Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / КОНЦЕПЦИИ "НОЛЬ ОТХОДОВ" И "5R" / ЛИНЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА / "ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА" / "МУСОРНАЯ" РЕФОРМА / РОССИЙСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ (ТКО) / СБОР И СОРТИРОВКА ТКО / УТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина Л. Г., Россинская Г. М., Лейберт Т. Б.

В статье исследуются методологические аспекты концепции «зеленой» экономики как системы управления взаимодействием общества с окружающей средой, направленной на достижение паритета экономических, социальных и экологических интересов субъектов национального хозяйства (региона). Рассмотрев варианты моделей, интерпретирующих базовую идею «зеленого» подхода с позиции одного из трех критериев организации общественного производства, авторы пришли к выводу о признании наиболее актуальной в настоящее время модели, ориентированной на разумное ограничение в потреблении ресурсов домашними хозяйствами и организации производства без потерь. Одной из версий этого подхода, принятой в качестве методологической основы реформирования системы управления обращением с ТКО в России, является модель «Экономика замкнутого цикла».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIRCULAR ECONOMY AS AN INNOVATIVE WAY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

The article examines the methodological aspects of the concept of a "green" economy as a management system for the interaction of society with the environment, aimed at achieving parity of economic, social and environmental interests of subjects of the national economy (region). Having considered the variants of models interpreting the basic idea of the "green" approach from the position of one of the three criteria for the organization of social production, we came to the conclusion that the most relevant model at present is focused on a reasonable restriction in the consumption of resources by the household and the organization of production without losses. One of the versions of this approach, adopted as a methodological basis for reforming the MSW management system in Russia, is the "Closed Cycle Economy" model.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ»

Формирование экономики замкнутого цикла

как инновационный путь устойчивого развития российских

регионов

Елкина Людмила Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры инновационной экономики Уфимского университета науки и технологий, [email protected]

Россинская Галина Михайловна

доктор экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инновационной экономики Уфимского университета науки и технологий, [email protected]

Лейберт Татьяна Борисовна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративных финансов и учетных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета, [email protected]

В статье исследуются методологические аспекты концепции «зеленой» экономики как системы управления взаимодействием общества с окружающей средой, направленной на достижение паритета экономических, социальных и экологических интересов субъектов национального хозяйства (региона). Рассмотрев варианты моделей, интерпретирующих базовую идею «зеленого» подхода с позиции одного из трех критериев организации общественного производства, авторы пришли к выводу о признании наиболее актуальной в настоящее время модели, ориентированной на разумное ограничение в потреблении ресурсов домашними хозяйствами и организации производства без потерь. Одной из версий этого подхода, принятой в качестве методологической основы реформирования системы управления обращением с ТКО в России, является модель «Экономика замкнутого цикла». Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, концепции «ноль отходов» и «513», линейная экономика, «экономика замкнутого цикла», «мусорная» реформа, российский экологический оператор, региональный оператор, твердые коммунальные отходы (ТКО), сбор и сортировка ТКО, утилизация.

п

сч

о

сч

со

01

2

20

Многолетнее нерациональное потребление природных ресурсов и использование окружающей среды в качестве бесплатного приемника отходов общественного производства и потребления привели к экологическому кризису на территории практически всех регионов России. Дальнейшее интенсивное использование природного и экологического потенциалов территорий в совокупности с неэффективным управлением приведет, по мнению специалистов, к катастрофическим последствиям не только в области экологии, но и к огромным экономическим и финансовым потерям, а также к ухудшению демографической ситуации. Решение сформировавшихся проблем возможно посредством построения системы управления взаимодействием общества с окружающей средой на принципах «зеленой» экономики с использованием инновационных технологий и методов, в том числе в сфере обращения с ТКО с целью сокращения потерь в их морфологическом составе первичных и вторичных ресурсов.

В качестве методов исследования использовались системный подход, эволюционный подход, подходы концепций устойчивого развития и бережливости в управлении процессами. В качестве методологического аппарата использовались аксиоматический метод научного познания, методы анализа и синтеза, группировки и сравнения.

Первое упоминание термина «зеленая экономика» появилось в девяностые годы XX века, « ... когда группа выдающихся экологов и экономистов в составе Дэвида Пирса, Эдварда Барбьера и Энила Маркандия впервые выступили с докладом «План для зеленой экономики», представленным Правительству Великобритании. В последующие 4 года (1991 - 1994) этот же коллектив авторов предложил Британскому правительству «План 2: Озеленение мировой экономики» и «План 3: Измерение эффективности устойчивого развития».» [14], где излагались концептуальные положения парадигмы «зеленого» развития общества, признанные мировым научным сообществом в качестве ключевого направления в урегулировании экологических проблем посредством использования экономических инструментов.

