Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
220
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА / СПОРТСМЕНКИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Захарьева Наталья Николаевна, Коняев Илья Дмитриевич, Махалин Аду Васильевич

В статье представлены результаты психофизиологического тестирования и умственной работоспособности гимнасток высокой квалификации, занимающихся эстетической гимнастикой. У гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой, выявлены высокие способности противостоять утомлению при решении когнитивных задач, высокая скорость ответной реакции на световой раздражитель, большие способности сохранять устойчивость внимания при воздействии помех; высокая скорость простой зрительно-моторной реакции, высокая точность восприятия временных интервалов и расстояния, четкость ориентирования во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Захарьева Наталья Николаевна, Коняев Илья Дмитриевич, Махалин Аду Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATE OF HIGHLY QUALIFIED GYMNASTS ENGAGED IN AESTHETIC GYMNASTICS

The article presents the results of psychophysiological testing and mental performance of elite gymnasts engaged in aesthetic gymnastics. Gymnasts engaged in aesthetic gymnastics showed high ability to resist fatigue when solving cognitive tasks, high speed of response to a light stimulus, great ability to maintain stability of attention when exposed to interference; high speed of simple visual-motor reaction, high accuracy of perception of time intervals and distance, clarity in orientation in time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Н.Н. ЗАХАРЬЕВА, И.Д. КОНЯЕВ, А.В. МАХАЛИН,

РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты психофизиологического тестирования и умственной работоспособности гимнасток высокой квалификации, занимающихся эстетической гимнастикой. У гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой, выявлены высокие способности противостоять утомлению при решении когнитивных задач, высокая скорость ответной реакции на световой раздражитель, большие способности сохранять устойчивость внимания при воздействии помех; высокая скорость простой зрительно-моторной реакции, высокая точность восприятия временных интервалов и расстояния, четкость ориентирования во времени.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, художественная гимнастика, психофизиологические характеристики, умственная работоспособность, индивидуальная минута, спортсменки высокой квалификации.

FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATE

OF HIGHLY QUALIFIED GYMNASTS ENGAGED IN AESTHETIC GYMNASTICS

N.N. ZAKHARYEVA, I.D. KONYAEV, A.V. MAKHALIN,

RSUPСSY&T, Moscow city

Abstract

The article presents the results of psychophysiological testing and mental performance of elite gymnasts engaged in aesthetic gymnastics. Gymnasts engaged in aesthetic gymnastics showed high ability to resist fatigue when solving cognitive tasks, high speed of response to a light stimulus, great ability to maintain stability of attention when exposed to interference; high speed of simple visual-motor reaction, high accuracy of perception of time intervals and distance, clarity in orientation in time.

Keywords: aesthetic gymnastics, rhythmic gymnastics, psychophysiological characteristics, mental performance, individual

performance, elite athletes.

Актуальность

На современном этапе занятия различными видами гимнастики предъявляют высокие требования к психике и функциональному состоянию спортсменок [5], так как происходит постоянное усложнение соревновательных программ, что продиктовано изменением международных правил по этому виду спорта [2]. Поэтому существует необходимость углубленного изучения вопроса с точки зрения нормальной физиологии для расширения современных представлений о физиологических механизмах формирования функциональных резервов организма тренирующегося гимнаста под направленным воздействием различных сложнокоординационных нагрузок и способности гимнастов к двигательной экстраполяции [1].

исследования

Эстетическая гимнастика - вид спорта, основанный на гармоничных, динамических и ритмических движениях, которые выполняются с наименьшими энергозатратами и эргономичным и естественным использованием мышечной силы. В этом виде спорта, где команды от 6 до 12 человек, соревнуются в выполнении упражнений без предмета, с определенным набором обязательных элементов под музыку, за время от 2 мин 15 с до 2 мин 45 с. Композиция в эстетической гимнастике содержит универсальные и разнообразные движения тела, гармония достигается за счет плавного перехода, артистичности спортсменок и синхронности выполнения гимнастических элементов, присущих художественной гимнастике: равновесия, танцевальных шагов различной сложности,

С*)

поддержек, прыжков, подскоков, поворотов, гимнастических «волн», скручивания, взмахов и сжатия, стоек, перекатов, кувырков [3, 4].

Цель исследования: выявить особенности психофизиологических характеристик и умственной работоспособности гимнасток высокой квалификации, занимающихся эстетической гимнастикой.

