Научная статья на тему 'Формирование элементов инновационной среды фармацевтических предприятий'

Формирование элементов инновационной среды фармацевтических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазин Александр Леонидович, Фролова Ольга Алексеевна

В статье рассматривается проблема инновационного развития фармацевтической промышленности. Проанализированы факты, являющиеся предпосылками перехода отрасли на инновационную модель развития, включающие размеры и темпы роста фармацевтического рынка, структуру населения России по возрастным группам по сравнению с другими странами, особенности отечественного законодательства и переход на международные стандарты. Показана необходимость формирования и развития инновационной среды предприятий для достижения целей, определенных в стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазин Александр Леонидович, Фролова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов инновационной среды фармацевтических предприятий»

УДК 338

Мазин Александр Леонидович

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса tkolosova@mail.ru

Фролова Ольга Алексеевна

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Нижегородского государственного инженерно-экономического университета tkolosova@mail.ru

Формирование элементов

ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Alexander L. Mazin

doctor of Economics, professor, head of the department head of the department of economy Nizhny Novgorod institute of management and business tkolosova@mail.ru

Olga A. Frolova

doctor of Economics, professor, dean of economics department of the Nizhny Novgorod state engineering and economic university tkolosova@mail.ru

Formation of elements of

THE INNOVATIVE ENVIRONMENT PHARMACEUTICAL ENTERPRISES

Аннотация. В статье рассматривается проблема инновационного развития фармацевтической промышленности. Проанализированы факты, являющиеся предпосылками перехода отрасли на инновационную модель развития, включающие размеры и темпы роста фармацевтического рынка, структуру населения России по возрастным группам по сравнению с другими странами, особенности отечественного законодательства и переход на международные стандарты. Показана необходимость формирования и развития инновационной среды предприятий для достижения целей, определенных в стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевые слова: фармацевтическая от-

расль, промышленные предприятия, инновации, инновационная среда, стратегия развития.

Annotation. In article the problem of innovative development of pharmaceutical industry is considered. The facts which are prerequisites of transition of branch to innovative model of development, including the sizes and growth rates of the pharmaceutical market, structure of the population of Russia on age groups in comparison with other countries, features of the domestic legislation and transition to the international standards are analysed. Need of formation and development of the innovative environment of the enterprises for achievement of the objectives defined in strategy of development of pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period till 2020 is shown.

Keywords: pharmaceutical branch, industrial enterprises, innovations, innovative environment, development strategy.

Фармацевтическая промышленность представляет собой отрасль по разработке, производству и продвижению на рынок лицензируемых лекарственных препаратов и медикаментов. Эту отрасль отличает разнообразие форм законодательного и государственного регулирования в отношении патентирования, тестирования, обеспечения безопасности и эффективности производимых лекарств.

Министерством промышленности и торговли разработана Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года, в соответствии с которой основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на

инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям [4].

Предпосылками перехода на инновационную модель развития отрасли являются следующие факты:

- по данным Минпромторга, российский фармацевтический рынок по своему размеру зани-

155

мает 11 место в мире. Среди развивающихся стран Россия опережает Индию ($9 млрд) и сопоставима с Китаем ($22 млрд);

- темпы роста отечественного фармацевтического рынка существенно опережают среднемировые темпы роста и составили по итогам 2010 года 23 % в текущем уровне цен;

- анализ структуры населения по возрастным группам (табл. 1,2) позволяет сделать ряд выводов:

а) возрастная структура российского населения не совпадает со структурой в других развивающихся странах, таких как Индия и Бразилия, имеющих вдвое большую долю детей и более чем вдвое меньшую долю пожилого населения;

б) не совпадает возрастная структура российского населения и со структурами в бывших социалистических странах, таких как Украина и Казахстан;

в) при сопоставлении возрастной структуры российского населения со структурами населения развитых стран, таких как США, Германия и Япония, необходимо отметить снижение доли пожилого населения в полтора-два раза. Данные выводы свидетельствуют о дальнейшем росте отечественного фармацевтического рынка, движимого увеличением числа людей пожилого возраста, те. обусловленного структурными сдвигами в возрастных группах населения в сторону увеличения доли пожилого населения до значений, соответствующих развитым странам. Важность изменений в структуре населения для инновационного развития подчеркивается основоположником менеджмента XXI века - Питером Д рукером [2];

- согласно принятому Закону «Об обращении лекарственных средств», производители лекарств из перечня жизненно необходимых лекарств обязаны регистрировать предельные отпускные цены, иначе они не будут допущены к реализации;

- планируется переход всей российской фармацевтической промышленности на международные стандарты GMP (good manufacturing practice) до 2014 г. Сегодня не более 8 % предприятий отрасли ведут деятельность в соответствии с GMP.

