УДК 568.567.1 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-1-161-167
Функциональный и процессный подходы в бережливом управлении твердыми коммунальными отходами
Людмила Геннадьевна ЕЛКИНА* Ляйсан Валерьевна ВИЛЬДАНОВА**
Башкирский государственный университет, Уфа, Россия Аннотация
Актуальность темы исследования. Обострение ситуации с накопленными твердыми коммунальными отходами в России как социально-экологическая проблема, с одной стороны, и потеря ценных ресурсов, которыми являются данные отходы, с другой, определяет экономическую проблему, требующую создания механизма управления процессами образования и переработки отходов производства и потребления. Цель исследования - обоснование необходимости целостного подхода к управлению твердыми коммунальными отходами на основе существующих концепций циркулярной экономики, нулевых отходов (Zero Waste) и бережливого производства; инструментарий последней позволяет построить эффективную самосовершенствующуюся систему управления отходами на основе функционального и процессного подходов.
Результаты. Анализ системы сбора и переработки отходов показал ограничения механизма, построенного на функционально ориентированном подходе, проявляющемся в локализации интересов и несогласованности целей, что становится причиной отсутствия взаимодействия между группами исполнителей, как в рамках отдельных процессов, так и отдельных стадий обращения отходов. Поэтому требуется построение системы взаимосвязанных процедур, обеспечивающей устранение разнообразных потерь, возникающих в связи с реализацией деятельности (процессов) по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, каковой и является концепция бережливого производства, эффективность которой доказана мировой практикой ее использования на предприятиях и в организациях, функционирующих в различных секторах экономики.
Вывод. Для получения максимального эффекта от внедрения системы реформирования «мусорной» сферы с использованием методов и инструментов бережливого производства необходима интеграция функционального и процессного подходов управления. Отмеченные концепции циркулярной экономики и Zero Waste органично дополняют рассмотренную концепцию бережливого производства, прежде всего в переориентации сознания общества на разумное потребление вместо «экономики потребления», осознанное отношение к процессу формирования отходов и полноценному участию в их первичной сортировке и преобразовании.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы (ТКО), система управления обращением отходов, переработка отходов, ресурсосбережение, циркулярная экономика и Zero Waste, бережливое производство.
Введение
Современная парадигма развития национального хозяйства РФ признает необходимость согласования экономических, экологических и социальных интересов субъектов общественного производства. Гармонизация экономических и экологических целей участников общественного производства достижима в случае, если инвестиционная деятельность бизнеса в экологической сфере обеспечит ему получение желаемого дохода, т. е. будет эффективна. При этом развитие экологического предпринимательства на инновационной основе позволит, с одной стороны, снизить негативное воздействие общественного производства на окружающую среду, а с другой, - несколько уменьшить нагрузку на бюджеты муниципалитетов в решении накопленных экологических проблем. Одним важнейших направлений в решении указанных задач
является реформирование сферы обращения отходов производства и потребления, и, в первую очередь, твердых коммунальных отходов (ТКО), что подтверждается негативной динамикой показателей образования, переработки и обезвреживания отходов.
Так, несмотря на реализуемую с 1 января 2019 г. на территории Республики Башкортостан «мусорную» реформу, объем накопленных и образованных ТКО возрос на 5,8 %, или 44,198 млн т, из которых только 0,842 % было обработано; 1,77 % обезврежено; 16,35 % утилизировано, а 81 % - захоронено на полигонах (табл. 1). На территории республики имеются 34 полигона, семь из которых находятся на грани заполнения, поэтому предполагается строительство новых объектов в центральной, северозападной и западной частях республики.
Ие1кта_^тНа@тЬох.ш **[email protected]
Таблица 1. Динамика темпов изменения показателей, характеризующих эффективность управления процессами обращения отходов в регионе
Table 1. Dynamics of the change rate of indicators characterizing the effectiveness of waste management in the region
Годы
2018
2020
Процессы обращения отходов
Отходы производства и потребления,
Темпы изменения, %
млн т
Отходы производства и потребления, млн т
Накоплено и образовано,
в том числе поступивших из других
источников
Обработано, в том числе направлено на обработку
Обезврежено, в том числе направлено на обезвреживание
Утилизировано,
в том числе направлено на утилизацию
Темпы изменения, %
762,705 1,530
0,243
10,689
100 100
100
100
806,903 0,372
0,781
7,225
105,8 24,3
321,4
67,6
Примечание: темпы роста определялись к постоянной базе - 2018 г. [1].
