Научная статья на тему 'Формирование экономического механизма привлечения рыбообрабатывающих производств в малые города и береговые поселения Приморского края'

Формирование экономического механизма привлечения рыбообрабатывающих производств в малые города и береговые поселения Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маякова А. А.

Предлагается подход опосредованного управления к организации управления районными экономическими системами, применимыми для развития береговой рыбообрабатывающей базы городов и поселков Приморского края. Показано, что в управлении развитием промышленного комплекса города основным объектом воздействия становится производственная инфраструктура. Именно через ее ускоренное развитие или ускоренное предложение лучших условий для размещения производства или производственного капитала может строиться реальное управление развитием промышленности конкретного, в том числе прибрежного, города и района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of economic mechanism for attraction the fish-processing enterprises to small towns and coastal settlements of Primorye

Highly developed coastal fishery would become an important part of economic complex of Primorye. It can give an impulse for coastal industry development and for creation the system of fish production realization through the wholesale fish markets. As a result, new created workplaces will promote decreasing of social problems in coastal settlements, and perhaps one of the most important problems of national security, as fastening the population growth in the Far East of Russia, will be decided. For these reasons, an approach is proposed to regional economic systems management for development of coastal fish-processing base in small towns and settlements. The main object of managing is industrial infrastructure. Through its accelerated development and improved conditions for industrial production or industrial capital accommodation, the whole economic complex can be developed. The main administrative problem here is the maintenance of advancing development of infrastructure in perspective direction determined by each area/town specialization. So, new division of the control system is offered the center of strategic development of an area/town. Its activity includes studying of local productive forces and creation of favorable information environment for industrial investments (advertising inviting campaigns, exhibitions, fairs on vacancies, etc.). On the basis of operative information on environment, industries efficiency, behavior of buyers, and other parameters, the center should introduce new kinds of production to prevent stagnation in local economy.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического механизма привлечения рыбообрабатывающих производств в малые города и береговые поселения Приморского края»

2007

Известия ТИНРО

Том 148

УДК 338.45.639.2/.3

А.А. Маякова (Дальрыбвтуз, г. Владивосток)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В МАЛЫЕ ГОРОДА И БЕРЕГОВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Предлагается подход опосредованного управления к организации управления районными экономическими системами, применимыми для развития береговой рыбообрабатывающей базы городов и поселков Приморского края. Показано, что в управлении развитием промышленного комплекса города основным объектом воздействия становится производственная инфраструктура. Именно через ее ускоренное развитие или ускоренное предложение лучших условий для размещения производства или производственного капитала может строиться реальное управление развитием промышленности конкретного, в том числе прибрежного, города и района.

Mayakova A.A. Forming of economic mechanism for attraction the fish-processing enterprises to small towns and coastal settlements of Primorye // Izv. TIN-RO. — 2007. — Vol. 148. — P. 353-358.

Highly developed coastal fishery would become an important part of economic complex of Primorye. It can give an impulse for coastal industry development and for creation the system of fish production realization through the wholesale fish markets. As a result, new created workplaces will promote decreasing of social problems in coastal settlements, and perhaps one of the most important problems of national security, as fastening the population growth in the Far East of Russia, will be decided.

For these reasons, an approach is proposed to regional economic systems management for development of coastal fish-processing base in small towns and settlements. The main object of managing is industrial infrastructure. Through its accelerated development and improved conditions for industrial production or industrial capital accommodation, the whole economic complex can be developed. The main administrative problem here is the maintenance of advancing development of infrastructure in perspective direction determined by each area/town specialization. So, new division of the control system is offered — the center of strategic development of an area/town. Its activity includes studying of local productive forces and creation of favorable information environment for industrial investments (advertising inviting campaigns, exhibitions, fairs on vacancies, etc.). On the basis of operative information on environment, industries efficiency, behavior of buyers, and other parameters, the center should introduce new kinds of production to prevent stagnation in local economy.

Прибрежное рыболовство может стать важной составляющей экономики рыбохозяйственного комплекса Приморского края, дать импульс для развития береговых рыбоперерабатывающих предприятий и создания системы реализации рыбной продукции через оптовые рыбные рынки, создать новые рабочие места и способствовать снижению социальной напряженности в береговых поселениях Приморского края. Прибрежное рыболовство будет способствовать решению и

353

такой важной государственной задачи, как закрепление населения на слабозаселенном побережье Приморского края.

