Научная статья на тему 'Формирование экономического поведения у будущих субъектов экономической деятельности'

Формирование экономического поведения у будущих субъектов экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«экономическое поведение» / «экономическая компетентность» / готовность к новой экономической жизнедеятельности / личностные особенности студентов как будущих субъектов экономической деятельности / «economic behavior» / «economic competence» / readiness for a new economic activity / personal students’ characteristics for their future economic activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В Г. Казанская

В статье рассматриваются проблемы готовности студентов-экономистов, как будущих субъектов экономической деятельности, к экономической жизнедеятельности, дана характеристика личностных особенностей студентовэкономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — В Г. Казанская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of economic behavior in the future of economic activity

This article discusses the problems of readiness of students-economists as future specialists to economic activity; the author describes specific characteristics of students-economists personal features.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического поведения у будущих субъектов экономической деятельности»

3. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995. - 356 с.

4. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.

5. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. чл-корр. РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -416 с.

УДК 159.922.8

В. Г. Казанская

Формирование экономического поведения у будущих субъектов экономической деятельности

В статье рассматриваются проблемы готовности студентов-экономистов, как будущих субъектов экономической деятельности, к экономической жизнедеятельности, дана характеристика личностных особенностей студентов-экономистов.

This article discusses the problems of readiness of students-economists as future specialists to economic activity; the author describes specific characteristics of students-economists personal features.

Ключевые слова: «экономическое поведение», «экономическая компетентность», готовность к новой экономической жизнедеятельности, личностные особенности студентов как будущих субъектов экономической деятельности.

Key words: «economic behavior», «economic competence», readiness for a new economic activity, personal students' characteristics for their future economic activity.

Современный этап развития психологии характеризуется все большей интеграцией с науками о человеке и обществе, проникновением в область производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил и составляющих базис общественного строя. Междисциплинарное взаимодействие экономической и психологической наук, труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, психологии труда, национальной и региональной экономики (Букин Л.Л., Гальперин

83

В.М., Вяткин А.П., Горбунова Ю.В., Дробышева Т.В., Ермакова И.В., Игнатьев С.М., Казаринов В.В., Карнышев А.Д., Котова И.Б., Ланкастер К., Лейбенстайн Х., Моргунов В.И., Морозюк Ю.В., Фридмен М., Хикс Дж. и др.) свидетельствуют о необходимости созидательного преобразования социально-экономических процессов и исследований их психологических аспектов.

Экономический рост и безопасность государства возможны только на основе активности конкретных людей, способных к самоактуализации в той или иной производственной сфере. Приоритетными научными исследованиями в связи с этим становятся экономическое поведение и структуры личности, адекватные рыночной экономике. Не секрет, что еще не все люди в России принимают рыночные отношения, они пассивны или опасаются иметь свое собственное дело. Вряд ли следует относить к такой категории только старшее поколение. Базисная подготовка специалистов на основе учебных курсов классической «Есопотюэ» требует учета отечественной социокультурной среды. Как показывают наши собственные исследования, полученные экономические знания часто остаются у студентов «мертвым грузом» и мало способствуют формированию экономического поведения. К примеру, на поставленный вопрос «Хотите ли Вы открыть свое собственное дело?» были получены такие ответы: «Если бы знал, как это сделать, открыл бы» (половина опрошенных респондентов), «Да, если мне помогут родственники» (пятая часть опрошенных), «Открою консалтинговую фирму и буду учиться дальше, так как знаний не хватает» (единичный случай). Другие считали, что в нашем государстве много непредсказуемых деструктивных процессов, поэтому ничего загадывать нельзя. Некоторые на этот вопрос не захотели отвечать, считая, что все будет решаться по окончании университета1.

Отмеченные факты свидетельствуют о том, что реальное поведение человека не совпадает с требуемым «экономическим». В связи с этим целью настоящей работы является изучение реального и

1 В исследовании принимали участие студенты МНУ курсов дневного и заочного отделений экономического факультета, обучающиеся на специальностях «связи с общественностью» и «менеджмент» в количестве 100 человек в 2007 учебном году (См.: Казанская В.Г. Личность в экономическом пространстве. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина; Серия Психология. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007).

требуемого экономического поведения, особенностей личности «экономического человека» и формирование отмеченного у студентов, которые могут стать субъектами экономической деятельности.

Задачи исследования состояли в том, чтобы:

• выявить уровень экономической компетентности студентов,

• выяснить отношение студентов к рынку и деньгам,

• изучить элементы готовности к новой экономической жизне -деятельности (элементы экономического поведения),

• определить особенности студентов экономического факультета неэкономического профиля, влияющие на субъектные признаки,

• рассмотреть свойства личности, составляющие субъектные профили будущей экономической деятельности.

Мы полагали, что для формирования экономического поведе -ния студенты должны иметь определенные личностные и субъектные качества, которые приводят их к поиску сфер приложения своих экономических и других знаний по специальности. Данные качества могут создавать субъектные профили «экономического человека». Следует учесть, что исследование экономической направленности личности и ее структуры способствует более точному пониманию феноменов экономического поведения, «экономического человека» и в целом «экономической личности». Можно считать, что направленность личности на решение экономических задач, целесообразность (и нецелесообразность тоже) приобретения денег, их трат и рисков, займов и кредитов, вложений во что-либо характеризуется только в контексте мотивации, поскольку другого пути объяснения экономической активности и направленности конкретной личности просто не существует.

