Научная статья на тему 'Формирование естественно-научной картины мира школьников на основе парадоксальности мышления'

Формирование естественно-научной картины мира школьников на основе парадоксальности мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Наталья Сергеевна, Ситнова Елена Владимировна

Автор раскрывает структуру совокупности научных знаний, выделяет пути, этапы ЕНКМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Наталья Сергеевна, Ситнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование естественно-научной картины мира школьников на основе парадоксальности мышления»

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995

2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 22.

3. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. Для учителя / Под ред. А. А. Бодалева,—М.: Просвещение, 1981.

4. Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации / Под Ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

5. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика, 1961. № 8. С. 33.

6. Город, в котором я живу. // Биология в школе. - 2001. - № 3.

7. Гурин, В. Е. Воспитание активности старшеклассников. Ростов, 1974. С. 13.

8. Демин, М. В. Проблема личности. - М., 1977. С. 142.

9. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

10. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова. Т, А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.

11. Познавательная активность как педагогическая проблема. В. И. Лозовая, А. В. Троцко. // Советская педагогика. — 1989. - № 11.

12. Фридман, Л. М. Кулагин, И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.

13. Харламов, Ф. И. Активизация учения школьников. “Минск.: Нар. Асвета, 1970,

14. Шамова, 'Г. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

15. Шилова, Т. А. Диагностика психолого-социальных дизадаптаций детей и подростков: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

16. Щукина, Г. И, Активизация познавательной деятельности в учебном процессе-М.: Педагогика, 1979.

УДК 371,08

Н. С. Майорова, Е. В. Сит нова

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Человеку всегда было свойственно стремление построить целостную картину окружающего его мира, связав воедино пестрое многообразие научных и житейских знаний, увидеть самого себя и свое место в этом мире. С

момента осознания человечеством необходимости передавать накопленный обобщенный опыт будущим поколениям происходит формирование картины мира в сознании людей. На начальном этапе развития человеческого общества совокупность знаний представляется в форме мифологической, а затем религиозной картины мира. В последствии с зарождением философии возникает философская картина мира, а при выделении из философии различных наук формируется научная картина мира.

Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представление людей о природе становятся все более глубоким и адекватным, отражающим истинное, реальное состояние окружающего мира. «Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важнейших знаний о природе, ученые ввели понятие естественно-научной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира [1, с. 33].

Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) - интегральное видение мира. ЕНКМ на различных этапах развития человечества дополнялась, изменялась в соответствии с возникновением новых теорий и представлений об окружающем мире. Смена научных парадигм обуславливала смену картин мира:

- Механическая картина мира. В XVII в. создана первая картина мира, основанная на работах Г. Галилея и И. Ньютона.

— Электромагнитная картина мира. В XIX в. на основе теоретических представлениях М. Фарадея и Дж. Максвелла о существовании электромагнитного поля рождается новая картина мира.

— Вероятностная (релятивистская, квантово-полевая) картина мира. На рубеже Х1Х-ХХ вв. возникает потребность в создании новых теорий, т. к. существующие представления о процессах, протекающих в макромире, не могут быть использованы при описании микромира. Работы М. Планка и А. Эйнштейна позволяют создать новую картину мира.

- Синергетическая картина мира. В XX в. изучение открытых систем и необратимых процессов требовало новых подходов и теорий. На основе работ Г. Хакена, И. Пригожина, Г. Николиса возникает современная картина мира.

Смена научных взглядов на окружающий мир воспринималась современниками неоднозначно. Новые теории были парадоксальны для ученых. Переход от вещества к полю, от макромира к микромиру, от обратимых процессов и закрытых систем к необратимым процессам и открытым системам сопровождается возникновением множества научных направлений, открытий. Горизонты интересов человечества расширяются. Исследование современных ученых охватывают три структурные области материального

мира - микромир, макромир, мегамир. ЕНКМ динамично развивается, т. к. процесс поиска истинных знаний, познание природы - естественная потребность человечества.

Научные знания, накопленные человечеством, составляют единую ЕНКМ с определенной структурой, принципами и методами.

У А. Л. Симанова [2, с. 63] выделены мировоззренческий и логикогносеологический аспекты ЕНКМ:

- мировоззренческий аспект - теоретические представления о движении материи;

— логико-гносеологический аспект — методология научного познания.

