроса их участников. В статье представлены аналитика коммуникативных стратегий предписания виртуальной идентичности мигрантов из Азербайджана, а также альтернативные проекты этнонациональной идентичности, транслируемые в виртуальных этнокомьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF AZERBAIJAN YOUTH BY MEANS OF SOCIAL MEDIA

Paper is devoted to the peculiarities of the formation of Azerbaijani ethnic identity in social networks in the course of monitoring virtual ethnic communities and using the method of questionnaire survey of their participants. The paper presents an analyze communication strategies requirements of virtual identity of migrants from Azerbaijan, as well as alternative projects of ethno-national identity, broadcast in the virtual ethnocommunity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА»

упростит выбор недвижимости для клиента.

Также была поставлена цель - повышение эффективность работы отдела продаж квартир строительной компании за счет внедрения CRM системы.

Использованные источники:

1. Устав общества с ограниченной ответственностью 2011. - 20 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Эксмо, 2009. - 832 с.

3. Избачков, Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов / - Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с

УДК 316.776: 316.6

Гасанова Ф.А. студент магистратуры направление подготовки 42.04.01«Реклама и связи с

общественностью» научный руководитель: Глухов А.П., к.филос.н.

доцент

Национальный исследовательский Томский Государственный университет Россия, г. Томск ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Аннотация: Статья посвящена особенностям формирования азербайджанской этнической идентичности в социальных сетях в ходе мониторинга виртуальных этнических сообществ и использования метода анкетного опроса их участников. В статье представлены аналитика коммуникативных стратегий предписания виртуальной идентичности мигрантов из Азербайджана, а также альтернативные проекты этнонациональной идентичности, транслируемые в виртуальных этнокомьюнити.

Ключевые слова: социальные медиа, социальные сети, воспроизводство идентичности, этническая идентичность, национальная идентичность, виртуальные сообщества.

Gasanova F.A. master student of the specialty 42.04.01 «Advertising and Public Relations» National research Tomsk state university

Russia, Tomsk Research manager: Glukhov A.P. Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor National research Tomsk state university

Russia, Tomsk

FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF AZERBAIJAN YOUTH BY MEANS OF SOCIAL MEDIA

Abstract: Paper is devoted to the peculiarities of the formation of Azerbaijani ethnic identity in social networks in the course of monitoring virtual ethnic communities and using the method of questionnaire survey of their participants. The paper presents an analyze communication strategies

requirements of virtual identity of migrants from Azerbaijan, as well as alternative projects of ethno-national identity, broadcast in the virtual ethnocommunity.

Key words: social media, social networks, the reproduction of identity, ethnic identity, national identity, virtual communities.

На современном этапе средства массовой информации являются результатом прогресса информационно-коммуникационных технологий. Интернет завоевал массовую аудиторию, формирует и активно продолжает формировать медиапространство, предлагая пользователям новые многочисленные возможности и дополнительные услуги, ускоряя развитие современных информационных процессов. К примеру, традиционные средства массовой информации переживают процесс перехода в электронный формат. В результате этого процесса сообщения напрямую выходят к своей аудитории, минуя этап редактирования, распространяются самими пользователями посредствам социальных медиа (сайты, блоги, социальные сети).

Доступность Интернета для молодежи привела к максимальной доступности и транспарентности информации. «Молодые люди значительную часть своего свободного времени, а зачастую и рабочего, проводят в Интернете, в частности в социальных сетях: общаются, развлекаются (слушают музыку и смотрят фильмы, ролики и фотографии, делятся новостями и т.п.), организуют свой досуг и т.д.» [7].

Социальные сети играют огромную роль в процессе социализации молодого человека, когда происходит формирование основных ценностных ориентаций, социальных норм и идентификации и т.д. Идентификация как один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы, тесно связана с социальными институтами - семьей, системой образования, но в современном и информационном обществе роль этих институтов нивелируется, особенно в ситуации миграции индивида, тем самым, наиболее важными факторами социализации молодежи становятся социальные инструменты коммуникации - социальные медиа.