Прежде надо иметь в виду методологические принципы любого психологического исследования, которые разработаны еще в отечественной психологии, начиная с 30-х гг. ХХ в. Это принципы детерминизма (причинной обусловленности психических явлений, когда внешние факторы действуют на основе внутренних причин, а затем они меняются местами, и то, что было причиной, становится следствием, а последнее выступает причиной); единства сознания и деятельности (любое психическое новообразование, будь то новое свойство мышления или произвольное внимание, когда (в нашем

случае) человек следит за рынком ценных бумаг или курсом валют, составляет экономические проекты); единства личности и деятельности (свойства личности проявляются, формируются и корректируются только в деятельности и деятельностью (не умеет совершать экономические сделки, но учится не совершать ошибки, обращая внимание на главное и детали, просчитывая выгоду и потери); принцип развития (человек меняется на протяжении жизни: ценности, интересы, мотивы и пр. могут появляться в связи с новыми жизненными обстоятельствами, что влияет на характер его приобретений, денежных трат, экономических начинаний и личностных бизнес-планов); взаимодействия (жизнь человека и ее экономическая составляющая проходит среди людей, для людей и осуществляется посредством их участия, посему различные траты или благотворительность - это отражение в сознании их значимости). Наконец, один из важных принципов - принцип гуманных отношений, то есть нельзя наносить вреда другому, хотя в реальном бизнесе банкротство одной коммерческой фирмы в результате действия другой происходит довольно часто. Вместе с тем в настоящее время декларируется гуманность бизнеса. Обратимся к пониманию поведения и экономического поведения, в частности, а также таких структур личности, которые необходимы для ведения собственного бизнеса.

Экономическое поведение для общей психологии является относительно новым понятием, но поведение составляло предмет психологии с точки зрения американских ученых еще в первой трети ХХ в. (Торндайк Э., Уотсон Дж. и др.). Исходя из формулы, введенной бихевиористами, то или иное поведение появляется при определенном стимуле, то есть стимул приводит к реакции (Б ^ К). Зная стимул (Б) или раздражитель, можно заранее предсказать, каков будет на него ответ, или реакция (К). Предполагалось, что такая формула свидетельствует о механистичности, неосознанности, поведения человека. Однако даже классические бихевиористы отрицали полную механистичность и независимость поведения от сознания. Поэтому с их теоретической позицией следует считаться при объяснении действий и поступков человека. К примеру, основатель бихевиоризма Дж. Уотсон отмечал: «... человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут

быть предсказаны и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество приписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак - словом, все вообще исторически возникающие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать - в самом общем смысле этого слова - поведение человека, общество не могло существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям» [22, с. 37]. Это замечание существенно для понимания взаимодействия «объект - субъект», потому что только в поведении можно обнаружить их связь (или ее отсутствие друг с другом). Иного пути для анализа психологии потребления просто нет. Да и экономическое поведение можно объяснять с позиции стимула - реакции. В дальнейшем мы покажем это на примерах использования денег в организации студентами своего досуга и денежных трат в целом, хотя игнорирование мотивов как феноменов сознания можно отметить в классическом варианте этого теорети -ческого направления.

В связи с этим нельзя не отметить некоторые положительные моменты в бихевиоризме, в частности, указание на проявление в социальном мире ситуаций и сложных поведенческих актов.

Описывая поведение, Дж. Уотсон, Э. Толмен и др. представители этого направления пытались найти его движущие силы и механизмы. Так, в работе «Поведение как молярный феномен» Э. Толмен среди особенностей поведения отмечает самой первой направленность на цель. Ученый различает такие компоненты поведения: целевой объект, из чего он исходит, отношение к объекту, используемое в качестве средств достижения цели, и избирательность, проявляющуюся в выборе средств, ведущих к ее достижению более рациональным путем. Эти продуктивные идеи можно исполь -зовать при анализе поступков человека, например, отказ от одной покупки и предпочтение другой, более дешевой или более качественной и красивой, но дорогой. Э. Толмен пишет: «Полное определение любого отдельного акта поведения требует отношения к некоторому специфическому объекту - цели или объектам, на которые этот акт направлен, или, может быть, исходит от него, или то и другое» [20, с. 52].

Для объяснения сущности экономического поведения можно сослаться и на представителя новейшего бихевиоризма Б. Скинне-ра. Скиннер считал основной единицей поведения выработанную реакцию на постоянно действующие раздражители - условный рефлекс. Б. Скиннер для объяснения поведения вводит такое понятие, как подкрепление. Оно является основным механизмом соотношения среды и организма (человека). Последнее можно проиллюстрировать системой получения скидок при покупке, если есть карта. У студентов популярна система получения баллов за выполнение тех или иных работ - за выступление с комментариями на семинарских занятиях, написание рефератов и пр. Б. Скиннер называет такое поведение оперантным. Оно обычно влияет на окружение и порождает новые стимулы, действующие на организм.

