Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская школа искусств / класс специального фортепиано / младшие школьники / эмоционально-волевая саморегуляция / Children’s Art School / special piano class / younger students / emotional and volitional self-regulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышева Галина Николаевна, Корчагина Наталия Викторовна

В статье рассматривается эмоционально-волевая саморегуляция в музыкально-исполнительской деятельности младших школьников. Актуальность темы обусловливается необходимостью умения произвольно управлять собственными действиями и эмоциональным состоянием в процессе игры на музыкальном инструменте. Целью работы является рассмотрение теории и практики формирования эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся детской школы искусств. Авторы характеризуют эмоционально-волевую саморегуляцию с научно-теоретических позиций психологии и педагогики; её роль в деятельности пианиста; результаты диагностического исследования и мероприятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств. Оригинальность предлагаемых мероприятий состоит в сочетании на уроке специальности упражнений в игровой и соревновательной форме на основе критериев оценки эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников (слухового самоконтроля, эмоциональной идентификации, управления собственным эмоциональным состоянием).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышева Галина Николаевна, Корчагина Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL SELF-REGULATION IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS OF THE PIANO DEPARTMENT OF THE CHILDREN’S ART SCHOOL

The article deals with emotional and volitional self-regulation in the musical and performing activities of younger schoolchildren. The relevance of the topic is determined by the need for the ability to arbitrarily control one’s own actions and emotional state while playing a musical instrument. The purpose of the article is to consider the theory and practice of the development of emotional and volitional self-regulation among students of the children’s art school. The authors analyzed emotionalvolitional self-regulation from the scientific and theoretical positions of psychology and pedagogy; highlighted its role in the activity of a pianist. The results of a diagnostic study and measures for the development of emotional and volitional self-regulation in elementary school students of the piano department of the children’s art school were presented. The originality of the proposed activities consists in a combination of various exercises in a playful and competitive form in the specialty lesson based on criteria for evaluating emotional and volitional self-regulation in younger schoolchildren (auditory self-control, emotional identification, managing one’s own emotional state).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-70-84

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Г. Н. Барышева,

Детская школа искусств Балтайского

муниципального района Саратовской области,

село Балтай, Саратовская область, Российская Федерация, 412630

Н. В. Корчагина,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация, 410012

Аннотация. В статье рассматривается эмоционально-волевая саморегуляция в музыкально-исполнительской деятельности младших школьников. Актуальность темы обусловливается необходимостью умения произвольно управлять собственными действиями и эмоциональным состоянием в процессе игры на музыкальном инструменте. Целью работы является рассмотрение теории и практики формиро-70 вания эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся детской школы искусств.

Авторы характеризуют эмоционально-волевую саморегуляцию с научно-теоретических позиций психологии и педагогики; её роль в деятельности пианиста; результаты диагностического исследования и мероприятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств. Оригинальность предлагаемых мероприятий состоит в сочетании на уроке специальности упражнений в игровой и соревновательной форме на основе критериев оценки эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников (слухового самоконтроля, эмоциональной идентификации, управления собственным эмоциональным состоянием).

Ключевые слова: детская школа искусств, класс специального фортепиано, младшие школьники, эмоционально-волевая саморегуляция.

© Барышева Г. Н., Корчагина Н. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности. Авторы статьи выражают благодарность кафедре музыкально-инструментальной подготовки факультета искусств Педагогического института Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского за помощь в подготовке и оформлении исследования.

Для цитирования: Барышева Г. Н., Корчагина Н. В. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2024. Т. 12. № 1. С. 70-84. DOI: 10.31862/2309-14282024-12-1-70-84.

DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-70-84

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL SELF-REGULATION IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS OF THE PIANO DEPARTMENT OF THE CHILDREN'S ART SCHOOL

Galina N. Barysheva,

Children's art school of the Baltaysky municipal district, BaLtai village, Saratov region, Russian Federation, 412630

Nataliya V. Korchagina,

Saratov National Research State University named after N. G. Chernischevsky, Saratov, Russian Federation, 410012

71

Abstract. The article deals with emotional and volitional self-regulation in the musical and performing activities of younger schoolchildren. The relevance of the topic is determined by the need for the ability to arbitrarily control one's own actions and emotional state while playing a musical instrument. The purpose of the article is to consider the theory and practice of the development of emotional and volitional self-regulation among students of the children's art school. The authors analyzed emotional-volitional self-regulation from the scientific and theoretical positions of psychology and pedagogy; highlighted its role in the activity of a pianist. The results of a diagnostic study and measures for the development of emotional and volitional self-regulation in elementary school students of the piano department of the children's art school were presented. The originality of the proposed activities consists in a combination of various exercises in a playful and competitive form in the specialty lesson based on criteria for evaluating emotional and volitional self-regulation in younger schoolchildren (auditory self-control, emotional identification, managing one's own emotional state).

