Научная статья на тему 'Использование мигрантами из центральной Азии российских социальных сетей как инструментов поддержания идентичности'

Использование мигрантами из центральной Азии российских социальных сетей как инструментов поддержания идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / NATIONAL IDENTITY / SOCIAL NETWORKS / REHABILITATION OF THE IDENTITY / VIRTUAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глухов Андрей Петрович

Статья посвящена концептуализации нового подхода к воспроизводству этнической идентичности мигрантов в виртуальном пространстве социальных сетей и мониторингу ключевых функций этнокомьюнити социальных сетей («ВКонтакте» и др.) в ходе трансляции виртуальной этнической и национальной идентичности мигрантов из Центральной Азии, в частности, Казахстана. В статье представлена аналитика коммуникативных стратегий, тактик и ресурсов предписания виртуальной идентичности мигрантов из Центральной Азии, а также альтернативных проектов этнонациональной идентичности, транслируемых в виртуальных этнокомьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the conceptualization of a new approach to the rehabilitation of the ethnic identity of migrants in the virtual space of social networks and to the monitoring of ethnocommunity social networks key functions ("VKontakte", etc.) during the broadcast of virtual ethnic and national identity of migrants from Central Asia, particularly from Kazakhstan. The article presents the analysis of communication strategies, tactics, and resources of virtual identity of migrants from Central Asia, as well as alternative projects of ethno-national identity, broadcasted in virtual ethnocommunity.

Текст научной работы на тему «Использование мигрантами из центральной Азии российских социальных сетей как инструментов поддержания идентичности»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 31 (314+316)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИГРАНТАМИ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

А. П. Глухов

В данной статье в качестве теоретической основы и эмпирического базиса использованы материалы, собранные в ходе реализации исследовательского проекта «Виртуальная этнона-циональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей», осуществляемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-03-00300, 2015). Одной из ключевых интеллектуальной интуиций этносоциологических исследований современности является осмысление факта смены локуса этноформирующей коммуникации с традиционных медиа, традиционных общин и социальных институтов на новые медиа и новые виртуальные социальные комьюнити. Пространство виртуальных сетей виртуальные комьюнити и диаспора используют как новую сценическую площадку, на которой с помощью целого арсенала текстовых, аудио, видео и графических выразительных средств модераторы этносообществ и сами участники разыгрывают свою постановку-проект этноса за пределами patria, свою версию этнической идентичности.

Конструкционистский подход к проблеме формирования национально-гражданской и этнической идентичности, выраженный в работах англо-американских этнологов Э. Геллне-ра [1], Б. Андерсона [2], Э. Хобсбаума [3], наиболее адекватно описывает делегирование процесса этновоспроизводства виртуальным этнокомьюнити. В фокусе нашего исследовательского подхода находился феномен смены локуса формирования и воспроизводства этнической идентичности с традиционных масс-медиа (прессы, радио, телевидения, массовых праздников) на виртуальное пространство социальных сетей. Несколько лет назад российская исследовательница А. В. Лукина [4, с. 233], используя конструкционистскую исследовательскую методологию, осуществила попытку проследить каким образом такие морфологические формы русской культуры как реалистическая литература, публицистика, драматический театр, живопись выступили в качестве медиапосредников для формирования «проекта» русской нации в XIX столетии.

В рамках проекта нами был проведен мониторинг русскоязычных этногрупп мигрантов из Средней Азии в российских социальных сетях (прежде всего, ВКонтакте). Объем данной статьи не позволяет дать развернутый анализ полученных в ходе реализации исследовательского проекта «Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей» результатов, но нам бы хотелось тезисно заострить внимание на некоторых важных аспектах происходящих изменений в области формирования, трансляции и воспроизводства этнической идентичности применительно к ситуации мигранта, обусловленных самой коммуникационно-технологической природой и новыми возможностями социальных сетей.

Во-первых, социальные платформы и виртуальные этнические группы создают технологическую коммуникационно-организационную инфраструктуру поддержки для офлайн-этнических сетей. Как показало исследование, весьма частотоными в этнических группах являются темы обсуждения родства и землячества: участники групп ищут общую почву для создания более прочных офлайн-сетей родственников и земляков, которым можно доверять.

Во-вторых, появление новых пограничных феноменов межличностной коммуникации -вирта, френдинга, лайкинга, троллинга, виртуального следования за другими (фолловинга) также трансформирует этноформирующий дискурс. Теперь сила и влияние виртуального проповедника этичности или религиозности может измеряться количеством фолловеров, одобрение этнических постов или мемов может выражаться в количестве лайков или репо-стов, этнофобия и интолерантность трансформироваться в dbhnefkmysq троллинг.