Построение и смена картин мира в науке влечет за собой необходимость

передать накопленные знания следующим поколениям. Среди приоритетных целей естественнонаучного образования в средней школе формулируется цель формирование ЕНКМ у учащихся. Термин «естественнонаучная картина мира» позволяет раскрыть суть процесса отражения системы знаний, накопленных человечеством, в сознании каждого человека.

Анализ научно-методической литературы и учебных программ предметов естественнонаучного цикла показал, что в рамках школьного образования раскрываются и мировоззренческий, и логико-гносеологический аспекты ЕНКМ.

Исследования процесса формирования ЕНКМ у школьников позволили представить структуру совокупности научных знаний в следующей форме: (Рис. 1):

Рис. I. Структура совокупности научых знаний

В методических пособиях и рекомендациях для учителей общеобразовательных школ проблему формирования естественнонаучной картины мира или естественнонаучного мировоззрения у школьников рассматривают М. Е. Бершадский, В. Н. Комиссаров, В. Н. Мощанский, Ю. В. Сенько и др.

В настоящее время темпы развития науки к техники настолько велики, что уже невозможно изучение современных научных достижений в рамках школьного образования. Увеличение объема материала предметов естественнонаучного цикла, необходимого школьникам для изучения основных направлений развития научной мысли и тенденций развития интересов человечества в целом, требует увеличения времени обучения. Изменение сроков школьного образования невозможно, поэтому необходимо изменить принцип обучения - показать учащимся пути и возможности самообразования. В настоящее время развитие информационных технологий позволяет каждому человеку получать необходимую информацию быстро и в удобном формате. Важно отметить, что требуется критично подходить к этому информационному потоку. Для этого у каждого человека должно быть четко сформировано базовое представление о структуре научной теории, методологии научного познания и современных направлениях интересов естествознания.

Продолжение образования школьников в ВУЗах предполагает также наличие у них сформированной современной ЕНКМ. Так, в учебной литературе для студентов ВУЗов, обучающихся по гуманитарным направлениям, естественнонаучная картина мира рассматривается в курсе «Концепции современного естествознания». Учебные программы данного курса предъявляют серьезные требования к первоначальному уровню подготовки студентов. Если же выпускник средней школы продолжает свое обучение в ВУЗах технического или естественнонаучного профиля, то материал большинства дисциплин направлен на развитие у студентов ЕНКМ, сформированной в рамках школьного образования. Знания, полученные в рамках предметов естественнонаучного профиля, должны быть четко структурированы. Следовательно, выпускники общеобразовательных и профильных школ должны иметь сформированную современную ЕНКМ.

Представление у человечества об окружающем мире развивалось, проходя все этапы формирования от созерцания и мифов к современной естественнонаучной картине мира. Такая же динамика прослеживается и у каждого человека в процессе его образования. В дошкольном образовании дети познают окружающий мир через литературные произведения и непосредственное наблюдение. В рамках предметов естественнонаучного цикла учащимся сообщаются научные знания, отражающие объективный мир. Материал представлен таким образом, что учащиеся могут видеть смену исторических картин мира: механическая, электромагнитная, вероятностная. Изучение учащимися динамики изменения различных научных

картин мира в курсе естественнонаучных предметов позволит им в процессе дальнейшего образования сформировать синергетическую картину мира, а также, возможно, новую ЕНКМ.

Выделим два пути формирования ЕНКМ:

1. Несистемное накопление знаний в процессе изучения материала предметов естественнонаучного цикла приводит к стихийному или частично управляемому формированию ЕНКМ у школьников.

2. Определение структуры, законов, принципов и исторических предпосылок возникновения, построения и развития научного познания позволяет систематизировать материал изучаемых предметов в сознании учащегося, что приводит к четкому, поэтапному, управляемому формированию ЕНКМ и дает предпосылки для развития научной деятельности.

Исследование показало, что для осуществления управляемого формирования ЕНКМ, как наиболее эффективного пути развития научного мировоззрения у школьников, необходимо учитывать следующие этапы формирования ЕНКМ:

1. Владение научной терминологией, умение пользоваться философскими категориями и специальными научными понятиями.

2. Умение переносить знания, полученные в рамках одного предмета, в область изучения другого предмета.

3. Знание области применения фундаментальных научных законов и основных научных констант.

4. Умение интегрировать знания, обобщать и вычленять единые научные законы и принципы в материале различных учебных предметов.

