ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ В ДОУ ЧЕРЕЗ УСТРАНЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
© Серикова Н.Н.*
Детский сад общеразвивающего вида № 60, г. Белгород
Предложенный материал представляет коррекционную работу с детьми круглосуточного пребывания в ДОУ и ее специфику. Данная категория детей в наибольшей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке. Это подтверждают результаты экспериментального исследования. Программа коррекции, профилактики и развития, включающая направления работы с детьми, их родителями, а также воспитателями и специалистами ДОУ может успешно внедряться в практику воспитательной деятельности.
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим все более актуальной становится задача охраны здоровья детей, создание адаптивного образования для детей, профилактики возникновения и развития тревожности.
В рамках проблемы эмоций как особого класса психических процессов и состояний, отражающих значимые для индивида ситуации, являющимся одним из главных механизмов внутренней регуляции поведения, наиболее интересным представляется эмоциональная устойчивость.
Эмоциональная устойчивость является одним из свойств личности, проявляющаяся в способности управлять своими эмоциями, регулировать эмоциональное состояние напряженной деятельности, а также сохранять эмоциональную стабильность при воздействии негативных факторов окружающей среды [10].
На базе МБДОУ № 60 г. Белгорода функционируют группы круглосуточного пребывания. Дети, посещающие эти группы, в большей степени нуждаются в родительском внимании, заботе, любви, так как основную часть времени проводят в детском саду.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с круглосуточным пребыванием, наблюдая за их эмоциональной устойчивостью и сравнивая с детьми дневного пребывания, было выявлено: уровень эмоциональной устойчивости у детей с круглосуточным пребыванием ниже уровня эмоциональной устойчивости детей с дневным пребыванием.
* Воспитатель.
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта [13].
Таким образом, функционирование круглосуточных групп дает основание предполагать о наличие определенных программ. Поэтому, с целью профилактики и коррекции эмоциональной устойчивости детей с круглосуточным пребыванием была разработана программа, включающая следующие направления:
1. работа с детьми;
2. работа с семьей;
3. работа с воспитателями и детским садом.
Цель программы: формирование эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста через устранение негативных эмоций и развитие положительных.
Задачи:
1. Знакомство с основными эмоциями человека.
2. Снятие эмоционального напряжения.
3. Развитие чувства собственной значимости, позитивного образа «Я», адекватной самооценки.
4. Формирование способов эффективного взаимодействия детей друг с другом (умение договариваться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства;
5. Развитие умения контролировать свои действия.
Данная программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду и дома, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей.
Первое направление представляло собой работу с детьми старшего дошкольного возраста, развивающихся в группах с круглосуточным пребыванием. Оно заключалось в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных совместной деятельности педагога и детей. Общее число занятий - 18, два раза в неделю. Продолжительность -25-30 минут.
Данная программа рассчитана на работу в группе. Группа сверстников дает возможность удовлетворять потребность во взаимодействии с детьми, учитывать другое мнение или отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться. Также через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожи-
дания от социальных отношений: « Я вижу успехи других детей», »Мне легко общаться с взрослыми», «Меня понимают», «Мне помогают», « Меня поддерживают».
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип.
Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.
Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия.
Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не называя, организует ее со стороны сверстников [17].
Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в группе, где можно свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Для проведения занятий был использован необходимый материал: белая бумага для рисования, цветная бумага, цветные карандаши, акварельные краски, ножницы, воздушные шарики, пиктограммы, иллюстрации сказочных персонажей.
Программой использовались элементы игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии, психогимнастики; методические приемы: словесные и подвижные игры, психогимнастические этюды, рисование, беседы и проблемные ситуации.
Содержание работы второго направления заключалось в оказании психологической помощи родителям, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом стало налаживание контакта с родителями. Индивидуальные беседы помогли объяснить родителям особенности их ребенка, помогли принять его таким, какой он есть. Следующим шагом являлась выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
В работе с родителями были организованы и проведены консультации: «Агрессивный ребенок», «Научите ребенка смеяться», «Какие игрушки необходимы детям», «Неуправляемый ребенок».
Также родителям были предложены рекомендации, улучшающие эффективность работы с детьми, способствующие повышению эмоциональной устойчивости:«Как справиться с агрессивностью ребенка», «Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой». В информационный стенд были помещены советы для родителей:«Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх», «Семь правил наказания», «Прежде чем воспитывать ребенка...» и др.
Следующее направление включало в себя психолого-педагогическую работу с педагогами, непосредственно работающими с детьми старшего дошкольного возраста с круглосуточным пребыванием и заключалось в оказании психологической помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с круглосуточным пребыванием;
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
На педагогическом совете для воспитателей были проведены консультации: «Социально-эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста», «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни».