Использование мигрантами из центральной Азии российских социальных сетей как инструментов

поддержания идентичности

В-третьих, хотелось бы акцентировать такую особенность виртуально-сетевого общения как кратно возрастающие в виртуальном общении со стороны юзера, так и со стороны модератора, возможности управления впечатлениями о себе или о своей группе и менеджмента драматургии общения. В онлайн-общении на социальных платформах, благодаря широким возможностям наполнения персонального профайла, мигрант может заниматься «творением своей персоны», манипулируя вербальными, аудиальными и графическими (например, ава-таром) символами в очень широком диапазоне [5]. Таким образом, сетевое общение выступает в роли компенсаторного механизма, позволяющего компенсировать социальную депри-вацию пользователя-мигранта.

Перечислим кратко выявленные основные функции виртуальных этнокомьюнити:

1. Трансляция национальной культуры (религия, поэзия, музыка, живопись, танцы, кухня, прикладное искусство), сохранение национальной языковой компетенции через использование графического, аудио- и видеоконтента. Посты или целые группы, посвященные национальной культуре можно подразделить условно на элитарную (высокая поэзия, музыка, этнографически-исторические исследования и зарисовки) и массовую популярную (аудиотреки и клипы национальных поп-звезд, национальные художественные фильмы, предметы прикладного искусства и блюда национальной кухни).

2. Координация деятельности национальных оффлайн-сообществ и анонсирование культурно-национальных мероприятий, национальных и религиозных праздников. В виртуальных этносообществах присутствует масса постов, посвященных поздравлениям верующих и диаспоры в целом с праздниками Курбан Байрамом, Муххарамом (исламским Новым годом), годовщинами независимости среднеазиатских государств и другими религиозными и национальными праздниками; сети также используются для организации совместных празднований, проведения свадеб, деловых встреч, анонсирования создания адаптационных групп детей и взрослых мигрантов, культурно-просветительских мероприятий как на родине, так и в России.

3. Оказание помощи и услуг в области культурной адаптации и правовой легализации, трудоустройства, рекрутинг рабочих рук (в том числе и на коммерческой основе). Виртуальные этногруппы (особенно, кыргызские) содержат большое количество объявлений рекрутингового характера и предложение разного рода услуг для мигрантов-соотечественников.

4. Поддержание культурных связей диаспоры с исторической родиной, трансляцию национальных новостных поводов. В виртуальных этнокмьюнити достаточно активно освещаются такие новостные поводы, как проведение разного рода саммитов стран-участников СНГ, внутринациональные культурные и политические события, изменения в отношениях между среднеазиатскими странами-донорами мигрантов и Россией, влекущие изменения миграционного законодательства, поводы для гордости в виде побед национальных сборных и отдельных спортсменов на спортивных мероприятиях, выступления национальных артистов на российской и глобальной сцене.

5. Эмоциональная поддержка соотечественников и выражение этнической солидарности. Эта виртуальная поддержка носит разнообразный характер, она может выражаться в формате апелляции к ностальгическим воспоминаниям о родном крае, утверждении национальной исключительности и превосходства в ситуации недружественного окружения и даже противопоставления себя русским.

Тематика предписывающего национального дискурса агрегирована нами в несколько ключевых дискурсивных топиков. К ведущим контентным дискурсам относятся религиозный, национальный и традиционалистски-советский типы контента-дискурса. При том, что они обычно взаимно согласованы (быть подлинным сыном своего народа означает быть истинным мусульманином и чтящим традиции человеком), между ними нередко возникают противоречия. Приведем только один выразительный пример, когда в ходе разгоревшейся полемики на форуме по поводу максимы гордиться своим народом один из участников дис-

А. П. Глухов

куссии в таджикской группе Ахмад Давлатбеков осудил гордость за свой народ как гордыню и высокомерие с позиций ислама как мировой религии, цитируя суру из Корана «у мусульман нет нации». Отсюда, имеет смысл различения подобных контентных дискурсов при всей их взаимосвязанности. В ходе дальнейшей реализации исследовательского проекта планируется углубить анализ выразительных средств, нарративистики и риторики воспроизводства и поддержания виртуальной этноидентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Геллнер Э. Нации и национализм. [Текст] / Э. Геллнер. - Москва: «Прогресс», 1991. -320 с.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. [Текст] / Б. Андерсон. - Москва: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 333с.

3. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. [Текст] / Э. Хобсбаум. -Санкт-Петербург: «Алетейя»,1998.- 306с.

4. Лукина А. В. Технологии производства и утверждения национальной идентичности [Текст] / А. В. Лукина // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. - Москва: Издательство Института социологии РАН, 2006.-327 с.

5. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении [Текст] / В. Фриндте, Т. Келлер // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. с. 40-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.