Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ПОКОЛЕНИЕМ Z'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ПОКОЛЕНИЕМ Z Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / ЭТИКА / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бреслер Михаил Григорьевич

Формирование этических норм коммуникаций цифровой среды происходит на фоне трансформации общества, при переходе на новую стадию цивилизационного развития к информационному/цифровому обществу, под влиянием специфических особенностей поколения Z -«цифровых аборигенов». В статье разобраны основные проблемы трансформации этических норм в современном обществе, специфика поколения Z. Анализ студенческих сетевых сообществ позволил выделить этические нормы - стремление к информационному насыщению контента, сетевая солидарность, сетевая укорененность, распространение этических норм публичных дискуссий на сетевую среду, стремление следовать формальным и неформальным правилам сообщества. Новизна исследования состоит в структурировании этических норм коммуникации цифровой среды поколения Z, а практическая значимость - в укреплении этических норм при работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бреслер Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIONAL ETHICAL STANDARDS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT BY GENERATION Z

The formation of communicational ethics in the digital environment takes place during the transition to a new stage of civilizational development in the information/digital society, under the influence of the specific features of generation Z - “digital natives”. The article analyzes the fundamental problems of the transformation of ethical norms in modern society and the specifics of Generation Z. The analysis of students online communities made it possible to identify ethical norms, namely, the need for informational saturation of content, network solidarity, network rootedness, spread of ethical norms of public discussions in the network environment, willingness to follow formal and informal community rules. The novelty of the study consists in structuring the communicational ethical standards in the digital environment by generation Z. The practical significance - in strengthening ethical standards when working with young people.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ПОКОЛЕНИЕМ Z»

УДК 177.1 ББК 87.7 ГРНТИ 02.51.11 ВАК 09.00.05

Бреслер М.Г.

Уфа, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ КОММУНИКАЦИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ПОКОЛЕНИЕМ Z

Аннотация. Формирование этических норм коммуникаций цифровой среды происходит на фоне трансформации общества, при переходе на новую стадию цивилизационного развития к информационному/цифровому обществу, под влиянием специфических особенностей поколения Z -«цифровых аборигенов». В статье разобраны основные проблемы трансформации этических норм в современном обществе, специфика поколения Z. Анализ студенческих сетевых сообществ позволил выделить этические нормы - стремление к информационному насыщению контента, сетевая солидарность, сетевая укорененность, распространение этических норм публичных дискуссий на сетевую среду, стремление следовать формальным и неформальным правилам сообщества. Новизна исследования состоит в структурировании этических норм коммуникации цифровой среды поколения Z, а практическая значимость — в укреплении этических норм при работе с молодежью.

Ключевые слова: поколение Z, этика, цифровая коммуникация, сетевое сообщество, сетевая солидарность.

Bresler Mikhail G.

Ufa, Russia

FORMATION OF COMMUNICATIONAL ETHICAL STANDARDS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT BY GENERATION Z

Abstract: The formation of communicational ethics in the digital environment takes place during the transition to a new stage of civilizational development in the information/digital society, under the influence of the specific features of generation Z - "digital natives". The article analyzes the fundamental problems of the transformation of ethical norms in modern society and the specifics of Generation Z. The analysis of students online communities made it possible to identify ethical norms, namely, the need for informational saturation of content, network solidarity, network rootedness, spread of ethical norms of public discussions in the network environment, willingness to follow formal and informal community rules. The novelty of the study consists in structuring the communicational ethical standards in the digital environment by generation Z. The practical significance - in strengthening ethical standards when working with young people.

Keywords: generation Z, ethics, digital communication, network community, network solidarity.

Постановка проблемы

Переход на новую стадию цивилизационного развития, к информационному/цифровому обществу характеризуется, в том числе, изменением формы и содержания межличностной и межгрупповой коммуникации с формированием/адаптацией этических норм создания и распространения информации. Этот процесс наиболее динамично происходит под влиянием молодежной среды поколения Z (синонимы центиниалы, хоумлендеры, цифровые аборигены и др.) - людей, рожденных в конце 1990-начале 2000 годов, сегодняшних студентов. Роль центиниалов обусловлена теми процессами глубинной трансформации институтов всего человеческого общества, которые происходят на этапе становления

информационного цифрового общества, которое совпало с временем их взросления и формирования. Формирование этических норм коммуникации цифровой среды представляет собой разнонаправленный процесс поиска компромиссных решений. Которые с одной стороны удовлетворят запросы и ценности различных групп общества, а с другой стороны будут учитывать возрастающее влияние этических норм поколения Z.