В связи с актуальностью темы в научно-методической литературе определения «зеленой» экономики представлены достаточно широко. Так, формулировки данного понятия предложены различными международными организациями и Правительствами развитых и развивающихся стран, пропагандирующих «зеленую» повестку. Следует отметить, что, несмотря на схожесть формулировок, пред-

ставленных этими организациями, каждая из них отражает индивидуальный подход в определении целевых установок к реализации положений исследуемой концепции на практике:

- члены организации ЮНЕП, деятельность которой ориентирована на сохранение окружающей среды, трактуют «зеленую» экономику как «...ресур-соэффективную экономику, приводящую к улучшению благосостояния человечества, социальной справедливости, сокращению экологических рисков и предотвращению утраты биоразнообразия» [14];

- по версии Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, цель которой - расширение экономических связей и торговых отношений, «зеленая» экономика стремится к достижению социальных целей и представляет собой экономику, «...приводящую к улучшению благосостояния людей, сокращению неравенства, не подвергающую значительным экологическим рискам и экологическим дефицитам новое поколение» [14];

- представители организации «Коалиция за «зеленую» экономику» считают, что социально-экономическое благополучие хозяйствующих субъектов любого уровня возможно только в «... условиях соблюдения экологических норм» [14];

- сущность исследуемого понятия с точки зрения представителей Международной торговой палаты заключается в том, что это такая модель развития, «.в которой пропорционально росту экономики увеличивается и рост экологической ответственности» [14].

Для теоретического обоснования основополагающих положений концепции «зеленой экономики» разработчики использовали аксиоматический метод научного познания. В частности, данный подход к развитию устойчивой экономики базируется на трех аксиоматических утверждениях о невозможности бесконечного расширения сферы влияния в ограниченном пространстве Земли; ресурсы планеты ограничены, и непомерное потребление приведет к полному их истощению; природные и «техносферные» процессы взаимосвязаны [16]. Эти постулаты положены в основу разработки системы методологических принципов, соответствовать которым должны долгосрочные стратегии устойчивого развития любой страны. Эти принципы можно сгруппировать в три целевых блока:

- блок принципов управления процессами воздействия на окружающую среду, следование которым обеспечит регулирование деятельности бизнеса и социума в любой сфере деятельности в пределах установленных нормативов допустимой нагрузки на ОС;

- блок принципов обеспечения социальной справедливости включает группу требований и норм,отражающих необходимость перехода от концепции отношения к природе «после нас хоть потоп» к идее её сохранения для «процветания и благополучия всех народов и поколений» посредством инвестирования в проекты развития «зеленой» экономики [16];

- блок принципов обеспечения социально-экономического и экологического благополучия объеди-

няет принципы управления общественным производством в соответствии с требованиями стабильного и сбалансированного экономического, социального и экологического развития, взаимодействующих между собой элементов экосистемы [16].

Обобщая рассмотренные трактовки и сущностные характеристики «зеленой» концепции развития мировой или национальной экономики, можно утверждать, что она ориентирована на построение такой экономической системы, которая реализует в единстве экономические, социальные и экологические цели. Достижение триединой цели призвано сбалансировать экономический рост и нагрузку на окружающую среду, обеспечить сохранение и восстановление естественных экосистем, улучшить качество жизни и условия труда населения, повысить доступность социальных услуг. Эти положения актуальны и для экономики России, что способствовало распространению принципов формирования модели «зеленой экономики» на территории нашей страны и её регионов.

Анализ результатов исследования отечественных ученых и практиков, посвященных разработке теоретико-методических основ данной концепции, свидетельствует о расширении границ проявления основных положений модели «зеленой» экономики и появлении следующих их разновидностей: «зеленый» бизнес, ресурсосберегающая экономика (низкоуглеродная, круговая, циклическая), бизнес-природопользование, экономика замкнутого цикла. Такое разнообразие направлений связано с проявлением «прикладного» характера в развитии «зеленой» концепции, отражающего установку на многоцелевой результат её реализации. Так, ряд специалистов считают, что следование принципам «зеленой» экономики потребует замещения традиционных отраслей новыми, ориентированными на реализацию технологий и методов производства 5-6 технологических укладов, отвечающих критериям экологической нейтральности и минимизации потерь на всех стадиях производства продукта с передачей функций управления воздействием на природную среду системам с элементами «искусственного интеллекта» [13].