Экономическую теорию также интересовали проблемы поведения человека. Так, еще в конце Х1Х века исследовались вопросы особенностей заработка, займа и кредита. Естественно, в этом случае надо было понимать реальное экономическое поведение когда берут в долг, когда его отдают, кому можно давать кредит, каков характер потребления, как привлечь внимание к инвестициям и т. п. Еще в 1881 году французский социолог Г. Тард считал, что взаимодействие людей может свидетельствовать об экономическом поведении. В частности, культура потребления, с его точки зрения, может быть различной у людей в разном возрасте у разных групп. Иначе говоря, младший школьник и взрослый человек по-разному видят смысл денег, и их поведение отличается, очевидно, тем, что один может вести себя непредсказуемо и импульсивно, другой -прогнозирует последствия своих необдуманных трат.

Французские экономисты П. Альбу и П. Рейно в шестидесятые годы ХХ века добавили в понятия «экономический человек» и «экономическое поведение» такие психологические факторы: мотивы как движущие силы психической активности, эмоции человека при материальных выигрышах и крахах и пр. Это можно проиллюстрировать примерами из времени «великой депрессии», а коллективные экономические действия показательны при панике или дефолте, когда скупаются, прежде всего, самые необходимые предметы быта или питания (соль, спички, сахар, мука и пр.)

В «Принципах политической экономии» А. Маршалл ссылается на английского экономиста Р. Гиффена «... повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сократить потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания, которые они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше» [24, с. 121].

Р. Гиффену принадлежит и пример с увеличением потребления картофеля во время голода 1845 г. в Ирландии после повышения цены на этот продукт. После отпуска розничных цен в январе 1992 г. в России часто стали замечать увеличение спроса на хлеб. Увеличение потребления хлеба в России в феврале 1992 году обусловлено снижением дохода, что привело к увеличению потребления «некачественного блага». А рост общего уровня цен привел к тому, что мясные и молочные продукты подорожали не в меньшей степени, чем хлеб. Эти примеры характеризуют суть экономического поведения, при котором происходит разложение общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода.

Во-первых, для «нормальных» товаров всегда выполняется закон спроса, то есть при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены - уменьшается.

Во-вторых, для «товаров низкого качества» закон спроса также во многих случаях выполняется. Однако при снижении цены на товары низкого качества объем спроса на них уменьшается, а при повышении цены увеличивается [24, с. 120].

Иначе говоря, цена товара влияет на экономическое поведение.

Экономическое поведение характеризуют два показателя: эффект замены и эффект дохода. Объем спроса на одни товары вследствие увеличения дохода потребителя может возрастать («нормальные» товары), в то время как на другие товары снижаться («товары низкого качества»). Значит, изменение цены какого-то товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар. Это происходит двумя путями. Во-первых, объем спроса изменяется в связи с изменением относительной цены данного товара, во-вторых, из-за изменений реальных доходов потребителей. Понимание этого привело экономистов к необходимости

89

введения понятия «эффект замены» и «эффект дохода». Под эффектом замены понимается изменение относительной цены товаров при неизменном доходе, то есть при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ. Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное изменением цены на эффект дохода, то есть эффект дохода обусловливает интенсивность поведения.

Экономисты описывают экономическое поведение человека в контексте трат, действий потребителя, реакции потребителя на изменение цен и уровня жизни. К примеру, когда ожидается, что деньги могут быстро обесцениться, то есть может произойти инфляция, становится выгодно брать в долг. Каждый, кто хочет сделать накопление, должен вложить свои деньги в то, что будет расти в цене, например, в недвижимость. П. Хейне пишет, что американцы в 70-е гг. прошлого века пришли к выводу: темп инфляции в 5 или 10% в год становится правилом, а не исключением. Поэтому спрос на недвижимость возрастает. Растут цены на землю и дома. Соответственно ставки по ссудам на строительство домов тоже повышаются. Когда же темп инфляции неожиданно упал (ниже 4% в 1983 году), они увидели, что слишком дорого заплатили за свои владения. Неопределенность в связи с будущими ценами приводит людей к недовольству политикой правительства [23, с. 243].

Экономическое поведение входит в структуру общей социализации личности, так как показывает, как формируются правила экономического поведения, регулируются нормы и правила жизни субъекта в экономическом пространстве.

Как показывают исследования последних лет, проведенные в возрастной и педагогической психологии, ученые рассматривают экономическое поведение в контексте социализации личности.