Береговое обрабатывающее производство на конец 2003 г. было сосредоточено на 108 предприятиях, расположенных по всему побережью Приморского края от зал. Посьета на юге до пос. Светлая на севере. Первоначально эти рыбообрабатывающие предприятия создавались для переработки рыбы и других объектов, выловленных в прилегающих районах прибрежья силами не только своего ловецкого цеха, но и расположенных рядом рыболовецких колхозов, поэтому основными видами обработки на этих предприятиях изначально были и остаются в настоящее время посол, консервация и замораживание (Программа развития ..., 2004). В городах Приморского края были созданы рыбокомбинаты для выпуска продукции улучшенного ассортимента (холодного и горячего копчения, сушеной, вяленой, кулинарной и др.) для снабжения местного населения, а также вывоза в другие регионы Российской Федерации. Городские рыбокомбинаты, в отличие от обрабатывающих предприятий, расположенных по побережью, работают, как правило, не на свежем сырье, а в большей степени на мороженых и в меньшей — на соленых полуфабрикатах. В свою очередь прибрежные комбинаты, в зависимости от территориального расположения и видового состава перерабатываемого сырья, зачастую специализировались на производстве достаточно ограниченного ассортимента рыбной продукции. К тому же в последние годы в развитии малых городов и поселений по всему Приморскому краю проявляются застойные явления (Стратегия ..., 2004; Экономика ..., 2006).

Изучение отечественного и зарубежного опыта управления экономическим развитием малых городов и поселений показало, что не существует единого понимания этого процесса. Можно отметить, что цель развития города — увеличение благосостояния населения, его образования и культуры. Развитие населения непосредственно связано с развитием промышленного производства (Чуркин, Шабашев, 2005). Под развитием промышленного производства мы понимаем его переход из существующего качественного состояния в более сложное и совершенное, более эффективное, использующее новый уровень производственных процессов. Это требует от населения развития рабочей силы, образования и приводит к повышению на этой основе уровня жизни.

В современных условиях управление и регулирование экономики города и районов местного самоуправления на условиях индикативного планирования возможно путем создания и управления инфраструктурой для обслуживания привлекаемого капитала. В настоящее время отдельные районы и территории вступают в конкуренцию за привлечение главных мобильных факторов развития этих территорий — людских ресурсов и капитала. Руководство районов (городов) стоит перед сложной проблемой. С одной стороны, требуется организовать процесс управления развитием территории, с другой — у администрации нет практических рычагов прямого воздействия на действующие предприятия и привлекаемый капитал.

В настоящей работе экономику города (района) предлагается рассматривать в качестве аналога комплексного предприятия, состоящего из более мелких (частных), находящихся на одной территории, которое вступает в конкурентные взаимоотношения с другими подобными образованиями за ресурсы, и прежде всего за трудовые и инвестиционные, т.е. эти предприятия сами вступают в конкурентные отношения между собой на территории города, что вносит существенное отличие в схему определения конкурентоспособности всей территории города.

Развитие территории в современных условиях неразрывно связано с привлечением капитала. При этом предполагается, что это автоматически дает дополнительные рабочие места, увеличение уровня жизни населения, налоговые поступления в местные бюджеты и другие преимущества. Эффективность этого процесса должна определяться с учетом издержек при привлечении этого капитала, связан-

ных с организацией экономических условий эффективного функционирования привлекаемых финансовых ресурсов. Предприятия, уже находящиеся на данной территории, оказываются в условиях, которые могут рассматриваться как инфраструктурные, обеспечивающие определенные преимущества привлечения капитала по отношению к предприятиям за пределами данной территории.

Следует отметить важное организационное свойство районной производственной системы: ее инфраструктура должна быть избыточной относительно мощностей привлекаемого производства (капитала). В современной иерархически устроенной экономической системе со стороны администрации города (района) реально управляемо только вспомогательное инфраструктурное производство, которое обеспечивает нормальное функционирование основного производства, определяющего специализацию экономики данного района. При этом главная управленческая задача развития района состоит в обеспечении опережающего развития инфраструктуры под прогнозные или перспективные виды производств, определяющие специализацию города (района). Затраты, понесенные городским хозяйством по обеспечению этой инфраструктуры, должны рассматриваться также в целом.

Организация привлечения инвестиций в экономику малых городов может быть структурирована исходя из уровня управления следующим образом:

— на микроуровне, т.е. на предприятии;

— на мезоуровне — на уровне региона;

— на макроуровне — на уровне государства.

Каждый уровень имеет как свои специфические цели, задачи, так и объекты управления.