По мнению сторонников концепции «круговой экономики», её экономической сущностью является положение о том, что это «промышленная система, которая носит восстановительный характер и подразумевает систему производства и потребления с минимальными потерями материалов и энергии благодаря обширному повторному использованию, переработке и утилизации отходов» [10]. Идея сокращения материальных потерь при производстве материальных благ заложена и в «циркулярную» модель, которая «основана на принципах кругового функционирования замкнутых технологических и биологических циклов» и выступает «в качестве инструмента «зеленой экономики» [11]. И далее: «Философия вторичного использования и извлечения прибыли из того, что раньше считалось ненужным и отправлялось в утиль в рамках триады традиционной линейной экономики «произвести-использовать-выбросить», позволяет изготавливать из уже

О *

О X

о

3 *

8)

с т

"С О

Т Ф

а г

о

Т 09 8)

сч о сч

со

изготовленного, что благотворно влияет на окружающую среду» [11].

Анализ опубликованных результатов исследования специалистами (разработчиками) различных версий концепции «зеленой» экономики позволяет сделать вывод о том, что наблюдается эволюция тезиса простого «ресурсосбережения» в идею «разумного» и «ресурсосберегающего» использования отходов (3R) что, в конечном счете, позволит не только решить задачу экономии ресурсов, но и снизить негативное воздействие на окружающую природную среду.

Ресурсо- и экологоориентированный характер концепции, получившей распространение в США, Канаде, в ряде европейских и азиатских стран, проявляется в модели «Ноль отходов» (Zero Waste), которая максимальную популярность набрала в 19882003 гг. на фоне нарастания движения активистов-экологов, выступающих за сокращение отходов и использование мусора в качестве вторичных ресурсов [17]. Оригинальность идеи, положенной в основу модели функционирования экономики «Ноль отходов», состоит в выполнении принципа «безотходно-сти» на всех стадиях процесса проектирования, создания, потребления продукта. Развивая идею нулевых потерь всех видов ресурсов, потребляемых в процессе разработки, производства и потребления продукта, участники Международного сообщества Zero Waste International отмечают, что данная концепция - «это моральная, экономическая, эффективная и глобальная цель, направленная на изменение образа жизни людей и создание стойких природных циклов, где все избыточные материалы могут стать ресурсами, а не мусором» [15]. В данном определении авторы акцентируют внимание на необходимости воспитания населения в духе разумного «личного» потребления и ведения домашнего хозяйства «без потерь», а также на необходимости стимулировать (обязывать) представителей бизнеса осваивать малоотходные технологии производства. Ограничение в разумных пределах потребления товаров ежедневного и длительного пользования позволит снизить образование отходов, в т.ч. ТКО.

Беа Джонсон и её сторонники, развивая модель «ноль отходов», предложили концепцию 5R, особенностью которой является усиление «ресурсосберегающего» поведения граждан (3R: откажись, сократи, используй повторно) двумя дополнительными принципами - «переработка» и «утилизация (компостирование)» с целью уменьшения объемов сжигания и захоронения на полигонах отходов потребления. Детализация принципов «переработка» и «утилизация (компостирование)» обусловила появление еще одной версии этой концепции - 9R, ориентированной не только на производство нового продукта из вторичного сырья или повторное использование продукта (материала) для других целей, но и получение энергии за счет сжигания не утилизируемых остатков [11].

Очевидно, что для преобразования базовой идеи 5R в конкретный механизм управления целесооб-

разно использовать концепцию процессного подхода, в соответствии с которым элементы конструкции 5Р объединяются в единую модель, предусматривающую реализацию процессов, направленных на достижение цели «ноль отходов» в случае выполнения следующей совокупности действий и работ (подпроцессов): «откажись, сократи, используй повторно, перерабатывай, утилизируй (компостируй)». Такое расширение границ исследуемого процесса за счет включения в него всех элементов (этапов) модели 5Р (от сокращения «сверхнормативного» потребления, являющегося исходной причиной роста «ресурсопотребления» и образования отходов, до утилизации цивилизованным (инновационным) способом непригодных к дальнейшей переработке их остатков) позволит применить методологию процессного управления сохранением и восстановлением ресурсной базы природной среды на основе инновационных технологий 5-6 технологических укладов.