Keywords: Children's Art School, special piano class, younger students, emotional and volitional self-regulation.

Acknowledgments. The authors express their gratitude to the Department of musical and instrumental training of the Faculty of Arts of the Pedagogical Institute of Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky for assistance in the preparation and execution of the study.

For citation: Barysheva G. N., Korchagina N. V. Development of Emotional and Volitional Self-Regulation in Primary School Students of the Piano Department of the Children's Art School / Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2024, vol. 12, no. 1, pp. 70-84 (in Russian). DOI: 10.31862/23091428-2024-12-1-70-84.

Актуальность постановки проблемы

Модернизация общего и дополнительного образования направлена на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, способствующих успешному выполнению задач как в учебной, так и в художественной деятельности. В связи с этим возникает необходимость более пристального внимания к различным аспектам творческой деятельности детей и решению возникающих в ней трудностей и проблем.

Игра на музыкальном инструменте требует выполнения сразу нескольких 72 взаимосвязанных действий: исполнять произведения без ошибок, сохранять темп и метроритмическую устойчивость, выполнять штрихи (звукоизвлечение и звуковедение), осуществлять слуховую координацию, фразировку, применять динамику и педализацию, создавать художественный образ. Данная деятельность осуществляется при условии сформированных эмоционально-волевых качеств исполнителя и его стабильного эмоционального состояния.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников уже на начальном этапе обучения музыкальному исполнительству является важнейшей целью педагогической деятельности, что делает необходимой разработку

учебно-методического обеспечения этого процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Эмоционально-волевая саморегуляция как психолого-педагогическая проблема

Исследования воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции ведутся в психологии на протяжении многих лет (Л. С. Выготский [1], О. В. Дашкевич [2], В. А. Иванников [3], А. Н. Леонтьев [4], С. Л. Рубинштейн [5] и др.). Вопросы, связанные с развитием саморегуляции у детей младшего школьного возраста, рассматриваются педагогами и учёными с позиций активности личностных волевых процессов (В. И. Моросанова [6], А. К. Осницкий [7], Н. Л. Росина [8] и др.). Эмоционально-волевая саморегуляция - это «скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся и реализующееся в деятельности и в социальном взаимодействии» [9, с. 7].

Личностная регуляция через воздействие на самого себя способствует укреплению умений управлять и корректировать проявления эмоций, выбирать тактику поведения, влиять на качество

выполняемых умственных и физических действий [10].

Е. И. Чалич утверждает, что «эмоциональная саморегуляция - это процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определённую самопомощь в случае негативных переживаний» [11, с. 36]. Важным условием успешной саморегуляции является наличие баланса эмоциональных и волевых компонентов системы. Основными критериями развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников, по мнению Е. И. Чалич, являются: умение идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния, способность выражать своё эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами, умения осуществлять самоконтроль эмоционального состояния и снижать психоэмоциональное напряжение.

Взаимосвязь эмоциональной и волевой сфер очевидна: с помощью произвольных волевых усилий личность может управлять эмоциями, а эмоции, в свою очередь, нередко становятся основой для проявления волевых качеств. Во многих видах деятельности, например в музыкально-исполнительской, одно не может существовать без другого: «Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля и живое воображение - этими координатами издавна определяется положение художника в искусстве» [12, с. 57].

Эмоционально-волевая саморегуляция в деятельности пианиста

Эмоционально-волевая саморегуляция играет важную роль в деятельности музыканта-пианиста. Анализ научных трудов, монографий, посвящённых воп-

росам исполнительской деятельности (А. Б. Гольденвейзер [13], В. А. Ма-зель [14], Г. Г. Нейгауз [12], С. Е. Фейн-берг [15] и др.), позволяет среди прочих важных личностных качеств музыканта-исполнителя выделить преодоление сценического волнения и сохранение исполнительской надёжности, проявляемые под воздействием эмоционально-волевой саморегуляции. О. В. Юрченко отмечает специфические качества профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, куда входят произвольное управление эмоциями на сцене и «раздвоенность» осознания себя на сцене, при котором происходит одновременное погружение в деятельность и контроль за её выполнением [16].

О. А. Малахова структурирует процессы эмоционально-волевой саморегуляции в музыкально-исполнительской деятельности, выделяя следующие её компоненты:

1) слуховой самоконтроль, проявляющийся в умениях корректно оценивать собственную музыкально-исполнительскую деятельность (самостоятельно находить и исправлять интонационные, 73 метроритмические, артикуляционные, динамические ошибки);

2) управление эмоциональным состоянием при музыкальном исполнении, показателями которого являются умения дать вербальную характеристику образно-эмоционального содержания произведения и проявлять осознанные эмоции в музыкально-исполнительском процессе;

3) состояние внутренней стабильности в условиях творческого процесса, показателями которой выступают умения соблюдать эмоциональную устойчивость перед началом и в процессе исполнительской деятельности, а также преодолевать состояние стресса,

возникающее как следствие сценического волнения [10].

