Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЕАЭС'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Д. А.

В представленной статье рассмотрены условия наращивания экспортного потенциала машиностроительных предприятий стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время на межгосударственном уровне совершенствуются инструменты формирования экспортного потенциала, а так же разрабатываются новые методы, позволяющие повысить экспорный потенциал машиностроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPORT POTENTIAL OF MECHANICAL ENGINEERING EAEU

The article presents the conditions for increasing the export potential of machine-building enterprises of the countries participating in the Eurasian Economic Union (EAEU). Currently, at the intergovernmental level, the tools for forming the export potential are being improved, as well as new methods are being developed that will increase the export potential of machine building.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЕАЭС»

УДК 338.242

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЕАЭС

Д.А.Фокина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: darya_fokina@mail.ru

В представленной статье рассмотрены условия наращивания экспортного потенциала машиностроительных предприятий стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время на межгосударственном уровне совершенствуются инструменты формирования экспортного потенциала, а так же разрабатываются новые методы, позволяющие повысить экспорный потенциал машиностроения

Ключевые слова: экспортный потенциал, формирование экспортного потенциала машиностроительных предприятий.

FORMATION OF EXPORT POTENTIAL OF MECHANICAL ENGINEERING EAEU

D. A. Fokina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: darya_fokina@mail.ru

The article presents the conditions for increasing the export potential of machine-building enterprises of the countries participating in the Eurasian Economic Union (EAEU). Currently, at the intergovernmental level, the tools for forming the export potential are being improved, as well as new methods are being developed that will increase the export potential of machine building.

Keywords: export potential, the formation of the export potential of machine-building enterprises..

Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является анализ особенностей развития экспортного потенциала машиностроения в условиях развития Евразийской интеграции.

Интеграционные преобразования в ЕАЭС направлены на развитие экспортного потенциала стран участниц в целом, и машиностроительной отрасли в частности. Основой для развития экспортного потенциала машиностроения, прежде всего, становится единый внутренний рынок, который является надежной платформой для обеспечения участников Евразийского Экономического Союза товарами и услугами. Машиностроительные предприятия, при поддержке внутреннего рынка, смогут продвигать свои конкурентоспособные товары и услуги на рынки третьих стран.

В настоящее время формирование экспортного потенциала машиностроения основано на особенностях развития промышленной политики ЕАЭС. Современная промышленная политика Союза направлена на ускорение и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий государств-членов, эффективное сотрудничество, устранение барьеров во всех сферах экономического взаимодействия[1].

Промышленная политика в рамках Союза формируется странами-участницами по основным направлениям промышленного сотрудничества и осуществляется ими при консультативной поддержке и координации Комиссии. Задачи, принципы и инструменты промышленной политики, а

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

также компетенция государств и Комиссии определены разделом XXIV «Промышленность» Договора о ЕАЭС, Основными направлениями промышленного сотрудничества [2].

Промышленная политика Союза нацелена на совместное освоение государствами-членами новых видов экспортоориентированной продукции, в том числе за счет углубления кооперации и увеличения локализации производства, создание новых производственных цепочек и инновационных секторов промышленности, модернизацию производства в традиционных отраслях; наращивание экспорта высокотехнологичной продукции.

В рамках Союза сотрудничество развивается в приоритетных отраслях; формируется деловая и инновационная инфраструктура, в том числе технологические платформы, инжиниринговые центры; ведется работа по формированию условий для добросовестной конкуренции, разработки и реализации межгосударственных программ и проектов, внедрения сети промышленной кооперации и субконтрактации, создания системы трансфера технологий [3].

В соответствии межнациональными договорами, стратегической целью Союза является достижение уровня экономического и социального развития ЕАЭС как ведущего мирового XXI века, занимающего передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающего национальную и экономическую безопасность государств-членов. Началась цифровая трансформация ЕАЭС. Президенты стран Союза утвердили Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года [4].

Для успешного формирования экспортного потенциала машиностроительной отрасли необходимо:

- сформировать евразийские цифровые экосистемы,

- создать партнерства на глобальном, региональном и отраслевом уровнях,

- создать условия поддержки совместного выхода на рынки третьих стран,

- принимать участие в формировании технических стандартов и правил регулирования на цифровых рынках.

Реализация цифровой повестки Союза проводится в двух форматах: проведение согласованной политики по ряду направлений и совместная реализация цифровых проектов. В Комиссии работает цифровой проектный офис, в который уже поступило более 25 инициатив, поступивших от бизнеса и органов власти государств-членов. Реализация проектов осуществляется в контексте 6 утвержденных главами государств ЕАЭС приоритетных направлений: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, прослеживаемость товаров, развитие оборота данных, создание системы регулятивных «песочниц» в Союзе.

Для развития экспортного потенциала машиностроения Союза необходимо сформировать ответы на следующие вызовы:

• усиление глобальной конкуренции;

• ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста;

• исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития.

В соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки до 2025 года к этим вызовам добавляется необходимость решения задачи формирования евразийских цифровых экосистемы, создать партнерства на глобальном, региональном и отраслевом уровнях, совместно выйти на международную арену, участвовать в формировании глобальных стандартов и правил регулирования на цифровых рынках.

Эти задачи приобретают особую актуальность в свете нового витка международной конкуренции за природные и трудовые ресурсы, за освоение пространственного потенциала. Особая роль в решении этих задач отводится приграничным регионам как активным участникам процессов международной экономической интеграции, а также периферийным регионам, имеющим значительные запасы природных ресурсов, вокруг которых в ближайшем будущем ожидается рост конкуренции.

Экспортные отношения в ЕАЭС регулируются на законодательном уровне [5]. В статье 71 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами - НДС и акцизами. При этом государства - члены ЕАЭС определяют направления, а

также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в т.ч. с применением информационных технологий).

Согласно статьи 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Библиографические ссылки

1. Промышленная политика ЕАЭС: от создания к первым результатам [Электронный ресурс]. URL : https:http://www.eurasiancommission.org/ru /Documents/промышленность %20русск %20small.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

2. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/prom_i_ agroprom/SiteAssets/%D0%B1%D1 %80%D0%BE%D1 %88%D1%8E%D1%80%D0%B0%20% D1%80%D1%3% D1%81%200K%20NEW.pdf (дата обращения: 22.03.2019).

3. Белякова Г.Я., Фокина Д. А. Особенности развития производственной кооперации машиностроителей в рамках ЕАЭС // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 11-1. - С. 190-194; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41921 (дата обращения: 22.03.2019).

4. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года [Электронный-ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi /workgroup/DocumentsA1.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

5. Совершенствование положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронныйресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i _makroec/ dep_razv_integr/Pages.aspx (дата обращения: 19.03.2019).

© Фокина Д. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.