Рассмотрев все основные предпосылки в фарминдустрии на отечественном уровне можно отметить следующее: возможности извлечения сверхприбыли на рынке весьма ограничены вследствие контроля государства; российский рынок интересен крупным фармацевтическим компаниям, которые готовы локализовать свои производства и внедрять, в том числе, инновационные разработки; существенные ограничения по росту цен вынуждает компании оптимизировать издержки, логистику и, в конечном счете, приводит к консолидации отрасли через объединения и покупки стратегических активов, создания совместных проектов и строительства совместных заводов, примером может служить случай покупки компанией Протек производителя лекарств «Сотекс» и аптечной сети «Рита» с последующим прохождение процедуры IPO на российских биржах, в результате которой компания привлекла $400 млн. Именно таким вырисовывается портрет стратегического участника отечественного фармацевтического рынка.

Таблица 1

Распределение населения по возрастным группам (тысяч человек, рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики)

Годы Все население В том числе в возрасте, лет

0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34

Россия 2009 141914 7956 6881 6564 8496 12256 12257 10799

то же в процентах к итогу 100 5,61 4,85 4,63 5,99 8,64 8,64 7,61

21,07

Бразилия 2007 187642 16581 17264 16564 16862 17787 16622 14558

-//- 100 8,84 9,20 8,83 8,99 9,48 8,86 7,76

35,85

Германия 2007 82266 3487 3852 4023 4703 4852 4948 4747

-//- 100 4,24 4,68 4,89 5,72 5,90 6,01 5,77

19,53

Индия 2001 1028610 110447 128317 124847 100216 89764 83422 74274

-//- 100 10,74 12,47 12,14 9,74 8,73 8,11 7,22

45,09

Казахстан 2009 16036 1595 1178 1130 1422 1585 1359 1206

-//- 100 9,95 7,35 7,05 8,87 9,88 8,47 7,52

33,21

США 2007 301621 20724 19850 20314 21474 21032 21058 19533

-//- 100 6,87 6,58 6,73 7,12 6,97 6,98 6,48

27,31

Украина 2009 45783 2358 1961 2165 2852 3689 3724 3361

-//- 100 5,15 4,28 4,73 6,23 8,06 8,13 7,34

20,39

Япония 2007 127772 5455 5892 5995 6323 7290 7847 9436

-//- 100 4,27 4,61 4,69 4,95 5,71 6,14 7,39

18,52 60,14

156

Распределение населения по возрастным группам (тысяч человек, рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики)

