Научная статья на тему 'Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования здорового образа жизни детей с нарушениями зрения'

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования здорового образа жизни детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1463
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОНЦЕПЦИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Валерия Владимировна

В данной статье раскрывается сущность понятия «взаимодействие» и раскрываются основные концепции взаимодействия в дошкольной педагогике. Рассмотренные особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения указывают на необходимость создания модели взаимодействия ДОУ и семьи, направленной на формирование у них навыка здорового образа жизни. Автор знакомит с результатами констатирующего эксперимента и предлагает формы взаимодействия ДОУ с семьей, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования здорового образа жизни детей с нарушениями зрения»

УДК 37.018.262

Сазонова Валерия Владимировна

Старший преподаватель (соискатель) кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Sathonova Valeriya Vladimirovna

Senior teacher Chair of special pedagogy, psychology and theoreticalfoundations of learning, the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk

INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AND FAMILY IN THE PROCESS OF FORMING A HEALTHY WAY OF LIFE IN CHILDREN WITH VISUAL

IMPEDIMENT

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [1].

В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, эмоциями, проблемами между субъектами образовательного процесса. Взаимодействие может состояться, когда есть значимая ценность. В контексте нашего исследования значимая ценность - это здоровье ребенка с нарушениями зрения, развитие его личности, формирование ценностного отношения к своему здоровью [2; 4].

В психологических исследованиях взаимодействие рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [8].

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, А. Н. Демидова, О. JI. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на протяжении всего периода дошкольного детства. Очевидно, что семья

и дошкольное образовательное учреждение, имея свои особые функции в воспитании ребенка, не могут заменить друг друга и должны содействовать формированию здоровой личности в процессе сотрудничества семьи и ДОУ.

Особую значимость в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста приобретает проблема формирования здорового образа жизни у детей с нарушениями зрения.

Результаты исследования тифлопедагогов (А. М. Витковской, 1997, Л. В. Рудаковой, 1986, Н. В. Новичковой, 1997, Л. И. Плаксиной, 1998, Л. С. Сековец, 2002) раскрыли специфические особенности физического развития детей с нарушениями зрения.

Нарушение функции зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. В связи с трудностями, возникающими при подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, координация движений. Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двига-тельного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей, имеющих нарушения зрения. Двигательные нарушения существенно ограничивают возможности детей и являются серьезной помехой в развитии произвольной моторики детей (Ю. К. Бабанский, 1983; Б. В. Сермеев, 1985; В. П. Обежесвет, 1998; В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, 2000).

Исследования Л. Н. Ростомашвили (1997) показали, что при нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Среди нормально видящих дошкольников 50-52% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, а среди слабовидящих детей - 98% (Л. С. Сековец, 2002).

Дополнительные нарушения усложняют процесс овладения движениями и развитие двигательных качеств у детей с нарушениями зрения. При выполнении основных движений у них наблюдается ряд трудностей: сохранение равновесия, самоконтроль, скорость выполнения значительно снижена. Развитие быстроты движений у детей с нарушениями зрения происходит медленнее, чем у нормально видящих детей, в среднем отставание от нормы составляет 16-20%. По мнению О. В. Козыревой (2006) отмечается взаимосвязь между близорукостью и нарушением осанки. Плохая осанка оказывает негативное влияние на двигательный аппарат.

В ряде исследований (В. Ф. Афанасьев, 1978; М. Н. Фортунатов, 1975; В. А. Кручинин, 1980; В. Г. Маймулов, 1982; Л. С. Сековец, 2002) выявлено, что дети 6-7 лет с нарушениями зрения имеют отклонения в развитии двигательной сферы. У них отмечается отставание от нормы мышечной силы кистей рук и составляет 2-5 кг; в показателях устойчи-

вости тела в 1,5 раза от нормально видящих детей; скоростно-силовые движения (бег, прыжки) развиты хуже, чем у здоровых сверстников; у детей с нарушениями зрения на 4-10% снижена функциональная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; снижение работоспособности сопровождается резким увеличением частоты сердечных сокращений и дыхания [6].

Анализ специальной литературы показал, что в тифлопедагогике проблема взаимодействия ДОУ и семьи в направлении здоровьесбереже-ния не представлена какими-либо теоретическими исследованиями. В связи с этим предлагаем рассмотреть имеющиеся в дошкольной педагогике современные концепции сотрудничества ДОУ и семьи, которые показывают возможность взаимодействия двух социальных институтов в решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей на современном этапе. Одной из них является концепция М. В. Крулехт (2002), рассматривающая детский сад и семью как партнёров педагогического взаимодействия и предлагает конструктивные подходы во взаимодействии взрослых, на основе педагогической концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности. Предлагаемая концепция развития взаимоотношений и построения взаимодействия между ДОУ и семьей призвана решать следующие основные задачи:

- индивидуализацию образовательного процесса, формирование социального заказа на услуги с учетом гуманистического личностно ориентированного подхода;

- формирование единого психолого-педагогического пространства в парадигме «семья - ребенок - педагог» методическими средствами;

- вовлечением родителей в совместные формы образования; формирование социального института семьи.

Значимость данной концепции заключается, на наш взгляд, в создании взрослыми педагогически целесообразных условий для развития ребенка как индивида, личности, субъекта.

Авторы следующей концепции (Й. К. Котырло, С. А. Ладывир) предлагают перейти к новым формам отношений родителей и педагогов закрытого детского сада, который должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Это означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой и др. Ценность данной концепции состоит в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что способствует повышению авторитета дошкольного учреждения и общественного воспитания в целом.

В рассматриваемом ракурсе интересен подход А. А. Петрикевич (1993), который предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в три этапа:

На первом (общеподготовительном) этапе работы с родителями устанавливаются компенсаторные связи («детский сад - семья» и «семья

- детский сад»), с целью формирования общей готовности родителей к участию в жизни СДОУ.