В ходе изложения материала воспитателям была показана значимость эмоционального развития дошкольников. Сделан основной акцент на необходимость коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника. Была показана роль потребности в общении, так как общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Отмечена необходимость формирования положительных взаимоотношений между детьми, создание условий для профилактики возникновения конфликтных ситуаций. Затронуты вопросы по оптимизации взаимодействия с детьми, вопросы воспитания и осуществления индивидуального подхода при условии единства детского сада и семьи. Даны рекомендации, улучшающие эффективность работы с детьми, способствующие повышению эмоциональной устойчивости.
Важным условием эффективной работы программы являлось активное участие педагогов в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей», и «Совместная деятельность педагога и детей», в которых были правильно подобраны игры и упражнения для работы с детьми, нуждающихся в коррекционной работе.
Сравнивая результаты эмоциональной устойчивости детей с круглосуточной формой пребывания в ДОУ, полученные нами на констатирующем и контрольном этапах практической работы, мы можем утверждать, что произошли существенные позитивные сдвиги в степени эмоциональной привлекательности, близости у детей с другими детьми в группе, с членами семьи. Положительно изменились показатели отношения ребенка к себе. Также мы отметили, что дети стали относиться с большей симпатией к детскому саду в целом, к воспитателям. Положительную окраску приобрело настроение детей в группе.
Полученные результаты свидетельствуют об адекватности подобранных и разработанных нами методов и формирования эмоциональной устойчивости дошкольников, а также подтверждают эффективность внедрения представленной коррекционно-развивающей программы.
Данные материалы могут быть использованы воспитателями, работающими в группах с круглосуточным пребыванием в ДОУ как в непосредственной работе с детьми, так и в работе с их родителями. Использование авторской программы помогло достигнуть желаемых результатов и продемонстрировало, что необходима специальная целенаправленная работа по формированию эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста с круглосуточным пребыванием в детском саду.
Список литературы:
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.
2. Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологиче-ских коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: автореф. дисс. .канд. наук. - СПб., 1996.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990.
4. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 1983. - С. 542-543.
5. Гребнева В.В. Человекоцентрированное взаимодействие в вузе: теория, практика. Белгород. - «Политерра», 2004. - 299 с.
6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 78-85.
7. Джемс У Психология. - М., 1991. - Гл. XXIV
8. Додонов Б.И. В мире эмоций. - К.: Политиздат, 1987.
9. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 106-113.
10. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с анг. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Изард К.Э. Эмоции человека. - М., 1980.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. - С. 36-46.
14. Манеров В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпритации говорящего: автореф. дисс. ... д-ра наук. -СПб., 1993.
15. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. наук. - СПб., 1997.
16. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
17. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.: илл.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ХЕРСОНЩИНЫ В 60-70 ГГ. ХХ ВЕКА
© Цюпак И.Н.*
Херсонский государственный университет, Украина, г. Херсон
Автор статьи раскрывает особенности развитие общественного дошкольного воспитания Херсонщины в 60-70 гг. ХХ века.
Бурное развитие народного хозяйства Украины, подъем материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, развитие системы народного образования, науки, культуры во второй половине ХХ века - все это создавало наилучшие условия для повышения качества обучения и воспитание подрастающего поколения.
За 60-те годы была проведена большая работа по развитию общественного дошкольного воспитания, по строительству яслей-садиков, подъему качества воспитания и медицинского обслуживания детей, однако жизненные интересы народа требовали, чтобы дошкольных заведений было больше, чтобы как можно быстрее добиться безотказного устройства в них детей всеми трудящимися, чтобы уровень воспитания детей в яслях-садиках целиком отвечал требованиям того времени. Для этого возникала необходимость строить быстро и много дошкольных заведений как за счет государственных ассигнований, так и на средства предприятий и колхозов [1].
Роль дошкольных заведений в воспитании детей возрастала с каждым годом. В 70-х годах они становятся первым звеном в системе народного образования, свидетельством этому есть тот факт, что в первые классы приходило около 30 процентов детей, которые воспитывались в дошкольных заведениях. В ряде городов первые классы школ полностью комплектовались из воспитанников детских садов. В постоянно действующих колхозных дошкольных заведениях Черкасской, Крымской, Херсонской, Николаевской, Днепропетровской и других областей создавались подготовительные к школе группы, большую методическую и практическую помощь которым давали учителя начальных классов местных школ [5].
* Преподаватель кафедры Дошкольного образования.