Таблица 2

Годы Все население В том числе в возрасте, лет

35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70 и старше

Россия 2009 141914 10069 9193 11247 11261 9748 6897 4479 13811

то же в процентах к итогу 100 7,10 6,48 7,93 7,94 6,87 4,86 3,16 9,73

66,04 12,89

Бразилия 2007 187642 13625 12996 11300 9041 7055 5391 4311 7686

-//- 100 7,26 6,93 6,02 4,82 3,76 2,87 2,30 4,10

57,76 6,39

Германия 2007 82266 6219 7194 6620 5747 5189 4277 5392 11017

-//- 100 7,56 8,74 8,05 6,99 6,31 5,20 6,55 13,39

60,53 19,95

Индия 2001 1028610 70574 55738 47409 36588 27653 27517 19807 32037

-//- 100 6,86 5,42 4,61 3,56 2,69 2,68 1,93 3,11

49,87 5,04

Казахстан 2009 16036 1117 1034 1092 947 739 487 341 804

-//- 100 6,97 6,45 6,81 5,91 4,61 3,04 2,13 5,01

59,65 7,14

США 2007 301621 21176 21985 22861 21013 18236 14476 10752 27136

-//- 100 7,02 7,29 7,58 6,97 6,05 4,80 3,56 9,00

60,13 12,56

Украина 2009 45783 3245 3021 3485 3398 3052 2303 1971 5198

-//- 100 7,09 6,60 7,61 7,42 6,67 5,03 4,31 11,35

63,95 15,66

Япония 2007 127772 9374 8141 7705 8135 10596 8314 7792 19475

-//- 100 7,34 6,37 6,03 6,37 8,29 6,51 6,10 15,24

60,14 21,34

Необходимо различать две группы фармацевтических предприятий: (1) предприятия-производители фармацевтических субстанций и (2) предприятия-производители готовых лекарственных форм. Необходимость разделения этих групп предприятий связана с наличием в отрасли ярко выраженной системы разделения труда. При этом? как практические задачи, так и экономические интересы этих групп зачастую существенно отличаются. С учетом выводов, сделанных выше, можно заключить, что существенным конкурентным преимуществом будет объединение в рамках единого фармацевтического холдинга как предприятий первой группы, так и второй, кроме того, наличие собственной сбытовой сети, так же усиливает позиции игрока на рынке. Рассмотрим возможные бизнесмодели фармацевтических предприятий, которые обеспечивают необходимый уровень инновационной активности.

Во-первых, собственный центр разработок, во-вторых, приобретение малых биотехнологических компаний или перспективных разработок у них, те. смешанный путь, в-третьих, партнерские отношения с крупной фармацевтической компанией мирового уровня, когда, используя преимущества российского рынка клинических исследований, можно подготовить лекарственное средство к рыночным продажам, при этом самостоятельно осваивать регион СНГ и получать роялти с мировых продаж.

Чаще всего на практике фармацевтических предприятий можно встретить ситуацию, когда в

рамках единого холдинга реализуются все три бизнес-модели. Под перспективную разработку лекарственного средства создается компания, на которую регистрируется соответствующая интеллектуальная собственность. В эту же компанию направляются инвестиции (собственные и/или привлеченные) либо гранты. Основной задачей данного этапа является доказательство концепции препарата, те. доказательство функциональности и безопасности препарата для человека. Если концепция доказана (препарат показал себя безопасным и эффективным на человеке), то исключительные права в большинстве стран мира регистрируются и продаются кому-то из крупных фармацевтических предприятий, а права на территории СНГ остаются за компанией, которая проводит оставшиеся этапы клинических испытаний, регистрирует препарат в качестве лекарственного средства, организует производство и продажи. Возможен вариант продажи лицензий отечественным производителям.

Применение приведенной бизнес-модели диктует формирование и развитие следующих элементов инновационной среды фармацевтического предприятия: обеспеченность финансами; определенный уровень научных исследований; система мотивации, обеспечивающая рост инициативы работников и принятие ответственности за реализуемые проекты; высокая техническая и технологическая оснащенность; развитые контакты с мировым научным и производственным фармацевтическим сообществом [1].

157

Таким образом, на основе анализа предпосылок инновационного развития и особенностей функционирования фармацевтических предприятий были определены элементы инновационной

Литература:

1. Колосова ТВ. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия / Т.В. Колосова, Н.А. Заглумина // Предпринимательство. 2014. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Питер Ф. Друкер, Инновации и предпринимательство. Нью-Йорк : Harper & Row, 1985.

3. Проект федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

4. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2009, октябрь.

5. Хавин ДВ. Экономика и управление преобразованиями производственных систем при использовании инноваций / Д.В. Хавин, А.В. Баше-ва // Интеграл. 2013. № 1-2.

6. Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gsk.ru

среды, позволяющей на уровне отдельного предприятия достигать цели, поставленные в стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года.

Literature:

1. Kolosova T.V. Tekhnologiya of a choice of innovative strategy of development of the enterprise / T.V. Kolosova, N.A. Zaglumina // Business. 2014. № 3.

2. Peter F. Druker, Innovation and Entrepreneurship. New York : Harper & Row, 1985.

3. Draft of the federal target program «Development of the Pharmaceutical and Medical Industry of the Russian Federation for the Period till 2020 and Further Prospect».

4. Strategy of development of pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period till 2020. M., 2009, October.

5. Havin D.V. Ekonomika and management of transformations of production systems when using innovations / D.V. Havin, A.V. Basheva // Integral. 2013. № 1-2.

6. Materials of the site of Federal State Statistics Service. URL: www.gsk.ru

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.