Вопросы формирования этических норм сети

По конвенциальному мнению, комплекс этических норм коммуникаций в цифровой среде включает вопросы сохранения конфиденциальности государственных, корпоративных и личных данных, авторских прав, достоверности передаваемой информации, личной и групповой безопасности [Hakimi, Eynon, Murphy, 2021]. Взаимоотношение власти и общества, вопросы прав и свобод, вопросы доверия между людьми, институтами и организациями, этих вопросы существенно влияют на повседневную жизнь каждого человека [Meng, Kim, Reber, 2022]. При этом вопрос этических норм коммуникаций власти и общества в цифровой среде имеет первостепенное значение, так как с ним связаны и вопросы доверия к власти и вопросы укрепления взаимодействия в современном мире [Stancioiu, Pop, Anysz, Baba, 2021]. При этом «попытки власти внедрить устойчивость и этическое соответствие в рамках политики в отношении цифровых технологий ...требует диалога с инновационным сообществом» [Renda, 2021], что позволит найти разумный баланс между безопасностью граждан и свободой. Власть, с одной стороны, в интересах национальной безопасности, стремится проводить как можно более глубокий мониторинг контента сети, а с другой стороны должна способствовать развитию свободы граждан, прав на приватность частной жизни, создание и распространение информации [Bakir, 2021]. Активисты шифропанк/cypherpunk, наиболее известный представитель которых Дж. Ассанж, считают, что необходима «конфиденциальность для слабых» и «прозрачность для сильных». Эти действия «не просто

предотвращают вмешательство правительства в частную жизнь, но фактически формируют основу культуры открытого мира» [Anderson, 2021].

Дж. Мартин указывает на риски для участников дискуссии при деанонимизации, при обсуждении тем связанных с криминалом [Martin, 2021], а Баррат считает, что анонимизация пользователей сети способствует таким негативным явлениям как оскорбления, угрозы личной безопасности и др. [Barratt, Maddox, 2016].

Каждое сообщество формирует собственную этическую систему, собственный язык и систему символов, в той или иной степени не допускающие иного. Отсюда отрицание универсальных стандартов ведения дискуссий [Пинюгина, 2021], вплоть до полного умолчания и забвения к идеям и носителям иной точки зрения (культура отмены) [Anderson-Lopez, Lambert, Budaj, 2021], что несомненно ослабляет взаимодействие между людьми/группами людей, дестабилизирует общество. Таков на сегодняшний день фон, на котором формируются этические нормы сетевой коммуникации. Поколения ХХ века только осваивают новую для них цифровую среду и адаптируют традиционную этику под новые условия

Но в настоящее время выросло новое поколение Z, для которых цифровая среда - естественная среда обитания, где они сами формируют этические нормы.

Специфические особенности центиниалов

Становление информационного/цифрового общества происходит в короткое, по историческим меркам, время, но скорость изменения столь велика, что между поколением Z (центиниалами) и их предшественниками -поколением Y (синоним - миллениалы, родившиеся в конце 1970-начале 1990), определяется существенное различие. Если миллениалы - романтики, более восприимчивые к идеальным целям, идеологии, инфантильны, у них определяется стремление продлить свою юность, найти руководящую и ведущую силу, встроиться в существующую систему [Радаев, 2018]. Среди миллениалов проявляется сильная тенденция к «этическому

консеквенциализму» [Jantavongso, Fusiripong, 2021], который можно интерпретировать как упование на будущее. Миллениалы стремятся адаптироваться к существующим структурам, принимая принятые в данном сообществе ценности, для удовлетворения собственных потребностей в самоактуализации.

Существенная разница с новым поколением Z - прагматиками [Gabrielova, Buchko, 2021], рациональными в постановке целей и их достижении, многозадачными [Uzun, Kilis, 2019], ценящими актуальное [Bresler, Galiullina, Gerasimova, Safina, 2021]. Центиниалы, желают удовлетворить собственные потребности, но им важно и взаимодействие с другими членами сетевого сообщества. Им присуща сетевая солидарность и сетевая укорененность в рамках своего сообщества [Llopis-Amorós, Gil-Saura, Ruiz-Molina, Fuentes-Blasco, 2019], которое они сознательно выбирают по принципу близости ценностей [Маффесоли, 2016]. У них заметны проявления альтруизма, волонтерская деятельности, гражданская активность. Центиниалам близки гражданские ценности - «свобода и независимость», в отличие от миллениалов для которых более важное место занимает ценность «справедливости» [Галиуллина (ред.), 2020]. Твердость в отстаивании собственных ценностей, идей, идеалов сочетается с позитивным либо нейтральным отношением к людям с иными взглядами [Бреслер, 2020a], конечно, если эти взгляды не выходят за рамки принятых в сообществе/обществе морально - нравственных норм.