За два года «мусорной» реформы и передачи прав на вывоз ТКО региональным операторам более тысячи населенных пунктов ре спублики не были охв ачены выв оз ом мусора, имеется потребность в увеличении мощности мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, неудовлетворенным остается спрос на ресурсы со стороны предприятий, которые занимаются вторичной переработкой сырья. Следует также отметить высокий износ коммунальной техники, вывозящей мусор, который доходит до 80 % и требует обновления. Кроме того, необходимо активизировать работу по закупке контейнеров и обустройству контейнерных площадок с учетом современных стандартов, вовлечению населения в первичную сортировку бытового мусора. В результате в соответствии с ранжированием субъектов РФ по результатам функционирования системы управления обращением отходов республика занимает 46-е место среди 85 регионов.
Поэтому наиболее актуальной сферой внедрения экологического предпринимательства является развитие инфраструктуры и совершенствование механизма управления процессами образования и переработки отходов производства и потребления. Для формирования такого механизма и выбора инструментария управления этими процессами необходимо исследовать существующие концепции и лучшие практики в этой сфере.
Результаты
Обобщая наиболее распространенные практики управления обращением твердых бытовых отходов, приходим к выводу, что базовыми подходами являются концепции циркулярной экономики, нулевых отходов (Zero Waste), бережливого производства.
Циркулярная экономика (экономика замкнутого цикла), или 3R (Reduce, Reuse, Recycle), представляет собой альтернативу классической линейной экономике, которая ориентирует производство товаров и услуг при условии всемирного сокращения отходов и других видов загрязнений. Такой подход сокращает использование материалов, обеспечивает их повторное использование
с целью снизить ресурсоемкость производства [2]. Основные правила функционирования циркулярной экономики предусматривают сохранение природно-ресурсного потенциала посредством перевода экономики на возобновляемые ресурсы и источники энергии; производство общественного продукта с минимальными затратами сырья, материалов и энергии за счет использования инноваций; признание отходов в качестве вторичного сырья [3].
Концепция «Ноль отходов» (Zero Waste) ориентирована на проектирование «безотходных процессов» на всех этапах создания продукта (разработка, производство и потребление). В соответствии с определением, которое сформулировано Международным сообществом Zero Waste International, концепция «Ноль отходов» - «это моральная, экономическая, эффективная и глобальная цель, направленная на изменение образа жизни людей и создание стойких природных циклов, где все избыточные материалы могут стать ресурсами, а не мусором» [4]. В этой формулировке отражена еще одна особенность этой концепции: изменение отношения граждан к культуре потребления в направлении его разумного ограничения с целью предотвращения образования потенциальных отходов. Указанные положения концепции «Ноль отходов» трансформированы в принципы «ресурсосберегающего поведения» субъектов, формулировка которых предложена активисткой этого движения Беа Джонсон (5R): Refuse (откажись), Reduce (сократи), Reuse (используй повторно), Recycle (перерабатывай), Rot (компостируй) [5]. Принципы концепции Zero Waste применимы не только для воздействия на образование отходов потребления в домохозяйствах, но и актуальны в условиях борьбы за уменьшение количества опасных отходов, против их сжигания или захоронения. В ближайшей перспективе концепция Zero Waste может способствовать сокращению эмиссии вредных выбросов, являющихся загрязнителями земли, воды, воздуха и опосредованно оказывающих негативное влияние на здоровье населения, состояние флоры и фауны [6].
Концепция «Бережливое производство» - это концепция «организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь» (ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь»).
Философия бережливого производства основана на идее уничтожения непроизводительных расходов и постоянном совершенствовании производственного процесса. Цель реализации данной концепции достигается за счет снижения или устранения потерь в процессе производства изделий, услуг. Потерями считаются все действия, что не создают ценности для потребителя: перепроизводство, ожидание, транспортировка, излишние запасы, излишние перемещения, излишняя обработка, переделка брака.