Так, наши блиц-опросы студентов-неэкономистов, изучающих экономические дисциплины, обнаружили правильную аргументацию их экономических действий и экономического поведения в целом. К примеру: «Возможно, если бы деньги у меня были в избытке, я занялась бы благотворительностью, пожертвованием в различные фонды, организации и т. п. Экономическое поведение - это деятельность людей, связанная с финансами и этикой поведения в условиях рынка»; «. экономическое поведение - это поведение,

обусловленное состоянием экономики на данный момент»; «экономическое поведение, по-моему, - это такой вид жизнедеятельности, который имеет место в системе экономики в целом или какого-либо региона. Думаю, любой бизнес, предпринимательство, является ярким примером экономического поведения»; «экономическое поведение - это место и действия человека на рынке труда и услуг, его отношение к деньгам и материальным ценностям»; «экономическое поведение - это действия, связанные с какими-либо средствами, в первую очередь, денежными» и пр. По-видимому, наиболее точное определение экономического поведения содержится в двух последующих примерах, поскольку в них акцентируется внимание на действиях человека в экономическом пространстве.

Одна из психологических точек зрения связывает экономическое поведение с социализацией (Вяткин А.П., Журавлев А.Л., Казанская В.Г., Казаринов В.В., Карнышев А.Д. и др.).

Как известно, социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм. Социализация зависит от условий жизни, традиций и обычаев. По мысли А.Н. Леонтьева, овладение человеком миром предметов социального мира есть процесс формирования способностей. Иначе говоря, способности человека жить в экономическом пространстве, мире бизнеса зависят от условий жизни, где требуется умение составлять экономические прогнозы, осуществлять их, развивать экономическое мышление и необходимые для рыночных условий структуры личности.

Не меньшее значение для нашей работы имеют исследования человека как субъекта своей деятельности и, в частности, субъекта экономической деятельности.

Так, точки зрения Ю.В. Морозюка, «человек в совокупности своих психологических качеств как субъект экономической деятельности является решающим фактором экономической опасности и безопасности социально-экономических систем» [9].

Это свидетельство того, что человек в бизнесе представляет собой особую социальную значимость. Поэтому необходимо выделить его субъектные свойства и более подробно понятие субъекта.

91

Понятие субъекта деятельности становилось предметом внимания еще в середине прошлого века (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн). Затем проблемы психологии субъекта нашли отражение в работах А.В. Брушлинского и его сотрудников (Г.В. Залевский, В.В. Знаков и др.). Развивая позиции Л.С. Выготского и своего учителя С.Л. Рубинштейна о свободе и активности человека, творящего свою собственную судьбу, он подчеркивает возможность человека определять цели и задачи своего жизненного роста. Дальнейшие исследования показали, что даже младший школьник способен формировать свою собственную индивидуальную среду, произвести выбор из тех факторов социальной среды, которые предлагаются взрослым. Однако если младший школьник способен выступать субъектом, то юноша тем более творит свой жизненный путь, познание и общение, намечает программы своего творческого освоения многих видов деятельности и творит, конструируя новое социальное и экономическое пространство.

С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, раскрыть природу субъекта можно только в совокупности отношений человека к природе, себе и другим людям. Именно поэтому субъект способен к специфическому способу организации, качественной определенности сознания современной личности. Личность, выступая как субъект деятельности, сталкивается с противоречием своих желаний, потребностей и объективными препятствиями на пути их удовле-творения. Разрешая противоречия, личность приобретает новое качество отношений к миру, которое проявляется и в новых способах деятельности, новых ценностных смыслах. А.В. Брушлинский определял субъекта как всеобъемлющую, активную, непрерывно развивающуюся сущность в единстве природных, социальных, общественных, индивидуальных свойств. А Б.Г. Ананьев характеризовал субъекта совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности.

Анализ работ Б.Г. Ананьева и А.В. Брушлинского позволяет сделать вывод о том, что субъект - это человек на высшем уровне своей активности, целостности, системности, автономности. Исходя

из этих методологических подходов, мы можем подчеркнуть у студентов как будущих субъектов экономической деятельности в обучении факторы саморазвития и собственной активности, что требует их принять таковыми, каковы они есть.

Исследование проводилось в течение двух лет с начала 2007 по конец 2008 года. Если вначале необходимо было провести пилотажное исследование и изучить отношение студентов к рынку, деньгам, тратам, выявить их экономическую компетентность, то затем задачи становились более дифференцированными. Так, кроме изучения особенностей поведения, диктуемым будущей жизнедеятельностью в условиях рынка, надо было обратиться к их субъектным профилям и особенностям личностных свойств, которые формируются в процессе обучения и прохождения различных видов практик (учебной и преддипломной).

Методами исследования были наблюдения, анализ продуктов деятельности (письменных работ и отчетов по практике), различные личностные тесты (табл. 1). Исследование проводилось на семинарских занятиях и в свободное от учебной деятельности время. Принимали участие студенты 1-У курсов, обучающиеся по специальностям «Связи с общественностью» и «Управление персоналом», в количестве 150 человек. Преподаватели оценивали ответы студентов на таких учебных предметах, как «Экономика», «Бюджетная система», «Современный менеджмент», «Социология и психология управления».

Для того, чтобы анализировать возможность формирования экономического поведения у будущих субъектов экономической деятельности, преподаватели выражали мнение о подготовке студентов, участвовали в выявлении наличного уровня экономических знаний. Пилотажное исследование позволило получить предварительные результаты, которые в дальнейшем могут сопоставляться с другими. Поэтому вначале проанализируем ответы студентов I курса, а затем - старшекурсников.