На уровне предприятия объектом управления при осуществлении инвестиционной деятельности являются непосредственно производственный процесс, отдельный инвестиционный проект и получение прибыли. На региональном уровне объектом управления, помимо конкретных предприятий, проектов, можно назвать факторы, определяющие инвестиционную привлекательность отрасли и района. Уровень государственного управления, помимо указанных объектов, может включать факторы инвестиционной привлекательности страны. Влияние региональных, государственных органов власти на инвестиционную деятельность предприятия происходит прямо (через участие в реализации инвестиционного проекта) либо косвенно (формирование благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов), что позволяет разделять методы управления на прямые и косвенные.

Взаимное согласование целей сторон, участвующих в формировании инвестиционного процесса в районе (городе), возможно при соблюдении компромиссов, которые достигаются в основном за счет улучшения производственной инфраструктуры данного района (города) или уступок принимающей стороны. Эти компромиссы должны выступать в качестве предельных ограничений, задаваемых априорно центральным органом управления района (города). К таким ограничениям относятся:

1) степень ухудшения экономической безопасности жизнедеятельности существующих предприятий района (города);

2) допустимое загрязнение окружающей среды при использовании привлекаемых технологий;

3) степень криминализации экономики;

4) степень социальной напряженности.

К издержкам привлечения капитала необходимо отнести затраты по организации рекламной кампании, трансакционные издержки района (города) во внешней, относительно данного города, деятельности, содержанию дополнительного административного и охранного аппарата, а также недополучение налогов из-за льгот по налогообложению, предоставленных данному району (городу).

С точки зрения интересов государства районы (города) могут рассматриваться в качестве аналога отдельных предприятий. Мы считаем, что в современных условиях России должна использоваться концепция мозаичного развития экономики территории. Она предполагает создание временного приоритета на развитие отдельных районов (городов) — точек роста, связанных с интересами государственного развития. Поэтому цели, стоящие перед районами (городами), могут (и должны) ставиться и контролироваться государственными органами более высокого уровня, чем региональные и отраслевые.

В качестве критерия эффективности привлечения капитала предлагается применять показатель конкурентоспособности района (города), который должен отражать эффективность затрат данного района на привлечение капитала относительно районов-конкурентов в данном регионе. Его можно использовать также в качестве критерия эффективности деятельности администрации города при решении проблемы привлечения капитала на территорию. В общем случае эффективность района (города) по привлечению капитала за календарный период времени можно определить показателем конкурентоспособности территории города (КГ) по предлагаемой автором формуле:

3 '

где КГ — конкурентоспособность города по привлечению капитала; ПК — привлеченный капитал (технологии в денежном выражении); 3 — затраты принимающей стороны на создание инфраструктуры функционирования капитала.

С помощью таких показателей конкурентоспособности территории города можно определить те направления инвестиций в город, под которые целесообразно привлекать капитал на данную территорию согласно имеющимся и формируемым администрацией инфраструктурных ресурсов.

Следующим важным показателем, определяющим рекомендуемую структуру производства эффективности территории города, может стать показатель средней прибыльности (рентабельности) капитала в данной отрасли хозяйства в расчете на единицу вложенного капитала (Сепик, 2005). Для информирования потенциальных инвесторов администрация должна давать проекты-прогнозы согласно территориальной специализации (а может быть, и вопреки ей).

Мы считаем, что выполнение главной задачи ускоренного привлечения капитала в город или район должно быть на основе разных качественных оценок эффективности проекта для принимающей стороны. Проекты могут решать разные задачи: технические, социальные, повышения качества продукции. Для их реализации необходимо разрабатывать соответствующие льготы по налогообложению исходя из ценности того или иного бизнеса, технологий для региональной экономики. Конкурентоспособность города становится главным показателем, обеспечивающим ускоренное экономическое развитие.

В качестве конечного результата привлечения капитала в развитие отсталых районов и городов можно предложить показатель замещения дотаций доходами, получаемыми на территории города. Обычно для отсталой территории (комплекса производств на территории и т.п.) получаемые с территории налоги меньше дотаций, ей выделяемых. Это можно отразить формулой:

IТ, <1 д,

где Т. — налог .-того вида, изымаемый с территории, Д. — дотация ]-того вида, получаемая территорией.

Затраты на привлечение инвестиций можно считать оправданными, если через приемлемый расчетный срок в экономике города в результате капитальных вложений выполняется условие:

х т.+ЕЛТ, >Х Д+Еле ,

где ЛТ. — приращение поступлений к исходной базе за счет увеличения налогов и других платежей от привлеченного капитала; ЛЕ. — экономия денежных средств за счет прекращения выплат по безработице (увеличение рабочих мест в связи с созданием зоны и т.д.).

