Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
художественная гимнастика / стимулируемое развитие / эстетические представления / эстетическое восприятие / rhythmic gymnastics / stimulated development / aesthetic representations / aesthetic perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева К.Р., Савиных Л.Е.

Статья посвящена теоретическому обоснованию разработки методики формирования эстетического компонента двигательной деятельности у девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Целенаправленное формирование эстетических представлений и эстетического восприятия не только развивает культуру движений, но и положительно сказывается на повышении уровня эстетического восприятия окружающей действительности по целому ряду параметров, и прежде всего на развитии и совершенствовании собственных эстетических вкусов, взглядов, представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеева К.Р., Савиных Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC PERCEPTION THOSE ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS AT INITIAL STAGE TRAINING

The article is devoted to the theoretical substantiation of the development of a methodology for the formation of an aesthetic component of motor activity in girls engaged in rhythmic gymnastics. The purposeful formation of aesthetic ideas and aesthetic perception not only develops the culture of movements, but also has a positive effect on increasing the level of aesthetic perception of the surrounding reality in a number of parameters, and above all on the development and improvement of one's own aesthetic tastes, views, and ideas.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796 Алеева К.Р., Савиных Л.Е.

Алеева К.Р.

магистрант кафедры теории физической культуры Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

Савиных Л.Е.

канд. пед. наук, доцент кафедры теории физической культуры Сургутский государственный университет г. Сургут, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: статья посвящена теоретическому обоснованию разработки методики формирования эстетического компонента двигательной деятельности у девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Целенаправленное формирование эстетических представлений и эстетического восприятия не только развивает культуру движений, но и положительно сказывается на повышении уровня эстетического восприятия окружающей действительности по целому ряду параметров, и прежде всего на развитии и совершенствовании собственных эстетических вкусов, взглядов, представлений.

Ключевые слова: художественная гимнастика, стимулируемое развитие, эстетические представления, эстетическое восприятие.

Художественная гимнастика - один из художественно-эстетических видов физических упражнений, что предъявляет особые требования к формированию эстетических представлений и эстетического восприятия начиная с первых дней занятий. Особенно большое значение это имеет для девочек-подростков, так как усвоение эстетического понятия переносится на

повседневную жизнь и определяет их мировоззрение и восприятие окружающей действительности.

Физические упражнения, составляющие содержание художественной гимнастики, обеспечивают высокий уровень развития двигательно-координационных качеств, способствующих формированию индивидуального стиля и музыкально-ритмической подготовленности, а также обеспечивают положительный психоэмоциональный фон [3].

Формирование эстетического компонента в процессе занятий художественной гимнастикой связано с целенаправленным развитием комплекса двигательно-координационных качеств, интеллектуальных, морально-волевых качеств занимающихся, что способствует разностороннему гармоничному развитию организма.

В работах Иваненко О.А., Кузнецовой З.М., Лисицкой Т.С., Ротерс Т.Т. рассматривается совершенствование творческой активности занимающихся через организацию различных видов музыкально-ритмической деятельности.

В исследованиях Борисенко С.И. [1], Дмитриева С.В., Мякинченко Е.Б. отмечается, что эмоциональная выразительность двигательных действий, единство музыки и композиции гимнастики, грациозность и изящество, применяемые в процессе учебно-тренировочных занятий, оказывают положительное влияние на эстетическое воспитание занимающихся.

Однако в настоящее время стремительное развитие данного вида спорта характеризуется появлением новых более сложных программ, требующих проявления большей эмоциональности, артистичности, грациозности, что обусловливает актуальность организации непрерывного процесса эстетического воспитания занимающихся в ходе учебно-тренировочных занятий.

Изучение методики проведения занятий художественной гимнастикой не содержит достаточного количества теоретических и экспериментальных материалов, необходимых для решения проблемы формирования разносторонне развитой личности. Это обусловило следующие противоречия:

- с одной стороны, ведущие специалисты подчеркивают большую значимость эстетической подготовки, с другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны вопросы методики формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий художественной гимнастикой,

- еще одно противоречие заключается в понимании высокой эстетичности двигательных действий - единства музыки и композиций художественной гимнастики при отсутствии результатов - специальных исследований по использованию средств эстетической выразительности на занятиях по данному виду спорта.