Таблица 1

Характеристика методов исследования

Название методик Содержание исследуемых данных

1. Анализ документации (экзаменационные ведомости, отчеты по практике, дневники по практике) Экономическая компетентность, успеваемость как готовность к будущей деятельности, выраженные умения и навыки, оценки преподавателей

2. Рейтинг преподавателей, балльные характеристики студентов Экономические знания как степень освоения учебных предметов

3. Личностный тест Лири, тест Кет-телла, опросник М. Цукермана «Стремление личности к риску», опросник «Мотив достижений» М.Ш. Аминова Комплекс свойств, влияющий на экономический субъектный профиль; свойства личности, проявляемые в экономическом поведении, возможность проявления меркантилистского поведения, направленность на рисковое поведение, оправданность и осмысленность рискового поведения

4. Проективный тест «Незаконченные предложения» Выраженные экономические знания в экономическом поведении, отношение к бизнесу, готовность открыть свое дело

Все результаты Типы экономического поведения и экономические профили личности

Итоги оценки знаний студентов до учебной дисциплине «экономика» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Знания студентов учебной дисциплины «Экономика» (специальность «Связи с общественностью», п = 50, %)

Выставленные оценки по тестам Число студентов % Соответствие требованиям

отлично 10 20 полностью соответствуют

хорошо 16 32 Соответствуют

удовлетворительно 20 40 частично соответствуют

неудовлетворительно 4 8 не соответствуют

Таблица 2 показывает, насколько экономические знания студентов могут отражать их экономическую компетентность. Так половина студентов - будущих «пиармейкеров» - способна адекватно оценить экономические проблемы, готовя себя к будущей экономической деятельности. Исходя из нашего понимания субъекта экономической деятельности, активность усвоения экономических знаний, способность их использовать и применять, являются признаками

94

экономического поведения. Вначале, на первом курсе, оно проявляется как направленность на освоение программного материала.

Следует обратить внимание на подобные результаты, полученные ранее при диагностике уровня знаний у студентов третьего курса специальностей «Связи с общественностью» и «Менеджмент» [12, с. 117-134]. Однако ранее частичное соответствие требуемому образовательному стандарту показали 30 % студентов и 10 % - полное несоответствие, то первокурсники оказались более подготовленными. Причиной этого можно считать невостребованность экономических знаний, отсутствие их влияния на экономическое поведение студентов третьего курса. Данный факт позволяет привести аналогию с исследованиями мышления учениками П.Я. Гальперина. Так, Х.И. Тепленькая выяснила, что у детей развивались операции включения и выключения, обратимости и инвариантности, но только в экспериментальных задачах, развития мышления в целом не происходило.

Следовательно, получаемые знания должны постоянно включаться в новые когнитивные структуры, влиять на экономическое поведение и создавать субъектность экономической деятельности.

Как осознают студенты пятого курса свои экономические знания и их роль в будущей экономической деятельности, выяснялось проективными тестами «Мои экономические знания.». В исследовании приняли участие 20 человек, обучающихся специальности «Связи с общественностью» (табл. 3).

Таблица 3

Роль экономических знаний в будущей деятельности (р = 20)

Осознают необходимость знаний в будущей деятельности Могут использовать их, если придется Экономическими знаниями обладают Недостаточно

5 (25 %) 3 (15 %) 12 (60 %)

Исследование показало, что на экономическое поведение влияет интерес и направленность на экономическую деятельность. В свою очередь они эксплицируются в экономических действиях -экономических расчетах, тратах, экономических приоритетах и др. Поэтому если студенты активны, ставят реалистические цели, соот-

нося их с производственной практикой и реализуя некоторые, то можно выявить субъектные свойства «экономической личности».

Основные свойства субъектов будущей экономической деятельности у студентов были: учебная мотивация, целеполагание, внутренний план действий, самоконтроль, действие оценивания, инициативность, познавательная активность, самостоятельность, напряженность деятельности, эмоциональное отношение к учебной деятельности, желание успешности деятельности, умение достигать успехи, не уставая, интенсивность деятельности, устойчивость положительных оценок учебной деятельности. Проиллюстрируем эти качества результатами, полученными с помощью личностного теста Р.Б. Кеттелла и конкретными примерами. Следует иметь в виду, что названные выше свойства субъектов учебной деятельности выделялись у студентов-первокурсников, третьекурсников и пятикурсников. В диагностике принимали участие по 20 человек с курса. Испытуемые не подвергались специальному отбору.

Таблица 4

Свойства студентов как субъектов будущей деятельности (п = 60, %)

Свойства субъектов познавательной деятельности Кол-во студентов %

1. Активность, инициативность, в частности, в экономическом поведении 40 75

2. Желание успешной деятельности в бизнесе 50 Более 80

3. Самостоятельность 30 50

4. Экономическая учебная мотивация 30 50

5. Умение достигать успехи, не уставая 25 Более 20

6. Устойчивость деятельности 20 33

7. Постановка целей 40 75

Как видим, признаки субъектности были обнаружены у студентов (от 20 до 50 испытуемых). Студенты могли проявлять несколько свойств субъекта. Менее всего студенты могут быть устойчивыми в деятельности (только третья часть обследованных), не все умеют достигать успеха, не уставая (чуть больше третьей части принявших участие в исследовании - 25 человек). Чаще всего студенты умеют ставить цели (40 человек, то есть две третьих обследованных), желают успешной деятельности (50 человек). К сожалению, только половина студентов имеет экономическую учебную мотивацию.

