Научная статья на тему 'Формирование экспортного потенциала аграрного предприятия как основа маркетинговой стратегии выхода на внешний рынок'

Формирование экспортного потенциала аграрного предприятия как основа маркетинговой стратегии выхода на внешний рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экспортного потенциала аграрного предприятия как основа маркетинговой стратегии выхода на внешний рынок»

венных товаропроизводителей. Изношенные до 70 и более процентов строения и сооружения, техника и оборудование не могут составить серьезную залоговую базу. В связи с этим требуется разработка и внедрение модели земельно-ипотечного кредитования, которая дала бы возможность обеспечить агропроизводителям доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. При отсутствии собственных источников финансирования у сельскохозяйственных предприятий практически решить вопросы их долгосрочного кредитования можно только на основе государственной аграрной кредитной политики. Эффективность функционирования такой системы может быть обеспечено при равной конкурентоспособности отрасли по сравнению с другими секторами экономики. Однако аграрный сектор остается недостаточно привлекательной отраслью, как для государственного, так и для частного инвестора. Поэтому необходимо через цены, качество продукции, рациональное использование ресурсов, на базе современных инноваций повышать доходность аграрного производства, что будет способствовать улучшению его кредитования.

При переходе к ипотечному кредитованию важным является рыночная оценка земельных участков. Использование нормативной денежной оценки земли в качестве базовой для определения ее залоговой стоимости является недостаточным. В свою очередь определение рыночной стоимости земли сдерживается ограниченным рынком земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие

рынка сельхозугодий для товарного производства не дает объективной оценки конъюнктуры, спроса и предложения земель, определения состава покупателей и продавцов, не формирует систему стимулирования и ограничений, выявления рисков относительно вложения капитала. Это требует разработки единой методики определения залоговой стоимости земельных участков.

Для осуществления ипотечного кредитования нужны специалисты и эксперты в области кредитнофинансового регулирования, которые сегодня практически отсутствуют. Одновременно следует развивать институты страхования, оценки недвижимости, правового и землеустроительного обеспечения,

мониторинга земель, эмиссии и оборота ценных бумаг. Работа по налаживанию земельно-ипотечного кредитования может быть успешно решена при активном участии властных структур регионов и филиалов банков. Услугами ипотечного кредитования должны пользоваться сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства. При этом ипотечные кредиты для этих форм хозяйствования могут иметь только один вид залога - земельные участки в собственности, а на перспективу - права аренды на них. При предоставлении кредита необходимо обязательно учитывать права на земельные участки, которые передаются в залог, чтобы не допускать их не легитимности. Создание системы земельно-ипотечного кредитования должно сочетаться с реальным мониторингом состояния земельных участков, которые находятся в залоге. Такой мониторинг может осуществляться банками или с их согласия землеустроительными организациями.

Снятие моратория на куплю-продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения не решит всех проблем формирования полноценного рынка земли и инвестирования аграриев, так как в Украине преобладающее количество земли (62,5%) такого назначения находится в аренде. При переходе права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу (при продаже, дарении, мене) условия договора аренды не будут изменяться. Вот почему право аренды, которое принадлежит арендатору, является предметом залога как недвижимость. Стоимость права аренды земельного участка, являющаяся предметом ипотеки, определяется по согласованию сторон. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, залог имущественных прав аренды земли является одним из надежных видов обеспечения обязательств должника перед кредитором. Залог права на аренду земельных участков не приводит к изменению собственника земли, а дает возможность ему сохранить объект собственности.

Отечественный рынок земли должен быть построен на принципах прозрачности и открытости, что обеспечит сохранение, воспроизводство и рациональное использование земельного фонда как национального богатства страны.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

И. М. Волкова, к.э.н., ассист. Житомирского национального агроэкологического университета

В условиях рынка эффективность деятельности аграрного предприятия определяется его возможностью приспосабливаться к условиям внешней маркетинговой макро- и микросреды, а также способностью адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. На современном этапе реформ аграрного сектора экономики одним из приоритетных направлений развития данных предприятий является активизация их экспортной деятельности. Эффективное функционирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом способно обеспечить производство и реализация конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках аграрной продукции. Необходимой предпосылкой успешности экспорта агропродовольственной продукции в условиях высококонкурентного рынка является объективная оценка и своевременность формирования экспортного потенциала аграрных

предприятий, что и обусловило необходимость проведения данного исследования.

Целью исследования является изучение особенностей формирования экспортного потенциала аграрных предприятий в условиях выхода на внешний рынок. Объект исследования - процесс формирования экспортного потенциала аграрного предприятия.