Следует указать, что наряду с позитивным явлениями пребывания центиниалов в цифровой среде существуют и негативные тенденции, которые отмечает ряд экспертов. По их мнению, сетевое взаимодействие в цифровой среде центиниалов приводит к тому, что центиниалы «социально не активны...[наблюдается] размытость духовно-нравственных ценностей; слаборазвитая культура ответственного гражданского поведения [Зиннурова,2021]. Также есть устойчивое мнение о том, что «виртуальные сети являются действенным фактором привлечения молодых людей к

различным деструктивным молодежным субкультурам» [Кучукян, 2017], а сеть Интернет в целом «пока проявляет недостаточную способность к созданию и трансляции надежных для молодежи моделей поведения» [Головчин, 2019]. Считаем нужным отметить наличие указанных негативных тенденций, но при этом полагаем, что данные тенденции не являются определяющими в формировании этических норм центиниалов.

Методика исследования

Для изучения механизмов формирования этических норм сетевой коммуникации, как и в предыдущих исследованиях цифрового общества, автором применен информационно-коммуникационный метод (ИКМ). Являясь развитием структурно - функционального подхода в ИКМ рассматривается коммуникационный механизм взаимодействия акторов по сетевому принципу в рамках кластерной парадигмы [Бреслер, 2020Ь], с выявлением структуры коммуникаций, как в отдельном кластере, так и сети в целом. В качестве инструментов для анализа эмпирического материала был применен дискурс - анализ текстов ленты новостей неформальных студенческих групп университетов города Уфа из социальной сети VKontakte: «Подслушано УГНТУ» «Подслушано УГАТУ», «Подслушано БашГУ».1 Эти ресурсы являются неофициальными, то есть управляются самим студентами, а не регулируются администрацией или общественными организациями университетов. Состав участников достаточно однороден -это студенты крупных университетов столицы Республики Башкортостан, возраст 17-25 лет, живущие в настоящее время в городе - миллионнике. Глубина анализа - лента новостей в течение весеннего семестра (февраль-май).

Результаты исследования

В рассматриваемых студенческих неформальных группах всех трёх университетов обсуждаются стандартные темы для кампуса: просьба о

1https://vk.com/overhear_usptu;https://vk.com/overhear_usatu;https://vk.com/podslushanobashg u

помощи в написании лабораторных, курсовых работ; предложения о коллаборации в учебной, реже научной работе, потерянные вещи, информация о преподавателях, сложности прохождения различных дисциплин, бытовые вопросы, а также рекламные объявления о возможной работе или предложения отдыха, юмористические картинки (мем) на темы сессии, отчисления, поступления и др. Автор не обнаружил существенную разницу в дискурсе описываемых групп. Темы материалов практически идентичны, различаются лишь названием дисциплин и именами преподавателей. Но для студентов каждого из университетов присутствие в группе соответствует пребыванию в информационной среде своего университета, взаимодействие в рамках своего сообщества. В тоже время студенты - центиниалы рассматривают общение в данной группе как эффективный канал коммуникации, где участники сообщества пользуются весомым кредитом доверия. Часть объявлений посвящена романтическим отношениям. Типичный материал: «Ищу девушку на перерыве после 2 пары была у 2-307». При этом в подобного рода материалах и в комментариях к ним практически нет, за единичными исключениями, пошлых или фривольных шуток, проявлений цинизма или сексизма. Доверие выражается и в предложениях по совместной аренде жилья, сообщения о находке утерянных вещей (в том числе весьма ценных) сопровождаются сочувственными комментариями.