В связи с этим возникает необходимость поиска инновационных путей повышения эффективности учебно-тренировочных занятий, содержащих эстетический компонент [2].

Методологические основы эстетического воспитания молодого поколения раскрыты в работах философов А.К. Дремова, М.С.Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н. Когана, Г.А. Петровой, В.И. Самохвалова, МЛ. Сарафа, В.И. Столярова, А.А. Френкина и др.

В педагогической, психологической и методической науках проблема эстетического воспитания рассматривалась исследователями А.Г. Асмоловым, Б.А. Ашмариным, Л.С. Выготским, Т.Т. Джангаровым, А.Е. Лариным, В.А. Левиной, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, И.А. Пономаревым, И.А. Пуни, Ю.А. Самариным, М.И. Смирновым, Т.Д. Сусловой, В.Н. Шацкой и др.

Специальному изучению художественной гимнастики, как виду спорта с эстетической направленностью, посвятили свои работы педагоги-исследователи Э.П. Аверкович, З.Д. Вербова, Т.С. Лисицкая, Д.А. Сивакова, Т.Т. Ротерс, И.В. Шефер. По их мнению, художественная гимнастика играет большую роль в формировании эстетических вкусов и идеалов личности.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды основоположников теории физической культуры и методики спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, 1997, Н.А. Бернштейн, 1966, М.М. Боген, 1997,

Д.Д. Донской, 1971, Л.И. Лубышева, 1998), современные идеи моделирования педагогических и оздоровительных технологий (Л.А. Баженов, 1963, О.И. Загревский, 2003, Л.Д. Назаренко, 2005). Теоретическую базу данного исследования составили основополагающие идеи Ю.Б. Борева (2002), В.В. Бычкова (2004), М.Я. Сарафа, В.И. Столярова (1984) [4, 5].

Нами определены методы, позволившие эффективно решить поставленные задачи, описан ход педагогического эксперимента по основным этапам. Методы педагогического наблюдения и педагогического эксперимента позволит выявить уровень физической, музыкально-ритмической подготовленности, уровень сформированности индивидуального стиля и согласованности телодвижений, а также динамику показателей пластичности, гибкости, подвижности суставов. Для определения согласованности телодвижений, индивидуального стиля и музыкально-ритмической подготовленности будет применен разработанный нами комплекс специальных тестов. С помощью метода анкетирования изучим структуру мотивационной сферы занимающихся. Электромиографические исследования с применением аппарата «Миомед - 932» позволят провести амплитудный анализ электромиограмм, полученных при выполнении заданного движения. Для определения функционального состояния занимающихся будут использованы: проба Штанге, проба Генчи, ортостатическая проба. Для определения взаимосвязи между показателями применится метод корреляции Спирмена. Обработка данных будет включать в себя определение среднего арифметического, стандартного отклонения и достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами при помощи ^критерия Стьюдента при р<0,05.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта, пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1997. - № 6. - С. 10-;

2. Назаренко Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 249 с., ил.;

3. Сараф М. Я. Эстетика спорта: лекция для студентов ГЦОЛИФКа / М. Я. Сараф. - М., 1974. - 35 с.;

4. Столяров В. И. Спорт и современная культура. Методический аспект / В. И. Столяров //Теория и практика физ. культуры. 1997. - № 7. - С. 2-5;

5. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Ч. 1. Объекты исследования физиологии физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.И. Столяров. -М.: Российская академия образования, РГАФК, 1999. - 124 с

Aleeva K.R., Savinykh L.E.

Aleeva K.R.

Surgut State University (Surgut, Russia)

Savinykh L.E.

Surgut State University (Surgut, Russia)

FORMATION OF AESTHETIC PERCEPTION THOSE ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS AT INITIAL STAGE TRAINING

Abstract: the article is devoted to the theoretical substantiation of the development of a methodology for the formation of an aesthetic component of motor activity in girls engaged in rhythmic gymnastics. The purposeful formation of aesthetic ideas and aesthetic perception not only develops the culture of movements, but also has a positive effect on increasing the level of aesthetic perception of the surrounding reality in a number of parameters, and above all on the development and improvement of one's own aesthetic tastes, views, and ideas.

Keywords: rhythmic gymnastics, stimulated development, aesthetic representations, aesthetic perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.