У человека, который переехал на постоянное место жительства в другую страну, происходит утрата связей с людьми и культурой своей родины. Данные изменения мешают формированию и развитию этнической идентичности человека, находящегося в другом культурном пространстве.

По статистическим данным миграционной ситуации в Российской

Федерации по состоянию на «август 2018 года» [2] на учет поставлено 298,656 граждан Азербайджана. Цели въезда в страну разнообразные: учеба, туризм, работа и т.д. Значительное количество мигрантов из Азербайджана наводит на размышления об организации коммуникации.

Носители культуры, эмигрировавшие из Азербайджана, активно используют социальные медиа - становятся участниками сообществ в социальных сетях, которые так или иначе отражают «культурный код» этой страны. «Изменяются самоидентификация и организация отношений с отправляющим/ принимающим сообществом и диаспорой мигранта, который в ситуации мобильности становится крайне чувствительным к любым изменениям в сфере средств коммуникации» [6]. На фоне таких глобальных изменений этническая идентичность мигранта также адаптируется под изменяющиеся условия в сфере средств коммуникации.

В связи с обозначенными проблемами влияния социальных медиа на формирование этнической идентичности молодежи из Азербайджана было проведено исследование с целью определить характер влияния, способы формирования, транслируемое содержание азербайджанской этнической идентичности в социальных сетях. Объектом исследования является коммуникации азербайджанской молодёжи. Предмет исследования -формирование этнической идентичности в рамках дискурса азербайджанской молодёжи в социальных сетях.

Гипотеза исследования заключается в утверждении, что социальные медиа можно рассматривать в качестве одного из самых перспективных инструментов формирования этнической идентичности.

В рамках исследования был проведен мониторинг этнических сообществ, посвященных Азербайджану, в русскоязычной социальной сети ВКонтакте и использован метод анкетного опроса среди пользователей данных этносообщест, состоящего из 20 вопросов. В опросе приняли участие 137 человека (37,2 % мужчин и 62,8 % женщин) с различными формами занятости (школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений, учащиеся вузов, работающая молодежь и т.д.).

Приведенный метод анкетного опроса позволили сделать следующие основные выводы:

1. При формировании участниками исследования своего профиля, можно заметить, что этническая принадлежность не является основной, при этом они никогда не забывают о своей национальности. Рашид: «Зайдите ко мне на страничку и скажите по нему можно отнести меня к какой-то национальности? Думаю нет. Но это не значит, что я виду себя свободно. Скорее наоборот, своей манерой общения показываю, что я азербайджанец и не буду общаться так, чтобы о нашей нации плохо отзывались» [сохранена стилистика респондента].

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Кем бы Вы назвали себя в первую очередь?»

2. Большинство респондентов отмечают, что язык помогает отождествлять себя с родным народом. Затем по уменьшению степени важности идут ответы «обряды, обычаи» (10%), «юмор» (6,5%), «религия» (4%), «историческое прошлое» (2%).

Едут а поезде азербайджанская семья и русская женщина Русская женщина желая сделать комплимент мужу говорит жене Мамеда: -а твой-то не смотря на возраст как огурчик смотреться! Мамед не лонял и у жены спрашивает

- ээ, бу ня деди?

- не деячек? Дейирки хияра охшайырсан.

Рисунок 2 - Примеры постов, с использованием национального языка и юмора

3. Участники исследования также отметили, что общаться в Сети намного выгодней и не требует определенных издержек. Например, организация этнических мероприятий требуют времени, перемещения в пространстве, материальные затраты, обмен положительных эмоций, что не всегда может позволить себе молодёжь. Севда: «Я, например, студента и не всегда у меня бывают силы, деньги пойти на организованные мероприятия, тем более для них надо еще иметь презентабельный внешний вид, что также требует дополнительных затрат. Откуда деньги у неработающих? Конечно, личные встречи очень приятны, но они требуют много эмоций. Поэтому для меня, как студентке легче найти этнические сообщества по

интересующей тематике и общаться там.» [сохранена стилистика респондента].