Подавляющее большинство материалов выдержаны в нейтральной тональности и максимально информативны. В общении участники стараются сохранить доброжелательный тон, избегают обсценной лексики (за исключением юмористических материалов, по большей части репостов с других студенческих групп социальной сети), обсуждения тем алкоголя и иных проявлений аномии. Нельзя исключить, что у некоторых студентов, в личном общении не присутствуют подобные темы и обсценная лексика, но группа в их восприятии - общественное пространство и соблюдение правил поведения здесь - этическая норма. Также как и негласное «табу» на

обсуждение политических и социальных тем волнующих общество в целом в университетских группах. В отличие от миллениалов, стремящихся высказать свое мнение в публичном пространстве, центиниалы осознают ответственность за высказывания в социальной сети и стараются «не осложнять жизнь себе и администраторам группы».

Существенное отличие центиниалов от миллениалов проявляется в использовании литературного языка, вместо интернет-сленга, регистрация под подлинными именами вместо вычурных никнеймов. Находясь в рамках своего сообщества, авторы стараются избегать распространения ложной информации «внутри кампуса», относясь к лжи при сетевом взаимодействии, как мусору, засоряющему цифровую среду [Ахмадеев, Бреслер, Манойло, 2021].

Автор, имея некоторый опыт работы в высшей школе, не склонен идеализировать студентов. Конечно, среди них, как и в обществе в целом есть люди, придерживающиеся различных взглядов, разделяющих различные ценности. Вероятно, что те же студенты, в иных группах рассматривают и дискутируют о совершенно иных предметах. Но в этом видится этическая норма центиниалов, а именно - соблюдение формальных и неформальных правил сообщества. Они осознают, что за нарушение этих правил их могут подвергнуть наказанию в виде ограничения прав на комментарии материалов, временного либо полного исключения из числа участников. Соблюдение правил отличает от миллениалов и представителей старших поколений часто жалующихся на якобы неоправданное наказание со стороны администраторов сетевых сообществ, что проявилось при массовом переходе в VKontakte в марте-апреле 2022 [Бреслер, 2022].

Перспективы дальнейшего исследования

Данное исследование является одним из этапов многолетнего изучения специфики ценностей поколения Z. В дальнейшем планируется проведение массового опроса студенческой аудитории в нескольких регионах России. Особое внимание предполагается уделить этике поведения центиниалов в

конфликтных ситуациях, а также их отношению к социальным и политическим процессам общества.

Выводы

Этические нормы сетевой коммуникации формируются центиниалами на фоне трансформации, связанной с переходом на новую стадию цивилизационного развития под влиянием специфических особенностей поколения Z— поколения цифровой эпохи. В результате исследования были выявлены следующие этические нормы:

Во-первых, связанное с прагматизмом центиниалов, стремление к информационному насыщению контента. Центиниалы, стараются избегать неконструктивных дискуссий при сетевых коммуникациях, особенно в публичных сообществах. В отличие от представителей предыдущих поколений цифровая среда для них не место возможной самоактуализации, но естественной средой коммуникаций.

Во-вторых, в сетевых сообществах проявляется стремление высказать сочувствие, оказать помощь другим участникам сетевого взаимодействия. Здесь особенно ярко видна сетевая солидарность и укрепление доверия по признаку сопричастности к университету и группе.

В-третьих, общение в группах социальной сети у центиниалов по большей части не отличается от общения в реальном кампусе. Более того, участники строже соблюдают этические нормы, принятые в публичной коммуникации. Практическое отсутствие обсценной лексики и интернет-сленга, вежливость и тактичность в сети, связана с особенностью коммуникационной активности центиниалов в цифровой среде.

В-четвертых, центиниалы стремятся соблюдать формальные и неформальные правила данного сообщества, поддерживают администраторов сообщества, что связано с сетевой укорененностью центиниалов, стремлении расширять количество и качество коммуникаций внутри сетевого сообщество, в котором они пребывают.

Исследование проводится в рамках реализации стратегического проекта «Новая среда жизни» по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», проект «Социогуманитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z (цифровой сервис-технология «Mega-Z»)»

Библиография

Ахмадеев К. Н., Бреслер, М.Г., Манойло А.В. Эффективность fake news как инструмента информационной войны в восприятии поколения z // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 8-32. DOI 10.18384/2224-02092021-3-1084. EDN IFWWCQ.

Бреслер, М. Г. Адаптация этических норм поведения новых пользователей сети Вконтакте // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения: статьи участников ежегодного апрельского научного форума, Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2022 года. -Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2022. С. 209-210. EDN TVZTFL

Бреслер, М. Г., Рабогошвили А. А., Сулейманов А. Р. К вопросу о роли символического в идентификации человека информационного/цифрового общества / М. Г. Бреслер, // Studia Culturae.2020. № 45. С. 18-34. EDN BZXXBE.