Сформированный перечень потерь, их содержательная характеристика, причины возникновения -результат комплексного анализа организации различных бизнес-процессов реального производства. Практика свидетельствует о том, что независимо от назначения и функционала исследуемых процессов, в случае нарушения принципов бережливости на всех этапах создания, производства, потребления продукта возникают указанные виды потерь (отходы). Для выявления причин потерь (отходов) и их устранения система бережливого управления производством располагает разнообразными методами и инструментами [7, 8].
Сравнение основных концептуальных положений циркулярной экономики и Zero Waste позволило выявить их сходство в отношении к устранению потерь в производстве и потреблении. Так, для сокращения потерь первичных и вторичных ресурсов (пригодных для переработки и повторного использования отходов) рекомендуется выполнять следующие правила: Reduce (сократи), Reuse (используй повторно), Recycle (перерабатывай). Трансформация концепции Zero Waste ориентирована на предотвращение образования отходов, для чего принципы циркулярной экономики дополнены правилами стимулирования разумного потребления (Refuse - откажись) и сбережения биоресурсов (Rot - компостируй).
Система бережливого управления производством в большей степени ориентирована на ликвидацию потерь (муда), выявляемых при аудите производственных процессов любой отраслевой принадлежности с использованием разнообразных методов и инструментов. Эффективность данной системы доказана мировой практикой ее использования на предприятиях и в организациях, функционирующих в различных секторах экономики. В создаваемом секторе экономики по переработке отходов производства и потребления реализуются как производственные, так и инфраструктурные процессы, организация которых зачастую не соответствуют научным принципам. Следовательно, методологию бережливого управления целесообразно адаптировать для применения в исследовании и разработке рекомендаций по устранению разнообразных потерь, возникающих в связи с реализацией деятельности (процессов) по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов [4]. Поэтому прежде всего необходимо рассмотреть, каким образом организованы процессы управления движением ТКО.
Государственное управление в области обращения отходов построено в соответствии с функциональным подходом, в котором предусмотрена организация системы по функциям и уровням иерархии, и включает три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются федеральные законы, нормативно-правовые акты, осуществляется государственный надзор на объектах, подвластных федеральному государственному экологическому надзору согласно ФЗ «Об окружающей среде» [4]. Этот же закон определяет взаимоотношения с региональными операторами, наделяя их полномочиями регулировать и организовывать процессы обращения с ТКО. Так, региональные операторы должны участвовать в создании инфраструктуры «мусорной» отрасли на территории своей зоны (в том числе установка, ремонт и замена контейнеров для ТКО на площадках накопления мусора), а также реализовывать все функции управления процессом обращения отходов в рамках своей ответственности: планировать, организовывать, координировать, регулировать, контролировать деятельность исполнителей и партнеров (оценка объемов мусорообразования на основе заключенных договоров на оказание услуг, определение потребности в транспортных средствах и мощностей по сортировке ТКО, выбор перевозчиков мусора, участие в разработке маршрутов и графиков их движения, определение пункта сортировки или размещения ТКО и т. д.). Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки их в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО (перемещение ТКО из мест накопления ТКО в мусоровоз и действия по подбору оброненных при погрузке ТКО в мусоровоз).
Традиционно в управлении процессами обращения ТКО региональные операторы ориентируются на функциональный подход, в соответствии с которым для достижения цели выполняется комплекс определенных функций (действий), закрепленных за конкретными исполнителями. Смысл данного вида управления характеризуется следующими положениями: «...Строгая вертикальная иерархия управления; жесткое разделение труда, сгруппированное в соответствии со спецификой выполняемых действий; управление, ориентированное на выполнение однородных действий» [9, 10].