Студента как субъекта будущей экономической деятельности характеризуют потребности, при этом сфера бизнеса может характеризоваться рисковыми действиями. Рискованные действия являются показателем экономического поведения и субъектности.

Таблица 5 показывает, что выше потребности в риске у студентов специальности «Связи с общественностью», так как у 50 против 30 они среднего и высокого уровня. Однако мнения студентов о бизнесе, своем месте в нем показывают, что они понимают сложность этой сферы экономической деятельности. Кроме знаний, навыков и желания, необходимы и соответствующие черты характера и воли (настойчивость, целеустремленность, внимательность, мобильность, желание успеха, погруженность в экономическую деятельность и др.). Мотив успеха свидетельствует о тенденции показать себя с лучшей стороны. Последнее, как известно, является аспектом меркантилистских устремлений. Доказательством этого является предметная атрибутика, комплекс таких черт экономического поведения, где личность хочет выглядеть с лучшей стороны, но с помощью денег. Приобретая вещи, личность предполагает выгоды, выигрыши от взаимодействия с другими. При этом траты и потери носят не обезличенный характер, а строго субъектный. Тот, кто стремится к выигрышу любой ценой, не видит в другом человеке личность. Стремясь быть более сообразительным и успешным, меркантилист радуется проигрышу соперника или равнодушен к неудачам других людей. В итоге, выиграв в экономическом успехе, такая экономическая личность проигрывает в гуманности. Не случайно поэтому одним из важных вопросов в настоящее время, является вопрос о социальной ответственности бизнеса и благотворительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Потребности студентов в риске (п = 100, % )

Специальность Уровни потребности в риске Курс, форма обучения

низкий, % (чел.) средний, %, (чел.) высокий, % (чел.)

1. Связи с общественностью 10 (10) 40 (40) 10 (10) 1, 3, 5 ДО и ОЗО

2. Менеджмент 10 (10) 25(25) 5 (5) 1, 2, 4 ДО, ОЗО

Многие испытуемые в будущем хотели бы серьезно заняться благотворительностью. К примеру, «Если бы у меня были деньги, то я бы их потратила на благотворительность - в больницы для детей с онкологическими заболеваниями»; «хотела бы помогать старикам и детям из детских домов» и пр. Однако среди студентов немного желающих заниматься благотворительностью: из 150 опрошенных только 18 человек написали об этом. Это не говорит о том, что студентам чужда эта проблема и они негуманны. Просто более значимыми для них в настоящее время является обучение, за которое надо платить, и жизнь на съемных квартирах, что в итоге требует больших материальных средств.

Обратимся к выявленному отношению студентов к деньгам и бизнесу. Пилотажные исследования показали различную ценностную значимость денег (табл. 6).

Ценностные ранги денег, прежде всего, указывают на экзистенциальные проявления студентов как субъектов экономической жизнедеятельности. Деньги демонстрируют меркантилистские устремления - пропуск в новую социальную страту (достижение особого положения в обществе). Однако все студенты понимают истинную цену денег: они работают на будущее, которое без особых «личностных вложений» не наступает. Поэтому необходимо много работать на свое будущее. В жизни каждый обязан кому-то, новые поколения рождаются из предыдущих и врастают в будущие. Поэтому и субъектность студента не появляется вдруг, независимо от того, кто, как, когда оказывает на него влияние или стимулирует активность и ответственность в жизни. «Якоря» субъектности - конкретные люди или самые значимые события, детерминирующие активность и избирательность целесообразного поведения. Поэтому можно понять тех студентов, которые способны хорошо учиться, временно принять материальные лишения и тратить деньги на необходимое, ради интересной работы и успехов в будущем. Кроме того, на более старших курсах студенты имеют не столько меркан -тилистские устремления, сколько комплексные, где экономическое пространство траты денег дифференцируется: не деньги ради денег, а деньги для настоящих и будущих детей, ограничение желаний для поездки куда-либо, накопления для покупки жилья и пр. Все отмеченное выше повлияло на выделение субъектных профилей будущей экономической деятельности.