Для определения конкурентоспособности предприятия могут быть выбраны отдельные показатели (рентабельность продукции или услуг, их качество, доля предприятия на рынке данной продукции или услуг), по которым можно произвести сравнение с соответствующими показателями предприятий той же отрасли.

Для организации ускоренного и стабильного развития экономики города (района) предлагается использовать модифицированную программно-целевую структуру, дополняющую действующую структуру управления города (см. рисунок).

Местоположение целевой структуры в управлении экономикой городского округа Site of target structure in management of economy of city district

Если рассматривать территорию в качестве комплексного предприятия, которое в свою очередь состоит из отдельных предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на его территории, то конкурентоспособность района может определяться усредненной конкурентоспособностью всех предприятий, действующих на территории района (города). Конкурентоспособность территории может рассматриваться и в разрезе отдельных отраслевых направлений развития города.

Современное российское законодательство не дает управленческим структурам города активно вмешиваться в развитие и организацию промышленных комплексов, поэтому именно промышленная инфраструктура является главным системообразующим фактором локального территориально-производственного комплекса. Это принципиальная особенность управления малым городом в современных условиях.

Таким образом, нами предлагается подход опосредованного управления экономическими системами. Если в традиционных схемах управления экономическими системами воздействие управляющей подсистемы осуществляется непосредственно на основное производство, то в управлении развитием промышленного комплекса города основным объектом воздействия становится производственная инфраструктура. Именно через ее ускоренное развитие или ускоренное предложение лучших условий для размещения производства или производственного капитала может строиться реальное управление развитием промышленности города и района.

В системе управления развитием города предлагается новое подразделение — центр стратегического развития города (района). В его задачи можно

включить изучение местных производительных сил, создание благоприятной информационной среды для производственных инвестиций (проведение рекламной зазывающей кампании, выставок, ярмарок по вакансиям предложения свободной инфраструктуры), выпуск рекламных проспектов с этой информацией, создание бизнес-инкубатора, разработку программ развития города (района) и привлечения производственного капитала.

В задачи этой структуры может входить организация активной рекламной кампании, обеспечивающей упреждающее информационное сопровождение, моделирование ситуации со стороны потенциального инвестора, предложение вариантов проектов для местного бизнеса и многое другое. По иерархии этот отдел должен стоять выше функциональных и линейных руководителей. Учитывая важность перспективной деятельности, эта структура должна подчиняться непосредственно лицу, осуществляющему руководство.

Эффективность предлагаемой структуры в том, что этот отдел на основе оперативной информации, поступающей от внешней среды, анализа эффективности существующего производства, поведения покупателей и множества других параметров позволит оживить процесс управления, предотвращать застойные явления в рамках действующей системы управления местной экономики, активнее внедрять новые виды продукции.

Активное привлечение производственного капитала в промышленность малых городов и поселений прибрежной зоны Приморского края позволит:

повысить доходы и снизить социальные противоречия основной части населения прибрежных поселений, увеличить активность малого бизнеса в рыбохо-зяйственном комплексе вследствие снижения коммерческих рисков, уменьшить отток экономически активной части населения побережья;

укрепить экономические связи между товаропроизводителем, оптовым покупателем и потенциальным инвестором на местных и региональных рынках;

оптимизировать структурные пропорции рыбохозяйственного комплекса и уменьшить остроту экологических проблем вследствие уменьшения концентрации производства рыбопродукции;

увеличить загрузку производственных мощностей флота и береговых предприятий по переработке рыбы и сопутствующих производств (транспорт, торговля, глубокая переработка, судоремонт, снабжение, сетеснастное и тарное хозяйство и пр.).

Таким образом, ускоренное развитие прибрежных территорий должно опираться на рыбоперерабатывающую отрасль. Развитие малых городов по побережью может стать основным фактором реализации программы развития рыбохо-зяйственного комплекса Приморского края.

Литература

Программа развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края

на 2004-2010 гг. — Владивосток: ТЦСР, 2004. — 196 с.

Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход // Регион: экономика и социология. — 2005. — № 2. — С. 197-205.

Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 20042010 гг. — Владивосток: ТЦСР, 2004. — 337 с.

Чуркин В.Г., Шабашев В.А. Совершенствование структуры управления социально-экономическим развитием города // Регион: экономика и социология. — 2005. — № 1. — С. 187-191.

Экономика и социальная сфера муниципальных образований: Стат. сб. — Владивосток: Приморскстат, 2006. — 120 с.

Поступила в редакцию 11.12.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.