Бреслер, М. Г. Онтология сетевого бытия. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2020. 110 с. ISBN 978-5-7831-2005-3. EDN KGJEBQ.

Головчин М. А. Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху цифровизации общества и экономики: на данных регионального исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 3. С. 1356-1369. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369

Зинурова, Р. И. Формирование "сетевого сознания" поколения z в виртуальном пространстве // Управление устойчивым развитием. 2021. № 4(35). С. 48-53. EDN RJJJJV.

Конструирование образа будущего. Голос поколения Z из сердца Евразии: прикладное исследование: коллективная монография / С.Д. Галиуллина (ред.) и др. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. 180 с.

Кучукян А. В. Роль виртуальных сетевых сообществ в распространении деструктивных молодежных субкультур // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 28-31 https://doi.Org/10.24158/spp.2017.3.7

Маффесоли М. У каждого свои трибы: от контракта к пакту/ перевод с фр. М. Пророковой) // Посредник. Массмедиа, общество и культура - М.: Р. Валент, 2016. 292 с. ISBN 978-5-93439-523-1

Пинюгина Е.В. Политическая идентичность и этика социальных сетей в современной Америке // Политическая наука. 2021. № 3. С. 205-228. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.09

Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33. DOI 10.7868/S0132162518030029

A. Renda (2021) Digital Technology Meets Ethics: How to Think About the Global Good When You are Changing the World, In materials 21st International Conference on Solid-State Sensors, Actuators and Microsystems (Transducers), 2021, pp. 393-393, https://doi .org/10.1109/Transducers50396.2021.9495741

Anderson, P.D. (2021). Privacy for the weak, transparency for the powerful: the cypherpunk ethics of Julian Assange. Ethics Inf Technol 23:295-308 https://doi.org/10.1007/s10676-020-09571-x

Anderson-Lopez J., Lambert R. J., Budaj A. (2021) Tug of war: Social media, cancel culture, and diversity for girls and the 100. An International Journal of Pure Communication Inquiry. 9(1):64-84. https://doi.org/10.1177/00323217211037023

Barratt, M. J., Maddox, A. (2016). Active engagement with stigmatized communities through digital ethnography. Qualitative Research, 16(6):701-719. https://doi.org/10.1177/1468794116648766

Gabrielova K., Buchko A. A. (2021) Here comes Generation Z: Millennials as managers, Business Horizons, 64(4):489-499, ISSN 0007-6813, DOI:

https://doi.org/10.1016/j.bushor.2021.02.013

Bresler M. G., Galiullina S. D., Gerasimova D. I., Safina E. A. (2021) Generation Z Ethical Standards As A Prototype Of The Future Network Being. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, London GB: ISO LONDON LIMITED - European Publisher. P. 2806-2815. - DOI 10.15405/epsbs.2021.09.02.313. - EDN SBQWFI

Hakimi, L., Eynon, R., & Murphy, V. A. (2021). The Ethics of Using Digital Trace Data in Education: A Thematic Review of the Research Landscape. Review of Educational Research, 91(5): 671-717. https://doi.org/10.3102/00346543211020116

Maria-Pilar Llopis-Amorós, Irene Gil-Saura, María Eugenia Ruiz-Molina, Maria Fuentes-Blasco (2019). Social media communications and festival brand equity: Millennials vs

Centennials, Journal of Hospitality and Tourism Management, 40:134-144, ISSN 1447-6770, https://doi.Org/10.1016/j.jhtm.2019.08.002

Martin, J. (2021). Ethics and Internet-Based Cybercrime Research in Australia. In: Lavorgna, A., Holt, T.J. (eds) Researching Cybercrimes. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-74837-1_20

Meng, J., Kim, S. and Reber, B. (2022). Ethical challenges in an evolving digital communication era: coping resources and ethics trainings in corporate communications, Corporate Communications: An International Journal, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/CCIJ-11-2021-0128

Stancioiu, F. A., Pop, N. A., Anysz, R. N., & Baba, C. A. (2021). Patterns of Communication between Gen Z and Public Institutions in Times of Crisis: A Study Based on Relationship Marketing Principles. IBIMA Business Review. Journal of Marketing Research and Case Studies. Article ID 258599, 12 pages, https://doi.org/10.5171/2021.258599

Suttisak Jantavongso,Prashaya Fusiripong (2021) Ethics, big social data, data sharing, and attitude among the millennial generation: A case of Thailand. The Electrinic journal of Information Systems in Developing Countries. 87(5): e12179. https://doi.org/10.1002/isd2.12179 Uzun A. M., Selcan Kilis. (2019) Does persistent involvement in media and technology lead to lower academic performance? Evaluating media and technology use in relation to multitasking, self-regulation and academic performance. Computers in Human Behavior, 90:196-203. https://doi.org/10.1016/jxhb.2018.08.045.