Методы и организация исследования

Психофизиологическое тестирование выполнялось на компьютере с помощью программного комплекса «Исследователь временных и пространственных свойств человека 2.1» (ИВПС 2.1., Корягина Ю.В., Нопин С.В., 2003). Выполнялось 10 тестов, среди которых: определение времени индивидуальной минуты (ИМ); простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР); реакция выбора; реакция на движущийся объект (РДО) и другие. Оценка умственной работоспособности человека проведена методом URA (Сонькин В.В., Сонькин В.Д., Зайцева В.П., 2002), выполнялся 3-х ступенчатый тест нарастающего уровня сложности в решении когнитивных задач: 1-й этап -3-х буквенный тест; 2-й и 3-й этапы - 10-ти буквенные тесты. Статистическую обработку данных проводили в программе Statistica 7.0. Статистическая обработка полученных данных включала расчет следующих показателей: средней арифметической - X; стандартного отклонения - о, рангового коэффициента корреляции - r, G-критерия знаков (по Д.Б. Оуэну), Г-критерия Вил-коксона. Сравнительный анализ групп гимнасток проводился при помощи критерия [/-Манна-Уитни (MannWhitney U) для независимых выборок. Работа проводилась с 2019 по 2020 г. на базе центра спортивной медицины НИИ спорта и спортивной медицины РГУФКСМиТ и кафедры физиологии РГУФКСМиТ. Исследования проведены в подготовительный период спортивной подготовки.

Результаты исследования

Проведено обследование 26 гимнасток в возрасте 17-24 лет, средний возраст 18,84 ± 0,59 года. Стаж занятий гимнастикой в среднем составил 13,89 ± 1,61 года. Спортсменок разделили по видам художественной гимнастики: 1 группа - спортсменки, занимающиеся эстетической гимнастикой (ЭГ), члены сборной России и члены сборной РГУФКСМиТ по эстетической гимнастике -

9 чел. (36,6%); 2-я группа - мастера спорта по художественной гимнастике - 17 чел. (63,4%), в настоящее время не тренирующиеся по художественной гимнастике и занимающиеся специализированной подготовкой при обучении на кафедре гимнастики. Спортсменки, занимающиеся ЭГ, имели базовую основу классической художественной гимнастики и являются мастерами спорта. В настоящее время у спортсменок высокой квалификации в эстетической гимнастике достаточно насыщенный соревновательный график, включающий состязания различного уровня: от региональных соревнований до чемпионатов Европы и мира, которому предшествует интенсивный тренировочный процесс, заставляющий гимнасток выступать на пределе своих возможностей. У гимнасток, занимающихся ЭГ, количество тренировочных часов в неделю колеблется от 15 до 18, а у гимнасток 2-й группы - 6 ч.

Проведен сравнительный анализ психофизиологических показателей гимнасток с использованием компьютерной программы ИВПС 2.1, включающей в себя

10 тестов, позволяющих судить о восприятии пространственно-временных стимулов; особенностях организации рефлекторной деятельности гимнасток и косвенно об уровне ловкости. Выявлены межгрупповые различия в параметрах: время простой сенсомоторной реакции в тесте «Реакция на свет» и тесте «Индивидуальная минута» (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика простых рефлекторных реакций ЦНС у гимнасток высокой квалификации различных специализаций

Испытуемые Реакция на свет (мс) Реакция на звук (мс) РДО (кол-во опережающих ошибок) РДО (кол-во запаздывающих ошибок) РДО среднее (мс) Время реакции выбора (кол-во ошибок) Время реакции выбора среднее (мс) Индивидуальная минута (мс)

1 группа 254,35 ± 12,31 344,6 ± 21,89 1,63 ± 1,6 3,38 ± 1,6 48,15 ± 33,27 0,13 ± 0,35 373,55 ± 68,93 62 617,75* ± 18 754,22

2 группа 331,93* ± 156,65 361,61 ± 43,52 2,09 ± 1,97 3 ± 1,9 41,15 ± 41,61 0 385,13 ± 46,33 52 987,73 ± 10 917,67

* Достоверность (р < 0,05).

По результатам исследования, гимнастки, занимающиеся ЭГ, в сравнении с гимнастками 2-й группы, имеют большую скорость элементарной простой сенсомоторной реакции на свет (р < 0,05); более протяженную индивидуальную минуту (р > 0,05), (тест Моисеевой Н.И. с соавт., 1985), что успешно развивается под влиянием специ-

фической физической нагрузки. Показатель «Время индивидуальной минуты» позволяет косвенно оценивать уровень тревожности человека. Значения теста ИМ у 1-й группы - 62 617,75 ± 18 754,22 (мс); у 2-й - 52 987,73 ± 10 917,67 (мс) (р > 0,05), что косвенно говорит о меньшей тревожности гимнасток 1-й группы.

Характеристики рефлекторной деятельности ЦНС ства и времени в ответ на действие сложных рефлектор-гимнасток, позволяющие оценить восприятие простран- ных раздражителей, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика восприятия времени и пространства по данным рефлекторной деятельности ЦНС у гимнасток высокой квалификации

различных специализаций

Испытуемые Оценка угловой скорости движения объекта Воспроизведение временного интервала со световым сигналом Воспроизведение временного интервала со звуковым сигналом Оценка величины предъявленных отрезков Узнавание углов

Ошибка (%)

1 группа 9,55 ± 9,36* 11,95 ± 10,06 7,95 ± 3,77* 7,1 ± 3,66* 2,83 ± 4,53*

2 группа 11,38 ± 10,56 14,01 ± 6,71 14,05 ± 6,65 23,35 ± 23,56 0,94 ± 1,31

* Достоверность (р < 0,05).