Таким образом, несмотря на некоторые специфические особенности рассмотренных направлений реализации «зеленой» повестки, все они нацелены на обеспечение социально-экономического развития в условиях ускорения темпов перевода линейной экономики на модель замкнутого цикла в управлении ресурсосбережением, образованием и переработкой отходов.

Перевод линейной экономики на траекторию экономики замкнутого цикла требует создания благоприятной среды и определенных условий для реализации новой модели, к которым по версии ЮНЕП относятся:

- разработка нормативно-правовой базы перехода на «зеленую» траекторию развития;

- приоритетность в использовании государственных источников финансирования инновационных проектов преобразования отраслей экономики в «зеленые»;

- сохранение природного капитала за счет ужесточения условий инвестирования в проекты, способствующие его (капитала) истощению;

- использование налоговых механизмов для стимулирования инвесторов в части участия в процессах создания и освоения «зеленых» инноваций;

- финансирование развития системы переподготовки и обучения новым компетенциям специалистов для обеспечения кадрами «зеленой» отрасли [16].

Очевидно, что выполнение перечисленных условий возможно посредством использования государством ограничительных мер и стимулирующих механизмов вовлечения в этот процесс домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов разнообразных организационных форм. Например, трансформация системы управления образованием и переработкой отходов производства и потребления на основе принципов экономики замкнутого цикла потребовало осуществить преобразования в следующих направлениях: ориентация на функционально-процессный подход в модернизации вертикальной институциональной структуры в «плоский» её вариант; совершенствование нормативно-правовой базы и

инновационной политики; развитие системы поддержки бизнеса в этой сфере и др.

Преобразование вертикальной структуры управления в «плоскую» в сфере обращения ТКО осуществляется путем постепенного расширения горизонтального взаимодействия участников этого процесса и перераспределения между ними ответственности за выполнение целевых показателей. Так, ответственным за реформирование системы управления обращением с ТКО на федеральном уровне в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ является публично-правовое учреждение Региональный Экологический оператор (РЭО) [6]. Важнейшими задачами РЭО являются обеспечение исполнения законодательных норм, разработка проекта инновационной политики РФ и механизма привлечения инвестиций в реформирование этой сферы, взаимодействие с профильными региональным структурами и т.д. Деятельность РЭО регулируется и контролируется Правительством РФ в лице Министерства природных ресурсов и экологии.

Для создания необходимой инфраструктуры и развития бизнеса по переработке отходов привлекаются на конкурсной основе хозяйствующие субъекты в статусе региональных операторов (РО) [4]. Региональный оператор в территориальной зоне своей ответственности отвечает за организацию и выполнение всего комплекса бизнес-процессов с момента погрузки ТКО в мусоровоз в местах сбора (накопления), промышленной сортировки и переработки до захоронения остатков (хвостов) на полигонах.

При этом в качестве объектов сортировки и преобразования выступают только твердые коммунальные отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физических лиц, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях. Кроме того, РО работают с твердыми коммунальными отходами, образующимися в процессе деятельности юридических лиц [1,9].

Региональные операторы, участвуя в создании и обслуживании производственных и инфраструктурных объектов «мусорной» отрасли в зоне своей ответственности, также обязаны осуществлять традиционные функции управления:

- бизнес-планирование деятельности (расчет прогнозных значений объема образования ТКО, необходимых производственных мощностей на всех этапах работы с бытовым мусором, потребности в трудовых ресурсах, показателей экономических и финансовых результатов);

- организация и координация выполнения бизнес-процессов (построение организационной структуры, определение местоположения пунктов сортировки и переработки ТКО, участие в разработке логистических схем движения предметных потоков и т.д.);

- контроль и анализ результатов деятельности. Кроме того, РО осуществляют функции адми-

нистрирования процессов взаимодействия с клиентами (потребителями услуг) посредством заключения договора на оказание услуги, который отражает права и обязанности заказчика и исполнителя работ.

Далее, «к полномочиям и ответственности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) городских поселений» [12] относят управление технологическим циклом обращения твердых коммунальных отходов. Согласно Правилам обустройства мест накопления ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039) [5], обязанность по созданию реестра площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Такие реестры содержат данные о местонахождении и схеме размещения площадок, об их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, складируемых на каждой площадке. Реестры размещаются в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов или на порталах субъектов РФ. Кроме того органы самоуправления отвечают за содержание площадок накопления ТКО, а также осуществляют контроль в части соблюдения санитарных правил содержания объектов в зоне их ответственности и проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

Непосредственными исполнителями функционала по обращению с ТКО на первом этапе (сбор и первичная сортировка) являются Товарищества собственников жилья, управляющие компании, кооперативы (гаражные и садоводческие), деятельность которых направлена на оказание услуг «производителям» ТКО по организации первичного сбора и сортировки бытового мусора, а также содержания «мусорной» инфраструктуры многоквартирных комплексов и индивидуальных домовладений. Эти структуры обязаны приобретать необходимое оборудование и инвентарь; обустраивать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать подъезд спецавтотранспорта к контейнерам для сбора отходов и содержать в надлежащем санитарном и техническом состоянии общее имущество и территории; проводить разъяснительную работу среди населения и сотрудников предприятий по правилам сбора и сортировки бытового мусора.