Возможность использования методологии функционального подхода для построения системы управления обращением отходов определяется тем, что исследуемые процессы характеризуются такими признаками, как периодическая повторяемость, однотипность действий, массовый тип «производства» отходов и высокий уровень специализации. Для реализации функции управления «организация и координация» в рамках отдельного бизнес-процесса традиционно используются принципы, разработанные еще Ф. Тейлором, результативность которых доказана практикой. Это разделение процесса выполнения функции на простейшие действия, рационализация выполнения трудовых действий или операций; закрепление ограниченного числа действий (операций) за
конкретным исполнителем и обучение его рациональным приемам труда [11].
Данные принципы целесообразно применять в рамках бизнеса, где осуществляются технологии сортировки, обезвреживания и утилизации ТКО, операционный состав и содержание которых зависят от используемых методов «производства» конечного продукта. Очевидно, что применение научных принципов проектирования подобных «стационарных» технологических и производственных процессов следует рассматривать как создание предпосылок для внедрения средств автоматизации и роботизации с целью повышения производительности и улучшения условий труда работников.
Процесс транспортировки мусора включает ограниченное число однотипных действий (погрузочно-раз-грузочные работы, транспортировка по заданному маршруту). Исполнители этих работ объединяются в специализированные команды (бригады), деятельность которых нацелена на выполнение своих локальных целей. В качестве целевых показателей, отражающих результаты функционирования подобных объединений исполнителей, используются количественные (объемные) характеристики. В своей деятельности команды ориентированы на увеличение таких показателей, зачастую определяющих размер заработка: число поездок, объем перевезенного мусора, расстояние транспортировки и т. д. Перевозчику безразлична степень заполнения контейнера (переполнены или не полностью заполнены), качество первичной сортировки ТКО, пункт назначения вывоза мусора (полигон для захоронения или предприятие по переработке отходов), результаты нарушения графика вывоза ТКО и т. д. Выполняя свои узкоспециализированные задачи, исполнители перестают видеть конечные результаты всего проекта и осознавать свое место в общей цепочке.
Ситуация осложняется тем, что операторы, как правило, привлекают для перевозки ТКО специализированные транспортные предприятия, для которых значение имеют объем заказа, условия и сроки оплаты выполненной работы. Они участвуют в управления отходами опосредованно, и стратегические цели «мусорной» реформы для этих организаций безразличны. Подобная локализация интересов и несогласованность целей становится причиной отсутствия взаимодействия между группами исполнителей, как в рамках отдельных процессов, так и отдельных стадий обращения отходов. В результате нарушается обмен информацией между ними, увеличиваются сроки и затраты на выполнение функций (работ), образуются разнообразные виды потерь и т. д. Кроме того, одной из причин снижения эффективности управления ходом «мусорной» реформы является разрыв цепочки логически связанных процедур по первичному сбору и превращению ТКО во вторичные материалы и ресурсы.
Так, деятельность региональных операторов ограничивается вывозом, сортировкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения и ведение их реестра, т. е. первичная сортировка бытового мусора на стадии его накопления на кон-
тейнерных площадках операторами не осуществляется. В «жизненном цикле» обращения отходов ответственность за результаты организации этой деятельности на уровне многоквартирных домов и индивидуальных домовладений лежит на муниципалитетах. Именно местные органы управления могут курировать участие населения в первичной сортировке бытового мусора. Очевидно, что результативность действий граждан по сбору и сортировке бытового мусора будет зависеть от понимания конечной цели этой работы, знания принципов и технологии раздельного пакетирования отходов, а также от экономических стимулов в виде снижения стоимости «мусорных» услуг и тарифов. Несогласованность интересов населения и целевых установок реформы, отсутствие у них навыков в обращении с бытовым мусором проявляется в том, что более 80 % отходов потребления становятся непригодными для переработки и извлечения полезных фракций.
Не способствует первичной сортировке бытового мусора по видам и то обстоятельство, что зачастую придомовые контейнерные площадки не оснащены оборудованием, пригодным для размещения бытовых отходов по фракциям (пищевые отходы, прочий «сухой мусор», опасные отходы, в том числе отработанные ртутьсодержащие лампы).
Эти выводы подтверждает морфологический состав накопленного объема отходов на полигонах, который включает разнообразные фракции: металл, бумага, пластик, стекло, древесные отходы, строительный мусор, органика и другие виды отходов. Такой «микс» ликвидирует полезные свойства отходов, делает невозможным вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичных материалов и ресурсов.