Формирование маркетинговой стратегии выхода аграрного предприятия на внешний рынок -сложный процесс, включающий в себя элементы риска и неопределенности. Прежде всего, данный процесс предусматривает разработку маркетинговых программ, которые представляют собой последовательность выполнения необходимых маркетинговых мероприятий:

- разработку концепции продукта, продуктовой стратегии, приспособление характеристик товара к условиям целевого рынка, иными словами,

формирование и реализация экспортного потенциала предприятия;

- проведение исследований зарубежных рынков, предусматривающих анализ факторов внешней маркетинговой макро- и микросреды, потребительских мотиваций и предпочтений, динамики изменений конъюнктуры целевых рынков;

- выбор наиболее перспективных сегментов

рынка;

- разработку комплекса мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;

- организацию предпродажного и послепродажного сервиса.

Осуществление экспортной деятельности ставит принципиально новые организационно-экономические задачи перед сельскохозяйственными предприятиями. Предпосылкой выхода предприятия на внешний рынок является оценка его экспортного потенциала, на основании которой принимается решение о целесообразности ориентации произведенной агропродовольственной продукции на экспорт (рис. 1).

Рисунок 1 - Алгоритм формирования и реализации экспортного потенциала предприятия

Анализ экспортного потенциала предприятия позволяет оценить его сформировавшийся на данный момент времени уровень и степень готовности к осуществлению экспортных поставок. Высокий экспортный потенциал свидетельствует о том, что предприятие готово к процессу его реализации - выходу на внешний рынок и сбыту произведенной продукции за рубеж. В случае если уровень экспортного потенциала был оценен как средний, предприятию целесообразно принять комплекс соответствующих мероприятий касательно наращивания экспортного потенциала перед осуществлением собственно экспортных операций. При условии, что экспортный потенциал предприятия оказался низким и предприятием было принято решение про ориентацию продукции на внешний рынок, первостепенной задачей становится формирование данного потенциала.

На основании исследования существующих в научной литературе трактовок экспортный потенциал аграрного предприятия предлагается определять как способность предприятия адаптироваться к требованиям внешних рынков с целью выведения на них конкурентоспособной по качественным и количественным показателям агропродовольственной продукции. Достижение предприятием высоких результатов экспортной деятельности требует от него постоянного приспособления к условиям динамичного мирового рынка и развития в экспортоориенти-рованом направлении.

Вместе с тем, сельскохозяйственные предприятия осуществляют свою деятельность не обособленно на рынке. Предприятия сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли объединяются на основе интеграционных связей в продуктовые подкомплексы АПК. Примером такого объединения служит сформированный в рамках АПК молокопродуктовый подкомплекс, деятельность которого направлена на обеспечение непрерывности процессов производства, переработки и насыщения рынка молока и молочных продуктов.

Рассмотрим вопрос формирования экспортного потенциала сельскохозяйственных предприятий как составной части молокопродуктового подкомплекса и обозначим его особенности. Структуру данного подкомплекса составляют сектор производства сырого молока, сектор производства конечной продукции, технический и технологический агросервис, а также инфраструктура аграрного рынка. Несмотря на участие такого значительного количества предприятий, основными производителями и экспортерами молока и молочных продуктов являются молокоперерабатывающие предприятия.

С целью идентификации факторов влияния на хозяйственную и экспортную деятельность проведен анкетный опрос руководителей и главных специалистов 41 молокоперерабатывающего предприятия Житомирской области. Установлено, что наиболее существенными факторами макросреды являются необходимое количество и качество сырого молока (92,7% респондентов); сезонность производства сырого молока (78,1%), уровень закупочных цен на молоко (63,4%); конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции (48,8%); диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (43,9%). Определяющими факторами микросреды являются уровень технической оснащенности предприятия (90,2% респондентов), степень налаженности связей с поставщиками сырья (75,6%), эффективность сбытовой деятельности (70,7%).

Согласно результатам опроса, предприятия молочного скотоводства оказывают значительное влияние на объемы производства и реализации, в т. ч на экспорт, молока и молочных продуктов молокоперерабатывающими предприятиями. Об этом свидетельствует то, что основные показатели эффективности функционирования отрасли молочного скотоводства были отмечены подавляющим большинством респондентов. Планируя свою деятельность, данные предприятия ориентируются не только на собственные производственные мощности, но и на количество и качество поставляемого сырого молока. Исходя из полученных данных можно заключить, что для успешного осуществления экспортной деятельности молокоперерабатывающих предприятий важным моментом является формирование экспортного потенциала молокопродуктового подкомплекса в целом.

Таким образом, экспортный потенциал аграрного предприятия следует рассматривать как органическую совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на производство с дальнейшей реализацией конкурентоспособной на внешних рынках агропродовольственной продукции. Выбор предприятием экономически обоснованной маркетинговой стратегии выхода на зарубежный рынок должен основываться на своевременном формировании его экспортного потенциала, тогда как результативность экспортных операций будет определяться успешностью реализации данного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.