О. А. Малахова считает, что применительно к музыкальной деятельности в младших классах ДШИ и ДМШ эмоционально-волевую саморегуляцию следует рассматривать как свойство личности, выражающееся в умении управлять собственным эмоциональным состоянием для обретения и сохранения внутренней стабильности в процессе исполнения [10].

О. А. Блох подчёркивает двухкомпо-нентность эмоциональной составляющей публичного выступления: с одной стороны, это эмоции, вызванные желанием и престижностью успешного выступления, с другой стороны, эмоции, вызванные чувством ответственности за качество исполнительского процесса, нередко порождающие естественное состояние смятения [17, с. 108]. В результате весьма завышенного чувства ответственности и напряжённого эмоционального состояния исполнителю необходимы устойчивые психические установки, поддерживаемые волевыми усилиями и управляемые 74 эмоционально-волевой саморегуляцией.

Чтобы сформировать у школьника осознанность в проявлении эмоций, важно донести до ученика художественный смысл исполняемого произведения, а также научить его рассуждать о музыке, сопоставлять её музыкально-выразительные средства с литературными характеристиками основных идей музыкального произведения. Формирование навыка осознанного проявления эмоций в соответствии с художественным образом исполняемого произведения необходимо подкреплять самоконтролем, регулируя эмоциональные переживания в конкретном музыкальном эпизоде. «Музыкант, передающий при помощи своего искусства различные чувства и их от-

тенки, должен хорошо знать причину их возникновения и характер протекания» [18, с. 214].

Обучение в классе специального фортепиано детской школы искусств имеет ряд особенностей, связанных с изучаемым предметом. К специфике взаимодействия педагога и учащегося можно отнести работу в форме индивидуальных занятий, которая даёт возможность непосредственного творческого контакта преподавателя и ученика, позволяет выбирать методы, способы и приёмы обучения, наиболее полно учитывающие возрастные и индивидуальные особенности, активно воздействовать на формирование эмоционально-волевой саморегуляции.

Особые требования предъявляются в фортепианном классе к личностно-про-фессиональным качествам педагога, так как они оказывают определяющее влияние на ученика: преподаватель должен обладать обширным общекультурным «багажом», развитыми коммуникативными навыками, богатым и гибким воображением, находить средства воздействия, которые поддерживали бы интерес к обучению игре на фортепиано, вырабатывали желание преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

Исполнительский процесс - сложное и комплексное явление; для его результативности недостаточно только занятий в классе. Полученные в классе навыки требуют обязательного самостоятельного закрепления. Успешность освоения игры на инструменте напрямую зависит от эффективности домашней работы ученика, поэтому в классе специального фортепиано её необходимо организовать и последовательно контролировать. Педагог должен дать ученику чёткое определение целей домашней работы, методов их достижения. Специфической чертой учебного процесса в фортепианном классе

является и то, что обучение происходит непосредственно в практической деятельности, в которой закрепляются и совершенствуются приобретаемые учащимися знания, умения и навыки.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся-пианистов

С целью изучения динамики формирования эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств авторами было проведено диагностическое исследование по срезам: дважды - в начале 2022/2023 учебного года и по его завершении. Практическая часть исследования осуществлялась на базе МБУДО «Детская школа искусств» Балтайского МР Саратовской области с учащимися 1-2-х классов, младшего школьного возраста (7-10 лет).

Авторы ставили перед собой следующие задачи:

• выявить критерии эмоционально-волевой саморегуляции, уровни и показатели их сформированности;

• провести диагностику сформирован-ности эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся-пианистов младших классов по выделенным критериям и показателям в начале учебного года;

• включить в содержание обучения в течение учебного года мероприятия, способствующие формированию эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся;

• сделать выводы о результативности проведённых мероприятий по окончании учебного года.

В опоре на описанную выше структуру эмоционально-волевой саморегуляции в музыкально-исполнительской деятельности О. А. Малаховой и про-

анализированные ранее компоненты эмоциональной саморегуляции, выделенные Е. И. Чалич, нами были определены для диагностического этапа исследования критерии оценки сформированности эмоционально-волевой саморегуляции пианистов младших классов:

• слуховой самоконтроль, проявляющийся в умениях корректно оценивать собственное музыкальное исполнение, самостоятельно находить музыкально-исполнительские ошибки (интонационные, метроритмические, артикуляционные, динамические) и исправлять их;

• эмоциональная идентификация, показателями которой являются умения определять собственное эмоциональное состояние, состояние сверстников и взрослых в общении, оценивать свои потенциальные возможности и мотивацию при принятии решений;

• управление собственным эмоциональным состоянием, выражающееся в умении снижать психоэмоциональное напряжение, проявляя осознанные эмоции и соблюдая психоэмоциональную устойчивость (состояние внутренней стабильности) в процессе исполнения. 75

В зависимости от степени выраженности данных критериев нами были определены уровни и показатели их сформи-рованности (таблица 1):

По каждому из критериев были подобраны методики диагностики, определяющие уровни и показатели соответствующего критерия оценки сфор-мированности эмоционально-волевой саморегуляции.