Таким образом, практика использования функционально-ориентированного подхода в построении «мусорной» отрасли как вертикально-иерархичной структуры с недостаточно развитыми горизонтальными связями демонстрирует серьезные сбои, и требуется трансформация на основе положений концепции процессно-ориентиро-ванного управления.
Концепция процессно-ориентированного управления (Business Process Management) связана с именами двух американских исследователей в области менеджмента: Майкла Хаммера и Джеймса Чампи, построивших данную концепцию на основе многолетнего опыта реинжиниринга бизнес-процессов в крупнейших международных корпорациях [12].
Процессный подход - это систематическая идентификация, трансформация и управление процессами в организационных структурах, а также обеспечение эффективного взаимодействия таких процессов [13].
Создание процессно-ориентированной системы управления предполагает не только проработку механизмов взаимодействия в рамках процесса между структурными единицами внутри организации, но и с рыночной средой (клиенты, поставщики, партнеры, властные структуры). Процессный подход ориентирован на конечный результат, что кардинально расширяет зону ответственности исполнителей: от качественного выполнения своего функционала до достижения целевых показателей всего процесса. Целесообразность использования данного подхода проявляется в следующем:
- достигается необходимый уровень прозрачности, информативности, оптимизации структуры процессов и оказываемых услуг, тем самым повышается управляемость;
- снижаются издержки, повышается рентабельность за счет оптимизации выполняемых функций процессов, сокращения длительности и стоимости процессов, синхронизации и координации взаимосвязанных процессов;
- реализуются процедуры анализа процессов с целью их совершенствования;
- создается единая база знаний о функционировании участников процесса, позволяющая руководителям получать отчеты по всевозможным аспектам;
- обеспечивается полномасштабное внедрение системы управления процессами;
- снижается влияние человеческого фактора в управлении [14].
Сочетание функционального и процессного подходов обеспечит не только создание организационной структуры (функциональных областей), но и позволит установить регламент взаимодействия процессов в ее рамках, т. е. появляется возможность объединить в единое целое линейные процессы и обеспечить согласованное выполнение целевых показателей всеми участниками и исполнителями.
Обсуждение
Представляется, что наибольшая сложность при использовании предлагаемых концепций будет состоять именно в минимизации образования отходов (с точки зрения разумного потребления, уменьшения количества упаковки и пр.) и максимизации первичной сортировки отходов населением.
Проводниками государственной политики в области управления обращением отходов по опыту зарубежных стран являются муниципалитеты, обладающие широкими правами в разработке правил первичной сортировки бытового мусора, отходов населением и организации системы его сбора, переработки, утилизации.
Так, в организации первичного сбора, сортировки и транспортировки бытовых отходов до пунктов размещения (контейнеров) в Швеции «.ключевое место. занимают местные органы самоуправления - коммуны. Им принадлежит инициатива в разработке новых правил в области переработки отходов.» [15]. Деятельность коммун направлена, во-первых, на реализацию целей и принципов устойчивого развития в управлении обращением ТКО посредством использования инструментария государственного механизма. Во-вторых, коммуны формируют систему сбора и сортировки ТКО с учетом социально-экономических и «территориальных» особенностей управляемых ими административных обра-
зований (планирование снижения объемов образования ТКО, определение тарифов на услуги; выделение пунктов приема и размещения отходов, разработка транспортной логистики, реализация залоговой системы, разработка правил сортировки ТКО, обучение населения и т. д.). Муниципалитеты инициируют процесс формирования общественных ассоциаций и объединений, способствующих распространению информации о лучших практиках в области сбора, сортировки и переработки ТКО среди населения и экономических агентов экологической отрасли [16].
Кроме того, местные органы самоуправления, используя модели теории коллективного действия, добиваются обязательного выполнения населением правил сбора и сортировки бытовых отходов (создание условий подчинения индивидуальных интересов (целей) граждан общественной цели в области обращения бытовых отходов) [17].
