Научная статья на тему 'Сахалин как мультипликатор экономического развития Дальнего Востока'

Сахалин как мультипликатор экономического развития Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
212
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хорошавин А.В.

Сегодня Сахалинская область является зоной ускоренного роста и качественного преобразования экономики. Энергия и скорость её развития создают благоприятные условия для привлечения инвестиций, формирования новой инновационной экономики, реализации крупных проектов, многие из которых влияют на состояние экономики соседних территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sakhalin province is a region of rapid growth and qualitative structural changes in economy. It gives a solid basis for attracting investment, innovative economy development, and for realizing the large projects, many of which affects on economy of neighboring regions.

Текст научной работы на тему «Сахалин как мультипликатор экономического развития Дальнего Востока»

Сегодня Сахалинская область является зоной ускоренного роста и качественного преобразования экономики. Энергия и скорость её развития создают благоприятные условия для привлечения инвестиций, формирования новой инновационной экономики, реализации крупных проектов, многие из которых влияют на состояние экономики соседних территорий.

Сахалин как мультипликатор экономического развития Дальнего Востока

А. В. ХОРОШАВИН,

губернатор Сахалинской области

Сахалинская область является сегодня зоной максимального экономического роста по темпам развития среди территорий на только Дальнего Востока, но и всей России. В 2006 г. индекс промышленного производства составил 131,1%, а в 2007 г. он увеличился в 2,1 раза. Во многом данный рост обусловлен реализацией нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

На 14-30% в год на одного занятого увеличивались в 2005-2007гг. выработка валового регионального продукта, налоговая и инвестиционная отдача экономики, реальные доходы населения, финансовый сальдированный результат, платёжеспособность предприятий и организаций. В 2007 г. наблюдалось некоторое снижение инвестиций в основной капитал области - 125,9 млрд руб. (84% к уровню 2006 г.), однако они увеличились более чем в четыре раза к уровню 2001 г. и составили треть всех инвестиций в округе. По привлечению иностранных инвестиций (5 млрд дол. в 2007 г.) область занимает первое место как по абсолютным, так и по удельным (на 1 рубль валового регионального продукта) показателям.

В последние годы правительство России всё чаще обращается к проблемам развития Дальнего Востока, ставится задача © ЭКО 2008 г.

РЕГИОН

4 ЭКО №1, 2009

превращения его в действительный форпост России в Азиат -ско-Тихоокеанском регионе с развитой экономикой, современной транспортной инфраструктурой, наличием постоянного населения. Принятая в 2006 г. «Стратегия развития Сахалинской области на период до 2020 г.» в целом направлена на то, чтобы Дальний Восток стал привлекательным местом для жизни людей (табл. 1).

Таблица 1

Показатели базового сценария Стратегии развития Сахалинской области в 2005—2020 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2010 2015 2020

Численность постоянного населения, тыс. чел. 529,3 523,7 519,9 516,2 521 529

Естественный прирост (убыль), чел. на 1000 населения -6 -3,8 -2,3 -0,8 + 1,2 +2,3

Миграционный прирост (убыль), чел. на 10 тыс. населения -55,8 -57,8 -27,4 -12,4 +8 +11

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 60,6 62,8 63,8 65,6 69 75

Численность занятых в экономике, тыс. чел. 277,8 287,4 287,3 283,9 307 321

Валовой региональный продукт, млрд руб. 121,1 152,1 258,3 374,3 713,6 933,0

Производительность труда, тыс. руб. на одного занятого 0,435 0,529 0,900 1,318 2,324 2,907

Среднемесячная заработная плата, руб. 15243 18842 19679 26512 47386 74276

Стратегической задачей на 2008-2020 гг. является обеспечение благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующих уровню развитых стран Европы. Очевидно, что достичь этого можно только посредством создания «новой экономики» - высокоэффективной, конкурентоспособной, инновационной, сбалансированной, экологически безопасной.

Основа экономики Сахалинской области - промышленность, от эффективности функционирования которой зависит реализация стратегических целей развития. В отраслях промышленности занято почти 20% работающего населения, создаётся около 60% ВРП (2006 г.). Доминирующее положение занима-

ет нефтегазовый сектор, на долю которого в 2007 г. приходилось 90% общего объема промышленного производства.

Проекты «Сахалин»

Сегодня в области реализуются проекты «Сахалин-1», «Са-халин-2».