Тест «Воспроизведение временного интервала со звуковым сигналом» позволяет оценить точность восприятия времени и ориентирования во времени - так называемое «чувство времени», что необходимо в определенных сложных ситуациях, например, при выполнении физических упражнений на соревнованиях. Для гимнасток 1-й группы характерно в 2 раза более точное восприятие звукового сигнала, что особенно важно в сложных условиях соревновательного стресса (р < 0,05).

В тесте «Оценка величины предъявляемых отрезков» отмечено значительное преимущество в точности восприятия расстояния гимнастками 1-й группы, что имеет важное значение при совершении шагов на ковре и ловле предмета при бросках во время выполнения композиции.

Важную роль в развитии глазомера гимнастки играют способности к оцениванию поворотов. Для исследования данных способностей используется тест «Оценка вели-

чины предъявляемых углов», основанный на визуальной оценке величины углов в градусах (предъявляемых в случайном порядке). Выявленные межгрупповые отличия отмечают большую точность выполнения теста гимнастками 2-й группы.

Умственная работоспособность была оценена по результатам трехступенчатого теста ИИЛ. По результатам трехбуквенного теста, гимнастки 1-й группы, в сравнении со 2-й, обладают большей способностью противостоять утомлению при выполнении напряженных умственных задач. Они выполняют тест безошибочно до 6-й попытки, гимнастки 2-й группы развивают утомление с 4-й попытки теста. Выявлены достоверные отличия на 6-й и 7-й попытках теста. При выполнении сложной умственной задачи (3-й этап теста - 10-буквенный, на постоянной скорости) гимнастки 1-й группы выполняют тест на большей скорости (800 мс) и более эффективно. Достоверные отличия выявлены на 2-й и 4-й попытках теста.

Выводы

1. Спортсменки, занимающиеся эстетической гимнастикой, в сравнении с мастерами спорта по художественной гимнастике, имеют отличия психофизиологических характеристик, которые отражают свойства нервной системы и специфичность ответных рефлекторных реакций организма спортсменок на воздействие различных условно рефлекторных раздражителей. Это выражается: в высокой способности противостоять утомлению при решении напряженных когнитивных задач; высокой скорости ответной реакции организма на световой раздражитель в тесте «Время реакции на свет»; большей устойчивости внимания под воздействием сложных условно рефлекторных раздражителей; большей скорости простой зрительно-моторной реакции; большей точности восприятия временных

интервалов и ориентировании во времени; большей скорости и точности восприятия расстояния. Выявленные психофизиологические характеристики гимнасток, занимающихся эстетической гимнастикой, являются отражением их высокой тренированности под влиянием многолетней специфической физической нагрузки, что позволяет достигать высоких спортивных результатов.

2. По результатам теста «Индивидуальная минута» спортсменки, занимающиеся эстетической гимнастикой, в подготовительном периоде спортивной подготовки имеют благополучный психоэмоциональный фон и меньший уровень тревожности, чем гимнастки, занимающиеся художественной гимнастикой, что подтверждается достоверными отличиями теста.

Литература

1. Бердичевская, Е.М. Функциональная межполушар-ная асимметрия и спорт / Е.М. Бердичевская, А.С. Тройская // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. - М.: Научный мир. - 2004. - С. 636-671.

2. Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Е. Горохова; РГАФК. - М., 2002. - 26 с.

3. Мурлыкина, Н.И. Эстетическая гимнастика. Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта // составитель Н.И. Мурлыкина. - Балашиха. - 2015. - 26 с.

4. Плеханова, М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробическая гимнастика): Монография / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2006. -168 с.

5. Стрижкова, О.Ю. Предикторы успешности и эффективности курса нейробиоуправления у высококвалифицированных спортсменок-гимнасток / О.Ю. Стрижкова, Л.П. Черапкина, Т.Ю. Стрижкова, И.Г. Таламова. // Лечебная физическая культура и спортивная медицина. -2012. - № 5. - С. 22-26.

References

1. Berdichevskaya, E.M. and Troyskaya, A.S. (2004), E.M. Functional interhemispheric asymmetry and sport, In: Funkcional'naya mezhpolusharnaya asimmetriya. Hres-tomatiya, Moscow: Nauchniy mir, pp. 636-671.

2. Gorohova, V.E. (2002), Special physical training of gymnasts to perform a series of elements of increased difficulty: avtoref. Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Moscow: RGAFK, 26 p.

3. Murlykina, N.I. (2015), Aesthetic gymnastics. Additional pre-professional program in the field of physical culture and sports, Balashiha, 26 p.

4. Plekhanova, M.E. (2006), Aesthetic aspects of sports and technical skills in complex coordination sports (artistic, sports, aesthetic, aerobic gymnastics): Monograph, Moscow: Vseros. Nauch.-Issled. In-t Fiz. kul'tury i Sporta. 168 p.

5. Strizhkova, O.Yu., Cherapkina, L.P., Strizhkova, T.Yu. and Talamova, I.G. (2012), Predictors of the success and effectiveness of the neurofeedback course in elite ed female gymnasts, Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya medicina, no. 5, pp. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.