Из сказанного выше следует, что ответственность вовлеченных в исследуемый процесс субъектов за исполнение делегированных им полномочий распределяется по вертикали на высшем и региональном уровнях управления, а на уровне муниципалитетов - развиваются горизонтальные связи (муниципалитеты, товарищества собственного жилья, собственники жилья), что является условием формирования «плоской» институциональной структуры управления.

Вся деятельность названных участников «мусорной» реформы осуществляется в рамках законодательного поля. В настоящее время пакет нормативно-правовых документов включает множество документов, количество и состав которых постоянно

О *

О X

о

3 *

8) с

Т

■и о

5

Т

о а г о

Т 09 8)

сч о сч

со

корректируются, что связано с необходимостью приведения в соответствие их содержания и ситуации в сфере обращения твердых коммунальных отходов [1-9].

Результаты реформирования отрасли переработки отходов свидетельствуют о том, что механизм управления обращением с отходами необходимо совершенствовать с учетом выявленных недостатков и противоречий. Прежде всего, это касается вопросов организации и экономических отношений на этапе образования, сбора и сортировки ТКО.

Литература

1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Доступ из СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 9109/.

2. Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Доступ из СПС «Консультант Плюс».URL:https://www.consШtant.m/document/cons _doc_LAW_198957/.

3. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов». Доступ из СПС «Консультант Плюс».

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_198048/.

4. Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами». Доступ из СПС «Консультант Плюс».

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_204351/.

5. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Доступ из СПС «Гарант». URL https://base.garant.ru/72036220/.

6. Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»"». Доступ из СПС «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_329988/.

7. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 3721-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих утилизации после утраты ими

потребительских свойств и перечня упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств». Доступ из СПС «Га-рант».URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/d oc/400070434/.

8. Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещений ТБО». Доступ из СПС «Консультант Плюс». URL:https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_365180/.

9. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 HYPERLINK

"https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&doc umentId=427549"& HYPERLINK

"https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&doc umentId=427549"documentId=427549 (доступ свободный).

10. Гордеева И.В. Биоэкономика как одно из стратегических направлений устойчивого развития // Научное обозрение. Экономические науки. - 2019. -№ 1. - С. 16-21.

11. Гурьева М.А. Теоретические основы концепта циркулярной экономики //Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 2311-2336. DOI: 10.18334/eo.9.3.40990.

12. Елкина Л.Г. Вильданова Л.В. Функциональный и процессный подходы в бережливом управлении твердыми коммунальными отходами //Известия Уральского государственного горного университета.

- 2022. - №1 (65). - С.161-167.

13. Ивановская М. А., Глухова З. В. Развитие зеленой экономики в Российской Федерации Федерации // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». - 2020.

- №4. URL: https://resources.today/PDF/05EC0R420.pdf (доступ свободный).

14. Калашникова Е. Б. «Зеленая экономика» и её типы //Устойчивое развитие, экоинновации и «зеленая» экономика и технологии: III Всероссийская научно-практическая с международным участием, посвященная 90-летию СГЭУ. - 2021. URL: https HYPERLINK

"https://cyberlenmka.m/article/n/zelenaya-ekonomika-i-eyo-tipy":// (дата обращения: 04. 06.2023).

15. Концепция «Ноль отходов». URL: https://tjournal.ru/s/eco/154153-koncepciya-nol-othodov-ili-zero-waste].

16. Навстречу «зеленой» экономике: путь к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. - Найроби, 2011.-44с. URL:http://www.un.org/ru/development/sustainable/ger _synthesis.pdf.].

17. Zero Waste - что это такое. URL: https://myvegan-club.ru/posts/article/koncepciya-zero-waste.

Formation of Circular Economy as an Innovative Way of Sustainable

Development of Russian Regions Elkina L.G., Rossinskaya G.M., Leibert T.B.