С целью выявления у учащихся уровня умений оценивать собственное музыкальное исполнение, самостоятельно находить музыкально-исполнительские ошибки (интонационные, метроритмические, артикуляционные, динамические) и их исправлять (критерий слухового

Таблица 1

Критерии оценки эмоционально-волевой саморегуляции, уровни и показатели её сформированности у младших школьников-пианистов

Table 1

Criteria for evaluating emotional and volitional self-regulation, levels and indicators of their formation in younger piano students

76

Уровни

Низкий

Высокий

Средний

Критерии оценки эмоционально-волевой саморегуляции

Слуховой самоконтроль

Владение умениями корректно оценивать собственное музыкальное исполнение, самостоятельно находить музыкально-исполнительские ошибки и исправлять их

Частично сформированные умения корректно оценивать собственное музыкальное исполнение

и самостоятельно находить

музыкально-исполнительские

ошибки;

недостаточное

сформированное умение

самостоятельно их

исправлять

Умение корректно оценивать собственное музыкальное исполнение проявляется только при наличии внешнего руководства; неумение самостоятельно находить музыкально-исполнительские ошибки и, соответственно, их исправлять

Эмоциональная идентификация

Владение умениями определять собственное эмоциональное состояние, идентифицировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых при общении, оценивать потенциальные возможности и мотивацию при принятии решений

Частично сформированное умение определять собственное эмоциональное состояние; осуществлять при наличии внешнего руководства идентификацию эмоциональных состояний сверстников и взрослых при общении; недостаточно сформированное умение оценивать потенциальные возможности и мотивацию при принятии решений

Неумение определять собственное эмоциональное состояние и распознавать проявления эмоциональных состояний сверстников при общении; оценивать собственные потенциальные возможности и мотивацию при принятии решений

Управление собственным эмоциональным состоянием

Владение умениями снижать психоэмоциональное напряжение (показатели тревожности находятся в пределах нормальных значений); проявлять осознанные эмоции при исполнении произведения; соблюдать психоэмоциональную устойчивость (состояние внутренней стабильности) на протяжении всего произведения

Неумение снижать психоэмоциональное напряжение; наличие повышенной тревожности; частично сформированное умение проявлять осознанные эмоции при исполнении произведения; неумение соблюдать психоэмоциональную устойчивость (состояние внутренней стабильности) на протяжении исполняемого произведения

Неумение снижать психоэмоциональное напряжение; проявление высокой тревожности (выраженные скрытые страхи); неумение проявлять осознанные эмоции при исполнении произведения; отсутствие психоэмоциональной устойчивости на протяжении исполняемого произведения

самоконтроля) применялась методика замера показателей слухового самоанализа и самоконтроля О. А. Малаховой [10], адаптированная к данному исследованию.

Для выявления умения определять собственное эмоциональное состояние, идентифицировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых при общении, оценивать потенциальные

возможности и мотивацию при принятии решений (критерий эмоциональной идентификации) использовалась методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» [19].

Чтобы выяснить наличие или отсутствие умения снижать психоэмоциональное напряжение, проявлять осознанные эмоции при исполнении произведения, соблюдать психоэмоциональную устойчивость на протяжении всего исполняемого произведения (критерий управления собственным эмоциональным состоянием), применялся тест по выявлению уровня школьной тревожности по методике А. Филлипса [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При анализе итогов исходного этапа диагностики в начале учебного года с помощью вышеуказанных методик авторы пришли к выводу, что 54% младших школьников-пианистов продемонстрировали низкий уровень сформированности эмоционально-волевой саморегуляции, 31% - средний уровень и только 15% -высокий уровень. Эти результаты потребовали внедрения дополнительных мероприятий в учебный процесс.

Деятельностный этап исследования был направлен на формирование эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников по описанным ранее критериям. Для того чтобы повысить уровень владения учащимися умениями достаточно правильно оценивать собственное музыкальное исполнение, самостоятельно находить музыкально-исполнительские ошибки и их исправлять (задача выработки слухового самоконтроля), детям было предложено на уроках специальности выполнение нескольких упражнений в игровой форме.

Упражнение «Музыкальные прятки». Учащийся начинал играть произведение, затем по команде преподавателя продолжал исполнение партии только

левой рукой, а мелодическую линию пытался пропеть (при необходимости можно было спеть на октаву ниже). После этого вновь следовал переход на обычное исполнение, до конца произведения.