4. Очевидно, что офлайн-идентичность влияет на онлайн-идентичность. Однако в связи с тем, что Интернет и прежде всего социальные сети становятся местом активного обмена культурой и идентичностями, можно предположить, что самопрезентация онлайн начинает оказывать свое влияние на офлайн-идентичность пользователей. В большей степени это справедливо в отношении молодых людей, которые склонны создавать в Сети идеальную концепцию «Я» вместо «Я» реального. Происходит своеобразное «перетягивание» индивидуального и социального. Наглядно это можно проследить в профилях пользователей-мигрантов, где посты (собственные или сохраненные) традиционалистского содержания (культурные традиции, религиозные установки) соседствуют с постами глобально-потребительского содержания.

На основе мониторинга сообществ, перечислим основные функции виртуальных этнокомьюнити:

1. Трансляция национальной культуры: религия, поэзия, музыка, танцы, кухня. Для этого применяют как графический, так и аудио- и видеоконтент.

2. Сохранение и использование национального языка в общении. При чем применяют как кириллический (действовал в Азербайджане 1939 по 2001 год), так и латинский (официальный, действует с 2001 года) алфавиты.

3. Регулирование деятельности национальных оффлайн-сообществ и анонсирование разного рода мероприятий и праздников. Существуют этносообщества, в которых множество постов посвящены поздравлениям верующих и диаспоры в целом с религиозными и национальными праздниками; сети также используются для организации совместных мероприятий: праздников, деловых встреч; анонсирования культурно-просветительских мероприятий как на родине, так и в России; передача национальных новостных поводов.

4. Поддержание индивидуального сленга. Проявляется сленги в этносообществах, посвященных юмору (который также не каждый поймёт), да и в целом в контексте диалога, который понятен только азербайджанской молодёжи.

5. Эмоциональная поддержка и различная помощь соотечественникам. Существуют закрытые группы, публикующие анонимные истории соотечественников, которым требуется поддержка, совет, но при этом стыдятся открыто поделиться проблемой. Различная помощь охватывает сферы культурной адаптации, трудоустройства, а также касается рекрутинга рабочих рук.

Итак, социальные медиа создает ту реальность, где пользователю было бы максимально комфортно; ссылки и новости единомышленников, рекомендованные аудио- и видеозаписи друзей, подстраиваются под того или иного пользователя. И основная проблема для молодежи - это

фильтрация поступающей информации из различных источников и сохранение корпуса установок этнических ценностей той культуры, в которой воспитан пользователь. Будущее социальных медиа видится нам благоприятным, поскольку темпы роста всемирной сети будут продолжать расти в следствии увеличения количества пользователей и объемов информации, значит и их роль в качестве эффективного инструмента этнической идентификации, также будет только возрастать.

Использованные источники:

1. Лукина А.В. Технологии производства и утверждения национальной идентичности / А. В. Лукина // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - Москва: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 327 с.

2. Министерство внутренних дел. Проверено 23 сентября 2018 г. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 10.09.2018).

3. Социальная сеть как пространство дискурса идентичности и квазиинститут этничности центральноазиатских мигрантов: коллективная монография / под науч. ред. И.П. КужелевойСаган. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. - 226 с.

4. Суворов А. А. Интернет: масс-медийные характеристики // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика., 2009. - №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/internet-mass-mediynye-harakteristiki (дата обращения: 27.09.2018).

5. Ханхунова М.Ю., Чойропов Ц.Ц. Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности // Вестник ВСГУТУ. - Улан-Удэ, 2016. - № 2 (41). - С. 169 -177. - URL: http://vestnik.esstu.ru/arhives/VestnikVsgutu2_2013.pdf (дата обращения: 16.09.2018).

6. «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - 168 с.

7. Шестёркина Л. П., Борченко И. Д. Основные характеристики новых социальных медиа // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2014. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-harakteristiki-novyh-sotsialnyh-media (дата обращения: 20.09.2018).

УДК 349.41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.