Обеспечение выполнения населением требований муниципалитетов по сортировке отходов может быть достигнуто, по опыту зарубежных стран, за счет следующих мер:
- для «производителей» бытового мусора разработать стандарты сортировки и осуществлять контроль их исполнения при распределении фракций по контейнерам общего пользования;
- в случае нарушения установленных правил фракционного заполнения мусорных контейнеров - выплата штрафа;
- оплата населением сбора, транспортировки, переработки отходов. При определении размера платы может быть реализовано сочетание двух подходов: pay-as-you-throw (размер ставки платы зависит от выбранного объема контейнера) и curbside collection (размер ставки платы зависит от периодичности вывоза отходов - раз в неделю, раз в две недели и т. д.);
- установление бесплатных нормативов на образование определенного количества отходов, в случае превышения которых взимается плата в зависимости от величины отклонения от нормы[17].
Заключение
Таким образом, для получения максимального эффекта от внедрения системы реформирования «мусорной» сферы с использованием методов и инструментов бережливого производства необходима интеграция функционального и процессного подходов управления. Отмеченные концепции циркулярной экономики и Zero Waste органично дополняют рассмотренную концепцию бережливого производства, прежде всего, в переориентации сознания общества на разумное потребление. Вместо «экономики потребления» - осознанное отношение к процессу формирования отходов и полноценное участие в первичной сортировке и преобразовании отходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2020 году. URL: https:// ecology.bashkortostan.ru/presscenter/lectures/1435/
2. What-circular-economy / United States Environmental Protection Agency. URL: https://www.epa.gov/recyclingstrategy/what-circular-economy
3. Воротников А. М. В России начинается переход к циркулярной экономике замкнутого цикла // Экологический пресс-центр. URL: http:// ecopress.center/page4186642.html
4. Концепция «Ноль отходов». URL: https://tjournal.ru/s/eco/154153-koncepciya-nol-othodov-ili-zero-waste
5. Канал РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d6bf09d9a7947a2afc38cc0
6. Об отходах производства и потребления: федер. закон № 89-ФЗ от 24.06.1998.
7. Вумек Д. П., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / пер. с англ. М.: Альпина Диджитал, 2003. 650 с.
8. Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2018. 135 с.
9. Елкина Л., Сухова Н., Яковлева А. Интеграция процессного подхода и Agile-технологии проектного менеджмента в бережливом производстве // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 1(151). С. 51-57. https://doi.Org/10.34773/EU.2020.1.13
10. 13th Annual State Of Agile Report. URL: https://www.stateofagile.eom/#ufh-c-473508-state-of-agile-report
11. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента / пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.
12. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 288 с.
13. Калачева Е. А. Функциональный и процессный подходы к управлению // Материалы Междунар. науч.-техн. конф., 1-5 дек. 2015 г. М.: РТУ МИРЭА, 2015. С. 143-146.
14. Организация переработки отходов в Швеции. URL: http://rysslandshandel.Se/i/0TH/obr%20s%20oth.pdf
15. Остром Э. Управление общим. Эволюция институций коллективного действия / пер. с англ. Т. Монтян. Киев, 2013. 400 с.
16. Системы управления бытовыми отходами разных стран: рецепты для России / Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/wpcontent/uploads/2019/10/sistemy-utilizatsii-othodov-raznyh-stran-25-09-2019.pdf
17. Елкина Л., Вильданова Л. Управление обращением отходов: отечественный и зарубежный опыт // Национальная ассоциация ученых. 2022. Т. 1. № 75. С. 30-35. https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2022.175.556
Статья поступила в редакцию 03 февраля 2022 года
УДК 568.567.1 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-1-161-167
Functional and process approaches in the lean management of municipal solid waste
Lyudmila Gennad'evna ELKINA* Lyaisan valer'evna vIL'DANovA**
Bashkir State University, Ufa, Russia Abstract
Relevance. The aggravation of the situation with accumulated municipal solid waste in Russia as a social and environmental problem on the one hand, and the loss of valuable resources, which are these wastes, on the other, determine an economic problem that requires the creation of a mechanism for managing the processes of generation and processing of production and consumption waste.