Проект «Сахалин-1» - пример экономически эффективной добычи нефти в сложных условиях. При добыче нефти и газа используются новейшие технологические разработки, которые повышают успешность и снижают стоимость геологоразведочных работ, обеспечивая высокоэффективное бурение с минимальными затратами времени. Морские сооружения проекта («Ястреб», «Орлан») могут противостоять экстремальным сейсмическим и ледовым нагрузкам. К тому же сооружения типа «Ястреб» для наклонного бурения значительно экономичнее крупных морских сооружений с высокими капитальными затратами и эксплуатационными расходами.

До начала реализации проекта «Сахалин-1» была разработана и выполнена программа сбора данных по ледовой обстановке, создана комплексная база данных, определены критические значения ледовых нагрузок, что позволяет безопасно и эффективно проводить работы по добыче нефти и газа.

Крупнейший интегрированный нефтегазовый проект «Саха-лин-2» был создан для добычи углеводородов в Охотском море на северо-восточном шельфе Сахалина. Сооружения проекта -это, в первую очередь, морская добывающая платформа «Мо-ликпак» и платформа «Пильтун-Астохская-Б». На платформе «Моликпак» впервые в России была внедрена система, минимизирующая объёмы сжигания попутного газа на факеле. Успешная реализация первого этапа освоения с её использованием позволила получить важные промысловые и эксплуатационные данные, включая результаты экологического мониторинга, которые применяются в реализации второго этапа проекта.

Платформа «Пильтун-Астохская-Б» представляет собой интегрированную нефтегазодобывающую платформу, оснащенную буровым оборудованием, которая будет добывать

РЕГИОН

4*

нефть и попутный газ на Пильтунской площади. Платформа установлена в 12 км от северо-восточного побережья о. Сахалин в открытом море на глубине 32 м, оснащена оборудованием для бурения, распределения углеводородов, жидкостей/воды, хранения химических материалов и жилым комплексом. Для обеспечения максимальной безопасности технологическое оборудование, вспомогательные системы и жилые помещения размещаются в разных зонах.

Второй этап проекта «Сахалин-2» - один из крупнейших комплексных нефтегазовых проектов в мире. Он включает в себя несколько крупных проектов, одновременно осуществляемых с «нуля» в условиях субарктического климата: изготовление и установка двух новых добывающих платформ «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б»; прокладка 300 км трубопроводов и подключение платформы «Моликпак» к новой системе морских трубопроводов; объединение берегового технологического комплекса; создание транссахалинской трубопроводной системы; строительство завода по производству сжиженного природного газа; строительство нового терминала отгрузки нефти на берегу Анивского залива. В этих проектах запасы газа составляют 471 и 670 млрд м3, извлекаемые запасы нефти - 248 и 126 млн т, соответственно.

По проекту «Сахалин-3» основным направлением работ является поиск залежей нефти и газа в ловушках Нижнену-товского и Дагинского нефтегазовых комплексов, суммарный нефтегазовый потенциал которых оценивается в 240 млн т нефти и 350 млрд м3газа. Основные перспективы прироста ресурсной базы до 2010 г. и в 2011-2020 гг. связаны с реализацией проектов «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Суммарный потенциал (с учётом риска) на этих объектах оценивается в 280 млн т нефти и 650 млрд м3 газа.

Корпорации и демографическая ситуация

Вполне очевидно, что прогнозируемые запасы нефти и газа позволяют строить планы на будущее и дают основание для развития экономики области. Масштабные проекты могут быть реализованы только крупными отечественными и транснациональ-

ными корпорациями. И администрация области вместе с правительством РФ продуктивно работают в этом направлении.

Транснациональные корпорации превращают заметную часть экономики области в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса, высокий технический уровень и соответствующее мировым рынкам качество продукции, достаточную эффективность производства, современные формы менеджмента и управления предприятиями. Однако политика крупных корпораций всегда будет направлена на обеспечение собственной устойчивости (замкнутые циклы производства, подготовка и назначение кадров, создание кооперационных связей, разработка новых технологий и др.).

Экономический и социальный эффект от деятельности корпораций неоднозначен. С экономической точки зрения они обеспечивают рост производительности и интенсификации производства, наращивание производственных мощностей и пр. Однако типичной чертой корпораций является сильный контраст между их благополучием, самодостаточностью и серьезными трудностями, наблюдаемыми на территории, где они расположены: неустойчивым развитием производства, инфляцией, безработицей и др. Это характерно как для Сахалина, так и для многих других регионов, в которых работают подобные компании.