98

Таблица 6

Влияние денег на формирование студента как субъекта экономической жизнедеятельности

Наименование ценностной значимости денег Ранг

1. Средство существования и выживания 1

2. Получение хорошего образования и обучение иностранным 2, 3

языкам

3. Свобода и независимость 4

4. Статус и имидж 5

5. Внутренняя свобода и уверенность 6

6. Достижение комфорта 7

7. Стимул для полноценного будущего 8

8. Достойный внешний вид 9

9. Достижение полноценности в жизни 10

10. Достижение независимости и самостоятельности 11

11. Успешное замужество 12

12. Часть успешной карьеры 13

13. Благополучное будущее 14

14. Получение удовольствий 15

15. Результат большого трудолюбия 16

16. Путь к силе и власти 17

17. Результат образования 18

18. Дорога к успеху 19

19. Помощь родителям 20

20. Результат везения и случая 20

21. Хорошее здоровье 20

22. Успешные дети 20

На основе анализа результатов прослеживается динамика формирования учебной мотивации. Устойчивая высокая мотивация наблюдается на первом курсе к первой экзаменационной сессии. В это время усиливается напряженность деятельности, ответственность, самоконтроль. Наблюдения показали, что особенно значимы в повышении положительной учебной мотивации факторы балльного накопления. Так, на первом, третьем, четвертом курсах популярны выступления на семинарских занятиях (5 баллов), написание рефератов и их защита (10 баллов), оппонирование выступлениям (3 балла), составление учебных плакатов, схем, персоналий (5 баллов), участие в студенческих научных конференциях с выступлением (20 баллов), сбор материалов для публикаций в стенной корпоративной газете (15 баллов) и пр.

Такая стимуляция повлияла на самоконтроль, целеполагание, внутренний план действий. Причем высокая познавательная мотивация могла снижаться, если не развивался самоконтроль, который приводил к самокритичности, объективности. Результаты двухлетнего изучения экономического поведения и учебной деятельности студентов, а также их опросы и анализ документации (зачетных ведомостей, отзывов преподавателей, мнений самих студентов) позволили выделить несколько субъектных профилей. При этом субъектный профиль может проявляться на низком, среднем, высоком уровнях (табл. 7).

Таблица 7

Общая характеристика профилей студентов как будущих субъектов экономической деятельности

Признаки субъектности Уровни проявления субъектности на I, III, IV курсах

1. Познавательная мотивация высокий и средний

2. Положительный эмоциональный фон учебной деятельности высокий и средний

3. Целеполагание высокий и средний

4. Внутренний план экономических действий Все

5. Самооценка экономических действий Все

6. Самостоятельность, в том числе экономическая Все

7. Экономическая успешность нулевой, низкий, ниже среднего

8. Напряженность учебной деятельности Все

9. Активность в освоении экономических дисциплин средний и высокий

10. Экономическая инициатива Все

11. Желание иметь собственный бизнес Все

12. Экономическая компетентность нулевой, средний, средне-высокий

13. Учебная успешность в целом средний,средне-высокий, высокий

В профилях мы видим, что студенты направлены на изучение общеобразовательных и профильных дисциплин. В субъектном профиле основным является экономический компонент. Студенты стараются читать всю рекомендуемую литературу, активны в изучении делового иностранного языка, участвуют во всех мероприятиях

факультета и кафедр. Изначально в субъектном профиле проявляется познавательная активность (табл. 7).

На основе общих характеристик профилей можно выявить профиль студентов I, III, IV курсов отдельно. Например, вот так выглядит обобщенный субъектный профиль студента I курса, в котором немало места отводится экономическим проявлениям (табл. 8).

Таблица 8

Профиль студентов I курса как будущих субъектов экономической деятельности

Свойства субъектного профиля Уровень проявления

1. Познавательная мотивация Высокий

2. Положительный эмоциональный фон учебной дея- Средний

тельности

3. Целеполагание Высокий

4. Внутренний план экономических действий Низкий

5. Самооценка экономических действий Низкий

6. Самостоятельность, в том числе экономическая Низкий

7. Экономическая успешность Низкий

8. Напряженность учебной деятельности Высокий

9. Активность в освоении экономических дисциплин Средний

10. Экономическая инициатива Низкий

11. Желание иметь собственный бизнес Низкий

12. Экономическая компетентность Нулевой

13. Учебная успешность в целом Средний

Обобщенная характеристика субъектного профиля первокурсника свидетельствует о том, что некоторые субъектные свойства слабо выражены: экономическая самостоятельность, экономическая инициатива и др. Причиной этого может быть начинающаяся адаптация к учебной деятельности (поэтому они испытывают напряжение в ней). Успешность учебной деятельности тоже невысокого уровня. Однако они имеют высокую познавательную мотивацию и целеполагание. В целом такой субъектный профиль требует от пре -подавателей помощи студентам.

Несколько отличается субъектный профиль первокурсника от профиля студентов третьего курса (табл. 9).

В профиле третьекурсника отчетливо видна динамика формирования некоторых свойств: кроме низкого уровня развития экономической успешности, остальные имеют устойчивую положительную

тенденцию к изменению. Обращает на себя внимание низкий уровень

101

развития экономической успешности, что можно объяснить отсутствием ситуаций, где требуется применение своих экономических знаний. Наконец, рассмотрим субъектный профиль старшекурсника как будущей экономической личности (табл. 10).