Упражнение «Вопрос-ответ». Всем учащимся-пианистам для разучивания предлагались произведения, в которых есть вопросно-ответная структура, например «Этюд» C-dur И. Берковича. Произведение игралось поочерёдно с учителем: «вопрос» - гаммообразное движение шестнадцатыми нотами (учащийся), «ответ» - восьмые на staccato (учитель). Второй вариант: исполняли два ученика, затем они менялись партиями.

Игра «Ушки на макушке». Педагог исполнял ученику его произведения в готовом, правильно звучащем виде как образец, к которому учащийся должен стремиться. Но для развития слухового самоконтроля иногда применялся приём «заведомо неправильного исполнения» произведения педагогом, а ребёнок учился находить ошибки.

«Играем вместе». Педагог синхронно с учащимся исполнял выучен- 77 ное произведение на двух инструментах (ученик - на акустическом фортепиано, а учитель - на цифровом). Тембры имели небольшие различия, поэтому ученику было удобно прислушиваться к звучащей рядом музыке, сравнивать и убирать ритмические неточности (например, недодержанную длительность с точкой или дополнительные межтактовые паузы), которые дети на начальном этапе обучения «разрешали» себе делать и не считали это ошибкой.

Игра-соревнование «Музыкальный карнавал». Дети приглашались на совместный урок, преподаватель делил их на две команды и исполнял пьесы, изображавшие различных животных,

игрушки, сказочных персонажей. Дети, совещаясь, писали или рисовали того персонажа, который ассоциировался у них со звучащей музыкой. Победителем становилась та команда, у которой больше интересных ответов.

Для развития умения определять собственное эмоциональное состояние, идентифицировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых при общении, оценивать потенциальные возможности и мотивацию при принятии решений (задача развития эмоциональной идентификации) с учащимися были проведены занятия по программе Л. А. Снежинской [21].

Освоение элементов выразительности, развитие восприятия, эмоциональной идентификации происходило посредством мимической гимнастики и игр с опорой на наглядные пособия «Гномы настроения» и «Пиктограммы основных эмоциональных состояний». В основу комплекса занятий положена программа формирования эмоционально-волевой регуляции у обучающихся начальной школы Н. П. Слободяник «Шаг навстре-78 чу» [22]. В основную часть занятия были включены сказки как источник представлений о конструктивных способах выражения эмоций и соответствующие им упражнения из программы Н. П. Слобо-дяник «Я учусь владеть собой» [22].

Чтобы развить умение снижать психоэмоциональное напряжение, проявлять осознанные эмоции и соблюдать психоэмоциональную устойчивость в момент исполнения произведения (задача управления собственным эмоциональным состоянием), в заключительной части занятий по программе Л. А. Снежинской [21] использовались методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, предложенные Н. Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей»

[23], упражнения Ю. В. Саенко «Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями» [24], приёмы психогимнастики, представленные в методических материалах Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в начальной школе» [25], упражнения М. И. Чистяковой «Психогимнастика» [26]. Также были проведены следующие игры.

«Как назовём?» Ученик прослушивал незнакомое музыкальное произведение в исполнении преподавателя и подбирал к нему название.

«Досочинялки-догонялки». Это игра-диалог. Педагог начинал песенку, а ребёнок должен был досочинить окончание с чётким ритмическим сопровождением слов хлопками в ладоши: По-кру-жу над (цвет-ком) У-го-щу ре-бят (мед-ком).

Игра на образное восприятие «Шаги муравья». Ученик играл по порядку по белым и чёрным клавишам (учим держаться ближе к чёрным). Восприятие образа - муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Муравей трудолюбивый, поэтому предполагаем, что вверх он бежит налегке, а обратно идёт медленно с грузом.

Муравейка, муравей,

побежал домой скорей,

Дома дождик переждал -

и опять работать стал.

Предложенные задания способствовали развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости и формированию умения дать вербальную эмоциональную характеристику музыкальным образам, используя средства музыкальной выразительности, чтобы в дальнейшем осознанно выражать собственные эмоции в исполнении.

Ролевая игра «Сверхвнимание». Основана на упражнении Н. В. Цзена и Ю. В. Пахомова [27] и адаптирована

к условиям музыкально-исполнительской деятельности. Двое учащихся исполняли за роялем заранее выученное нетрудное произведение, не обращая внимания на происходящее вокруг; остальным школьникам позволялось производить различные помехи: ходить, размахивать руками, обращаться к играющим. Ансамблю необходимо было выразительно сыграть произведение от начала до конца, не останавливаясь. Затем исполнителям нужно было ответить на вопросы о деятельности детей, создающих помехи, выделив наиболее яркие из них. Данная игра была нацелена на активное взаимодействие участников ансамбля, которые в случае остановки или сбивки одного из играющих активизировали волевые усилия и продолжали исполнение.