5. Самообразование и самоорганизация.

Первый этап формирования одного из аспектов ЕНКМ - научного мировоззрения, невозможен без усвоения школьниками понятийной базы. Важно показать учащимся, что все понятия не только выступают в роли характеристик материального мира, но и являются сложными структурами, со своей историей и вектором развития.

Для наглядного представления совокупности и взаимосвязи общенаучных, философских категорий и естественнонаучных терминов, описывающих ЕНКМ, была составлена следующая иерархия понятий (Рис. 2):

Формирование понятийного аппарата сопряжено с развитием научного мышления у учащихся. Переход от простых понятий к философским категориям неразрывно связан с возникновением абстрактного мышления. При введении некоторых понятий, таких как вещество, поле, физический вакуум, возникают ситуации, неоднозначно интерпретирующие данные явления. Например: корпускулярно-волновой дуализм влечет за собой развития определенной черты абстрактного мышления, обычно понимаемой как его «парадоксальность». Понятие парадоксальности мышления весьма многогранно, при этом одной из его основных характеристик является способность

Рис. 2. Иерархия понятий

увидеть различные варианты трактовки полученного результата, а также связи между различными, на первый взгляд, не связанными между собой явлениями, и описывающими их понятиями.

Развитие парадоксального характера мышления обучаемых не отменяет все остальные цели обучения, начиная от усвоения определенной совокупности конкретных естественнонаучных знаний, овладения основными методологическими научными принципами и математическим аппаратом. Напротив, выработка парадоксального характера мышления производится именно на основе этих фундаментальных моментов естественнонаучного образования, и параллельно с ними, представляя собой «восхождение на вершину», которая включает в себя все эти моменты. Фактически это последний «штрих» в полноценном естественнонаучном образовании.

Говоря о методологии науки и обсуждая методику обучения предметам естественнонаучного цикла, следует ясно понимать, что, в конечном счете, парадоксальность мышления как его доминирующая черта должна быть развита и направлена таким образом, чтобы обеспечивать возможность наиболее эффективного проникновения в тайны природы. В первую очередь это связано с неординарностью мышления, определенной непредсказуемостью ходов и действий.

Один из принципов построения методической системы, целью которой является развитие парадоксального характера мышления, заключается в реализации непрерывного обучения.

Развитие мышления - это сугубо индивидуальный процесс, определяемый способностями, характером и другими психологическими чертами личности. Этот процесс сам по себе парадоксален, поскольку в свете сформулированной задачи подразумевается одновременное развитие противоположных черт психики. Развитие парадоксальности мышления требует

определенного смещения акцентов и введения ряда новых компонентов в методику обучения, ориентированную на развитие высшей степени научного понимания. Одним из таких новых компонентов является прослеживание преемственности.

Развитие мышления происходит в процессе самостоятельной деятельности, связанной с анализом явлений, т. е., в конечном счете, с решением задач в широком смысле понимания этого вопроса. На теоретических занятиях, излагая фундаментальные и частные научные законы, необходимо демонстрировать учащимся значимость постоянного сомнения и проверки правильности производимых действий, стимулируя развитие критичности мышления. Парадоксальность - характерная черта современного научного познания мира.

В процессе обучения учитель должен готовить учащихся к оценке парадоксальности научных теорий. Нужно отметить важный момент, что любое развитие научного познания как системы взглядов и представлений об окружающем мире в той или иной степени связано с использованием математического аппарата.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что современное положение достигло того момента, когда для понимания сути науки ее нужно изучить изнутри, осознать причины возникающих в ней противоречий, учиться преодолевать их.

Достижения современной науки позволяют не только расширять г оризонты деятельности человека, но достоверно интерпретировать прошлое и предсказывать будущее всего человечества. Сфера интересов людей практически безгранична. Темпы развития различных областей науки велики. Данная тенденция приводит к тому, что ученые имеют узко направленную специализацию. Тем не менее, целостная картина мира делает возможным переход]; от решения одной проблемы к другой. Поэтому для современного молодого человека важно интегральное видение мира, что делает его свободным в самоопределении и самореализации.

Библиографический список

1. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов-М.: Юнити, 2005, - 287 с.

2. Симапов, А. Л. Понятие «состояние» как философская категория - Новосибирск: Наука, 1982. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.