Ufa University of Science and Technology

The article examines the methodological aspects of the concept of a "green" economy as a management system for the interaction of society with the environment, aimed at achieving parity of economic, social and environmental interests of subjects of the national economy (region). Having considered the variants of models interpreting the basic idea of the "green" approach from the position of one of the three criteria for the organization of social production, we came to the conclusion that the most relevant model at present is focused on a reasonable restriction in the consumption of resources by the household and the organization of production without losses. One of the versions of this approach, adopted as a methodological basis for reforming the MSW management system in Russia, is the "Closed Cycle Economy" model. Keywords: sustainable development, "green" economy, concepts of "zero waste" and "5R", linear economy, "closed cycle economy", "garbage" reform, Russian environmental operator, regional operator, municipal solid waste (MSW), collection and sorting of MSW, disposal. References

1. Federal Law of June 24, 1998 N 89-FZ "On production and consumption

waste". Access from ATP "Consultant Plus". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of May 30, 2016 N 484

"On pricing in the field of municipal solid waste management". Access from SPS "Consultant Plus". URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198957/.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of May 16, 2016 N 424

"On approval of the procedure for developing, coordinating, approving and adjusting investment and production programs in the field of municipal solid waste management, including the procedure for determining the planned and actual values of the performance indicators of objects used for processing , neutralization and disposal of municipal solid waste". Access from ATP "Consultant Plus". URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198048/.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.09.2016 N 881

"On the competitive selection of regional operators for the treatment of municipal solid waste" by the authorized executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation. Access from ATP "Consultant Plus". URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204351/.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of August 31, 2018 N

1039 "On approval of the Rules for the arrangement of places (sites) for the accumulation of municipal solid waste and maintaining their register." Access from SPS "Garant". URL https://base.garant.ru/72036220/.

6. Federal Law No. 225-FZ of July 26, 2019 "On Amendments to the Federal

Law "On Production and Consumption Wastes" and the Federal Law "On the State Atomic Energy Corporation Rosatom"". Access from ATP "Consultant Plus". URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329988/.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020

N 3721-r "On approval of the list of goods to be disposed of after they lose their consumer properties and the list of packaging of goods to be disposed of after they lose their consumer properties". Access from SPS Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400070434/.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of October 12, 2020

No. 1657 "On the Uniform Requirements for the Objects of Processing, Disposal, Decontamination, Disposal of Solid Waste Waste". Access from ATP "Consultant Plus". URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365180/.

9. Federal Law No. 268-FZ of July 14, 2022 "On Amendments to the Federal

Law "On Production and Consumption Waste" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation". URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 HYPERLINK

"https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=427549"& HYPERLINK "https://normativ.kontur.ru/

document?moduleId=1&documentId=427549"documentId=427549 (free access).

10. Gordeeva I.V. Bioeconomics as one of the strategic directions of sustainable

development // Scientific Review. Economic sciences. - 2019. - No. 1. - P. 16-21.

11. Guryeva M.A. Theoretical foundations of the concept of circular economy //

Economic relations. - 2019. - Volume 9. - No. 3. - S. 2311-2336. DOI: 10.18334/eo.9.3.40990.

12. Elkina L.G. Vildanova L.V. Functional and process approaches in the thrifty management of solid municipal waste // Bulletin of the Ural State Mining University. - 2022. - No. 1 (65). - P.161-167.

13. Ivanovskaya M. A., Glukhova Z. V. Development of green economy in the Russian Federation // Waste and Resources Internet Journal. - 2020. - No. 4. URL: https://resources.today/PDF/05ECOR420.pdf (free access).

14. Kalashnikova E. B. "Green economy" and its types // Sustainable development, eco-innovations and "green" economy and technology: III All-Russian scientific and practical with international participation, dedicated to the 90th anniversary of SSEU. - 2021. URL: https HYPERLINK "https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-i-eyo-tipy":// (date of access: 04.06.2023).

15. The concept of "Zero Waste". URL: https://tjournal.ru/s/eco/154153-koncepciya-nol-othodov-ili-zero-waste].

16. Towards a Green Economy: A Path to Sustainable Development and Poverty Eradication. Summary report for representatives of power structures. - Nairobi, 2011.-44p. URL: http://www.un.org/ru/development/sustainable/ger_synthesis.pdf.].

17. Zero Waste - what is it. URL: https://myvegan-club.ru/posts/article/koncepciya-zero-waste.

o *

0 X 0

3

s *

8)

O T

■u o s

T

<D

a r

o

T

09 8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.