В Сахалинской области есть несомненные успехи экономического развития, во многом обусловленные работой транснациональных корпораций и их дочерних компаний. Но при этом происходит отток населения (табл. 2).

Сложившаяся ситуация противоречит концепции развития российского Дальнего Востока, исходным положением которой является повышение геостратегической устойчивости региона за счёт развития человеческого капитала и, следовательно, создания экономических условий, при которых человек предпочел бы жить и работать в регионе, в том числе и на Сахалине. Две трети территории области относится к сравнительно благополучным зонам, благоприятным для жизни человека и формирования постоянного населения.

Таблица 2

Демографическая ситуация в Сахалинской области в 2005-2007 гг.

Коэффициент 2005 2006 2007

Естественного прироста, чел. на 1000 населения -6,0 -3,8 -2,3

Миграционного прироста, чел. на 10000 населения -55,8 -57,07 -27,4

Основной инструмент для решения данных задач - оптимизация региональной промышленной политики, которая должна быть понятна населению, поддерживаться бизнес-сообществом и обеспечивать максимальный рост заработной платы работающего населения, его максимальную занятость в прогрессивных отраслях экономики. Рост налогов и сборов увеличивает возможность региона в реализации социальных программ.

Основные проекты

Главными проектами новой региональной промышленной политики Сахалинской области в 2008-2020 гг., предусмотренными в Стратегии, являются: увеличение добычи нефти и газа; создание единой трубопроводной сети; строительство нефтеперерабатывающего и нефтегазохимического комплексов; создание прямого железнодорожного сообщения о. Сахалин - материк, реконструкция Сахалинской железной дороги; развитие рыбохозяйственного комплекса; модернизация электроэнергетики и развитие угольной промышленности; развитие лесного хозяйства и лесопромышленного производства.

Развитие промышленности Сахалинской области способно оказать существенное влияние на развитие соседних регионов Дальнего Востока. Здесь наблюдается обоюдная выгода: экономика Сахалина формирует значительный спрос на свою продукцию и услуги со стороны соседних регионов, которые, в свою очередь, получают импульсы развития и совершенствования производственной базы. Так, проекты добычи нефти и газа обеспечивают реализацию экономических проектов по развитию специального судостроения, платформ, бурового машиностроения.

В Норвегии благодаря инвестициям в нефтегазовый сектор развиваются судостроение, транспортная инфраструктура, трубопроводный транспорт, технологии строительства и эксплуатации морских платформ по добыче нефти и газа.

Сооружение платформ - дело капитало- и материалоёмкое. Но освоение данного направления очень важно для России. Недавно в Северодвинске завершились работы по строительству ледостойкой буровой платформы для освоения ресурсов в Северном Ледовитом океане. На Дальнем Востоке начало этого процесса было заложено в 1997 г. на «Амурском судостроительном заводе» - для международного консорциума было построено основание платформы «Моликпак», в 2001 г. была осуществлена буксировка платформы «Орлан» для переоснащения. Уже в 2005 г. в Находке велись работы по строительству бетонных оснований буровых платформ для добычи нефти и газа по проекту «Сахалин-2».

Сегодня открывается значительная перспектива строительства платформ именно на Дальнем Востоке. По прогнозам «Амурского судостроительного завода», для освоения шельфа Сахалина потребуется как минимум 20 платформ. А для дальнейшего развития добычи углеводородов на шельфах Охотского моря - вдвое большего количества платформ. Востребовано также будет оборудование по береговой подготовке нефти и газа, терминалов отгрузки на материковой части побережья Охотского моря с необходимостью изготовления объемных металлоконструкций в заводских условиях с последующей доставкой и установкой на месте размещения. Это даст мощный импульс развития не только для предприятий Хабаровского и Приморского краёв, но и всего Дальнего Востока.

Сегодня предприятия судостроительной отрасли Приморского края говорят о необходимости участия в различных тендерах в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в строительстве конструкций для морских буровых установок и других сооружений, в перспективе возможно и строительство судов. Добыча нефти и газа на шельфе Сахалина является мощным источником грузоперевозок для наливного флота Приморья.

Успешное решение проблемы изучения и освоения нефтегазового потенциала шельфа Охотского моря возможно только

при наличии современного специализированного флота. Сегодня в России и, в частности, в Сахалинской области он не в полной мере отвечает мировым стандартам по части технической оснащённости. В Федеральной целевой программе «Мировой океан» ставится задача организации производства конкурентоспособных технических средств добычи углеводородов на основе приоритетного развития научного и производственного потенциала судостроительной промышленности. Сахалинская область может стать реальным стимулом к развитию судостроительной промышленности, к созданию на Дальнем Востоке мощного нефтегазопромыслового флота.