Ролевая игра «Концерт». Игра была направлена на анализ эмоциональных состояний, которые испытывают различные участники концерта. Учащиеся выбирали для себя следующие роли: выступающий, зритель, педагог, родитель. Для выполнения каждой роли детям были предложены соответствующие эмоциональные характеристики, а также последовательность их включения в игру. В начале «родители» посредством обращения к эмоциям, переживаемым в процессе подготовки к выступлению, настраивали «ученика», который испытывает «боязнь сцены», на успешное выступление. Далее в игру вступал «педагог», эмоционально настраивающий «ученика» на успешность предстоящего выступления. При необходимости перед исполнением «выступающему» нужно было выполнить упражнение на проведение самонастроя в виде тренинга, а именно: закрыть глаза и представить себе, что он только что прекрасно исполнил произведение в концертном за-

ле; ему аплодируют; школьник говорит: «У меня всё получилось! Сыграю ещё лучше!» После выступления учащиеся-зрители аплодировали и выражали положительные эмоции. В конце игры школьникам предлагалось проанализировать исполнение солиста, а также охарактеризовать качество выполнения другими учащимися своих ролей с точки зрения их эмоционального содержания. Ценным в данной игре является то, что каждый школьник мог поочерёдно выступать в разных ролях и имел возможность прочувствовать всё разнообразие эмоциональных переживаний.

Ролевая игра «Сдаём экзамен». Задача экзаменатора (педагога) состояла в оценивании, определении ошибок, демонстрации правильного варианта исполнения. Остальные учащиеся являлись независимыми экспертами и могли тоже высказывать своё мнение. Каждый ребёнок имел возможность выступать и в роли эксперта, и в роли исполнителя. Если всё-таки экзаменуемый не мог обрести стабильность эмоционального состояния, сохранить эмоциональную устойчивость и исполнял произведение 79 с ошибками, ему предлагалось назвать замеченные им ошибки и сыграть ещё раз вместе с преподавателем. Как правило, после совместного исполнения у школьника стабилизировалось эмоциональное состояние, проявлялась устойчивость, осознанная корректировка исполнительских действий.

Использование ролевой игры позволило пережить и осмыслить возникающие эмоции, корректировать их согласно художественному содержанию, активизировать волевые процессы при выступлении, регулировать эмоциональное состояние при выполнении небольших творческих заданий. Школьник, заинтересованный в высокой оценке и похвале,

ориентировался на результативность своих действий, что благотворно сказывалось на эмоционально-волевой саморегуляции в процессе исполнения музыки.

Такие игры позволяли решить сразу несколько задач, таких как: более прочное усвоение учащимися музыкального материала, поддержка внимания, осуществление самоконтроля, достижение эмоциональной устойчивости, формирование волевых и артистических качеств, умение сохранять стабильность эмоционального состояния в музыкально-исполнительской деятельности.

Завершив описанные мероприятия, мы смогли проследить динамику формирования эмоционально-волевой саморегуляции и зафиксировать уровень её сформированности у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ в конце учебного года. По результатам диагностик авторы отметили, что если в начале учебного года 54% учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности эмоционально-волевой саморегуляции, то в конце учебного 80 года этот показатель снизился до 15%. В начале учебного года 31% младших школьников показал средний уровень, а в конце учебного года этот показатель возрос до 47%. В начале учебного года только 15% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформирован-ности эмоционально-волевой саморегуляции, в конце учебного года уже 38% участников показали этот результат, что подтверждает эффективность проведённой работы.

Заключение

Проведённый анализ феномена «эмоционально-волевая саморегуляция» показал значительность его влияния на исполнительскую деятельность пианиста. Достижения музыканта оказываются обусловленными не только природными способностями, комплексом музыкально-технических данных, но в значительной мере и развитыми эмоционально-волевыми качествами личности, их сбалансированностью. Осознанность переживаний эмоций необходима в музыкально-исполнительской деятельности, так как при этом условии формируется произвольность эмоциональных состояний и создаётся художественный образ.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции важно начинать уже в младшем школьном возрасте, когда развивается умение «переформатирования» стресса в эмоциональный подъём, позволяющее справляться с отрицательными эмоциями и создавать нужное в данный момент на сцене творческое состояние.

Описанное в статье исследование с опорой в его диагностической части на критерии оценки сформированности эмоционально-волевой саморегуляции учащихся младших классов (слуховой самоконтроль, эмоциональная идентификация, управление собственным эмоциональным состоянием) и в деятельностной части - на соответствующие этим критериям формирующие задачи показало уменьшение в численном выражении показателей низкого уровня сформированности эмоционально-волевой саморегуляции, рост показателей среднего и высокого уровня к концу учебного года.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

2. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1985. 36 с.

3. Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с. (Мастера психологии).

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 423 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2023. 720 с.

6. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007. 213 с.

7. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. 80 с.