Vian Bakir (2021) Freedom or Security? Mass Surveillance of Citizens. In: Ward, S. J. (Ed.). Handbook of global media ethics. Cham, Switzerland. Springer Nature Switzerland AG. 1460 p. ISBN 978-3-319-32102-8. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32103-5

References

Akhmadeyev, K. N., Bresler, M.G., Manoylo A.V. (2021) Effektivnost' fake news kak instrumenta informatsionnoy voyny v vospriyatii pokoleniya z [ The effectiveness of fake news as an information war tool in the perception by generation Z.]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 3:8-32. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1084. EDN IFWWCQ.

Anderson, P.D. (2021). Privacy for the weak, transparency for the powerful: the cypherpunk ethics of Julian Assange. Ethics Inf Technol 23:295-308 https://doi.org/10.1007/s10676-020-09571-x

Anderson-Lopez J., Lambert R. J., Budaj A. (2021) Tug of war: Social media, cancel culture, and diversity for girls and the 100. An International Journal of Pure Communication Inquiry. 9(1):64-84. https://doi.org/10.1177/00323217211037023

Barratt, M. J., Maddox, A. (2016). Active engagement with stigmatized communities through digital ethnography. Qualitative Research, 16(6):701-719. https://doi.org/10.1177/1468794116648766

Bresler M. G., Galiullina S. D., Gerasimova D. I., Safina E. A. (2021) Generation Z Ethical Standards As A Prototype Of The Future Network Being. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, London GB: ISO LONDON LIMITED - European Publisher. P. 2806-2815. - DOI 10.15405/epsbs.2021.09.02.313. - EDN SBQWFI

Bresler, M. G. (2022). Adaptatsiya eticheskikh norm povedeniya novykh pol'zovateley seti Vkontakte [Adaptation of ethical norms of behavior of new users of the Vkontakte network]. Media v sovremennom mire. 61-e Peterburgskiye chteniya: stat'i uchastnikov ezhegodnogo aprel'skogo nauchnogo foruma, Sankt-Peterburg, 21-22 aprelya 2022 goda. - Sankt-Peterburg: OOO "Mediapapir", P.209-210. EDN TVZTFL

Bresler, M. G. Ontologiya setevogo bytiya. [Ontology of network being] Ufa: Ufimskiy gosudarstvennyy neftyanoy tekhnicheskiy universitet, 2020. 110 p. ISBN 978-5-7831-2005-3. EDN KGJEBQ.

Bresler, M. G., A. A. Rabogoshvili, A. R. Suleymanov (2020) K voprosu o roli simvolicheskogo v identifikatsii cheloveka informatsionnogo/tsifrovogo obshchestva [To the Question about the Role of Symbolic in Human Identification Informaty/Digital Society] Studia Culturae.45: 18-34. EDN BZXXBE.

Gabrielova K., Buchko A. A. (2021) Here comes Generation Z: Millennials as managers, Business Horizons, 64(4):489-499, ISSN 0007-6813, DOI:

https://doi.org/10.1016Zj.bushor.2021.02.013

Golovchin M. A. (2019) Vliyaniye internet-aktivnosti na zhizn' v epokhu tsifrovizatsii obshchestva i ekonomiki: na dannykh regional'nogo issledovaniya [Influence of internet activity on life in the epoch of digitalization of the society and economy: by the data of regional research] Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. 13(3): 1356-1369. http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369

Hakimi, L., Eynon, R., & Murphy, V. A. (2021). The Ethics of Using Digital Trace Data in Education: A Thematic Review of the Research Landscape. Review of Educational Research, 91(5): 671-717. https://doi.org/10.3102/00346543211020116

Konstruirovaniye obraza budushchego. Golos pokoleniya Z iz serdtsa Evrazii: prikladnoye issledovaniye: kollektivnaya monografiya [Constructing the Future. The Voice of

Generation Z from the Heart of Eurasia: An Applied Research] In S.D. Galiullina (ed) et al. Ufa: Izd-vo UGNTU, 2020. 1S0 p.