The purpose of the study is to substantiate the need for a holistic approach to the management of municipal solid waste based on the existing concepts of the circular economy, Zero Waste and lean production; the toolkit of the latter makes it possible to build an effective self-improving waste management system based on functional and process approaches. Results. An analysis of the waste collection and recycling system showed the limitations of the mechanism built on a functionally oriented approach, manifested in the localization of interests and inconsistency of goals, which causes a lack of interaction between groups of performers, both within individual processes and at individual stages of waste management. Therefore, it is required to build a system of interrelated procedures that ensures the elimination of various losses that arise in connection with the implementation of activities (processes) for the collection, accumulation, transportation, processing, disposal, sterilization, placement of waste, which is the concept of lean production, the effectiveness of which proven by world practice of its use in enterprises and organizations operating in various sectors of the economy.
Conclusion. To obtain the maximum effect from the introduction of the system of reforming the "garbage" sphere using the methods and tools of lean production, it is necessary to integrate the functional and process management approaches. The noted concepts of the circular economy and Zero Waste organically complement the considered concept of lean production, primarily in reorienting the consciousness of society towards reasonable consumption instead of the "consumer economy", a conscious attitude to the process of waste generation and full participation in their primary sorting and transformation.
Keywords: municipal solid waste (MSW), waste management system, waste recycling, resource saving, circular economy and Zero Waste, lean production.
REFERENCES
1. State report on the state of natural resources and the environment of the Republic of Bashkortostan in 2020. (In Russ.) URL: https://ecology. bashkortostan.ru/presscenter/lectures/1435/
2. What is a Circular Economy? United States Environmental Protection Agency. https://www.epa.gov/recyclingstrategy/what-circular-economy
3. Vorotnikov A. M. The transition to a closed-loop circular economy begins in Russia. Ecological Press Center. (In Russ.) URL: http://ecopress. center/page4186642.html
4. Zero Waste concept. (In Russ.) URL: https://tjournal.ru/s/eco/154153-koncepciya-nol-othodov-ili-zero-waste
5. RBC channel. (In Russ.) URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d6bf09d9a7947a2afc38cc0
6. On production and consumption wastes: Federal law no. 89 of June 24, 1998. (In Russ.)
7. Womack D. P., Jones D. 2003, Lean Thinking: Banish waste and create wealth in your corporation. Translated from English, Moscow, 650 p. (In Russ.)
8. Rother M., Shook J. 2018, Learning to see. Translated from English. Moscow, 135 p. (In Russ.)
9. Elkina L., Sukhova N., Yakovleva A. 2020, Integration of the process approach and Agile-technology of project management in lean production. Ekonomika i upravleniye: nauchno-prakticheskiy zhurnal, [Economics and management: Research and practice journal], no. 1 (151), pp. 51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.34773/EU.2020.1.13
10. 13th Annual State of Agile Report. URL: https://www.stateofagile.com/#ufh-c-473508-state-of-agile-report
11. Taylor F.W. 1991, The principles of scientific management. Translated from English. Moscow, 104 p. (In Russ.)
12. Hammer M., Champy J. 2011, Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution. Moscow, 288 p. (In Russ.)
13. Kalacheva E. A. 2015, Functional and process approaches to management. Proceedings of the International scientific-technical conference, Moscow, pp. 143-146. (In Russ.)
14. Waste management in Sweden. (In Russ.) URL: http://rysslandshandel.se/iZ0TH/obr%20s%20oth.pdf
15. Ostrom E. 2013, Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Translated from English. Kiev, 400p. (In Russ.)
16. Household waste management systems in different countries: recipes for Russia. Institute for the Economy of Growth, Stolypin P. A. URL: https://stolypin.institute/wpcontent/uploads/2019/10/sistemy-utilizatsii-othodov-raznyh-stran-25-09-2019.pdf
17. Elkina L., Vildanova L. 2022, Waste management: domestic and foreign experience. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh [National Association of Scientists], vol. 1, no. 75, pp. 30-35. (In Russ.) https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2022.175.556
The article was received on February 03, 2022
Ие11ша_1и<^тНа@тЬох.ги "[email protected]