8. Росина Н. Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1998. 171 с.

9. Чумаков М. В., Хвостова С. А. Эмоционально-волевая регуляция в контексте безопасности социального взаимодействия. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. 150 с.

10. Малахова О. А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2016. 191 с.

11. Чалич Е. И. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников // Форум молодых ученых. 2018. № 9 (25). С. 819-823.

12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. М.: Планета музыки, 2017. 264 с.

13. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М.: Музгиз, 1958. 528 с.

14. Мазель В. Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. СПб: Композитор, 2002. 180 с.

15. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Планета музыки, 2022. 560 с.

16. Юрченко О. В. Способы психологической саморегуляции функциональных состояний профессионала в процессе подготовки и реализации публичного выступления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 26 с.

17. Блох О. А. Психология и педагогика музыкального творчества. М.: МГУКИ, 2013. 192 с. ЭД

18. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2024. -

380 с.

19. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Академия, 2004. 288 с.

20. Альманах психологических тестов / сост. Римская С. А., Римский Р. Р. М.: КСП, 1995. 397 с.

21. Снежинская Л. А. Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников. URL: https://urok.1sept.ru/articles/615067 (дата обращения: 03.03.2024).

22. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 143 с.

23. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 192 с.

24. Саенко Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. СПб.: Речь, 2010. 232 с.

25. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. М.: Сфера, 2005. 88 с.

26. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1995. 160 с.

27. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.

Поступила 14.03.2024; принята к публикации 25.03.2024.

Об авторах:

Барышева Галина Николаевна, преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» Балтайского муниципального района Саратовской области (ул. В. И. Чапаева, 75, с. Балтай, Балтайский район, Саратовская область, Российская Федерация, 412630), galina1976barysheva@gmail.com

Корчагина Наталия Викторовна, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки факультета искусств Педагогического института Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, 83, Саратов, Российская Федерация, 410012), кандидат педагогических наук, доцент, knv-piano@mail.ru

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow: Publishing House "Pedagogika-Press", 1996. 536 p. (in Russian).

2. Dashkevich O. V. Emotsional'naya regulyatsiya deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Emotional Regulation of Activity in Extreme Conditions: Extended abstract of the Doctoral Thesis of Psychology Sciences]. Moscow, 1985. 36 p. (in Russian).

3. Ivannikov V. A. Osnovy psikhologii. Kurs lektsii. Seriya "Mastera psikhologii" [Fundamentals of Psychology. A Course of Lectures. A Series of Masters of Psychology]. St. Petersburg: Publishing House "Piter", 2010. 336 p. (in Russian).

82 4. Leontiev A. N. Psikhologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological — Foundations of Child Development and Learning]. Edited by D. A. Leontiev, A. A.Leontiev. Moscow: Publishing House "Sense", 2009. 423 p. (in Russian).

5. Rubinstein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Publishing House "Piter", 2023. 720 p. (in Russian).

6. Morosanova V. I., Aronova E. A. Samosoznanie i samoregulyatsiya povedeniya [Self-Awareness and Self-Regulation of Behavior]. Moscow: Institute of Psychology under the Russian Academy of Sciences, 2007. 213 p. (in Russian).

7. Osnitsky A. K. Samoregulyatsiya deyatel'nosti shkol'nika i formirovanie aktivnoi lichnosti [Self-Regulation of a Student's Activity and the Formation of an Active Personality]. Moscow: State Publishing House "Znanie", 1986. 80 p. (in Russian).

8. Rosina N. L. Formirovanie samoregulyatsii u mladshikh shkol'nikov v uchebnoi deyatel'nosti: dis. ... kand. psikh. nauk [Formation of Self-Regulation in Younger Schoolchildren in Educational Activities: Extended abstract of the Candidate Thesis of Psychological Sciences]. Nizhny Novgorod, 1998. 171 p. (in Russian).

9. Chumakov M. V., Khvostova S. A. Emotsional'no-volevaya regulyatsiya v kontekste bezopasnosti sotsial'nogo vzaimodeistviya [Emotional-Volitional Regulation in the Context of Safety of Social Interaction]. Kurgan: Publishing House of Kurgan State University, 2018. 150 p. (in Russian).

10. Malakhova O. A. Vokal'no-khorovaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya emotsional'no-volevoi samoregulyatsii u mladshikh Shkolnikov: dis. kand. ped. nauk [Vocal and Choral Activity as a Means of Developing Emotional and Volitional Self-Regulation in Younger Schoolchildren: Extended abstract of the Candidate Thesis of Pedagogical Sciences]. Yekaterinburg, 2016. 191 p. (in Russian).

11. Chalich E. I. Formirovanie navykov emotsional'noi samoregulyatsii u mladshikh shkol'nikov [Formation of Emotional Self-Regulation Skills in Younger Schoolchildren]. Forum molodykh uchenykh [Forum of Young scientists]. 2018, no. 9 (25), pp. 819-823 (in Russian).