Влияние на соседние территории

Развитие нефте- и газодобычи в области будет способствовать формированию нефтехимического комплекса в Хабаровском крае. На Комсомольском НПЗ «Роснефть» планируется создание нефте- и газохимического комплекса. Первоначально будет организовано нефтехимическое производство с выпуском около 1 млн т в год высоколиквидной продукции с высокой долей добавленной стоимости - полипропилена, полиэтилена и бензола. После реконструкции его производительность будет составлять 7,5 млн т в год. Предприятие будет представлять собой совершенный, технологически сбалансированный, маневренный и диверсифицированный комплекс с глубиной переработки более 90%.

Нефтегазовая промышленность способствует развитию инструментального производства Хабаровского края (производство твёрдосплавного режущего инструмента, инструмента для буровых работ и другого специального оборудования). Проводимые тендеры участниками проектов дают возможность изготавливать и поставлять оборудование по нефтегазовым проектам. Важно, чтобы имеющиеся предприятия Хабаровского и Приморского краёв, а также Амурской области начали работать с учётом перспектив сахалинской нефтегазодобычи.

Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» уже оказали значительное влияние на развитие транспортной трубопроводной инфраструктуры Дальнего Востока: параллельно действующему нефтепроводу «Оха - Комсомольск-на-Амуре» в 2006 г.

введён в эксплуатацию нефтепровод «Чайво - БТК - Де-Кастри». В стадии строительства находится нефтепровод «БТК - Пригородный - ТОН» («Сахалин-2»), протяженность трассы - 878 км. В период до 2020 г. будет происходить интенсивное наращивание поставок нефти и газа с о. Сахалин, прогнозируется строительство нового нефтепровода «Северный Сахалин - Де-Кастри».

Получает своё развитие система распределения газа. К действующему газопроводу «Оха - Комсомольск-на-Амуре», построенному в 1987 г., подсоединён газопровод «БКП Чайво -Боатасино» («Сахалин-1»), введённый в эксплуатацию в 2005 г. В соответствии с «Программой газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краёв» был реализован проект по строительству газопровода и поставки газа «Сахалин-1» в Хабаровск. Этот важный социально-экономический проект призван обеспечить газом коммунально-бытовой промышленный сектор Хабаровского края. Однако по существующему ныне газопроводу «Оха - Комсомольск-на-Амуре» может прокачиваться всего 4,5 млрд м3газа, чего недостаточно для газификации Приморского края и Еврейской автономной области, создания газохимического комплекса в Комсомольском узле, и тем более - для экспорта в Китай. Поэтому в ближайшие годы возникнет необходимость строительства второго магистрального газопровода с о. Сахалин на Хабаровск и юг Приморья.

Работа научныгх учреждений

Имеются хорошие перспективы для добычи нефти и газа на отдельных территориях Хабаровского и Камчатского края, Магаданской области, участках шельфа Охотского моря. Однако их изученность намного ниже, чем месторождений на шельфе о. Сахалин. В этой связи значительную помощь в проведении исследовательских, геологоразведочных работ могут оказать научные учреждения Сахалинской области.

Институтом «Морской геологии и геофизики» наработан значительный опыт в проведении поисковых работ нефти и газа, сейсмических исследований, показавших свою эффективность при применении их в условиях шельфа, осуществлении

сейсмологического мониторинга по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2». Научно-исследовательский институт «Сахалин-НИПИморнефть» сыграл важную роль в открытии новых нефтяных и газовых месторождений, в выполнении прогнозной оценки ресурсов углеводородов, увеличении добычи нефти, газа и газового конденсата, ускорении буровых работ.

При участии института «Сахалингражданпроект» проведена работа по проектированию нитки нефтепровода «Оха - Комсомольск-на-Амуре». Сегодня он является подрядчиком «Сахалин энерджи», успешно выполнив ряд подрядных работ в рамках проекта «Сахалин-2». Среди них - проектирование объектов поселков строителей и площадок складирования материалов, разработка природоохранной документации и многие другие работы. «Специальным конструкторским бюро средств автоматизации морских исследований» создана концепция единого государственного мониторинга морских газонефтепромысловых акваторий Сахалинского шельфа.

Операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» имеют практический опыт и навыки в проведении работ на нефтегазовых месторождениях. Компанией «Эксон нефтегаз лимитед» («Саха-лин-1») разработаны новые методы трёхмерной сейсморазведки, применены наиболее передовые технологии скоростного бурения, разработана программа сбора данных о ледовой обстановке для получения экологической информации, необходимой для установления проектных эксплуатационных критериев и отвечающих требованиям безопасного и экономически эффективного проведения работ. Совместно с Сахгидрометом и судоходными компаниями была создана комплексная база данных.

Сосредоточение специализированных научных учреждений в Сахалинской области, а также нефтегазодобывающих предприятий может способствовать созданию межрегионального научно-технического кластера или научного нефтегазового комплекса по изучению шельфа Охотского моря. Поэтому в дальнейшем необходимо значительно увеличить масштабы исследовательских, геологоразведочных и других работ, способствующих развитию рационального и эффективного освоения ресурсов нефти и газа в Охотском море путём привлечения и организации сотрудничества с другими регионами Дальнего Востока.

Факторы усиления геостратегического положения

Намечается реализация следующих проектов:

• формирование энергетической инфраструктуры для ускорения и повышения стабильности экономической кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и СевероВосточной Азии. Предполагается активное продвижение ряда энергетических проектов: проекты мощных электроэнергетических мостов «Восточная Сибирь - Китай», «Южная Якутия -Хабаровский край - Сахалин». Сахалинская область имеет все предпосылки формирования крупных центров производства электроэнергии для поставок в Японию;

• строительство мостового (тоннельного) перехода о. Сахалин - материк, железной дороги на участке Селихино - Ныш. Создаются предпосылки к ускоренному экономическому развитию Сахалинской области и северо-восточных районов Хабаровского края, а также возникновению новых транспортных схем для реализации внутрироссийских и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России. Дорога создаст условия для сокращения пробега грузов магаданского, камчатского, чукотско-арктического направлений по сравнению с современной схемой перевозок. Проект сможет принять на себя большую часть связей Сахалин - материковая часть юга Дальнего Востока, осуществляемую ныне в морском каботаже и с помощью железнодорожной паромной переправы. При этом увеличивается надёжность и сокращается себестоимость перевозок. Реализация проекта инициирует создание большого количества новых рабочих мест.

В совокупности указанные факторы будут способствовать усилению целостности экономического и политического пространства Дальнего Востока и России, улучшат геостратегическое положение региона.

Проектируемое в Стратегии развитие угольной промышленности Сахалинской области пойдёт по пути повышения качества и других потребительских свойств угольной продукции с помощью новых технологий обогащения угля и его глубокой переработки. Это будет способствовать повышению его экспортного потенциала и увеличению спроса в регионах

Дальнего Востока особенно в прибрежной полосе. Угли сахалинских разрезов западного побережья с небольшим объёмом поставок к портам вполне могут конкурировать с материковыми углями, завозимыми в прибрежные поселения Дальнего Востока по сложным транспортным схемам.

Развитие рыбохозяйственного комплекса в дальнейшем должно пойти по пути кооперации по рыборазведению лососей, развитию марикультуры, взаимодействия между регионами Дальнего Востока в части осуществления координационных научных рыбохозяйственных исследований. Также возможно создание единой транспортной и сетевой среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия добывающего флота и промысловых баз данных в единый комплекс для эффективного регулирования сырьевыми ресурсами рыбного промысла, обмена информацией о результатах мониторинга.

Ассоциации рыбопромышленников Сахалина и Дальнего Востока уже сегодня реально участвуют в решении практически всех ключевых проблем рыбохозяйственного комплекса региона. В их числе - определение общедопустимого улова на научно-промысловых советах, раздел бесплатных квот между объединениями и предприятиями области, согласование списка новых субъектов рыбохозяйственной деятельности, управление ходом сезонного промысла через штабы по проведению путин, соблюдение правил рыболовства и безопасности мореплавания, выполнение требований международных конвенций, подготовка статотчетности.

Развитие прибрежного рыболовства Сахалинской области будет способствовать развитию судостроения и судоремонта на таких заводах, как ОАО «Амурский судостроительный завод», ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», ГУП «Звезда» (Приморский край), судоремонтных предприятий г. Советская Гавань. На судостроительных предприятиях Хабаровского края может осуществляться строительство рыболовецких судов и рыбообрабатывающего оборудования для рыбаков Сахалинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.