Таблица 9

Обобщенный субъектный профиль третьекурсника

Свойства субъектности Уровни проявления

1. Познавательная мотивация Высокий

2. Положительный эмоциональный фон учебной дея- Высокий

тельности

3. Целеполагание Высокий

4. Внутренний план экономических действий Средний

5. Самооценка экономических действий Средний

6. Самостоятельность, в том числе экономическая Средний

7. Экономическая успешность Низкий

8. Напряженность успешной деятельности Средний

9. Активность в освоении экономических Средний

дисциплин

10. Экономическая инициатива Средний

11. Желание иметь собственный бизнес Средний

12. Экономическая компетентность Средний

13. Учебная успешность в целом средне-высокий

Таблица 10

Субъектный профиль студента IV курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свойства субъектности Уровни развития

1. Познавательная мотивация Средний

2. Положительный эмоциональный фон учебной дея- Средний

тельности

3. Целеполагание Средний

4. Внутренний план экономических действий Высокий

5. Самооценка экономических действий Высокий

6. Самостоятельность, в том числе экономическая Высокий

7. Экономическая успешность ниже среднего

8. Напряженность учебной деятельности Низкий

9. Активность в освоении экономических дисциплин Высокий

10. Экономическая инициатива Высокий

11. Желание иметь собственный бизнес Высокий

12. Экономическая компетентность выше среднего

13. Учебная успешность в целом Высокий

В этом субъектном профиле видна динамика развития субъектных качеств. Особенно примечательно то, что студенты четвертого курса в основном имели свойства высокого уровня развития. Надо учесть, что обследование проводилось весной 2008 года перед началом экзаменационной сессии. Многие студенты уже работали в сфере бизнеса, поэтому подкрепляли теоретические знания практи -ческой деятельностью. Однако было бы неправильно описывать субъектные профили без анализа конкретных студентов, отличительных типов субъектности. Это требует дополнительных исследований.

В результате проведенных исследований можно сделать такие выводы и наметить некоторые перспективы.

Студенты, будущие менеджеры и специалисты по связям с общественностью, имеют элементы готовности к будущей экономической деятельности. Они проявляют заинтересованность в изучении экономических дисциплин, участии в научных студенческих конференциях, посвященных проблемам экономики, написании рефератов и защите курсовых работ по экономике. Эта направленность усиливалась в зависимости от года обучения. В конце IV курса обучения у студентов проявились наиболее важные признаки субъекта будущей экономической деятельности - готовность открыть свой бизнес, экономическая инициатива и т. п. Если студенты проявляли самостоятельность и активность при изучении экономических дисциплин, они становились субъектами будущей экономической деятельности. Удалось выявить обобщенные субъектные профили студентов раз -ных курсов, свойства которых развивались. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение критериев и факторов, определяющих типы субъектов экономической деятельности в на -чале карьеры и ее завершении.

Список литературы

1. Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе / отв. ред В.И. Кузнецов. - М.: ИМЭМО, 1990.

2. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы М. Алле // THESIS. Риск, неопределенность, случайность. - 1994. - Вып. 5. - С. 217-241.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Болотова А.К., Яксина И.А. Индивидуальный и групповой коучинг в тайм-менеджменте / Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества, 18-21 сент. 2007. - Ростов н/Д, 2007. - Т. 1. - С. 153-154.

103

5. Вяткин А.П.Факторная модель экономической направленности личности / Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества, 18-21 сент. 2007. - Ростов н/Д, 2007. - Т. 1. - С. 204.

6. Горбунов Ю.В. К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников./ Материалы IV Всероссийского съезда Российского общества психологов, 18-21 сент. 2007. - Ростов н/Д, 2007. - Т. 1. - С. 251.

7. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков; РАН, Институт психологии. - М.: ИП РАН, 1995.

8. Заславская Т.И. Бизнес - слой российского общества. Сущность, структура, статус / Т.И. Заславская // Социологически исследования. - 1995. - № 3. -С. 3-12.

9. Морозюк Ю.В. Психология субъекта экономической деятельности: авто-реф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2006.

10. Морозюк Ю.В. Психологические особенности субъекта экономической деятельности в контексте экономической безопасности социально-экономических систем: моногр. - М.: МПГУ, 2005. - 160 с.

11. Казанская В. Г. К исследованию личности студента в экономическом пространстве // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества, 18-21 сент. 2007. - Ростов н/Д, 2007. - Т. 2. - С. 173.

12. Казанская В.Г. Личность в экономическом пространстве // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Серия Психология. - СПб., 2007. - С. 117-134.

13. Казаринов В.В. Интегральный подход к исследованию экономической социализации личности // Материалы IV Всероссийского съезда Российского общества психологов. - Ростов н/Д, 2007. - Т. 2. - С. 77.

14. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, пер. с англ.: в 2 т. - М.: ИНФРА-М, 2000.

15. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: учеб. пособие / ред. А.Г. Гриндина. - М.: Аспект Пресс, 1999.

16. Нейман Дж. Фон Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / под ред. Н. Воробьева. - М., 1970.

17. Психология: учебник / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2003.

18. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М., 1997.

19. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 1997.

20. Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: МГУ, 1980.

21. Тышка Т., Соколовска Й. Когнитивные представления о социо-экономических феноменах / Психол. журнал. - 1993. - Т. 14. - № 3. - С. 67-78.

22. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, - М.: МГУ, 1980.

23. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело; Оа1а!!аху, 1993.

24. Экономическая школа: периодич. науч.-поп. ж-л. - Вып. 2, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.