12. Neuhaus G. G. Ob iskusstve fortepiannoi igry: zapiski pedagoga [About the Art of Piano Playing: Notes of a Teacher]. Moscow: Publishing House "Planet of Music", 2017. 264 p. (in Russian).

13. Goldenweiser A. B. Ob muzykal'nom ispolnitel'stve [On Musical Performance]. Voprosymuzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva [Questions of Musical and Performing Arts]. Moscow: State Musical Publishing House, 1958. 528 p. (in Russian).

14. Mazel V. H. Muzykant i ego ruki: Fiziologicheskaya priroda i formirovanie dvigatel'noi sistemy [The Musician and His Hands: The Physiological Nature and Formation of the Motor System]. St. Petersburg: Publishing House "Composer", 2002. 180 p. (in Russian).

15. Feinberg S. E. Pianizm kak iskusstvo [Pianism as Art]. Moscow: Publishing House "Planet of Music", 2022. 560 p. (in Russian).

16. Yurchenko O. V. Sposoby psikhologicheskoi samoregulyatsii funktsional'nykh sostoyanii professionala v protsesse podgotovki i realizatsii publichnogo vystupleniya: avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Methods of Psychological Self-Regulation of Functional States of a Professional in the Process of Preparing and Implementing a Public Speech: Author's abstract of the Candidate's Dissertation of Psychological Sciences]. Moscow, 2007. 26 p. (in Russian).

17. Bloch O. A. Psikhologiya i pedagogika muzykal'nogo tvorchestva [Psychology and Pedagogy of Musical Creativity]. Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2013. 192 p. (in Russian).

18. Petrushin V. I. Muzykal'naya psikhologiya: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Musical Psychology: Textbook and Workshop for Universities]. Moscow: Yurayt Publishing House, 2024. 380 p. (in Russian).

19. Izotova E. I. Emotsional'naya sfera rebenka: Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. JJ ucheb. zavedenii [The Emotional Sphere of the Child: Theory and Practice: A Manual for Students

of Higher Educational Institutions]. Moscow: Publishing House "Academia", 2004. 288 p. (in Russian).

20. Al'manakh psikhologicheskikh testov [Almanac of Psychological Tests]. Comp. Rimskaya S. A., Rimsky R. R. Moscow: Publishing House "Amateur Song Club", 1995. 397 p. (in Russian).

21. Snezhinskaya L. A. Programma po formirovaniyu navykov emotsional'noi samoregulyatsii u mladshikh shkol'nikov [Program for the Formation of Emotional Self-Regulation Skills in Younger Schoolchildren]. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/615067 (accessed: 03.04.2024) (in Russian).

22. Slobodyanik N. P. Formirovanie emotsional'no-volevoi regulyatsii u uchashchikhsya nachal'noi shkoly: prakticheskoe posobie [Formation of Emotional and Volitional Regulation in Primary School Students: a Practical Guide]. Moscow: Publishing House "Iris Press", 2004. 143 p. (in Russian).

23. Kryazheva N. L. Razvitie emotsional'nogo mira detei [Development of the Emotional World of Children]. Yekaterinburg: Publishing House "U-Factoriya", 2004. 192 p. (in Russian).

24. Saenko Yu. V. Regulyatsiya emotsii: treningi upravleniya chuvstvami i nastroeniyami [Emotion Regulation: Trainings for Managing Feelings and Moods]. St. Petersburg: Publishing House "Rech'", 2010. 232 p. (in Russian).

25. Alyabyeva E. A. Psikhogimnastika v nachal'noi shkole [Psychogymnastics in Primary School]. Moscow: Publishing House "Sphere", 2005. 88 p. (in Russian).

26. Chistyakova M. I. Psikhogimnastika [Psychogymnastics]. Edited by M. I. Buyanov. Moscow: State Publishing House "Prosveshcheniye", 1995. 160 p. (in Russian).

27. Tsen N. V., Pakhomov Yu. V. Psikhotrening: igry i uprazhneniya [Psychotraining: Games and Exercises]. Moscow: Publishing House "Independent Firm 'Klass'", 1999. 272 p. (in Russian).

Submitted 14.03.2024; revised 25.03.2024.

About the authors:

Galina N. Barysheva, Professor at the Children's Art School of the Baltaysky Municipal District (Chapaev Street, 75, Baltai village, Saratov region, Russian Federation, 412630), galina1976barysheva@gmail.com .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nataliya V. Korchagina, Associate Professor at the Faculty of Arts of the Pedagogical Institute of Saratov National Research State University named after N. G. Chernischevsky (Astrakhan Street, 83, Saratov, Russian Federation, 410012) Associate Professor, PhD in Pedagogy, knv-piano@mail.ru.

The authors have read and approved the final manuscript.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.