Kuchukyan A. V. (2017) Rol' virtual'nykh setevykh soobshchestv v rasprostranenii destruktivnykh molodezhnykh subkul'tur [The role of 'virtual' online communities in the spread of destructive youth subcultures] Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 3:2S-31. https://doi.org/10.2415S/spp.2017.3.7

Maffesoli M. Ukazhdogo svoi triby: ot kontrakta kpaktu [Everyone has their own tribes: from contract to pact]. Posrednik. Massmedia, obshchestvo i kul'tura - M.: R. Valent, 2016. 292 s. ISBN 97S-5-93439-523-1

Maria-Pilar Llopis-Amorós, Irene Gil-Saura, María Eugenia Ruiz-Molina, Maria Fuentes-Blasco (2019). Social media communications and festival brand equity: Millennials vs Centennials, Journal of Hospitality and Tourism Management, 40:134-144, ISSN 1447-6770, https://doi.org/10.1016/jjhtm.2019.0S.002

Martin, J. (2021). Ethics and Internet-Based Cybercrime Research in Australia. In: Lavorgna, A., Holt, T.J. (eds) Researching Cybercrimes. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/97S-3-030-74S37-1_20

Meng, J., Kim, S. and Reber, B. (2022). Ethical challenges in an evolving digital communication era: coping resources and ethics trainings in corporate communications, Corporate Communications: An International Journal, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.110S/CCIJ-11-2021-012S

Pinyugina E.V. (2021).Politicheskaya identichnost' i etika sotsial'nykh setey v sovremennoy Amerike.[ Political Identity' and the Ethics of Social Networks in Contemporary America] Politicheskaya nauka. 3:205-22S. http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.09

Radayev V. V. (201S) Millenialy na fone predshestvuyushchikh pokoleniy: empiricheskiy analiz [Millennials Against the Background of Previous Generations: An Empirical Analysis] Sotsiologicheskiye issledovaniya. 3:15-33.

https://doi.org/10.7S6S/S013216251S030029

Renda A. (2021) Digital Technology Meets Ethics: How to Think About the Global Good When You are Changing the World, In materials 21st International Conference on Solid-State Sensors, Actuators and Microsystems (Transducers), 2021, pp. 393-393, https://doi .org/10.1109/Transducers50396.2021.9495741

Stancioiu, F. A., Pop, N. A., Anysz, R. N., & Baba, C. A. (2021). Patterns of Communication between Gen Z and Public Institutions in Times of Crisis: A Study Based on Relationship Marketing Principles. IBIMA Business Review. Journal of Marketing Research and Case Studies. Article ID 25S599, 12 pages, https://doi.org/10.5171/2021.25S599

Suttisak Jantavongso,Prashaya Fusiripong (2021) Ethics, big social data, data sharing, and attitude among the millennial generation: A case of Thailand. The Electrinic journal of Information Systems in Developing Countries. 87(5): e12179. https://doi.org/10.1002/isd2.12179

Uzun A. M., Selcan Kilis. (2019) Does persistent involvement in media and technology lead to lower academic performance? Evaluating media and technology use in relation to multitasking, self-regulation and academic performance. Computers in Human Behavior, 90:196-203. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.08.045.

Vian Bakir (2021) Freedom or Security? Mass Surveillance of Citizens. In: Ward, S. J. (Ed.). Handbook of global media ethics. Cham, Switzerland. Springer Nature Switzerland AG. 1460 p. ISBN 978-3-319-32102-8. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32103-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zinurova, R. I. (2021) Formirovaniye "setevogo soznaniya" pokoleniya z v virtual'nom prostranstve [Formation of "network consciousness" of generation Z in the virtual space] Upravleniye ustoychivym razvitiyem. 4(35):48-53. EDN RJJJJV.

Сведения об авторе

Бреслер Михаил Григорьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры Международных отношений, истории и востоковедения УГНТУ. Научный руководитель Цифровой междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории конструирования будущего «Digital Future»; e-mail: bremmaster@yandex.ru

Bresler Mikhail Grigorievich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations, History and Oriental Studies, UGNTU. Head of the Digital Interdisciplinary Research Laboratory for Designing the Future «Digital Future»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.