На втором этапе, осуществляется работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем в триадах «мать (отец) - ребенок-воспитатель».

На третьем этапе используются групповые формы работы с семьями с различными уровнями готовности к партнерству, что способствует межродительским педагогическим отношениям [5].

Дальнейшая попытка адаптировать имеющиеся концепции мы провели пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей существующих отношений между педагогическим коллективом СДОУ и родителями, интересов и потребностей родителей в изменении взаимоотношений, а также возможностей педагогов СДОУ. Респондентами стали родители и педагоги СДОУ № 229 и № 254 г. Новокузнецка.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по сложившейся ситуации взаимодействия педагогов и родителей показал, что не всегда их взаимодействие эффективно и направлено на решение задач объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития здорового ребенка. К числу недостатков можно отнести:

- обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

- обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы детского сада;

- общение по другим поводам, которые несвязанны с ребенком.

В общении родителей с воспитателем можно отметить следующие особенности:

- частота обращения родителей к воспитателям; в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт не редко остается вне поля внимания педагогов;

- родители чаще интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

- воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакт с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;

- воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

- воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;

- значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;

- не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.

При обсуждении результатов проведенного эксперимента педагоги данных СДОУ согласились с выводами и были определены три направления совместной деятельности, позволяющие подготовить педагогический коллектив к совершенствованию взаимодействия родителей и выработке инновационных подходов к этой деятельности:

- выявление и повышение уровня профессиональной компетентности в области представлений о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирования здорового образа жизни дошкольников с нарушениями зрения;

- коммуникативной компетентности в работе с родителями воспитанников СДОУ

Для этого нами разрабатывается трехступенчатая модель взаимодействия СДОУ и семьи:

I ступень - создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;

II ступень - формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребенка навыка здорового образа жизни;

III ступень - построение технологии взаимодействия СДОУ и семьи, направленную на формирование здорового образа детей с нарушениями зрения.

Для успешного сотрудничества всю работу с родителями мы планируем осуществлять поэтапно:

Изучение семьи занимает определенное время первого этапа. Устанавливается социальное благополучие семьи, психологический климат (отношение к детям, стиль общения). Помогает выяснить многие вопросы анкета, которую заполняет: каждая мама, вновь поступающего ребенка. Папы затрудняются ответить на них, а мамы лучше знают проблемы семьи. В беседах следует обращать внимание на характер общения, стараться почувствовать настроение родителей, установить личностный контакт с каждым из родителей. Все данные используются при составлении социально-психологической характеристики семьи, с которой начинается личная карта развития ребенка. Если просматривается неблагополучие семейных отношений, к изучению семьи подключаются специалисты (педагог-психолог, методист СДОУ).

На втором этапе определяются направления в работе с семьей (в какой помощи нуждается; в какой форме ее оказывать; индивидуально или в группах). Составляется социальный паспорт семей СДОУ на основе дифференцированного анализа.

Третий этап занимает длительное время, так как происходит оказание непосредственной помощи и поддержки семье. Следует помочь родителям понять и принять индивидуальность своего ребенка, его возможности в развитии и формировании здорового образа жизни. Ведь взгляд на своего ребенка у всех родителей субъективный и не всегда правильный. Поэтому необходимо научить родителей менять свои воспитательные установки в зависимости от потребностей ребенка, ориентироваться в различных семейных ситуациях, согласовывать воспитательные позиции супругов, владеть навыками бесконфликтного взаимодействия. И если педагоги, помогут семье обрести эмоциональное благополучие, заложить в семье хотя бы основы здорового образа жизни, то у родителей будет больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная «улица» с различными неожиданностями.

В результате апробации разработанной модели мы предлагаем наиболее эффективные формы взаимодействия СДОУ с семьей (см. рисунок).

Таким образом, для развития здорового ребенка необходимо сотрудничество СДОУ и семьи, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работу с родителями. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Педагогический коллектив должен учитывать, что это во многом зависит от организационно-педагогической культуры СДОУ, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенности пребывания ребенка в нем.

Родительс-

кие

собрания

Индиви-

дуальные

беседы

(( Дни

І'I открытых дверей

Библиотечка

по

физическому воспитанию для семьи

Открытые

занятия

'

II

1| Формы

Оформление

наглядного

материала

Анкетиро-

вание

родителей

Демонстрация

передового

опыта

семейного

воспитания

; Домашние / задания

Совместные физкультурны е досуги, праздники, дни здоровья, тур походы

Показ

КИНО

фильмов

Рисунок 1 - Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ... Библиографический список

1. Анисимова, Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения [Текст]/ Н. Л. Анисимова //Дефектология. -2005,-№4.

2. Богина, Т. Здоровье - прежде всего [Текст]/Т. Богина //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 12. - С. 98-103.

3. Бродягина, О. Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст]/ О. Г. Бродягина, С. Б. Шарманова // Управление ДОУ. 2004.

— № 4, с. 41-45.

4. Давыдова, И. О. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст]// И. О. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М.: Сфера, 2005.

- 144 с.

5. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия. [Текст]/ Е. В. Коротаева. - Москва: Профит Стайл, 2007. - 224 с.

6. Петрикевич, А. А. Семьи и дошкольные установки [Текст]// А. А. Петрыке-вич. Сямья 1 дашкольныя установи // Адукацыя { выхование, - 1993. - № 3.

7. Плаксина, Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения. [Текст]/ Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян. - М., 1998, -86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Словарь практического психолога [Текст]/ сост. С. Ю. Головин. - Минск, 1997.-С. 64.

9. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография [Текст]/ Т. Л. Аракелова, Т. В. Безродных и др.; под ред. Е. В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.